1 что значит по некрасову быть гражданином

Поэт и Гражданин

Осенью 1856-го года вышло первое издание книги «Стихотворения Н. Некрасова». В самом начале книги было помещено стихотворение «Поэт и Гражданин», которое до той поры не появлялось в печати. Н.А. Некрасов придавал этому стихотворению особое значение, поэтому оно было напечатано в виде предисловия к книге – более крупным шрифтом, чем остальные стихи. Стихотворение «Поэт и Гражданин» стало своеобразным литературным манифестом, программой действия для той части русской интеллигенции, которую принято называть революционными демократами. Зрелый, умудрённый жизненным опытом поэт Н.А. Некрасов поэтическими методами бросает вызов принципам так называемого «чистого искусства», хотя в острой полемике идейные противники Н.А. Некрасова и революционные демократы не брезгуют использовать авторитет самого А.С. Пушкина.

Стихотворение «Поэт и Гражданин» по объёму приближается к поэме, а по форме – к небольшой одноактовой пьесе с двумя героями. Один из них – Поэт, переживающий духовный и творческий кризис. Другой – Гражданин, олицетворяющий собою носителя высокой гражданственности, человека глубоко и болезненно переживающего за судьбу Родины и Народа, стремящегося разбудить в душе Поэта чувство гражданской ответственности. Стихотворение «Поэт и Гражданин» построено в форме диалога двух литературных героев – Поэта и Гражданина. Начинается стихотворение с того, что в обитель поэта входит Гражданин. И что же он видит? Поэт «лежит – и ничего не пишет. хандрит и еле дышит». Налицо типичный творческий кризис. Гражданин возмущён поведением поэта: «Хорош портрет! Ни благородства, ни красоты в нём нет, поверь, А просто пошлое юродство. Лежать умеет дикий зверь. »

Возмущению Гражданина нет предела: он не только стыдит Поэта, но и страстно призывает его не быть сторонним наблюдателем жизни, но активно участвовать в ней своим творчеством: «Проснись: громи пороки смело. » Однако и Поэт не сдаётся, он даже призывает себе на помощь авторитет великого Пушкина и цитирует его стихотворение, а точнее предоставляет эту возможность Гражданину. Поэт и Гражданин одинаково оценивают творчество Пушкина, но выводы делают разные. Если для Поэта это оправдание собственной пассивности («Так я, по-твоему, великий, Повыше Пушкина Поэт?»), то для активной жизненной позиции Гражданина не является препятствием:

«Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Ещё стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать. »

Наступило грозное время, и общество, которое гражданин отождествляет с кораблём, плывущим в открытом море. В стихотворении этого нет, и не может быть, но мы-то знаем кое-что об истории России того периода: страна стояла на пороге крутых перемен и ей предстоял выбор революционными переменами снизу и реформами сверху. Гражданин критически оценивает современное ему общество и своих современников, сри которых он видит очень мало патриотов:

«Наперечёт сердца благие,
Которым Родина свята.
Бог помочь им. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни – стяжатели и воры,
Другие – сладкие певцы,
А третьи. третьи – мудрецы:
Их назначенье – разговоры».

Мудрецами Гражданин называет малодушных трусов, которые бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждём: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»

Мало быть безвредным, нужно быть полезным для общества, для Родины. И здесь Гражданин произносит пламенный призыв, выражающий основную идею стихотворения:

«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны
За убежденья, за любовь.
Иди и гибни безупречно,
Умрёшь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь. »

Как бы мы ни старались, но всё равно лучше Некрасова не напишешь, а можно было бы продолжить цитирование из стихотворения, в котором многие строки приобретают значение афоризмов:

А ты, поэт! Избранник неба
Глашатай истин вековых,
Не верь, что неимущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!»

Искусство, в том числе литература, особенно – поэзия, должно служить делу просвещения и освобождения народа, а поэт должен быть примерным гражданином, отдающим свой литературный поэтический гений на службу Родине. Гражданин всё время атакует, а Поэт изо всех сил защищается, оправдывает себя, свою лень. Свою пассивность, своё нежелание и неумение бороться, свою трусость:

«Учить других – потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой
Не стоим медного гроша».

Поэт не только самоунижается («Куда жалка ты, роль поэта!»), но даже завидует Гражданину:

«Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведёт их к благодарной цели,
И труд его успешен, спор…»

И здесь Гражданин произносит слова, заключающие в себе основную идею стихотворения «Поэт и Гражданин»:

«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын».

Не каждый может быть поэтом, но не каждому дан поэтический дар, но каждый обязан быть гражданином, не сочинителем, не героем, не предводителем, не плантатором и даже не сенатором, отличительная особенность которого заключается в том, что

«Он как свои на теле носит
Все язвы родины своей».

Положение Поэта лучше, чем участь Гражданина: Поэт может уйти от реальной жизни в свой придуманный им же поэтический мир, где царствуют мечты и звуки, но Гражданин не может уйти от реальной жизни, от её вопросов и проблем:

«Блажен болтающий поэт
И жалок гражданин безгласный!»

В этом споре последнее слово принадлежит Поэту, который продолжает оправдываться, хотя и не так твёрдо, но даже во многом соглашается с Гражданином:

«Не мудрено того добить
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить –
В свободном слове есть отрада».

Поэт вспоминает свои молодые годы, когда он был безрассудно смел, но его творчество сочли чёрной клеветой, и в душе Поэта произошёл надлом:

«Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой.
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но. гибнуть, гибнуть и когда?
Мне был двадцать лет тогда!»

Поэт предпочёл жить, он не захотел героической гибели, которую вряд ли оценило общество, но он самокритичен:

«Я горькой правды не скрываю,
И робко голову склоняю
При слове: честный гражданин.
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.

По прочтении стихотворения «Поэт и Гражданин» возникают вопросы. Кого имел в виду Некрасов в лице героев произведения Поэта и Гражданина? Конкретных лиц или обобщённые образы? Проще всего было бы утверждать, что речь идёт об обобщённых образах. Возможно, это и так, но слишком просто. Скорее всего, можно предположить, что Поэт и Гражданин – одно и то же лицо, а именно – Н.А. Некрасов. А их диалог – внутренний спор в душе самого автора, который пытается найти ответы на вечные вопросы о роли поэта и поэзии в жизни общества, о гражданственности поэзии, о патриотизме, о борьбе за правду и за свободу, о необходимости свободы для творчества. Поэтому в споре Поэта и Гражданина нет победителя и нет побеждённого.

27 марта 2021 г.
© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021

Источник

Поэт и Гражданин. Гражданская поэзия

Поэтический диалог Николая Алексеевича Некрасова «Поэт и гражданин» — один из ярчайших образцов русской гражданской поэзии. Автор здесь представил себя в двух лицах — и гражданина, и поэта.
Судя по содержанию диалога можно предположить, что от имени Поэта говорит его рассудок, а от имени Гражданина – совесть.
Гражданин упрекает поэта в бездействии, когда Родина-мать в беде:

«В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…»

Поэт, как бы не желая вступать в спор, пытается прикрыться цитатой из Пушкина:

“Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв”,
Хотя и сам осознаёт свою неправоту,- у Пушкина много произведений именно такого гражданского накала, о каком говорит Гражданин.

Но Пушкина нет и потому Гражданин продолжает:

“Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…”

Совесть поэта упрекает его рассудок – в годину горя стыдно воспевать природные красы и ласки с милыми.
И ещё более усиливает упрёки:

«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…»

В годину горя! А горе Поэт не только видит повсеместно, но и сам хлебнул его в своей жизни достаточно. И лира его вовсе не спит, не молчит, но горюет о том, что мало видит поддержки в обществе. Мало вокруг него людей с активной гражданской позицией. А преследования, репрессии нарастают. И вот уже совесть с разумом соединяются в едином:

“Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!”

Некрасов опубликовал это стихотворение в своём сборнике стихотворений (1856 г.), Чернышевский в журнале “Современник” перепечатал “Поэта и гражданина”. И “Современник”, и сборник Некрасова попали в опалу. Перепечатка стихотворения и статей о нём была запрещена.

Много трудностей и бед выпало и на долю Некрасова. Его журналы арестовывались или закрывались, произведения запрещались к печати. Это подрывало и без того слабое здоровье поэта. 27 декабря 1857 года в возрасте 56 лет он скончался.
Хоронили поэта на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В день похорон был очень сильный мороз, но проститься с поэтом пришли тысячи человек, в большинстве – молодёжь. С прощальным словом выступил Достоевский, поставивший Некрасова в ряд: Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Однако, из толпы раздавались крики: “выше Пушкина!” Так высоко в то время ценила молодёжь гражданскую поэзию Некрасова.

«Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.»

Немало было в прошлом произведений гражданской поэзии и после Некрасова. Здесь большой простор и для тематики, и для поэтического накала. Некрасовская поэзия тем и характерна, что она в значительной мере сконцентрировала в себе то и другое.

Но время неумолимо течёт, рождаются новые и новые имена, новые и новые поэтические произведения. Не уходит ли время гражданской позиции в поэзии?
Гражданская позиция в поэзии, диктуется мировоззрением поэта, его отношением к окружающей действительности, тем, что он считает главенствующим в жизни. Если беды народа остро отдаются на сердце поэта, в его душе, то и содержание его творчества наполняется соответствующим образом. Поэт возмущается и порой бунтует против порядков в государстве, приносящих народу беды. А поскольку порядки в государстве устанавливает власть, то поэт попадает в неугодные, против него ополчается цензура, а порою применяются и прямые репрессии.

Так какова же она сегодня — гражданская поэзия?

Захожу на Стихи.ру – крупнейший российский литературный портал, предоставляющий авторам возможность свободной публикации произведений. Однако, рубрики «Гражданская поэзия» тут не нахожу. Есть правда рубрика «лирика гражданская», но само определение «лирика» в моём представлении может быть лишь частью гражданской поэзии, и далеко не главной. Понятие «лирика» восходит к древности, когда стихи пели, и потому оно связано с лирой — символом музыки в древности. Но как связать с музыкой вот эти слова (авторов не указываю, так как они и без меня очень широко известны):

«глаголом жечь сердца людей»?

«Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!»?

«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».

Это всё несомненно — гражданская поэзия, но никак не лирика.
А к «лирике гражданской» я отнёс бы вот такие слова, автор которых несомненно — Гражданин своей страны:

«Если крикнет рать святая:
‘Кинь ты Русь, живи в раю!’
Я скажу: ‘Не надо рая,
Дайте родину мою’.»

Так что же мы видим в современной гражданской поэзии на примере сайта «Стихи.ру»?

На страницах Стихиры вижу немало стихов, в которых авторы оплакивают развал СССР, последовавшие в результате этого беды России. Иные пишут об этом в сатирической форме, другие высмеивают “рулевых” приведших страну к развалу. Как пример, приведу отрывок одного из стихотворений (а их последовало огромное множество), рождённых реакцией на широко известное высказывание нашего Премьера во время его пребывания в Крыму. Ответ пенсионерке на жалобу о слишком малой пенсии и отсутствии её индексации СМИ широко распространили, представив его слова в сжатом виде: “денег нет, но вы держитесь”.

“А россиянам наш премьер
Даёт такой ответ:
В России в целом всё О КЕЙ!
Но просто — ДЕНЕГ НЕТ.

Но вы держитесь, – всё путём,
Не упрекайте нас.
Как только деньги мы найдём,
Накормим вас тот чАс!

Рубрика “Лирика гражданская” на Стихире очень активно наполняется. Ежедневно тут публикуется от 700 до 1600 публикаций. Конечно, не все их них являются стихотворениями,- поэтическая дисциплина на сайтах со свободной публикацией сильно хромает, но большая часть всё же – стихи, хотя некоторые из них в эту рубрику вставлены по ошибке.
Из стихотворений, которые по тематике более-менее соответствуют определению “гражданские”, большую часть я отнёс бы к лирическим (я не говорю о качестве, а лишь о содержании). Стихотворений с явно выраженной гражданской позицией значительно меньше. К тому же многие из них декларативны, обличают всё и вся вообще:

“наш мир становится безумным”,
”одна нажива их [людей] земной удел”,
”Люди сверхприбыли извлекают”.

Но, пребывая на Стихире уже более 8-и лет, год за годом, месяц за месяцем, ежедневно читая по несколько стихотворений в этой рубрике, вдруг встречаешь нечто, соответствующее нашим горестным нынешним реалиям, к тому же облачённое в форму широко известного произведения, из которого взят и эпиграф к этому стихотворению:

“С чего начинается Родина?
С предательства нашей страны,
С развала Союза Республик,
Которому были верны.

А может, она начинается
С измены всех наших верхов
И с места, где совесть кончается
У властных продажных дельцов.”

“Во Емеля создал царство!
От стыда б сгорел и бес.
В этом самом государстве
Кто не трудится, тот ест.”

А вот и прямой мостик от некрасовской поэзии к современной. Привожу лишь конец стихотворения:

“Вой на Руси стоит великий,
Но терпеливо ждёт народ,
Что вдруг прозреет светлоликий
И сам по старости уйдёт.”

“С кого начинается Родина?
Сейчас не понять и врагу.
Страну превратила в уродину
«Элита» в российском стогу.

Кормили нас лживыми фразами,
Что все мы в едином строю,
А сами уловками разными
Всё прятали прибыль свою.

Себя окрестив «патриотами»,
Прибрали ресурсы к рукам,
А нам, дуракам с идиотами,
Любовь прививают к гробам.”

Кто рвал хоругви наши и знамёна,
кто в наших детях души убивал, –
мы этих бесов вспомним поимённо,
как никогда никто не вспоминал.

Чего уж там, нас так и так осудят.
Переживём и этот катаклизм,
и пусть нам общим памятником будет
разрушенный в боях либерализм!

Источник

Полный анализ стихотворения «Поэт и гражданин» (Н.А. Некрасов)

1 что значит по некрасову быть гражданином 1 что значит по некрасову быть гражданином 1 что значит по некрасову быть гражданином

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и Гражданин.
История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил её поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стихотворение делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр – лирическое стихотворение, поскольку в нём звучат мысли и чувства лирического героя, его взгляды на проблему поэта и поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры – «чувство долга не остыло», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила», «в сиянье спорят небеса».

Эпитеты – «звуки чудные», «сердце неподкупно», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны»,

Сравнения – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

Образы и символы

В произведении нельзя выделить одного главного героя, так как обоих автор выделяет с разных сторон, противопоставляя их образы друг другу.

Образ Гражданина является собирательным, так как объединяет в себе взгляды самого автора, а также писателя Чернышевского и критика Белинского. В произведении данный герой проявляет типичные качества для сознательного жителя демократического государства. Он знает свои права и обязанности, требуя того же от государства. Его реплики пропитаны политическим настроением того времени, мыслями Некрасова о положении народа. Изображая гражданина и поэта, автор фактически делит себя на 2 части, пытаясь описать собственные чувства и их разногласия друг с другом. Каждый образ противопоставлен друг другу. По мнению Гражданина, поэт всегда должен быть голосом простых людей, быть на их стороне и выполнять свое предназначение не только как рифмоплета, но и как рупора народной власти. Гражданин — «отечества достойный сын», который пытается воодушевить поэта на дело во имя людей и общества.

Поэт же представлен как человек во власти хандры, заглушающий в себе все лучшие качества, которые можно направить на борьбу. Он мечется между двух огней, как метался сам Некрасов, которого современники не переставали обвинять в том, что он пренебрегает художественностью и образностью стиля. Те же слова ему говорит Гражданин, подчеркивая, что его сила не в красоте слога, а в том, чтобы воодушевить людей на борьбу. Автор показывает, что, несмотря на статус, он все равно обязан быть гражданином для своего народа и страны.

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарём, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин».

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стихотворение стало предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

Смысл

Гражданин уверен, что нельзя «в годину горя Красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать…». В этой фразе заключается основной смысл стихотворения, который призывает не только Поэта, но и весь народ к пробуждению, избавлению от ложных иллюзий и борьбе за свои убеждения. Он призывает нас отказаться от “логики презренной” и идти на подвиги.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» — эта фраза составляет основной лейтмотив произведения, который убеждает читателя в том, что любое дело должно служить на благо Отчизне, в противном случае оно делается зря. Это и есть основная мысль стихотворения.

1 что значит по некрасову быть гражданином

В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, за разговором которых будет наблюдать далее. Перед нами поэт, который предался хандре и не хочет ничего писать. Гражданин пытается «расшевелить» его, но всё напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слово очень нужно людям, на что поэт отвечает с иронией. Он считает, что народ сам отказался от острого слова. Люди предпочитают пейзажную лирику, которая в условиях строгого политического режима является безопасной. К тому же бунтарское слово не такое утончённое.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

В последней реплике поэт обосновывает свою пассивную позицию. Когда-то в юные годы он «шёл в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы», чтобы рассказать правду, но слова его считали «чёрной клеветой». Поэт увидел, что народ бороться не хочет, и его руки опустились. Он решил отказаться от борьбы во благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время, мастер слова бичевал «маленьких воришек для удовольствия больших». Теперь он жалеет об этом и считает, что из-за его решения от него отвернулась Муза.

Основная идея

Главная мысль стихотворения выражена в афоризме, упомянутом в монологе Гражданина: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Имея данный талант, личность обязана служить своему народу и отечеству, применяя свой дар во благо.

Смысл произведения — донести до читателей и авторов истинное предназначение таланта поэта. Некрасов призывает всех современников оглянуться вокруг и увидеть, как обстоят дела в стране, как живется обществу. Если ответы неутешительные, то необходимо использовать все свои силы, чтобы исправить ситуацию.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Преобладают в тексте метафоры: «чувство долга не остыло», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила». Дополняется картина эпитетами «сердце неподкупно», – ««звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» и сравнениями – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

Так как автор воспроизводит эмоциональный разговор, значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, «с», «ж», «з»: «Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!».

Источник

«Поэт и гражданин»: социально-политическая тематика лирики Некрасова

1 что значит по некрасову быть гражданином 1 что значит по некрасову быть гражданином

Российская империя. 1855 год. Некрасов работает над новым произведением, в котором собирается раскрыть специфику социально-политической ситуации своего времени. Речь идет о стихе «Поэт и гражданин». Сто лет спустя (может быть, немножко больше) в СССР примут так называемый «закон о тунеядстве». Под действие этого закона подпадет и поэт, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. В стенограмме, которая осталась после допроса автора «Набережной неисцелимых», Бродский называет себя поэтом и переводчиком. Писателю, в свою очередь, задают вопрос: учился ли он на поэта, заканчивал ли он университет, чтобы быть поэтом? Бродский ответил, что поэтическое дарование дается Богом. Так вот, Некрасов предлагает свою версию взаимоотношений поэта и общества. Какую? Давайте разберемся.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и Гражданин.
История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил ее поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры – «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила».

Эпитеты – «звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса».

Сравнения – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

Анализ стихотворения Н. Некрасов «Поэт и гражданин»

Вариант 1

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию.

Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием «Поэт и гражданин».

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова, а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке.

Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что любовная лирика, так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом?

Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, о. Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.

Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».

Вариант 2

В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки («входит», «берет книгу», «чита­ет», «с восторгом»). Стихотворение написано в целях полеми­ки поборника гражданственной поэзии со сторонниками так называемого чистого искусства.

Пришедший к поэту гражда­нин призывает его проснуться и громить пороки смело. Поэт же воспевает сладкозвучие: «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв».

Гражданин же не разделяет восторги поэта и заявляет: «С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать…». Гра­жданин рисует поэту образную картину плывущего по воде корабля. Пока «гроза молчит» и «вечер ласковый и сонный», эта картина радует глаз. А когда начинается буря, не время предаваться праздным утехам.

В ходе спора выясняется, что если поэт болтает о ерунде, то в итоге безгласным остается гражданин, ибо голос поэта — это как раз и есть голос обще­ства. Поэт в стихотворении называется «избранником неба», «глашатаем истин вековых». В финале стихотворения возни­кает образ Музы, угрюмой красоте которой идет терновый венок.

Содержание произведения перекликается с работами В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского о гражданственности и народности искусства. В нем есть также отсылка к пушкин­скому стихотворению «Поэт и толпа» («Не для житейского волненья…»). А также переложение… строки из поэмы К. Ф. Рылеева «Войнаровский»: «Я не поэт, а гражданин»: «Поэтом можешь ты не быть. Но гражданином быть обязан». Материал с сайта //iEssay.ru

Интересна история создания стихотворения. Первоначаль­но Н. А. Некрасов опубликовал несколько строф в № 6 «Со­временника» за 1855 год с названием «Русскому писателю». Затем в № 3 «Современника» за 1856 год было напечатано еще несколько строф. Окончательный вариант был опубликован в качестве предисловия к сборнику «Стихотворения» (1856). Во всех последующих изданиях текст его печатался с цензурны­ми искажениями.

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин».

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

Темы и проблемы

Основная тематика – роль поэта и поэзии в обществе, а также гражданское назначение его творчества. По мнению Некрасова, автор в непростые для страны времена должен быть слугой народа, а не эгоистом, воспевающим прелести своей жизни. Он доказывает свою точку зрения, призывая эстетов, оторванных от реалий царской России, обратить свой взор на народное горе. Поэт показывает читателям, как важно использовать талант на благо Родины. Ведь абсолютно не важно, насколько искусно поэт пишет о пейзажах, странствиях и пирах, если это не несёт никакой пользы его стране. Некрасов всеми силами отстаивает важность гражданского назначения искусства. Его он доказывает, прежде всего, себе самому, ведь каждый человек переживает минуты неверия в собственные убеждения, когда судьба сталкивает его с трудностями.

Проблемы, описанные автором, касаются нестабильной и враждебной обстановки с стране. Простые люди сталкиваются с социальным неравенством, несут непосильное бремя труда, живут в нищете и рабстве, поэтому ненавидят своих господ, но боятся их могущества. Сами же господа не думают о своем долге по отношению к народу, не улучшают уровень его жизни, не заботятся об удовлетворении его нужд. Таким образом, поэт затрагивает проблемы:

В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, за разговором которых будет наблюдать далее. Перед нами поэт, который предался хандре и не хочет ничего писать. Гражданин пытается «расшевелить» его, но все напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слово очень нужно людям, на что поэт отвечает с иронией. Он считает, что народ сам отказался от острого слова. Люди предпочитают пейзажную лирику, которая в условиях строгого политического режима является безопасной. К тому же, бунтарское слово не такое утонченное.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

В последней реплике поэт расставляет точки в своем рассказе, обосновывая свою пассивную позицию. Когда-то в юные годы он «шел в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы», чтобы рассказать правду, но слова его считали «черной клеветой». Поэт увидел, что народ бороться не хочет, и его руки опустились. Он решил отказаться от борьбы во благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время, мастер слова бичевал «маленьких воришек для удовольствия больших». Теперь он жалеет об этом и считает, что из-за его решения от него отвернулась Муза.

Основная идея

Главная мысль стихотворения выражена в афоризме, упомянутом в монологе Гражданина: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Имея данный талант, личность обязана служить своему народу и отечеству, применяя свой дар во благо.

Смысл произведения — донести до читателей и авторов истинное предназначение таланта поэта. Некрасов призывает всех современников оглянуться вокруг и увидеть, как обстоят дела в стране, как живется обществу. Если ответы неутешительные, то необходимо использовать все свои силы, чтобы исправить ситуацию.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Преобладают в тексте метафоры: «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила». Дополняется картина эпитетами – ««звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» и сравнениями – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

Так как автор воспроизводит эмоциональный разговор, значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, «с», «ж», «з»: «Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!».

Некрасов и особенности его творчества

Николая Некрасова можно по праву назвать классиком русской литературы. Случай писателя раскрывает взаимосвязь биографии, деятельности и мотивов, присутствующих и постоянно появляющихся в творчестве. Николай Алексеевич занимался не только художественной литературой, но также публицистикой. Например, до 1866 года Некрасов был вовлечен в руководство литературным и общественно-политическим журналом, названным «Современником». После 1868-го писатель занялся редактированием «Отечественных записок». На страницах этого журнала, в частности, вышло множество текстов и самого Некрасова.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с анализом стихотворения “Русские женщины” Николая Некрасова, которое он посвятил женам офицеров, поднявших восстание в декабре 1825 года.

Некрасов – фигура неоднозначная. О своеобразии личности писателя литературоведы спорят до сих пор. Некрасов представлял на страницах своих произведений проблему страданий крестьян, описывал идиллический характер сельской жизни, а также трагедии, сопровождавшей крестьянское существование в российской империи. Возможно, наиболее ярко подобная тематика предстала в «Русских женщинах», также принадлежащих перу Некрасова. В данном случае, писатель вдохновился судьбой и самоотверженностью жен офицеров, поднявших бунт, вошедшее в историю под названием «восстание декабристов».

Язык некрасовских текстов

По причине интереса крестьянской жизнью, увлеченности живым языком большей части русского народа (а те тем сочетанием русского и французского, которое отличало говор аристократов), Некрасов вводит в литературу этническое своеобразие русской культуры. Прежде всего, это отражается на языке произведений Некрасова. Элементы фольклора и народного говора, простонародные обороты речи и т. д. писатель использовал довольно часто, причем делая это как в публицистике, так и в лирике или прозе. Поэтому можно говорить о расширении Некрасовым диапазона поэтического аспекта русской литературы, ведь писатель дополнил ее элементами народной лексики, пародии и сатиры, а также ввел в произведения специфическую, окрашенную фольклорной уникальностью, риторику. Порой в рамках одного и того же текста Некрасов использует элегические, лирические и сатирические мотивы. Эту черту считают специфической характеристикой творчества Некрасова, потому что до Николая Алексеевича такой литературный маневр никто не применял.

Ремарка: об истории написания «Поэта и гражданина»

Итак, Некрасов начал работу над стихотворением в 1855-м. Публикация же «Поэта и гражданина» пришлась на 1856 год. Более того, произведению отвели почетную роль предисловия к поэтическому сборнику Николая Алексеевича. Некрасов всегда старался выразить свою гражданскую позицию и мнение касательно общественного уклада Российской империи. Например, существуют даже исследования, посвященные образу революционной демократии, приверженцев которой Некрасов неоднократно выводил на страницах своих текстов.

Литературное направление и жанр

Некрасов – поэт-реалист. Стихотворение «Поэт и Гражданин» относится к жанру гражданской лирики. Оно ставит проблему: должна ли лирика всегда проявлять гражданскую позицию автора?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *