101 бензин для каких авто подходит
Бензин АИ‑100: лить или не лить?
На АЗС появляется бензин с октановым числом 100. Эксперт «За рулем» разобрался, в какие моторы есть смысл его заливать.
Подобное высокооктановое топливо известно давно. Несколько лет назад мы испытывали спортивные бензины с октановым числом 102, но они предназначались только для гоночных высокофорсированных моторов — на АЗС такое топливо не продавали.
А теперь — бери на здоровье.
Устарел ли 95‑й
Появление «сотых» бензинов было предсказуемо. Причина не техническая, а маркетинговая. Нефтяные компании вдруг начали откровенную травлю ьбензинов А-95. На всех презентациях, посвященных появлению топлива с повышенной моющей способностью, настойчиво предлагают ездить исключительно на АИ‑98, да еще и «улучшенном», — иначе, мол, из-за детонации разрушатся перемычки поршней и двигатель выйдет из строя. В прошлом веке так пугали и владельцев первых Жигулей, не желающих заливать дорогой высокооктановый АИ‑93. Но тут ситуация другая — нас отговаривают использовать бензин, рекомендованный автопроизводителем. Только «девяносто восьмой»!
На этом фоне появление АИ‑100 уже не выглядит странным. Может быть, на нем машина действительно поедет лучше? Автопроизводители от четкого утвердительного ответа старательно уходят. Разве что фирма Subaru рекомендовала бензин с октановым числом 98 и выше для заряженной версии Impreza WRX STI, а Nissan — для спорткупе GT-R. В Volvo заявили: «Для наших моторов, продаваемых в России, такие бензины не нужны. Для получения максимальной мощности и экономии топлива заливайте 98‑й. Остальное — под ответственность владельца». Шкодовцы, наоборот, не советовали лить «сотый», мотивируя тем, что в России использование таких бензинов плохо сказывается на ресурсе каталитических нейтрализаторов.
НАША СПРАВКА
ВЫШЕ 100 %?
Как октановое число (ОЧ) бензина может быть выше 100? Ведь этот показатель равен процентному содержанию изооктана в смеси с н‑гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу. Но ведь процентное содержание не может быть выше 100! Объяснение простое: речь идет об устоявшейся методике замеров. И существует много жидкостей с более высоким октановым числом, в частности спирты, анилин. Именно они и применяются при определении трехзначных октановых чисел.
От практики к теории
Высокооктановый — вовсе не синоним определениям «высококачественный» и «высококалорийный». Когда при испытаниях спортивных бензинов мы мучили шестнадцатиклапанник ВАЗ‑21126, то никакого «кайфа» от крутого бензина тот не словил.
А вот когда испытания повторили на таком же, но форсированном моторе (с повышенной степенью сжатия и иной программой управления), ситуация поменялась в лучшую сторону: прибавились и «лошади», и ньютон-метры. И это логично: резвость мотору придает не октановое число бензина, а конструкция и настройки — степень сжатия, углы опережения зажигания и управляющий софт. А задача высокооктанового топлива — успешно противостоять детонации. Кстати, на «девяносто восьмом» форсированный мотор «зазвенел». Потому что каждому мотору — свое октановое число!
При заправке «сотым» бензином Гранта, Логан или Solaris никакого прироста показателей не выдадут. Современный мотор довольно легко переваривает топливо с разбросом октанового числа в одну-две единицы, но это не означает, что с ростом «октана» ему становится лучше. Каждому двигателю хорошо не высокое октановое число, а оптимальное.
Получается, что особой потребности в АИ‑100 сегодня нет. Зачем же его делают? И не является ли он просто «девяносто пятым» или «девяносто восьмым» с дополнительными присадками? Выпускают ли сейчас «девяносто восьмые» бензины, или их заменили «сотыми»? На эти вопросы мы попросили ответить специалистов нефтяной компании Роснефть, которая точно выпускает «сотые» бензины.
Глазами производителя
Роснефть не использует в производстве октаноповышающие золообразующие присадки. Компания выпускает как бензин АИ‑98, так и АИ‑100. В Москве и Санкт-Петербурге бензин АИ‑100 продается под марками Pulsar‑100 и Ultimate‑100. Они предназначены для высокофорсированных двигателей с непосредственным вспрыском, а также для моторов, рассчитанных на бензин с октановым числом выше 95. Форсункам в таких агрегатах приходится работать в более жестких условиях (высокие температуры в камере сгорания и давление). Вследствие этого возможно их быстрое закоксовывание, что отрицательно сказывается на рабочих характеристиках. Поэтому в бензине АИ‑100 увеличено число компонентов (таких как алкилат) с низкой склонностью к образованию отложений.
Сотрудники Роснефти говорят, что двигатели всегда проектируют и настраивают под бензин с определенным октановым числом. Поэтому повышением октанового числа его работу существенно улучшить не получится. Хотя положительный эффект будет проявляться благодаря предотвращению образования отложений на впускных клапанах и камере сгорания.
Итак, всё ясно. «Сотые» бензины необходимы автомобилям с высокофорсированными двигателями. Кроме того, бензины нового поколения продолжат вытеснять «девяносто пятые» с рынка — история повторяется. Думаю, вскоре производители нефтепродуктов начнут активнее проталкивать «сотые» бензины, рассказывая об их преимуществах перед «девяносто пятыми». А может быть, и перед «девяносто восьмыми».
Комментарий специалиста
ПОЕДУТ ЛИ ЛУЧШЕ?
Денис Загарин, руководитель Центра испытаний НАМИ
Для автопроизводителя переход на высокооктановые топлива — это проявление конкурентной борьбы в стремлении снизить расход топлива и выбросы вредных веществ без потери мощности двигателей.
Бензин с октановым числом 100 предназначен для автомобилей с двигателями, имеющими высокую степень сжатия и, в большинстве случаев, оснащенными турбокомпрессором. Каждый двигатель при его разработке и доводке ориентируют на определенный диапазон работы системы топливоподачи и зажигания. При этом производитель дает рекомендации по октановому числу топлива, допустимого к использованию на таких моторах. В высокотехнологичных современных автомобилях карты работы систем топливоподачи и зажигания настолько широки, что позволяют блоку управления двигателем при эксплуатации самостоятельно адаптироваться под изменение октанового числа топлива (например, с 95 на 98 или 100), что в определенных режимах может дать прирост крутящего момента по сравнению с работой на базовом топливе. Но диапазон этих возможностей у каждого двигателя свой. Он достаточно широк у тех моторов, которыми снаряжают спортивные автомобили, а у предназначенных для массовых машин — значительно меньше.
101 бензин
Недавно на автомобильных заправках Владивостока появился новый бензин с октановым числом 101.
Наименование нового топлива − GreenEco 101. Он отличается высоким качеством, и многие автовладельцы и журналисты сразу окрестили его премиальным. В разработке топлива использовалась технология BASF. Главной характерной особенностью высокооктанового бензина можно назвать существенное повышение мощности и улучшение разгонных характеристик транспортного средства. 101 бензин, основные рабочие моменты и технические характеристики будут разобраны в этой статье.
101 бензин: стоит ли им заправляться
На многих крупных заправках появился обновленный вид бензинового топлива с маркой АИ-101.
На текущий момент в производстве автомобилей присутствуют строгие рекомендации касательно того, каким бензином желательно заправлять железного коня. Поэтому часть автопроизводителей обязывают к тому, чтобы заправляться определенным топливом. У каждого автомобиля есть общие рекомендации по используемому бензину. Некоторые советуют применять исключительно АИ-92, а другие рекомендуют заправлять топливо с маркировкой не ниже АИ-95.
Однако автовладельцы могут выбирать исключительно по своему желанию. Не так давно на автомобильных заправках по всей стране появилось топливо с маркировкой АИ-100. Оно отличалось повышенными качествами и способностью улучшать динамику автомобиля. А совсем недавно на заправках крайнего востока страны появилось топливо АИ-101. Оно сразу ошарашило автовладельцев своей ценой – 69 руб./литр.
Продукт быстро начали рекламировать производители. Главными рекламными фабулами стали: увеличение мощности двигателя, снижение расхода бензина, продление срока эксплуатации мотора, а также очищение силового агрегата от различных загрязнений.
Однако, мощность двигателя практически не зависит от топлива. Но рекламная акция дала свои результаты, и некоторые автолюбители заправляют автомобиль новым топливом и заявляют, что их автомобили станут намного быстрее.
По результатам замеров мощности практически нет разницы между бензином обычным и с октановым числом выше 100. Увеличения лошадиных сил и динамических характеристик не наблюдается. При этом расход топлива остается на стабильном уровне.
По итогу можно сказать, что обновленное топливо ничего не дает автомобилю. Оно рассчитано на более мощные транспортные средства с турбированными силовыми агрегатами, у которых есть очень высокая чувствительность к чистоте бензина. Для автомобилей бюджетного и среднего класса нет смысла заправляться 101 бензином.
Для кого он предназначен
Высокое октановое число требуется для нормального управления автомобилями спортивного или представительского класса. Чем он выше, тем лучше показатель сжатия у авто в силовом агрегате, и тем лучше требуется топливо. Обновленный бренд был разработан специально для жителей Дальнего Востока, где на дорогах множество современных и спортивных транспортных средств. Кроме того, именно там есть множество владельцев, которые занимаются автомобильным спортом.
Важным преимуществом нового топлива является защита двигателя транспортного средства от износа и ржавления, что очень важно для всех владельцев машин, вне зависимости от класса автомобиля. Особенно важно это зимой, новое топливо дает возможность легкого запуска двигателя при отрицательных температурах. Эта опция не менее требуема для автолюбителей.
По отзывам владельцев, автомобили стали гораздо лучше стартовать с места. Кроме того, транспортные средства существенно стали разгоняться. Снизился расход топлива в краткосрочной перспективе. Эти сведения были взяты у владельца микроавтобуса Toyota Voxy.
По сведениям от других опрошенных в ходе статистического сбора информации, автомобили стали гораздо лучше заводиться по утрам. Исчезли посторонние звуки, и, поскольку запуск силового агрегата зависит не только от аккумуляторной батареи, но и от качества топлива, у 101 бензина с качеством все отлично, согласно отзывам респондентов.
Сколько стоит 101 бензин
Согласно данным производителя, марка 101 бензина представляет собой совершенно новый продукт, у которого нет никаких аналогов на территории страны. Разработкой топлива занимались в Хабаровске на нефтеперерабатывающем предприятии. И если ранее на территории Дальнего Востока высокооктановые марки бензина можно было достать исключительно в специализированных торговых точках, и их стоимость могла превышать 150 руб./литр, что было очень дорого для большинства потребителей, то продукт GreenEco-101 имеет цену в 70 рублей за литр, что ниже почти в 2 раза.
Производство нового топлива затребует использования современных технологий и дорогостоящих элементов. Поэтому ни о каком снижении цены речи идти не может.
Может ли октановое число превышать 100?
То, что октановое число не может превышать отметку в 100, − это старый миф, который появился ещё в 20 веке. Однако, по заявлениям химиков, бензин может легко превышать цифру 100. Но для получения такого топлива требуется использовать высококачественное оборудование и сложные компоненты.
Главными компонентами бензина являются углеводороды. За счет того, что углерод в активированном состоянии способен иметь связи до 4 элементов, его атомы и стали основой для жизни на Земле. Поэтому существует огромное разнообразие веществ, которые различаются по свойствам и другим характеристикам. Кроме того, стоит сюда же и добавить возможность к образованию кратных связей, в результате получается практически бесконечное количество соединений органической природы.
Бензин намного проще. Он состоит из линейных или циклических углеводородов. Причем первые более склонны к детонации. И до определенного момента считалось, что оптимальным веществом для производства бензина является эталон. Однако, на текущий момент появились способы синтезировать вещества, которые лучше способны детонировать и при этом содержат достаточное количество водорода, чтобы не перегревать двигатель. Поэтому, если в 1980-х не было возможности создать бензин с октановым числом выше 100, то на текущий момент это стало реальным.
Что скажут гонщики
Автогонщики Приморского края собираются тестировать новое топливо на соревнованиях. На текущий же момент, применяют топливо в основном обычные водители, которым важен запуск двигателя, вне зависимости от температуры.
Что такое 101-й бензин и стоит ли его заливать в бак?
На некоторых крупных сетевых заправках стал доступен новый бензин марки АИ-101. Разберёмся, для каких автомобилей предназначено это топливо, и можно ли его заливать в обычные машины?
Выбор октанового числа
Производители автомобилей не обязывают водителей заливать в бензобак какой-то конкретный вид бензина. Обычно предлагают заправляться топливом с октановым числом не ниже АИ-92 или не ниже АИ-95. В этой ситуации автомобилист самостоятельно решает, какой бензин покупать, более дорогой или подешевле. Но в последние годы на АЗС стал появляться бензин с октановым числом АИ-100. А совсем недавно на заправках ННК появился бензин марки АИ-101 и стоит такое топливо довольно дорого – 69 рублей за литр.
Для кого оно предназначено?
Производители топлива нахваливают свою продукцию, обещают прирост мощности, снижение расхода, увеличение ресурса двигателя, а также очистку мотора от шлаков и нагара. Такие обещания всегда подозрительны, так как увеличение мощности двигателя невозможно без увеличения количества потребляемого топлива. Но многие автомобилисты доверяют рекламе и заливают в свои машины высокооктановый бензин, ожидая, что их автомобиль внезапно преобразится и наконец-то поедет быстрее.
98-й и 100-й бензин: в какие машины его лучше не заливать
Сетевые АЗС поддерживают моду на высокооктановое топливо, завлекая автомобилистов повышением мощности, улучшением экономичности и очисткой двигателей. Многие из тех, кто попробовал топливо АИ-98 или АИ-100 вместо стандартного 95-го, утверждают, что машина действительно стала лучше ехать, а затраты на дорогой бензин якобы отбиваются заметным снижением расхода. Однако специалисты говорят, что все далеко не так однозначно.
С обывательской точки зрения, чем выше октановое число, тем топливо лучше и дороже. Если средняя цена АИ-92 в Москве сейчас составляет 42,6 руб. за литр, то стоимость литра АИ-95 составляет 46,9 руб., а 98-го — уже 54,8 рубля. На многих заправках место 98-го занял АИ-100, который часто продают еще дороже. Кроме того, на АЗС есть так называемые улучшенные сорта 95-го и 98-го, которые тоже имеют наценку в 1-2 рубля.
Октановое число топлива определяет его стойкость к детонации — процессу слишком быстрого сгорания смеси, при котором силовой агрегат испытывает повышенные нагрузки. Чем выше октановое число, тем медленнее горит смесь бензина с воздухом, что позволяет выводить двигатель на пиковые нагрузки без опасности повреждения, объясняет технический специалист одного из крупнейших европейских брендов.
«Можно провести аналогию с печкой. Представьте, что есть сухие дрова, которые загораются сразу, а есть влажные, которые делают это медленнее. Когда нам нужно закинуть в топку сразу много дров, лучше использовать влажные, чтобы печка не взорвалась», — поясняет эксперт.
Принято считать, что применение высокооктанового бензина позволяет поднять динамические характеристики, повысить мощность двигателя и экономичность силового агрегата. Директор департамента послепродажного обслуживании ГК «АвтоСпецЦентр» Игорь Серебряков даже приводит впечатляющие цифры: «Главными преимуществами такого бензина являются улучшение динамических показателей разгона примерно на 7% и экономичности силового агрегата на 6%». Однако это касается только определенных двигателей, добавляет эксперт, а в некоторых случаях, напротив, может нанести вред двигателю.
Октановое число, указываемое в названии марки бензина, никак не характеризуют его качество, а лишь отображает детонационную стойкость, утверждает технический директор агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Денис Голосюк. «Топливо с меньшим октановым числом вовсе не хуже высокооктанового. Необходимое для конкретного мотора число определяется конструктивными особенностями двигателя, в первую очередь — степенью сжатия, а также способностью программы управления двигателем компенсировать отклонение фактического октанового числа от заданного», — объясняет эксперт.
Кроме того, октановое число не является мерой энергии, добавляет эксперт европейского бренда: «Любой двигатель превращает химическую энергию топлива в механическую. Октановое число лишь косвенно связано с химической энергией, а для движения важна именно она. Чем больше тепла выделяет единица топлива, тем эффективнее и экономичнее работает двигатель».
При этом высокооктановое топливо изготавливается из низкооктанового путем добавления присадок и модификаторов и само по себе не является более эффективным. Более того, присадки и сами могут оказаться небезвредными, настаивает Денис Голосюк: «Отдельные виды присадок могут образовывать отложения в двигателе или отрицательно влиять на системы нейтрализации отработавших газов. В частности, именно поэтому запрещена продажа этилированного бензина — тетраэтилсвинец отравляет катализаторы и выводит их из строя. Присадки на основе железа и марганца быстро убивают свечи зажигания».
При использовании высокооктанового топлива двигатель действительно может работать по-другому, особенно на холостых оборотах, но к детонации это не имеет никакого отношения, разбирает вопрос эксперт европейского бренда: «Словом «детонация» люди пытаются описать неравномерность работы двигателя — пропуски зажигания, повышенный шум. Это действительно может происходить, если вы используете АИ-98, потому что на холостых высокооктановое топливо горит спокойнее, то есть, условно говоря, хуже, а иногда даже игнорирует искру».
Кроме того, на холостых оборотах при низком давлении в цилиндрах смесь не успевает нормально перемешиваться, и это еще одна причина ухудшения процесса сгорания. Все эти особенности уходят на более высоких оборотах, когда смесь становится более однородной, начинает гореть равномерно, а двигатель развивает полную мощность.
Наконец, присадки и модификаторы, которыми изготовили топлива поднимают октановое число, тоже не всегда безобидны и при сгорании могут оседать на свечах. «Хорошего высокооктанового бензина в России мало. Большая часть такого топлива получена именно применением присадок, качество которых может оказаться очень сомнительным», — говорит эксперт европейского бренда.
Современные двигатели являются высокофорсированными, поэтому большинство автомобилей сейчас рассчитаны на 95-й или 98-й бензин, а на низкооктановом не смогут работать в полную силу. А вот в случае с более старыми моторами и дорогим топливом могут возникнуть проблемы, намекает Игорь Серебряков.
Если конструкторы автомобиля не предполагали использование высокооктанового топлива, то оно может навредить, соглашается эксперт европейского бренда. Например, такой бензин не успевает сгорать во время такта рабочего хода и продолжает гореть при открытых выпускных клапанах. «Тогда не только падает экономичность, но и разрушается двигатель. Он работает при более высокой температуре, возникает риск прогорания клапанов и выпускных седел, как это бывает при переводе машины на газ», — объясняет специалист.
В качестве примера он приводит мотор ЗМЗ-402, который ставился на старые «Волги» и в разное время был рассчитан на 66-й, 72-й и 80-й бензины: «Если в него залить АИ-100, то долго не проездим, экономичности не будет, потому что большая часть топлива будет просто вылетать в выхлопную трубу».
Повышение экономичности при переходе на 98-й или 100-й бензин Денис Голосюк считает эффектом плацебо. «Незначительное повышение экономичности возможно лишь в тех редких случаях, когда мотор способен реализовать эту разницу в антидетонационных свойствах топлива. К большинству моторов массовых легковых автомобилей это не относится. И даже там, где удастся уменьшить на пару-тройку процентов расход горючего, экономия будет нивелирована более высокой стоимостью. При этом некоторый риск нарваться на последствия от добавленных антидетонационных присадок окажется ненулевым».
Эксперт европейского бренда также утверждает, что экономия возникнет, только если двигатель действительно рассчитан на высокооктановое топливо и на нем работает эффективнее. В качестве примера таких моторов он приводит форсированные версии турбодвигателей Volkswagen, мощность которых можно поднять чип-тюнингом: «Например, стандартный 150-сильный двигатель 1,4 TSI на заводских испытаниях может выдавать до 270 л. с., а в спорте с него снимают более 300 сил. Но реализовать их действительно позволяет только качественное высокооктановое топливо.
А вот обычным моторам применение высокооктановых бензинов никаких преимуществ не дает, причем спорными являются даже моющие свойства улучшенных сортов топлива. «Производители топлива зачастую декларируют лучшую моющую способность высокооктановых бензинов. Но на самом деле очищающая способность определяется главным образом содержанием в составе бензина моющих присадок, и они вполне могут быть в составе топлива с невысоким октановым числом. Сказки про большую экономичность — это тоже маркетинговые уловки», — продолжает Денис Голосюк.
Все то же самое относится и турбомоторам, которые еще требовательнее к соблюдению рекомендаций производителя. «В турбированные двигатели строго рекомендуется заливать топливо, указанное производителем. Если степень сжатия составляет от 10 до 10,5, подойдет 95-й бензин, если выше — 98-й», — утверждает Игорь Серебряков.
При этом ориентироваться нужно не на физическую степень сжатия, а на эффективную, которую считают с учетом избыточного давления, создаваемого турбиной или компрессором. «И для атмосферных моторов, и для двигателей, оснащенных турбонаддувом или механическим компрессором, определяется минимально допустимое октановое число бензина. И там, и там нельзя использовать бензин с меньшим октановым числом, но можно с большим», — напоминает Денис Голосюк.
Эксперты сходятся во мнении, что если вместо 95-го бензина в современный массовый автомобиль заливать 98-й или «сотый», то вреда это не нанесет, но и никаких преимуществ, скорее всего, не даст. Поэтому лучше лить топливо, рекомендованное производителем, особенно с учетом того, что в 95-м меньше модификаторов и присадок.
Рекомендованное топливо написано на лючке бензобака машины. Если там указано два вида топлива, то это значит, что марку, написанную мелким шрифтом, производитель также допускает, предупреждая о возможном снижении эксплуатационных параметров. «Не гонитесь за мифическими выгодами от высокооктанового бензина. Если уж очень хочется побаловать машину качественным горючим, заправляйте фирменные сорта, которые предлагаются на большинстве сетевых АЗС. В них хотя бы заявлено больше моющих присадок», — заключает Денис Голосюк.
Сами автопроизводители не требуют, чтобы в их автомобили заливали улучшенный бензин, но иногда в спецификациях пишут, что допускается использовать топливо с октановым числом, например, от 95 до 98. А вот если в инструкции написано что-то вроде «до АИ-95 включительно», переходить на более дорогой вид точно не нужно.