10 в чем причины упадка древнегреческой философии
В чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами?
Глава 3
Что такое «мир идей» в понимании Платона?
Главным достижением Платона является то, что он разработал
концепцию, в соответствии с которой, помимо нашего чувственного
мира, который мы видим, слышим и т. п., существует еще мир
сверхчувственный — мир идей (греческое слово «idea» означает
«образ», а также «вид», «род») В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каждая
идея представляет собой вечный образец того, что производит
природа. «У Платона отношение идеи и материи мыслится как отношение
отца и матери, а возникающее от этого брака детище
есть любая реальная вещь»1. Платон соглашался с Гераклитом, что в нашем мире все течет
и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги. «Страна идей» нужна была Платону для обоснования возможности
познания вещей в мире, в котором «все течет и все изменяется
» (Платон соглашался с Гераклитом, что дважды нельзя войти
в одну и ту же реку).
Каково значение любви по Платону?
«Страна идей» нужна была еще и потому, что этим Платон объяснял
убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым
мыслям — ведь идеи по природе своей одинаковы для всех и содержатся
в одном месте, откуда люди и получают их. Наконец, есть еще
одна причина. Платоновское учение характеризует страстное влечение
к идеальному сверхчувственному миру («платоническая любовь
») и стремление сделать действительность насколько возможно
полным отражением идеала (из-за чего он чуть было не поплатился
жизнью, пытаясь создать идеальное государство).
В чем специфика диалектики Платона?
Что такое форма, по Аристотелю, в отличии от идеи?
В чем причина упадка древнегреческой философии?
В соответствии с теорией циклов можно считать причину естественной: как
физический плод развивается, созревает и затем начинает портиться,
так и духовный. Можно объяснить причиной, о которой
писал П. Флоренский: отрыв культуры от исходного культа. Несомненна
еще одна причина — изменение общественной ситуации.
Одним из условий появления философии было утверждение демократического
правления в Афинах. Гибель демократии стала одной
из важнейших причин упадка философии и ее престижа.
Глава 4
Каким должен быть человек по Марку Аврелию?
Отсутствие целостности и цельности — причина того, что люди, запутываясь в перемене масок, оказываются расщепленными. А целостность нужна, потому что сам человек — часть мирового целого, без которого он не может существовать, как рука или нога отдельно от остального тела. Представление о единстве всего во вселенной постоянно повторяется Марком Аврелием.
В чем специфика древнеримской философии и ее значение?
в чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами?
По сравнению с эпикурейцами стоики в целом были весьма пессимистичны относительно нашей способности контролировать внешние блага. Поэтому они рекомендовали, чтобы каждый человек сделал себя независимым от внешних обстоятельств. Если мы хотим обеспечить свое личное счастье, то должны учиться быть как можно более независимыми от неконтролируемых внешних факторов и учиться жить внутри нашего внутреннего мира, который мы можем контролировать. Если эпикурейца можно сравнить с эстетствующим и расчетливым буржуа, то стоик предстает настоящим джентльменом! Он обладает железной волей и безразличием к внешним обстоятельствам и принадлежит к тем, кто ходит по раскаленным углям или во фраке и цилиндре управляет под тропическим солнцем Индии тремя миллионами «туземцев»
Лукреций
Упадок
Наступил закат древнегреческой мысли. Еще будут всплески волн, но единая творческая традиция передачи знаний от учителей к ученикам потеряна, и начинается застой.
В чем причина упадка древнегреческой философии? В соответствии с теорией циклов можно считать причину естественной: как физический плод развивается, созревает и затем начинает портиться, так и духовный. Упадок можно объяснить причиной, о которой писал П. Флоренский: отрыв культуры от исходного культа.
1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. —
С. 352.
Несомненна еще одна причина — изменение общественной ситуации. Одним из условий появления философии было утверждение демократического правления в Афинах. Гибель демократии стала одной из важнейших причин упадка философии и ее престижа.
Подведем итоги. В эпоху кризиса древнегреческих городов-государств в связи с македонским завоеванием на смену мечтам об идеальном человеке и государстве пришли вопросы: можно ли быть добродетельным в порочном мире и счастливым в мире страданий? Выше всего стало цениться личное благо — добродетель и наслаждение. Отсюда дорога к цинизму и самоубийству. Отойдя от сократовских представлений об абсолютности знания, всесилии разума и бессмертии души, философы неизбежно впали в споры о соотношении знания, блага и удовольствия. Для киренаиков и эпикурейцев добродетель лишь средство для счастья, для киников и стоиков она — цель. Эти споры велись почти 100 лет, хотя менялись названия противоборствующих школ. Модифицированные крайности стали в эпоху заката афинской демократии главенствующими и потом перешли, в качестве основных, в римскую культуру.
Большое значение имеет уникальное сочетание обстоятельств. Философия появилась в Древней Греции именно в то, и ни в какое иное, время. И она могла жить полноценной жизнью именно тогда. Один новейший философ сказал, что все, чем занимались философы после Платона, — это обсуждение проблем, которые он поставил. Философия не только появилась в Древней Греции, она достигла там своей высшей точки. Древнегреческая философия стала образцом философии как таковой, она определила ее возможные варианты развития иг в этом смысле была закончена в себе, совершив самый большой и плодотворный в истории философии круг. Конечно, и после люди определенного склада ума философствовали, но их усилия были как искры в ночи, в то время как в Древней Греции это был факел разума. Быть может, то же самое можно сказать в отношении греческой трагедии и скульптуры. Мы не можем утверждать, что трагедия и скульптура прогрессировали потом на другой почве, хотя они и возникали там. То же с философией. Мы изучаем плод, который никогда не вырастет вновь в таком же виде. Правда, плод культуры в отличие от физического плода сохраняет свое значение преемственности. Знание древнегреческой философии — ключ к философии средневековой и новоевропейской, ключ к Августину и Фоме Аквинскому, Канту и Гегелю.
1. Что такое форма, по Аристотелю, в отличие от идеи?
2. За что критиковал Аристотель платоновский мир идей?
3. Какое значение придавал Аристотель развитию и цели?
4. Что внес Аристотель в логику?
5. Как развил Аристотель античную этику?
6. Каковы сходства и различия во взглядах Эпикура и киренаиков?
7. Чем различались взгляды Эпикура и Демокрита?
8. Что, с точки зрения Эпикура, мешает человеку быть счастливым?
9. В чем сходство и различие во взглядах стоиков и киников?
10. Кто такие скептики?
11. В чем причины упадка древнегреческой философии?
Рекомендуемая литература
Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В.В. Соколов. — М., 1969. – Т. 1.
Аристотель. Сочинения: В 4 т. — М., 1976—1983.
Гончарова Т.В. Эпикур. — М., 1988.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.
Лосев А.Ф. История античной философии. — М., 1989.
Лосев А. Ф., Тахо-Годи A.A. Аристотель. — М., 1982.
Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. — М., 1947. — Т. 2.
Материалисты Древней Греции / Под ред. М.А. Дынника. — М., 1955.
Рассел Б. История западной философии. — М., 1959.
Хрестоматия по истории философии: В 2 ч. / Отв. ред. Л.А. Микешина. — М., 1994.-Ч. 1.
Глава 7 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
После подчинения Греции Риму во II в. до н. э. на древнеримскую почву переходят учения, которые появились в Древней Греции в эпоху крушения афинского государства, — эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Древнеримские авторы подробно разъяснили и развили на протяжении пяти веков концепции, зачастую сохранившиеся от древнегреческого периода лишь в отрывках, придали им художественную завершенность и практичность римской души.
Римляне в отличие от греков были очень деятельны, и им претил созерцательный характер греческой философии. «Ведь вся заслуга доблести состоит в деятельности» — как само собой разумеющуюся роняет эту фразу Цицерон.
Практическая направленность римской души привела к тому, что в Древнем Риме интересовались не диалектикой и метафизикой, а преимущественно этикой. Ближайший по времени к Римской империи греческий философ Эпикур приобрел известность
в Древнем Риме, и у него нашлись последователи. Его взгляды очень подошли к политической обстановке Древнего Рима периода распада республики.
Популярности Эпикура способствовала поэма «О природе вещей» Лукреция Кара (ок. 99 —ок. 55 до н.э.) (Лукреций — имя, Кар — прозвище), уроженца Рима, жившего в эпоху гражданской войны между сторонниками Суллы и Мария и восстания Спартака. Лукреций был не теоретиком, а поэтом; даже скорее эпикурейцем, чем поэтом, потому что сам утверждал, что взялся изложить взгляды Эпикура в поэтической форме для облегчения их восприятия, следуя принципу, что главное — наслаждение, как, скажем, больному дают горькое лекарство вместе с медом, чтобы не было неприятно пить.
Лукреций разъяснил многое из взглядов Эпикура, произведения которого сохранились лишь в отрывках. Он писал об атомах, которые должны иметь другую природу, чем видимые вещи, и не разрушаться, чтобы из них постоянно возникало что-то новое. Атомы невидимы, как ветер и мельчайшие пылинки, но из них образуются (как из букв слова) вещи, люди и даже боги.
Ничто не может возникнуть из ничего по воле богов. Все происходит из чего-то и превращается во что-то в силу естественных причин. На самом же деле, все изменения происходят в мире от движения атомов, имеющего случайный, механический характер и незаметного для людей.
Лукреций рисует грандиозную картину эволюции мира как процесса, который протекает без участия каких-либо сверхъестественных сил. Жизнь, по его мнению, возникла путем самозарождения из неживой природы. Свойства всех вещей зависят от особенностей атомов, из которых они состоят, и они же определяют наши ощущения, с помощью которых человек познает окружающий мир. Душа и дух также материальны и смертны.
Общественная жизнь людей — результат их первоначального свободного договора между собой. Боги не вмешиваются в жизнь людей, о чем свидетельствует существование зла и то, что наказание может постигнуть невиновного, а виновный останется цел.
Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. — М, 1946. — Т. 1. — II, 16.
Те же, кто в жизни себе кормилом взял истинный разум,
Тот обладает всегда богатством умеренной жизни;
В таких очень точных словах передает Лукреций суть учения Эпикура.
Эпикуреизм больше подходит для свободных людей, могущих забраться в башню из слоновой кости. А раб? Как он может жить незаметно и без страхов наслаждаться жизнью? Каждый человек в эпоху империи был под пятой тирана. В этих условиях учение Эпикура теряет жизненную силу, уже не подходит к социальным обстоятельствам Римской империи, когда человек вынуждается идти на противостояние с властью.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
10 в чем причины упадка древнегреческой философии
Какое значение придавал Аристотель развитию и цели?
Что внес Аристотель в логику?
Как развил Аристотель античную этику?
Каковы сходства и различия во взглядах Эпикура и киренаиков?
Чем различались взгляды Эпикура и Демокрита?
Что, с позиции Эпикура, мешает человеку быть счастливым?
В чем сходство и различие во взглядах стоиков и киников?
Кто такие скептики?
В чем причины упадка древнегреческой философии?
Рекомендуемая литература
Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В.В. Соколов. — М., 1969. – Т. 1.
Аристотель. Сочинения: В 4 т. — М., 1976—1983.
Гончарова Т.В. Эпикур. — М., 1988.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.
Лосев А.Ф. История античной философии. — М., 1989.
Лосев А. Ф., Тахо-Годи A.A. Аристотель. — М., 1982.
Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. — М., 1947. — Т. 2.
Материалисты Древней Греции / Под ред. М.А. Дынника. — М., 1955.
Рассел Б. История западной философии. — М., 1959.
Хрестоматия по истории философии: В 2 ч. / Отв. ред. Л.А. Микешина. — М., 1994.-Ч. 1.
Оглавление книги открыть закрыть
1. Об авторе
2. ПРЕДИСЛОВИЕ
3. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
4. Предмет философии
5. Определение философии
6. ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
7. Реинкарнация
8. Карма
9. Майя
10. Ахимса
11. Дхарма
12. Веды
13. Упанишады
14. ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
15. Даосизм
16. Конфуций
17. Мо-цзы
18. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
19. Милетская школа
20. Пифагор
21. Демокрит
22. Элейская школа
23. Гераклит
24. Сократ
25. ВРЕМЯ ПЛАТОНА
26. Киренаики и киники
27. Диоген
28. Аристипп
29. ВРЕМЯ АРИСТОТЕЛЯ
30. Метафизика, логика, этика Аристотеля
31. Эпикур
32. Стоицизм
33. Скептики
34. Упадок Древнегреческой философии
35. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
36. Лукреций
37. Стоики
38. Сенека
39. Эпиктет
40. Марк Аврелий
41. Секст Эмпирик
42. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
43. Августин
44. Мусульманская философия
45. Фома Аквинский
46. Реалисты и номиналисты
47. Скептицизм
48. Значение средневековой философии
49. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
50. Рене Декарт
51. Бенедикт Спиноза
52. Готфрид Лейбниц
53. Континентальный рационализм и английский эмпиризм
54. Ф. Бэкон
55. Д. Локк
56. Дэвид Юм
57. Иммануил Кант
58. ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА
59. Материализм
60. Позитивизм
61. Эволюционизм
62. Воля к власти
63. Философия бессознательного
64. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
65. Психоанализ Фрейда
66. Архетип
67. Модели поведения
68. Неопозитивизм
69. Прагматизм
70. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
71. Эволюция русской идеи
72. И.В. Киреевский
73. В.С. Соловьев
74. H.A. Бердяев
75. Советская и постсоветская философия
76. Значение русской философии
« назад Оглавление вперед »
33. Скептики « | » 35. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
С течением времени в Древней Греции все большее влияние стали приобретать отрицавшие возможность что-либо доказать скептики (в буквальном, переводе «высматриватели»), которые, как писал Диоген Лаэртский, в противоположность догматикам («догма» — беспрекословное признание какой-либо вещи или идеи) «всегда высматривают и никогда не находят».
В древнегреческой философии всегда был силен скептический момент. Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю» и считал, что человеку не дано познать окружающий его мир, а все, что он может и должен, — это познать самого себя. Слова Сократа кажутся странными. Вот стол, и я знаю, что это стол, а не стул или что-либо еще. Но стол — это предмет, который мы воспринимаем нашими органами чувств. А наука утверждает, что на более глубоком уровне рассмотрения это совокупность атомов, физических полей, кварков. А на самом глубоком сущностном уровне? Тут и возникает философская проблема, осложняющаяся языковой. В греческом языке несколько слов, обозначающих знание. В данном случае имеется в виду не знание как мнение, а знание конечных причин, абсолютное знание.
Главный аргумент античных скептиков звучит так: существуют разные точки зрения по различным вопросам, а какая из них истинна, определить невозможно. Скептики отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений. Их девиз: «Ничего не определять, ни с чем не соглашаться».
Из воздерживания от суждений следует невозмутимость, потому что мы не можем знать, что произойдет в следующий момент. Про известного скептика Пиррона (ок. 360— ок. 280 до н.э.),
который «..ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым и вообще полагал, что истинно ничто не существует, а людские поступки руководятся лишь законом и обычаем», рассказывают такую легенду. «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что такой бестревожности и должен держаться мудрец». Для скептиков тоже важна атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие), но она обретается ими не через знание, а через отказ от него.
Пройдя круг развития, философия вернулась к сократовскому «Я знаю, что я ничего не знаю», но с добавлением «Я не знаю даже и этого». Скептики напоминают своим релятивизмом софистов. Круг замкнулся. Однако круг этот не был бесполезен. Именно в нем зародилась философия.
Наступил закат древнегреческой мысли. Еще будут всплески волн, но единая творческая традиция передачи знаний от учителей к ученикам потеряна и начинается застой.
В чем причина упадка древнегреческой философии? В соответствии с теорией циклов можно считать причину естественной: как физический плод развивается, созревает и затем начинает портиться, так и духовный. Можно объяснить причиной, о которой писал русский религиозный философ П. Флоренский: отрыв культуры от исходного культа. Несомненна еще одна причина — изменение общественной ситуации. Одним из условий появления философии было утверждение демократического правления в Афинах. Гибель демократии стала одной из важнейших причин упадка философии и ее престижа.
Подведем итоги. В эпоху кризиса древнегреческих городов-государств в связи с македонским завоеванием на смену мечтам об идеальном человеке и государстве пришли вопросы: можно ли быть добродетельным в порочном мире и счастливым в мире страданий? Выше всего стало цениться личное благо — добродетель и наслаждение. Отсюда дорога к цинизму и самоубийству. Отойдя от сократовских представлений об абсолютности знания, всесилии разума и бессмертии души, философы неизбежно впали в споры о соотношении знания, блага и удовольствия. Для киренаиков и эпикурейцев добродетель лишь средство для счастья, для киников и стоиков она — цель. Эти споры велись почти сто лет, хотя менялись названия противоборствующих школ. Модифицированные крайности сделались в эпоху заката афинской демократии главенствующими и потом перешли, в качестве основных, в римскую культуру.
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).