10 часов промывания мозгов

Зомбирование, воздействие на подсознание. Как нам промывают мозг

Разновидность методов информационно-психологической войны, обработка подсознания человека или группы людей посредством внушения, или специальных технических средств и приемов, благодаря которой он (они) программируется на безоговорочное подчинение чьим-либо приказам, на совершение каких-либо действий, или на восприятие какой-либо внушаемой им политической, философской или религиозной доктрины.

Используется СМИ как синоним термина «Промывка мозгов», однако обладает большей семантической силой и, в отличие от последнего, связано не с убеждением, а с внушением.

Осторожно: телевидение нас зомбирует!

Ежедневно, присаживаясь к телевизору с целью расслабиться и отдохнуть, мы с вами даже не подозреваем, что в то время, когда смотрим фильм, смеемся над чьими то шутками, наслаждаемся появлением на экране любимых артистов, сочувствуем героям ток-шоу и угадываем каверзные вопросы в интеллектуальных шоу нас зомбируют с помощью современных технологий и новинок технического прогресса, нам внушают правильные мысли и удобные сценарии поведения. И нет никакой гарантии, что, посмотрев перед сном любимую комедию, мы не откроем балкон и не шагнем в небо. С подобным тревожным заявлением к нам обратился Виктор Михайлович Штерн, доктор психологических наук, член общественной организации «Врачи за права человека”.

— Виктор Михайлович, вы считаете, что по нашим улицам запросто ходят настоящие зомби?

— Я абсолютно уверен, что каждый третий, или даже второй – зомби. Зомбирование – это воздействие на подсознание, подчинение человека своей воле. В этой науке есть как психологические методы, так и технические.

— Как давно в России применяется зомбирование человека?

— Давно. Практически любой журналист- это интуитивный зомбист, если можно так сказать. У вас профессия такая: внушать читателю истину. Чем более ненормален журналист, тем он более талантлив, тоньше чувствует, как лучше влиять на собеседника. Где-то с 30-х годов с момента изобретения звукового кинематографа и телевидения уже пошло массовое зомбирование. В это время в Америке в качестве эксперимента в кинотеатрах демонстрировались фильмы, в которые между художественных кадров были вмонтированы кадры с рекламой товаров. Действовала такая реклама очень эффективно. Изобретателям метода был выдан патент, но эти эксперименты сразу же запретили, так как сочли воздействие на психику людей преступным.

— То есть, это так называемый эффект 25-го кадра?

— Да. В секунде, как известно 24 кадра, во время монтажа, подклеивается 25-ый кадр с какой-то информацией, эту информацию глаз увидеть не успевает, но мозг ее фиксирует на подсознательном уровне и выдает, как собственную мысль человека.

— Значит, телевидение использует этот метод?

— 25-й кадр возможно использовать только в кино, на кинопленке, в телевидении совсем другие методы. Совсем недавно прошла программа Сергея Доренко, мы записали ее, обработали в компьютере и что увидели… Идет видеоряд Лужкова – зрители видят Юрия Михайловича, оживленно разговаривающим. Если сюжет разбить на кадры, оказывается, что рядом с головой мэра проступают какие то пятна: в одном кадре – одно, в следующем – другое… Если эти пятна наложить друг на друга – получается лицо плачущего ребенка. Во время просмотра сюжета мозг фиксирует эти пятна и сам складывает в образ. Ассоциация не очень приятная, особенно для сентиментальных людей. Другой же политик Примаков, в той же программе оказался вообще в куче фекалий. Вот такая предвыборная гонка получается. Мы врачи используем эти же методы, но для лечения, они дают хороший результат

— Я слышала в Японии более 800 детишек попали в больницу с тяжелыми нарушениями психики после просмотра мультфильма. Это тоже зомбирование?

— Та же самая методика, врачи хотели лечить детей от эпилепсии, но, вероятно не верно выстроили образы. Произошла ошибка. На самом деле, я не против использования этих методик, но необходимо об этом информировать зрителей, или пациентов.

— Где еще, кроме программы Доренко используется этот метод?

— Везде: в рекламе, в шоу, в музыкальных клипах…

— Какие же картинки подсовывают в клипы?

— Значит, наши исполнители, заказывая клип, просят клипмейкера вставить такую рекламу?

— Нет. Я думаю, сами певцы об этом не догадываются, просто клипмейкер может предложить: хочешь, твой клип принесет тебе мгновенную славу? Плати – устрою. В этом и секрет, что совершенно безголосая певица с лошадиной физиономией не успев появиться на экране, сразу становится популярной. А кончаются эфиры, певицу тут же забывают.

— И сколько же такое удовольствие может стоить?

— Очень дорого. Трехминутный ролик 150 тысяч долларов.

— Технология производства такого ролика сложная?

— Очень. Компьютер, который может это сделать стоит 1,5-2 млн долларов. Таких компьютеров в наших спецслужбах всего два, может быть. Поэтому нам очень сложно осуществлять контроль, приходится записи программ отсылать за рубеж. Сейчас перед новой думой мы будем ставить вопрос об оборудовании такой лаборатории.

— Как же получается, у нас всего два компьютера в России, а все клипмейкеры, рекламщики делают такие штучки.

— Вся эта продукция производится за рубежом: и многочисленные рекламные ролики, и большинство клипов…

— Что должно быть в рекламе, чтоб она однозначно сработала?

— Это сложно однозначно сказать. Во-первых надо знать на какой контингент рассчитан ролик, в основном, конечно давят на женщин, потому что дети подражают мамам. Если мама любит Баунти, то и дочка его полюбит. Вовсе не обязательно, чтоб ролик был красивым, достаточно пустить скрытый текст: Я хочу Баунти, я не могу жить без Баунти…

— Это единственный способ зомбирования через телевидение?

— Есть еще звуковой. У нас есть такой аппарат, который, записывая какое то обращение, обрабатывает его и выдает с чистотой ниже 16 герц. Это чистота, которую ухо не слышит, зато очень хорошо воспринимает мозг. Вы можете слушать радио, где параллельно с песней будет звучать призыв: «Иди на митинг”. Мозг эту информацию поймет и вы отправитесь на баррикады.

— Это все технические методы зомбирования, но вот иду я по улице, ко мне подходит цыганка, или лохотронщик… Я теряю голову и отдаю все свои деньги. Это тоже зомбирование?

— Это уличный гипноз, как его называют, а по научному нейролингвистическое программирование. В Москве полно курсов, где обучают такому «искусству”. Но скорее всего, цыгане и лохотронщики действуют чисто интуитивно. Так же, как и ловеласы, мошенники… Во-первых, при таком способе важно прежде всего установить контакт с клиентом: зацепить его взглядом, начать разговор. Потом надо уловить, какие слова вызывают в собеседнике интерес и развивать разговор вокруг этой темы. А уж попутно можно акцентироваться на каких то словах, которые в ходе беседы в голове у клиента сложатся в команду. К примеру, я сейчас рассказываю о зомбировании, а попутно могу вложить вам в подсознание фразу: мне нравится этот мужчина, я хочу с ним провести вечер. И вы сами не заметите, как придете к этой мысли. Кстати этим методом пользуются не только цыгане, но и более «крупные” люди, внушая нам с экранов и трибун.

— Есть какие-то методы защиты от этой напасти?

— Конечно. Если вы знаете, что в настоящий момент вас зомбируют, вы не попадетесь на удочку.

— Но каждый конкретный случай знать невозможно.

— Вы должны осторожнее относиться к телевидению, постоянно быть начеку.

— В таком случае, во время просмотра ток-шоу, надо сидеть и говорить себе: это все ерунда, неправда, это редактор придумал и актеров в кресло героев посадил, я не поддамся, вы не добьетесь от меня жалости и я не перечислю денег на ваш благотворительный счет в пользу голодных детей Поволжья. Пому что их нет…. Так же можно стать полным циником, ничему не верить ни новостям, ни сюжетам, ни постановкам…

— Да нет, полным циником становиться не надо, тогда мы перестанем быть людьми и превратимся в бесчувственные машины, просто не стоит постоянно «развешивать уши” и верить во все подряд.

— Скажите, откуда в вас такое желание, огородить всех от беды? Вас же не зомбируют, так как вы об этих технологиях знаете.

— А если я расслаблюсь, потеряю контрольнад собой? Кроме меня существует масса дорогих мне людей. Я не хочу, что бы они, как этот маленький «Иванушка-интернейшнл” кинулся из окна…

— Вы говорите о Сорине? Почему он это сделал?

— Потому что он этим увлекался и очень серьезно занимался. Он у них в группе отвечал за рекламу и пропагандировал именно методику зомбирования. Там вообще, вся группа была «повернута” на этой теме, а Игорь был вообще с завихрениями в мозгу и больше всех продвинут в этой тематике. Когда он ушел из группы, то задумал создать свой проект, основанный на этих технологиях, но уж не знаю, что там произошло, но его же опыт против него и был применен. Мы совершенно уверены, что этот его полет наяву произошел под влиянием гипноза.

— Откуда у вас такая информация?

— Мы – «Врачи за права человека”. Когда случай нам кажется подозрительным, мы начинаем заниматься расследованием.

— Много вам известно таких историй?

— А среди известных людей, у нас же много непонятных смертей?

— На счет смертей не знаю, но эти неравные браки явно неспроста.

— Вы кого имеете ввиду? Нашу Супер-звездную пару? Может быть у них взаимовыгодный союз?

— Они достаточно богатые люди, тут нет коммерческого умысла, а вот симпатия есть, хоть она мне и непонятна. Вы понимаете, за деньги, даже за большие никто с неприятным ему человеком жить не сможет, а вот с помощью зомбирования будет.

— И кто кого, как вы считаете?

— Не знаю, конечно. Ну уж не Киркоров Пугачеву. Она абсолютно точно обладает способностью к гипнозу. Чего говорить, посмотрите, как она зал заводит. И с Филиппом она это наверняка делает постоянно, как мне кажется, он зазомбирован полностью. Это видно и по его поведению. Он, как от нее отрывается, не особо хочет возвращаться назад, а когда возвращается – смотрит на нее восторженно.

— Всевозможные методики приворожения тоже действуют на основе зомбирования?

— А ясновидящие как работают?

— С точки зрения науки ничего нельзя предвидеть. Когда ясновидящий говорит, что вот тогда то произойдет то то, он просто убеждает всех именно в это время в череде событий различить те, которые будут похожи на «предсказанные” и поверить в то, что они сбылись. Предвидеть невозможно, потому, что «завтра” еще не наступило.

— А как же предсказания по гороскопам? Разве «Звезды не говорят”?

— Ерунда. Возьмите гороскоп и в течении года проверьте: сбудется или нет. По теории вероятности 50% предсказаний должно попасть в точку.

— В каком состоянии человек лучше поддается психологическому программированию?

— В состоянии полудремы, медитации, наркотического опьянения…Кстати в такое расслабленное состояние легко можно ввести человека не только при помощи спокойной музыки или монотонного голоса, достаточно погладить его затылок, ближе к шее. Вы же знаете, так успокаивают плачущих детей. А лучшая защита от зомбирования – состояние пофигизма. На самом деле, чтобы человека загипнотизировать, необходимо, чтобы он к этому был готов, сам этого хотел и не сопротивлялся. Но обычно, мы находимся в состоянии «приема информации” и легко подхватываем «вирус зомби”.

— Все это очень опасно.

— Поэтому мы и бьем тревогу, это наша задача: бороться за права пациентов. В данном случае мы говорим о медицинских методиках, которые тщательно скрываются и применяются без согласия пациента. Это приносит кучу денег. Владея современными методиками, ты обладаешь неограниченной властью, можешь стать президентом, получить все и заставить выполнять любые твои приказы.

Исследование: зависимость от соцсетей сильнее, чем от алкоголя и табака

Источник

Пять приемов промывания мозгов

Телевидение провоцирует в России массовый психоз. Людьми становится легко манипулировать, они начинают поддерживать все авантюры власти.

10 часов промывания мозгов

Пропагандистское промывание мозгов разрушает индивидуальность, лишает человека способности анализировать информацию и защищать свои нравственные ценности. Именно эта методика используется на российском телевидении. Возьмем, например, политические ток-шоу. В них применяется целый набор подобных методов.

1. «Дрессированная» аудитория
По знаку «дрессировщиков» (сотрудников редакции) она подкрепляет пропагандистские месседжи ярко позитивной эмоциональной реакцией, а неугодную информацию зашикивает и дискредитирует.

Задача дрессированной аудитории — дать телезрителям образец «правильной» реакции на события. Это игра на стремлении людей быть «как все», соглашаться с мнением большинства. Зритель невольно подстраивает свое отношение к информации под реакцию на нее аудитории в студии. Таким образом у телезрителей формируется нужная пропагандистам картина мира, в которой четко прописано, чему радоваться, а чему возмущаться.

2. Игра в поддавки
Многие иностранные «критики России» в ток-шоу — подставные персонажи. Они отрабатывают полученные у организаторов деньги, создавая «образ врага». Их задача — проиграть путинистам, произвести отталкивающее впечатление на публику, дискредитировав тем самым подлинных противников путинского режима и их видение реальности.

3. Провокация сильной эмоциональной реакции
Участники ток-шоу постоянно орут, ругаются, ведут себя сверхэмоционально, устраивают настоящие истерики и ссоры. Их задача — накачать эмоциями телезрителей. Массовый психоз в телестудиях порождает массовый психоз в стране. В состоянии эмоционального перевозбуждения люди теряют способность объективно анализировать информацию. Ими легко манипулировать, от них несложно добиться поддержки любой путинской авантюры.

4. Глушение альтернативной информации
Советские глушилки забивали западное радио непрерывным шумом. По этой же модели работают организаторы современных пропагандистских ток-шоу. Они глушат неугодное мнение, мгновенно организуя негодующий гул аудитории, гневные крики платных клакеров и спикеров, а затем быстро перехватывая микрофон у нарушителей спокойствия и передавая его другим, проверенным участникам.

5. Ведущий — дирижер какофонии
Происходящее во время ток-шоу кажется какофонией. Однако у этого «сумбура вместо музыки» есть партитура, четкое исполнение которой контролирует «дирижер»-ведущий. Он следит за тем, чтобы аудитория была доведена до нужного градуса эмоционального возбуждения, чтобы до нее были донесены все запланированные пропагандистские месседжи; чтобы было заглушено и униженно любое случайно прорвавшееся правдивое слово.

Прочитать оригинал поста Игоря Эйдмана с комментариями читателей его блога можно здесь.

Источник

Десять способов промывки мозгов населению

Все они давно известны и подвергнуты критике, но это ничего не меняет

В России сегодня управляют так, как говорил профессор из США Ноам Хомский. Что, наши власти действуют по рекомендациям американцев? Нет-нет, спешу успокоить. Упомянутый мною профессор ничего не рекомендовал: он просто сформулировал 10 способов манипулирования народом с помощью средств массовой информации. Причем касается это не обязательно России.

10 часов промывания мозгов

Фото: Алексей Меринов

Кто он вообще такой, этот Ноам Хомский? Выдающийся американский ученый, лингвист и политический публицист, профессор Массачусетского технологического института. В общем, интеллектуал с большой буквы. Понятно, что у нас сегодня слово «интеллектуал» стало чуть ли не ругательным, но об этом чуть ниже.

Вот те самые 10 способов манипулирования. Давайте рассмотрим их и оценим, актуальны ли они для современной России.

Способ 2. Создавать проблему, а затем предлагать решение. Это тоже практикуется властями. Вспомним про индексацию пенсий в 2016 году. Как известно, в России действовал закон, по которому пенсии должны индексироваться по инфляции предыдущего года. Однако в начале 2016 года пенсии были проиндексированы всего лишь на 4% — при фактической инфляции по итогам 2015 года в 12,9%. Понятное дело, что это сильно ухудшило материальное положение пенсионеров. Однако осенью 2016 года было решено выплатить пенсионерам единовременную компенсацию в 5000 рублей (что и было сделано в начале 2017 года). Классика: создали проблему, а затем предложили способ ее решения. На самом деле единовременная выплата никоим образом не компенсировала потери пенсионеров от недоиндексации. Поэтому это только выглядело как решение проблемы.

Способ 3. Постепенное применение. Вот хороший пример, который как раз находится в стадии реализации: повышение пенсионного возраста в России. Вспомните: нам долгие годы говорили, что это «ни-ни-ни…», ни при каких обстоятельствах. Потом риторика стала постепенно меняться, и вот — для начала — подняли возрастную планку выхода на пенсию для чиновников. А сегодня уже не секрет, что одно из основных предложений в программе социально-экономического развития страны, которая должна реализовываться после президентских выборов 2018 года, состоит в повышении пенсионного возраста (мужчинам до 65 лет, женщинам до 63). И что-то сегодня, обратите внимание, никто из представителей власти уже не говорит, что такого не будет. Будет, еще как будет, не сомневайтесь.

Вот оно, постепенное применение, в действии.

Способ 4. Отсрочка исполнения. Этот способ манипулирования массами теснейшим образом связан с предыдущим. Например, софинансирование медицинской помощи. По факту оно и так-то уже давно практиковалось. Однако в октябре 2017 года о возможности такового было объявлено с самого верху. Так что теперь — дело времени, причем достаточно скорого, когда все это будет официально признано не только возможным, но и необходимым. Готовьте ваши денежки — и пусть при этом вас не смущает статья 41 Конституции Российской Федерации, согласно которой медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно!

Почему важен этот прием — отсрочка исполнения — для властей? Потому что народ склонен скорее соглашаться с неприятными вещами, если власти обещают, что они произойдут не сегодня, не прямо сейчас, а завтра-послезавтра.

Способ 5. Обращаться к народу как к малым детям. Суть такого приема понятна. Если к народу обращаются как к малым детям, то власть вправе не без оснований рассчитывать на то, что и к ней будут относиться с «сыновней любовью». В принципе, расчет совершенно верный. Однако объективности ради следует признать, что как раз этот прием российскими властями используется явно недостаточно. Думаю, так происходит потому, что для такой формы пропагандистских выступлений просто не остается места. Этот прием вытесняется другими, о которых пойдет речь чуть ниже. Когда властные и просто пропагандистские речи вполне определенным образом эмоционально окрашиваются, тогда уже не до «детской» формы обращений к народу.

Способ 6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Тут можно привести массу примеров, когда выражения и высокопоставленных чиновников, и главных пропагандистов в СМИ получали необходимую эмоциональную окраску… Даже не знаю, стоит ли в качестве примера приводить что-нибудь из последнего, потому что наша жизнь постоянно обогащается чем-нибудь подобным вновь и вновь. И еще: обратите внимание, с какой одинаковой интонацией вещают видные пропагандисты, как они расставляют ударения…

Способ 7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность. Яркие примеры того, как реализуется данный способ манипулирования народом, — это наши бесконечные ток-шоу на телеканалах. В качестве сюжетов туда в массовом порядке вытаскивается вся что ни на есть грязная бытовуха, где лучше, чтобы были задействованы деятели шоу-бизнеса и прочие известные фигуры. А еще можно бесконечное количество раз обсуждать результаты анализов ДНК, выясняя родословную. О, это очень популярная тема! Но она потому и популярная, что все это целенаправленно прививалось и культивировалось.

Ярким свидетельством ставки на невежество и посредственность является и то, как у нас пропадали из сетки телевещания по-настоящему аналитические, умные программы. Остались информационно-пропагандистские программы, просмотр которых не предполагает включения мозгов. Люди просто должны смотреть и принимать все как истину в последней инстанции.

Способ 8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью. И пример есть замечательный: Света из Иванова. Помните? Конец 2011 года, после Болотной? Кстати, пусть сама Света на меня не обижается, потому что я говорю, конечно, не о конкретном человеке Светлане Курицыной, а об образе — «Свете из Иванова» — с ее «выдающимся» ответом о достижениях властей: «…мы стали более лучше одеваться». Света из Иванова — это некий собирательный образ, олицетворяющий навязываемую властями героиню нашего времени — «девушку из народа».

Если люди восторгаются подобными образами — они понижают планку требовательности к себе. А это только и требуется.

Способ 9. Усиливать чувство собственной вины. А вот такой способ управления народом у нас практически не используется. Не спешите хоть здесь вздохнуть с облегчением. Просто задействуются другие приемы, которые фактически исключают использование данного метода. Что же, должны же мы чем-то отличаться. Вообще смысл данного способа заключается в том, что если у людей усиливать чувство собственной вины, чтобы они занимались самобичеванием и были от этого в подавленном состоянии, то управлять ими становится проще.

