храм воскресения христова верея

Христорождественский собор г. Верея

храм воскресения христова верея

Престольный праздник: Рождества Христова (7 января)

Настоятель: игумен Дионисий (Партин), 1960

Приделы:
иконы Божией Матери Владимирская (3 июня, 6 июля, 8 сентября)
апп. Петра и Павла (12 июля)
сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (28 декабря)

Святыни храма:
Главный престол собора освящен в честь Рождества Христова (в нижнем храме). Там же обустроен придел во имя священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. В верхнем храме три престола: главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезной части — во имя святителя Николая и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Общая информация

Рождественский собор был заложен в старой деревянной Верейской крепости в 1552 г. в честь взятия Казани и в знак отличия верейских ратников под руководством князя Старицкого при штурме города.

В 1730 г. и 1802 г. храм был реконструирован, что полностью изменило его внешний облик.

После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Никольский устроили в трапезной нижнего храма. Считается, что верхняя церковь возведена в честь храмовой чудотворной Владимирской иконы Богоматери. По преданию, эта икона, с изображением святителя Николая Чудотворца на обороте, явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор.

В 1815 г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С.Дорохов, который освободил Верею от французов.

В 1924 г. храм закрыли. Еще в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение генерала И.С.Дорохова и снесен посвященный ему памятник.

В 1999 г. образовалась приходская община, начались восстановительные работы: проведен ремонт нижнего этажа собора. Храм подготовлен для совершения богослужений.

26 декабря 2000 г. первое торжественное богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В этот же день останки генерала И.С.Дорохова были с почестями перезахоронены. В декабре 2000 г. зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем. Изготовлены иконостас и киоты для образов.

12 января 2003 г. в соборе прошли торжества, посвященные 450-летию храма.

Источник

Собор Рождества Хриcтова, г. Верея

храм воскресения христова верея

Собор Рождества Хриcтова, г. Верея

История

Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 года. Летописных известий о постройке церкви не существует. О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая, как пишет И.Токмаков «над дверью храма до пристройки и поновления». Она являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». Надпись гласила:
«БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРИОСВЯЩЕННАГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ ВСЕЯ РОССИИ ЗАЛОЖЕНА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ЛЕТО 7060 МАЯ 15 ДНЯ ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И МАТЕРИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ КНЯГИНИ ЕФРОСИНЬИ”.
Собор был заложен 15 мая, т.е. накануне казанского похода, участником которого стал семнадцатилетний Владимир Андреевич Старицкий. Дата окончания и освящения собора остается неизвестной. Храм был заложен по указанию царя Ивана Грозного и не единожды им посещался. Церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась, при этом облик ее несколько менялся. В исторических источниках собор Рождества Христова упомянут в Писцовой книге 1625г.: «…а в осыпи соборная церковь Рождества Христова каменна с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево…». Указание на “пределы” говорит о многопридельном храме и позволяет предполагать оригинальную внутреннюю его архитектуру, а именно, собор с приделами “в полатях”.
По дошедшим до нас литературным данным, церковь капитально реставрировалась в 1701 г., была заново освящена, и по ходатайству жителей города ее священником был назначен Василий Григорьев. 18 марта 1729 года соборный протопоп Василий Григорьев с прихожанами подал «доношение» в синодальный Казенный приказ, в котором писалось: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения. Нужны новые престолы утвердить: вверху – престол во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а внизу – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, и о том указ выдать». В мае того же года императором и Святейшим Синодом было дано разрешение на восстановление церкви. Храм был отстроен в старом виде. После перестройки, 23 сентября 1734 года выдан указ об освящении двух возобновленных приделов, их расположение ”вверху” и ”внизу” подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими “с полатями”. В результате реконструкции собор был разделен на два этажа.
Перестройка 1730-х г.г. была первой капитальной перестройкой собора. Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802г. При этом были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь внешний облик храма. О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693 г. В этом году в г. Верею ”ко освящению церкви Рождества Христова” выдавался антиминс. Есть предположение, что поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы ХУП в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы). Стены собора хранят вырубленные в них вертикальные пазы от тяблового иконостаса.
После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Третий – Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме (об этом ниже) было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местному церковному преданию, храмовая Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор. Считается, что верхняя церковь Владимирской Богоматери была устроена в честь нее. Однако, из доношения 1729 года мы знаем, что придел Владимирской Богоматери был старинный, а явленная после поляков икона – старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца позволяет надеяться, что придел его имени в соборе тоже был издревле. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-х гг. ХХ в. и стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте.
Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в 30-е гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все ремонты и поновления и могли также относиться ко времени князей Старицких. Стены обоих этажей собора были украшены фресковой живописью венецианского стиля, принадлежавшей кисти известных художников того времени. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных Архангелов, на гранях – истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание из Иерусалимского храма торгующих, прощение приведенной к Иисусу грешницы. Под ними, с правой стороны – избиение Вифлеемских младенцев Иродом, несение Креста, с левой стороны – хождение по водам апостола Петра и убиение святого Стефана. На западной стене по сторонам входа – Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лики настенной иконописи. В нижнем храме на поддерживающих низкие своды круглых столбах – изображения великих святых. В настоящее время эти росписи утрачены, сохранились лишь фрагменты фресок в куполе второго этажа.
Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением упоминавшихся выше старинных резных царских врат нижнего храма. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже иконостас украшали шесть золоченых коринфских колонн. Иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон на них вызолочен.
Над царскими вратами – изображение великого Голгофского события. Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбящая Богородица со святыми женами, Пилат на коне, слева – Иоанн Богослов и Лонгин Сотник, в глубине – два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было и над входом в трапезную. С правой стороны – картина Страшного Суда. В верхнем храме, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась упоминавшаяся выше Владимирская икона Божией Матери. Под иконой на медной доске было записано предание о ее явлении. Рядом с Владимирской стояла икона с изображением всех святых, празднуемых в течение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. В нижней части иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых. Подобная икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась нижнем зимнем храме.
В 1815г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С.Дорохов. В трапезной нижнего храма стоял памятник за железной решеткой с надписью на чугунной плите следующего содержания:
«ПОЧТЕННЫМ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ВЕРЕИ: ЕСЛИ ВЫ СЛЫШАЛИ О ГЕНЕРАЛЕ ДОРОХОВЕ, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ НАШ ГОРОД ОТ ВРАГА ОТЕЧЕСТВА НАШЕГО, ПОЧТЕННЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, ТО, ОЖИДАЯ ОТ ВАС ЗА СИЕ ВОЗДАЯНИЕ; ДАТЬ МНЕ ТРИ АРШИНА ЗЕМЛИ ДЛЯ ВЕЧНОГО МОЕГО УСПОКОЕНИЯ ПРИ ТОЙ ЦЕРКВИ, ГДЕ Я ВЗЯЛ ШТУРМОМ УКРЕПЛЕНИЯ НЕПРИЯТЕЛЯ, ИСТРЕБИВ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ, И ЗА ЧТО ДЕТИ МОИ БУДУТ ВАМ БЛАГОДАРНЫ». И подпись: «ГЕНЕРАЛ ДОРОХОВ». На надгробной плите были изображены золотой клинок и рукоять меча.
В 1924 г. храм был закрыт и использовался в хозяйственных целях. Еще раньше, в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение И.С.Дорохова.
По одной из версий, 16 августа 1918 г. в Верее шумел митинг красноармейцев, отправлявшихся на борьбу с белочехами. Единогласно постановили снести памятник царскому генералу. В подклет Рождественского собора вошла группа вооруженных людей. Они отодвинули и сбросили на пол тяжелую надгробную плиту, вскрыли крышку гроба и застыли от удивления: в генеральском мундире передними лежал как бы спящий человек. Но едва один из осквернителей дотронулся рукой до золотого эполета, как одежда и высохшие ткани тела рассыпались в прах, обнажив кости человеческого скелета. Останки генерала были выброшены с высокого откоса над Протвой. Ночью, как передает молва, два пожилых верейских жителя собрали останки Дорохова и тайно их захоронили.
Неоднократные попытки реставрации Рождественского собора, которые предпринимались в послевоенный период, до конца не доводились. В настоящее время храм сильно обветшал и находится в аварийном состоянии.

В 1999 г. начались восстановительные работы силами администрации Наро-Фоминского района, предприятий города Вереи и благотворителей. Состоялось учредительное собрание прихожан и образована приходская община во главе с настоятелем собора – иереем Георгием Ашковым. 25 сентября 1999 г. во время расчистки бывшего склепа Дорохова из-под слоев мусора были извлечены части человеческого скелета, фрагменты генеральского мундира, эполет, пояс, детали гроба и эфес сабли. Была изготовлена гробница, и найденные останки были торжественно перезахоронены. До конца 1999 г. был проведен ремонт нижнего этажа собора, храм был приготовлен для совершения богослужений.
Накануне великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, в морозный день 26 декабря состоялось торжественное освящение собора митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Его Высокопреосвященство совершил первую Божественную литургию после закрытия собора в 1924 г. В этот же день состоялось торжественное перезахоронение останков генерала И.С.Дорохова. По благословению Митрополита один из приделов нижнего храма посвящен священномученику Илариону, архиепископу Верейскому, ковчег с частицей мощей которого находится сейчас в Рождественском соборе, рядом с восстановленной гробницей генерала Дорохова.
В настоящее время собор постепенно возрождается духовно и благоукрашается материально. В декабре 2000 г. были освящены и зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем храма Г.П.Крючковым. Изготавливаются иконостас, киоты, пишутся иконы, совершенствуется клиросное пение. Собор живет богослужебной жизнью.

Престолы

Святыни

Ковчег с частицей мощей Иллариона архиепископа Верейского, икона с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского. Древняя икона святой великомученицы Параскевы Пятницы в часовне святой Параскевы.

Приписные часовни

Источник

Рождественский собор в Верее

В историческом центре города Верея сохранилось пять церквей: четыре православных и одна старообрядческая. Рождественский собор является самым древним среди этих храмов. До революции здесь хранилась местная святыня – список Владимирской иконы Божией Матери, чудесно найденный в реке Протве в XVII веке. В подклете храма Рождества Христова был погребен прах героя войны 1812 года генерала Ивана Семеновича Дорохова.

Рождественская соборная церковь «в осыпи», то есть внутри оборонительных земляных валов бывшего Верейского кремля, была основана в 1552 году. На старинной медной доске, которая когда-то была укреплена над дверью храма, значилось, что церковь заложена в царствование Ивана Грозного, по повелению удельного князя Владимира Андреевича, его матери княгини Ефросиньи и по благословению митрополита Макария. Закладка случилась накануне знаменитого Казанского похода, в котором участвовал и князь Владимир Андреевич.

храм воскресения христова верея

Князь Владимир Андреевич Старицкий был двоюродным братом Ивана Грозного. Его мать – княгиня Ефросинья Андреевна основала Воскресенский Горицкий монастырь на Вологодской земле. В 1569 году Владимир Андреевич и большинство членов семьи были казнены по приказу Ивана Грозного, обвиненные в заговоре и покушении на жизнь царя. Вслед за этой расправой в реке Шексне была утоплена и его мать княгиня Ефросинья Андреевна – в монашестве Евдокия. Убиенная инокиня вскоре после трагедии стала почитаться верующими как святая, а над местом ее гибели вблизи Горицкой обители в XIX веке была построена часовня.

От древнего верейского храма Рождества Христова 1552 года частично уцелели, по-видимому, только алтарная часть и подклет. Современный облик собор приобрел после неоднократных капитальных перестроек здания в XVIII и XIX веках. В «Исторических материалах для составления церковных летописей Московской епархии» В.И. Холмогорова приведено прошение 1729 года настоятеля и прихожан в Казенный синодальный приказ, свидетельствующее о ветхом состоянии храма: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась; да в той же церкви два престола вверху той церкви да внизу тоя ж церкви по правую сторону запустели изстари от литовского разорения». Прихожане соборного храма просили духовные власти разрешить обновление храма и устройство престолов: верхнего во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, и нижнего – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

Посвящение одного из престолов Владимирскому образу, по-видимому, было выбрано не случайно. По старинному верейскому преданию, после Смутного времени дети обнаружили в реке Протве образ Богородицы. Этот чудесно явленный список Владимирской иконы с ликом Николая Чудотворца на обороте доски перенесли в Рождественский собор Вереи, где он хранился вплоть до закрытия в 1924 году.

храм воскресения христова верея

Исторической реликвией собора Рождества Христова в Верее является могила с прахом генерал-лейтенанта, героя Отечественной войны 1812 года Ивана Семеновича Дорохова. Он скончался 25 апреля 1815 года в Туле, но по завещанию был погребен в соборной церкви Вереи. Жителям города Иван Семенович Дорохов перед смертью адресовал следующие строки: «Если вы слышали, почтенные соотчичи, о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врага Отечества нашего, то я ожидаю от вас в воздаяние дать мне три аршина земли для вечного моего упокоения при той церкви, где я взял штурмом укрепление неприятеля, истребив его на голову».

храм воскресения христова верея

В 1812 году командование наступавшей на Москву французской армии велело расквартировать гарнизон в захваченной Верее и возвести крепость. Жителей Вереи и соседних деревень заставили укрепить и поднять земляной вал, соорудить дубовый частокол и прорыть подземный ход из крепости к Протве.

После Тарутинского маневра русской армии М.И. Кутузов поручил генерал-лейтенанту И.С. Дорохову ликвидировать французскую крепость в Верее и занять город для того, чтобы партизанские отряды смогли свободно действовать в тылу врага вблизи Смоленской дороги. Генерал Дорохов к тому моменту имел репутацию опытного военачальника: впервые он отличился еще в войне с Турцией в 1787 году, служил адъютантом у А.В. Суворова, успешно действовал во время Польского восстания 1794 года, участвовал в сражениях при Смоленске и при Бородине.

храм воскресения христова верея

Двадцать седьмого сентября Дорохов двинулся к Верее из Боровска, имея пять батальонов пехоты, четыре эскадрона казаков и восемь пушек. Генерал велел перерезать пути отступления французскому гарнизону, а основной отряд русских солдат вошел накануне штурма в деревню Волченки, располагавшуюся в шести километрах от города. Одновременно генерал призвал предводителя местных партизан священника Рождественского собора Ивана Скобеева и псаломщика Василия Семенова собрать по деревням добровольцев и помочь «истребить злодеев Отечества».

Отряд Дорохова, который насчитывал около полутора тысяч бойцов, начал штурм Вереи на рассвете 28 сентября. Местные жители Прокудин, Жуков, Гречишкин и Шушукин помогли регулярным войскам незаметно приблизиться к земляным валам. Русские солдаты бесшумно проникли в крепость и, застигнув врасплох спящих солдат неприятеля, без выстрелов, действуя только штыками и пиками, убили более трехсот человек. Сопротивление врага было сломлено, Дорохов пленил весь гарнизон оставшихся в живых солдат наполеоновской армии. Пришедший на помощь партизанский отряд разрушил и срыл все французские укрепления. Дорохов лаконично сообщил Кутузову о полном успехе операции: «Город Верея, по предписанию вашей светлости, взят сего числа штурмом». За эту победу генерал был награжден золотой саблей с надписью «За освобождение Вереи».

храм воскресения христова верея

После смерти Ивана Семеновича Дорохова жители Вереи выполнили последнюю его волю: прах воина был погребен в нижнем приделе храма Рождества Богородицы, у которого шли бои 28 сентября 1812 года. Тело генерала местные жители встретили за тридцать верст от города и несли весь путь до собора на руках. В 1913 году рядом с собором на одном из земляных валов появился и памятник И.С. Дорохову. Также в честь генерала фабричный поселок Шелковка был переименован в Дорохово. После революции память об освободителе Вереи попытались стереть: в 1918 году памятник был сломан, могила вскрыта, а останки героя выброшены со склона. В 1957 году памятник Дорохову восстановили и вернули на прежнее место, а при реставрации Рождественского храма, после возвращения его верующим, была вновь воссоздана и могила полководца.

Источник

Верея. Собор Рождества Христова.

Карта и ближайшие объекты

храм воскресения христова верея

Статьи

Соборная церковь Рождества Христова на Городище заложена в старой деревянной Верейской крепости в 1552 г. по личному указу Ивана Грозного в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. Храм имел приделы: в трапезной — Никольский, на втором этаже — в честь Владимирской иконы Божией Матери.

По преданию, икона явилась детям, плывущим по р. Протва вскоре после польско-литовского разорения, и была принесена ими в собор. В 1815 г. в соборе был погребен герой Войны 1812 г. генерал И. С. Дорохов, который освобождал город от французов.

В 1924 г. храм закрыли, в 1918 г. разорили захоронение генерала И. С. Дорохова. В 1999 г. храм возвращен верующим. В настоящее время он восстанавливается. В 2000 г. прошло первое торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Ювеналий, впервые зазвучали Рождественские колокола.

В храме устроены престолы: в нижнем храме — главный престол освящен в честь Рождества Христова, придельный — во имя сщмч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского; в верхнем храме: главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери, в трапезной — во имя свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла.

Храмовые святыни: рака с частицами мощей сщмч. Илариона Верейского, икона с частицей мощей прп. Варнавы Гефсиманского, древняя икона св. мц. Параскевы Пятницы — в часовне св. Параскевы.

Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 года. Летописных известий о постройке церкви не существует. О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая, как пишет И.Токмаков «над дверью храма до пристройки и поновления». Она являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». Надпись гласила: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРИОСВЯЩЕННАГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ ВСЕЯ РОССИИ ЗАЛОЖЕНА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ЛЕТО 7060 МАЯ 15 ДНЯ ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И МАТЕРИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ КНЯГИНИ ЕФРОСИНЬИ”.

Собор был заложен 15 мая, т.е. накануне казанского похода, участником которого стал семнадцатилетний Владимир Андреевич Старицкий. Дата окончания и освящения собора остается неизвестной. Храм был заложен по указанию царя Ивана Грозного и не единожды им посещался. Церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась, при этом облик ее несколько менялся. В исторических источниках собор Рождества Христова упомянут в Писцовой книге 1625г.: «…а в осыпи соборная церковь Рождества Христова каменна с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево…». Указание на “пределы” говорит о многопридельном храме и позволяет предполагать оригинальную внутреннюю его архитектуру, а именно, собор с приделами “в полатях”.

По дошедшим до нас литературным данным, церковь капитально реставрировалась в 1701 г., была заново освящена, и по ходатайству жителей города ее священником был назначен Василий Григорьев. 18 марта 1729 года соборный протопоп Василий Григорьев с прихожанами подал «доношение» в синодальный Казенный приказ, в котором писалось: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения. Нужны новые престолы утвердить: вверху – престол во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а внизу – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, и о том указ выдать». В мае того же года императором и Святейшим Синодом было дано разрешение на восстановление церкви. Храм был отстроен в старом виде. После перестройки, 23 сентября 1734 года выдан указ об освящении двух возобновленных приделов, их расположение ”вверху” и ”внизу” подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими “с полатями”. В результате реконструкции собор был разделен на два этажа.

Перестройка 1730-х г.г. была первой капитальной перестройкой собора. Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802г. При этом были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь внешний облик храма. О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693 г. В этом году в г. Верею ”ко освящению церкви Рождества Христова” выдавался антиминс. Есть предположение, что поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы ХУП в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы). Стены собора хранят вырубленные в них вертикальные пазы от тяблового иконостаса.

После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Третий – Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме (об этом ниже) было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местному церковному преданию, храмовая Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор.

Считается, что верхняя церковь Владимирской Богоматери была устроена в честь нее. Однако из доношения 1729 года мы знаем, что придел Владимирской Богоматери был старинный, а явленная после поляков икона – старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца позволяет надеяться, что придел его имени в соборе тоже был издревле. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-х гг. ХХ в. и стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте. Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в 30-е гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все ремонты и поновления и могли также относиться ко времени князей Старицких. Стены обоих этажей собора были украшены фресковой живописью венецианского стиля, принадлежавшей кисти известных художников того времени. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных Архангелов, на гранях – истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание из Иерусалимского храма торгующих, прощение приведенной к Иисусу грешницы. Под ними, с правой стороны – избиение Вифлеемских младенцев Иродом, несение Креста, с левой стороны – хождение по водам апостола Петра и убиение святого Стефана. На западной стене по сторонам входа – Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лики настенной иконописи. В нижнем храме на поддерживающих низкие своды круглых столбах – изображения великих святых. В настоящее время эти росписи утрачены, сохранились лишь фрагменты фресок в куполе второго этажа.

Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением упоминавшихся выше старинных резных царских врат нижнего храма. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже иконостас украшали шесть золоченых коринфских колонн. Иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон на них вызолочен. Над царскими вратами – изображение великого Голгофского события. Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбящая Богородица со святыми женами, Пилат на коне, слева – Иоанн Богослов и Лонгин Сотник, в глубине – два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было и над входом в трапезную. С правой стороны – картина Страшного Суда. В верхнем храме, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась упоминавшаяся выше Владимирская икона Божией Матери. Под иконой на медной доске было записано предание о ее явлении. Рядом с Владимирской стояла икона с изображением всех святых, празднуемых в течение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. В нижней части иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых. Подобная икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась нижнем зимнем храме.

В 1815г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С. Дорохов. В трапезной нижнего храма стоял памятник за железной решеткой с надписью на чугунной плите следующего содержания: «ПОЧТЕННЫМ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ВЕРЕИ: ЕСЛИ ВЫ СЛЫШАЛИ О ГЕНЕРАЛЕ ДОРОХОВЕ, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ НАШ ГОРОД ОТ ВРАГА ОТЕЧЕСТВА НАШЕГО, ПОЧТЕННЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, ТО, ОЖИДАЯ ОТ ВАС ЗА СИЕ ВОЗДАЯНИЕ; ДАТЬ МНЕ ТРИ АРШИНА ЗЕМЛИ ДЛЯ ВЕЧНОГО МОЕГО УСПОКОЕНИЯ ПРИ ТОЙ ЦЕРКВИ, ГДЕ Я ВЗЯЛ ШТУРМОМ УКРЕПЛЕНИЯ НЕПРИЯТЕЛЯ, ИСТРЕБИВ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ, И ЗА ЧТО ДЕТИ МОИ БУДУТ ВАМ БЛАГОДАРНЫ». И подпись: «ГЕНЕРАЛ ДОРОХОВ». На надгробной плите были изображены золотой клинок и рукоять меча.

В 1924 г. храм был закрыт и использовался в хозяйственных целях. Еще раньше, в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение И.С.Дорохова. По одной из версий, 16 августа 1918 г. в Верее шумел митинг красноармейцев, отправлявшихся на борьбу с белочехами. Единогласно постановили снести памятник царскому генералу. В подклет Рождественского собора вошла группа вооруженных людей. Они отодвинули и сбросили на пол тяжелую надгробную плиту, вскрыли крышку гроба и застыли от удивления: в генеральском мундире передними лежал как бы спящий человек. Но едва один из осквернителей дотронулся рукой до золотого эполета, как одежда и высохшие ткани тела рассыпались в прах, обнажив кости человеческого скелета. Останки генерала были выброшены с высокого откоса над Протвой. Ночью, как передает молва, два пожилых верейских жителя собрали останки Дорохова и тайно их захоронили. Неоднократные попытки реставрации Рождественского собора, которые предпринимались в послевоенный период, до конца не доводились. В настоящее время храм сильно обветшал и находится в аварийном состоянии.

В 1999 г. начались восстановительные работы силами администрации Наро-Фоминского района, предприятий города Вереи и благотворителей. Состоялось учредительное собрание прихожан и образована приходская община во главе с настоятелем собора – иереем Георгием Ашковым. 25 сентября 1999 г. во время расчистки бывшего склепа Дорохова из-под слоев мусора были извлечены части человеческого скелета, фрагменты генеральского мундира, эполет, пояс, детали гроба и эфес сабли. Была изготовлена гробница, и найденные останки были торжественно перезахоронены. До конца 1999 г. был проведен ремонт нижнего этажа собора, храм был приготовлен для совершения богослужений.

Накануне великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, в морозный день 26 декабря состоялось торжественное освящение собора митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Его Высокопреосвященство совершил первую Божественную литургию после закрытия собора в 1924 г. В этот же день состоялось торжественное перезахоронение останков генерала И.С.Дорохова. По благословению Митрополита один из приделов нижнего храма посвящен священномученику Илариону, архиепископу Верейскому, ковчег с частицей мощей которого находится сейчас в Рождественском соборе, рядом с восстановленной гробницей генерала Дорохова. В настоящее время собор постепенно возрождается духовно и благоукрашается материально.

В декабре 2000 г. были освящены и зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем храма Г.П.Крючковым. Изготавливаются иконостас, киоты, пишутся иконы, совершенствуется клиросное пение. Собор живет богослужебной жизнью.

Осенью 1812 года французы разместили в старой верейской крепости батальон из корпуса генерала Андоша Жюно, чтобы защищать Смоленскую дорогу, по которой Наполеон должен был возвращаться из Москвы в Париж. Но фельдмаршал Кутузов приказал своему генералу Ивану Дорохову уничтожить французский гарнизон. Приказ был блестяще выполнен, Дорохов при поддержке местных жителей с минимальными потерями выбил французов из города. После окончания войны Иван Семёнович Дорохов прожил всего три года. В своём предсмертном завещании он, уроженец Тулы, написал, что хотел бы быть похороненным в Христорождественском соборе освобождённой им Вереи. Предсмертная воля героя была выполнена. Его прах был захоронен в трапезной нижнего храма, на могиле был поставлен памятник за железной решёткой. После разорения храма французами, иконостасы верхней и нижней церквей пришлось заново восстанавливать. Здесь стоит упомянуть и о священнике собора Рождества Христова Иоанне Никифоровиче Скобееве, который собрав тысячу крестьян Вышегородской волости, с их помощи срыл на земляном валу сделанные французами укрепления, «изыскал во многих домах скрывавшихся неприятелей, сжёг неприятельские ворота, фуры и брички», а также участвовал в организации партизанского движения в Верейском уезде и в освобождении 29 сентября 1812 года города Вереи от наполеоновских войск. Был награждён за это Знаком Отличия Военного ордена Святого Георгия.

Кроме Отечественной войны 1812 года этот храм, как и другие церкви Вереи, серьёзно пострадал в годы Великой Отечественной войны, когда три месяца в городе хозяйничали фашисты (с ноября 1941-го по январь 1942-го). Пережив вместе с городом все исторические коллизии, Христорождественский собор был закрыт в 1924 году большевиками и использовался в хозяйственных целях. С этого момента начались злоключения храма, сопровождающиеся разорением, осквернением и постепенным разрушением памятника, закончившиеся только в 1999 году, когда почти разрушившееся здание передали в лоно Русской Православной Церкви. До этого ни одна попытка отреставрировать собор не была доведена до логического конца. Проходили десятилетия, и храм всё больше ветшал, достигнув аварийного состояния.

Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №407, ООО «Де Агостини», 2020

Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №407, ООО «Де Агостини», 2020

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *