восстановительная практика в деятельности школьных служб примирения
1.1. Восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике правонарушений и деструктивного поведения несовершеннолетних
Модель школьных и территориальных служб примирения разработана в России и опирается на традиционные практики примирения и урегулирования конфликтов в сообществе. Практика школьных и территориальных служб примирения основывается на концепции восстановительного правосудия и реализуется в форме восстановительных программ: «программа примирения», «программа по заглаживанию вреда», «круг сообщества», «семейный совет» («семейная конференция»), «профилактическая восстановительная программа», «школьная конференция» и другие. В восстановительных программах стороны конфликта (включая родных и близких несовершеннолетних участников конфликта) в ходе переговоров с помощью нейтральной третьей стороны (ведущего восстановительных программ) разрешают конфликт, находят лучшее для всех участников решение и принимают на себя ответственность за его реализацию без внешнего принуждения.
Модели школьных служб примирения и территориальных служб примирения разработаны Межрегиональным общественным центром «Судебно-правовая реформа».
Для подготовки сторон конфликта к участию в восстановительной программе и организации самой восстановительной программы нужен человек, владеющий теорией и практикой применения восстановительного подхода. Ведущий восстановительных программ (специалист службы примирения) создает условия для восстановления у сторон конфликта способности понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных или криминальных ситуаций, а также организует поддержку несовершеннолетних участников конфликта или правонарушения и их договоренностей со стороны значимого социального окружения. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний, прекратили вражду и обрели ресурсы для совместного поиска выхода из ситуации.
Ответственность за исправление причиненного вреда рассматривается не только при правонарушении, но и в конфликте, где стороны часто взаимно причиняют друг другу вред. «Поиск виноватого» не способствует взаимопониманию и урегулированию конфликта в отличие от обсуждения причиненного вреда и совместного поиска путей его исправления. В школьной жизни часто вред бывает взаимным (драка, оскорбления), соответственно, ставится вопрос о взаимном заглаживании причиненного вреда.
Одним из важных аспектов восстановительного подхода применительно к несовершеннолетним является восстановление позитивного родительского влияния на них, поддержка позитивных изменений несовершеннолетнего со стороны его родных и близких, педагогов, одноклассников, друзей, а также забота о будущем: создание условий для того, чтобы произошедшее «стало уроком» и подобное больше не повторилось.
Цель специалиста службы примирения (ведущего восстановительного программ) состоит в создании наилучших условий для реализации принципов восстановительного подхода (восстановительного правосудия). Специалист службы примирения является нейтральной фигурой, в равной степени поддерживающей усилия сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации и/или восстановительное реагирование на правонарушение (преступление) несовершеннолетнего. Специалист службы примирения подготавливает стороны конфликта (или участников противоправной ситуации) к совместной встрече по урегулированию конфликта и заглаживанию причиненного вреда.
Восстановительные технологии как средство профилактической работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций на примере школьной службы примирения
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
научный руководитель канд. пед. наук
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета
Конфликты между детьми, родителями, учителями в образовательном учреждении по своему характеру очень разнообразны: прогулы учащихся, частые опоздания на уроки, хулиганства, кражи, драки, порча личного имущества, а также ссоры между учениками, конфликты «учитель-ученик», наличие «изгоев» в классе и др. У образовательного учреждения есть ряд инструментов для разрешения конфликтных ситуаций, которые не всегда результативны и конструктивны. В школах в профилактике конфликтных ситуаций зачастую используют попустительский или карательный способ реагирования на них. Традиционный способ разрешения конфликтов характеризуется тем, что у провинившегося формируется ответственность перед самой школой, а не перед потерпевшим. Кроме того, разбирательство проступка носит характер клеймения провинившегося и они понимают, что за данным проступком обязательно последует неотвратимость наказания. Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание, и направлен на преодоление негативных последствий конфликтов.
Понятие «восстановительный подход» впервые выступило как альтернатива карательному подходу в условиях образовательного учреждения. Это эффективный способ разрешения конфликтных и криминальных ситуаций путем организации примирительных встреч, взаимоуважительного диалога между конфликтными сторонами с участием ведущего, медиатора. Восстановительные технологии позволяют разрешать конфликтные ситуации путем создания условий для диалога между конфликтующими сторонами при поддержке нейтрального посредника (ведущего программы).
Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Цель восстановительного реагирования на конфликты и преступления состоит в восстановлении способности к пониманию и осуществлению восстановительных действий сторон по отношению друг к другу.
Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:
Ø передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации;
Ø акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам, личная ответственность нарушителя;
Ø выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам;
Ø восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.
Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:
Ø Первый этап является подготовительным. На данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта, его криминогенной направленности. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.
Ø Второй этап имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога. Следующая фаза призвана помочь стороне сформулировать различные аспекты ситуации, увидеть ее с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента. Кроме того, здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и обсудить преимущества примирительной встречи. Третья фаза очень важна, так как оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и выход из ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих сторон. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.
Ø Третий этап – это непосредственно сама восстановительная медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих и понимание чувств другого участника встречи. На этом же этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений. Заключительной фазой третьего этапа является так называемая подстройка к будущему. Она осуществляется с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?», «Как ты поступишь, если ты или кто-то из твоих друзей попадет в похожую ситуацию?». В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.
Ø Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий договора.
На базе МБОУ лицей г. Арзамаса существует уже два года. В качестве основного метода своей работы школьная служба примирения использует восстановительную медиацию, стандарты которой разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.
Работа школьной службы примирения построена на следующих принципах: добровольность участия в деятельности службы; внимание к потребностям всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, администрации и т. д.); создание авторитета службы; учет групповых процессов в группах обучающихся; наличие подготовки по конфликтологии, медиации участников службы примирения.
Для работы в Службе примирения были приглашены подростки старших классов, с которыми было проведено специальное обучение медиаторами (педагог-психолог, социальный педагог). Данными учащимися, на первом этапе, проведено диагностическое исследование в классах совместно с педагогом-психологом по выявлению конфликтных ситуаций среди учащихся школы, причин их возникновения. Полученные данные были обработаны и проанализированы. По результатам анкетирования, учащиеся школы отметили, что чаще всего возникают конфликтные ситуации со своими друзьями (48%) и одноклассниками (35%). На второй позиции, учащиеся отметили конфликты со знакомыми своих друзей (28%) и конфликты в семьях с родителями и родственниками (29%). На третьей позиции, учащиеся отметили конфликты с педагогическим коллективом (10%).
Результаты диагностических исследований, дали возможность разработать основные направления работы школьной службы примирения с разными категориями: одноклассниками, родителями и педагогами. В связи с этим, в работе службы используются такие методики и программы примирения, как медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода.
Для выявления наиболее значимых для детей вопросов взаимодействия с окружающими и выработки правил общения использовался метод «кругов примирения», когда учащихся в классе рассаживались в круг и каждому давали высказаться. При использовании этой методики в детском коллективе необходимо было сначала приучить детей к данной форме работы и к ее правилам, начав с разговора на нейтральную тему, например: «Что интересного произошло с тобой на прошлой неделе?». В ходе систематической работы с учащимися классов, где были выявлены проблемы, были обсуждены шесть различных тем. Итогами работы в «круге примирения» по конфликтным ситуациям явилось то, что учащиеся смогли прояснить позиции разных конфликтующих сторон, понять причины своих поступков и поступков других людей, признали своей вины и извинения.
Для решения затяжных конфликтов между детьми и их родителями использовалась методика «семейных кругов», на которых решаются следующие задачи:
Ø достижение общего понимания того, что произошло и происходит;
Ø возможность для родителей в спокойной обстановке услышать понимание проблемной ситуации их ребенком и оценить эффективность применяемых методов;
Ø возможность для детей понять эмоциональное состояние родителей;
Ø осознание возможных путей изменения ситуации через выработку правил и нахождение компромисса.
В «семейных кругах» участвовали только непосредственно вовлеченные в конфликт (например, мать и дочь) и посредник (медиатор). Посредник, проясняя ситуацию, задал вопросы каждой из сторон: («Когда испортились отношения с мамой (дочерью)? С чего все началось? Что ты чувствуешь, когда мама начинает тебя ругать? Почему вас беспокоят поздние приходы дочери домой? Почему у вас сложилось впечатление, что она общается с не очень хорошими ребятами?» и т. д.) В конце посредник предлагает сторонам изложить свое видение путей изменения ситуации.
Реализуемые школьной службой программы примирения направлены на преодоление враждебности между сторонами, так и на активное участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации.
И, в заключении, необходимо отметить, что опыт работы школьной службы примирения с использованием восстановительных технологий имеет значительные результаты. Явными показателями положительных результатов проделанной работы является то, что дети в целом стали более ответственными и культурными в правовом отношении, менее враждебными и напряженными, стали использовать мирные процедуры для разрешения конфликтов, демонстрировать неравнодушие к собственному будущему, наличие перспективных планов на него и попытки их реально осуществить.
При разрешении конфликтной ситуации посредством медиации ответственность за ее разрешение предоставляется сторонам. В результате обучающиеся учатся сами, опираясь на помощь и поддержку взрослых (медиатора и, возможно, присутствующих на встрече людей из их ближайшего окружения), находить конструктивное решение, заглаживать причиненный их поступками вред, восстанавливать нарушенные отношения и связи.
Практика применения восстановительной медиации в школе при решении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних.
Практика внедрения медиативных восстановительных технологий в ОО.
Содержимое разработки
Конфликты в школе и восстановительная медиация
ШСП МОУ СОШ №15 г. Твери
Практика применения восстановительной медиации в школе при решении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних.
Педагог-психолог: Кузнецова С.Н.
Школа – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся негативных импульсов.
Алла Баркан (педиатр и детский психолог)
Именно в школе закладываются основы поведения человека в будущем, способность выйти из конфликтной ситуации.
ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ОО
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства ,
в которых отражается борьба двух-трех лидеров
и их группировок за первенство в классе.
Подростки сами настроены на конфликты, так как их природа более конфликтная, чем конструктивная..
Путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности.
В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек.
Конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.
Массовые конфликты: «стрелки», «БуЛЛинг»
Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.
Практика показывает, что Осознание случившегося и
договоренности, достигнутой на подобных встречах, приводят к более существенным результатам, чем наказание.
Организация работы ШСП в моу сош №15
Школьная служба примирения в нашей школе работает с 2014 года.
Но для организации работы пришлось немало потрудиться, чтобы соответствовать технологии школьных служб примирения как Российской модели школьной медиации.
В своей работе ШСП опирается на опыт Коновалова А.Ю. На основе книги Коновалова А.Ю. «Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений» в нашей школе работает ШСП уже четвертый год.
Коновалов Антон Юрьевич
Профессиональный медиатор и тренер по медиации,
автор концепции школьных служб примирения,
автор книги «Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений»
Научный сотрудник и Председатель Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы.
Член Ассоциации управляющих советов образовательных учреждений г. Москвы
Член Европейского форума по Восстановительному правосудию.
центром «Судебно-правовая реформа» (МОО),
в частности с президентом ОЦ
Максудовым Рустемом Рамзиевичем уже третий год.
Так же МОУ СОШ №15 сотрудничает с
— институтом Государства и Права РАН г. Москвы.
и Коноваловым Антоном Юрьевичем
Центром Судебно-правовая реформа проводится обучение медиаторов; межрегиональные и Всероссийские конференции, научно-теоретические семинары, посвященные практикам разрешения конфликтов и примирению, профилактике правонарушений.
В марте, каждого года в Институте государства и права РАН г. Москвы проводится (вот уже на протяжении восьми лет) межрегиональный Всероссийский семинар по анализу программ восстановительного правосудия и иных восстановительных программ с участием несовершеннолетних, в котором принимают участие педагоги и нашей школы.
Семинары проводятся в рамках программы «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности» на основании Соглашения между Министерством развития РФ и Межрегиональной общественной организацией «Общественный центр «Судебно-правовая реформа».
Ведущие семинаров: Коновалов А.Ю., Максудов Р.Р., Карнозова Л.М., Путинцева Н.В., а так же коллеги из разных регионов страны.
За тесное сотрудничество с ОЦ «Судебно-правовая реформа» директор МОУ СОШ №15 и руководитель ШСП имеют благодарности от руководителя и Председателя Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы – Коновалова А.Ю.
Так же СП МОУ СОШ №15 сотрудничает с ГБОУ ДПО ТОИУУ, совместно с педагогами института руководитель ШСП МОУ СОШ №15 проводит курсы повышения квалификации, поскольку имеет свидетельство медиатора и опыт работы в этой области, которое позволяет обучать как педагогов, так и учащихся, проведению восстановительных медиативных программ.
Помимо этого ШСП сотрудничает как с городскими, так и с региональными ОО, из таких городов как: Тверь, Бологое, Бежецк, Торжок, Конаково, Красный Холм.
Руководитель ШСП МОУ СОШ №15 является медиатором Ассоциации кураторов служб примирения.
Командой СП организуются такие акции как «Прости», «Пойми меня», снимаются видеоролики о работе ШСП, осуществляется знакомство родителей с работой ШСП, учащиеся-медиаторы осуществляют волонтерскую миссию.
ШСП с 2014 года основывается на восстановительной модели медиации и опирается на ее стандарты.
Педагогами школы разработано «Положение о школьной службе примирения», применяется план работы, ШСП имеет свой устав и функциональные обязанности членов ШСП. Правовая основа ШСП (школьной службы примирения) основывается на:
• Конституция Российской Федерации;
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Семейный кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
• Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
• Приказ МОУ СОШ №15 «Об утверждении локального акта и составе комиссии от
• Приказ МОУ СОШ №15 «Об изменениях в составе комиссии ШСП, утверждении положения о школьной службе примирения от 18.09.2015 №173 п.3».
• Приказ МОУ СОШ №15 «Об изменениях в составе комиссии ШСП на 2016-2017 учебный год».
• Приказ МОУ СОШ №15 «Об изменениях в составе ШСП на 2017-2018 уч.год».
Деятельность ШСП направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
В основе деятельности ШСП лежит:
Основные направления деятельности школьной службы примирения :
Это направление является самым основным, так как профилактическая работа – это глобальный пласт системы безконфликтного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Основной целью работы СП является создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.
ШСП опирается на следующие принципы:
запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Типы и виды конфликтов, разрешаемые в результате деятельности ШСП МОУ СОШ №15
Между родителями учащихся
Взаимные оскорбления между обучающимися (в том числе соц.сети)
Причинение материального ущерба (порча имущества, кража)
Длительные пропуски занятий в результате конфликта
Между учащимися и педагогами
Между детьми и родителями
В период с 2014 по 2017 учебные года было проведено более 40 медиативных восстановительных программ примирения, из них только 2 программы не привели к примирительному договору.
Функционирование ШСП в образовательной организации позволяет:
На основе наработанного опыта опубликовано методическое пособие:
по организации служб примирения
в образовательных организациях
на примере работы МОУ СОШ №15 г. Тверь
Для обучающихся школы проводятся ситуативные занятия, а для младших классов игры по внедрению восстановительной медиации, применению методов конструктивного реагирования в конфликте.
Необходимо сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения конфликтных ситуаций.
Присоединяйтесь к нам! ШСП – путь к миру!
Спасибо за внимание!
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.