урок строение и функции спинного мозга
Разработка урока по теме «Спинной мозг»
Разделы: Биология
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и функциями спинного мозга.
Образовательные: расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга.
Развивающие: развитие умения логически мыслить, де6лать выводы, сравнивать, обобщать.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Оборудование: таблица “Спинной мозг”, учебник для 8-го класса под редакцией Сонина Н.И., компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
3. Изучение нового материала
Нервную систему образуют головной и спинной мозг, а также все их ответвления – нервы и нервные узлы. Нервная система – это огромное сообщество, состоящее из десяти с лишним миллиардов слаженно работающих клеток – нейронов.
Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг. Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями внешнего и внутреннего строения и функциями спинного мозга. (Cлайд № 2)
Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 30-40 г и диаметром около1 см. (Cлайд № 3)
Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается коническим заострением, на уровне 2-го поясничного позвонка. Спинной мозг намного короче позвоночника и из-за этого нервные корешки, отходящие от спинного мозга образуют густой пучок, который носит название “конского хвоста”.
Спинной мозг окружен тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой. (Cлайд № 4)
На поперечном срезе четко видна граница серого и белого вещества. Серое вещество (скопление тел нейронов) – внутри и по форме напоминает бабочку. Снаружи от серого вещества располагается белое вещество (скопление отростков нейронов). (Cлайд № 5)
В середине серого вещества находится отверстие – центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.
Значение спинномозговой жидкости (Cлайд № 6)
От спинного мозга через отверстия в дугах позвонков отходит 31 пара спинномозговых нервов (8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 – поясничных, 5 – крестцовых и 1–2 копчиковых). Каждая пара спинномозговых нервов начинается двумя корешками: задним (аксоны чувствительных нейронов) и передним (аксоны двигательных нейронов). (Cлайд № 7)
Функции спинного мозга (слайд № 8)
— проведение импульсов от органов и тканей;
— осуществляется связь между спинным и головным мозгом.
— регуляция работы внутренних органов;
— расположены центры многих безусловных рефлексов;
— осуществляет произвольные движения.
Повреждения спинного мозга (слайд № 9)
Спинной мозг очень чувствителен к повреждениям. В отличие от других частей тела, спинной мозг не способен восстанавливаться, если он поврежден. Повреждения спинного мозга может происходить вследствие травмы, нарушения кровоснабжения, сжатия, опухоли, инфекции.
Повреждения спинного мозга
Полное повреждение: наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения.
Частичное повреждение: частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения.
В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части спины, это может вызвать паралич обеих ног.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: изучить текст учебника на стр. 56-57. Ответить на вопросы рубрики “Проверьте свои знания” на стр.58.
Список используемой литературы
1. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина “Человек” / авт.-сост.Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Резникова В.З., Сивоглазов В.И. Биология: Раздел “Человек и его здоровье”: Методическое пособие для учителя. – М.: Издательский дом “Генжер”, 1998.
3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учебник. – М.: Дрофа, 2001.
4. Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. М.: Аванта+, 2001.
Конспект урока по теме «Строение и функции спинного мозга»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Строение и функции спинного мозга».
Цели: Сформировать знания о строении и функциях спинного мозга человека.
Познавательная : сформировать знания о строении спинного мозга в соответствии с выполняемыми функциями, развивать понятие рефлекса и рефлекторной дуги.
Развивающая: формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
Воспитывающая: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
— предметные: знание о строении и функциях спинного мозга.
-метапредметные: умение работать с текстом учебника и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.
— личностные: стремление к содействию учащихся, умение аргументировать свою позицию и прислушиваться к мнению других, вести здоровый образ жизни.
1) Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Приготовьте ваши учебные принадлежности. Начинаем урок.
2) Мотивационная актуализация, формулирование темы урока
Работа в парах – решение кроссворда
Разработка плана урока
Учитель: Предлагаю вспомнить недавно пройденные темы и сыграть в биологическое домино. Вы уже рассажены по группам. Каждая группа получает конверт с домино. Та группа, которая соберет его верно раньше остальных получит «5» баллов за домашнее задание. Время пошло. (Проверка по эталону на доске).
К кошке, поедающей мышь, приблизилась собака. Увидев врага, кошка приняла оборонительную позу: скелетные мышцы напряглись, спина выгнулась, а хвост пришел в движение. Одновременно с этим произошло учащение сердцебиения и дыхания, которое стало еще и глубже. Обмен веществ в скелетных мышцах повысился, шерсть стала дыбом, зрачки расширились, а слюноотделение прекратилось. Как только собака ретировалась, все основные органы снизили свою активность, и пришли в норму. Объясните все перечисленные изменения в организме животного с позиции рефлекторной теории поведения.
Учитель: Ребята, какие органы включают в себя ЦНС. (Головной и спинной мозг). Верно! И сегодня на нашем уроке речь пойдет об одном из них – спинном мозге.
Учитель: Давайте сформулируем тему нашего урока. Что нам предстоит узнать об этом органе?
Вместе подходят к теме урока: «Строение и функции спинного мозга ».
Дети, отвечая на вопросы, укладывают домино
Самостоятельно формулируют тему урока
Систематизируют ранее изученное, применяют на практике
Развитие эстетического вкуса, умение слушать и воспринимать информацию
Основная часть урока:
Учитель: У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Но прежде, чем вы выполните его, прошу обратить внимание на доску. Вам предлагается просмотр отрывка видеоурока о спинном мозге. Это поможет вам выполнить ваши задания в карточках.
Просмотр видеоурока «Спинной мозг».
Учитель: А теперь переходим к работе по карточкам в группах. На это вам дается 5 минут. Составьте тезисный план ответа, и ответьте по нему.
Группа 1. Особенности месторасположения спинного мозга. (Сделать обозначения, составить кластер)
Группа 2. Строение спинного мозга. (Фишбоун )
Группа 3. Функции спинного мозга. (Заполнить концептуальную таблицу) Каждая группа защищает свою работу
Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.). Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка
Проводниковая – проведение нервных импульсов (нисходящие и восходящие проводящие пути).
Осуществляется связь различных отделов спинного мозга;
Связь головного мозга с остальными частями ЦНС;
Соединение рецепторов с исполнительными органами;
Смотрят фильм, делают выводы, выполняют задания в группах по карточкам, работают с учебником и дополнительной литературой, выступают с результатами своей работы
Сравнивают, анализируют изученный материал. Отвечают на поставленные вопросы.
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Работа по карточкам индивидуально с взаимопроверкой по эталону
Упражнение «С точностью до…» (определить о чем говорят эти цифры?)
40-45 см (длина спинного мозга)
31 (пара нервов, связывающих спинной мозг с органами)
1й-2й (поясничные позвонки, на уровне которых заканчивается спинной мозг)
Упражнение «Найди ошибки»
1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. 3. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов – 31 пара. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.
Учитель: Давайте сверим ваши ответы с моими. Внимание на доску.
Учащиеся выполняют письменную работу,
осуществляют взаимопроверку на основе выполненных письменных работ
Регулятивные: самоконтроль, адекватная оценка своих знаний
Заключительная часть урока:
(подведение итогов урока)
Учитель подводит итоги урока
Используя прием «Инсерт» давайте определим эффективность нашей работы на уроке. Для этого применяются следующие обозначения (они пишутся на доске, дети пытаются определить для себя, к какой категории они отнесут полученные знания):
Что нового сегодня вы узнали? Что вызвало затруднения? Как вы считаете, удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока цель и задачи?
Сообщают, что нового они узнали на уроке и что им понравилось
Личностные и коммуникативные:оценка полученных знаний, анализ проделеланной работы, умение высказывать свои мысли
2) Информация о домашнем задании
Параграф 44, найти ответы на возникшие сегодня вопросы.
Дополнительно составить тест по теме «Спинной мозг» на 5-7 вопросов.
Урок конспект по биологии на тему «Спинной мозг»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Хасавюртовский Многопрофильный Лицей им. А.Абукова.
Подготовила: учитель биологии Сатиаджиева З.А.
Продолжительность урока: 45 минут.
Демонстрационный материал: схемы, таблицы, рисунки.
Использование заранее созданной презентации (MS Power Point) для замены классной
доски (изображение на экране монитора отображается на интерактивной доске с
помощью мультимедийного проектора).
повторение пройденного материала, изучение новой темы;
проверка усвоенной темы путём проведения самостоятельной работы;
развитие интереса у учащихся к предмету.
формирование логического мышления;
развитие интеллектуальных умений – обобщение.
Дидактическое и методическое оснащение урока:
-Н.И. Сонин, М.Р. Сапин., Биология. Человек. Дрофа. Москва – 2003
А.Кириленко. Биология. ЕГЭ и ОГЭ. Человек и его здоровье. Тренировочные задания. 5-е издание. Легион, 2018 г.
Р.Г.Заяц, В.Э.Бутвиловский, В.В.Давыдов. Биология для поступающих в вузы. Феникс, 2018г. Издание 2-е.
Л.В.Ёлкина. Биология. Весь школьный курс в таблицах. Кузьма, 2018 г. 3-е издание.
1 Организационный момент.
2 Проверка домашнего задания
3 Изучение новой темы
4 Работа с использованием презентации.
6 Постановка домашнего задания
7 Подведение итогов урока.
1. Организационный момент
Подготовка класса к работе.
2. Проверка домашнего задания:
— изобразить схему «Строение нервной системы»;
Фронтальная беседа по вопросам(вопросы задают учащиеся)
Групповая работа по мини-тестам.
3. Изучение новой темы.
4. Работа с использованием презентации.
Нервную систему образуют головной и спинной мозг, а также все их ответвления – нервы и нервные узлы. Нервная система – это огромное сообщество, состоящее из десяти с лишним миллиардов слаженно работающих клеток – нейронов. Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг.
Значение спинномозговой жидкости
• Проведение питательных веществ к клеткам спинного мозга.
• Принимает участие в удалении продуктов обмена.
• Обладает бактерицидными свойствами.
Спинной мозг окружен тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой.
На поверхности спинного мозга хорошо различимы две продольные борозды: передняя и задняя. Они разделяют его на правую и левую симметричные половины.
От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов. От каждого нерва к задней поверхности отходят задние корешки, а от передней к каждому нерву соответственно, передние.
На поперечном срезе четко видна граница серого и белого вещества. Серое вещество представлено телами нейронов и короткими ветвящимися отростками – дендритами.
А белое состоит из длинных неветвящихся аксонов, которые образуют нервные волокна.
Серое вещество на поперечном срезе имеет форму бабочки. В нём различают передние, задние и боковые рога.
•В передних рогах расположены двигательные нейроны (мотонейроны), по аксонам которых возбуждение достигает скелетных мышц конечностей и туловища, заставляя их сокращаться.
•В задних рогах расположены главным образом тела вставочных нейронов. Они связывают отростки чувствительных нейронов с телами двигательных нейронов, а также передают информацию в другие отделы центральной нервной системы.
•В боковых рогах залегают нейроны, образующие центры симпатической части вегетативной нервной системы.
.
Чтобы разобраться, какими нейронами представлено серое и белое вещество спинного мозга, обратимся к строению рефлекторной дуги и направлению прохождения нервного импульса соматического рефлекса.
Чтобы разобраться, какими нейронами представлено серое и белое вещество спинного мозга, обратимся к строению рефлекторной дуги и направлению прохождения нервного импульса соматического рефлекса.
(Рассказать по рисунку)
Функции спинного мозга
Спинной мозг выполняет две основные функции:
— проведение импульсов от органов и тканей;
— осуществляется связь между спинным и головным мозгом.
— регуляция работы внутренних органов;
— расположены центры многих безусловных рефлексов;
— осуществляет произвольные движения.
Рефлекторная функция спинного мозга заключается в том, что его двигательные нейроны (мотонейроны) управляют движениями мышц конечностей, туловища и отчасти шеи. Через спинной мозг проходят рефлекторные дуги, с которыми связаны сокращения всех скелетных мышц тела (кроме мышц головы).
Примером простейшего двигательного рефлекса может быть коленный рефлекс, который проявляется в разгибании ноги при ударе по сухожилию мышцы ниже коленной чашечки.
При повреждении спинного мозга на первый план выступает нарушение проводниковых функций. Его ранения приводят к чрезвычайно тяжелым последствиям. Если повреждение произошло в шейном отделе, то функции головного мозга сохраняются, но его связи с большинством мышц и органов тела оказываются утраченными. Такие люди способны поворачивать голову, говорить, совершать жевательные движения, а в остальных частях тела у них развивается паралич.
Спинной мозг – цилиндрический тяж, расположенный в позвоночном канале.
Длинна 45 см у мужчин, 41-42 см у женщин; масса 30-40 см; диаметр около 1 см.
Окружен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой.
Отходит 31 пара спинномозговых нервов.
Передние корешки спинномозговых нервов – образованы аксонами двигательных нейронов. Задние корешки – аксонами чувствительных нейронов.
Выполняет проводниковую и рефлекторную функции.
Работа спинного мозга осуществляется под контролем головного мозга.
изучить текст учебника на стр. 56-57.
Ответить на вопросы рубрики “Проверьте свои знания” на стр.58.
Дополнительно составить тест по теме «Спинной мозг» на 5-7 вопросов.
Используя прием критического мышления, давайте определим эффективность нашей работы на уроке. Для этого применяются следующие обозначения (они пишутся на доске, дети пытаются определить для себя, к какой категории они отнесут полученные знания):
План- конспект урока биологии (8 класс) на тему: «Спинной мозг»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Разработка урока по теме «Спинной мозг»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и функциями спинного мозга.
Образовательные: расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга.
Развивающие: развитие умения логически мыслить, де6лать выводы, сравнивать, обобщать.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
1. Организационный момент
Подготовка класса к работе.
2. Проверка знаний учащихся
Какую роль нервная система играет в организме человека?
Какие клетки составляют нервную ткань? Каковы ее свойства и значения? Что такое раздражение и возбуждение?
Как передается возбуждение по нервной системе?
Что такое рефлекс? Какие рефлексы вы знаете?
Что такое нервный импульс, где он возникает, через какие части рефлекторной дуги передается работающему органу?
Что иннервирует соматическая нервная система?
Чем функция вегетативной нервной системы отличается от соматической нервной системы?
3. Изучение нового материала
Нервную систему образуют головной и спинной мозг, а также все их ответвления – нервы и нервные узлы. Нервная система – это огромное сообщество, состоящее из десяти с лишним миллиардов слаженно работающих клеток – нейронов.
Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг. Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями внешнего и внутреннего строения и функциями спинного мозга. (Cлайд № 2)
Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 30-40 г и диаметром около1 см. (Cлайд № 3)
Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается коническим заострением, на уровне 2-го поясничного позвонка. Спинной мозг намного короче позвоночника и из-за этого нервные корешки, отходящие от спинного мозга образуют густой пучок, который носит название “конского хвоста”.
Спинной мозг окружен тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой. (Cлайд № 4)
На поперечном срезе четко видна граница серого и белого вещества. Серое вещество (скопление тел нейронов) – внутри и по форме напоминает бабочку. Снаружи от серого вещества располагается белое вещество (скопление отростков нейронов). (Cлайд № 5)
В середине серого вещества находится отверстие – центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.
Значение спинномозговой жидкости (Cлайд № 6)
Проведение питательных веществ к клеткам спинного мозга.
Принимает участие в удалении продуктов обмена.
Обладает бактерицидными свойствами.
От спинного мозга через отверстия в дугах позвонков отходит 31 пара спинномозговых нервов (8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 – поясничных, 5 – крестцовых и 1–2 копчиковых). Каждая пара спинномозговых нервов начинается двумя корешками: задним (аксоны чувствительных нейронов) и передним (аксоны двигательных нейронов). (Cлайд № 7)
Функции спинного мозга (слайд № 8)
— проведение импульсов от органов и тканей;
— осуществляется связь между спинным и головным мозгом.
— регуляция работы внутренних органов;
— расположены центры многих безусловных рефлексов;
— осуществляет произвольные движения.
Повреждения спинного мозга (слайд № 9)
Спинной мозг очень чувствителен к повреждениям. В отличие от других частей тела, спинной мозг не способен восстанавливаться, если он поврежден. Повреждения спинного мозга может происходить вследствие травмы, нарушения кровоснабжения, сжатия, опухоли, инфекции.
Повреждения спинного мозга
Полное повреждение: наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения.
Частичное повреждение: частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения.
В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части спины, это может вызвать паралич обеих ног.
Выводы к уроку (слайд № 10)
Спинной мозг – цилиндрический тяж, расположенный в позвоночном канале.
Длинна 45 см у мужчин, 41-42 см у женщин; масса 30-40 см; диаметр около 1 см.
Окружен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой.
Отходит 31 пара спинномозговых нервов.
Передние корешки спинномозговых нервов – образованы аксонами двигательных нейронов. Задние корешки – аксонами чувствительных нейронов.
Выполняет проводниковую и рефлекторную функции.
Работа спинного мозга осуществляется под контролем головного мозга.
Закрепление изученного материала
Где расположен спинной мозг?
Что такое серое (белое) вещество мозга, где оно распложено в спинном мозге, какие функции выполняет?
Чем образованы спинномозговые нервы, их передние и задние корешки?
Как осуществляются рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга?
Что является причиной повреждений спинного мозга? Какие виды повреждений спинного мозга вы знаете?
Домашнее задание: изучить текст учебника на стр. ____. Ответить на вопросы рубрики “Проверьте свои знания” на стр.____
План-конспект урока по биологии на тему «Строение и функции спинного мозга» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План – конспект урока
Преподаватель: Патшина Наталия Игоревна
Тема урока: Строение и функции спинного мозга
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и функциями спинного мозга.
1) расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга;
2)рассмотреть функции спинного мозга.
Развивающие : развитие умения логически мыслить, де6лать выводы, сравнивать, обобщать.
Воспитательные : формирование научного мировоззрения.
Оборудование: таблица “Спинной мозг”, учебник для 8-го класса под редакцией Сонина Н.И., компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
1. Организационный момент
Подготовка класса к работе.
2. Проверка знаний учащихся
Какую роль нервная система играет в организме человека?
Какие клетки составляют нервную ткань? Что такое раздражение и возбуждение?
Как передается возбуждение по нервной системе?
Что такое рефлекс? Какие рефлексы вы знаете?
3. Изучение нового материала
Нервную систему образуют головной и спинной мозг, а также все их ответвления – нервы и нервные узлы. Нервная система – это огромное сообщество, состоящее из десяти с лишним миллиардов слаженно работающих клеток – нейронов.
Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг. Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями внешнего и внутреннего строения и функциями спинного мозга. (Cлайд № 2)
Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 30-40 г и диаметром около1 см. (Cлайд № 3)
Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается коническим заострением, на уровне 2-го поясничного позвонка. Спинной мозг намного короче позвоночника и из-за этого нервные корешки, отходящие от спинного мозга образуют густой пучок, который носит название “конского хвоста”.
Спинной мозг окружен тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой. (Cлайд № 4)
На поперечном срезе четко видна граница серого и белого вещества. Серое вещество (скопление тел нейронов) – внутри и по форме напоминает бабочку. Снаружи от серого вещества располагается белое вещество (скопление отростков нейронов). (Cлайд № 5)
В середине серого вещества находится отверстие – центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.
Значение спинномозговой жидкости (Cлайд № 6)
Проведение питательных веществ к клеткам спинного мозга.
Принимает участие в удалении продуктов обмена.
Обладает бактерицидными свойствами.
От спинного мозга через отверстия в дугах позвонков отходит 31 пара спинномозговых нервов (8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 – поясничных, 5 – крестцовых и 1–2 копчиковых). Каждая пара спинномозговых нервов начинается двумя корешками: задним (аксоны чувствительных нейронов) и передним (аксоны двигательных нейронов). (Cлайд № 7)
Функции спинного мозга (слайд № 8)
— проведение импульсов от органов и тканей;
— осуществляется связь между спинным и головным мозгом.
— регуляция работы внутренних органов;
— расположены центры многих безусловных рефлексов;
— осуществляет произвольные движения.
Повреждения спинного мозга (слайд № 9)
Спинной мозг очень чувствителен к повреждениям. В отличие от других частей тела, спинной мозг не способен восстанавливаться, если он поврежден. Повреждения спинного мозга может происходить вследствие травмы, нарушения кровоснабжения, сжатия, опухоли, инфекции.
Повреждения спинного мозга
Полное повреждение: наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения.
Частичное повреждение: частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения.
В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части спины, это может вызвать паралич обеих ног.
Выводы к уроку (слайд № 10)
Спинной мозг – цилиндрический тяж, расположенный в позвоночном канале.
Длинна 45 см у мужчин, 41-42 см у женщин; масса 30-40 см; диаметр около 1 см.
Окружен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой.
Отходит 31 пара спинномозговых нервов.
Передние корешки спинномозговых нервов – образованы аксонами двигательных нейронов. Задние корешки – аксонами чувствительных нейронов.
Выполняет проводниковую и рефлекторную функции.
Работа спинного мозга осуществляется под контролем головного мозга.
4.Закрепление изученного материала
Где расположен спинной мозг?
Какими оболочками окружен спинной мозг?
Сколько пар спинномозговых нервов отходит от спинного мозга?
Под контролем чего осуществляется работа спинного мозга?
5.Домашнее задание: изучить текст учебника на стр. 56-57. Ответить на вопросы рубрики “Проверьте свои знания” на стр.58.
Отвечают на вопросы.
1.Регулирует работу всего организма.
2.Нейроны и глиальные клетки.
3. Это реакция на какой-либо раздражитель.
4.От нейрона к нейрону по синапсам.
6.Условные и безусловные рефлексы.
Внимательно слушают и записывают.
Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 30-40 г и диаметром около1 см.
Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается коническим заострением, на уровне 2-го поясничного позвонка
Спинной мозг окружен тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой.
Серое вещество (скопление тел нейронов) – внутри и по форме напоминает бабочку. Снаружи от серого вещества располагается белое вещество (скопление отростков нейронов).
Центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.
Значение спинномозговой жидкости:
1)Проведение питательных веществ к клеткам спинного мозга.
3)Принимает участие в удалении продуктов обмена.
4)Обладает бактерицидными свойствами.
От спинного мозга через отверстия в дугах позвонков отходит 31 пара спинномозговых нервов.
Функции спинного мозга
— проведение импульсов от органов и тканей;
— осуществляется связь между спинным и головным мозгом.
— регуляция работы внутренних органов;
— расположены центры многих безусловных рефлексов;
— осуществляет произвольные движения.
Повреждения спинного мозга
Полное повреждение: наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения.
Частичное повреждение: частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения.