10 заповедей ветхого завета и 7 заповедей блаженства иисуса христа

Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам

10 августа 2013 года исполнилось 10 лет со дня кончины священника Константина Галериу (1918–2003), одного из самых крупных румынских богословов и духовников. Предлагаем читателям сайта беседу отца Константина; вопросы ему задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан).

10 заповедей ветхого завета и 7 заповедей блаженства иисуса христа
Моисей получает скрижали Завета

– В Ветхом Завете мы получили от Бога в качестве закона жизни десять заповедей (см.: Исх. 20: 2–17; Втор. 5: 6–21). В Новом Завете Бог даровал нам девять блаженств (см.: Мф. 5: 3–11). Имеются ли сходства и различия между этими двумя дарами Божиими?

– Сходство заключается в том факте, что и у закона, и у блаженств Один и Тот же Автор – Бог; оба они – дар любви и попечения о нас.

– Самое важное различие указывает нам Святое Евангелие: «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17).

– Как вы объясните это Божественное слово?

– В этом откровении показано, как дарованы были нам и закон, и блаженства. Закон был дан через человека, через Моисея. Дан он был на горе Синайской и в «духе страха» (ср.: Ис. 11: 3) по причине нашего греха, при громах и молниях(ср.: Исх. 19: 16). Блаженства дарованы нам были Самим Сыном Божиим, соделавшимся Человеком. Слова «дан чрез Моисея», а благодать «пришла через Иисуса Христа» показывают, что Сам Автор блаженств, Бог, пришел к нам, Он здесь присутствует.

Они [блаженства] тоже были даны на горе в знак того, что они приходят свыше, но в духе смирения, кротости, милости и мира Божественного. А если пришел к нам Сын Божий, ставший Человеком, то есть пришла полнота, из которой мы берем «благодать на благодать» (Ин. 1: 16), тогда это означает, что в даре блаженств, предложенном нам лично Богом, мы имеем полноту благодати, путь совершенства.

– Из этого коренного отличия вытекают и другие? Не могли бы вы их показать.

Блаженства же указывают противоположный путь – вверх. Они полагают начало восхождению к жизни, к Царствию Божию (Лк. 6: 20). Закон – это одно сплошное «нет», сказанное губительному злу. Блаженства – одно сплошное «да» Божественное, созидательное. Они [блаженства] названы обетованиями. Но «все обетования Божии в Нем– во Христе – суть “да”»(2 Кор. 1: 20).

– Какие смыслы открывает для нас, для нашего духовного преуспеяния тот факт, что заповеди закона носят негативный, запретительный характер, тогда как блаженства имеют характер утвердительный?

– Всякий творческий акт начинается с утверждения, с «да», вплоть до первоначального Творческого утверждения: «и сказал Бог: да будет» (Быт. 1: 3). Отрицание может стимулировать творческий акт, но само по себе не является созидательным. Отрицание всегда является вторичным, оно следует за утверждением и зависит от него.

– Имеются ли еще другие различия?

– Закон был дан народу избранному, подготовленному к тому, что из него родится Христос Спаситель, – а Иисус Христос вверяет блаженства всем народам.

Закон был написан на каменных скрижалях; он насаждается скорее извне и угрожает карой – блаженства, изреченные Тем, Кто воплотился от Духа Свята и Марии Девы, пишутся в духе и плодоприносят в любви в чистом сердце. «Благодать пишет свои законы на пажитях сердца», – указывают святые отцы.

10 заповедей ветхого завета и 7 заповедей блаженства иисуса христа
Нагорная проповедь

– Насаждение блаженств в духе и сердце имеет созидательное значение?

– Да! Наше созидание начинается изнутри. «Добрый человек из доброго сокровища (внутреннего) выносит доброе» (Мф. 12: 35). Премудрый Ветхий Завет также говорит, просвещенный Духом Святым: «больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23).

Я бы добавил еще: закон назван детоводителем, воспитателем ко Христу (Гал. 3: 24), а Христос – конец закона (Рим. 10: 4). Конец не в смысле прекращения, окончания, а финальности, конечной цели (telos), к которой Он нас направляет. Итак, как закон есть воспитатель ко Христу, так и блаженства являются через Христа воспитателем, проводником к Царствию Божию, к пасхальному празднику дня восьмого.

– Имеют ли заповеди обязательную ценность для нас сегодня, по прошествии более чем трех тысяч лет?

– Язык еще древнее, но никто не может сказать, чтобы он утратил свою ценность. А что касается ветхозаветного закона, то о нем Сам Спаситель сказал: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»(Мф. 5: 17).

Заметьте, Спаситель не разрушает ничего фундаментального, ничего из того, что «яко Той рече, и быша» (Пс. 32: 9), но всё в Нем ведет к полноте, поскольку Он есть полнота (Ин. 1: 16; Кол. 1: 19).

Впрочем, сам закон является ступенью на пути нашего восхождения, нашего постоянного прогресса. Поэтому Высший Законоположник говорит: «закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него»(Лк. 16: 16). А «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13: 10).

– Спаситель исполнил все заповеди закона?

– Да, Он привел к полноте все заповеди. Возьмем первую заповедь: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов» (ср.: Исх. 20: 2–3); Спаситель раскрыл ее полноту, показав нам, что Бог, говорящий нам в этой заповеди, есть Отец наш Небесный; что Он, Иисус Христос, – Сын Отца Небесного, Сын Божий, нас ради человек и нашего ради спасения воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечившийся. Таким образом Спаситель открыл нам Троицу единосущную и нераздельную.

– Пресвятая Троица открылась и в Ветхом Завете?

– Да, насколько способен был постичь это тогдашний верующий. Например, уже в самом начале книги Бытия. Когда мы читаем: «в начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 1–3). Если духовно читать эти слова, то нам открывается Пресвятая Троица. Бог в этой цитате – это Бог Отец. Слова «сотворил» и «сказал» открывают нам Бога Сына, Бога Слово, чрез Которого «всё начало быть» (Ин. 1: 3). А Дух Божий, носившийся над водою, – это Дух Святой.

Есть много и других мест в Ветхом Завете, относящихся ко Пресвятой Троице, о которых мы можем упомянуть здесь лишь отчасти. Вот например: «и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1: 26); явление Аврааму трех мужей у дуба Мамврийского, которым патриарх поклонился и обратился к Одному: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18: 1–3).

Но все эти Божественные свидетельства были прообразованиями тайны Пресвятой Троицы, которая полностью откроется в Новом Завете через воплощение Сына Божия от Духа Свята и Марии Девы.

– Объясните нам, пожалуйста, важность открытия этой тайны для нашей жизни.

– Да, Троица обосновывает любовь.

– Не говорится ли и в Ветхом Завете о любви?

– Часто ошибочно утверждают, будто в Ветхом Завете не говорится о любви. Напротив! Во Второзаконии мы читаем: «слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (6: 4–5). А в книге Левит снова читаем заповедь: «люби ближнего твоего, как самого себя» (19: 18). И Спаситель указывает, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 40).

– Как же тогда Спаситель привел к полноте закон любви?

– Заметьте, Господь Сам говорит, что в этих двух заповедях, сформулированных таким образом, содержатся «закон и пророки». Этого понимания достигли, на пути Промысла, пророки Божественного детоводительства. Спаситель придает заповеди о любви совершенство, полноту. Прежде всего Он дает ей Божественное основание. Бог возвещал и в Ветхом Завете: «любовью вечною Я возлюбил тебя» (Иер. 31: 3). Спаситель, однако, открывает, что Бог есть любовь-в-Себе, и Он есть любовь потому, что Он Троица. Любовь не может основываться в ком-либо одном отдельно взятом, в некоем метафизическом одиноком.

Бог любит, поскольку Он Отец, поскольку у Него есть Сын, Которого любит от века; и любит Его в Духе Святом, Который есть «недро»(Ин. 1: 18) Славы и вечная радость этой любви.

И поскольку Бог есть любовь-в-Себе, любовь Святой Троицы, то Он любит и нас, Свое творение. Поэтому Бог говорит: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). «Имел жизнь вечную». Принципом жизни является именно любовь.

А как Он дал нам жизнь вечную, это показывает святой апостол Павел: Он ввел нас «в Царство возлюбленного Сына Своего»(Кол. 1: 13).

Нужно добавить также, что Спаситель придает полноту и заповеди любви к ближнему. Сказано: «люби ближнего твоего, как самого себя»(Мф. 19: 19). Глубинным смыслом этой заповеди является уважение к человеческой личности – как ближнего, так и моей. Я люблю ближнего, не упраздняя, не аннулируя себя. Иначе говоря, категорически запрещено самоубийство и любой другой акт, разрушающий или ближнего, или меня самого.

Вопросы священнику Константину Галериу
задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан)

Об отце Константине Галериу

Отец Константин родился 21 ноября 1918 года в селе Рэкэтэу уезда Бакэу в крестьянской семье. Окончив начальную школу в родном селе, учился затем в богословской семинарии святого Георгия в городе Роман (1930–1938), на Бухарестском богословском факультете (1938–1942), в докторантуре Бухарестского богословского университетского института по специальности «Догматика» (1957–1960) и в 1973 году был удостоен степени доктора богословия.

В 1943 году женился и принял рукоположение в священный сан. В 1943–1947 годы служил приходским священником в селе Поду Вэлень уезда Прахова, затем на приходе святителя Василия в Плоешти (1947–1973). В 1973 году был вызван в Бухарест и остаток жизни провел здесь. С 1975 года служил приходским священником храма святого Сильвестра в Бухаресте, духовником Бухарестского богословского университетского института (1973–1974), преподавателем кафедры фундаментального богословия и истории религий (1974–1977) и титулярным профессором кафедры гомилетики и катехетики того же института (1977–1991). Параллельно преподавал догматическое богословие в Тырговиштском университете и историю и философию религий на юридическом факультете Бухарестского экологического университета. С 1992 года был профессором-консультантом и руководителем докторантуры Бухарестского университета.

В 1950 году был арестован за отказ расторгнуть церковный брак одного из высокопоставленных лиц, но через месяц по ходатайству академика-священника Галы Галактиона был освобожден. В 1952–1953 годы отбывал заключение на строительстве канала Дунай–Черное море, оставив дома четверых детей, старшему из которых было всего 7 лет.

В первые же дни после падения социалистической власти, 1 января 1990 года, отец Константин был наречен викарием Бухарестской архиепископии – за возрождение и укрепление Румынской Православной Церкви.

За свою кипучую и многостороннюю деятельность отец Константин Галериу получил множество наград и почетных должностей: премию сената Бухарестского университета (1942), премию журнала «Флакэра» (1990), титул почетного доктора Бухарестского экологического университета (1992), почетный диплом академического общества «Титу Майореску» (1993). Был почетным президентом Культурной лиги румын за рубежом, членом национальной комиссии ЮНЕСКО, основателем и почетным председателем Медико-христианской ассоциации «Христиана», директором издательства «Харизма», председателем ассоциации «Святой Стелиан – дети улицы», фонда «Елена Доамна», почетным членом фонда «Мемория», исполнительным председателем Румынского православного братства.

Отец Константин Галериу является автором многих работ, среди которых «Война морали», «Любовь Божественная и последний Суд», «Промысл, благодать и свобода по Феофану [Затворнику], бывшему епископу Владимирскому», «Митрополит Московский Филарет как богослов», «Таинство брака», «Рабиндранат Тагор, индийский поэт и философ», «Махатма Ганди: христианская духовность и проблемы времени», «Христианский смысл покаяния», «Жертва и искупление» (докторская диссертация, переведена на франц. яз.: «Sacrifice et Redemption»), «Актуальные проблемы христианских религий», «Священническое служение по Священному Писанию и Священному Преданию», «Христианское учение о Святом Кресте и его почитании», «Православие и экуменическое движение», «Священство как служение словом», «Таинство исповеди», «Комплементарность духовных ценностей согласно Халкидонскому догмату», «Матерь Божия Путеводительница», «Почитание святых мощей», «Исповедание правой веры посредством Святой Литургии», «Освящение времени: день покоя – день воскресения», «II Вселенский Собор и учение о Святом Духе», «Смыслы Святого Креста», «Спаситель Иисус Христос – наш Высший Учитель», «Неосновательность милленаризма», «Автокефалия и Православие: экклезиологические аспекты», «Пасха и христианское воззрение», «Мысли об “Отче наш” и блаженствах», «Образ Спасителя в мышлении Еминеску», на англ. яз.: «The Structure of Sacrifice», а также многочисленных проповедей, выступлений и др.

По характеру отец Константин был мудр, как змея, и кроток, как голубь. Он жил святой жизнью и снискал любовь огромного количества людей, знавших его. Нередко батюшка отдавал нищим всё, вплоть до ботинок, и добирался домой по улицам румынской столицы босиком.

Скончался великий отец Константин Галериу 10 августа 2003 года в Бухаресте. Его кончина стала тяжелой утратой для множества любящих его духовных чад. Отпевание совершал сам Патриарх Румынский Феоктист, тоже его ученик, в сослужении двух митрополитов (один из них – нынешний Патриарх Румынии), трех архиепископов, четырех епископов и более сотни священников при стечении множества верующих.

Иерей Константин Галериу был одним из крупнейших богословов и молитвенников Румынской Церкви. Он воспитал целое поколение архиереев и священнослужителей, доныне гордящихся тем, что являются его учениками.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

[1] В чинопоследовании святого крещения Румынской Церкви есть небольшие расхождения по сравнению с тем, что принято в Русской Церкви, где оно начинается с «Молитвы о еже сотворити оглашеннаго»: «Разрешает священник пояс хотящаго просветится, и совлачает и отрешает его, и поставляет его к востоку во единой ризе непрепоясана, непокровена, необувена, имущаго руце доле, и дует на лице его трижды, и знаменует чело его и перси трижды, и налагает руку на главу его, глаголя: “Господу помолимся». В румынском чинопоследовании выделенное место звучит так: «…и дует трижды, крестообразно, на лице его, знаменуя его трижды на челе, устах и персях и произнося каждый раз: “Руце Твои сотворите мя и создасте мя”. Затем, возложив руку на главу его, глаголет: “Господу помолимся…”». Слова «Руце Твои сотворите мя и создасте мя» в чинопоследовании Русской Церкви произносятся при помазании рук крещаемого непосредственно перед погружением его в купель.

Источник

Заповеди Божии

За́поведи Бо́жии – внеш­ний закон, данный Богом в допол­не­ние к осла­бев­шему (вслед­ствие гре­хов­ной жизни) у чело­века внут­рен­нему ори­ен­тиру – сове­сти.

«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблю­дет слово Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы придем к нему и оби­тель у него сотво­рим. Нелю­бя­щий Меня не соблю­дает слов Моих» ( Ин.14:23-24 ).

Десять вет­хо­за­вет­ных Запо­ве­дей (Дека­лог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврей­скому, когда он воз­вра­щался из Египта в землю Хана­ан­скую, на двух камен­ных досках (или скри­жа­лях). Первые четыре запо­веди содер­жат в себе обя­зан­но­сти любви к Богу, послед­ние шесть заклю­чают в себе обя­зан­но­сти любви к ближ­нему (т.е. ко всем людям).

Десять Запо­ве­дей Вет­хого Завета

( Исх.20:2-17 ; Втор. 5:6-21 )

Девять Запо­ве­дей Бла­женств Нового Завета

(Еван­ге­лие по Матфею 5:2–12)

В вос­пол­не­ние 10-ти вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей Хри­стос в Нагор­ной про­по­веди пре­по­дал 9‑ть запо­ве­дей бла­женств. В них Гос­подь начер­тал обра­зец жизни, свой­ствен­ный Его после­до­ва­те­лям, хри­сти­а­нам. Не отме­няя того, что пред­пи­сы­ва­лось Ветхим Заве­том, Спа­си­тель рас­ши­ряет и воз­вы­шает смысл древ­них запо­ве­дей, внушая людям стрем­ле­ние к иде­аль­ному совер­шен­ству и начер­ты­вая путь к этому совер­шен­ству.

Запо­веди Бла­женств – декла­ра­ция хри­сти­ан­ских нрав­ствен­ных цен­но­стей. Здесь содер­жится все необ­хо­ди­мое для того, чтобы чело­веку войти в истин­ную пол­ноту жизни. Все Запо­веди бла­женств гово­рят о награ­дах, кото­рые те, кто верен Христу, полу­чат в Цар­стве буду­щего века: пла­чу­щие – уте­шатся, алчу­щие правды – насы­тятся, крот­кие – уна­сле­дуют землю, чистые серд­цем увидят Бога. Но уже сейчас, испол­няя запо­веди Хри­стовы, чело­век полу­чает уте­ше­ние и радость в пред­две­рии пол­ноты бытия – наступ­ле­ния Цар­ства Божьего.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Десять запо­ве­дей даны были вет­хо­за­вет­ным пле­ме­нам, чтобы диких и грубых людей удер­жи­вать от зла. Запо­веди бла­жен­ства даны хри­сти­а­нам, чтобы пока­зать, какие душев­ные рас­по­ло­же­ния должны иметь, чтобы более и более при­бли­жаться к Богу и обре­тать свя­тость. Свя­тость же, рож­да­е­мая бли­зо­стью к Богу, есть высшее бла­жен­ство, какого только может желать чело­век. Вет­хо­за­вет­ный Закон есть закон стро­гой правды, а ново­за­вет­ный – есть закон Боже­ствен­ной любви и бла­го­дати. Они не про­ти­во­ре­чат, но вза­имно допол­няют друг друга.

Пусть не поду­мает кто из нас: мы ходим в цер­ковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и полу­чим Цар­ствие Небес­ное. Нет; полу­чит его тот, кто запо­веди Божии соблю­дает.
пре­по­доб­ный Феодор Санак­сар­ский

Часто гово­рят: для того, чтобы быть хри­сти­а­ни­ном, надо выпол­нять запо­веди Хри­стовы. Конечно; однако запо­веди Хри­стовы – не при­казы, кото­рые Он нам дает: мол, надо про­жить так, надо про­жить этак, а если не про­жи­вешь таким обра­зом, то будешь за это нака­зан… Нет, запо­веди Хри­стовы – это Его попытка нам образно пока­зать, какими мы могли бы быть, если стать и быть насто­я­щим, достой­ным чело­ве­ком. Поэтому запо­ведь Хри­стова – это не приказ, а откро­ве­ние перед нашими гла­зами о том, какими мы при­званы быть и можем быть; какими мы, след­ственно, и должны быть.
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний, «Быть хри­сти­а­ни­ном»

Если и трудно быть хри­сти­а­ни­ном, то не потому, что запо­веди Гос­пода тяжки, но лишь потому, что велика сила греха, наслед­ствен­ная порча души и тела.
про­фес­сор В.И. Экзем­пляр­ский

«Бог в Запо­ве­дях Своих пове­ле­вает делать что-либо и не делать дру­гого не потому, что Ему «просто так хочется». Всё, что Бог запо­ве­дал делать – полезно нам, а что запре­тил – вредно.
Даже обыч­ный чело­век, любя­щий своего ребёнка, учит его: «пей мор­ков­ный сок – он полез­ный, не ешь много конфет – это вредно». А ребёнку не нра­вится мор­ков­ный сок, и он не пони­мает, почему вредно есть много конфет: ведь кон­феты слад­кие, а мор­ков­ный сок – нет. Поэтому он и сопро­тив­ля­ется слову отца, оттал­ки­вает стакан с соком и зака­ты­вает исте­рику, требуя ещё слад­кого.
Также и мы, взрос­лые «дети», больше стре­мимся к тому, что достав­ляет нам удо­воль­ствие, и отвер­гаем то, что не соот­вет­ствует нашим при­хо­тям. И, отвер­гая Слово Отца Небес­ного, совер­шаем грех».
про­то­и­е­рей Алек­сандр Торик, «Воцер­ко­в­ле­ние».

Из Нагор­ной про­по­веди, и прежде всего из Запо­ве­дей Бла­жен­ства, сле­дует, что чело­век должен очи­ститься от стра­стей, очи­стить свое сердце от всех помыс­лов, оби­та­ю­щих в нем, обре­сти сми­ре­ние духа, чтобы стать достой­ным уви­деть Бога. Слово Христа ясно:

Бла­женны нищие духом, ибо их есть Цар­ство Небес­ное.
Бла­женны пла­чу­щие, ибо они уте­шатся.
Бла­женны крот­кие, ибо они насле­дуют землю.
Бла­женны алчу­щие и жаж­ду­щие правды, ибо они насы­тятся.
Бла­женны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ваны будут.
Бла­женны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят…
( Мф.5:3-8 ).

Запо­веди Бла­жен­ства пока­зы­вают духов­ную стезю чело­века, путь обо­же­ния, путь, кото­рый ведет к исце­ле­нию. Созна­ние своей духов­ной нищеты, то есть осо­зна­ние стра­стей, все­лив­шихся в сердце, при­во­дит чело­века к пока­я­нию и бла­жен­ной скорби. В меру глу­бины этой скорби в его душу при­хо­дит Боже­ствен­ное уте­ше­ние. Именно на этом пути чело­век обре­тает сми­ре­ние и внут­рен­нее спо­кой­ствие. Живя в духов­ном сми­ре­нии, он еще силь­нее жаждет Божия оправ­да­ния и стре­мится к соблю­де­нию запо­ве­дей Божиих в своей повсе­днев­ной жизни. Храня запо­веди Божии, он спо­доб­ля­ется позна­ния мило­сти Божией и еще больше очи­щает свое сердце. В очи­ще­нии души и заклю­ча­ется назна­че­ние запо­ве­дей. Одни из них отно­сятся к очи­ще­нию разум­ного, другие – к очи­ще­нию раз­дра­жи­тель­ного начала души. И когда душа очи­ща­ется от стра­стей, чело­век дости­гает созер­ца­ния Бога.

Запо­веди Бла­жен­ства рас­кры­вают суть духов­ной жизни и способ исце­ле­ния чело­века. Чело­век, соблю­да­ю­щий запо­веди, запе­чат­ле­ва­ется печа­тью Свя­того Духа и ста­но­вится членом Тела Хри­стова, храмом Все­свя­того Духа.

Во вре­мена Иисуса согласно тра­ди­ции насчи­ты­ва­лось 613 запре­тов и пред­пи­са­ний, однако к этому же вре­мени сло­жи­лась и тра­ди­ция их сокра­ще­ния до зна­чи­тельно мень­шего числа.

Так, царь-псал­мо­пе­вец Давид свел все запо­веди всего лишь к один­на­дцати ( Пс.14:1-5 ):

Гос­поди! кто может пре­бы­вать в жилище Твоем? кто может оби­тать на святой горе Твоей?
Тот, кто ходит непо­рочно и делает правду,
и гово­рит истину в сердце своем;
кто не кле­ве­щет языком своим,
не делает искрен­нему своему зла
и не при­ни­мает поно­ше­ния на ближ­него своего;
тот, в глазах кото­рого пре­зрен отвер­жен­ный,
но кото­рый боя­щихся Гос­пода славит;
кто кля­нется, хотя бы злому, и не изме­няет;
кто серебра своего не отдает в рост
и не при­ни­мает даров против невин­ного.
Посту­па­ю­щий так не поко­леб­лется вовек.

Пророк Исайя еще сокра­тил число запо­ве­дей и довел его до шести ( Ис.33:15-16 ): Тот, кто ходит в правде и гово­рит истину; кто пре­зи­рает корысть от при­тес­не­ния, удер­жи­вает руки свои от взяток, заты­кает уши свои, чтобы не слы­шать о кро­во­про­ли­тии, закры­вает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет оби­тать на высо­тах…

Пророк Михей ( Мих.6:8 ) огра­ни­чился лишь тремя запо­ве­дями: О, чело­век! ска­зано тебе, что – добро и чего тре­бует от тебя Гос­подь: дей­ство­вать спра­вед­ливо, любить дела мило­сер­дия и сми­рен­но­муд­ренно ходить пред Богом твоим.

Пророк Исайя в другом месте ( Ис.56:1 ) упо­ми­нает о двух запо­ве­дях: Так гово­рит Гос­подь: сохра­няйте суд и делайте правду…

Нако­нец, пророк Амос ( Ам.5:4 ) все запо­веди обоб­щил до одной: Ибо так гово­рит Гос­подь дому Изра­и­леву: взы­щите Меня, и будете живы.

Источник

10 заповедей и 7 смертных грехов в Православии

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

В данной статье мы поговорим о десяти заповедях, которые описаны в Ветхом Завете, а также о семи смертных грехах.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть — отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.

Десять заповедей Божьих на русском языке.

10 заповедей ветхого завета и 7 заповедей блаженства иисуса христа

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. (Книга Исход, глава 19)

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.

В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.

Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботится о них. Даже если родители недостаточно хорошо заботились о тебе, твой долг заботится о них более того, чего, на твой взгляд они заслуживают.

Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших – делает семьи крепче, а людей счастливее.

Бог дает человеку жизнь и только Он в праве ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу. Самоубийство – едва ли не самый страшный грех, в котором человек не сможет покаяться.

Пятая заповедь запрещает аборты, ведь, уже с момента зачатия ребенок несет в себе искру Божию, а потому аборт приравнивается к убийству.

Люди, подверженные вредным привычкам, которые сокращают их жизнь, также грешат против шестой заповеди.

Седьмая заповедь запрещает любые незаконные связи. Законной связью, согласно Библии, является связь узами брака и только между представителями противоположных полов, не являющимися родственниками.

Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

7 смертных грехов.

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

10 заповедей ветхого завета и 7 заповедей блаженства иисуса христа

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *