1 класс 21 век обучение грамоте комментарии к урокам
Школа XXI век: Обучение грамоте. 1 класс.
Первое полугодие (чуть больше или чуть меньше) первоклашки, обучающиеся по программе Школа 21 век, должны освоить чтение, письмо, основы фонетики.
Примерно со второго полугодия начинаются Русский язык и Литературное чтение.
Да, пусть вас не пугает умное слово “фонетика”: дело в том, что первокласснику одновременно при знакомстве с буквой дается понятие звука. Как правило, никаких сложностей ребята не испытывают, а в дальнейшем им легче дается фонетический разбор слова (2 класс)
— один урок – изучаем букву, звук, который обозначает эта буква (Букварь);
— второй – учимся букву писать (Прописи, иногда тетрадь).
>>> учитывается разная подготовленность первоклассников к школе!
Но прежде, чем перейти к написанию букв, первоклассники занимаются:
— штриховка, раскрашивание, дорисовывание элементов (координация, умение ориентироваться на бумаге, “ставится рука” – необходимые навыки, которые знакомы ребенку по дошкольному периоду);
— прописывание элементов букв (крючки, палочки, овальчики… куда ж без этого!);
— написание буквы, слога, слова, предложения, текста (разумеется, все постепенно).
— изучаются правила деления на слоги, правила переноса, ударение в словах.
Для пущей наглядности представляю вам несколько сканов страниц с Прописей и Букваря с моими краткими пояснениями. Все картинки кликабельны, формата А4, доступны для распечатывания.
буду признательна за репост в соц.сетях:
возможно, среди ваших читателей и подписчиков есть родители будущего первоклассника, кому поможет эта информация!
22 комментария
Мы с внуком тоже прошли медосмотр, для поступления в логопедический садик, чтобы хорошо подготовиться к школе и исправить дефекты речи (некоторые буквы у нас не выговариваются).
Через два года – школа.
Логопедические сады все хвалят, там более грамотные воспитатели работают, ну и логопед конечно. И группы малой наполненности как правило, что дает более индивидуальный подход. За два года все исправится!
Тем еще хороши такие садики, что там в группе всего 10 – 12 человек детей, а не 25 – 28, как обычно.
а это весомый плюс! для деток в первую очередь
Да, все это нам скоро предстоит проходить, сейчас проходим медосмотр для школы, а документы уже сдали.
о, в первый класс в сентябре пойдете? терпения и сто раз терпения тебе.
Ирина, большое спасибо. Посмотрела, хорошо что будет учитываться разный уровень подготовки. Моя дочь читает хорошо, и ей скучно было бы читать слоги. Только прописи удивили, неужели в 7 лет можно писать на линейке без косых линий?
Теперь жду математику.
видимо, есть и в отсутствии косой линейки какие-то соображения авторов программы…
Надо брать пример с Японии в плане образования!
Презентация к уроку 1-2 обучения грамоте («Начальная школа 21 века»)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Баранник Ирина Алексеевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 Г. Белая Калитва п. Коксовый Ростовской области «Начальная школа 21 века» Обучение грамоте Уроки 1-2
Звенит звонок всё громче, всё сильней! Какая трель над миром разливается! Ты думаешь, распелся соловей? Не соловей- уроки начинаются! Сегодня у вас особенный день. Вы стали учениками.
Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные.
В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И на много-много лет Оставляет синий след.
Листы у неё белые-белые, Они не падают с веток. На них я ошибки делаю Среди полосок и клеток.
Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком.
Правила бережного обращения с книгой Книжку чтоб не загрязнить, Надо руки чисто мыть. Чтоб вид её был чист и аккуратен, Ты береги её от пятен!
Привычку скверную оставь: листая, пальцы не слюнявь! Ты книгу супом не закапай и не роняй её ты на пол!
Ты переплёт не выгибай и корешок не поломай! Не загибай её листы и про закладку помни ты, чтоб уголки страниц были в порядке!
Не забывай её в саду, вдруг дождь нагрянет на беду!
Книгу ты не обмани, в библиотеку в срок указанный верни!
Я- «Букварь», учу читать, Меня никак нельзя не знать, Меня изучишь хорошо, И сможешь ты тогда Любую книжку прочитать Без всякого труда!
Устная речь Уста рассказываем поём слушаем задаём вопрос
Рассказ- это последовательное, понятное изложение. Они принесли много цветов. Дети пришли в школу. Сегодня первое сентября! Дети и учительница очень рады празднику.
Ссылки на интернет-ресурсы http://win-te.com/wp-content/uploads/school.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/9265/56195015.ee/0_bc826_2230d590_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/9111/56195015.ee/0_bc810_5d040d88_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6724/56195015.ee/0_bc827_8f412a7d_XL.jpg http://www.playcast.ru/uploads/2014/09/07/9763984.png http://www.playcast.ru/uploads/2013/06/18/5568100.png http://img-fotki.yandex.ru/get/9474/20573769.5d/0_94d41_d73a12f3_L.png http://s4.pic4you.ru/y2014/08-13/12216/4543907-thumb.png
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДБ-589449
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по обучению грамоте 1 класс по программе 21 век
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Рассказ по сюжетной картинке Выполнила учитель начальной школы Величко М.А.
Коль крепко дружишь ты со мной, Настойчив в тренировках, То будешь в холод, в дождь и зной Выносливым и ловким… Загадка СПОРТ
АТЛЕТЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ЗАГАДКИ Через поле напрямик Скачет белый воротник. У девочки в корзинке Лежит живой клубочек. Не лает, не кусает. Мяучит и играет.
Знают всё о ней соседи, Ведь живут в одном лесу. Знают волки и медведи Про обманщицу … Смешные бусинками глазки, Как будто к нам пришла из сказки. Панически боится кошек, Большой любитель хлебных крошек.
Лежала под елками Подушечка с иголками. Лежала, лежала, Да побежала. Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает.
Игра «Угадай вид спорта»
Работа по учебнику
ИТОГ УРОКА. Спасибо, спорт, За то, что ты веселый, За то, что бодрость даришь нам с утра. За красоту и мужество футбола, Тебе физкульт-ура! Физкульт-ура!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Урок 3
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ
Цели: способствовать развитию связной речи учащихся; формировать умение составлять рассказы на заданную тему, устанавливать пространственные отношения между объектами (за, перед, между и т. д.); работать над выразительностью речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Куда мы с вами попадем – узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем помощников веселых.
II. Введение в тему урока.
– Ребята, вы любите заниматься спортом?
– Какой вид спорта вам нравится? Почему? (Свободные высказывания детей.)
Показ иллюстрации с изображением горы Олимп.
– В Древней Греции много веков назад стали устраивать состязания атлетов в силе, ловкости и быстроте. Самые знаменитые спортивные состязания в городе Олимпии получили название Олимпийских игр. Первая Олимпиада состоялась в 776 г. Сначала олимпийцы состязались только в скорости бега, но со временем в программу олимпийских соревнований вошли также борьба, пентатлон (пятиборье: бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьба). Проходили даже кулачные бои и гонки на колесницах. На олимпийских празднествах устраивались и конкурсы искусств: поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли победителей.
Второе рождение Олимпийских игр произошло уже в 1896 г. в Афинах, где состоялись международные спортивные состязания. В наше время стали проводиться и зимние Олимпийские игры, которые называют Белыми олимпиадами.
В память о первых олимпиадах за несколько дней до открытия очередных игр в греческом городе Олимпии стартует факельная эстафета. Зажженный факел начинает долгое путешествие к олимпийскому стадиону – на самолетах и поездах, автомобилях, велосипедах, мотоциклах. И вот факел в руках бегуна. Спортсмен поднимается к огромной чаше «светильника», установленного на стадионе, и зажигает олимпийский огонь, который не гаснет, пока продолжаются Игры.
III. Объявление темы и постановка целей урока.
– Мы сегодня будем наблюдать за одним очень интересным соревнованием, хоть и не на Олимпийских играх.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по карточкам.
– Интересны участники этого соревнования. Отгадайте, кто они?
Карточка 1. Маленький, беленький – По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык! (Заяц.) Карточка 2. У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдет – Замурлычет, запоет. (Кошка.)
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала – Кур пересчитала. (Лиса.)
Живет в норке, грызет корки, Короткие ножки, боится кошки. (Мышь.) Карточка 5. Лежала между елками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Еж.) Карточка 6. Хозяин лесной просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
– Какие загадки об этих животных знаете вы?
Под полом таится, кошки боится. (Мышка.) Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка.) Летом серый, а зимой белый. (Заяц.) У кого из зверей Хвост пушистей и длинней? (Лиса.) Катится клубочек совсем без иголок,
Вместо ниточки триста колючек. (Ежик.)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь.)
– Всех этих животных объединила любовь к спорту.
Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт – помощник, спорт – здоровье,
Спорт – веселая игра!
2. Игра «Угадай вид спорта».
Учитель демонстрирует предметы (иллюстрации), дети называют вид спорта: очки (плавание), шайба (хоккей), перчатка (бокс), ракетка (теннис) и т. д.
3. Работа по учебнику.
– В чем соревнуются звери?
– Какое настроение у соревнующихся?
– Теперь вы знаете, ребята, что именно бег был первым включен в программу Олимпийских игр.
4. Коллективная работа. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Успех, друзья, не сразу нам дается,
Он требует и воли, и труда.
Победы в спорте тот добьется,
Кто не сдается и не зазнается,
Кто тренируется всегда.
5. Установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и т. д.).
– Кто за кем? Расскажите. (Кот за зайцем. Лиса за котом. Мышка за лисой. Медведь за мышкой. Ежик за медведем.)
– Сколько получилось предложений? (5.)
– А сколько дано схем-полосок предложений? (6.)
– Почему? Какого предложения не хватает? (Заяц бежит впереди всех.)
6. Игра «Предложение на заказ».
Учитель называет слово, которое обязательно должно быть в предложении: перед, между.
7. Выявление сходства и различия в объектах.
– Пока мы занимались, наши спортсмены закончили соревнование и после финиша вышли на беговую дорожку вновь, но лишь для того, чтобы сфотографироваться.
– Кто сфотографировался первым? (Еж.)
– Что вы заметили, ежик как-то изменился? (Ежик бежал последним, а сфотографировался первым, на голове красуется цветок.)
– Сравните остальных животных. (Дети находят черты сходства и различия.)
V. Итог урока.
– Я предлагаю сделать общую «фотографию» наших спортсменов. Нарисуйте.
– Объясните последовательность расположения животных на фотографии. (По росту: медведь, лиса, кот, заяц, еж, мышка. По скорости: различные варианты. По алфавиту: еж, заяц, кот, лиса, медведь, мышка.)
На доске – иллюстрация с изображением пьедестала.
– Как вы думаете, кто занял 1-е место в соревнованиях? 2-е? 3-е? Объясните.
Спасибо, спорт, за то, что ты веселый, За то, что бодрость даришь нам с утра, За красоту, и мужество, и ловкость! Физкульт-ура! Физкульт-ура! Физкульт-ура!
Обучение грамоте Школа 21 века
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
на ШПМК учителей ____________________
«__» ___________ 2018_ г. протокол № ___
Зам. директора по УВР
«__» ___________ 2018_ г.
Приказом по МАОУ СШ №
от «__» _______ 2018__ г. №__
Директор МАОУ СШ №8
по обучению грамоте
(наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
1-акласса начального общего образования
(класс, уровень общего образования)
2018-2019 учебный год
Год разработки 2018
составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года; основной образовательной программы НОО утвержденной приказом по МАОУ СОШ № 23октября 2013г № ; четырёхлетней начальной школы «Начальная школа XXIвека» под руководством профессора Н.В. Виноградовой, утверждённой Министерством образования РФ Москва: «Вентана-Граф»,2011г. (ФГОС, УМК); Л.Е Журова Русский язык. Обучение грамоте: программа: 1 класс – М.:Вентана-Граф, 2013
Количество часов всего: 144, в неделю:
обучение чтению (16 недель по 4 часа – 64 часа)
обучение письму (16 недель по 5 часов – 80 часов)
учитель начальных классов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса обучения грамоте являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения курса обучения грамоте являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного, решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса обучения грамоте являются:
читать правильно и плавно целыми словами или по слогам с темпом (вслух) не менее, чем 25 слов в минуту; понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
замечать слова, значения которых не совсем понятны, и спрашивать о них;
самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в том числе окраску голоса (интонацию), мимику.
участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдать при этом принятые правила поведения: пользоваться различными этикетными формулами, выбирая их в соответствии с адресатом и ситуацией, слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;
понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;
замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении;
• создавать короткие устные высказывания, в том числе деловые (на основе схем, моделей) и «картинные» – по рисункам, своим впечатлениям от увиденного, услышанного, прочитанного.
разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;
последовательно вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным);
Гигиенические, каллиграфические, графические, орфографические:
соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;
правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; адекватно оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й’];
обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;
применять правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи ´ –ши ´ , ча ´ –ща ´ , чу ´ –щу ´ ;ё писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения
Планируемые результаты обучения по предмету
К концу обучения ученик научится:
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
слово и предложение.
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие);
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных.
решать учебные и практические задачи:
выделять предложение и слово из речевого потока;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков;
плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;
осознавать смысл прочитанного;
правильно писать сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением;
писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
ставить точку в конце предложения;
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова в простые предложения объемом 10-20 слов.
Ученик получит возможность научиться:
различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
читать целыми словами и предложениями;
самостоятельно читать небольшие по объему художественные произведения;
выделять в словах слоги в устной работе;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Характеристика класса на начало учебного года:
умеет составлять предложения –
членит предложения на слова –
умеет членить слова на слоги –
производит звуковой анализ слова –
умеет подбирать слова на заданную букву –
умеет составлять рассказ по сюжетной картинке –
читает наизусть стихотворения –
Ученик получит возможность научиться:
выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) + русский язык, 1 класс, 21 век
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
2. Основной образовательной программы начального общего образования филиала МАОУ «Средняя школа д. Сусолово» в д. Б. Боры
3. Учебного плана начального общего образования филиала МАОУ «Средняя школа д. Сусолово» в д. Б. Боры на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Программа состоит из двух взаимосвязанных курсов: «Русский язык. Обучение грамоте» и «Русский язык».
Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является начальным этапом в системе изучения русского языка в начальной школе.
Основные положения федерального государственного стандарта начального общего
образования (учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся; учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования) помогают реализовать положения системно-деятельностного подхода в период обучения грамоте.
Основными ценностными ориентирами курса «Русский язык. Обучение грамоте»
являются:
направленность на формирование учения учиться;
направленность на понимание того, что язык представляет собой основное средство
человеческого общения;
направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и
на его осознанность.
Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Цели изучения учебного предмета
Целями обучения русскому языку являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формированием у них основ грамотного, безошибочного письма.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию навыков грамотного безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников
от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения
различных видов работ.
Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка 1 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
С целью соблюдения принципа научности данная программа предусматривает выделение в учебном предмете «Русский язык» трёх содержательных линий: «Система языка», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи».
Данная программа предусматривает изучение каждого из выделенных объектов в рамках одного урока. Методический принцип «один урок – один объект – одна цель» позволил выделить в структуре программы три блока: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 64 часа – на первое полугодие (16 учебных недель, по 4 часа в неделю), 68 часов на второе полугодие (17 учебных недель по 4 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте»
В процессе обучения грамоте закладываются основы формирования таких важнейших
сторон личности младшего школьника, как;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
способность к организации собственной деятельности;
доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать своё мнение.
Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
В процессе обучения чтению текстов учащимся задают вопросы, которые не имеют однозначного ответа и предполагают серьёзное обдумывание, размышление, умение чётко
сформулировать свою точку зрения и отстоять её, приводя доказательства из текста. Таким
образом, реализуются следующие требования федерального государственного образовательного стандарта к личностным результатам.
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте»
Содержание и построение курса обучения грамоте даёт возможность углублённо заниматься достижением таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте»
К концу изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте» ученик научится:
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
слово и предложение;
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие);
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;
решать учебные и практические задачи:
выделять предложение и слово из речевого потока;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из
четырёх-пяти звуков;
осознавать смысл прочитанного;
— писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
ставить точку в конце предложения;
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) объёмом 10-20 слов.
Ученик получит возможность научиться:
различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
выделять в словах слоги в устной работе;
правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы.
Личностные результаты изучения курса «Русский язык»
осознавать язык как основное средство человеческого общения;
воспринимать русский язык как явление национальной культуры;
проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
-понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
-демонстрировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
уважительно относиться к иному мнению;
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивировать учебную деятельность и понимать личностный смысл учения;
-испытывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
организовывать собственную деятельность.
Метапредметные результаты изучения курса «Русский язык»
— использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках
для решения учебных задач;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
уметь задавать вопросы;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её
решать проблемы творческого и поискового характера;
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и быть способным конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
-использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных
задач;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты изучения курса «Русский язык»
К концу изучения курса «Русский язык» ученик научится:
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, глухие
и звонкие согласные звуки;
слово и предложение;
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
выделять предложение и слово из речевого потока;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из
четырех-пяти звуков;
правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
правильно писать сочетания «ча-ща, чу-щу и жи-ши» под ударением;
писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
ставить точку в конце предложения;
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и
простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
осознавать цели и ситуации устного общения;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
переносить слова по слогам без стечения согласных;
различать слова, называющие предметы, действия и признаки;
задавать вопросы к словам;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи;
-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Критерии и нормы оценивания
Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых первоклассниками с предметным содержанием. Совокупность диагностических работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.
В условиях безотметочного обучения учитель определяет уровень овладения предметными результатами, заполняя сводную таблицу. Таблица заполняется по мере прохождения разделов программы. Учитель может либо вписать фамилии учеников, либо закодировать их. Условные обозначения: «+» («уровень достигнут»), «-» («требует дополнительной
работы»).
Содержание курса «Русский язык. Обучение грамоте»
Выделение предложений из речевого потока.
Слово как объект изучения,
материал для анализа.
Различение слова и предложения.
Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка,
распространение и сокращение
предложения.
Моделировать состав предложения.
Корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки.
Выделять существенные признаки, синтезировать их:различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению.
Контролировать этапы своей работы,
оценивать процесс и результат выполнения задания.
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в
слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой).
Сопоставление слов, различающихся
одним звуком (мак-рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Построение моделей звукового со-
става, отражающих качественные
характеристики звуков (согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение
ударного гласного звука.
Слог как минимальная произноси-
тельная единица. Деление слов на
слоги. Слоговой анализ слов: уста-
новление количества слогов в слове.
Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.
Моделировать звуковой состав слова,
отражая в модели качественные характеристики звуков.
Сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками.
Осуществлять развёрнутые действия
контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную модель с образцом.
Контролировать этапы своей работы,
оценивать процесс и результат выполнения задания.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении
слов на слоги, в определении ударного
звука.
Объяснять причину допущенной
ошибки.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных
звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между
словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Соотносить звук и соответствующую
ему букву.
Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й 1 ]. Структурировать последовательность слов в алфавитном порядке.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при обозначении звука буквой. Объяснять причину
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и
стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение
целыми словами как результат совершенствования механизма чтения.
Обучение орфоэпическому чтению
при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном
виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по
ролям.
Использование орфографического
чтения как средства самоконтроля
при письме под диктовку и при списывании.
Применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов.
Сравнивать слова, получающиеся при
изменении одной гласной буквы.
Осознавать смысл прочитанного.
Находить содержащуюся в тексте информацию.
Определять основную мысль прочитанного произведения.
Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.
Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста.
Формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в
тексте.
Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде.
(уроки проводятся один раз
в неделю)
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Осознавать смысл текста при его прослушивании.
Понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте.
Определять основную мысль текста.
Различать стихотворения, рассказы,
сказки на основании отличительных особенностей данных жанров.
Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение
разборчивым аккуратным письмом.
Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приёмы и последовательность действий при списывании.
Анализировать систему ориентиров на
страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам.
Составлять алгоритм предстоящих
действий.
Объяснять последовательность своих
действий.
Моделировать буквы из набора
элементов.
Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы.
Гоуппировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определённых
элементов; по сходству обозначаемых
ими звуков.
Осознавать смысл написанного.
Контролировать собственное написание,
сравнивая его с предложенным образцом.
Контролировать этапы своей работы
при списывании.
Принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного.
Оценивать собственное написание с
учётом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание букв).
Группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы.
Объяснять свои действия.
Применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку.
Осознавать алгоритм списывания.
Контролировать и уметь объяснить
собственное написание, соответствующее изученным правилам.
Использовать орфографическое чтение как средство контроля правильности написанного.
Исправлять ошибки, допущенные на
изученные правила, и объяснять свои
действия.
Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.
Практическое овладение учебным
диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм
русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.
Составление небольших рассказов
описательного и повествовательного
характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений).
Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Строить устное речевое высказывание.
Составлять небольшой текст с опорой
на серию сюжетных картинок, на сюжетную картинку.
Составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы.
Участвовать в учебном диалоге.
Осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы.
Включаться в совместную работу. Высказывать собственное мнение и обосновывать его.