10 храмов пскова включены в список всемирного наследия юнеско
Псковские храмы включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО
Баку, 8 июля 2019 г.
Собор Иоанна Предтечи на Завеличье в Пскове. Фото : A.Savin, WikiCommons
Храмы Псковской архитектурной школы включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО на 43-й сессии Комитета в Баку, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.
Собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре. Фото : A.Savin, WikiCommons
Работа над концепцией номинации велась с 2015 года, участие в ней приняли Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области и, позднее, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачёва.
На данный момент институт продолжает работу над номинационной документацией для объектов культурного наследия, в частности для объектов «Заповеданное Кенозерье», «Петроглифы Онежского озера и Белого моря», а также «Памятники морских арктических зверобоев Чукотки».
Список ЮНЕСКО включает 12 объектов, расположенных в Пскове:
Еще один архитектурный объект, пополнивший список Всемирного наследия, хотя и включен в группу памятников псковской архитектурной школы, географически расположен далеко от Пскова. Церковь Живоначальной Троицы в с. Бехово Заокского района Тульской области была построена в 1904-1906 гг. по эскизам русского художника В.Д. Поленова, воплотившего в своем проекте идеальную модель псковского зодчества. Художнику удалось сочетать древние принципы с современными архитектурными элементами.
Псковские храмы в списке ЮНЕСКО: Какие объекты включены и что об этом говорят эксперты
Без сомнения, в конце 2019-го многие российские политики и общественники событием уходящего года назовут включение 10 уникальных памятников Пскова в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это решение, принятое 7 июля в Баку, значимо не только для жителей самого города, но и для всей страны. Почему? Давайте разбираться.
Тернистый путь
Псков неоднократно подавал заявку на включение в список Всемирного наследия. Для жителей этого приграничного города, веками стоявшего на защите государственных рубежей, каждый памятник, каждый уголок достоин был этого внимания. Первоначально в заявку включали 18 объектов. Но в 2016 году, а потом и в 2017-м заявки Пскова отклоняли. Аргумент: документация представлена не в полном объеме.
В 2018 году материалы были направлены вновь. И именно эту заявку одобрили в Баку на 43-й сессии ЮНЕСКО.
Да, и глава региона это особо подчеркивает, заниматься ремонтом и содержанием этих памятников станет значительно сложнее. Ведь теперь согласование всех работ будет вестись под пристальным взором экспертов мирового уровня. Но это необходимо, если мы говорим о сохранении памятников. Только так, с придирчивым изучением каждой детали проекта, используемых материалов и привлекаемых компаний можно говорить о том, что стены этих зданий простоят еще не одно столетие, а фресковая живопись не будет утрачена.
Точки притяжения
Что же вошло в список ЮНЕСКО?
Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря.
Основание храма относят к 1120-1130 годам. Долгое время он служил усыпальницей псковских княгинь.
Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря (Преображенский собор).
Собор входит в состав монастырского комплекса XII века. В храме сохранились уникальные фрески, краски которых не меркнут столетиями.
Ансамбль Снетогорского монастыря (Собор Рождества Богородицы).
Входит в состав монастырского ансамбля XIII века. Собор примечателен тем, что в нем сохранилась фресковая живопись псковской иконописной школы.
Церковь Михаила Архангела с колокольней.
Храм XV века, встречающий гостей Пскова на подъезде к Троицкому собору.
Церковь Покрова от Пролома.
Храм XV века, находится в углу Окольного города.
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья (остатки колокольни, ворота и ограда).
Еще один храм XV века, возвышающийся в самом центре Пскова, в двух шагах от Кремля.
Церковь Георгия со Взвоза.
Храм XV века, тоже выстроенный в границах Окольного города. Примечательно, что отреставрировали его в 2016 году.
Церковь Богоявления со звонницей.
Храм XV века, отреставрирован в 2009 году.
Церковь Николы со Усохи и церковь Василия на Горке.
Храм XV века, возведенный в Среднем городе.
Он отметил, что эти храмы «будут кормить псковичей, поколение за поколением». Туризм станет источником поступления средств в бюджеты региона и города.
По ее словам, элементы псковской архитектурной школы можно видеть в Европе и в странах за пределами континента. А потому, по сути, восторжествовала историческая справедливость.
«Вообще-то они давно уже должны были быть в списке Всемирного наследия. Однако по разным причинам этот процесс затянулся. Но мы очень рады, что это произошло»,- отметил постоянный представитель России в ЮНЕСКО Александр Кузнецов.
Он особо подчеркнул, что члены комиссии были доброжелательны и презентация была встречена весьма тепло.
Что говорят эксперты
Псковский архитектор выразил надежду, что включение псковских храмов в список ЮНЕСКО повлияет на застройку в городе.
Она высказала слова благодарности всей команде администрации Псковской области во главе с губернатором региона Михаилом Ведерниковым, всем экспертам за проделанную в последние годы колоссальную работу, за повышенное внимание к городу Пскову, к уникальным историческим объектам.
А вот директор Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» Георгий Василевич называет внесение псковских памятников в список Всемирного наследия «событием важным и положительным» с одним «но».
Георгий Василевич уточнил, что все это внесет коррективы в обычный процесс реставрации.
«Разумеется, включение в список ЮНЕСКО повышает престиж города. Во-первых, это объекты особо ценные. Не просто федеральные, а особо ценные, а теперь ещё и внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это привлекает внимание. Люди будут приезжать, значит надо соответствовать»,- отметила заместитель председателя Псковского регионального отделения ВООПИиК Ирина Голубева.
Но без сомнения, основным результатом проделанной работы по включению псковских памятников в список Всемирного наследия называют именно увеличение туристического потока.
По ее словам, туроператоры уже готовы предлагать новые маршруты.
А в это время
Экскурсионный центр «Троицкий» уже приглашает на уникальные экскурсии по храмам древнего Пскова, которые вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В экскурсионном центре Псковскому агентству информации рассказали, что в Спасо-Мирожский и Снетогорский монастыри организованы экскурсии в рамках программы «Ближние монастыри Пскова», в ходе которой можно увидеть уникальные фрески Мирожской обители, в Снетогорской – познакомиться с зарождением фресковой школы.
В ходе экскурсий в церковь Михаила Архангела с колокольней, церковь Покрова от Пролома, церковь Косьмы и Дамиана с Примостья (остатки колокольни, ворота и ограда), церковь Георгия со Взвоза, церковь Богоявления со звонницей, церковь Николы с Усохи и церковь Василия на Горке туристы и паломники смогут ознакомиться с псковским зодчеством и услышать подробные рассказы о храмах от их настоятелей, например, за чашкой чая.
Город «тысячи церквей»
7 июля 2019 года на проходящей в Баку 43-й сессии Комитета Всемирного наследия храмы города Пскова внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Уютный старинный Псков — один из древнейших городов России. По легенде, его основала княгиня Ольга. Объезжая свои владения, она остановилась на берегу реки Великой и увидела чудесное явление: три небесных луча пересеклись на каменистом мысу у слияния рек Псковы и Великой. Княгиня решила, что на этом месте будет стоять храм Святой Троицы и «град велик, славен и во всем изобилии».
В письменных источниках Псков впервые упоминается в 903 году, но, по мнению ученых, поселение на этом месте существовало гораздо раньше. Археологи считают, что реальный возраст Пскова — 1500–2000 лет.
История города уникальна, она неразрывно связана с самыми значимыми событиями нашего государства. Псков — это город-защитник, древний форпост северо-западных рубежей Руси. Он не раз спасал страну от вражеских нашествий и часто становился местом сражений, но был взят лишь однажды — в XX столетии, во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Псковская феодальная республика была одной из самых влиятельных в Древней Руси, столица же земель стала одним из духовных центров государства. В Средние века Псков называли городом «тысячи церквей», из которых в наши дни сохранилось лишь сорок. Самые древние из них расположены в историческом центре, на берегу реки Великой. Уникальность этих храмов позволяет говорить об особой «псковской архитектурной школе», возникшей под влиянием византийских и новгородских традиций и достигшей расцвета в XV–XVI веках.
Лаконичные и сдержанные, приземистые и небольшие церкви Пскова всегда строились из местного известнякового камня, добываемого в карьерах на берегах реки Великой, в пригородах Изборска и Порхова. Плиты обтесывались, скреплялись известковым раствором, затем им же обмазывались и белились, что подчеркивало неровности кладки. Псковские мастера использовали очень скромный набор декоративных приемов и архитектурных элементов. В итоге отличить псковский храм можно по определенным признакам и деталям: аскетичный внешний вид, кубический объем, восьмискатное покрытие, характерная колокольня, а также традиционные украшения барабана: бегунец и поребрик. Простые формы псковских церквей сохраняют торжественность и строгую монументальность архитектурно-художественного облика.
Псковская школа архитектуры оказала значительное влияние на обширные территории российского государства: ее стилистические и декоративные характеристики широко использовались в XV–XVI веках. В это время псковские зодчие работали по всей России, в том числе в Москве, Казани и Свияжске. Повлияли псковские традиции и на развитие отечественной архитектуры в конце XIX — начале XX веков. Архитекторы, работавшие в «псевдорусском стиле», брали за основу именно приемы мастеров Пскова.
Десять церквей древнего города, вошедшие в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, иллюстрируют все приемы местного зодчества, демонстрируют целостность исторических этапов развития псковской архитектурной школы, начиная с момента ее формирования в XII веке и до периода ее расцвета в XV–XVI столетиях.
По материалам Института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева
Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, XII век
Собор — представитель особого типа княжеского патронального храма, созданный в период правления князя Всеволода-Гавриила. Исторически собор женского монастыря связан с аристократическими династиями древнерусского периода (усыпальница преподобной Евпраксии, жен псковских князей, XIII века) и с царствующим домом России в XVII–XIX веков.
Общая композиция интерьера построена в широком и свободном ритме храма зального типа. В западной стене, на уровне хоров, устроены три ниши — молельни, в нижнем ярусе северной и южной стен находятся три аркосолия, в которых погребены принявшие монашество псковские княгини XIII–XIV веков и другие именитые насельницы монастыря.
Архитектура собора Иоанна Предтечи отличается от новгородских прототипов уменьшенным масштабом, изменением пропорций и нерегулярностью плановой схемы. В этой свободе от прямого повторения и в восприятии многообразия форм заложены основы псковской школы зодчества следующих столетий. Однако типологически собор был обречен оставаться уникальным, единственным в Пскове храмом княжеского круга, что делает его исключительным свидетельством исчезнувшей культурной традиции.
Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор, XII век
Датирован 1137–1142 годами.
Интерьер собора принадлежит к ярко выраженному византийскому типу крестовокупольного храма с крестообразной композицией основного объема и пониженными угловыми компартиментами. В интерьере широкие сводчатые перекрытия с пониженными подпружными арками на импостах несут крупный световой барабан, завершенный куполом. Центрическое зальное пространство храма формируется подкупольным квадратом. Открытость интерьера — главная особенность собора.
Собор хорошо сохранил аутентичный, первоначальный облик и серьезным переделкам не подвергался.
Мирожские росписи являются ансамблем, который определил пути развития древнерусской монументальной живописи домонгольского периода.
Именно этот собор характеризуется самостоятельным стилем, отличным от новгородского, и именно он стал «задавать тон» псковской архитектуре.
Ансамбль Снетогорского монастыря: собор Рождества Богородицы, XIV век
Росписи собора являются самым крупным и важным памятником псковской живописи XIV века. Они исполнены в эпоху становления самосознания псковичей, переживающих начальный период формирования собственного государства. Иконографическая программа росписи является ценнейшим историческим документом, свидетельствующим об активной духовной жизни города и о сложившихся политических и богословских концепциях, обосновывающих идею независимости Пскова.
Росписи отражают два потока культуры: традиционной и новой, характерный стилистической самостоятельностью и самобытностью складывающейся в Пскове художественной школы.
В целом, храм представляет собой копию Преображенского собора Мирожского монастыря. Такой образец прямого копирования — это новшество для древнерусской архитектуры.
Именно в этом соборе наиболее полно для псковской и новгородской архитектуры удалось воплотить византийский идеал храма.
Церковь Покрова от Пролома, XV–XVI века
Церковь вошла в историю древнерусской литературы в связи с преданиями и хрониками об осаде Пскова в 1581 году. В «Повести о прихождении польского короля Стефана Батория» упоминается чудесное видение монаха Покровского монастыря старца Дорофея о посещении церкви Богородицей и сонмом святых, благодаря защите которых Псков был спасен. В синодиках (поминальных записях) церкви упомянуты имена погибших при осаде монахов — защитников Пскова.
Церковь уникальна не только в масштабе Пскова, но и в масштабе Новгорода, из архитектуры которого Псков многое позаимствовал.
Церковь Богоявления со звонницей, XV век
Летописи относят основание церкви к 1496 году. Это канонический для псковского зодчества одноглавый трехапсидный храм с двумя симметричными одноапсидными одноглавыми приделами с галереями, объединенными с запада общим притвором, и примыкающей к северо-западному углу пятипролетной звонницей, поставленной на мощную палату.
Глава луковичной формы и фасады придельных храмов — северный, во имя трех святителей, и южный, во имя усекновения главы Иоанна Предтечи, — реставрировались в 2008 году. Церковь сохранила аутентичную ценность.
Впервые в псковской архитектуре интерьер церкви получил симметричную относительно продольной оси композицию. В фасадных решениях использовались разнообразные новшества. Столбы церкви не противостоят массе, а концентрируют ее усилия. Круглые формы делают столбы визуально меньше — и это уникальное явление для Пскова, ведь до сих пор такого эффекта добиться не получалось. Помимо всего прочего это первый в Пскове пример возведения столбов звона на особом, отдельном от храма, здании.
Храм Василия на Горке, XV век
Датируется 1413 годом.
Отдельные части церкви реставрировались в 2005–2007 годах. При этом она сохранила аутентичность и уникальные черты.
Высокое подцерковье, благодаря которому храм, поставленный к тому же на горе, был сильно поднят вверх, вход в притвор по крыльцу (не сохранившемуся до нашего времени), алтарная часть с тремя закругленными апсидами, постановка придела, несколько выдвинутого к востоку от четверика, часовня-усыпальница, предельно отработанные приемы отделки барабана, апсид и других частей храма, доведенные до классического совершенства, — все эти особенности характерны для псковской церковной архитектуры XVI века и не встречаются в памятниках, с достоверностью датируемых XV веком (даже второй половиной его).
Таким образом, храм представляет собой причудливое сочетание архитектурных традиций Пскова, относящихся к разным эпохам.
Церковь Михаила Архангела с колокольней, XIV век
Основана в 1339 году.
Несмотря на то, что церковь пострадала от времени и внешних воздействий и дошла до нас в измененном виде, многие ее ключевые элементы остались оригинальными и уникальными.
В этом храме псковичами были применены ступенчатые своды — знаковый элемент псковской архитектуры.
Интересны своды южного придела — один из ранних примеров самостоятельного технического творчества псковских каменщиков.
Церковь Николы на Усохе, XVI век
Построена в 1535 году, заменила более раннюю церковь 1371 года.
В XIV веке это был второй по величине храм Пскова. После неоднократных пожаров церковь была разрушена, и в XVI столетии отстроена заново. В течение веков храм неоднократно переделывался, однако смог сохранить свою аутентичность. В 1780 году рядом с церковью возвели колокольню. К алтарной апсиде примыкает часовня «Неугасимая свеча», под которой расположено помещение с захоронениями. Подобный тип часовни-усыпальницы — один из двух сохранившихся примеров культовой постройки подобного типа.
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, XV–XVII века
Датируется XV веком.
Известно, что в 1507 году в результате пожара и взрыва порохового запаса церковь была повреждена, а затем отреставрирована. Алтарная часть церкви наиболее хорошо сохранилась. В 1960-х годах отреставрирована кровля.
Церковь имеет уникальные черты — на апсиде помещено пять декоративных арок. Этот архитектурный прием не имеет аналогов в Пскове — обычно таких арок делалось четыре или три. Смешение архитектурных стилей разных эпох еще раз свидетельствует о том, что храм, скорее всего, был капитально переделан в начале XVI века.
Церковь Георгия со Взвоза, XV век
Датирована 1494 годом.
Церковь выдерживает все классические для псковской архитектуры соотношения и является отличным образцом псковской архитектурной школы. Отчетливо видно вертикальное построение церкви. Композиция и конструкции церкви Георгия традиционны, но ее ценность в том, с какими необычными чистотой и точностью они воплощены.
Зрительно представляется возможным оценить идеальную кратность и соразмерность пространств и ритмов. При этом снаружи эта церковь кажется легче и изящнее по сравнению с другими псковскими церквями, а в ее архитектуре прослеживается художественное начало.
Независимое СМИ
об архитектурном
наследии
Храмы древнего Пскова – в Списке Всемирного наследия
Храмы псковской архитектурной школы
Единогласное и триумфальное сокращение российской номинации – хорошо это или плохо?
7 июля 2019 года на 43-й сессии Комитета Всемирного наследия в Баку была единогласно одобрена российская номинация, которую мы привыкли именовать «Памятники Древнего Пскова». Этот серийный объект стал 30-м российским в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Предыдущим российским объектом, включенным во Всемирное наследие (в июле 2017 года), был Успенский собор одноименного монастыря в Свияжске (Татарстан).
Перемена имени и состава
Официальное сообщение об успехе псковской номинации появилось на сайте Комитета Всемирного наследия.
«Церкви, соборы, монастыри, крепостные башни и административные здания составляют группу памятников, расположенных в историческом городе Псков на реке Великая на Северо-Западе Российской Федерации. Главными особенностями архитектуры этих зданий, созданных псковской школой зодчества, являются кубические объемы, купола, подъезды (так в документе, вероятно, имеются ввиду крыльца – Ред.) и колокольни, наиболее ранние элементы которых датируются XII веком. Церкви и соборы гармонично сочетаются с окружающим их природным ландшафтом посредством садов, заборов и стен. Под влиянием византийских и новгородских традиций псковская школа зодчества достигла пика своего развития в XV-XVI веках и стала одной из самых влиятельных в стране. Она оказывала значительное влияние на формирование архитектурных стилей в России на протяжении пяти столетий», – говорится в сообщении Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Отметим, что название номинации в этом официальном сообщении – «Храмы псковской архитектурной школы», хотя в описании присутствуют «крепостные башни и административные здания».
В номинации, однако же, нет ни крепостных, ни гражданских сооружений. Она включает десять псковских средневековых храмов: «Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря», «Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор», «Ансамбль Снетогорского монастыря: собор Рождества Богородицы», «Церковь Михаила Архангела с колокольней», «Церковь Покрова от Пролома», «Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, остатки колокольни, ворота и ограда», «Церковь Георгия со Взвоза», «Церковь Богоявления со звонницей», «Церковь Николы с Усохи» и «Церковь Василия на Горке».
«Псков достоин как никто другой оказаться в списках культурного наследия ЮНЕСКО. Наши уникальные памятники, которыми мы гордимся, это достояние не только Пскова и России, но и всемирное достояние. Мы сегодня уже входим в десятку самых активных городов России по внутреннему туризму и входим в число наиболее привлекательных регионов для туристов. Статус поможет привлечь дополнительное внимание к нашей Псковской области и памятникам культурного наследия, что позволит активно принимать участие в их восстановлении и реставрации», — заявила замгубернатора Псковской области Вера Емельянова, возглавлявшая делегацию региона на конференции.
«Это было триумфальное, единогласное решение», – сказала Вера Емельянова, комментируя 7 июля обсуждение псковской номинации на сессии Комитета Всемирного наследия.
От «Великого Пскова» до 10 храмов
Предыстория включения псковских памятников в списки ЮНЕСКО длинна и разнообразна. Работа над номинацией и консультации с ЮНЕСКО начались еще в 2002 году. Первоначально номинация называлась «Великий Псков» (вариант – «Большой Псков») и включала не только средневековый город, но и его пригороды – Изборск и Выбуты. Затем Псковский Кром был включен в состав серийной номинации «Кремли России», на продвижение которой Россия потратила несколько лет. Эксперты ЮНЕСКО, однако же, забраковали и ее.
Следующим этапом стала (с 2011 года) разработка номинации «Памятники древнего Пскова». Над ней много потрудились российский комитет ИКОМОС, псковские эксперты и общественники; с 2017 года к работе подключились специалисты РНИИ культурного наследия имени Д.С. Лихачева. Совместными усилиями они исправляли замечания Центра Всемирного наследия. Под именем «Памятники древнего Пскова» номинация была в конце концов представлена в ЮНЕСКО, причем документацию в 2018 году доставил в ее парижскую штаб-квартиру лично министр культуры РФ Владимир Мединский.
С номинацией, представленной в ЮНЕСКО, можно ознакомиться на официальном сайте Госкомитета по охране памятников Псковской области. Как мы рассказывали в ноябре 2018 года, она объединяла 18 объектов в трех компонентах (категориях): крепостное зодчество, культовые сооружения и гражданская архитектура. В Список объектов Всемирного наследия предлагалось включить псковские храмы XII-XVII веков, созданные под влиянием византийской и новгородской архитектурной традиции, а также образцы гражданских зданий XVII века. Одним из критериев, делающих псковские памятники достойными включения в Список ЮНЕСКО, согласно номинации, являлось воздействие их на архитектурное творчество последующих веков – как в России (Благовещенский собор в Москве, соборы в Казани и Свияжске), так и за ее пределами (например, в ансамбле православного подворья в итальянском городе Бари).
Заблаговременно, в сентябре 2016 года, специальным распоряжением Правительства России 18 памятников архитектуры древнего Пскова были отнесены к особо ценным объектам культурного наследия РФ. «Принятое решение, – гласило правительственное сообщение, – создаст правовые условия для обеспечения целостности и сохранности уникальных памятников истории и культуры, позволит обеспечить их представление в ЮНЕСКО для включения в Список Всемирного наследия».
Наконец, во всех досье и рабочих документах 43-й сессии Комитета Всемирного наследия 2019 года российская номинация по-прежнему называется «Памятники древнего Пскова» (Monuments of Ancient Pskov). Что же случилось в Баку?
Визит венгерского эксперта
Собственно говоря, не случилось ничего экстраординарного. Если внимательно почитать документы 43-й сессии Комитета Всемирного наследия, то можно увидеть, что сессия утвердила заранее подготовленный проект решения. В нем перечислены только уже знакомые нам десять псковских храмов; завершает проект пункт о переименовании будущего объекта Всемирного наследия: «Изменить название объекта в соответствии с сокращенным серийным составом и признать выдающуюся универсальную ценность объекта: «Храмы Псковской архитектурной школы»».
Именно поэтому из номинированных объектов статуса Всемирного наследия не удостоились Покровская и Гремячая башни, а также Поганкины и Приказные палаты – памятники крепостного и гражданского зодчества, от которых осталось только вышеупомянутое упоминание в описании. Не вошли в Список и четыре храма, в том числе Троицкий собор Псковского Крома.
По каким причинам? По разным.
Осенью 2018 года Псков с финальной наблюдательной миссией посетил эксперт международного ИКОМОС, архитектор Тамаш Фейердь из Венгрии. Он тщательно и подробно осматривал все 18 объектов номинации. В соответствии с принятыми в ИКОМОС правилами, заграничный эксперт не высказывал публично никаких оценок и мнений, но внимательно слушал, что ему рассказывали сопровождавшие его псковские эксперты и общественники.
По нашей информации, от взгляда опытного эксперта не укрылись ни чрезмерное количество современных стройматериалов, примененных при реставрации Покровской башни, ни новый жилой дом, который современные псковские градостроители ухитрились поставить в близком к ней соседстве. Что же касается Гремячей башни, то эксперта могло смутить состояние памятника. В последние годы эксперты ИКОМОС, скажем так, не приветствуют включение во Всемирное наследие ни руинированных, ни «зареставрированных» объектов.
Приказные и Поганкины палаты, при всем их псковском своеобразии – памятники XVII века, которые трудно соединить в одной номинации со средневековыми храмами. Они ведь по сути строились даже в другом государстве.
То же относится и к Троицкому собору Псковского Крома – конец XVII века, и «псковская архитектурная школа» прослеживается в нем весьма фрагментарно. На мнение экспертов ИКОМОС, по нашей информации, могла оказать воздействие и незабытая история с чересчур смелыми епархиальными экспериментами с отоплением храма, которые нанесли существенный ущерб резному иконостасу.
Оригинальную версию сокращения номинации высказал в интервью ТАСС губернатор Псковской области Михаил Ведерников: «Мы очень внимательно подходили к этому списку, его в два раза точно, а то и в три можно увеличить. Но вопрос в том, что как только они будут признаны объектами культурного наследия, охраняемыми ЮНЕСКО, мы не сможем самостоятельно проводить реставрационные работы: там достаточно сложный процесс согласования и значительные ограничения по видам работ, поэтому эти 10 объектов мы подавали с расчетом как раз на то, что они в хорошем состоянии находятся».
Частично это подтверждает сказанное нами выше: недореставрированные объекты во Всемирное наследие стараются не брать.
Рекомендации Комитета Всемирного наследия
В решении Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО содержатся и рекомендации, адресованные России в связи с новым статусом «Храмов псковской архитектурной школы»:
«a) более последовательное определение границ компонентов номинации в соответствии с названиями или физическими маркерами;
б) расширение существующей охранной зоны исторического центра Пскова с включением двух обзорных коридоров вдоль берегов реки Великой к северу и югу от этой городской охранной зоны;
c) расширение системы мониторинга путем интеграции показателей, отслеживающих транспортные потоки и нагрузки в области развития,
d) изучение объемов и потоков трафика и посещений и разработка стратегии автомобильного движения, а также плана управления передвижением посетителей».
Краткое содержание следующих серий
На 43-й сессии Комитета Всемирного наследия в Баку должны быть рассмотрены отчеты о состоянии наших объектов ЮНЕСКО «Кижский погост» и «Историко-культурный комплекс Соловецких островов» и об обновленной схеме территории и буферной зоны объекта «Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента».
Министр культуры России Владимир Мединский, комментируя решение Комитета Всемирного наследия, заявил: «Я говорил когда-то в шутку, что список всемирного наследия ЮНЕСКО без псковской архитектуры неполноценен – Псковская область буквально переполнена уникальными памятниками, храмами, крепостями, шедеврами мирового зодчества. В России всего около 30 памятников культуры и природного наследия входят в список ЮНЕСКО. Это не так много – в Италии, например, больше. Это не говорит о том, что в Италии больше памятников и более разнообразные ландшафты, это свидетельствует о том, что они просто много лет этим упорно занимались, а мы – не так упорно. Наша страна потрясающая, очень красивая, ничего подобного нигде в мире нет. Нужно стараться каждый год добавлять в этот список новые памятники, находящиеся в России».
Что же касается дальнейших планов России по расширению присутствия во Всемирном наследии, их в Баку озвучил замдиректора Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры РФ Павел Мосолов: «Мы намерены каждые два года подавать заявки на включение объектов в список ЮНЕСКО. В 2018 году в российский предварительный список ЮНЕСКО добавилось три объекта по культурным критериям: сокровища Пазырыкской культуры в Республике Алтай, наскальная живопись пещеры Шульган-Таш в Башкирии, петроглифы Онежского озера и Белого моря в Карелии. Именно по этим объектам будет продолжена основная работа по включению их в список ЮНЕСКО».
В ожидании этих больших достижений мы искренне поздравляем Псков и всех причастных к включению его храмов в Список Всемирного наследия.
Включение хотя бы одного объекта в списки ЮНЕСКО резко повышает не только туристический, но и охранный и градозащитный потенциал города, а то и целого региона. К официальному и общественному контролю добавляется международный экспертный. А тут сразу десять храмов.
Будем радоваться.
P.S. «День 7 июля внесем в календарь торжественных дат, будем отмечать мониторингом»
Для «Хранителей Наследия» – комментарий Ирины Голубевой, зампредседателя Псковского областного отделения ВООПИК:
– Первая реакция многих псковичей на это значительное событие: всплеск поздравлений, радость и оптимизм. Появляются неизбежные вопросы: а что нам это даст? И даже: а что это даст памятникам? Ясно одно – выход наших памятников в международное культурное пространство несет повышенную ответственность и для пользователей церковных зданий, а это Псковская епархия Русской Православной церкви, и для жителей Пскова.
Создание номинации – пакета документов для включения псковских памятников в Список всемирного наследия имеет длительную историю. Даже сверхдлительную. Еще в 2002 году была предложена номинация «Большой Псков», куда были включены, по аналогии с Новгородом Великим, не только все памятники Пскова, но и Выбуты, Изборск, Устье, памятники ближних окрестностей города.
Номинацию периодически сокращали, в зависимости от финансирования, необходимого для подготовки документов. При смене руководства области каждый раз заново начиналось «продвижение» наших памятников во Всемирное наследие. В 2015 году инициатива получила поддержку губернатора А. Турчака, а часть номинации вновь пришлось корректировать, т.к. к этому времени изменились международные правила и требования к подаче материала. В номинацию вошло 18 объектов, включая образцы крепостного зодчества – Покровскую и Гремячью башни и гражданские здания – Поганкины и Приказные палаты.
И вот сегодня псковские памятники, а значит, и мы включены в мировую систему охраны наследия. С названием, предполагающим линию зарождения и развития псковской школы зодчества, представляющей ценность для всего человечества: «Храмы псковской архитектурной школы».
Нам пока достоверно не известно, по каким признакам на последней стадии рассмотрения псковской номинации из 18 объектов было исключено восемь – образцы крепостной и гражданской архитектуры и три церкви. Можно предполагать, что это произошло в результате изменения вида номинации – она стала называться серийной, основанной на функциональной принадлежности памятников культового зодчества XII–XVI столетий. Три храма не включены, видимо, по причинам недостаточной целостности или подлинности (много утрат и реставрационных докомпоновок). Возможно, более подробной информацией владеют в Институте природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачева, где номинация проходила последний этап оформления и корректировок в начале 2019 года.
Тем не менее, все эти 18 памятников остаются и особо ценными объектами культурного наследия, что обязывает государственные органы охраны повысить управленческую и финансовую эффективность в отношении этих объектов, а нашу неравнодушную общественность – рассчитывать на собственное внимание и творческие инициативы, не успокаиваться надеждами, что «заграница нам поможет».
А день 7 июля мы внесем в список торжественных календарных дат и будем отмечать с коллегами мониторингом на объектах всемирного наследия – «Храмы псковской архитектурной школы».
Досье. Десять храмов средневекового Пскова, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.