Однако есть у данного метода и слабое место: необходимость признания проблем. Люди сами виноваты во всем, но о проблемах-то придется говорить, а вот этого-то не хотелось бы. Поэтому в современной России пошли другим путем: пусть люди, напротив, будут горды и счастливы в приливе неудержимого патриотизма. А повод для этого власти организуют…

Способ 10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают. Это уже есть, и феномен этот будет только усиливаться. А что вы хотите — эпоха Интернета! Власти действительно уже знают о нас гораздо больше, чем мы сами. Усиливает ли это власть? Несомненно. Но власти и сами забеспокоились на этот счет. В этой связи не могу не процитировать премьера Дмитрия Медведева: «Правительствам во всем мире надо торопиться, пока к власти не пришел искусственный суперинтеллект и не поменял нам органы».

Надо ли беспокоиться нам, простым людям? Ну, органы-то нам вряд ли поменяют, а вот с тем, что власти будут знать о нас все больше и больше, по-видимому, ничего уже не поделать. Так что с этим придется смириться.

Можно ли управлять народом по-другому? Можно, но сделать это значительно тяжелее. Однако потенциал творческой энергии народных масс задействуется в этом случае гораздо полнее. Но все это несет дополнительные риски для власти. А оно им надо? Нет, не надо. Так что все пока… «по-хомски»: «С поля — в загон».

Источник

Манипуляции общественным сознанием: что на самом деле происходит в телевизоре

10 часов промывания мозговМарина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии

Всегда помню совет булгаковского профессора Преображенского: «Не читайте перед обедом советских газет» — и следую ему по мере возможностей, в первую очередь применительно к нашему ТВ. Но когда я работала над этим материалом, мне все таки пришлось принять изрядную дозу «яда», чтобы разобраться в методах и приемах, которые современные СМИ используют для формирования общественного мнения. Все эти техники основаны на закономерностях функционирования человеческой психики. Я попыталась их проанализировать и систематизировать. Конечно, каждый сможет дополнить мой список собственными наблюдениями.

10 часов промывания мозгов

Отвлечение внимания

Как цыганка отвлекает внимание? Сначала ничего не значащая фраза: «Не подскажете, как пройти. » Затем резкая смена темы, интонации: «Ой, девонька, по лицу вижу, что в семье у тебя будет два гроба!», «Ой, страдалица, муж тебе изменяет, и ты знаешь разлучницу». Смена темы повергает жертву в смятение, способность мыслить отключается, подсознание реагирует на «мертвые слова». Нас парализует липкий страх, сердце колотится, ноги подкашиваются.

Для пропаганды, как и для любого другого вида манипулирования, важно подавить психологическое сопротивление внушению. Если в момент передачи сообщения отвлечь внимание адресата от его содержания, то осмыслить его и найти контрдоводы трудно. А контрдоводы — это основа сопротивления внушению.

Какими способами отвлекают наше внимание?

Информационный калейдоскоп. Телепередачи обычно выстроены так: короткие сюжеты сменяют один другой, перемежаются анонсами, рекламой, мелькают кадры, внизу бежит строка с дополнительными новостями. При этом важная информация разбавляется слухами из жизни знаменитостей, из мира моды и т.д. За десять минут просмотра перед нашими глазами проносится столько образов, что ни на чем невозможно сконцентрироваться. Этот калейдоскоп разрозненной информации, которую мы не в состоянии осмыслить и переработать, воспринимается как единое целое. Наше внимание рассеивается, критичность снижается — и мы открыты для любого «мусора».

Дробление темы. Если информацию надо внедрить в сознание, не вызвав сопротивления, ее дробят на части — тогда осмыслить целое становится сложнее. Вроде бы все сообщили — одно раньше, другое позже, но так, что трудно сосредоточиться и понять, что же произошло на самом деле.

Сенсационность и срочность. Часто в новостных передачах мы слышим: «Сенсация!», «Срочно!», «Эксклюзив!». Срочность сообщения обычно бывает ложной, надуманной, но цель достигнута — внимание отвлечено. Хотя сама сенсация не стоит и выеденного яйца: в зоопарке родила слониха, в семье политика скандал, Анджелина Джоли сделала операцию и т.д. Такие «сенсации» — повод умолчать о важном, о чем публике знать незачем.

Когда нас бомбят «срочными», «сенсационными» новостями, информационный шум, накал страстей и нервозность снижают нашу критичность, и мы становимся более внушаемыми. Наш мозг работает на высокой скорости, он все чаще включает «автопилот», и мы начинаем мыслить стереотипами, готовыми формулами.

Фокус на второстепенном. Отвлечь нас от волнующих социальных проблем тоже очень просто. О новом законе, который приведет к серьезному снижению уровня жизни, диктор скажет, как о чем то, не имеющем особого значения, — это все равно что сообщить новость в малотиражной газете, да еще напечатав ее мелким шрифтом. Зато рассуждения о запрете импорта кружевного белья или историю с жирафом, которого скормили львам в датском зоопарке, будут перемывать все СМИ.

Иллюзия достоверности

Сильнейший эмоциональный отклик создает ощущение подлинности событий. Мы окунаемся в иную реальность, не подозревая, что это, возможно, дешевый прием, постановка, монтаж.

Эффект присутствия. В фильме «Апокалипсис сегодня» показано, как снимают новостные сюжеты. «Бегите, не оглядываясь, как будто вы воюете!» — требует режиссер. И люди бегут, пригибаются, шум, взрывы, все как на самом деле. Конечно, есть честная журналистика, и репортеры часто рискуют жизнью, но такие трюки не редкость, особенно когда речь идет о пропаганде.

«Очевидцы событий». «Очевидцы», мелькающие в новостях, мало чем отличаются от «очевидцев» в рекламе. Вот молодая женщина, запинаясь, с показной неуверенностью рассказывает, как сын, играя в футбол, испачкал майку, а она ее постирала. В новостях опрашивают будто бы случайных людей, и из их слов формируется смысловой и эмоциональный ряд, который надо внедрить нам в сознание. Самое сильное впечатление производят плачущие старики, дети, молодые инвалиды.

В октябре 1990 года мировые СМИ облетела новость: по словам 15 летней кувейтской девочки, иракские солдаты вытащили из роддома младенцев и бросили на холодный пол умирать — девочка видела это своими глазами. Имя девочки скрывалось из соображений безопасности. На протяжении 40 дней перед вторжением в Ирак президент Буш не раз вспоминал эту историю, сенат США при обсуждении будущей военной акции тоже ссылался на этот факт. Позже выяснилось, что девочка — дочь посла Кувейта в США, а остальные «свидетели» были подготовлены PR-агентством Hill & Knowlton. Но когда войска уже ввели, до правды никому не было дела.

Анонимный авторитет. Его имени не сообщают, цитируемых документов не показывают — предполагается, что убедительность придают ссылки на авторитет. «Ученые на основании многолетних исследований установили. » — какие ученые? «Доктора рекомендуют зубную пасту. » — что за доктора? «Источник из ближайшего окружения президента, пожелавший остаться неизвестным, сообщает. » и т.д. Подобная информация — чаще всего чистой воды пропаганда или скрытая реклама, но источник неизвестен, и ответственности за ложь журналисты не несут.

Эффект ореола. Популярные люди — актеры, спортсмены, музыканты — часто становятся «агентами влияния»: они убеждают поклонников в том, в чем сами толком не разбираются. Их умело используют политики и рекламщики, ведь известно: если человек для нас авторитет в чем-то одном, то и в другом мы готовы ему верить.

10 часов промывания мозгов

Подмена

Одним из важнейших приемов промывания мозгов является подмена одного факта или явления другим, часто с совершенно противоположным знаком. Причем делается это незаметно для зрителя или слушателя.

На самом деле ассоциации и метафоры редко проясняют суть дела. Например, нам говорят: «Путин — как Петр Первый». Нам намекают, что мы знаем, какими на самом деле были времена Петра и итоги его деятельности. «А, ну понятно», — соглашаемся мы, хотя на самом деле нам ничего не понятно.

Когда информацию связывают с известными нам фактами, явлениями, людьми, которых мы воспринимаем позитивно, происходит положительный эмоциональный перенос. Как это бывает в рекламе? Вот явно преуспевающий человек едет на машине — если у нас будет такая же, мы тоже достигнем успеха.

Часто сообщения подкрепляют видеорядом. Например, нам о чем то рассказывают, а на экране — Гитлер, нацисты, свастика, все, что вызывает у нас страх и отвращение. Сама информация отношения к немецкому нацизму не имеет, но у нас в сознании одно уже сцепилось с другим.

Используется и условно-рефлекторная связь. Скажем, одно событие (человек, товар) преподносят как хорошее, другое — как плохое. Когда говорят о хорошем, фоном идет оптимистичная, приятная мелодия, которую мы все любим. Если показывают «плохое», звучит тревожная музыка и мелькают печальные лица. Всё: условно-рефлекторная цепь замкнулась.

Смена «знака». Основная цель приема — назвать черное белым, а белое черным, «плюс» поменять на «минус» или наоборот. Можно «перекрасить» любые события, погромы назвать демонстрациями протеста, бандитов — борцами за свободу, наемников — добровольцами.

Особенно преуспели на этом поприще пропагандисты Третьего рейха: гестапо не арестовывало граждан, а «подвергало предварительному заключению», евреев не грабили, а брали их собственность «под надежную охрану», вторжение в Польшу в 1939 году было «полицейской акцией». Советские танки в Чехословакии и Венгрии «восстанавливали конституционный порядок». Карел Чапек иронизировал по этому поводу: «Враг коварно напал на наши самолеты, мирно бомбившие его города».

Прямая фальсификация. Чтобы создать нужные настроения в обществе, желаемое выдают за действительное. Например, в новостях сообщается, что «в оппозиционном лагере разброд и шатание», «спрос на престижные офисы в центре превышает предложение». А поскольку большинство мыслит стереотипами — «раз об этом все говорят, значит, так оно и есть». На самом деле «факты» взяты с потолка.

На выборах мы зачастую руководствуемся социологическими рейтингами: мы хотим голосовать за сильных, а не за слабых. Если у среднестатистического обывателя, который стремится быть «как все», создать ощущение, что он в меньшинстве, он отдаст голос за того, с кем большинство. Поэтому, объявив накануне выборов сфальсифицированные данные о высоком рейтинге кандидата, можно реально увеличить количество поданных за него голосов.

Цифры, графики вообще заставляют нас поверить в то, что нам внушают: морщины исчезают на 90%, цвет лица улучшается на 30%, количество людей, поддерживающих такого то политика, увеличилось в два раза.

Повторение

Если повторять одну и ту же мысль простыми фразами, мы к ней привыкаем и начинаем считать своей. Нам всегда кажется убедительным то, что мы запомнили, даже если запоминание произошло в ходе механического повторения рекламного ролика или назойливой песни. Перед апрельским референдумом 1993 года по радио и телевизору только и слышно было: «Да, да, нет, да». Пришли голосовать. Как отвечать? Да, да, нет, да. Всё, нет вопросов. И сегодня многие вспомнят эту «речевку», но за что или против чего были эти «Да, да, нет, да», мало кто скажет.

Почему происходят такие «чудеса»? Повторение эффективно действует на плохо контролируемое подсознание и приводит к бессознательному усвоению чужих формулировок, мыслей, идей и взглядов.

Геббельс, известный виртуоз по части промывания мозгов, говорил: «Массы называют истинной информацию, которая наиболее знакома. Обыкновенные люди обычно гораздо примитивнее, чем мы воображаем. Самых выдающихся результатов. достигнет тот, кто способен свести проблемы к простейшим словам и выражениям и у кого хватит мужества постоянно повторять их в этой упрощенной форме, несмотря на возражения высоколобых интеллектуалов».

В 1980 х годах политические психологи Дональд Киндер и Шанто Айенгар провели эксперимент. Они монтировали вечерние новости таким образом, чтобы сфокусировать внимание зрителей на какой то одной проблеме, а остальное шло «фоном». Так, первой группе испытуемых изо дня в день говорили о слабости американской обороны, вторую пугали плохой экологией, третью — растущей инфляцией. В результате спустя неделю большинство участников эксперимента были убеждены, что проблему, на которую делали упор в «их» новостях, страна должна решать в первую очередь, и оценивали действующего президента США по тому, как он с ней справляется.

Получается, манипулятору не надо сражаться с идеями противника, достаточно неутомимо повторять нужные формулировки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *