10 дидактических принципов развивающего обучения занкова

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: общая характеристика

Плохой учитель преподносит истину,

Система Л.В.Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.

Сегодня на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России.

Систему развивающего обучения по Л.В.Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

По уровню применения: общепедагогическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + ЗУН + СУМ + СДП.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая +клубная, групповая + индивидуальная.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: развивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучающихся: массовая.

• Высокое общее развитие личности.

• Создание основы для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).

Гипотезы Л. В. Занкова

Развитие Л.В.Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.

Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека (ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП).

Когнитивные структуры и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения. Результаты этого выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции, мышлении, речи, уровне произвольности поведения, памяти, в количестве и четкости знаний, умений.

Сложные структуры создаются из более простых, диффузных, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. В этом суть развития.

Концептуальные дидактические положения

Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л.В.Занков разработал дидактические принципы РО:

— целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;

— системность и целостность содержания;

— ведущая роль теоретических знаний;

— обучение на высоком уровне трудности;

— продвижение в изучении материала быстрыми темпами;

— осознание ребенком процесса учения;

— включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);

— проблематизация содержания (коллизии);

— вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

— работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Во внимание берется не только классная, но и внеклассная жизнь ребят.

Принцип ведущей роли теоретических знаний у Л.В.Занкова

Программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.

Особое место отводится процессу сравнения, так как посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения.

Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения, способности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.

Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы.

Методика Л.В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Урок в системе развивающего обучения

Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные его инвариантные качества:

— цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности;

— полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей;

— сотрудничество учителя и ученика.

Эта цель достигается следующими путями:

• учитель создает проблемные ситуации, коллизии;

• использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся;

• составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися;

• создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

• стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

• использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику вы бирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

• поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

• Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

• Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

• Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

• Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.

Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л.В.Занков предложил следующие показатели:

Источник

Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы системы обучения Л. В. Занкова

Развивающее обучение – это направление в теории обучения и практике образования, содержание, методы и формы организации, ориентированные на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учеников через использование их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития.

Леонид Владимирович Занков – советский психолог-дефектолог, создатель дидактической системы всестороннего развития личности.

Рисунок 1. Леонид Владимирович Занков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На протяжении 20 лет (1957-1977 гг.), сотрудники лаборатории Занкова занимались исследованием воздействия различных способов обучения на процесс развития учащихся начальной школы. На основании полученных результатов они разработали систему развивающего обучения для начальной школы.

Данное обучение предполагает развитие разнообразных качеств и навыков, например, умения находить и анализировать информацию, общаться устно и письменно, доказывать и аргументировать свою точку зрения, обсуждать взгляды как схожие, так и противоположные, самостоятельно формулировать выводы.

Обучение по системе Занкова выстраивается на основании нескольких основных принципов:

Готовые работы на аналогичную тему

Процесс обучения по системе Л. В. Занкова

Ведущий принцип – обучение от сложного к простому. Учитель не дает детям готовой информации, а ставит перед ними задачу, которую они должны решить. Данные задачи могут казаться неразрешимыми для младших школьников. Дети ищут ответ совместно через обсуждение в классе и наводящие вопросы со стороны учителя.

Дискуссии на уроках поощряются, так как дети могут спорить и отстаивать собственное мнение. За ошибку ребенок не получает никаких наказаний – в первом классе, по занковской системе, ставить оценки запрещено. Главное, чтобы ребенок сам осознал свою ошибку в процессе обсуждения.

Для формирования у ребенка целостной картины мира, в учебниках Занкова задания выстраиваются на стыке нескольких дисциплин. Например, чтобы решить задачу по математике может потребоваться использование знаний по арифметике, геометрии и логике.

Рисунок 2. Задачи из учебника Занкова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Учебники занковской системы должны не просто учить ребенка решению конкретных задач, но и объяснять принципы обучения, в связи с чем каждое упражнение включает ряд дополнительных вопросов. Например, требование решить задачу другим способом или решить ее снова, если изменится одно из условий.

Учитель в системе Занкова играет важнейшую роль. Он должен иметь безусловный авторитет в класс, быть чутким и внимательным, уметь задействовать сильные стороны каждого ребенка. Также программа подразумевает огромный объем внеклассной работы – регулярные походы в театр, музей, библиотеку и пр.

Плюсы и минусы системы обучения Л. В. Занкова

В 1996 году систему Занкова признал ФГОС и с 1996 по 2014 года по ней обучались 13% младших школьников России.

За 14 лет использования дидактической системы Занкова появилось много сторонников и учителей, и родителей. Но в 2014 году систему исключили из рекомендаций ФГОС. Однако данная система обладает некоторыми преимуществами:

При этом министерство образования отказалось от использования системы Занкова в связи со следующими минусами:

Кто может учиться по системе Занкова

Развивающая занковская система учит детей нестандартному мышлению и самостоятельному поиску решений. Она подходит сообразительным, любознательным и амбициозным детям.

Однако данная система предполагает, что от ребенка будет максимальная отдача только при условии вовлеченности родителей в образовательный процесс. Это связано с тем, что в школе к поиску ответа на сложный вопрос ученика подталкивает педагог, а дома эту миссию исполняют родители. В связи с этим система Занкова подходит только для обучения детей из тех семей, в которых родители готовы совместно с ребенком думать над домашним заданием.

Сегодня научно-педагогический центр Занкова продолжает разрабатывать программу для средней школы, а поклонники системы отправляют в министерство образования петиции, касающиеся возвращения ей федерального статуса. Но пока занковская система остается исключенной из ФГОС, обучение по ней в государственных школах не проводят. Сегодня ее используют только частные школы и индивидуальные преподаватели на дому.

Источник

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова глазами нейропсихолога

10 дидактических принципов развивающего обучения занкова

Выбор образовательного маршрута при поступлении ребенка в школу чаще всего отдается на откуп родителям. Обычно именно они решают, где и по какой методике он будет учиться. В некоторых школах в результате собеседования или диагностического тестирования специалисты дают рекомендации: «потянет» или «не потянет» ребенок эту методику.

Однако, когда мы сопоставили успешность обучения учеников по определенной программе с их баллами, полученными при отборе в престижную гимназию, то оказалось, что никакой закономерности нет: некоторые дети, получившие низкие баллы, в дальнейшем становились отличниками, а те, кто показал высокие результаты при тестировании, – троечниками. Почему это происходит?

Часто при отборе используют одни и те же тесты, независимо от того, по какой программе будет учиться ребенок. Иногда решают: ребенок «слабый» – пусть идет по традиционной системе, а этот «сильный» – ему подойдет система Занкова. А что такое «слабый» и «сильный», почему «слабые» (двоечники) Эйнштейн, Лобачевский, Пушкин, Пастер, Байрон, Пьер Кюри, Дарвин, Гоголь и им подобные стали выдающимися людьми? Значит, нормальные здоровые дети бывают не слабыми или сильными, а просто разными. Мы декларируем дифференцированный подход к детям, но часто идем на ощупь; чтобы успешно обучать каждого, нужно понимать, чем отличается его тип восприятия, мышления, памяти, эмоций, коммуникации. Нет программ, методик, систем, которые одинаково хорошо подходили бы для всех типов детей. Зададимся вопросом: каковы преимущества системы Занкова перед другими и на какой тип детей, какой тип познавательной деятельности она рассчитана?

Не касаясь конкретных программ и методик преподавания отдельных предметов, мы хотели бы показать, как мы понимаем основные принципы системы Занкова с точки зрения нейропсихологии, нейропедагогики развития мозга и психики ребенка. И не просто ребенка, а разных нейропсихологических и нейрогенетических типов. Что же это за разные типы организации мозга? Это мальчики и девочки, левши и правши, левополушарники и правополушарники.

Но сначала необходимо вспомнить несколько основных принципов работы мозга.

1. У нас два полушария мозга. Левое принимает информацию в основном с правой стороны тела (от правой руки, ноги, глаза, уха, кожи, мышц и внутренних органов, находящихся справа) и отдает команды на правую сторону. Правое полушарие принимает информацию с левой стороны и отдает команды на левую руку, ногу и т.д.

2. Принципы работы левого и правого полушарий различны. Левое дробит мир на кусочки, отбрасывает конкретные детали и конструирует из этих кусочков модель мира. Оно выстраивает причинно-следственные цепочки или цепочки из шаблонов, алгоритмов, правил, теорем, работает пошагово: от простого к сложному. Отсутствие хотя бы одного звена в этих цепочках приводит к невозможности завершить осмысливание. Это логическое, алгоритмическое, рациональное, классификационное полушарие. Ему свойственно линейное мышление и произвольное запоминание. В нем есть центры речи и хранится грамматика языка.

Правое полушарие воспринимает мир целостно, во всем многообразии конкретных проявлений. Оно ничего не отбрасывает из поступающей информации. Его мышление не последовательное, не знаковое, а панорамное, образное, быстрое, невербальное, интуитивное, пространственное. Это одновременный обзор всех вариантов решения проблемы. Оно способно найти решение при недостатке знаний, заполняя бреши воображением, достраивая неполное знание на основании контекста. Это эмоционально-образное полушарие. Ему свойственно непроизвольное запоминание.

3. У нас два полушария, но единое сознание, так как оба полушария связаны пучками нервных волокон, позволяющих полушариям обмениваться информацией.

4. Оба полушария воспринимают и обрабатывают всю поступающую информацию, речевую и неречевую, но по разным принципам.

5. Существуют индивидуальные и типологические особенности функциональной межполушарной асимметрии мозга, связанные с тем, что у одних людей преобладает левополушарный тип мышления, а у других правополушарный, у одних пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, толще (обычно у женщин и девочек), а у других тоньше (чаще у мужчин и мальчиков), то есть обмен информацией между полушариями затруднен.

Результатом особой функциональной специализации полушарий является праворукость или леворукость, ведущий правый или левый глаз, ухо или нога, то есть преимущественная обработка кинестетической (от мышц), тактильной (осязательной), зрительной и слуховой информации соответственно в левом или правом полушарии мозга. Например, у правоглазого человека интеграция зрительной информации происходит в основном в левом рационально-логическом полушарии, а у левоглазого в правом эмоционально-образном, пространственном.

Но это у взрослых. У детей мозг только развивается. Чтобы начать жить в этом мире, важно сначала воспринять его целостно, наработать чувственный слой, а уж потом можно его дробить, классифицировать, обозначать. Поэтому правое полушарие, панорамное, целостное, развивается у детей быстрее, а левое – медленнее, особенно у мальчиков. Пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, у детей по сравнению со взрослыми непропорционально мал, то есть обмен информацией затруднен, особенно у мальчиков. Таким образом, дети более правополушарны, чем взрослые. Их мышление целостно, идет от образа, от смысла, оно не цепное.

Вот с этой точки зрения рассмотрим принципы системы Л.В. Занкова.

Но сначала вспомним, что цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали, надо опереться на более развитое правое полушарие. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы, на которой и может строиться обучение таким абстрактным классификационным предметам, как русский язык и математика. При этом необходимо помнить, что, увеличивая количество экскурсий, мы привлекаем знания детей, полученные ими из наблюдений вне стен школы. Почему это важно? В школе в настоящее время идет обучение типовым заданиям, шаблонам, алгоритмам, используемым в практике обучения. В определенных условиях школьных заданий происходит как бы левополушарное третирование. При этом перенос знаний в нестандартные условия в жизнь затруднен. Человек прекрасно решает задачи по теме «электричество», но не способен починить простейший электрический прибор.

10 дидактических принципов развивающего обучения занкова10 дидактических принципов развивающего обучения занкова
10 дидактических принципов развивающего обучения занкова10 дидактических принципов развивающего обучения занкова

Дидактические принципы системы Занкова.

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен схватить принцип, смысл, общее. При этом он может действовать в соответствии с особенностями развития своего мозга: одни «оречевляют», другие решают задачу, не «оречевляя» процесс.

Этот принцип предполагает работу в зоне ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), выход за рамки актуальных возможностей детей. В результате появляются неясные знания (по Н.Н. Поддьякову), которые невозможно точно классифицировать, «оречевить». Педагог как бы вводит ребенка в эту зону и отступает. Так же идет естественное развитие ребенка в жизни: через неясные знания к четким, через чувственное целостное правополушарное восприятие и мышление к левополушарному оречевлению и классификации. Слово при этом нанизывается на образ.

Но из этого следует, что дети не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда совершенно понятно, что должен существовать категорический запрет на использование отметок. Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенных этапах неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.

Построение знания начинается с правополушарного неясного знания, потом оно передается в левое полушарие, человек рефлексирует над ним, пытается классифицировать, выявить закономерности, дать словесные ярлыки. И когда знание наконец стало ясным, встроилось в общую систему мирознания, оно оказывается вновь в правом полушарии и теперь уже не нуждается в инструментарии, подпорках из правил и формулировок – оно вросло в целостную систему знаний данной конкретной личности.

Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытаются просто механически запомнить. Девочкам это немного легче, чем мальчикам, левополушарникам легче, чем правополушарникам. Но эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность развивать как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний часто понимается как формализация знаний, большое число внеконтекстных определений, правил. На самом деле он предполагает понимание взаимозависимости явлений, их целостности, внутренней связи, дает философское понимание мира, целостное мироощущение и мирознание, а не знание отдельных предметов, вырванных из контекста жизни.

3. Принцип прохождения материала быстрым темпом особенно важен для мальчиков. Если искусственно не тормозить их познавательную активность, то им только бросай идеи, как топливо в топку, но стоит начать повторение, и они угасают. Повторять нужно на другом витке спирали, а не проходя несколько раз по одной и той же тропе.

4. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания, чтобы встраивали их в контекст жизни через конкретные ситуации, образы, ассоциации, на естественность и жизненную необходимость знаний, то есть через взаимопереход правополушарного мышления в левополушарную систематизацию.

5. Принцип целенаправленной работы учителя над развитием сильных и слабых учеников, а точнее – учеников разных типов. Левополушарникам легче усваивать знания через пошаговые технологии, алгоритмы, правила, схемы. Правополушарников лучше обучать через образы, наглядность, идти от схватывания главного смысла, принципа, идеи. Они легче запоминают материал, опираясь на эмоциональные метки, лучше обучаются в диалоге. Дети не должны быть сравниваемы друг с другом. Нет единого эталона ученика, так как нет единого эталона мыслительной деятельности и типа мозга.

10 дидактических принципов развивающего обучения занкова

Вовлечение эмоций в познавательную деятельность, процессуальный характер обучения, коллизии, вариантность – это как раз те приемы, которые позволяют вовлечь в обучение оба полушария мозга по мере их развития у данного конкретного ребенка.

Неправильно считать, что правое полушарие – это низший уровень, а левое – уровень высокий. Взрослый человек использует левополушарный способ мышления, когда не может сразу понять и решить задачу. Он пытается использовать какие-то инструментальные подпорки (правила, теоремы), разложить на составляющие (например, слово на части), встроить в схему (например, обозначить падежи). Как только «материал усвоен», он передается в правое полушарие, встраивается в контекст общего знания мира данного человека и используется автоматически по мере надобности. Например, при письме мы, взрослые, не задумываемся над каждым словом, не вспоминаем правило перед каждым трудным словом, а действуем автоматически, на основе правополушарных знаний – иначе письмо как письменная речь было бы невозможно.

Если мы с детства лишаем ребенка возможности развивать свое правое полушарие и при этом подстегиваем развитие левого, это приводит к «левополушарному третированию». Тогда, став взрослым, он не сможет достичь высокого уровня правополушарного мышления, и его знания будут складироваться в голове разрозненными блоками, не связанными между собой и не составляющими целостную картину мира, значит, их нельзя будет использовать в разных жизненных ситуациях.

Нами было проведено обследование учеников 1–2-х классов, обучающихся по разным системам. Оказалось, что самые трудные для обучения по традиционным методикам дети правополушарного типа: большая часть неуспевающих – это мальчики, а также девочки с левосторонней сенсорной асимметрией (с левым ведущим глазом и ухом), то есть с преобладанием правого полушария в сенсорной сфере. И в массовой школе (программа 1–3), и в гимназии (смешение традиционной системы с системой Занкова) хуже всех учились левоглазые девочки. И лишь при обучении по системе Занкова они давали высокие результаты обучения, причем прибавка в среднем составляла один отметочный балл.

Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями развития мозга ребенка, позволяют раскрыть индивидуальные и типологические возможности каждого и, что особенно важно, не дают потерять потенциальных генераторов идей – правополушарников. Кроме того, обучение по этой системе не эксплуатирует преимущественно левое полушарие, а значит, не вызывает однобокого, дефектного развития мозга. Мозг развивает педагог. Природа закладывает лишь потенциальные возможности. От того, как мы будем обучать детей, зависит их судьба, а значит, и наше общее будущее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *