что послужило причиной дуэли базарова с павлом
Дуэль Базарова и Павла Петровича
Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно плоскую остроту, мало напоминающую прежний умственный фейерверк. Ему противостоит знакомая «холодная вежливость» дяди.
Оба противника, не признаваясь друг другу и самим себе, немного устали. Враждебность сменилась взаимным интересом. Павел Петрович «…раз даже приблизил свое раздушенное лицо к микроскопу, для того чтобы посмотреть, как прозрачная инфузория глотала зеленую пылинку…». Слово «даже» здесь вполне уместно. Впервые он решил полюбопытствовать, на чем строит аргументы его противник. И тем не менее, на этот раз пребывание в доме Кирсановых завершается для Базарова дуэлью. «Я верю, что вам нельзя было избегнуть этого поединка, который… до некоторой степени объясняется одним лишь постоянным антагонизмом ваших взаимных воззрений», – путаясь в словах, произносит по окончании дуэли Николай Петрович. Непроизвольно выговаривает самое главное. «Антагонизм воззрений» участвовал «до некоторой степени» и вряд ли бы привел к поединку. Если бы не… Фенечка.
«Фенечке нравился Базаров», но и она ему нравилась. Он держался с нею «вольнее и развязнее», их сблизило «отсутствие всего дворянского». Описанные в начале главы посещения, разговоры, медицинская помощь – свидетельства все увеличивающейся взаимной симпатии. Симпатии, которая неизбежно переросла бы в чувство. Если б оно объяснялось объективными причинами, а не сваливалось, порой назло нам, с неба; «болезнью», от которой нет спасения. Так и Фенечка искренне полюбила немолодого Николая Петровича. И вовсе случайно оказалась на месте свидания в саду, в той самой беседке, где когда-то познакомилась с учтивым деликатным гостем. По итогу этой встречи Базаров имеет основания иронически поздравлять себя «с формальным поступлением в Селадоны». Теперь герой ведет себя попросту непорядочно, грубо, по-лакейски заигрывая. В журнальном варианте романа сдержанный Тургенев прямо говорил: «Ему (Базарову) и в голову не пришло, что он в этом самом доме нарушил все правила гостеприимства». Литературоведы раскрыли здесь психологическую подоплеку – потерпев поражение с аристократкой Одинцовой, он хочет проверить, не легче ли завоевать чувства бедной простодушной Фенечки. Оказывается, в любви просто не бывает. «Грешно вам, Евгений Васильич», – произносит женщина с «неподдельным упреком».
Павел Петрович потребовал поединка. Он захватил даже палку, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова старший Кирсанов отошел уже от своих аристократических «принсипов». Тургенев передает реплику старого слуги, который был «по-своему аристократ, не хуже Павла Петровича». Не кровавый поединок поразил Прокофьича: он «толковал, что и в его время благородные господа дирывались». Щепетильному хранителю устоев не пришелся по душе выбор соперника: «дирывались» «только благородные господа между собою». Настоящему аристократу не следовало снисходить до простолюдина: «а этаких прощелыг за грубость на конюшне отодрать велели».
«Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!» – возмущается Базаров после того, как за его противником захлопнулась дверь. «…Вот что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь», – пытается он объяснить себя в разговоре с Аркадием. Раздражение, как обычно у героя, маскирует внутреннее недоумение и растерянность. Пришлось и ему, в свою очередь, убедиться в ограниченности собственных «прынципов». Оказывается, есть ситуации, когда только поединком можно отстоять свое достоинство: «Отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы и тогда (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы)…»
В середине века дуэль уже переходила в разряд анахронизмов, отчасти даже смешных. Перо Тургенева рисует множество юмористических подробностей. Начинается дуэль приглашением в секунданты Петра-камердинера, который «уж конечно, малый честный», но перетрусил до крайности. А заканчивается трагикомической раною «в ляжку» Павла Петровича, надевшего, будто нарочно, «белые панталоны». Меж тем эпизод поединка – важнейший в идейном развитии романа. Важно не то, что Базаров «не трусил», как и Павел Петрович. Силу духа, присущую обоим героям, Тургенев отмечал и ранее. Дуэль помогает преодолеть внутреннюю ограниченность. На поединке, когда взаимное отторжение, казалось, достигло предела, меж дуэлянтами возникают простые человеческие отношения. Базаров обращается к Павлу Петровичу как к доброму знакомому: «А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного. Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта». Кирсанов вдруг соглашается: «Вы правы… Экая глупая физиономия».
Мы помним, как горячо обсуждали они крестьянский вопрос. Каждый из них был убежден, что только ему досконально известно, в чем нуждается и о чем думает русский мужик. Перед началом дуэли Базаров замечает мужика, прошедшего мимо него и Петра не поклонившись. Мгновение после дуэли он возвращается. Крестьянин на этот раз снимает шапку с внешне покорным видом, подтверждающим мысль об его «патриархальности». Прежде Павел Петрович этим бы удовлетворился. Но теперь вдруг задает своему вечному оппоненту заинтересованный вопрос: «Как вы полагаете, что думает теперь о нас этот человек?» В ответе Базарова звучит недоумение совершенно искреннее: «Кто ж его знает!» Молодой нигилист отказывается от монополии на истину не только для себя. Он готов признать, что и «темный» мужик обладает сложным духовным миром: «Кто его поймет? Он сам себя не понимает». «Понимание» вообще ключевое слово данного эпизода: «Каждый из них сознавал, что другой его понимает».
► Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:
Сочинение Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода
Эпизод дуэли между двумя главными героям Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым является ключевым моментом в романе «Отцы и дети», поскольку именно эта сцена представляет собой кульминацию главного конфликта произведения: противостояния «отцов» в лице старого поколения и «детей», представляющих молодых людей, настроенных прогрессивно и отрицающих все ценности «отцов». Это кульминация не только конфликта поколений, но и конфликта между новыми и старыми ценностями, принципами и основами мировоззрения.
Предпосылкой для конфликта стало не только идейное противостояние и личная неприязнь между Базаровым и Кирсановым, но и вполне конкретный повод. Дело в том, что Евгений, не считающий своим долгом уважать Павла только потому, что он старше его и относится к знатному аристократическому сословию, ухаживает за Фенечкой, в которую Кирсанов тайно влюблён. Став случайным свидетелем поцелуя между ними, Павел Петрович приходит в ярость и вызывает на поединок ненавистного нигилиста. Базаров спокойно соглашается на дуэль, ведет себя расслабленно и даже находит в разговоре место для шуток и иронии.
Несмотря на то, что внешне молодой человек выглядит уверенным, в глубине своей души он сильно волнуется и более того, поддавшись страху, он начинает писать письмо своему отцу, которое стало бы его прощанием с родными перед смертью. Однако разум берет верх над всеми тревогами, Базаров разрывает письмо и решает, что он еще долго будет «маячить» на свете. Тут стоит отметить, что Тургенев выбрал именно «маячить», а не «жить». Это заставляет нас задуматься, является ли существование отказавшегося от чувств и эмоций нигилиста Базарова настоящей жизнью.
Наконец, наступает день дуэли. Оба соперника являются на заранее оговоренное место. Павел Петрович скрывает волнение под маской уверенности и серьезности, молодой же человек прячет страх за шутками и иронией. Однако маска Кирсанова слетает стоит пистолету Евгения выстрелить. От довольно незначительного ранения Павел Петрович падает в обморок, Базаров же резко забывает о былой неприязни и бежит на помощь своему противнику.
После дуэли отношения между ними внешне становятся чуть лучше, Кирсанов, держа на молодого человека глубокую обиду, стесняется своей былой заносчивости, поэтому решает скрывать свою неприязнь и непривычно много общается и шутит с Базаровым. Когда же Евгений уезжает из их имения, они холодно жмут друг другу руки на прощанье.
Анализ этого ключевого эпизода даёт нам понять, что он является развязкой конфликта всего произведения и одновременно служит завязкой к дальнейшим событиям, которые дадут однозначный ответ, какого же мнение самого Ивана Сергеевича Тургенева на главный вопрос его романа «Отцы и дети»: Может ли человек жить разумов, навсегда отвергнув все человеческие чувства, эмоции и переживания?
Вариант 2
Роман Ивана Сергеевича Тургенева является мировой классикой в литературе. В романе описывается конфликт поколений и жизненных принципов.
Молодой и целеустремленный студент Евгений при знакомстве с аристократом и консерватором Павлом Петровичем уже проявили друг к другу некую неприязнь. Они даже не пожали друг другу руку, потому что Кирсанов посчитал ниже своего достоинства протягивать руку человеку, который одет как простак.
Базарова пригласил в гости его друг Аркадий, только он мог понять амбициозного и высокомерного молодого человека. Парень сразу вступил в спор с Кирсановым старшим, ему не нравилось, что Павел Петрович пытался навязать свою мысль.
Кирсанов старший даже с некоторым пренебрежением отнёсся к Базарову. Ему не нравились нигилисты, а Базарову не нравились аристократы. Находясь в одном помещении, они обязательно находили повод поругаться друг с другом. Каждый из них жестко высказывал свое мнение по отношению к другому.
Павел Петрович Кирсанов был утонченным человеком, и ему нравилось окружать себя духовными вещами. Базаров же напротив грубый и замкнутый в себе больше возлагал надежды на науку. Базарову нравилось задевать богатого Кирсанова, который то и дело вставлял в свою речь английские слова.
Эти два персонажа прям, ненавидели друг друга и никогда не скрывали своей неприязни. Они всегда находили повод для спора. Через какое-то время их пыл поутих, но напряжение между Кирсановым старшим и Базаровым все же оставалось. В один прекрасный момент это должно было найти выход и нашло.
Павел Петрович был сильно влюблен в Фенечку, но стеснялся на показ говорить о своих чувствах к ней. В один из дней Кирсанов старший видит поцелуй своего заядлого врага Базарова и возлюбленной Фенечки. Тогда для Кирсанова наступил пик их конфликта. Он негодовал от злости и поэтому, схватив палку, сказал Базарову, что изобьет его сильно, если тот не согласится на дуэль с ним.
Базаров попытался успокоить ревнивца, говоря ему о том, что дуэль это ерунда и совсем нет смысла ее проводить. Кирсанов не отступал, и Базаров все же испугавшись, что его изобьют, согласился на проведение дуэли.
Они никому не сказали о том, что рано утром они собираются на дуэль. С собой они взяли лишь Петра, и когда дуэль состоялась, Базаров ранил Кирсанова. Павел Петрович был ранен в ногу, а Базаров и тут показал свое неуважение, придя на помощь Кирсанову, он расценил это как помощь старику. Базаров попросил позвать на помощь, а когда помощь была оказана, эти двое решили не говорить основную причину их дуэли. Всем они сказали, что их взгляды разошлись в политике, ведь Павлу Петровичу было тяжело признать, что это из-за ревности и любви к Фенечке.
Их такая глупость не уменьшила неприязни между собой, но немного успокоила их. Была выбрана тактика или хорошего отношения или полного игнора друг друга. Сказать, что Базаров в этой дуэли был абсолютным победителем нельзя, скорее всего удача ему улыбнулась.
После всех этих событий они стали вести себя по отношению друг к другу лучше, но каждый остался при своем мнении и своих принципах.
Анализ сцены дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова
Развязкой же конфликта Отцов и детей стал вынужденный отъезд Евгения Базарова.
В заключение стоит отметить, что описанный Тургеневым конфликт существует не одно тысячелетие, и что он никогда себя не исчерпает. Ведь всегда, из века в век люди старшего поколения будут спорить с людьми младшего поколения. И этот конфликт будет актуален во все времена.
Сочинение 4
Поединок между героями подготовлен развитие конфликта между поколениями «отцов» и «детей», который описан в романе. Показательно, что дуэль происходит между персонажами, стоящими на крайних позициях каждый в своем лагере.
Нигилист Базаров, посвятивший всю свою жизнь без остатка построению нового общества, и в этом эпизоде романа сохраняет свою внешнюю невозмутимость. Даже перед лицом возможной смерти он все же сохраняет позу и уничтожает письмо своему отцу, в котором он выражает нормальные человеческие чувства.
Павлом Петровичем Кирсановым владеет ненависть к злейшему врагу его мира. Поцелуй Базарова и Фенечки – это всего лишь повод, которым отставной гвардейский офицер решил воспользоваться, чтобы уничтожить вирус, разлагающий общество.
В ходе дуэли оба противника показывают свою внутреннюю слабость. Бравада нигилиста не помогает ему полностью скрыть от окружающих свое внутреннее напряжение. С другой стороны и гвардеец, получив рану от Базарова, теряет сознание, хотя рана неопасна и не должна вызвать такого эффекта.
Тургенев подчеркивает, что ни идейный фанатизм, ни аристократический кодекс чести и военное прошлое, не превратили дуэлянтов в машины, готовые идти до конца. Евгений Базаров, повинуясь врачебному долгу, бросается на помощь раненному врагу (хотя тот и отказывается от нее). Гордость Кирсанова берет верх и он и в дальнейшем не желает примирения, хотя ему и несколько стыдно резкости своего поведения.
Показательно, что, несмотря на личную неприязнь и глубокий антагонизм Павла Петровича и Базарова, дело оканчивается ничем. Конечно, оба подверглись смертельному риску, примирения не состоялось, но они просто холодно пожимают друг другу руки при прощании.
Писатель здесь образно показывает, что напряжение между старым и новым в то время еще не достигло крайней точки и все ограничивается выпадами, терпимыми в дворянской среде, из которой оба происходят. Понятно, почему Кирсанов не готов ломать принятые нормы поведения, именно защищая их, он столкнулся с Базаровым. Однако и его оппонент, олицетворяющий нигилизм не полностью отрекся от ценностей старого мира, не считает, что врага надо непременно уничтожить, спровоцировав дуэль повторно.
Также читают:
Картинка к сочинению Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова
Популярные сегодня темы
«В дурном обществе» – повесть Владимира Галактионовича Короленко раскрывающая «болезни общества», главной из которых является социальное неравенство. Образы героев переданы писателем настолько ярко
лина – типичная представительница европейского/городского, она княжна, проживает одна в большом доме, а точнее доживает свои дни, болея чахоткой. Противоположностью для нее является кузина
Находясь в школьном коллективе, иногда задумываешься о жестокости и насмешках. Это могут быть необидные и добрые шутки сегодня, и совершенно противоположные высказывания уже завтра
Жизнь человека, как большая полноводная река. Местами тихая, покорная; иногда бурная, заносчивая, неудержимая. Но в каждом ее периоде бывают события, вызывающие раскаяние за совершенные поступки.
Я думаю, честь – это верность себе и своим словам. Человек чести, как правило, – это человек ответственный за свои поступки и решения, порядочный и добросовестный. По моему мнению, честь оскверняется тогд
Сочинение Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода
Эпизод дуэли между двумя главными героям Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым является ключевым моментом в романе «Отцы и дети», поскольку именно эта сцена представляет собой кульминацию главного конфликта произведения: противостояния «отцов» в лице старого поколения и «детей», представляющих молодых людей, настроенных прогрессивно и отрицающих все ценности «отцов». Это кульминация не только конфликта поколений, но и конфликта между новыми и старыми ценностями, принципами и основами мировоззрения.
Предпосылкой для конфликта стало не только идейное противостояние и личная неприязнь между Базаровым и Кирсановым, но и вполне конкретный повод. Дело в том, что Евгений, не считающий своим долгом уважать Павла только потому, что он старше его и относится к знатному аристократическому сословию, ухаживает за Фенечкой, в которую Кирсанов тайно влюблён. Став случайным свидетелем поцелуя между ними, Павел Петрович приходит в ярость и вызывает на поединок ненавистного нигилиста. Базаров спокойно соглашается на дуэль, ведет себя расслабленно и даже находит в разговоре место для шуток и иронии.
Несмотря на то, что внешне молодой человек выглядит уверенным, в глубине своей души он сильно волнуется и более того, поддавшись страху, он начинает писать письмо своему отцу, которое стало бы его прощанием с родными перед смертью. Однако разум берет верх над всеми тревогами, Базаров разрывает письмо и решает, что он еще долго будет «маячить» на свете. Тут стоит отметить, что Тургенев выбрал именно «маячить», а не «жить». Это заставляет нас задуматься, является ли существование отказавшегося от чувств и эмоций нигилиста Базарова настоящей жизнью.
Наконец, наступает день дуэли. Оба соперника являются на заранее оговоренное место. Павел Петрович скрывает волнение под маской уверенности и серьезности, молодой же человек прячет страх за шутками и иронией. Однако маска Кирсанова слетает стоит пистолету Евгения выстрелить. От довольно незначительного ранения Павел Петрович падает в обморок, Базаров же резко забывает о былой неприязни и бежит на помощь своему противнику.
После дуэли отношения между ними внешне становятся чуть лучше, Кирсанов, держа на молодого человека глубокую обиду, стесняется своей былой заносчивости, поэтому решает скрывать свою неприязнь и непривычно много общается и шутит с Базаровым. Когда же Евгений уезжает из их имения, они холодно жмут друг другу руки на прощанье.
Анализ этого ключевого эпизода даёт нам понять, что он является развязкой конфликта всего произведения и одновременно служит завязкой к дальнейшим событиям, которые дадут однозначный ответ, какого же мнение самого Ивана Сергеевича Тургенева на главный вопрос его романа «Отцы и дети»: Может ли человек жить разумов, навсегда отвергнув все человеческие чувства, эмоции и переживания?
Вариант 2
Роман Ивана Сергеевича Тургенева является мировой классикой в литературе. В романе описывается конфликт поколений и жизненных принципов.
Молодой и целеустремленный студент Евгений при знакомстве с аристократом и консерватором Павлом Петровичем уже проявили друг к другу некую неприязнь. Они даже не пожали друг другу руку, потому что Кирсанов посчитал ниже своего достоинства протягивать руку человеку, который одет как простак.
Базарова пригласил в гости его друг Аркадий, только он мог понять амбициозного и высокомерного молодого человека. Парень сразу вступил в спор с Кирсановым старшим, ему не нравилось, что Павел Петрович пытался навязать свою мысль.
Кирсанов старший даже с некоторым пренебрежением отнёсся к Базарову. Ему не нравились нигилисты, а Базарову не нравились аристократы. Находясь в одном помещении, они обязательно находили повод поругаться друг с другом. Каждый из них жестко высказывал свое мнение по отношению к другому.
Павел Петрович Кирсанов был утонченным человеком, и ему нравилось окружать себя духовными вещами. Базаров же напротив грубый и замкнутый в себе больше возлагал надежды на науку. Базарову нравилось задевать богатого Кирсанова, который то и дело вставлял в свою речь английские слова.
Эти два персонажа прям, ненавидели друг друга и никогда не скрывали своей неприязни. Они всегда находили повод для спора. Через какое-то время их пыл поутих, но напряжение между Кирсановым старшим и Базаровым все же оставалось. В один прекрасный момент это должно было найти выход и нашло.
Павел Петрович был сильно влюблен в Фенечку, но стеснялся на показ говорить о своих чувствах к ней. В один из дней Кирсанов старший видит поцелуй своего заядлого врага Базарова и возлюбленной Фенечки. Тогда для Кирсанова наступил пик их конфликта. Он негодовал от злости и поэтому, схватив палку, сказал Базарову, что изобьет его сильно, если тот не согласится на дуэль с ним.
Базаров попытался успокоить ревнивца, говоря ему о том, что дуэль это ерунда и совсем нет смысла ее проводить. Кирсанов не отступал, и Базаров все же испугавшись, что его изобьют, согласился на проведение дуэли.
Они никому не сказали о том, что рано утром они собираются на дуэль. С собой они взяли лишь Петра, и когда дуэль состоялась, Базаров ранил Кирсанова. Павел Петрович был ранен в ногу, а Базаров и тут показал свое неуважение, придя на помощь Кирсанову, он расценил это как помощь старику. Базаров попросил позвать на помощь, а когда помощь была оказана, эти двое решили не говорить основную причину их дуэли. Всем они сказали, что их взгляды разошлись в политике, ведь Павлу Петровичу было тяжело признать, что это из-за ревности и любви к Фенечке.
Их такая глупость не уменьшила неприязни между собой, но немного успокоила их. Была выбрана тактика или хорошего отношения или полного игнора друг друга. Сказать, что Базаров в этой дуэли был абсолютным победителем нельзя, скорее всего удача ему улыбнулась.
После всех этих событий они стали вести себя по отношению друг к другу лучше, но каждый остался при своем мнении и своих принципах.
Вариант урока 5. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой»
Вариант урока 5. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой»
проанализировать изменения, произошедшие с главным героем; раскрыть суть отношений героев; понять для чего автор выстроил любовную линию романа таким образом.
I. Вступительная беседа
— Какова причина приезда Базарова и Аркадия в имение Одинцовой?
— 15 «однообразных» дней провели герои в этом имении. Каковы их занятия, времяпрепровождения?
II. Работа по тексту романа
Обратим внимание на момент статьи Д. Писарева о роковой встрече Евгения с А. Одинцовой: «Отношения Базарова с Одинцовой кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нем происходит, она вытягивает из него признание в любви, она с оттенком невольной нежности произносит его имя; потом, когда он, ошеломленный внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается к ней и прижимает ее к груди, она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он ее не так понял, что он ошибся».
Все кончено. Один из принципов Базарова: «Нравится тебе женщина, — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась», — в своей первой части изжил себя! Как это ни тяжело было осознать Базарову, но теперь у Одинцовой ему делать нечего! «Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия, потом видится раза два с Анной Сергеевной, даже гостит у нее вместе с Аркадием, но для него и для нее прошедшие события оказываются действительно невоскресимым прошедшим, и они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собою тоном рассудительных и солидных людей».
— Так ли уже потом все спокойно в отношениях Базарова и Одинцовой? Может были какие-то глубокие душевные процессы, которые привели к гибели Базарова?
— Чем явился для Базарова новый его приезд в имение Одинцовой? Ведь был принцип, определяющий смысл его жизни?
(Он нарушил этот принцип: знал, что толку от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал; полюбил ее очень, поэтому, может быть, тешил себя надеждой, что мог обмануться в ее холодности… вдруг она окажется лучше и тоже его полюбит…).
Тогда можно сказать, что он подверг жестокому испытанию все свое мировоззрение: ведь стоит «сломаться» одному этому принципу, то какова цена всему остальному? Не легко было решиться Базарову на третье посещение имения Одинцовой.
— Что же произошло во время этой встречи?
(Теперь Базаров пробыл у Одинцовой недолго. Но он был бы рад пожить здесь дольше, затем и ехал. Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.)
— Но почему после какой-то фразы Базарова, сказанной им на следующий день после его приезда, лицо Одинцовой «… попеременно краснело и бледнело»? Что случилось?
(Базаров высказался о возможности помолвки Кати и Аркадия. Она испугалась того, что он раскрыл ее хитрость, и ей стало стыдно, вот почему ее лицо попеременно краснело и бледнело.)
Подтверждает все это своеобразная «невидимая» дуэль между Одинцовой и Базаровым, начавшаяся после его «разгадывающих» слов о возможности помолвки Кати и Аркадия. Одинцова вдруг начала сокрушаться по поводу нераспознанной ею вовремя (до письма Аркадия) любви между ним и Катей. «Как это я ничего не видела? Это меня удивляет!» — с восклицанием говорит она. Потом пытается смеяться, но все-таки отворачивается. И здесь Базаров замечает: «Нынешняя молодежь больно хитра стала».
— Базаров тоже начинает смеяться, над кем как вы думаете?
Как было нужно Одинцовой, чтобы Базаров остался! Даже после очередного его «нет!» и «нет!» она все равно настаивает: «Я убеждена, что мы не в последний раз видимся».
Ясно, почему Базаров был таким рассеянным в последующих главах романа. Невозможно поверить, чтобы такой волевой, сильный человек, как Базаров мог глупо, случайно пораниться! Теперь он постоянно думал о чем-то своем: он, образно говоря, поставил на карту незыблемость своих принципов, когда поехал третий раз к Одинцовой и потер пел сокрушительное поражение. Вот почему он не находил себе места. Вот почему он, как раненый зверь, (а ведь называет же Катя его и Одинцову хищниками), направился сразу домой — залечивать рану.
Итак, именно Одинцова нанесла ему смертельную рану. Вот кто оказался главным препятствием на пути Базаровых: научитесь сначала быть хотя бы внешне привлекательными, научитесь быть хитрыми ловкачами — вот тогда вы станете бессмертными…
— Но если речь зашла о хитрости, то обнаружил ли Базаров эту черту в Одинцовой?
— Да разве можно было отпустить Базарова после всего этого? Разве допустимо, чтобы один хищник не расквитался с другим за причиненные неудобства и волнения? За временную слабость и беззащитность?
Зачитайте сцену третьей встречи героев.
— Почему Одинцова все-таки поцеловала умирающего Базарова, хотя и испугалась за себя? Неужели это было только прощание или жест жалости? Но и не любовь…
(Базаров сам просит ее об этом поцелуе. Базаров, который по-прежнему так же сильно любит ее, требует ее присутствия, чтобы даже в последние минуты своей жизни доказать и себе, и ей, что ничто не сможет его сломить, что он верен себе даже сейчас… И если бы она его не поцеловала, он доказал бы, что все-таки сильнее ее. Но Одинцова поцеловала его и не позволила еще раз восторжествовать над собой, как тогда когда она краснела и бледнела так как понимала, что это ее последний шанс утвердить свое душевное равновесие, нарушенное им. Если же говорить о Базарове, то и он, в свою очередь, не оставляет Одинцовой шансов на успех: Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет… Он умер в темноте, и никто не увидел его слабым — в предсмертной агонии…)
Такова «дуэль» героев романа на равных до последней минуты. Кто же сильнее? Базаров «споткнулся» на Одинцовой, но и она без вторжения Базарова в ее тихую жизнь обречена на пассивность. Сила людей, подобных ей, будет «дремать» до появления новых Базаровых.
— Как же прошел Базаров испытание любовью?
— Можно ли предположить, что будь бы Базаров жив, остались незыблемыми его принципы по отношению к природе, искусству?
Анализ сцены дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова
«Отцы и дети» — одно из самых значимых произведений русской литературы. Каждая страница этого романа доверху полна различными философскими вопросами и нравственно-моральными наставлениями. Но особняком в романе стоит тема взаимоотношений людей из разных поколений. Тема Отцов и детей.
Иван Сергеевич Тургенев раскрывает эту темы путём сталкивания двух абсолютно разных по мировосприятию людей — Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Они невзлюбили друг друга с первой же встречи. Причиной этому стал ярко выраженный нигилизм Базарова, о котором Павел Петрович был не лучшего мнения. Ведь Павел Петрович был аристократом-консерватором и был верен старым порядкам. На протяжении всего романа между героями постоянно вспыхивали конфликты. И это закономерно, ведь их конфликт — это борьба идеологий. В лицах этих персонажей были представлены совершенно разные точки зрения на мир, а такие разногласия не так-то просто устранить.
Кульминацией этой борьбы стала их дуэль. Казус белли который был увиденный Павлом Кирсановым поцелуй Базарова с Фенечкой. Истинной же причиной дуэли была их взаимная неприязнь и политические разногласия. Итогом этой дуэли стало ранение Павла Петровича — пуля вошла ему в бедро. Нужно сказать, что Базаров тут же перевязал Павлу Петровичу ногу и других позвал на помощь. Строго говоря, в этой дуэли не было победителя — ведь их спор был ментальным, и его было невозможно решить путём физическим. Когда герои понимают, насколько глупа была их дуэль, и к каким последствиям могла привести их ребяческая затея, они становятся более сдержанными по отношению друг к другу, в их разговорах появляется нотка взаимоуважения. Но, в конечном счёте, каждый остался при своём мнении.
Развязкой же конфликта Отцов и детей стал вынужденный отъезд Евгения Базарова.
В заключение стоит отметить, что описанный Тургеневым конфликт существует не одно тысячелетие, и что он никогда себя не исчерпает. Ведь всегда, из века в век люди старшего поколения будут спорить с людьми младшего поколения. И этот конфликт будет актуален во все времена.
Роль эпизода дуэли в романе И.С. Тургенева
«Отцы и дети»
Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян. Поединок вошел в литературу, с одной стороны, как часть дворянского быта той эпохи, с другой — как приём, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки. В романе «Отцы и Дети» к моменту дуэли кульминация во взаимоотношениях героев Базарова и Павла Петровича, уже позади (10 глава, спор за чаем). Роль эпизода дуэли в этом произведении – показать дворянский обычай как пережиток. Дуэль, как и всё произведение, направлена «против дворянства как передового класса».
Эпизод пропитан авторской иронией от начала и до конца. Курьезна уже сама причина дуэли, ведь общепринятым было или драться из-за «прекрасной дамы», или смывать кровью нанесённое оскорбление. Здесь же Павел Петрович вызывает Базарова из-за того, что подсмотрел невинный поцелуй своего врага и Фенечки, к которой, кстати, Павел Петрович был неравнодушен. Она непонятно по какой причине напоминала ему любимую прежде женщину. Это, несомненно, снижает образ Павла Петровича, придает ему комический оттенок, ведь простолюдинка Фенечка не ровня загадочной княгине Р.
Почему Базаров принимает вызов? Он считает, что «с теоретической точки зрения дуэль – нелепость, ну а с практической точки зрения – другое дело». Согласившись следовать устаревшему аристократическому обычаю, он тем самым разрушает нигилистическую идею. На протяжении всего романа автор заставляет Базарова нарушать заповеди нигилизма.
В завязке эпизода Базаров – в безвыходном положении, ведь противник сделал вызов с тяжёлой тростью в руках. При мысли о возможном оскорблении «вся его гордость так и поднялась на дыбы». Нелепость и комичность этой сцены подчеркивают слова Базарова: «Как красиво и как глупо! Экою комедию отломали! Умные собаки так на задних лапах танцуют».
Приняв вызов, Базаров, возможно, чувствует близость смерти. Вечером перед поединком он даже начинает письмо к отцу, но бросает его с мыслью: «Я ещё долго на этом свете маячить буду». Слово «маячить» отражает душевное состояние героя, который переживает кризис после разрыва с Одинцовой.
Тургенев опять отступает от принятого в русской литературе изображения дуэли. Участники дуэли традиционно подводили итоги своей жизни (Онегин, Печорин). Для Базарова же временем осмысления прожитой жизни станет предсмертная болезнь, а не дуэль.
Итак, наступило «славное, свежее утро». Тургенев с большим мастерством рисует природу перед поединком. Она не зависит от событий, происходящих вокруг, а остается неизменно красивой. Этой картиной писатель ещё раз подчеркивает мысль о том, что все остро политическое, сиюминутное уходит на второй план перед вечным. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы … говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной», — будет написано в финале романа.
И в это прекрасное утро Базаров вместе с Петром отправляется к назначенному месту. По пути они встречают мужика, появление которого ещё раз оттеняет бессмысленность дуэли: «Вот этот тоже рано поднялся, да, по крайней мере, за делом, а мы?»
Павел Петрович пытается выполнить все правила и формальности поединка. Напротив, в каждом действии Базарова. просматривается ирония по поводу этих формальностей («Я буду отмерять шаги», потому что «ноги у меня длиннее»). Он с издевкой относится ко всем действиям и словам Павла Петровича. Когда тот предлагает «соблаговолить выбрать» пистолеты, он отвечает: «Соблаговоляю!» Даже назначение Петра секундантом — ещё один способ поиронизировать над Павлом Петровичем.
Кульминацией этого эпизода является ранение Павла Петровича. Даже в эту «трагическую» минуту автор не оставляет иронического тона, которым сообщает о появлении струйки крови на белых щегольских панталонах – как «красиво»! Хотя ранение не серьёзно, Павел Петрович теряет сознание. Этим писатель подчёркивает его слабость. Комичным выглядит побег секунданта: «Пётр! поди сюда; Петр! Куда ты спрятался?»
После ранения Базаров проявляет свои лучшие качества, оказывая помощь своему бывшему врагу. «Теперь я уже не дуэлист, а доктор», — произносит Базаров, и в его словах чувствуется облегчение от того, что он наконец избавился от навязанной ему роли «дуэлиста».
Сцену дуэли обрамляет появление мужика с лошадью, важное не только в композиционном, но и в идейном смысле, подчеркивающее контраст между народом и обоими героями.
Эпизод дуэли завершается отъездом главного героя. Становится понятно, что поединок так и не разрешил конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым, между «отцами и детьми», а лишь формально примирил их. «Павел Петрович пожал ему руку», «но Базаров остался холоден, как лёд. Он понимал, что Павел Петрович хотелось «повеликодушничать».
Центральные персонажи романа «Отцы и дети» Базаров и Павел Петрович Кирсанов – герои-антиподы, хотя между ними есть и нечто общее: оба самолюбивы, категоричны, при этом они порядочны, искренны и по-своему привлекательны. Все это, как, впрочем, и пропасть, которая их разделяет, мы видим как в эпизоде дуэли, так и в других эпизодах.
Сочинение 4
Поединок между героями подготовлен развитие конфликта между поколениями «отцов» и «детей», который описан в романе. Показательно, что дуэль происходит между персонажами, стоящими на крайних позициях каждый в своем лагере.
Нигилист Базаров, посвятивший всю свою жизнь без остатка построению нового общества, и в этом эпизоде романа сохраняет свою внешнюю невозмутимость. Даже перед лицом возможной смерти он все же сохраняет позу и уничтожает письмо своему отцу, в котором он выражает нормальные человеческие чувства.
Павлом Петровичем Кирсановым владеет ненависть к злейшему врагу его мира. Поцелуй Базарова и Фенечки – это всего лишь повод, которым отставной гвардейский офицер решил воспользоваться, чтобы уничтожить вирус, разлагающий общество.
В ходе дуэли оба противника показывают свою внутреннюю слабость. Бравада нигилиста не помогает ему полностью скрыть от окружающих свое внутреннее напряжение. С другой стороны и гвардеец, получив рану от Базарова, теряет сознание, хотя рана неопасна и не должна вызвать такого эффекта.
Тургенев подчеркивает, что ни идейный фанатизм, ни аристократический кодекс чести и военное прошлое, не превратили дуэлянтов в машины, готовые идти до конца. Евгений Базаров, повинуясь врачебному долгу, бросается на помощь раненному врагу (хотя тот и отказывается от нее). Гордость Кирсанова берет верх и он и в дальнейшем не желает примирения, хотя ему и несколько стыдно резкости своего поведения.
Показательно, что, несмотря на личную неприязнь и глубокий антагонизм Павла Петровича и Базарова, дело оканчивается ничем. Конечно, оба подверглись смертельному риску, примирения не состоялось, но они просто холодно пожимают друг другу руки при прощании.
Писатель здесь образно показывает, что напряжение между старым и новым в то время еще не достигло крайней точки и все ограничивается выпадами, терпимыми в дворянской среде, из которой оба происходят. Понятно, почему Кирсанов не готов ломать принятые нормы поведения, именно защищая их, он столкнулся с Базаровым. Однако и его оппонент, олицетворяющий нигилизм не полностью отрекся от ценностей старого мира, не считает, что врага надо непременно уничтожить, спровоцировав дуэль повторно.