1 что такое нравственная культура сотрудника уис
Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы
Юридические науки
Похожие материалы
В современном, стремительно изменяющемся мире, в обстановке крайне сложным процессов в политической, экономической и правовой сферах, назрела острая необходимость разработки новых организационно-методических подходов к воспитательной работе с работниками УИС, с учетом новых реалий в организационно-штатной структуре ФСИН России и подчиненных подразделений.
Одним из важнейших компонентов воспитательной работы является профессиональная этика работника УИС. Выполнение стоящих перед УИС задач, немыслимо без сформированных высоконравственных и общекультурных качеств работников УИС. Иными словами, это качества, которыми должен обладать каждый работник УИС.
В целях формирование нравственных установок работников УИС, ориентированных на неукоснительное соблюдение Конституции, законов Российской Федерации, верность Присяге, а так же обеспечение морально-психологической устойчивости личного состава, повышение его общей и профессиональной культуры, укрепление авторитета и престижа службы в УИС Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 был утвержден Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее – Кодекс) разработанный с учетом норм Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996).
Самое важное заключается в том, чтобы работник УИС полностью усвоил систему определенных стандартов изложенных в Кодексе, для выполнения своих обязанностей. Настоящий профессионал УИС формируется только при условии его стремления к нравственному самосовершенствованию, при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при обязательном наличии у него определенного морального «стержня» повседневного поведения. Предполагается, что весь личный состав ФСИН России должен быть хорошо осведомлен о сути и общем характере профессиональной этики работника УИС в России, особенно это относится к руководящим кадрам, которые занимаются нравственным воспитание кадров.
Для этого необходимо рассмотреть теоретические аспекты профессиональной этики. В результате чего, работник УИС получит необходимую информацию и наставления, которые будут содействовать исполнению им должностных обязанностей на самом высоком уровне.
Этика – это область знаний о сущности и морали, законах ее возникновения, развития и функционирования, наука, изучающая проблемы нравственности в обществе.
Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения.
Нравственность – реальные процессы в сфере моральных отношений, определенные «рамки» достойного поведения, системы норм, правил, которые служат критериями достоинства и порока, добра и зла.
Моральные (нравственные) отношения – это те отношения, в которые вступают люди совершая моральные (аморальные) поступки. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права.
Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются на:
Под этикой в широком ее смысле может пониматься многофункциональный закон, который регулирует отношения как между индивидуумом и социумом, так и отношения между индивидуумами внутри социума.
В то же время данная профессиональная группа дополнительно подразделяется на более мелкие профессиональные подгруппы. В данном случае мораль таких подгрупп, может еще и дополняться нормами более узкой направленности характерных для определенной службы. Например, служба оперативных работников несет в себе целый «букет» профессионально-этических особенностей. Так при соблюдении консперативности, необходимым профессиональным качеством, должна являться скрытность, для более эффективного выполнения оперативной комбинации используется – распространение дезиформации (заведомо ложной информации). Несмотря на всю специфичность данной службы, этот пример характеризует только отдельную сторону всей сложной системы нравственных отношений, которая складывается в процессе выполнения работником УИС своих служебных обязанностей.
В связи с этим можно определенно сказать, что многообразие и сам характер, содержание норм и требований профессиональной этики работников УИС обусловлены разнообразием видов профессионально-нравственных отношений, а так же сфер, в которых эти отношения складываются и проявляются.
В Кодексе этики (Приказ ФСИН России от 11.01.2012, №5) и формирования служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС включены наиболее значимые элементы профессионально-этической системы УИС. Вместе с тем он не тождественен самой профессионально-этической системе УИС, т.к. существенно беднее ее, по смысловой нагрузке, и, кроме того, представляет основные компоненты профессионально-этической системы Федеральной службы исполнения наказаний в императивной форме. Поскольку не дает объяснения и обоснования нормам содержащимся в нем и т.п..
Сущность Кодекса заключается в том, что он является упрощенным отражением профессионально-этической системы, поскольку включает в себя наиболее важные ее компоненты в адаптированном к нуждам профессиональной практики виде. Но вместе с тем он не тождественен самой профессионально-этической системе, т.к. существенно беднее ее. Тем не менее в практической профессиональной деятельности Кодекс имеет не меньшую значимость, чем само профессионально-этическое учение и соответствующая ей профессионально-этическая система, поскольку в основном именно он используется сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими УИС в их непосредственной деятельности.
Объектом Кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, а его предметом – моральные знания, умения и главное – практические навыки сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, реализуемые в их повседневной профессиональной деятельности.
Основными целями Кодекса являются:
Кодекс, так же выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.
Сущность Кодекса раскрывается через функции, которые он выполняет, а именно:
Таким образом, согласно выполнению своих функций, Кодекс способствует сохранению и укреплению сущности профессиональной деятельности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС.
Итак, можно с уверенностью сказать, что профессионально-этический кодекс необходим. Профессионально-этический кодекс это реально действующим документом, но он становится таковым только после осознания сотрудниками его необходимости, при этом он не является документом исключительно «для служебного пользования», полезным может оказаться его размещением, например, в помещении приема передач, где бывают не только сотрудники, но и родственники и знакомы осужденных содержащиеся в учреждениях ФСИН России, в приемной начальника учреждения и т.п. Это будет способствовать осуществлению этический контроля за действиями сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, с одной стороны, а с другой, это будет являться дисциплинирующим фактором для самих сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС.
В целом можно сказать, что сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие УИС, если они заинтересованы в повышении эффективности и качества своей работы, повышении престижа и статуса своей службы, могут предложить множество оригинальных решений, которые сделают Кодекс этики «рабочим документом», который станет стимулом для развития профессиональной деятельности и повышения статуса службы.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
1 что такое нравственная культура сотрудника уис
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы”
По заключению Минюста РФ от 8 февраля 2012 г. N 01/9119-ВЕ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4109; 2005, № 29, ст. 3037, № 49, ст. 5204; 2007, № 11, ст. 1283; 2008, № 18, ст. 2009, № 43, ст. 4921, № 47, ст. 5431; 2010, № 4, ст. 368, № 19, ст. 2300, № 20, ст. 2435) и Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.
2. Начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы организовать изучение Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы В.П. Большакова.
Директор генерал-полковник внутренней службы | А.А. Реймер |
Кодекс
этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы
(утв. приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5)
I. Общие положения
2. Кодекс основан на положениях:
Конституции Российской Федерации;
Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996);
Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих);
Федерального закона от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151, № 16, ст. 1828, № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186, № 30, ст. 3616, № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, № 29, ст. 3624, № 48, ст. 5719, № 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, № 5, ст. 459, № 7, ст. 704, № 49, ст. 6413, № 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31);
Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2063; 2003, № 46 (ч. I), ст. 4437; 2006, № 29, ст. 3123; 2007, № 49, ст. 6070; 2011, № 1, ст. 31);
Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст. 3196; 2007, № 13, ст. 1531; 2009, № 29, ст. 3658);
Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
4. Настоящий Кодекс служит следующим целям:
установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;
формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;
воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;
регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;
соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;
выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения:
выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.
5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения сотрудником и федеральным государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.
6. Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе, в том числе к службе в УИС, в общественном сознании.
II. Основные принципы и правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих
7. Принципы служебного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего учитываются гражданами Российской Федерации в связи с их нахождением на службе в УИС.
8. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС;
л) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
м) соблюдать установленные в УИС правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
н) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе УИС, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
о) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
п) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
10. Руководитель призван:
а) принимать меры по предупреждению коррупции;
б) не допускать случаев принуждения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
III. Рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих
11. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
12. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему рекомендуется воздерживается от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений:
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
13. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
14. Внешний вид сотрудника и федерального государственного гражданского служащего при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия способствует уважительному отношению граждан к УИС, соответствует общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы”
По заключению Минюста РФ от 8 февраля 2012 г. N 01/9119-ВЕ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
Текст приказа официально опубликован не был
Обзор документа
Принят Кодекс этики сотрудников и госслужащих уголовно-исполнительной системы.
Определены его цели. В частности, он устанавливает нравственно-этические основы служебной деятельности и профессионального поведения и призван воспитать высоконравственную личность сотрудника/госслужащего.
Установлены основные принципы и правила поведения.
Так, сотрудники/госслужащие уголовно-исполнительной системы должны быть независимыми, беспристрастными, проявлять терпимость, корректность и внимательность. Им запрещено использовать служебное положение в личных целях, а также вести себя компрометирующим образом.
Даны рекомендации по этическому поведению сотрудников/госслужащих.
В частности, им следует воздерживаться от дискриминационных высказываний и действий, угроз, оскорблений, предвзятых замечаний, незаслуженных обвинений.
Духовно-нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы
Роль правовых норм в формировании морального облика сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС). Значение профессиональной этики для формирования нравственной культуры сотрудника УИС. Профессиональная деятельность сотрудника пенитенциарной службы.
Рубрика | Государство и право |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.12.2017 |
Размер файла | 33,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Тема: Духовно-нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам УИС
1. Роль правовых норм в формировании морального облика сотрудника УИС
2. Значение профессиональной этики для формирования нравственной культуры сотрудника УИС
3. Духовно-нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам УИС
4. Духовно нравственное воспитание сотрудников УИС: понятие, задачи, критерии
Список использованной литературы
Для представителей различных профессий требования, нормы морали едины, кем бы человек ни был, какую бы должность ни занимал, какую бы профессию ни имел. В то же время к отдельным профессиям, затрагивающим интересы, права, а часто жизнь и судьбу человека, предъявляются специфические нравственные требования. Особо среди них выделяется профессия сотрудника УИС.
Пенитенциарный работник является представителем закона и государственной власти. Его деятельность регламентируется множеством нормативных документов, предписывающих круг обязанностей в определённых ситуациях, включая организацию надзора за осуждёнными, порядок его осуществления, обязанности должностных лиц, порядок проведения обысков и досмотров, действия администрации и дежурной смены при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах, вопросы взаимодействия с другими службами учреждения. Строгое следование этим предписаниям является отличительной особенностью деятельности сотрудников УИС.
Но ни один документ, ни одна инструкция не могут предусмотреть все возможные ситуации, возникающие в реальной жизни и требующие принятия сотрудником самостоятельного, а иногда единственно верного решения. Наряду с узкоспециальными профессиональными знаниями и умениями немаловажная роль принадлежит здесь моральным качествам сотрудника, его совести.
1. Роль правовых норм в формировании морального облика сотрудника УИС
В деятельности современной уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, к сожалению, мы можем наблюдать проявления коррупции. Полагаем, формирование морального облика сотрудника УИС является одним из важных способов противодействия коррупции.
Как показывает зарубежный опыт, важнейшим элементом этической инфраструктуры любого государства является законодательство.
Однако западные исследователи выделяют целый ряд как «идеологических», так и «технических» недостатков использования законов в качестве инструмента управления административной этикой [1, с. 9]. Во-первых, жёсткое законодательное регламентирование поведения государственных служащих в определённом смысле противоречит основным принципам этической реформы государственного управления. Подобный подход должен был способствовать формированию определённого морального климата государственной службы, который «гарантировал» бы надлежащее поведение сотрудников в любых ситуациях, в том числе не предусмотренных нормативными актами. Во-вторых, механизм разработки и принятия законов во многих странах недостаточно гибок. Особенности законодательного процесса часто не позволяют оперативно реагировать, например, на изменение требований к государственной службе со стороны общества или на появление новых проблемных областей, нуждающихся в регулировании. Поэтому в законодательстве большинства стран закрепляются базовые принципы поведения, тогда как подробные стандарты содержатся в подзаконных нормативных актах.
Традиционно стандарты поведения государственных служащих содержатся в специальных нормативных актах, получивших общее название «кодексы поведения государственных служащих». Большинство стран, в том числе и европейских, при принятии кодексов поведения государственных служащих шло по одному общему пути.
В основе кодексов поведения всех государственных служащих, которые можно назвать «кодексами поведения первого уровня», находятся международные акты, отражающие общие принципы поведения госслужащих: Международный кодекс поведения государственных должностных лиц [6], Модельный кодекс поведения для государственных служащих [7]. Стандарты поведения, предназначенные для всех государственных служащих, значительно менее детализированы по сравнению с «Нормами этичного поведения служащих исполнительной ветви власти» [8].
Кодексы первого уровня лишь задают общие ориентиры и не предназначены для подробной регламентации деятельности чиновников. Кодексы поведения первого уровня разрабатывает орган, координирующий управление административной этикой, и утверждает, как правило, глава исполнительной власти.
Самые подробные правила поведения государственных служащих содержатся в «кодексах поведения второго уровня», которые разрабатывают и принимают исключительно для своих служащих отдельные органы исполнительной власти. Особенно распространены специальные кодексы поведения для правоохранительных органов [1, с. 40]. В кодексах поведения служащих министерств, ведомств и т.п. подробно характеризуются проблемные ситуации, с которыми может столкнуться служащий конкретного государственного органа в процессе исполнения своих обязанностей, и содержатся детальные правила поведения в подобных ситуациях.
Например, кодексом первого уровня государственному служащему может быть предписано проявлять осторожность при получении ссуд от кредитных организаций [1, с. 41]. Тогда в кодексе второго уровня могут содержаться правила, устанавливающие, какому должностному лицу государственный служащий должен сообщать о получении ссуды, у каких организаций государственным служащим конкретных государственных органов запрещено брать кредиты и ссуды и т. п. [1, с.41].
Главным преимуществом основной модели построения кодексов поведения является то, что подобная модель позволяет учесть специфику различных органов и при этом сохранить единство ценностей и этических стандартов государственной службы. Подобный подход с недавнего времени используется и в нашей стране, в частности для уголовно-исполнительной системы.
Так, решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г (Протокол № 21) был одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Ядро данного документа составили Международный кодекс поведения государственных должностных лиц и Модельный кодекс поведения для государственных служащих. На основе вышеуказанного Типового кодекса органы исполнительной власти создают собственные Кодексы поведения, характерные для своей сферы.
Стоит отметить, что идея, заложенная в указанной системе западными реформаторами, к сожалению, отражается в российском законодательстве ненадлежащим образом. Так, если сравнить Типовой кодекс и Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, то можно увидеть, что последний вместо того, чтобы конкретизировать Типовой кодекс, отразив специфику УИС и подробно детализировав общие нормы, в сокращённой форме его копирует.
Как показывает проведённый анализ состояния законодательства о государственной службе, в России основные элементы этической инфраструктуры государственной службы, в том числе в УИС, далеки от совершенства. Приняты лишь некоторые необходимые нормативные акты, которые на сегодняшний день нуждаются, по крайней мере, в серьёзной доработке.
Одной из причин такого подхода к этическим реформам государственного управления в России является, на наш взгляд, недостаточное знание мирового опыта управления административной этикой. Российские реформаторы не всегда правильно представляют сложность и комплексность этических мероприятий, обращая внимание лишь на наиболее известные виды институтов или нормативных актов (кодексы поведения). Считаем, понимание комплексности управления административной этикой (или так называемой этической инфраструктуры) [3, с. 62] и знание различных вариантов конкретных этических мероприятий могут оказаться полезными при проведении реформы этики в пенитенциарной системе России. Для того чтобы быть эффективной, уголовно-исполнительная система должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это даст возможность рассматривать моральный облик сотрудника УИС как элемент его служебного поведения, без которого невозможно исполнять возложенные на него функции и задачи.
2. Значение профессиональной этики для формирования нравственной культуры сотрудника УИС
уголовный исполнительный профессиональный этика
В последние годы для России нормальное функционирование исправительных учреждений приобретает особое значение, что связано с политическими и экономическими преобразованиями в нашей стране. Поэтому вполне закономерно возникают вопросы: как в условиях роста преступности, переполненности тюрем сохранить и повысить нравственный потенциал сотрудников уголовно-исполнительной системы? Как на фоне сложных процессов, происходящих в обществе, добиться осознания каждым сотрудником своего профессионального и гражданского долга?
Поиск ответов на поставленные вопросы требует рассмотреть профессиональную деятельность сотрудников УИС не только в категориях права, но и в более широком морально-нравственном горизонте.
Сегодня настоятельно выдвигается требование проводить подробный анализ нравственных качеств и культуры сотрудников УИС при их переаттестации или при их выдвижении на более высокую должность. Недооценка морально-нравственных факторов порождает распространённое мнение о том, что служебная деятельность сотрудников УИС настолько строго регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями, что при должном требовании руководства любой сотрудник будет успешно выполнять свои функциональные обязанности. Данное мнение ошибочно. Как показывают социологические исследования, соблюдение законности и служебной дисциплины определяется, прежде всего, нравственными установками и культурной воспитанностью сотрудников, а не требовательностью руководства по соблюдению правовых норм и выполнению функциональных обязанностей. Именно морально-нравственные качества сказываются на эффективности служебной деятельности и играют даже большую роль, чем профессиональная компетентность.
3. Духовно-нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам УИС
Профессиональная этика является неотъемлемой составляющей общей культуры сотрудника УИС [2].
В настоящее время деонтология определяется как часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определённой профессиональной сфере; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, они закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (то есть правовыми) санкциями.
В обобщённом виде морально-нравственные требования к сотруднику УИС можно представить следующим образом:
I. отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;
II. глубокое понимание социальной значимости своей роли работника УИС, своей ответственности перед обществом и государством, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищённости людей;
III. разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику УИС прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;
IV. безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, исполнительность и инициатива, забота о профессиональной чести, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в экстремальных условиях;
V. постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого по службе отечественного и зарубежного опыта.
Перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех морально-нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник уголовно-исполнительной системы. Это терпимость, справедливость, гуманность, чувство долга, смелость, мужество, выдержка, честность.
Основу профессиональной деятельности сотрудника пенитенциарной службы составляют нравственные принципы.
В чём же состоит гуманизация системы исполнения уголовных наказаний? Прежде всего, это строгое следование законодательным актам, определяющим отношение государства, общества и самого сотрудника пенитенциарной службы к правонарушителям, осуждённым (заключённым под стражу); это отказ от неоправданно грубого обращения с лицами, лишёнными свободы, недопустимость причинения им ничем не оправданных лишений и страданий, унижения их человеческого достоинства, «обеспечение охраны их законных прав и интересов от любых посягательств, будь то со стороны администрации или со стороны самих осуждённых»; это вера в возможность их исправления. В прямой связи с принципом гуманизма находится право осуждённых на охрану здоровья, на личную безопасность и обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.
В Европейских тюремных правилах принцип гуманизма формулируется очень точно: «Благодаря лишению свободы заключение само по себе является наказанием. Поэтому условия тюремного заключения и режим в тюрьме не должны усиливать страдания, неотъемлемо присущие и связанные с этим заключением, за исключением случаев, оправдывающих изоляцию или поддержание дисциплины».
Идея гуманизации уголовно-исполнительной политики нашла отражение в Концепции воспитательной работы с осуждёнными в условиях реформирования УИС, где в качестве первостепенных выдвигаются следующие задачи [5]:
§ обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах проводимой с осуждёнными воспитательной работы;
§ воспитание у сотрудников УИС уважительного и доброжелательного отношения к осуждённым на основе принципов справедливости, гуманизма и партнерства.
Следовательно, гуманизация процесса исполнения наказаний состоит в уважении личного достоинства осуждённого, обеспечении его законных прав и интересов от любых посягательств, будь то со стороны администрации или со стороны самих осуждённых.
Он заключается в требовании неукоснительного соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов всеми сотрудниками пенитенциарной системы. В комментариях к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации подчеркивается: «Содержанием принципа законности является не порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, а соответствие этой деятельности уголовно-исполнительному закону» [2].
Принцип законности в большей степени, чем другие принципы, отражён в нормативных документах, регламентирующих деятельность сотрудника УИС. Тем не менее, нравственные качества сотрудника именно здесь проявляются наиболее зримо.
Сотрудник никогда не должен забывать, что осуждённый (заключённый под стражу) по-прежнему остаётся гражданином общества, хотя и с ограниченным кругом прав и меньшими возможностями в их защите по сравнению со свободными гражданами.
Этическое содержание законности в уголовно-исполнительной системе состоит в следующем: не допускать в своей деятельности случаев невнимательного отношения к осуждённым, проявления бездушия к их личным проблемам, отступления от установленных правил общения с ними, беспринципности в оценке собственных поступков и действий подопечных, попустительства при нарушениях закона.
Практика показывает, что в тех исправительных учреждениях, где имеются подобного рода факты, у сотрудников и осуждённых формируются чувства вседозволенности, беспредела, отрицания общенравственных ценностей. Данные тенденции являются недопустимыми.
Работники уголовно-исполнительной системы, решающие судьбы других, сами должны являться образцом строгого соблюдения законности и требований морали, укрепления правопорядка. Как отмечалось ранее, профессиональная этика сотрудника пенитенциарной системы характеризуется преимущественно деонтологическим, т.е. должным характером. Поэтому несоблюдение сотрудником нравственных норм, основывающихся на принципах гуманизма и законности, подрывает саму сущность деятельности пенитенциарного работника.
Лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы, уже претерпевают определённые ограничения и поэтому особо чувствительны к любым действиям, ущемляющим их права и законные интересы.
Именно поэтому, произвол и беззаконие, недопустимые нигде, и особенно в уголовно-исполнительных структурах, не просто дискредитируют сотрудников, а провоцируют возможность ответной реакции, которая может привести к злостному неповиновению требованиям администрации, массовым беспорядкам, захвату осуждёнными заложников. Должностные правонарушения и преступления, совершаемые сотрудниками, подрывают нравственные, правовые и социальные основы государства в целом. Нарушая закон, нельзя требовать уважения к закону от других.
Одним из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали является принцип коллективизма. Что касается правоохранительной служебной среды, то здесь принцип коллективизма однозначно является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности, единственно возможным для результативного противостояния криминальному миру.
И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремлённости и единства его действий, следовательно, прежде всего, от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих.
Нравственное значение патриотизма определяется тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Но патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека и народ, когда они сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к «чужакам». Этот аспект в патриотическом сознании в современных условиях приобрёл особую актуальность.
Как утверждается в Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений УИС Министерства юстиции Российской Федерации, среди основных задач воспитательной работы немаловажная роль отводится государственно-патриотическому воспитанию [4].
Знание основных нравственных принципов составляет основу морального сознания сотрудника учреждений, исполняющих наказания. Но перевод этих знаний в убеждения и безукоризненное следование принципам морали в служебной деятельности зависит от общего уровня культуры сотрудника, его способности к самосовершенствованию, противостоянию негативным влияниям профессиональной среды.
4. Духовно-нравственное воспитание сотрудников УИС: понятие, задачи и критерии
Рассматривая проблемы духовно-нравственного воспитания сотрудников УИС, необходимо отметить, что испокон веков основными задачами педагогики были передача накопленных обществом знаний и опыта последующим поколениям и воспитание целостной, гармоничной, всесторонне развитой личности.
Система профессионального образования ответственна за уровень и качество образованности, профессионального мастерства, профессионального развития и воспитания, то есть за формирование высокой профессиональной культуры личного состава УИС. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности сотрудника естественным образом вписывается в этот процесс. Одна из особенностей профессиональной культуры состоит в том, что широкий смысл этого понятия предполагает его восприятие в единстве материального и духовного, в сложном взаимодействии и взаимовлиянии всех явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых элементов.
Более узкий смысл охватывает только духовную часть культуры: правила поведения, этические нормы, традиции, профессиональные мифы и легенды, являющиеся регулятором поведения сотрудников. Важно, что в гармонично сформированной профессиональной культуре и материальные, и духовные аспекты должны быть одинаково высоки. Поэтому профессиональная культура сотрудников УИС должна формироваться на основе духовно-наукоёмкой культуры, подразумевающей интеграцию высших достижений науки и культуры, духовности и рациональности, что позволит преодолеть неизменно возникающие противоречия между духовными и материальными идеалами и ценностями, создать гармоничное равновесие этих нераздельных жизненных сфер.
Руководство ФСИН России признаёт, что, несмотря на предпринимаемые меры по улучшению воспитательной работы с сотрудниками, уровень морально-психологического состояния, законности и служебной дисциплины в служебных коллективах не в полной мере отвечает требованиям современного этапа развития и реформирования УИС и международным стандартам, предъявляемым к работникам пенитенциарных учреждений. Воспитание работников УИС осуществляется недостаточно эффективно. Влияние воспитательной работы на жизнь и деятельность коллективов учреждений неадекватно стоящим задачам. Отсутствует должная система целенаправленного воспитательного воздействия на сотрудников, недостаточна научно-методическая база и кадровое обеспечение. Многие сотрудники, занимающиеся воспитательной работой с кадрами, сами не имеют педагогического или психологического образования, либо соответствующей профессиональной переподготовки. Значение воспитательной работы с подчинёнными недооценена руководителями, снижена в целом эффективность её влияния на личный состав. Сами руководители недостаточное внимание уделяют самообразованию, личностному и профессиональному самосовершенствованию.
В результате не удаётся поднять на должный уровень качественный состав кадров УИС, состояние служебной дисциплины и законности, профессиональную культуру и ответственность сотрудников за выполнение служебных обязанностей. Все это, безусловно, требует совершенствования организации воспитательной работы с личным составом на основе современных научных разработок в этой области и создания качественно новой системы образовательно-воспитательной работы для упрочения духовно-нравственных основ службы.
Необходимо ещё раз отметить, что упрочения духовно-нравственных основ службы авторитарными, нормативными, командно-манипулятивными методами достичь практически невозможно. Так как формирование духовного уровня нравственности предполагает такие условия деятельности, в которых личность имеет возможность развиваться, соотнося свои действия с высшими духовными принципами и ценностями, имея свободу личного выбора в поступках и проявляя свою зрелость в самостоятельном, сознательном, ответственном и творческом подходе к решению поставленных задач. Это не всегда имеет возможность быть реализованным и даже не поощряется в процессе профессиональной деятельности. Не часто в силовых структурах при осуществлении воспитательной работы с сотрудниками можно наблюдать «сочетание высокой требовательности к личности с уважением её достоинства и заботой о ней», а также «опору на положительное в воспитании».
Основные задачи и критерии духовно-нравственного воспитания
Учитывая особенности условий профессиональной деятельности сотрудников УИС, вряд ли можно определять целью их духовно-нравственного воспитания достижение высших, трансцендентных стадий духовного развития. Как уже отмечалось, это процесс сложный, длительный, сугубо индивидуальный и доступен далеко не каждой личности. Поэтому начинать надо со стимулирования индивидуально-личностного роста и развития интеллектуальной, эмоционально-нравственной и волевой сфер. Таким образом, основными задачами духовно-нравственного воспитания сотрудников УИС можно считать следующие:
а) формирование у сотрудников нравственного идеала и системы ценностей, основанных на высших гуманистических идеалах и принципах, гармония в ином сочетании духовных и материальных ценностей и потребностей;
б) развитие чувства личной ответственности за свои действия, готовности и способности к самостоятельному нравственно ответственному поведению;
в) активизация и поддержка процессов самоактуализации личности сотрудника, раскрытия и реализации креативных (творческих) и нравственных потенциалов, обретения высших смыслов своей жизнедеятельности;
г) помощь в социализации, достижении гармоничного соотношения внутреннего, духовного мира сотрудника и окружающего его социума, осознании этических смыслов профессиональной деятельности, нахождении своего места в обществе.
Несмотря на то, что на личностном уровне реализация данного процесса осуществляется исключительно индивидуально и со стороны может быть оценена весьма субъективно, всё же, исходя из поставленных задач можно выделить критерии духовно-нравственного воспитания и развития личности сотрудника УИС:
— выраженные духовные потребности в структуре личности, фиксируемые характером ценностных ориентаций, наличием интереса к этическим проблемам, нравственной направленностью личности, способностью к этико-педагогической рефлексии;
— гармоничное соотношение форм креативной и воспроизводящей (потребляющей) активности личности;
— социально ориентированный тип межличностных коммуникаций, что на личностно-психологическом уровне обеспечивается эмпатией, эмоциональной отзывчивостью, «резонансностью» по отношению к нравственно отягощенным событиям;
— выраженное чувство ответственности как определяющей личностной детерминанты, готовности и способности к самостоятельному нравственно ответственному поведению.
Эффективность и качество решения воспитательных, духовно-нравственных задач зависит от научно-методической подготовки воспитателей и их педагогической культуры. Каждому сотруднику следует помнить, что эффективность выполнения служебных задач зависит не только от знания требований, профессионального мастерства, но и от уровня нравственности и общей культуры исполнителей. Гражданин РФ, избравший профессию сотрудника УИС, возлагает на себя соответствующую обязанность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоконравственные нормы поведения.
Сегодня нравственность и общая культура работников пенитенциарных учреждений приобрели огромную значимость и рассматриваются в качестве неотъемлемых профессиональных качеств как при приёме на службу, так и при переаттестации, и тем более при выдвижении на более высокую должность.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
1. Административная этика как средство противодействия коррупции. Московский Центр Карнеги. 2003. № 4.
3. Вечер Л. С. Нравственные регуляторы антикоррупционного поведения менеджеров / Инновационные процессы и корпоративное управление: Сб. статей IV межд. заочной науч.-практ. конф., Минск, 30 мар. 2012 г. под общ. ред. В. В. Апаносович / Минск, Национальная библиотека, 2012.
4. Дегтяренко Т.А., Дегтяренко Ю.В. Социально-психологические аспекты формирования уставных взаимоотношений среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. / Цикл лекций для проведения занятий с личным составом уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. М., 2009. С.69-77.
6. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц / Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. / СПС «Гарант».
7. Модельный кодекс поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № Р (2000) / СПС «Гарант».
8. Нормы этичного поведения служащих исполнительной ветви власти / http://www.4uth.gov.ua/usa/russian/government/standards.htm
9. Теория и методика профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Заслуженного юриста РФ, д.ю.н., профессора, В.А. Уткина. Томск: Изд-во «ДИВО», 2006. С.88.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Значение профессиональной этики для формирования нравственной культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы. Духовно-нравственное воспитание сотрудников УИС: понятие, задачи, критерии и методы осуществления в процессе профессиональной подготовки.
курсовая работа [37,8 K], добавлен 11.04.2014
Понятие и признаки профессионального пенитенциарного правосознания. Его функциональная роль в общественных отношениях. Формирование профессионально значимых качеств у будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы. Средства правового воспитания.
контрольная работа [66,3 K], добавлен 12.06.2016
Понятие, принципы, значение мотивации и стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Правовое регулирование материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.
дипломная работа [83,8 K], добавлен 23.06.2015
Изучение современных основ построения структуры уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Исследование исторических тенденций становления и формирования пенитенциарной системы. Перспективы развития уголовно-исполнительного законодательства.
реферат [64,7 K], добавлен 19.11.2013
Реформа уголовно-исполнительной системы как составляющая часть преобразований российского общества. Тюрьма и колония как виды исправительных учреждений, их достоинства. Кадровая политика, проводимая в период реформирования уголовно-исполнительной системы.
дипломная работа [63,2 K], добавлен 24.04.2015