10w 40 и 10w50 в чем разница
Моторное масло 10W
При прохождении планового техобслуживания необходимо правильно подбирать моторное масло по классу вязкости, диапазону рабочих температур, составу и применимости. Использование смазочного материала, рекомендованного производителем транспортного средства, позволит обеспечить длительную и безотказную работу двигателя, предотвратить ранний износ и избежать трудностей при запуске силового агрегата в условиях сильных морозов.
Содержание
Что означает 10W в маркировке
Разновидности масел 10W
Минеральные. Являются наиболее дешевыми, имеют более ограниченный срок эксплуатации в сравнении с полусинтетическими и синтетическими материалами. В качестве основы используются продукты переработки нефти.
Полусинтетические. В состав таких масел входит 20–30 % синтетических веществ, которые в свободном виде не встречаются в природе и не содержатся в нефти. Добавление таких компонентов существенно повышает эксплуатационный ресурс смазочных материалов, улучшает их антикоррозионные свойства.
Синтетические. Основу этих масел составляют компоненты, полученные методом химического синтеза. Синтетические материалы обходятся дороже, чем полусинтетические и минеральные, но стоимость компенсируется повышенными рабочими параметрами: сроком службы, хорошими защитными характеристиками, улучшенными антикоррозионными свойствами.
Характеристики масел 10W-30
Характеристики масел 10W-40
Характеристики масел 10W-50
Каталог масел ROLF 10W
ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF
Высококачественное полусинтетическое масло, совместимое с большинством бензиновых и дизельных моторов. Содержит современный пакет присадок, сохраняет смазывающие свойства при широком диапазоне температур. Имеет пониженную испаряемость, что избавляет от необходимости в периодической доливке масла.
ROLF OPTIMA 10W-40 SL/CF
Гарантирует надежную защиту деталей моторов от абразивного износа, снижает риск появления коррозии. Отлично работает при экстремально низких температурах, обеспечивает легкий запуск двигателей в зимний сезон.
ROLF DYNAMIC 10W-40 SJ/CF
ROLF JP SAE 10W-30 ILSAC GF-5/API SN
Масло разработано для бензиновых моторов и двигателей, работающих на газовом, биодизельном и бензиново-этанольном топливе. Соответствует высоким стандартам качества, успешно используется в автомобилях японских, корейских, американских и других производителей.
10w 40 и 10w50 в чем разница
Motul, или не Motul?
Тест синтетических моторных масел 10W-40 и 10W-50 для дорожных мотоциклов, 2013г.
Дата написания материала: 11.04.2013г.
Castrol Power 1 Racing 4T 10W-50
Ipone Katana Full Power 4T 10W-50
Liqui Moly Motorrad 4T 10W-40
Motorex Top Speed 4T 10W-40
Motul 7100 Ester 4T 10W-40
Repsol Moto Sintetico 4T 10W-40
Тотек Астра Робот HR 4T 10W-40
Не смотря на тотальное отставание России от Италии или Германии в количестве двухколесного транспорта на душу населения, мотокультура в нашей стране медленно, но верно распространяется даже среди самых «отмороженных» «однопроцентников». «Двухколесные» всё более вдумчиво подходят к вопросу приобретения качественной экипировки, моторезины и расходников.
Не менее прочно укоренилась в умах и необходимость использовать только качественное моторное масло для своего стального коня. Ещё бы! Никому не хочется из-за копеечной экономии угробить мотор и провести остаток сезона, занимаясь его дефектовкой. Вот только какое моторное масло считать качественным? При отсутствии объективных тестов и испытаний мотоциклистам приходится полагаться на рекламу и сложившуюся в мотосообществе репутацию того или иного продукта.
Что касается моторных масел для 4-тактных мотоциклов, на различных мотофорумах можно прочитать самые фантастические и невероятные «советы бывалых», касающиеся рекомендованных марок моторных масел, а так же способов его применения. Но большинство их сводится к простому и понятному сердцу каждого мотоциклиста слову из 5 букв – «Motul». Оставим за рамками данного материала вопрос, как удалось французской мотохимии достичь такого коммерческого успеха. Постараемся лишь объективно сравнить один из самых популярных продуктов корпорации с его прямыми конкурентами.
Для этого мы отобрали 7 образцов синтетического моторного масла, пожалуй, самых распространенных классов вязкости: 10W-40 и близкого ему: 10W-50. Именно на такую вязкость рассчитано большинство двигателей современных дорожных мотоциклов. При этом заявленные характеристики всех без исключения образцов были, без преувеличения, очень высоки. А чтобы добавить пикантность и интригу и без того многообещающим испытаниям, в компанию к именитым зарубежным производителям, мы добавили единственное анонсированное масло для 4-тактных двигателей российского производства Тотек.
Организация испытаний.
Ни для кого не секрет, что наиболее объективным сравнение моторных масел будет, если проводить его в условиях максимально приближенных к естественному режиму эксплуатации. То есть, необходимо залить отобранные образцы в моторы семи одинаковых мотоциклов и с одинаковой скоростью пустить их по тарированной замкнутой трассе под управлением одинаковых водителей.
Чтобы понять, а не существует ли менее затратного способа, мы обратились в Российский Государственный Университет Нефти и Газа им. И.М.Губкина. Где, как выяснилось, уже давно разработаны и применяются методики испытания и тестирования любых параметров и характеристик горюче-смазачных материалов. Ознакомившись с представленными образцами, и выслушав наши пожелания, сотрудники института предложили нам готовую методику, в наибольшей степени отвечавшую поставленной задаче. В роли консультанта и организатора теста выступил Доцент кафедры химической технологии и технологии смазочных материалов и химмотологии, Багдасаров Леонид Николаевич.
Испытываемые параметры.
Щелочное число и Кислотное число.
Данные параметры моторных масел позволяют нам оценить сразу несколько его важных свойств.
Прежде всего, баланс между щелочным и кислотным числом определяет степень деградации (старения) масла в ходе его работы.
Один из основных факторов влияющих на ухудшение качеств масла – непрерывное его окисление. В ходе окисления повышается коррозионность, склонность к образованию отложений, а так же затруднение холодного пуска и ухудшение прокачиваемости масла.Так как условия работы масла в двигателе очень жесткие, предотвратить этот процесс полностью невозможно. Но введением эффективных антиокислительных присадок можно значительно снизить его скорость. Эти присадки имеют щелочную основу и основной показатель их наличия и концентрации – Щелочное число.
В ходе окисления масла происходит повышение Кислотного числа и снижение Щелочного числа. Критическим считается снижение Щелочного числа на 50% от его начального уровня, или повышение Кислотного числа до уровня 80% от фактического Щелочного числа.
Кроме того щелочную реакцию, как правило, дают и моющее-диспергирующие присадки, препятствующие образованию нагара и лака, поддерживающие продукты окисления и загрязнения во взвешенном виде. Поэтому, Щелочное число косвенно свидетельствует и о концентрации этого вида присадок.
В то же время противоизносные присадки, как правило, дают кислую реакцию. И Кислотное число чаще всего свидетельствует о высокой концентрации противоизносных присадок.
В исходном виде все масла продемонстрировали сбалансированные характеристики. При этом повышенное Кислотное число масла Тотек позволяет предположить в его составе высокое содержание противоизносных присадок. При этом, Тотек остается сбалансированным продуктом, так как его Щелочное число пропорционально выше.
Трибологическая характеристика.
Пожалуй, единственный метод, позволяющий в лабораторных условиях оценить противоизносные и противозадирные свойства моторного масла. Более точно их можно оценить лишь в ходе моторных испытаний по потере массы поршневых колец, задиру или питтингу кулачков и толкателей, линейному износу этих деталей и цилиндров, состоянию поверхностей трения.
Трибологические характеристики определяются на четырехшариковой машине трения при осевой нагрузке 196 Н (20 кгс). В ходе испытаний оценивается показатель, выражающийся в диаметре износа пятна контакта.
Полностью подтвердилось наше предположение о высоком содержании противоизносных присадок в масле Тотек. По диаметру пятна износа трущихся поверхностей это масло показало лучший результат в тестируемой группе. Как не странно, наихудший показатель в ходе этих испытаний показал популярный Motul. Справедливости ради отметим, что все результаты, показанные испытанными маслами, являются очень высокими, и даже аутсайдеры теста по своему уровню значительно превосходят «среднестатистический» уровень подобных продуктов.
Испаряемость по NOACK
Фактически этот параметр напрямую связан с расходом масла на угар. Кроме того, различные компоненты испаряются неравномерно, нарушая сбалансированность характеристик и снижая качество масла. Относительно большим можно считать показатель выше 15%. Из наших образцов лишь Liqui Moly немного превысил эту величину. Показатели остальных образцов укладываются в допустимые значения. А невероятно низкая испаряемость масла Castrol и вовсе демонстрирует фантастический результат, на голову превосходя конкурентов по этому параметру.
Окислительная стабильность.
Для того, чтобы определить скорость деградации (старения) масла в ходе эксплуатации мы провели испытания на окислительную стабильность. В течении 24 часов отобранные образцы окислялись в специальной камере при температуре 180°С. В двигателе до такой температуры масло может нагреваться лишь на стенках цилиндров. Но время нахождения его там крайне мало, так как при каждом движении поршня вниз маслосъемные кольца направляют всё повстречавшееся им масло обратно в поддон, где температура значительно меньше. Поэтому непрерывное нахождение масла в течении 24 часов при такой высокой температуре само по себе достаточно серьезное испытание.
В ходе этого теста нас ждали основные сюрпризы.
В худшую сторону отличился продукт Liqui Moly. После суточного окисления его Кислотное число повысилось значительно сильнее других образцов. Применительно к нему можно говорить о слишком быстром окислении масла и утрате им своих свойств с нежелательно высокой скоростью.
Второй сюрприз преподнесло нам масло Motul. После суточного окисления его вязкость при 100°С и при 40°С выросла вместе с Индексом вязкости. То есть его и без того высокие характеристики после серьезного испытания ещё более повысились. Комментирующий наши испытания Леонид Николаевич высказал предположение, что компоненты данного масла не были должным образом растворены на заводе при его изготовлении. А при окислении загущающие присадки растворились должным образом, повысив свойства масла и сделав его характеристики более сбалансированными. Можно так же допустить, что мы имеем дело с неким хитроумным инженерным решением, позволяющим маслу выйти на заданные характеристики не сразу, а в ходе работы в двигателе, тем самым отодвигая момент его критической деградации. В любом случае, масло Motul показало высокую сопротивляемость внешним нагрузкам, ухудшающим его свойства.
Подводя итоги испытаний, мы решили не заниматься традиционным в таких случаях распределением мест между участвовавшими в обзоре маслами. Во-первых, лабораторные испытания, не до конца отражают те свойства масел, которые они демонстрируют во время работы в двигателях. И хотя изученные нами параметры позволяют с серьезной долей уверенности говорить о тех или иных качествах масел, мы допускаем, что в реальности они могут немного отличаться. А во-вторых, мы хотим, чтобы каждый интересующийся данным вопросом мотоциклист постарался ответить сам для себя на вопрос о том, какие качества моторного масла он считает для себя первостепенными. Мы же постарались привести все необходимые данные для принятия такого решения.
Castrol Power 1 Racing 4T 10W-50
Вязкость масла
Вязкость масла – один из наиболее важных параметров автомобильного моторного масла. Большинство автовладельцев слышали об этом параметре, видели обозначение вязкости на этикетках канистр с маслом, но мало кто знает, что обозначают эти буквы и цифры и на что они влияют. В своей статье мы расскажем о вязкости масла, системах обозначения вязкости и о том как выбрать вязкость масла для двигателя вашего автомобиля.
Для чего используется масло
Автомобильное масло обеспечивает правильное функционирование различных систем. Оно используется для уменьшения трения, охлаждения, смазки, передачи давления на детали и узлы автомобиля, вывода продуктов сгорания. Самые тяжелые условия работы приходятся на моторные масла. Они должны не терять своих свойств в случае мгновенных перепадов тепловых и механических нагрузок, под воздействием кислорода воздуха и агрессивных веществ, возникающих при неполном сгорании топлива.
Масло создает масляную пленку на поверхности трущихся деталей и снижают износ, защищает от ржавчины, снижает воздействие химически активных компонентов, которые возникают в процессе работы двигателя. Циркулируя в картере двигателя, масло обеспечивает отвод тепла, выводит из зоны контакта трущихся деталей продукты износа (металлическую стружку), уплотняет зазоры между стенками цилиндров и деталями поршневой группы.
Что такое вязкость масла
Вязкость – самая важная характеристика для моторного масла, которая меняется в зависимости от температуры. Масло не должно быть слишком вязким в морозы, чтобы у стартера была возможность провернуть коленчатый вал и у масляного насоса была возможность прокачать масло в системе смазки. При высоких температурах у масла не должна быть малая вязкость, чтобы создавать масляную пленку между трущимися деталями и обеспечивать необходимое давление в системе.
Обозначения моторных масел по классификации SAE
Классификация SAE (Американское Общество Автомобильных Инженеров) характеризует вязкость и определяет в какой сезон можно использовать масло. В паспорте на автомобиль производитель регламентирует подходящие марки.
Масла по классификации SAE делятся на:
Цифра стоящая после буквы W в обозначении моторного масла указывает на его высокотемпературную вязкость, то есть минимальную и максимальную вязкость масла при его рабочих температурах (от 100 до 150 градусов). Чем выше цифра стоящая после буквы W, тем выше вязкость этого моторного масла при рабочих температурах.
Какая высокотемпературная вязкость должна быть у моторного масла для двигателя вашего автомобиля знает только его производитель, именно поэтому рекомендуется строго соблюдать требования автопроизводителя к моторным маслам, которые указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Масла с разной степнью вязкостью рекомендуется использовать при разных температурных режимах:
Обозначение моторных масел по стандарту API
Стандарт API (American Petroleum Institute) определяет, где масло должно использоваться. Состоит из двух латинских букв. Первая буква S – бензиновый двигатель, C – дизель. Вторая буква – дата разработки автомобиля.
Бензиновые двигатели:
Для дизельных двигателей:
Кинематическая и динамическая вязкости масла
Для определения качества масла определяют его кинематическую и динамическую вязкость.
Кинематическая вязкость – это показатель текучести при нормальных (+40 о C) и высоких (+100 о C) температурах. Определяется с помощью капиллярного вискозиметра. Для его определения считается время, которое требуется маслу для истечения при заданных температурах. Измеряется в мм 2 /сек.
Динамическая вязкость – показатель, определяющий реакцию смазочного материала в имитаторе реальных нагрузок – ротационном вискозиметре. Прибор имитирует реальные нагрузки в двигателе с учетом давления в магистралях и температуре +150 о C и контролирует, как себя ведет смазывающая жидкость, как изменяется ее вязкость именно в моменты нагрузок.
Характеристики автомобильных масел
Температура вспышки – это величина, характеризующая наличие в масле легких фракций, которые испаряются и выгорают очень быстро, ухудшая качество масла. Минимальная температура вспышки не должна быть ниже 220 о C.
Температура застывания – величина, при которой масло теряет текучесть. Температура указывает момент кристаллизации парафина и полного твердения масла.
Индекс вязкости – характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры. Чем выше этот показатель, тем выше температурный диапазон работоспособности масла. Продукты с низким индексом вязкости позволяют эксплуатировать двигатель только в узком диапазоне температур. Так как при нагревании становятся слишком жидкими и перестают смазывать, а при охлаждении быстро густеют.
Щелочное число (TBN) показывает количество щелочных материалов (гидроксида калия) в одном грамме моторного масла. Единица измерения — мгKOH/г. Наличествует в моторной жидкости в виде моющих диспергирующих присадок. Их присутствие помогает нейтрализовать вредные кислоты и бороться с отложениями, появляющимися во время работы мотора. Со временем TBN падает. Большое падение щелочного числа приводит к коррозии и грязи в картере двигателя. Самым главным фактором падения щелочного числа — наличие серы в топливе. Поэтому масла для дизельных двигателей, где сера в присутствует в большем количестве, должны иметь более высокое TBN.
Кислотное число (TAN) характеризует наличие продуктов окисления в результате длительной работы и перегрева моторной жидкости. Его увеличение говорит об уменьшении ресурса работы масла.
Масляная основа и присадки
Автомобильные масла состоят из масляной основы и присадок. Присадками называются специальные вещества, которые добавляют в масло для улучшения его свойств.
Масляная основа бывает:
В современных маслах доля присадок составляет 15-20%.
По назначению присадки разделяются на:
Минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла
Масло – это смесь углеводородов с определенной структурой расположения атомов углерода. Они могут быть соединены в длинные цепочки или разветвляться. Чем длиннее и прямее цепи атомов углерода, тем лучше масло.
Минеральные масла получают из нефти, используя при этом разные способы:
Синтетическое масло получается из природного газа с помощью наращивания длины цепочек углеводородов. Таким способом легче получить более длинные цепочки. «Синтетика» — гораздо качественней, чем минеральные масла, примерно в три-пять раз. Единственный его недостаток – очень высокая цена.
«Полусинтетика» — смесь минерального и синтетического масла.
Какая вязкость масла лучше подходит для двигателя вашего автомобиля
Для Вашего автомобиля подходит только та вязкость, которая указана в сервисной книжке. Все параметры двигателя протестированы производителем, моторное масло подобрано с учетом всех параметров и режимов работы.
Прогрев двигателя и вязкость моторного масла
В начале работы автомобиля масло в двигателе холодное и вязкое. Соответственно, толщина масляной пленки в зазорах толстая, и коэффициент трения в этот момент высокий. При прогреве двигателя масло быстро прогревается и входит в рабочий режим. Именно поэтому, производители не рекомендуют сразу сильно нагружать двигатель (начинать движение без качественного прогрева) в сильные морозы.
Вязкость моторного масла в рабочих температурах
В условиях высокой нагрузки коэффициент трения увеличивается, и растет температура. Из-за высокой температуры масло разжижается и толщина пленки уменьшается. Коэффициент трения уменьшается и масло охлаждается. То есть, температура и толщина пленки изменяются в строго определенных производителем диапазонах. Именно такой режим позволит маслу хорошо выполнять свое назначение.
Что происходит, когда вязкость масла выше нормы
Если вязкость выше нормы, то, даже когда двигатель уже прогрелся, вязкость масла не упадет до рассчитанного инженером значения. В условиях нормальных нагрузок температура двигателя будет повышаться, пока вязкость не придет в норму. Из этого следует вывод – рабочая температура при работе плохо подобранного моторного масла будет постоянно повышена, что увеличивает износ деталей и узлов мотора.
При больших нагрузках – при экстренном разгоне или на длинном крутом подъеме, температура двигателя поднимется еще выше и может превысить температуру, при которой масло сохраняет свои рабочие свойства. Оно окислится, и в нем будут образовываться лак, нагар, кислоты.
Еще один недостаток слишком вязкого масла – часть мощности двигателя будет уходить на потери от больших усилий прокачки в системе.
Что происходит, когда вязкость масла ниже нормы
Вязкость масла ниже нормы не принесет ничего хорошего для двигателя.Масляная пленка в зазорах будет ниже нормы и просто не будет успевать отводить тепло из зоны трения. Поэтому в этих точках под нагрузкой масло будет сгорать. Продукты угара и металлическая стружка в зазорах между поршнем и цилиндром могут привести к заклиниванию двигателя.
Слишком жидкое масло на новом двигателе, когда зазоры еще не слишком большие, будет работать, но когда двигатель уже не новый, и зазоры сами по себе увеличатся, то процесс угара масла будет ускоряться.
Тонкая масляная пленка в зазорах не сможет обеспечить нормальную компрессию и часть продуктов сгорания бензина будет попадать в масло. Мощность падает, рабочая температура повышается, процесс истирания и угара масла ускоряется.
Такие масла используются на специальных автомобилях, режимы которых рассчитаны на работу именно с этими маслами.
Итоги
Масла одного класса вязкости, имеющие одинаковые спецификации, выполненные компанией, входящей в «большую пятерку» и имеющие одну масляную основу, обычно не вступают в агрессивное взаимодействие. Но если Вы не желаете иметь больших неприятностей, доливать лучше не больше 10-15% от общего объема. В ближайшее время после долива масло, лучше масло поменять полностью.
Перед выбором масла следует выяснить:
Чтобы понять, когда следует менять масло, надо ориентироваться на документацию к автомобилю. Для некоторых машин есть увеличенные периоды (30 000- 50 000 км). Для России с учетом качества топлива, условий эксплуатации и сурового климата следует производить замену через 7 500 – 10 000 км.
Требуется периодически контролировать качество и количество масла. Обращайте внимание на его внешний вид. Пробег автомобиля и количество мото-часов (времени работы) двигателя могут не соответствовать друг другу. Находясь в пробке, двигатель работает в нагруженном тепловом режиме, но одометр не крутится (авто не едет). В результате автомобиль проехал не так много, а двигатель проработал много. В таком случае лучше масло менять раньше, не дожидаясь требуемого пробега по одометру.
Технические характеристики масла 10w 40
Одним из часто применяемых смазочных материалов является масло 10W40. Его расшифровка отражает характеристики и свойства круглогодичного применения в различных типах двигателей. Обилие моторных масел, представленных на рынке, позволяет подобрать смазочный материал для двигателя внутреннего сгорания с любыми предъявляемыми требованиями. Множеством производителей предлагаются автомасла с различными базовыми основами, пакетами присадок и характеристиками.
Расшифровка 10w 40
Самым важным показателем моторной смазки является ее вязкость. Сообществом автомобильных инженеров SAE была разработана спецификация масел для двигателей согласно вязкостным показателям, которая служит стандартом на международном уровне. Температурный диапазон, в пределах которого маслом не утрачивается наличие своих качеств, относит его к одному из классов.
Смазка с маркировкой 10W 40 имеет следующую расшифровку:
Состав
Каждое моторное масло 10W 40 состоит из базовой основы и пакета активных присадок выполняющих моющие, антикоррозийные, диспергирующие и смазывающие функции. Основы масел можно разделить на три основных вида: минеральные, синтетические и полусинтетические. Отличительные особенности которых заключаются в способе получения.
Выбирая основу автомасла 10W 40, важно учитывать многие влияющие факторы:
Классификация масел 10W40 по системе API
Двигатели, работающие на бензиновом и дизельном топливе, отличаются между собой своими техническими характеристиками, принципом работы и требованиями, предъявляемыми к моторным смазкам.
Системой классификации API Engine Service Classification System выделено 3 степени назначения и качества масел для двигателей. Рассмотрим две интересующие из них:
S (service). В которой представлены степени качества смазочных материалов для двигателей, работающих на бензине. На сегодняшний день действующими являются степени с обозначением SL, SM, SN.
C (Commercial). Представлены степени качества для двигателей, работающих на дизельном топливе.
В продаже можно встретить смазки с таким обозначениями как SL/CI-4. Данная маркировка означает, что масло может использоваться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях при удовлетворении всех требований.
Универсальность не всегда хорошо. Для соответствия требованиям двух разных по принципу работы и характеристикам двигателей, защитные, диспергирующие, моющие и смазывающие свойства в какой-то мере снижаются. Масло 10W40 не является исключением.
При отсутствии на упаковочной таре обозначений может говорить о том, что производитель не предоставлял продукт в орган сертификации или класс масла устарел. От такой покупки лучше отказаться.
Положительные и отрицательные стороны
Моторные смазки, попадающие под класс вязкости 10W40 по классификации SAE, имеют свои сильные и слабые стороны. Со знаком плюс запишем:
К отрицательным моментам отнесем:
Все перечисленные плюсы и минусы моторного масла 10w40 являются обобщенными. В зависимости от производителя, технических характеристик ДВС, климатических условий, а также условий эксплуатации, масла могут проявлять себя по-разному.