100 правило трулльского собора

Правило 3 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора

Поелику благочестивый и христолюбивый царь наш предложил сему святому и вселенскому собору, чтобы счисляющихся в клире, и другим божественная преподающих, представити чистыми и непорочными служителями, и достойными мысленныя жертвы Великаго Бога, Который есть и жертва и Архиерей, и очистити от скверны, прильнувшия к ним от незаконных браков: и как по сему предмету принадлежащие к святейшей римской церкви предлагали наблюдати строгое правило, а подвластные престолу сего богохранимаго и царствующаго града, правило человеколюбия и снисхождения: то мы, отечески и вместе богоугодно совокупив то и другое во едино, да не оставим ни кротости слабою, ни строгости жестокою, особенно при таких обстоятельствах, когда грехопадение, по неведению, простирается на немалое число людей, согласно определяем, чтобы связавшиеся вторым браком, и, даже до пятагонадесять дня протекшего месяца ианнуариа, минувшаго четвертаго индикта, шесть тысяч сто девяносто девятаго года, остававшиеся в порабощении греху, и не восхотевшие истрезвитися от него, подлежали каноническому извержению из своего чина. Что же касается до тех, которые, хотя впали в таковый грех второбрачия, однако прежде сего нашего определения полезное познали, и зло от себя отсекли, и несвойственное и незаконное совокупление далече отринули, или у которых жены второго брака уже умерли, и которые притом воззрели ко обращению, вновь поучаясь целомудрию, и от прежних своих беззаконий вскоре отвергнув, пресвитеры ли то, или диаконы: о таковых разсуждено, да удержатся от всякого священнаго служения, или действования, пребывая под епитимиею некоторое определенное время, а честию седалища и стояния да пользуются, довольствуясь председанием, и плача пред Господом, да простит им грех неведения. Ибо несообразно было бы благословляти другаго тому, кто должен врачевати свои собственные язвы. Сочетавшихся же с единою женою, аще поятая ими была вдовица, подобно и тех, которые, по рукоположении, приобщились единому браку, то есть, пресвитеров, диаконов и иподиаконов, по устранении от священнослужения на некое краткое время и по епитимии, паки возстановляти на свойственные им степени, с возбранением возводити их на иный высший степень, и притом, явно, по расторжении неправильнаго сожития. Но сие постановили мы для тех, которые, как сказано, до пятагонадесять дня месяца ианнуариа четвертаго индикта, обличены в вышеозначенных винах, и токмо для священных лиц: отныне же определяем и возобновляем правило, которое гласит: кто по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел: тот не может быти епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина. Такожде взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню или позорищную, не может быти епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина.

Источник: Издательство «Отчий дом» Москва 2001 г.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Правила Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора)
Правило 1

При начатии всякаго и слова и дела наилучший чин есть от Бога начати, и с Богом оканчивати, по глаголу Богослова. Сего ради и ныне, когда и благочестие нами уже ясно проповедуется, и церковь, в которой Христос положен основанием, непрестанно возрастает и преуспевает, так что паче кедров ливанских возвышается, полагая начало священных словес, Божиею благодатию определяем: хранити неприкосновенну нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей слова, богоизбранных апостолов; еще же и от трех сот осмьнадесяти святых и блаженных отец, при Константине царе нашем, на нечестиваго Ария, и на вымышленное им языческое инобожие, или, свойственнее рещи, многобожие, в Никеи собравшихся, которые единомыслием веры, единосущие в трех Ипостасях Богоначального естества открыли нам и уяснили, не попустив сему сокрыту быти под спудом неведения: но ясно научив верных покланятися, единым поклонением, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ниспровергли и разрушили лжеучение о неравных степенях Божества, и еретиками из песка сложенныя противу православия детския построения разорили и низринули. Такожде и при Великом Феодосии, царе нашем, ста пятидесятью святыми отцами, в сем царствующем граде собравшимися, провозглашенное исповедание веры содержим, богословствующия о Святом Духе изречения приемлем: а нечестиваго Македония, купно с прежними врагами истины, отреваем, яко буйственно дерзнувшаго почитати владыку рабом, и нагло хотевшаго пресещи несекомую единицу, так что не было бы совершенно таинство упования нашего. Купно с сим гнусным, и против истины неистовствовавшим, осуждаем Аполлинария, тайноводителя злобы, который нечестиво изрыгнул, аки бы Господь приял тело без души и ума: сим образом такожде вводя помышление, аки бы спасение соделано для нас несовершенное. Такожде и при Феодосии, сыне Аркадия, царе нашем, собравшимися в первый раз во граде Ефесе, двумя стами богоносных отец изложенное учение яко несокрушимую благочестия державу, согласием запечатлеваем, единаго Христа Сына Божия и воплотившагося проповедуя, и безсеменно родившую Его, непорочную Приснодеву исповедуя собственно и истинно Богородицею: а безумное разделение Нестория, яко от жребия Божия отлученное, отвергаем, ибо он учит, что един Христос есть отдельно человек, и отдельно Бог, и возобновляет иудейское нечестие. Православно утверждаем такожде и в областном граде Халкидоне, при Маркиане, царе нашем, шесть сот тридесятию богоизбранными отцами начертанное вероисповедание, которое концам земли велегласно возвестило единаго Христа Сына Божия, состоящаго из двух естеств, и в сих самых двух естествах славимаго: а суемудраго Евтихия, который говорил, что Великое таинство спасительнаго домостроительства совершилось призраком, яко нечто чудовищное, и яко заразу, из священных оград церкви извергло, с ним же и Нестория и Диоскора, из коих един был защитником и поборником разделения, а другий смешения, и которые от противоположных стран нечестия низринулися в единую пучину погибели и безбожия. Еще же и ста шестидесяти пяти богоносных отец, собравшихся в сем царствующем граде, при Иустиниане, блаженныя памяти царе нашем, благочестивыя глаголы, яко от Духа произнесенные, ведаем, и оным потомков наших научаем. Они Феодора мопсуестскаго, Несториева учителя, и Оригена, и Дидима, и Евагрия, возобновивших еллинские басни, и прехождения и превращения некоторых тел и душ паки нам представивших на позор, в сонных мечтаниях блуждающаго ума, и противу воскресения мертвых нечестиво и нездравомысленно возстававших, такожде написанное Феодоритом противу правыя веры и противу дванадесяти глав блаженнаго Кирилла, и, так называемое, письмо Ивы, соборно предали проклятию и отринули. И недавно при царе нашем, блаженныя памяти Константине, в сем царствующем граде сошедшагося шестаго собора вероисповедание, которое вящшую крепость прияло, когда благочестивый император постановления онаго собора своею печатию, ради достоверности, на все веки утвердил, вновь обязуемся хранити ненарушимо. Оно боголюбиво изъяснило, яко должны мы исповедывати два естественныя хотения, или две воли, и два естественныя действа в воплотившемся, ради нашего спасения, едином Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге: а тех, которые правый догмат истины извратили, и едину волю и едино действо, в едином Господе Боге нашем Иисусе Христе, людям проповедывали, судом благочестия обвинило, яко Феодора (епископа) фаранскаго, Кира александрийскаго, Онория римскаго, Сергия, Пирра, Павла, Петра, бывших в сем богоспасаемом граде предстоятелями, Макария антиохийскаго епископа, ученика его Стефана, и безумнаго Полихрония, сим образом соблюдая неприкосновенным общее тело Христа Бога нашего. Кратко рещи, постановляем, да вера всех в церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдается твердою, и да пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов истины, вотще скрежетавших на Бога, и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Аще же кто либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия христианскаго, яко чуждый, да будет исключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, ниже прибавляти что либо, ниже убавляти, и не могли никоим образом.

Gregor. Theol., Orat. 2, c. 1 [Migne, s. g., t. 35, col. 408].

Символы, догматы и определения этих вселенских соборов приведены в моем “Зборнике” правил (2 изд. 1886 г.), стр. XXIV и далее. См. и в Книге правил. Об Аполлинарии же, о котором это правило упоминает, см. в толковании 1-го правила II Всел. Собора.

Источник

Трулльский Собор

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

100 правило трулльского собора V Вселенский Собор. Миниатюра афонской рукописи XVI в.

Трулльский Собор, названный так по палате императорского дворца, в котором он проходил, созван был при Патриархе Константинопольском Павле III для решения исключительно дисциплинарных вопросов, которые не рассматривались ни на V, ни на VI Вселенских Соборах. Ему предшествовал еще один Собор, созванный для проверки вначале оказавшихся в частных руках, а затем переданных в императорский архив актов VI Вселенского Собора. В нем участвовали патриархи Константинопольский Павел и Антиохийский Александр, как и его предшественник Феофан, постоянно пребывавший в Константинополе. Собор удостоверился в подлинности сохранившихся соборных актов, о чем император Юстиниан II сообщил папе Иоанну в послании, датированном 14 марта 687 г.

Трулльский Собор открылся 1 сентября 691 г. и заседал ровно год, до 31 августа 692 г. На нем присутствовали 227 отцов — епископов или их представителей. Результатом его деяний стали 102 канона, которые в православной традиции рассматриваются как правила VI Вселенского Собора. Иногда этот Собор, считающийся продолжением VI Вселенского, называют Пято-Шестым, чтобы таким образом символически обозначить присутствие в каноническом корпусе правил всех Вселенских Соборов.

1-е правило Собора содержит исповедание православной веры

1-е правило Собора содержит исповедание православной веры, изложенное предшествующими Вселенскими Соборами, вслед за утверждением недопустимости «нововведений и изменений веры, преданной нам от самовидцев и служителей Слова». В энергичных выражениях в нем отвергаются ереси «нечестивого Ария», «нечестивого Македония», «безумное разделение Нестория» и ряд других ложных учений, осужденных Соборами.

В своем 2-м правиле Трулльский Собор суммирует правотворчество Церкви эпохи Вселенских Соборов, перечисляя каноны, принятые на Вселенских и поместных Соборах, а также правила святых отцов. При этом на первое место в перечне канонов поставлены «нам преданные именем святых и славных апостолов осмьдесят пять правил», то есть «Апостольские правила». За перечнем изданных ранее канонов следует такой текст: «Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти или отменяти, или, кроме предложенных правил, приимати другия, с подложными надписаниями составленныя некими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною». Таким образом, в соответствии с мыслью отцов, выраженной в этом каноне, канонические нормы отмене не подлежат, в отличие от церковных законов, издаваемых поместной церковной властью или епархиальными архиереями, которые могут быть отменены или заменены. По характеристике епископа Никодима (Милаша), «правилом этим утверждено каноническое, вселенское значение за сотнями правил, имевших по своему происхождению значение и обязательную силу лишь для отдельных областных церквей, теперь же все эти сотни правил получают вселенское значение и общеобязательную силу для всей Церкви» [3]

Несколько правил Трулльского Собора затрагивают тему Крещения. Так, согласно 78-му правилу, готовящиеся к Крещению обязаны предварительно обучаться православной вере, после чего епископ или пресвитер должен оценить, насколько основательно они усвоили христианское вероучение. В соответствии с 84-м правилом, необходимо крестить найденышей, если достоверно не известно, были ли они крещены. 59-й канон требует, чтобы Крещение неукоснительно совершалось в храме: исключение допускается лишь в случаях необходимости и с разрешения епископа, о чем идет речь в 31-м правиле. В соответствии с этим каноном, позднейшая церковная практика допускала правомерность совершения Крещения на дому без предварительного благословения со стороны архиерея лишь при крайней необходимости, вызванной, например, смертельной опасностью либо гонениями на христиан.

Вопросу о присоединении раскольников и еретиков к Православной Церкви посвящено 95-е правило Трулльского Собора. По существу дела, это правило явилось завершением канонического законодательства Древней Церкви относительно воссоединения еретиков и раскольников. В 95-м правиле почти буквально воспроизводится текст большей части 7-го правила II Вселенского Собора. Из 19-го правила I Никейского Собора заимствовано положение о перекрещивании павлиан, а из 1-го правила святого Василия Великого — о перекрещивании «манихеев, валентиниан, маркионитов и им подобных еретиков». Но отцы Трулльского Собора сделали и очень важное дополнение к канонам о «присоединении к Православию и к части спасаемых»: «Несториане же должны творити рукописания и предавати анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышесказанныя ереси; и потом да приемлют святое причащение». Речь идет о присоединении несториан через покаяние, без Крещения и Миропомазания, что впоследствии стало именоваться третьим чином. Таким образом, 95-е правило Трулльского Собора требует принимать по первому чину, через Крещение, крайних еретиков: павлиан, евномиан, савеллиан, монтанистов; по второму чину, через Миропомазание, — македониан, новациан, ариан, аполинариан; и, наконец, по третьему, через покаяние, — несториан. О монофизитах прямо в правиле речь не идет, но из контекста, из того, что канон требует от несториан анафематствовать ересь Евтихия, Диоскора и Севира, по-разному имеющих отношение к монофизитству, но отнюдь не к несторианской ереси, ясно, что в действительности это требование относится и к монофизитам, обращающимся в Православие, что подтверждается и многовековой практикой их присоединения через покаяние.

Ряд канонов Трулльского Собора посвящен статусу клириков, их обязанностям, требованиям к их образу жизни, а также их поставлению, и, в частности, возрастному цензу поставляемых на священные и церковнослужительские степени. Так, в 14-м и 15-м правилах Трулльского Собора установлен возрастной ценз поставляемых в пресвитеры (не менее 30 лет), диаконы (25 лет) и иподиаконы (20 лет). На практике, однако, и в древности, и в новое время от этого правила допускались и допускаются отступления. 6-е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления. Логика этого запрета заключается в том, что было бы противно закону духовного роста вступать в плотской брак после хиротонии, совершаемой в образ обручения с паствой. В 3-м правиле делаются, правда, исключения из применения этого закона, такие, однако, которые имеют лишь историческое значение и действовали лишь по отношению к современникам Трулльского Собора. Своим 12-м правилом Собор запретил брачное сожительство епископам. В 26-м правиле предусмотрено пожизненное запрещение в служении пресвитеров, которые по неведению вступили в неправильный брак, при условии, что незаконный брак будет расторгнут. В противном случае, по толкованию Зонары, оба супруга подлежат отлучению от Церкви.

В 37-м каноне содержится норма относительно епископов, правильно поставленных, но не смогших не по своей вине, а по причине «варварских нашествий» отправиться в свой город. Согласно этому канону, они не только сохраняют свой сан, но и могут в том городе, в каком они вынужденным образом пребывают, совершать епископское служение со всеми административными правами правящих епископов — разумеется, в том случае, если кафедра этого города вакантна.

Отцы Трулльского Собора воспретили симонию — поставление за мзду

В заботе о соблюдении церковной дисциплины отцы Трулльского Собора в 34-м правиле, под угрозой извержения из сана, запретили клирикам «вступать в соумышления, или скопища, или строить ковы епископам или соклирикам». В соответствии с 31-м правилом, священники, во всем подчиняясь своему епископу, могут совершать священнодействия в домовых храмах лишь по его благословению. Неукоснительное подчинение клириков своим епископам выражается также в том, что когда клирик одной епархии по какой-либо уважительной причине должен перейти из нее в другую епархию, он может сделать это лишь в том случае, если имеет отпускную грамоту от своего епископа. Этой теме посвящено 17-е правило. 18-м правилом клирикам, оставившим свои церкви «по причине нашествия варваров или по иному какому обстоятельству», предписывается под угрозой извержения из сана возвратиться к своим церквям, когда прекратится нашествие.

7-й канон Трулльского Собора устанавливает должную субординацию между клириками разных степеней. В нем пресекаются злоупотребления со стороны диаконов, которые пытались ставить себя в некоторых отношениях выше пресвитеров. Правило это гласит: «Диакону, аще бы имел и достоинство, то есть какую-либо церковную должность, не занимати места выше пресвитера, разве когда, представляя лице своего Патриарха или митрополита, прибудет во иный град для некоего дела». Злоупотребление, о котором говорят отцы Трулльского Собора в этом каноне, совершали, очевидно, чаще других архидиаконы, которые были часто ближайшими помощниками епископов; особенно большим влиянием они пользовались в Риме и Александрии. Это правило замечательно также тем, что в нем впервые в канонах употребляется Патриарший титул.

В 16-м правиле отцы Трулльского Собора, ссылаясь на святителя Иоанна Златоуста, отрицают клирикальный статус тех диаконов, поставление которых описано в «Апостольских деяниях» и чье служение, в соответствии с мыслью отцов Собора, заключалось в делах «человеколюбия и попечения о нуждающихся». Прагматическое значение этого правила заключалось в отвержении распространившегося в некоторых церквах, в особенности в Римской и вообще на Западе, обычая иметь в епископии не более 7 диаконов, по примеру поставления 7 диаконов апостолами.

Самая суть монашества заключается в подвиге непрестанного покаяния

Ряд правил Трулльского Собора посвящен регламентированию статуса монашествующих и монастырей. При этом, согласно 81-му правилу Трулльского Собора, монахи стоят в одном ряду с мирянами, а не с клириками, поскольку сами по себе монашеские обеты не сообщают монахам звания духовных лиц. В 43-м правиле говорится о том, что для монашеского пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом, какая предполагается относительно кандидата священства, необходимо только искреннее покаянное настроение, ибо самая суть монашества заключается в подвиге непрестанного покаяния. В 49-м правиле Трулльского Собора повторяется норма, содержащаяся в 24-м правиле IV Вселенского Собора, о недопустимости превращения ранее освященных монастырей в мирские жилища.

Отцы Трулльского Собора в своих правилах затрагивают также тему соборов. 37-м Апостольским правилом был установлен порядок созывать соборы епископов не реже двух раз в году. Трулльский Собор своим 8-м правилом вносит новшество, постановляя впредь созывать соборы не реже одного раза в год, сославшись при этом на трудности, вызванные, в частности, набегами варваров. В соответствии с этим правилом, по зову первоиерарха все епископы обязаны являться на указанное им место. Отсутствующие без уважительной причины подлежат прещениям. Делать из этого правила вывод, что канонический порядок соблюдается только в тех случаях, когда соборы созываются два раза или единожды в год, было бы каноническим буквализмом. Очевидно, что когда в связи с укрупнением поместных церквей соборы стали созываться еще реже, это не было отступлением от канонических принципов, ибо принципиальная и неизменная экклезиологическая идея как 37-го Апостольского, так и 8-го правила Трулльского Собора заключается в соборности, а конкретная периодичность в созыве соборов может, если руководствоваться примером отцов Трулльского Собора, устанавливаться с учетом обстоятельств своего времени, которые не остаются на века одними и теми же.

В 35-м правиле предусмотрена мера, направленная на неприкосновенность имущества епископской кафедры со стороны первого епископа поместной церкви — митрополита: «Да не будет позволено никому из митрополитов, по смерти епископа, подвластного его престолу, отнимати или присвояти имение его или церкви его, но да состоит оно под охранением клира тоя церкве, коея предстоятелем был преставльшийся».

В заботе о чистоте проповедуемого в Церкви учения отцы Трулльского Собора в 63-м правиле постановили предавать огню апокрифические повествования о мучениках, составленные для поругания христианской веры: «Повести о мучениках, врагами истины лживо составленныя, дабы обезславити Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем не обнародовати в церквах, но предавати оныя огню. Приемлющих же оныя, или внимающих оным как будто истинным, анафематствуем».

Ряд правил Трулльского Собора касаются богослужения, и, в частности, совершения Евхаристии. В 32-м каноне отвергается распространенная в Армении практика совершать Евхаристию на вине, не смешанном с водой, и предписывается под угрозой извержения из сана виновных соединять воду с вином при приготовлении Святых Даров. В соответствии с 29-м правилом хранение литургического поста перед совершением Божественной литургии предписывается во всех случаях, не исключая и Великого четверга, для которого делалось исключение отцами Карфагенского Собора. 101-е правило Трулльского Собора предписывает при причащении Святым Таинам «слагать руки» «во образ креста». В 57-м правиле Собора содержится запрет мирянам «преподавать себе Божественные Тайны», впрочем, под угрозой весьма мягкого наказания — отлучения от церковного общения на одну неделю. В 90-м правиле Трулльского Собора повторяется содержащееся в 66-м Апостольском правиле предписание не преклонять колен в храме за богослужением, а также во время келейной молитвы в воскресные дни. В соответствии с 80-м правилом клирики всех степеней подлежат извержению из сана, а миряне — отлучению от церковного общения, в случае, если они без уважительных причин пропустят три воскресных богослужения подряд. Канонисты часто приводят в пример это правило как практически не соблюдаемое в церковной дисциплинарной практике по причине икономии. Согласно 69-му правилу Трулльского Собора, мирянам не дозволяется входить в алтарь — исключение делается лишь для особы императора: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго алтаря. Но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

В 74-м правиле Собора воспрещается устроение агап: «Не должно в местах, посвященных Господу, или в церквях совершати так называемые трапезы братолюбия, и внутри храма ясти, и ложе постилати». Ради соблюденния святыни храма в 76-м правиле возбраняется внутри ограды храма устраивать корчемницы и торговые лавки. В 88-м правиле воспрещено вводить в храм животных, «разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы, и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни».

100-е правило Трулльского Собора направлено против языческого чувственного искусства

Отцы Собора затронули также тему иконописания. В 82-м правиле они запретили изображать Спасителя в символическом образе Агнца. 100-е правило Трулльского Собора направлено против языческого чувственного искусства, в нем под угрозой отлучения запрещено делать «изображения на досках, или на ином чем представляемые, обаяющия зрение, растлевающия ум, и производящия воспламенения нечистых удовольствий».

Трулльский Собор установил основы брачного права Православной Церкви. Отцы Собора в 53-м и 54-м правилах установили степени кровного и духовного родства, а также свойства, запретные для вступления в брак. Древняя Церковь запрещала браки православных с еретиками. В 72-м каноне Трулльского Собора повторяется норма, ранее сформулированная в 10-м правиле Лаодикийского Собора: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися». Впоследствии в истории Церкви отношение к смешанным бракам не оставалось столь же категоричным, претерпевая изменения в разные эпохи. На основании 48-го правила Трулльского Собора, брак расторгается в случае избрания мужа епископом.

Древняя Церковь запрещала браки православных с еретиками

Последнее, 102-е правило Трулльского Собора предписывает при наложении епитимий руководствоваться духом икономии и рассудительностью, заботясь более всего об уврачевании души кающегося грешника.

Правила Трулльского Собора в своей совокупности, подобно Апостольским правилам или канонам поместного Карфагенского Собора, охватывают все основные темы церковного права, представляя собой своего рода целостный свод церковноправовых норм, действовавших в конце VII века.

В православной традиции Трулльский Собор рассматривается как продолжение VI Вселенского Собора, но признание этого его статуса на Западе оказалось проблематичным. Легат папы Римского, епископ Гортинский Василий, участвовавший в соборных деяниях, подписался под его актами, но папа Сергий отказался поставить свою подпись под высланным ему текстом канонов Трулльского Собора. Однако когда впоследствии, на VII Вселенском Соборе, правила Трулльского Собора были упомянуты как каноны VI Собора, он в послании святому Патриарху Константинопольскому Тарасию выразил признание этих канонов. И уже после разделения, в средневековую эпоху, папа Иннокентий III упоминал 82-е правило Трулльского Собора как канон VI Вселенского Собора. Многие из правил Трулльского Собора вошли в классический канонический сборник Католической Церкви — «Декрет» Грациана.

Ряд канонов Трулльского Собора направлен против практики Римской Церкви

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *