100 сабов это что

Куда поставить сабвуфер? Советы по установке и настройке

100 сабов это что

100 сабов это что

Содержание

Содержание

Жирный бас любят все, кроме соседей. В аудиосистемах, домашних кинотеатрах и саундбарах источником баса служит сабвуфер. Куда его поставить и как настроить так, чтобы получить самый густой и читаемый бас, не став при этом врагом всея подъезда?

В низких частотах есть нечто грандиозное и даже мистическое. Мало того, что бас улавливается не только ушами, но и ощущается всем телом, так еще и источники басовых волн в природе — масштабные события вроде гроз и землетрясений. В музыке низкочастотная составляющая — это фундамент трека, который формирует грув и кач. В фильмах и играх бас дает львиную долю вау-эффекта в экшн-сценах: взрывы, выстрелы, разрушения будут плоскими и невыразительными без низких частот.

Чтобы воспроизводить частоты от 20–30 Гц, нужны динамики по 8–10 дюймов — ящики размером с комод. Сабвуфер же позволяет сохранить низкие частоты и уменьшить габариты колонок. По сути, саб — это большой динамик в отдельном ящике. Человеческое ухо не способно уловить направление низкочастотных звуков, поэтому аудиосистемы комплектуются всего одним сабвуфером.

Проблемы с сабом

100 сабов это что

Несомненный плюс сабвуфера в том, что его не нужно располагать строго в определенной точке, как колонки. Теоретически, его можно приткнуть, куда угодно, и отовсюду будет одинаково слышно. На практике же именно с ним чаще всего и возникают проблемы: поставишь в угол — бубнит и гудит, аж стены трясутся, поставишь в центр — бас вообще пропадает. Если поставить саб на стеллаж, в шкаф, в антресоль, под стол или диван, то баса будет больше, однако он станет более гудящим и мутным.

Многое зависит от помещения: его размеров, формы и даже количества мебели. Звуковые волны — реальный физический объект, который взаимодействует с окружающим пространством, а низкие частоты несут больше всего энергии. Если комната маленькая, то энергии сложно рассеяться в замкнутом пространстве. В итоге образуются стоячие волны. Их называют комнатными модами, есть калькуляторы, позволяющие их рассчитать, исходя из габаритов комнаты.

100 сабов это что

В большой комнате моды могут быть ниже 20 Гц, такие не будут мешать. Но чем комната меньше, тем выше частоты, на которых образуются стоячие волны. Причем если проблема есть на 50 Гц, то она будет и на кратных им 100 Гц и 200 Гц.

Чтобы обнаружить моды самостоятельно, достаточно включить несколько тестовых сигналов на басовых частотах и походить по комнате. В некоторых точках (например, в углах) баса будет очень много, а в некоторых (обычно по центру) словно не будет вообще. Оно и понятно — часть волн складывается с волнами из саба, усиливая друг друга, а другая часть входит с источником в противофазу и образует пустоты. Имеет смысл запомнить эти точки, не ставить туда саб и не делать точку прослушивания.

Второй момент — сабвуфер ощутимо вибрирует при работе, а если поставить его прямо на пол, да поближе к стене, то вибрировать будет весь подъезд. Аналогично со столом или шкафом: звук распространяется в твердом веществе намного лучше и быстрее, чем по воздуху, поэтому деревянная мебель лишь усилит дрожание и вибрации. Многие сабы уже снабжены резиновыми ножками, но если дополнительно поставить его на виброизолирующую подставку, она поглотит большую часть вибраций. Такие продаются в готовом виде, но можно сделать и самому из плотного поролона.

Как найти лучшую точку для саба?

Некоторой опорной точкой можно назвать золотое сечение. Расстановка акустических систем согласно пропорции золотого сечения уменьшает влияние комнатных мод и дает наилучшие результаты. Например, можно в каждом углу отмерить прямоугольник с соотношением сторон 1:1.618, в два фронтальных угла поставить колонки, а сзади в углу — саб.

100 сабов это что

Однако лучшим способом найти идеальную точку для сабвуфера является метод научного тыка. Например, можно выделить 10 возможных вариантов для расположения саба и поочередно проверять их, таская саб туда-сюда.

Но есть лайфхак, который сэкономит силы и время:

Поставить сабвуфер в точку прослушивания и походить по комнате в поисках места, где звук будет самым жирным, детальным и разборчивым. Туда и нужно поставить саб.

100 сабов это что

Иногда такую точку найти не удается. Какие-то частоты, скажем, 40 и 80 Гц, звучат хорошо, а, например, 30 и 60 проваливаются. Решением может быть покупка второго сабвуфера, который располагается в точке, где хорошо звучат проваливающиеся частоты.

Как подружить комнату с низкими частотами?

100 сабов это что

Проблема с низкими частотами — самая большая головная боль меломанов и хоум-продюсеров. Самый простой способ обуздать бас — поглотить его большой массой пористого материала. Обычно это делают с помощью минеральной ваты. Для этого по углам комнаты (там бас накапливается сильнее всего) устанавливают басовые ловушки из минваты. Однако в небольшой комнате эти ловушки будут съедать по полметра от каждого угла. Не каждый решится на такой шаг.

100 сабов это что

Если проблема с какой-то одной частотой или диапазоном частот, который звучит заметно громче, более эффективными будут резонаторы. К примеру, диафрагмальный резонатор имеет не очень большие размеры, вешается на стену и представляет собой глухую коробку с фанерой спереди. Внутри находится кусок минваты. Мембрана из фанеры входит в резонанс с нужным диапазоном частот и поглощает их энергию. Рассчитать такой можно с помощью специального калькулятора.

100 сабов это что

Резонатор Гельмгольца — многие слышали этот термин, а некоторые автолюбители даже используют такую штуку для подавления гула прямотока. В домашней и студийной акустике резонаторы Гельмгольца примеряются, чтобы ювелирно вырезать определенную частоту в басовом диапазоне. Резонатор выглядит как полый ящик или сосуд с дыркой, в нее попадает аудиоволна, прибор входит с ней в резонанс и «съедает» ее. Если сделать полый ящик и обить его спереди досками, между которыми оставить щели в 0,5–3 см шириной (или просто просверлить дырки разного диаметра), то получится резонатор Гельмгольца, работающий в определенном диапазоне частот.

Все это профессиональные методы, которые отнимут много сил и времени. Есть и простые, хоть и менее эффективные способы:

Как настроить сабвуфер?

Если даже в наилучшей точке сабвуфер звучит «грязно», а звук словно рассыпается на составляющую колонок и саба, то дело может быть в настройке. Параметров немного, но они важные.

Кроссовер

Эта та точка на АЧХ, с которой сигнал будет становиться тише в колонках и громче в сабвуфере, проще говоря — эдакая склейка частот. Здесь все зависит от того, какие динамики установлены в колонках. Если это маленькие сателлиты, склейку можно сделать в районе 150–200 Гц, но если это большие напольные колонки с динамиками 4–6 дюймов, то в районе 60–80 Гц, а если 8–10 дюймов — то в районе 40–50 Гц.

Производители профессиональной аудиотехники также рекомендуют найти минимальную воспроизводимую частоту и умножить ее на полтора. К примеру, колонки могут звучать до 40 Гц, тогда срез нужно сделать на 60 Гц.

Громкость

Отвечает за количество низкочастотной составляющей в сигнале. Начать можно с 12 часов, а потом крутить по вкусу. Также можно использовать измеритель шума на смартфоне: с помощью тестового сигнала измерить уровень колонок, затем отключить и подогнать под это значение саб.

Чтобы получился хороший звук, динамики колонок и сабвуфера должны двигаться одновременно друг с другом в одном и том же направлении. Поэтому на сабе есть регулятор полярности фазы. Если расположить его напротив колонок, нужно развернуть фазу на 180 градусов, чтобы звуковые волны от обоих источников усиливали друг друга, а не взаимовычитались.

Иногда фазу можно не только развернуть, но и регулировать реостатом, что позволяет настроить ее идеально точно. Для этого есть лайфхак: нужно встать посередине между сабом и одной из колонок (вторую можно выключить) и попросить друга покрутить регулятор фазы. На треке, насыщенном низкими частотами, будет заметно, как эти низкие частоты смещаются то к колонке, то к сабвуферу. Ручку фазы нужно оставить в положении, когда бас будет посередине между колонкой и сабом.

Если в арсенале есть шумомер, можно применить другой способ. Для этого надо запустить тестовый сигнал на частоте стыка колонок и саба (к примеру, 50 Гц), расположить шумомер в точке прослушивания и подвигать саб, пока прибор не покажет ноль — волны будут в противофазе. Остается только щелкнуть тумблером, развернув фазу на 180 градусов.

Сабвуфер и альтернативы

100 сабов это что

Чтобы подобрать саб, стоит ориентироваться на размеры комнаты:

Но прежде, чем выбирать, стоит посмотреть на комнатные моды и задать себе вопрос о том, нужен ли саб в принципе. Не все меломаны любят сабвуферы: кто-то считает, что он годится лишь для того, чтобы долбить дабстепом в соседей, кому-то не удается подружить его с комнатой, а кто-то вообще находит больше красоты в средних и высоких частотах, ведь именно там лежит большинство инструментов, включая самый важный — вокал. Здесь также стоит помнить, что большая часть музыки сводится на мониторах ближнего поля, которые редко играют ниже 50 Гц. Так что поиск треков с жирным и разборчивым басом может стать проблемой (здесь — небольшая подборка).

Альтернативой сабвуферу могут стать колонки с динамиками от 7-8 дюймов — они воспроизводят частоты до 30–40 Гц. В большинстве своем это напольные стереосистемы, но бывают и полочные. И, конечно, не стоит забывать про студийные мониторы с восьмидюймовыми динамиками. Они дают нейтральный, но очень детализированный звук, без горбов и провалов на АЧХ.

Заключение

Так или иначе, сабвуфер сегодня остается самым популярным способом получить впечатления от низких частот. И если у меломанов еще есть альтернативы, то домашний кинотеатр или саундбар невозможно представить себе без саба. Правильный подбор, установка и настройка этой простой, на первый взгляд, коробки многократно усилит производимый ею эффект и избавит от конфликтов с соседями и домочадцами.

Источник

ТОП-10 лучших сабвуферов для дома

100 сабов это что

100 сабов это что

100 сабов это что

Рано или поздно у многих владельцев акустических систем или домашних кинотеатров возникает желание прокачать низы для наслаждения первоклассным звучанием басов и эффектом присутствия в кинотеатре. Ни одни колонки не сравнятся с хорошим сабвуфером. Как выбрать саб, который на 100% обеспечит мощные и чистые басы, не будет слишком требователен к размещению, не станет раздражать дребезжанием, гудением и бестолковым буханием вместо бархатистых низких частот — полезная информация при поиске оптимальной модели.

100 сабов это что

Сабвуферы — устройства, которые могут отдельно воспроизводить низкие и даже инфразвуковые частоты. Именно эти басы делают звук объемным, глубоким и громким. Создается обволакивающий драматический эффект присутствия и реалистичности спецэффектов в кино. Создание моделей сабов подчинено разделу физики под названием «Акустика». Именно законы физики определили внешний вид и конструкцию современных сабвуферов. В зависимости от исполнения различают несколько видов этих устройств.

По типу взаимодействия динамика с корпусом сабы, которые массово продаются, бывают:

В закрытом не происходит взаимодействия динамика с воздухом, что меньше искажает звук. Минус — он испытывает больше давления и перегрузок при повышении громкости и мощности звучания. Такие устройства — сложные инженерные конструкции. Стоимость их довольно высока. Зато они не так зависимы от выбора места в помещении для идеального отыгрывания низких частот.

Фазоинверторные модели более распространены, т.к. проще и дешевле. Через порт фазоинвертора происходит обмен воздухом, на динамик идет меньше давления, но зато поверхность пола и обстановка помещения больше влияют на звук, могут искажать и гасить его. Именно с фазоинверторными сабами приходится искать оптимальную точку в комнате для лучшего звучания басов.

А по подаче мощности различают:

В активном сабе усилитель встроен в корпус. Это удобно, не требует тонкой настройки всех компонентов акустической системы, т.к. производители сами ставят фильтр высоких частот. Активный тип сабвуферов уверенно вытесняет более дешевый пассивный благодаря комфорту использования простыми пользователями. Можно просто подключить устройство в систему (или к телевизору, компьютеру), и она будет четко работать, не требуя точной отладки, специальных навыков и знаний. Люди готовы переплатить за удобство и простоту работы с такой акустикой.

Пассивные сабы требуют подключения к внешнему усилителю. Если есть опыт в этой сфере, то такой тип сабвуфера не будет минусом. Ведь можно собрать систему с очень мощным усилителем в пределах 1000 ватт, которому под силу прокачать любые басы. Также этот вариант идеален, если хочется создать настоящий эффект кинозала с помощью 2 или 3 сабов.

Еще один важный параметр техники — это диаметр диффузора у динамика. Чем больше этот показатель, тем больше мощных басов способен выдать сабвуфер. Сейчас самые распространенные размеры в дюймах:

Часто производители выпускают линейку из 3 моделей в 3 типоразмерах, соответствующих еще и 3 ценовым категориям: 8 дюймов — дешевая модель, 10 дюймов — средняя цена, 12 дюймов — топовая дорогая модель.

Прослеживается взаимосвязь между диаметром динамика и оптимальной площадью помещения для саба:

Поэтому не стоит для маленькой заставленной мебелью комнаты покупать устройство с огромным динамиком. И басы как следует не раскроются, и обстановка, и соседи могут пострадать.

Критерии выбора

100 сабов это что

Выбирать специализированную технику всегда сложно. Особенно это касается акустической системы, т.к. попытки ориентироваться на отзывы владельцев и обзоры экспертов обречены на неудачу — восприятие звука у всех очень индивидуально. Рейтинги лишь помогают собрать информацию. Как же купить сабвуфер для дома и не прогадать?

Прежде всего, нужно определиться с ценовой категорией и узнать самые популярные в ней модели разных брендов. Обычно речь идет о 3 сегментах:

Затем нужно пойти в магазин и выбрать несколько сабов под свой бюджет для сравнения их звучания. Это сразу снимет многие вопросы и развеет лишние сомнения. Вживую выбирать гораздо проще, а главное — можно сразу получить представление об эффекте от сабвуфера. Если дома устройство будет звучать хуже, то нужно или дать ему время на разогрев, или искать оптимальную точку в помещении.

После определения фаворита по звуку стоит обратить внимание на то, насколько он подходит вашей ситуации:

Закрытый тип сабвуфера не требователен к месту в помещении, если в комнате мало свободного пространства и много мебели, то лучше выбирать из подобных моделей.

Лучший сабвуфер для дома

Yamaha YST-SW315

100 сабов это что

Лучший саб с Hi-Fi звучанием для домашней акустики. Достойный продукт известного своим качеством бренда. Есть 2 предустановленных режима. При грамотном расположении в небольшой комнате звучание в режиме кино практически безупречно. Режим прослушивания музыки не так идеален, но соответствует цене девайса. Регулировок хватает для точной настройки. Отдельный сильный плюс — стильный дизайн модели в черном полированном лаке. Производитель постарался сэкономить на мелочах (нет кабеля и пульта в комплекте, внутри корпусу не хватает шумоизоляции), чтобы покупатели смогли позволить себе относительно недорогой сабвуфер с мягкими и мощными басами.

Jamo SUB 210

100 сабов это что

Несмотря на маленький размер, этот «кубик» хорошо себя показывает в помещениях до 40 м². Владельцы отмечают красивый и мягкий бас, который получают с помощью саба. Для музыки не дотягивает верх, иногда начинает гудеть и бубнить. Но для мощных низов при просмотре фильмов и в играх подходит вполне. Нужно быть осторожнее с материалом корпуса — на стыках отходит пленка. Зато в комплекте очень качественный кабель, которым сразу можно подключить устройство.

JBL LSR310S

100 сабов это что

Студийный сабвуфер, предназначенный для использования в домашней студии и для подключения профессионального оборудования. В нем применяется запатентованная JBL технология волновода Image Control Waveguide, благодаря которой звук басов без искажений воспринимается в любой точке помещения. Корпус МДФ и фирменный дизайн порта фазоинвертора делают узнаваемым внешний вид модели. Динамичные, почти клубные басы уверенно звучат без потери качества на всех частотах. Заявка на профессиональный студийный уровень оборудования не совсем удалась.

Pioneer S-51W

100 сабов это что

Очень качественный недорогой саб от известного бренда. Идеально работает в паре с таким же ресивером. Дает чистый и ясный бас на любой частоте, но не хватает хода динамика на большой громкости, похрипывает. Вентилятор усилителя работает неслышно. Для фильмов за свою цену даже перерабатывает. Мощно отыгрывает басы всех звуковых дорожек. С музыкой звучит не хуже, но требовательным меломанам лучше подобрать более дорогое Hi-Fi оборудование. Хорошо работает с любой конфигурацией помещения. Звучит даже в углу, что может не каждый саб.

Bowers & Wilkins ASW610

100 сабов это что

Один из лучших сабвуферов для домашнего кинотеатра от фирмы, которая успешно позиционирует свои модели на рынке акустики в средней и дорогой ценовой категории. В модели очень много продуманных мелочей, начиная от выбора цвета из 4 предложенных, до комплектации шипами и мягкими ножками. Устройство отличается наличием 2 цифровых модулей, которые заменяют стандартный усилитель. Большой кевларовый динамик имеет 2 звуковые катушки, что обеспечивает динамику звучания и быструю реакцию при переключении частоты. Материал диффузора и его конструкция — инновация Bowers & Wilkins.

Wharfedale SPC-10

100 сабов это что

Просто отличный выход для тех, кому нужен мощный звук в фильмах, качественные басы для музыки, но за приемлемые деньги. Устройство — лучшее соотношение цены и качества. Это средний саб в линейке из 3-х девайсов с диффузорами размеров 8, 10 и 12 дюймов. Интересный дизайн: не стандартный куб, а трапециевидный. Такой корпус решает конструкторскую задачу раскрыть низкие частоты без гудения. Немного огорчают непрезентабельные шипы и резиновые подножки к ним.

Boston Acoustics ASW 250

100 сабов это что

Аналог недорогих сабов Yamaha. Неплохие по чистоте басы, но не самый мощный девайс. Мощности усилителя 100 Вт иногда не хватает, чтобы прокачать низы в музыке. Спецэффекты в кино отрабатывает. Может подвисать из-за автоотключения — не успевает включиться и пропускает нужный момент в озвучке. Собран качественно, материалы корпуса и диффузора не хуже, чем в гораздо более дорогих сабах. Производит впечатление добротной вещи. Но слабоват для прослушивания музыки.

DALI SUB E-12 F

100 сабов это что

Продукт европейского бренда, славящегося дорогим акустическим Hi-Fi оборудованием. Сборка и производство в Дании, что подкупает соответствием цены действительно высокому качеству. Есть выбор цвета и исполнения кубического корпуса (орех, черный лак, белый глянец). Никаких претензий к звучанию бархатного мощного баса на любых частотах ни при просмотре кино, ни при прослушивании музыки нет. Звук просто идеальный. Усилитель 170 Вт немного не дает разогнаться динамике басов. Но это если совсем придираться. Устройство подходит для студий и домашних кинотеатров в помещениях до 30-40 м². Коннектится с любым оборудованием без капризов.

Samsung SWA-W700

100 сабов это что

Этот сабвуфер предназначен для акустической системы Soundbar. Качество продукции от именитого бренда как всегда на высоте, но за свою стоимость от устройства пользователи ожидают большего. Для меломанов, понимающих толк в Hi-Fi звучании, однозначно не пойдет. В качестве прокачки басов для домашнего кинотеатра, озвучивания мощных взрывов в играх — самое то. Подкупает невероятно стильный дизайн передней панели. На задней панели традиционно уже размещены регулировки. Есть все нужные разъемы и настройки. Трудно подключить с непривычки.

Sony SA-CS9

100 сабов это что

Лучший бюджетный саб. Инженеры Sony смогли создать достойную начинку этому акустическому устройству, а производитель смог дать низкую цену за счет дешевой отделки корпуса. Первое время пластик может издавать неприятный запах при работе сабвуфера. Модель отличает качественное звучание низов примерно с 28 Гц. Много плюсов, которые характерны больше для девайсов в 1,5-2 раза дороже: большой 10 дюймовый динамик, необходимые регулировки (громкости, частоты среза), все нужные входы для подключения в систему. Бархатные чистые басы обеспечивает НЧ фильтр. Для кино и игр великолепен, для прослушивания музыки — меломанам есть, к чему придраться по качеству и динамике звука.

Важные советы

100 сабов это что

Источник

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении «закрытый ящик» на базе динамика 100ГДН-3.

100 сабов это чтоОбзор, написанный в ходе постройки сабвуфера.
Рассчитано на подготовленного читателя.

1. Вместо предисловия.
Если посмотреть незамутнённым взглядом на выбор продаваемых сабвуферов, то можно заметить, что все модели имеют акустическое оформление — фазоинвертор (ФИ).
Я не сильно ошибусь, если напишу, что сабов в акустическом оформлении ЗЯ по доступным ценам по сути и нет.

На эту тему мне попалась любопытная статья на habr-е:
В поисках закрытого ящика или почему исчезает целый класс акустических систем (ссылка на первоисточник)

В поисках закрытого ящика или почему исчезает целый класс акустических систем
Мировая аудиоиндустрия стремительно развивается. Вектор этого развития известен, способность производить удобоваримую электронику с минимальными затратами. Казалось бы, одним из самых логичных типов акустического оформления, не требующих ничего, кроме точного расчета, максимально технологичных и дешевых является закрытый ящик(ЗЯ). При таком оформлении можно минимизировать резонансы корпуса, получить сравнительно ровную АЧХ, а при адекватном демпфировании предотвратить появление заметных на слух стоячих волн. Получается дёшево и сердито, а значит, казалось бы, должно быть востребовано. Между тем, если вы попытаетесь найти такую акустику среди актуальных предложений интернет-магазинов и салонов электроники — вас ожидает разочарование.
100 сабов это что
Ассортимент предельно мал, если сравнивать с фазоинверторной акустикой, при этом стоимость закрытого ящика существенно выше. Многие безусловно удовлетворятся старой доброй YAMAHA NS-6490 или профессиональными мониторами от Behringer. Также есть узкий сегмент встраиваемой и ландшафтной акустики, который является достаточно нишевыми и редкие дорогие образцы за полмиллиона, типа Graham Audio LS5/9f. Но в сравнении с другими типами оформления процент ЗЯ ничтожно мал. Это означает, что сегодня, новые АС с закрытым акустическим оформлением производят крайне неохотно. Под катом анализирую ситуацию и рассуждаю на тему того, почему закрытые ящики перестали быть востребованными.

Ниша закрытого ящика
С маркетологической точки зрения целевой аудиторией закрытого ящика является притязательный средний класс с уровнем интеллекта выше среднего. С одной стороны, это люди, которые хорошо понимают проблемы ставшего повсеместным фазоинверторного типа. С другой — это те, кто не способны заплатить за дорогие лабиринтные системы и поэтому выбирающие более технологичное и недорогое решение.

Это часто инженеры и другие люди, знакомые с основами акустики. В некоторых случаях такое же решение может понравится небогатым аудиофилам, которые одержимы идеей максимально высокой верности воспроизведения, но не имеют достаточно денег на ультимативно-бескомпромиссные и настолько же нерациональные дорогие решения из маркетингового класса High End.

Можно сказать, что эта категория покупателей больше прочих страдает сегодня от отсутствия продуктов. Как правило, они используют технику из сегмента попроще, при этом, с одной стороны, недовольны её качеством, а с другой, при переходе в премиум сегмент начинают жаловаться на стоимость.

И, казалось бы, всё не так сложно, достаточно начать производить хорошо рассчитанные закрытые ящики из МДФ или фанеры, и всем будет счастье. Но как обычно, дьявол скрывается в мелочах.

Проблема габаритов
Я исследовал мнение 60 человек, которых можно отнести к категории, которую я описал. Оказалось, что большинство (57 человек) из них очень заинтересованы в преимуществах, которые дает закрытый ящик. Трое сказали, что это впечатляет, но они не будут готовы быстро сменить акустику, т.к. их вполне устраивает та, что есть в настоящий момент. Однако, когда позитивно настроенное большинство узнало, что для получения звукового давления, которое обычно позволяет обеспечить фазоинвертор, понадобится увеличить объем в 3 раз, 38 человек отказалось от такого решения без обсуждения преимуществ и взвешивания фактов. Остальные же, лояльно настроенные к такому конструктивному решению, потеряли однозначную уверенность в том, что так лучше.

Получается, что даже решение, которое полностью удовлетворяет по сочетанию верность воспроизведение/стоимость, обладая значительно большими габаритами при равном или меньшем КПД, перестаёт быть интересным для подавляющего большинства потенциальных посетителей.

У такой неприязни к размерам 3 причины. Первая — эстетическая, АС такого размера с трудом сочетается с современным интерьером, где нормой, последние 15 лет, стали колонки столбики. Вторая — прагматическая, АС ЗЯ сжирает объем помещения, который часто хочется сохранить. Третья проблема массы, большие габариты гарантированно увеличивают массу устройства, что создает сложности в перспективе, например, при переезде или перестановке.

“Слабый низ”, как аргумент большинства
Те, кому довелось слышать закрытые ящики в форм факторе полноценной АС, в один голос заявляют о, якобы, “слабых” низких частотах, которых сильно не хватает. Не могу спорить с любителями низа, как минимум в силу того, что восприятие очень индивидуально и никакого стандарта в отношении тембральных акцентов не существует. При этом достаточно ровная АЧХ закрытого ящика не делает акцентов на НЧ, и любителям “сочного баса” его там очень не хватает.

Именно такие утверждения формируют проблему в производительности. По сути, по современным меркам размер такой АС непропорционален ожидаемой звуковой мощности устройства. Оно слишком тихое, что значительно затрудняет визуальную оценку предельной громкости. Работает вечное: “если они такие большие, почему они такие тихие, ведь у соседа 2 столбика, а от них просто уносит”. И именно ради соревнования с соседом Васей у, казалось бы, неглупых людей, способных оценить преимущества конструкции, полностью пропадает желание приобретать “тихие колонки”.

Сабвуфер, как исключение
Единственными современными устройствами, среди которых можно найти ЗЯ в широком ассортименте и ценовом диапазоне, являются сабвуферы. Факт в том, что те, кто хорошо знаком с физикой, неплохо знают о психоакустическом эффекте, когда человеческий слух практически не способен локализовать источники низких частот (ниже 80 Гц). При этом ЗЯ имеет массу преимуществ именно по части НЧ воспроизведения, таких как уменьшение вероятности резонансов, отсутствие специфических ФИ призвуков, турбулентных потоков и за счет этого всего очень ровную АЧХ. В связи с этим ЗЯ стали востребованными именно для создания сабвуферов. К слову, по сравнению с ЯИ и использующими пассивные излучатели, они также достаточно не громкие.

Сухой остаток
Будем честны, несмотря на громкие слова в миссиях кампаний, все они созданы как источник дохода, и соответственно, заботятся о пресловутой “верности воспроизведения” ровно настолько, насколько этого требуют потребители в их сегменте рынка. И, если взглянуть на маркетинговую привлекательность превосходно звучащих, но больших закрытых ящиков, мы увидим очевидную убыточность их возрождения в форм-факторе полноценной АС. Аудиофилы и притязательные богачи избалованы более изощренными решениями, а средний класс не готов поступиться объемом небольших квартир.

Лучшим решением с ЗЯ-оформлением на сегодняшний день являются сабвуферы. При наличии настраиваемого кроссовера можно отрегулировать частоту среза так, чтобы резонансная частота ФИ стереопары воспроизводилась сабом, и таким образом получить вожделенную ровную АЧХ. Также, судя по продуктам представленным на рынке, популярностью пользуется акустика центрального канала с закрытым акустическим оформлением. ©

2. 14.01.2021
Праздники закончились, и свободного времени стало ещё больше.
Проект мега-колонок объёмом 200 литров канул в лету, а НЧ динамики 100ГДН-3 в заводской упаковке спокойно себе хранились до настоящего времени.

Всего было куплено две пары динамиков 100ГДН-3.
У первой пары были успешно измерены параметры Т/С:

N1
Fs=25.2 Hz
Fc=53.0 Hz (Vbox=56.7 l)
Qms=3.206
Qmc=5.7117
Vas=225.72 l
Cms=0.4848 mm/N
Mms=82.27 grams
Rms=4.0634 kg/sec
Sd=572.6 cm2
Qes=0.4039
Qec=0.9565
Re=5.6 Ohms
BL=13.44 N/A
Qts=0.3587
Qtc=0.8193
Eff=0.8623%
Sens=91.56 dB

N2
Fs=23.4 Hz
Fc=51.4 Hz
Qms=4.253
Qmc=6.065
Vas=238.934 l
Cms=0.5132 mm/N
Mms=90.141 grams
Rms=3.116 kg/sec
Sd=572.56 cm2
Qes=0.4549
Qec=1.0798
Re=5.9 Ohms
BL=13.111 N/A
Qts=0.4109
Qtc=0.9166
Eff=0.6489%
Sens=90.32 dB

Затем мне показалось, что одной пары динамиков будет мало.
И была куплена ещё одна пара, которая осталась без «входного контроля».
Далее события развивались совсем нелогично: протестированная пара динамиков была подарена другу на эксперименты, а вторая так и осталась храниться.

3. Прежде, чем пилить корпус из фанеры, было решено изготовить «черновой» вариант из 18мм ДСП.
Кусок такого ДСП размерами 80*160см (бывшая спинка кровати) хранился в доме вот уже 30 лет (с 1990 года).
Примерно половину этого срока — у родителей. И всё остальное время — у меня.

Внутренний объём закрытого ящика (ЗЯ) задуман 100 литров.
Естественно, сколько-то отнимут брусья, магнитная система и звукопоглотитель (наполнитель).

Хотелки:
— не планируется использовать саб на больших мощностях и пугать соседей
— масса корпуса должна быть такой, чтобы его мог поднять и переместить один человек без последствий в виде грыжи (двойные стенки с заполнением песком\цементом\смолой отложим на будущее)
— послушать резонансы корпуса такой конфигурации и потренироваться в их снижении различными методами (например, автомобильной антишумкой, распорками и т.д.)

По результатам экспериментов можно будет решить, что дальше делать с ящиком: использовать «для рассады» © или просто выкинуть с балкона 9-го этажа.

Эскизы корпуса (и распиловка куска ДСП):
100 сабов это что
100 сабов это что
100 сабов это что

4. Пока эскизы были в работе, нашлось время почитать немного разного на тему расчётов ЗЯ, проблем снижения резонансов корпуса и т.д.

5. 2.02.2021 Наконец то получен корпус:
100 сабов это что
Первая примерка:
100 сабов это что

Спектр звука корпуса (удар по стенке):
100 сабов это что
Сравнить не с чем, т.к. это первые шаги.
Будет над чем подумать…

Клеммники для подключения кабелей к АС достались мне раскомплектованными (только пластсмасски).
Пришлось потратить время, чтобы вернуть им прежний функционал и установить на корпусе:
100 сабов это что

6. Замеры параметров Т/С (или грабли #1 )
По обыкновению использована программа JBL Speakershop.

Список оборудования:
— звуковая карта ПК ION2 (Intel Atom D525) в качестве источника синусоиды (+ программа SpectraLab)
— стерео усилитель на базе tpa3116
— мультиметр MASTECH MS8239C в качестве вольтметра

Результаты замеров:
100 сабов это что

Сравнил с паспортными данными:
Частота резонанса: 25 Гц (±5 Гц)
Эквивалентный объем: 200 л (±50 л)
Полная добротность: 0,35 (±0,1)

Что-то не сходится. ((
Но окончательно меня добил расчёт ЗЯ:
100 сабов это что
500 литров!

Прежде, чем повторить замеры, решил проверить, что же обеспечивает усилитель по выходу на нагрузку 1 кОм.
Вот что получилось:
500 Гц — 10,75 В (RMS)
100 Гц — 10,57 В
50 Гц — 10,0 В
25 Гц — 8,4 В
16 Гц — 6,42 В
Линейная АЧХ «не состоялась».

Теперь предстоит разобраться, где же слабое звено в списке оборудования?

7. 3.02.2021 Проверка выхода звуковой карты ПК Ion.
Условия эксперимента:
— к выходу звуковой карты (т.е. к выходу на наушники) подсоединены в параллель usb-осциллограф и мультиметр MS8239C
— синус генерируется программно в SpectraLab

100 сабов это что

Частота (Гц) Показание осциллографа (мВ) Показание мультиметра (мВ)
500________840_______________________837
250________841_______________________840
100________842_______________________840
50_________828_______________________831
25_________800_______________________808 (+1% по сравнению с осциллографом)
20_________776_______________________789 (+2%)
15_________736_______________________753 (+2%)
10_________633_______________________673 (+6%)

Т.о. из трех неизвестных (звуковая карта ПК, усилитель на tpa3116, мультиметр) определён 1-й кандидат «на отчисление»: ПК Ion.

8. ПК с материнской платой Gigabyte MA770T-UD3 (грабли #2 ).
При попытке по быстрому установить программу JBL Speakershop комп ругнулся.
Не удивительно: Win7 64bit. (((
Ставить виртуальную машину меня совсем не прельщало.
Поэтому пришлось снести Win7 и установить Win XP из образа системы.

Только после запуска Win XP получилось установить программы JBL Speakershop и SpectraLab.

9. Проверка выхода звуковой карты Gigabyte MA770T-UD3.
Условия эксперимента — без изменений.

Частота (Гц) Показание осциллографа (мВ) Показание мультиметра (мВ)
500________887_______________________884
250________883_______________________888
100________886_______________________890
50_________883_______________________890
25_________872_______________________888
20_________866_______________________888
15_________852_______________________887
10_________821_______________________883

Супер! Звуковая карта ПК обеспечивает линейную АЧХ до 10 Гц.
Показания мультиметра вполне достоверны, поэтому для дальнейших замеров можно обойтись только им.

10. Проверка АЧХ усилителя Амфитон-У-101-М.
Условия эксперимента:
— к выходу звуковой карты Gigabyte MA770T-UD3 подсоединён усилитель
— нагрузка усилителя — 1 кОм (можно считать на х.х. )
— мультиметр в качестве измерителя

Частота (Гц) Показание мультиметра (В)
500________3,191
250________3,197
100________3,198
50_________3,194
25_________3,189
20_________3,184
15_________3,175
10_________3,154
Всё ОК.

11 Замеры параметров Т/С (2-я попытка).
Дальше дело пошло как по маслу.
Параметры динамика 100ГДН-3 №3:
100 сабов это что
Добротность 0,51, что больше похоже на правду.
Но в ЗЯ 100 литров этот динамик не очень вписывается:
100 сабов это что

Пока собран стенд для проверки, я вытащил 2-й «новенький» динамик:
100 сабов это что
100 сабов это что
100 сабов это что

Параметры динамика 100ГДН-3 №4:
100 сабов это что
Расчёт для ЗЯ 100л порадовал:
100 сабов это что

12. Виброглушение стенок корпуса (грабли #3).
Начитавшись всякого разного, решил я утяжелить (задемпфировать) стенки.

Вариантов было немного:
1) битумная мастика из автомагазина (меня вежливо предупредили, что вонь от неё будет пожизненная)
2) самоклеящиеся «коврики» из автомагазина (как я понял из разговора с продавцом, висеть на стенках они долго не будут: отклеятся)
3) слой резины на какой-нибудь клей
4) толстый слой шоколада акрилового герметика

Самым простым представлялся 4-й вариант.
Нашлась вот такая субстанция: супер эластичный акриловый герметик (клей) Lacrysil.
Цена 3 кг ведра — около 15уе. Дороговато. (
Но без запаха!

По обыкновению без проделок фортуны не обошлось.
«Пошли покупать ноутбук, а купили шубу». ©
Вот и у меня, как в этом анекдоте.
Пошёл в строительный магазин за проводом 2*1 кв.мм, и увидел… 2мм листовую резину.
Всего 35 грн/кг.
Прикинул в уме: 3кг * 35 грн/кг = 105 грн.
Нормально. А клей какой-нибудь придумаю…

По предварительным расчётам масса куска резины с такими размерами должна составить около 3,4 кг (для плотности 1200 кг/куб.м).
Прикинул, что куска 1,1*1,3 м будет достаточно.
Отрезали, взвесили: почти 5 кг.

Странно. Где же ошибка?
Не стал мучить продавцов лишними вопросами, схватил покупку и помчался домой.

Уже дома в спокойной обстановке посчитал плотность резины:
получилось 1680 кг/куб.м

Перепроверил расчёт: вроде не ошибся. ))

Листовая резина, отогревшись в квартире, начала жутко вонять (пришлось временно поселить её на балконе).

Осталось дело за малым: по быстрому намазать стенки клеем, наклеить куски резины и подождать.
И тут мне показалось, что использовать акриловый клей-герметик будет в самый раз:
— не воняет
— сохнет не очень быстро (чтобы успеть намазать склеиваемую поверхность)

Пришлось сделать ещё один заход в строймаг за 1кг ведром с клеем:
100 сабов это что

Лист резины перед «раскройкой»:
100 сабов это что

Грабли #3: после склейки стенки из ДСП прогнулись на несколько мм.
Виной тому — вода в составе акрилового клея.
Это искривление замедлило сборку корпуса на пару недель.
«Подождём» © — подумал я. Просохнет и само собой выровняется.
Неа, за неделю не выровнялось.
Дальше последовали пляски со струбцинами, грузами и многослойными ругательствами.
Стенки немного подровнялись, но 1-2 мм прогиб всё же остался.

100 сабов это что
Далее последовало склеивание частей корпуса на обычный ПВА.

На фото ниже — корпус после приклеивания верхней панели корпуса.
Подходящего груза, чтобы прижать, в доме не нашлось.
Пришлось использовать колесо с летней резиной:
100 сабов это что

В последнюю очередь была приклеена декоративная панель из ламинированного ДСП.

13. Сборка.
Звукопоглощающий материал внутри корпуса отсутствует.
В перспективе © вовнутрь будет добавлен синтепух.
Ну а пока что без него.

Динамик закреплён на шесть саморезов ф4,2мм:
100 сабов это что
По окружности корзины динамика — уплотнитель для дверей с клейкой основой шириной 1 см.

14. АЧХ сабвуфера.
Условия замеров:
— любые фильтры в сетапе отсутствуют
— саб подключен к одному каналу УМ
— расстояние до микрофона 33 см
Совмещённые графики:
100 сабов это что
АЧХ красным цветом:
— свип-тон 20-200 Гц (логарифмическое увеличение частоты во времени)
— период повторения 10 с
— октавная шкала частот (усреднение 1/6 октавы)

АЧХ зелёным цветом:
— свип-тон 20-200 Гц (логарифмическое увеличение частоты во времени)
— период повторения 10 с
— логарифмическая шкала частот

АЧХ голубым цветом
— розовый шум 20 Гц — 20 кГц
— октавная шкала частот (усреднение 1/6 октавы) при общем усреднении 500

Самый любопытный замер — АЧХ свип-тоном 20-200 Гц.
Можно услышать и выловить любые призвуки и резонансы системы: во время выполнения замера видны точки при построении АЧХ и соответствующая ей частота.
Словом, мультфильм для очень взрослых дядей.

Вывод: необходимо компенсировать спад АЧХ в диапазоне 30-50 Гц.
Хотя бы один ящик © 6..10 дБ.

Компенсация на большее значение (например, трансформатором Линквитца) потянет за собой:
— увеличение ГВЗ
— усложнение схемы
— увеличение коэффициента гармоник динамика

Во всех программах, которые меряют АЧХ путём подачи импульса на АС, мне непонятно следующее:
импульс на входе АС д.б. точно прямоугольной формы, а реально подаётся кривулька с выхода ЗК.
Эту кривульку АС «пережёвывает» в ещё большую кривульку, которая записывается микрофоном.
100 сабов это что
После чего софтина пытается анализировать этот «фарш».

По сути из двойного «фарша» собирается обратно кусок мяса.
Не понимаю. ©

Поэтому методы измерений розовым (или белым) шумом, скользящим тоном мне более понятны.

15. Корректирующее звено (корректирующий ФНЧ) для сабвуфера.
При первом включении использовался ФНЧ 1-го порядка, который уже был в сетапе с 48л сабом (см. пункты 9 и 10 в недавнем обзоре).

Данный ФНЧ используется в необычном режиме: интерес представляет диапазон частот от полосы пропускания до полосы заграждения, где спад АЧХ 6дБ/октаву.
После первых прослушиваний и замеров схемка корректирующего ФНЧ была изменена до следующего вида:
100 сабов это что
Собственно ФНЧ на схеме — это R2 и C1 совместно с входным сопротивлением 9,2 кОм УМ для саба.
ФНЧ подключается к одному из каналов стереопары Heco.

Частота единичного усиления (ФНЧ+УМ) 230 Гц
100 сабов это что

Важная особенность сетапа: отсутствие фильтра-сабсоника.
Иначе какой смысл корректирующего ФНЧ? )))

АЧХ саба (замер розовым шумом):
100 сабов это что
график синим цветом — без корректирующего ФНЧ
график жёлтым цветом — с корректирующим ФНЧ (6,8кОм 1мкФ на Rвх.=9,2кОм)

Суммарная АЧХ саб+стереопара Heco:
100 сабов это что
график коричневым цветом — АЧХ стереопары Heco без саба
график жёлтым цветом — суммарная АЧХ

Подъём +20 дБ на частоте 40 Гц. Куда уж больше? )))
Собственно, цифра +20дБ соответствует коэффициенту усиления сабового усилителя Ку=10.
Совпадение?

16. В качестве музыкального материала для прослушивания были отобраны некоторые композиции и альбомы.
1) Vaya Con Dios — The Best

100 сабов это что
100 сабов это что

Сборник откровенно пиратский, качество записей на троечку. Но подборка композиций — 5+.
С приходом торрентов сборник был пересобран лично из фирменных CD-дисков европейских изданий.
Для этого было скачано более десятка альбомов, треки были прослушаны и проанализированы спектроанализатором.
Естественно, каждая интересующая композиция была выбрана в лучшем качестве.
Сколько времени ушло на пересборку история умалчивает.

Треки в сборнике немного отличаются по качеству.
Но самое важное — тональный баланс. Нет выпирающих низких частот, что важно для прослушивания сабвуфера.

2) Richard Clayderman — Tango (1996)
В этом издании НЧ несколько побольше.

3) Youngblood Brass Band (выборка)

100 сабов это что

Вот тут уже можно пожелать соседям доброй ночи.

4) Чтобы послушать барабаны (могу ошибиться в названии муз. инструментов)
Kitaro — Daylight, Moonlight — Live in Yakushiji (CD2) 2002
04 Kitaro — Wa (с отметки 6 мин)

5) Tommy Emmanuel (выборка)

100 сабов это что

6) Kazu Matsui, Keiko Matsui – Bamboo (2002)

7) Yasmin Levy «Mano Suave» (2007)

Естественно, было прослушано на много больше из своей коллекции.

Я постараюсь описать максимально ОБЪЕКТИВНО свои впечатления от прослушивания.
«Старался изо всех сил.» ©

Впечатления и выводы:
1. Звук саба ЗЯ 100л — это нечто (пусть даже в акустически неподготовленном помещении).
Если хочешь саб для музыки — только ЗЯ.
ФИ (не говоря уже про пассивный излучатель) — это компромис.

Хотя, фз, что имеется в виду под словом «компромис»?
Лень пилить корпус самостоятельно? Понятное дело, что купить ФИ саб на олх\авито быстрей и проще.

Супруга не одобрит 100л корпус? Девушкам вообще фиолетово, саб 20 литров или 100 литров.
Главное, чтобы красивенький.
Кого-то смущает розовый цвет? Лично мне пусть любой цвет, хоть серо-буро-малиновый в крапинку.
Лишь бы супруге нравилось. ))
Звук от этого не поменяется.
100 сабов это что
Линейка под названием Pink ориентирована на прекрасную половину человечества. ))

Имхо, созерцать огромный чёрный «гроб» в комнате — сомнительное удовольствие.

2. Всё, что сказано в скопированной статье (в начале обзора) — правда.
Если хочется настоящих НЧ, не надо искать отговорки («жена не поймёт», «места нет» и т.д.).
Достаточно упразднить какой-нибудь пуфик или тумбочку, и место 0,5*0,5м для саба найдено.

3. Качество свучания связки саб+стереопара очень зависит от музыкального материала: даже в одном сборнике (например, в «Bamboo» ) одни треки звучат очень даже, а другие — не очень.

4. Саб ЗЯ 100 литров — это заметно лучше, чем саб ЗЯ 48 литров.
По началу кажется, что много НЧ.
По мере прослушивания различных композиций «процессор Dolby ProLogic», который под крышкой черепа, адаптируется к новым условиям.
Чем ЗЯ больше, тем лучше. ©

5. По НЧ получился немного перебор. В будущем планируется доводка корректирующих цепей для саба, пляски с микрофоном, перемещения саба по комнате и т.д.
Тонкомпенсация в сетапе отсутствует. Поэтому небольшой перебор нивелируется при прослушивании на низких уровнях.

7. Для сабвуфера требуется отдельный усилитель с регулировками (частота среза ФНЧ, уровень и др.).
АЧХ корректирующих цепей в полосе пропускания ФНЧ, в общем случае, нелинейна.

8. Поскольку уровень НЧ у различных записей отличается (от «ничего нет» до «ввалим так, чтобы на сматрфоне было слышно»), в сетапе желательно иметь подстройку уровня для саба, выполняемую с пульта ДУ.
Имхо, достаточно пяти ступеней:
-6 дБ
-3 дБ
0 дБ
+3 дБ
+6 дБ
Как это реализовать? Не придумал ещё.

9. Я нисколько не жалею о времени, потраченном на сборку саба.
Надо было не лениться и сделать это лет 15 назад. ))

Всем удачных экспериментов!
Это ещё не всё. 😉 Продолжение следует…

Примечания и пояснения: графики удобней рассматривать в полноразмерном виде (открываются по клику), тогда отображение тонких линий корректно, и лучше видны тёмные цвета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *