1 класс обучение работе в группах
Учимся работать дружно. 1-й класс
Класс: 1
Ход занятия
I. Разогрев.
1. Упражнение «Необычное приветствие» (может проходить под музыку).
Ведущий предлагает детям поприветствовать друг друга, но не совсем обычным способом:
2. Упражнение «Сугроб».
Ребята, вы помните, как зимой летят с неба снежинки? Каждая снежинка кружится сама по себе, а потом вместе они все образуют сугробы. Сейчас мы с вами сыграем в игру под названием «Снежинка». Когда я говорю «снежинки», вы, как снежинки, будете кружиться и перемещаться по классу. А как только я скажу «сугроб!», вы должны тут же собраться в группы. После слова «сугроб» я назову число. Столько снежинок должно быть в вашем сугробе. Например, если я скажу «сугроб, три», значит, вы должны собраться по трое. Всем понятно? Встаньте, пожалуйста, из-за парт и подойдите ко мне».
II. Основная часть занятия «Как работать вместе, не ругаясь и не ссорясь!»
Ведущий: В одной детской песенке поется: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Конечно, иногда хочется поиграть одному, и есть, дела, которые человек должен делать сам и один.
Но часто бывает так, что играть одному неинтересно, и есть дела, которые лучше получаются ВМЕСТЕ. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться работать дружно, когда надо будет выполнять задания не в одиночку, а с кем-то из ребят.
Чтобы работать вместе без ссор и обид, чтобы все получалось и радовало, надо помнить несколько важных правил (учитель показывает правила на доске):
1. Задание «Светофор».
Ведущий предлагает каждому из учеников собрать свой светофор из трех разноцветных кружочков. Каждый ребенок получает по три кружочка, два из которых одинакового цвета.
Таким образом, собрать «светофор» можно при условии – если поменяться одним кружочком с соседом, поэтому дети должны обратиться к соседу с просьбой о замене одинаковых кружочков, то есть начать строить деловые отношения.
2. Задание «Рисуем вместе».
У каждой пары учащихся будет только один лист бумаги. Рисовать надо вдвоем, ВМЕСТЕ держась за один карандаш.
Ведущий может пригласить одного из детей и показать, как можно рисовать, держась вдвоем за один карандаш.
Ведущий дает инструкцию к заданию: «Нарисуйте вдвоем картинку на любую тему, но на этой картинке обязательно должны быть нарисованы дом и дерево.
Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Во время выполнения задания помните о правилах, как работать дружно, без ссор и обид. Кто запомнил эти правила? (Ведущий спрашивает учащихся, которые поднимают руку и готовы ответить, еще раз четко повторяя правила для всех детей.) Всем понятно задание? Можете начинать работать. На выполнение задания у вас будет отведено 5 минут».
По окончании выполнения задания ведущий спрашивает, кто хотел бы показать классу то, что получилось, и рассказать, что на рисунке. По очереди к доске вызываются несколько пар, которые коротко рассказывают о своем рисунке и показывают его классу. Каждый раз ведущий называет детей по имени и благодарит за работу. Ведущий просит все ребят, работавших в парах, поблагодарить друг друга за работу.
3. Упражнения на активизацию работы головного мозга, установления межполушарного взаимодействия, отдыха.
«Ухо-нос». Правая рука подносится к кончику носа, левая к мочке правого уха, получается положение рук «крест-накрест». Затем нужно поменять положение рук так, чтобы правая рука коснулась мочки правого уха, а левая рука – кончика носа.
«Гармоничная восьмерка». На доске нарисован «знак бесконечности» или «восьмерка в лежачем состоянии». Учащимся необходимо «рисовать глазами» эту восьмерку, двигаясь от центра восьмерки сначала в левую, затем в правую сторону. Затем «восьмерку» можно «рисовать» в воздухе руками.
Ведущий: «Ребята, на нашем занятии мы должны попробовать научиться дружно работать не только в парах, но и все вместе. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Эхо». Я попрошу выйти к доске (называет одного ребенка по имени).
Слушай внимательно. Я тебе прохлопаю в ладоши ритм, а ты постарайся его точно повторить. Ты будешь моим эхом. Готов(а)? (Ведущий отхлопывает простой ритм из 2-4 хлопков. Ритмы должны быть очень простыми, легкими для повторения. Ребенок повторяет. Если не получилось, то учитель отхлопывает ритм еще раз.) Молодец, ты справился, а теперь можешь пригласить себе помощника. Посмотри на ребят. Кого ты хочешь пригласить? (Ребенок называет имя одного из своих одноклассников.)
Ты можешь позвать (называет имя выбранного ребенка), сказав такие слова: «(Имя ребенка), ПОМОГИ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА!» (Ребенок приглашает одноклассника, тот выходит к доске и встает рядом.)
А теперь попробуем вдвоем, вместе повторить ритм, который я прохлопаю. Готовы? Слушайте внимательно! (Ведущий отхлопывает простой ритм, задача детей повторить его одновременно, вместе. Если не получается, то ведущий повторяет ритм еще раз.)
Молодцы, вы справились с заданием, а теперь (обращается ко второму ребенку) ты тоже можешь пригласить помощника. Тебе надо выбрать кого-то из ребят и, назвав его по имени, сказать: «ПОМОГИ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА!».
(Далее задание повторяется, раз от раза число детей увеличивается.)
Когда у доски образуется команда в 5-6 человек, можно, чтобы ускорить выполнение упражнения и не оставлять кого-то из детей в роли последнего, предложить детям, уже стоящим у доски, пригласить всех оставшихся детей, сказав слова: «РЕБЯТА! ПОМОГИТЕ НАМ, ПОЖАЛУЙСТА!»).
Молодцы! Какое дружное эхо у вас получилось! Большое спасибо всем! Садитесь, пожалуйста, на свои места».
4. Задание «Разукрась варежки».
Каждой паре учащихся дается лист, на котором нарисованы контуры валеночек. Задача детей в течение двух минут договориться какой узор у них будет на валеночка, какого цвета он будет, что и где будет нарисовано, а затем приступить к работе. Совместно учащиеся работают 5 минут. Затем каждая пара выходит к доске и рассказывает понравилось ли им вместе работать.
Учитель: Тема сегодняшней игры в пантомиму – « Мое любимое увлечение». Каждый из вас будет выходить к доске и пытаться показать с помощью мимики и жестов то, чем он любит заниматься больше всего, а остальные ребята должны догадаться, что он показывает.
III. Закрепление пройденного материала.
Ребята! Сегодня мы с вами продолжали учиться работать вместе без ссор и обид.
И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы выполнили 2 задания и попытались еще раз понять, что может мешать дружной работе, а что помогает работать вместе и не ссориться. (Ребята выполняют задания на листах.)
IV. Эмоциональное отношение к занятию (рефлексия).
Ведущий: «Молодцы! Вы сегодня попробовали работать ВМЕСТЕ, и на мой взгляд у вас это неплохо получилось. А когда удается играть, учиться, работать вместе без ссор и обид, то на душе становится солнечно, радостно. И то, чем занимаешься, становится интересным и привлекательным.
Когда людям интересно вместе, когда они стараются понять друг друга и поддержать в трудную минуту, рождается ДРУЖБА. И если вдруг возникает недоразумение между друзьями (в жизни все бывает), то оно обязательно разрешится, если друзья постараются понять причину спора и сумеют в чем-то уступить друг другу. Спасибо вам всем за работу. Я очень рада, что вы можете работать, выполнять задания и учиться вместе, дружно! Спасибо!
А теперь покажите, пожалуйста, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Если да – то покажите, пожалуйста, солнышко, а если кому-то не очень понравились те задания и упражнения, которые вы выполняли, тогда покажите тучку».
И в завершении сегодняшнего занятия мы с Вами выполним упражнение «Таинственное слово». Я, как всегда, покажу вам слово, которое вы все вместе должны собрать на листе бумаги с помощью палочек/полосок бумаги. Вы помните о том, что работать нужно вместе, при этом, не разговаривая друг с другом!
(Ребята собирают из палочек словосочетание «Всего доброго!».)
Внеурочное занятие «Учимся работать в команде, жить вместе» (1 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Учимся работать в команде, жить вместе»
учитель начальных классов Чернова Л.Б.
Тема: «Учимся работать в команде, жить вместе»
Дата проведения: 07 апреля 2017 года
Цель : создание условий для формирования навыков сотрудничества, воспитание чувства дружбы и взаимопомощи.
познакомить учащихся с навыками учебного сотрудничества;
способствовать формированию у детей отношения друг к другу как партнёрам в учебном сотрудничестве;
помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика;
создать предпосылки для групповой сплочённости класса.
1. Компьютер, проектор, компьютерная презентация классного часа.
2.Листы бумаги по количеству пар учащихся с заготовленными контурами варежек.
3. Чистые листы бумаги по количеству учащихся для проведения игры «Неожиданный рисунок».
4. Цветные карандаши.
5. Записи песен «Первоклашка», «Чему учат в школе».
Вот звонок нам дал сигнал:
На внеурочку нас позвал.
Не будем тратить время зря,
И занятие начнем с игры, друзья. ( Настрой на работу.)
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
Хлопают все ученики;
Только старательные девчонки;
Только умные мальчишки;
Только те, кто опаздывал на уроки;
Только те, кто получил больше 5 наклеек;
Только те, кому нравится математика;
Только те, кому нравится физкультура;
Только те, кто получил больше 10 наклеек;
Только те, у кого прекрасное настроение.
III . Работа по теме. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель: Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы работать дружно, сообща? (Высказывание детей).
Надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.
Внимательно слушайте того, кто говорит.
Если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
А сейчас давайте поиграем в «Разноцветные варежки».
2.Игра «Разноцветные варежки» (Демонстрация слайда)
-Какие вы все молодцы, давайте поаплодируем себе и друг другу.
3.Игра «Эхо» (Демонстрация слайда)
Учитель: поиграем в другую игру, она называется «Эхо». Я попрошу выйти к доске (называет по имени одного ребёнка). Слушай внимательно. Сейчас я прохлопаю тебе ритм, а ты постарайся его точно повторить. Ты будешь моим эхом. Готов? Молодец, ты справился, а теперь можешь пригласить себе помощника. Посмотри на ребят, кого ты хочешь пригласить? Ты можешь позвать этого человека, сказав такие слова: «(Имя ребёнка), помоги мне пожалуйста!» а теперь попробуйте вдвоём, вместе повторить ритм, который я прохлопаю. Готовы? Слушайте внимательно! Молодцы, вы справились с заданием, а теперь ты (обращается ко второму ребёнку) тоже можешь пригласить помощника и т.д. (Если в классе много детей, то по одному могут выйти человек десять, последний из этих учеников приглашает оставшихся детей со словами: «Ребята, помогите мне, пожалуйста!») Молодцы, какое дружное эхо у нас получилось. Большое всем спасибо. Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Учитель: Поиграем в игру «Неожиданный рисунок».
Любите ли вы рисовать? Сегодня нас ждёт необычная работа. Посмотрите, мы сидим не только парами, но в одном общем кругу. Возьмите каждый по листу бумаги и с обратной стороны подпишите своё имя. Начните рисовать какую-нибудь картину. Рисовать вы будете под музыку («Первоклашка» ), времени у вас немного, как только музыка прервётся, вы передадите свой рисунок соседу справа, а у соседа слева возьмёте его рисунок. Музыка зазвучит, и вы продолжите рисовать тот рисунок, который получили, до следующей паузы и т.д. К вам вернётся ваш рисунок, сделав круг.
По окончании выполнения задания, рисунки вывешиваются на доске.
— Понравилось ли дорисовывать рисунки одноклассников?
— Какой рисунок нравится больше всего?
— Отличаются ли рисунки от тех, которые вы рисуете обычно?
5. Подведение итогов. Рефлексия. (Демонстрация слайда)
Учитель: давайте вспомним наше сегодняшнее занятие и ответим на вопросы: Чему мы учились на занятии? Всегда ли легко вам было выполнять задания? Что вам понравилось сегодня?
А теперь попробуйте закончить фразы.
Я хочу поблагодарить…
Учитель: Вы дружно поработали. Я очень рада, что вы можете выполнять задания вместе. Когда людям интересно вместе, когда они стараются понять друг друга и поддержать, рождается ДРУЖБА. Мне было тоже очень интересно с вами, и я теперь лучше вас понимаю.
И если вдруг возникает недоразумение между друзьями, в жизни всё бывает, то оно обязательно разрешится, если друзья постараются понять причину спора и сумеют в чём-то уступить друг другу. Во второй четверти мы продолжим учиться дружить, уступать и помогать друг другу, быть вежливыми. Спасибо вам за вашу дружную, совместную работу.
Настало время открыть шкатулку.
У доски ученик, хорошо читающий, лидер по сбору наклеек, открывает шкатулку, достаёт письмо и вслух его прочитывает, обращаясь ко всем детям.
Вот и закончилась наша первая удивительная и важная учебная четверть. Вы испытали первые трудности и не дрогнули, не запросились домой – вас можно назвать настоящими учениками.
Сегодня вы учились работать в команде, жить вместе по правилам, но ещё большему надо учиться и дальше. А для этого не забывайте читать книги, потому что путь к знаниям лежит через чтение различных книг. (Демонстрация заключительного слайда)
Звучит музыка песни «Чему учат в школе». Дети подходят к шкатулке и выбирают в обмен за накопленные в 1 четверти наклейки подарок.
Формирование умения работать в группе у первоклассников
Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на всех уроках. “Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…” А. Дистервег. Работа в группе является важнейшим приёмом для формирования выше названных умений и качеств личности, так как формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи; в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою работу со стороны и оценивать свои действия.
Формирование умения совместно работать начинаю с первых дней обучения в школе. И начинаю учить детей сотрудничеству с работы в паре.
Первое задание – раскрасить половинки бабочки так, чтобы при соединении этих половинок получилась целая бабочка. Вводя новую форму работы, даю её образец. Вместе с учеником у доски показываю на одном примере весь ход работы, акцентирую форму взаимодействия (например, речевые клише: “Ты согласен?”, “Не возражаешь?”, “Почему ты так думаешь?”). Это помогает детям подобрать свой собственный стиль.
От работы в паре перехожу к формированию умения работать в группе. В основу групповой работы кладу
В первом полугодии 1- го класса ребята работают в группах по 4 человека.
Пока дружеские связи, симпатии и антипатии не обозначились, группу образуют учащиеся, сидящие за двумя соседними партами.
На первом этапе работы в группе ввожу следующие роли:
— “координатор” (этот ребёнок должен уметь организовать работу, направить её в нужное русло)
— “писец” (тот, кто записывает всё, что создано группой)
— “хранитель времени” ( следит за тем, чтобы работа была выполнена вовремя; сигнализирует о том, что работа выполнена)
— “аналитик” (тот, кто обобщает сделанное и представляет работу классу).
В дальнейшем состав групп расширяется, и вводятся новые роли:
— “генератор идей” (тот, кто подаёт идею)
— “критик” ( выделяет недостатки в работе)
Всегда необходимо установить правила работы в группе. Я не предлагаю их в готовом виде, а устанавливаю их вместе с детьми по мере возникновения необходимости в них. А такая необходимость обязательно возникает, так как опыта сотрудничества в решении общих задач у детей первого класса нет, и возникают следующие
проблемы при работе в группе
— самый активный “тянет одеяло на себя”
— самые пассивные не принимают участие в обсуждении и со всеми соглашаются
— участник требует у группы принять своё решение, не аргументируя его
— группа так бурно обсуждает проблему, что мешает работе других групп
— группа не может придти к общему решению, каждый её член настаивает на своём
Количество правил работы в группе должно быть минимально, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Учу этим правилам с помощью специально подобранных заданий. Очень трудно бывает ребятам вовлечь в работу всех членов группы и проследить, чтобы в ней участвовал каждый. Для обучения этому предлагаю, например:
Задание №1 (урок математики)
Двигая по числовому лучу фишку, найдите значение выражения.
Следите, чтобы каждый в группе сделал один ход.
Задание №2 (урок математики)
Получив задание, группа начинает совместную работу.
Для того, чтобы помочь детям научиться назначать роли в группе, на начальном этапе даю такие задания, где не требуется распределения всех ролей, а ведущей будет какая-то одна. А после отчёта группы спрашиваю, почему на эту роль выбрали того или иного ученика. Ответы детей помогают выявить важные, интересные критерии выбора и учитывать их в последующей работе или, наоборот, отказаться от необоснованных, неудачных решений.
Пример задания
Задание, где ведущая роль была у аналитика (урок обучения грамоте).
Рассмотрите карточку со словам (каток, кисти, плитка). Объясните, почему слово является многозначным. Определите, какой звук т или т в этом слове и покажите его место на схеме слова (схема дана).
Функции учителя
Организация групповой работы меняет функции учителя. Он становится организатором и соучастником коллективной деятельности; объясняет цели предстоящей работы; комплектует группы; комментирует задания для групп; ведёт контроль за ходом работы в группе; после отчёта групп делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, даёт оценку работе учащихся.
Причём, при оценке работы группы подчёркивается не столько ученические, сколько человеческие добродетели: доброжелательность, терпеливость, умение уступать и договариваться, вовремя принять помощь и оказать её, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, не давать работавшим вместе детям разных оценок.
Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини – мониторинг психологических особенностей ребёнка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать своё мнение). Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется кропотливый труд учителя, систематическое и последовательное обучение работе в группе на разных уроках.
Итоговой работой в этом направлении за первое полугодие 1-го класса стала коллективная работа “Новогодний интерьер”. Перед классом была поставлена проектная задача: “Сделать макет интерьера для комнаты, в которой будут встречать Новый год”.
После просмотра презентации “Новогодний интерьер” были определены следующие задачи : сделать ёлку, ёлочные украшения, гирлянду для украшения комнаты, дракончиков – символы 2012 года, окно с зимним пейзажем.
Выполнять данные виды работ индивидуально учились на уроках технологии и изобразительного искусства. Теперь им предстояло решить общую задачу, работая в группах. В основу деления на группы легло желание детей выполнять тот или иной вид работы и успешность её выполнения при индивидуальной работе. Учитель на данном этапе выступал координатором. На следующем этапе участники группы определились с материалами и инструментами, которые нужны для работы. Далее распределили роли (координатор, аналитик, критик, хранитель времени). В паре совместились роли координатора и хранителя времени, критика и аналитика.
Каждая группа получила уже готовый план работы по изготовлению поделки (работать с планом дети учились на уроках технологии). Поэтому помощь учителя во время работы была минимальная. А ведь это только вторая четверть первого класса! Наибольшую помощь пришлось оказать при оформлении конечного продукта.
Результат превзошёл все ожидания. Ведь это была первая работа такого масштаба. Макет интерьера произвёл впечатление на самих участников работы, родителей учеников, учителей школы. По просьбе ребят и родителей макет украшал класс до 14 января (“Старый Новый год”).
В заключение хочу призвать всех коллег активнее использовать на уроках работу учащихся в группе, так как она формирует творческое мышление, учит самооценке и самоуважению, не даёт спрятаться за спину более сильных и активных; вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом; совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.
Использованная литература:
1. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования, М.,Просвещение, 2010
2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе, М., Сентябрь 1996
Доклад на тему «Групповая форма работы в 1 классе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Групповая форма работы на уроках в начальной школе.
Обучение работе в парах в 1 классе.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Предметные ЗУН, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка.
Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов.
Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимает в учебном процессе до 25% рабочего времени урока. Именно здесь ученик остаётся один на один с учителем, отвечая перед ним за результаты своей личной работы, а класс остаётся вне игры.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
-знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи, рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
При изучении произведения по чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию.
Дети, работая группами:
— решают, составляют задачи,
— ищут наиболее рациональный способ решения;
-составляют план произведения, инсценируют;
-готовят коллективный пересказ,
-пишут продолжение рассказа;
Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную.
Работу в парах начинаю вводить с первого класса.
В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что мы не делим детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. В одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы на карточках надо давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).
Задание на доске: Рука, ручка, приручить.
Крикун, крик, кричать.
Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета.
— Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.
Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:
— Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.
Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.
Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).
Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:
— Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.
-Скажи напарнику, как ты его понял.
Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.
— Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них.
-Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.
Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.
Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.
При изучении нового материала учитель может заготовить дидактические карточки. Дети работают по знакомому им алгоритму.
Задание на карточках:
1-й вариант: Роли дождя и ветра в жизни человека, растений, животных. Учитель предлагает рассмотреть картинку на с. 26 учебника, объяснить, почему растения и животные радуются дождю.
2-й вариант : Причины возникновения дождя и ветра.
Эффективно проходит повторение и закрепление учебного материала. Учитель готовит дидактические карточки, причем обе карточки составляются так, что они дополняют друг друга, включая все вопросы повторения. Закончить повторение можно фронтальной работой: вызвать любую пару к доске и выслушать их.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.