1 как сливается на данном занятии обучение и воспитание в единый процесс в доу
Художественно-эстетическое развитие дошкольников с учетом ФГОС. Практическая работа
Юлия Мясникова
Художественно-эстетическое развитие дошкольников с учетом ФГОС. Практическая работа
Вопросы по ситуации №1.
1. Как сливается на данном занятии обучение и воспитание в единый процесс?
Для ответа на этот вопрос сначала нужно дать формулировки понятиям «обучение» и «воспитание».Я воспользовалась такими:
Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно – познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение – вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем до должного уровня, составляющего цель обучения.
Воспитательница во время обучения предложила детям самостоятельно выбрать песни и композицию рисунка. Она лишь создавала настроение, потихоньку наигрывая мелодии из выбранных песен. А, музыкальный педагог успешно простимулировала у деток проявления индивидуальности и гордости за свои работы. Таким образом, процессы воспитания и обучения слились в органичное единство.
2. Проанализируйте процесс формирования эстетических чувств у детей.
Анализ процесса, по моему мнению,здесь состоит из этапов:
— предподготовки (в том числе предварительного знакомства с песнями на музыкальных занятиях)
— повторения песен перед процессом рисования
— самостоятельный выбор образа для рисунка (свобода творчества)
— сопровождение «музыкальным настроением» процесса рисования
— гордость значимых взрослых за результат индивидуального творчества (укрепление уверенности ребенка)
3. Дайте психологическое обоснование влияния средств искусства на восприятие и изображение окружающей действительности.
В примере явным влиянием на восприятие и изображение окружающей действительности выступает музыка, как средство сопровождения изобразительной деятельности (хотя, из уважения к музыке, было бы и не верно ставить его в дополнительный источник эстетического восприятия. Они разные и оба прекрасны). Интеграция музыки в изобразительную деятельность на психическом уровне связала художественные образы Рисунка и Мелодии. Предположу, что дети в процессе выполнения задания под музыку ощущали единство изображаемого на рисунке образа, дополняя целостное описание картины мира.
Вопросы по ситуации №2.
1. В чем воспитательная и познавательная ценность данной прогулки?
Воспитательная часть прогулки заключается том, что воспитательница обращала внимание детей на цветы, добиваясь наработки понятия «пестроты», задавая детям наводящие вопросы.
Познавательная часть прогулки представлена в том, что дети проявили наблюдательность в поиске самых ярких цветов, запахов. Что дало толчок для дальнейшей работы мышления и Вова пошел дальше, анализируя процесс появления пчел и мотыльков у клумбы.
2. При каких условиях природа является средством эстетического воспитания?
Для восприятия природы, как средства эстетического воспитания необходимы наблюдательность, сравнение, анализ. То есть это то, что нужно давать проявлять детям в моментах прогулки и на экскурсиях.
3. Вспомните, какие картины природы произвели на вас в детстве неизгладимое впечатление.
То, что висело перед глазами и производило впечатление. А, перед глазами висел Сосновый лес Ивана Ивановича Шишкина.
Вопросы по ситуации №3.
Я вижу противоречие в этом задании. Игорь не может быть безинициативным, тк он уже провил инициативу (исходя из задания проявляет яркое желание БЫТЬ петрушкой. Это явный показатель присутствия инициативы. На детей так легко навешать ярлыки…).
1. Как помочь Игорю осуществить его желание?
Помочь ему развить навык ролевой игры. Подключить родителей, рассказать о возрастных особенностях психического развития и конфликтов этого возраста, и предыдущего этапа. Заодно порассуждать – что в группе делалось для того, чтобы критика детей была так явно выражена. Дети не поддерживают, а изгоняют… Это не приемлемо. Надо взывать к чувству общности, групповой поддержки.
2. Как вовлечь в коллективные игры застенчивых, безынициативных, робких детей?
3. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, проявляли и развивали свои художественные склонности и способности?
Формировать среду. Инициативность, любознательность, жажда к познания у детей врожденная. Главное, не задавить ее. Не ограничивать, а поощрять.
Вопросы по ситуации №4.
1. В чем образовательная и воспитательная ценность такой экскурсии по детскому саду?
Выше мы ввели определения воспитательной и образовательной деятельности.
Образовательная ценность – в знакомстве с различными видами художественного исполнения и оформления посуды, игрушек, функциональности наполнения.
Воспитательная ценность – в том, что детям рассказали, какой труд и мастерство вложено в создание предметов. Тонкая работа требует времени.
2. К каким выводам могли прийти дети в результате рассматривания различных предметов?
Рассматривая предметы дети могли прийти к выводам о назначении различных предметов в быте и жизни, о ценности труда, о сочетании форм и цветов, о том, что для того, чтобы получить что-то красивое и изящное – надо быть мастером в своем деле.
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Цветок в вазе» Цели: учить вырезать детали по нарисованному контору; закреплять умение работать с клеем; воспитывать любовь к цветам. Интеграция образовательных.
Художественно-эстетическое развитие детей Хочу поделиться радостью. В нашем детском саду прошел конкурс на лучший уголок творчества. И наша группа заняла 3 место! Нам есть на кого.
Художественно-эстетическое развитие «Платье для мамы» В преддверии праздника Дня Матери я со своими дошколятами сделала подарки для мам. А решили мы подарить мамам платья, которые с любовью.
Художественно-эстетическое развитие. Выставка «Мир добрыми глазами» Совместная организованная деятельность воспитателя и детей подготовительной группы по освоению образовательных программ. Художественно.
Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.
Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.
Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.
Выступление на методическом объединении по теме: «Взаимосвязь обучения и воспитания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление на методическом объединении по теме: «Взаимосвязь обучения и воспитания»
В педагогике рассматривают обучение и воспитание только во взаимосвязи. Методисты подчеркивают, что, под обучением понимают то, что ребенка необходимо научить некоторому содержанию, то есть сформировать свойства личности.
Под характеристикой свойств личности понимают знающего и умеющего человека.
Полноценное развитие личности, его нравственных, волевых и эстетических чувств невозможно без обучения личности знаниям и способам деятельности.
То есть обучение с воспитанием никак не отделимы друг от друга.
Так, воспитание означает формирование не только свойств личности, но и умений и знаний. Для правильного формирования мировоззрения и нравственных устоев у ребенка, необходимо не только усвоить систему знаний о мире, социальных нормах, а также необходимо обучить ребенка как пользоваться этими знаниями, воспитать ценностное к ним отношение. Так как необходимо развивать у учащихся эмоциональное восприятие норм и знаний, формировать нравственные и мировоззренческие потребности.
В основе же эстетических чувств лежит получение информации об эстетических явлениях и обучение умению не только воспринимать красивое, но и творить его, при формировании отношений к нему как к личной ценности.
То есть и обучение, и воспитание, как факторы развития личности, имеют одинаковые черты и элементы.
Это обусловлено тем, что содержание, которое предлагается для усвоения учащимся, одинаково.
Влияние воспитания на обучение неизбежна из-за ориентации человека как целостной личности, которая восприимчива к воздействиям.
На эмоциональный строй личности накладывается обучающее воздействие. При условии соответствии личности и воздействия, обучение становится личностно значимым, личностно-развивающим и воспитывающим.
Следует отметить, что связь между воспитанием и обучением не односторонняя. Так, если обучение влияет на воспитанность, при определенных условиях, так и уровень воспитанности влияет на качество и эффективность обучения.
Н.А. Мечинская говорит о том, что обучение, опираясь на мотивационную сферу учащихся, углубляет и развивает ее.
Обучение воспитывает личность в направлении, необходимому обществу и становится личностно-развивающим, однако это происходит только когда и организуемая деятельность и ее предметное содержание соответствует мотивам, интересам и потребностям учащихся. Именно в таких условиях эта деятельность влияет на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Однако эти условия называют только косвенное влияние, так как предметное содержание какой угодно темы не являются эмоционально окрашенными.
Косвенные условия организации учения:
интерес к учебному предмету;
стремление к самоутверждению;
высокий уровень притязаний.
Методисты отмечают, сто воспитание и обучение это единый комплекс, который предполагает усвоение учащимися умений, знаний и опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности.
Если мы рассмотрим названые компоненты подробнее, то увидим, что первые три – отвечают за интеллектуальное развитие человека, его содержание, а если рассматривать компоненты в комплексе, то можно заметить, что они обуславливают и составляют содержание духовного развития личности в целом.
То есть анализ соотношения обучения, развития и воспитания личности показывает взаимосвязь этих процессов.
Формирование личности необходимо производить в комплексе, с помощью воспитания и обучения. Чтобы развить гармоническую личность необходимо обучить её умениям, знаниям, творческой деятельности и сформировать эмоционально-целостное отношение к миру через организацию таких видов деятельности как: эстетической, трудовой, учебной и т.п.
Методисты выделяют четыре этапа взаимосвязи воспитания и обучения:
Обучение неотрывно от воспитания, они как бы сливаются воедино. То есть воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
Воспитание осуществляется как в образовательном процессе, так и параллельно ему (трудовое воспитание, общественная работа, кружки). Однако необходимо подкреплять все эффекты обучения, и оно должно действовать на воспитание.
Воспитание и обучение всегда существуют параллельно во взаимосвязи.
Так, в педагогике существуют понятия:
Содержание образования также играет особую роль в воспитывающем образовании, оно влияет на качество обучения и общее развитие ребенка.
Содержание образования это совокупность основ наук, общественной жизни, культуры, искусства, техники, то есть всего, что необходимо освоить ученику.
Содержание образования должно отвечать таким требованиям:
знания должны идти по нарастающей, и не конфликтовать друг с другом;
содержание образования должно быть систематичным, для правильного формирования представлений о мире;
необходимо основываться на краеведческом и местном материале.
Содержание образования характеризуется единством эмоциональной, оценочной и мыслительной сторон познания.
Необходимо связывать эмоциональные переживания и процесс познания, так как они помогают ученикам проявить свое отношение к ситуациям, событиям, фактам и т. п.
Таким образом, можно сказать, что обучение, и все приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования.
Когда общество определяет цели воспитания, формирует социальный заказ, оно адресует их не только школе, детскому саду, семье, но и другим культурно-просветительным учреждениям, которые участвуют в воспитании подрастающего поколения.
Цели обучения, как и цели воспитания, задаются и определяются обществом в связи с потребностями, прогнозом его экономического, социального, культурного и духовного развития.
Но это не значит, что все дети, все люди воспитываются одинаково, «причесываются под одну гребенку».
В настоящее время цели воспитания направлены на формирование у ребенка системы общечеловеческих ценностей (добра, патриотизма, любви, высоких культурных и духовных потребностей личности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования детей с ОВЗ
Ирина Газизуллина
Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования детей с ОВЗ
Свой доклад хочу начать с высказывания Л. Н.Толстого: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Воспитание и возникающее на его основе образование как общественные явления представляют собой сложный и противоречивый социально – исторический процесс вхождения подрастающих поколений в жизни и деятельности социума, который своими объективными средствами формирует личность. Появившись вместе с возникновением общества, они существуют, пока живет само общество. Поэтому воспитание и образование – категории вечные, обеспечивающие психофизиологическое, интеллектуальное, гражданское и духовно нравственное становление человека.
Образую единый педагогический процесс, воспитание и обучение имеют свою специфику.
Воспитание взаимосвязано с обучением которое представляет собой способ образования, направленный на развитие личности посредством организации познания и усвоения обучающимся явлений окружающего мира, их закономерностей, знаний и способов деятельности.
Обучение умственно отсталого ребенка должно иметь практическую направленность, поскольку доступная ребенку деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобретательная, трудовая и др.) является, с одной стороны, источником знаний об окружающем мире с помощью которого этот мир познается и преобразуется, а с другой – разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием каждого ребенка, формируют его социальный опыт.
Воспитание обращено к развитию мотивационно – ценностных и эмоционально волевых отношений. В соответствии с Законом Р. Ф. «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Е. Д. Худенко предлагает рассматривать воспитание как творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно – развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально – культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Цель обучения и воспитания умственно отсталого школьника – это подготовка данной категории детей к активной общественно полезной деятельности к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду, т. е. социализация
С помощью воспитания и образования социализации придается гуманистическая направленность, преодолеваются или ослабляются ее отрицательные последствия, формируется духовность в человеке, его мировоззренческие, ценностные ориентации и моральные принципы, происходит ускорение процесса развития и становления человека как личности.
Воспитание, обучение и образование рассматривают как социально организованную деятельность в условиях педагогического процесса, результатом которой является развитие человека.
Планирую любую деятельность в системе педагогического процесса (урок, прогулка, экскурсия, внеклассные мероприятия и т. д.) учитель, воспитательдолжен ставить в условиях коррекционной школы три задачи:
Коррекционно – образовательную;
Коррекционно – воспитательную;
К сожалению не все педагоги придерживаются такого целепологания, формулируя в основном только образовательную цель. Поэтому при посещении открытых уроков, очень часто не прослеживается воспитательная и развивающая направленность процесса.
Таким образом, коррекционно – педагогическая деятельность – это сложное психофизиологическое и социально – педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие, выступающий как единая педагогическая система, куда входит объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно – деятельностный и оценечно – результативный компоненты. Поэтому на ряду с диагностико – коррекционной, коррекционно – развивающей, коррекционно – профилактической существует и коррекционно – обучающая, и психокоррекционная деятельность. Исходя из вышеизложенного, правомерно говорить о коррекционно – педагогической работе как о едином образовательном процессе, в который входят, воспитание и развитие.
Нередко приходится слышать от коллег, что воспитатель должен воспитывать, а учитель – обучать. Что в корне является ошибочным.
Обучение умственно отсталых детей должно быть комплексным, где обучение слито с воспитанием, по этому очень важно совместная координация всех служб и специалистов школы.
В Законе РФ «Об образовании» образование понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».
Еще К. Д.Ушинский говорил: «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. По этому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека.»
1) Закон РФ «Об образовании»
2) Е. В. Головнева «Теория воспитания»
3) Е. Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной школе – интернате, детском доме.)»
4) И. М. Бгажнокова «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»
5) С. Ю. Бородулина «Коррекционная педагогика»
Педсовет «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста путем построения целостного педагогического процесса» Тема педсовета «Духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического процесса». Цель:.
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования и его организация Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть.
Инновационная программа «Реализация модели целостного педагогического процесса в соответствии с ФГОС до» «Реализация модели целостного педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО, как условие духовно-нравственного развития детей дошкольного.
Обучение и переподготовка педагогов по английскому языку в условиях международного языкового образования Ключевые слова: педагог, английский язык, профессиональная компетентность, международные экзамены, международные сертификаты В последнее.
Обучение и воспитание дошкольников Метод обучения дошкольников – это пути и средства, с помощью которых воспитатель сообщает детям знания и формирует навыки и умения. Широкое.
Организация образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Слайд №1. Титульный лист. Слайд № 2. С введением нового «Закона об образовании» дошкольное образование становится первой ступенью образования.
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста. Кружок «Обучение плаванию» Содержание 1 РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 РАЗДЕЛ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ 2.1. Пояснительная записка 2.2 Методические указания.
Сценарий отчётного праздника педагога дополнительного образования «Арт-Квест» (обучение танцу) СЦЕНАРИЙ[/b] Танцевальная студия Арт-Квест «ДЕНЬ ТАНЦА» (младшая и средняя группы) Звучит звонок, степенно выходит учитель Зануда Танцеконеумейкин.
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Взаимосвязь воспитания и обучения в образовательном процессе
Взаимосвязь воспитания и обучения в образовательном процессе
Ефимова Наталья Евгеньевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 692.
Обучение и воспитание – это сущностные функции образовательного процесса. Точно определенный научный предмет педагогики позволяет понять, что обучение и воспитание – это понятия, которыми обозначаются психологически разные аспекты единого явления – процесса педагогического развития и формирования личности.
Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.
Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.
Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке стимулирует соответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на отношение к учебной деятельности.
И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.
И.А. Зимняя выделяет следующие четыре типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:
1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется. Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему. Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.
3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.
4. Воспитание осуществляется и другими учреждениями, общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.
Итак, для того чтобы новые поколения «успевали» становиться вровень со своим временем, культурой, цивилизацией, человеку необходимо было научиться ускорению особого процесса человеческого развития. Как отмечает В.Б. Ежеленко, воспитание и обучение есть суть человеческих способов ускорения объективного процесса развития человека в онтогенезе. Отсюда, в обобщенном значении, воспитание – это педагогически организуемое нравственное развитие человека на основе складывающихся и регулируемых отношений между людьми.
Также можно сказать, что обучение оказывает внешнее влияние на подростка, а результаты воспитания проявляются в поведении подростка.