12 апостолов будут судить
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 1 Кор. 6:2
Свт. Иоанн Златоуст
Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела
Свт. Феофан Затворник
Не весте ли, яко святии мирови имут судити? И аще вами суд приимет мир, недостойни есте судищем худым
Доказывает, почему христианам неуместно судиться у язычников; потому, говорит, что христиане – святые будут мир судить, мир, то есть неверных, язычников как ниже – ангелов, тоже неверных. Если судить будут язычников, то очевидно, что язычники ниже их и языческие судища не по ним; недостойно вас, говорит, ходить в эти судища. Предмет доказан. Сила доказательства в известности того обстоятельства, что святые, христиане, имеют мир судить. Когда спрашивает Апостол: не весте ли? самым вопросом дает разуметь, что тогдашним христианам это было известно. Потому цель Апостола достигалась и без объяснения, как святые будут судить мир. Он его и не прилагает. Но для нас теперь это не совсем понятно. Судия мира – один Господь. Сам Он, изображая суд, дает разуметь, что Ему будут подлежать и верные, и неверные, и что произведши суд, Он скажет одним: приидите благословеннии, а другим: отыдите проклятии. Как же святые будут судить, когда сами судимы будут? – На это скажем: слово Апостола не ложно; святые будут судить мир, и ангелов, а как – не знаем. Наше незнание не умаляет верности слова апостольского. Но таким ответом кого удовлетворишь? Всякому хочется дойти до решения, но как основать решения не на чем, то неизбежно строить предположения. Их и настроили много. Перечислять их не стоит. Возьмем то, которое единогласно принимают все наши толковники. Вот слова Феодорита: «Сказал: имут судити, вместо осудят. Ибо сие дают разуметь последующие слова: аще вами (εν υμιν) суд приимет мир. Так мужие Ниневитстии… и царица южская осудят оный род (Мф. 12, 41–42); так двоюнадесяте Апостолов будут судить обеманадесяте коленома Израилевома (19, 28), то есть осудят их, осудят же, потому что сами из них произошли и уверовали в Господа, и подверглись тьмочисленным видам смертей, и не отреклись от веры в Него. Так и уверовавшие из язычников осудят не уверовавших в спасительную проповедь». Вот что говорит святой Златоуст: «Судить будут святые, не садясь и требуя отчета, но тем, что осудят. Это выражает Апостол словами: аще вами суд приимет мир. Не сказал: от вас, но вами (εν υμιν – вас, в вашей святости), как и Господь сказал: царица южская востанет и осудит род сей; и: мужие Ниневитстии востанут и осудят род сей (Мф. 12, 41–42). Они видят одно и то же с нами солнце и участвуют в одном и том же, и между тем если мы окажемся верующими, а они неверующими, то им невозможно будет сослаться на неведение; мы осудим их тем, чтó мы сделали. И много подобных найдется тогда способов осуждения». Так и святой Дамаскин, и Экумений, и Фотий у Экумения и Феофилакт. Последняя приписка святого Златоуста показывает, что возможны и другие способы осуждения неверных верными. Но все – осуждения, а не суда. На этом решении и остановимся. Ему дает большой вес – εν υμιν,– в вас, как бы в вашем лице, или на вас показывая, судья суд произнесет, и оправдается на суде своем вами.
Если так, говорит далее святой Павел, то недостойни есте судищем худым; как бы так: «Поведение ваше наносит вам стыд и невыразимое бесчестие. Коринфяне, вероятно, стыдились судиться у своих судей; посему он говорит: напротив, стыдитесь того, что вы судитесь у внешних; их судилища маловажны, а не те» (святой Златоуст).
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела
Толкование на послания божественного Павла.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела
Вот какая честь ожидает святых, верующих в Сына Божия. Они будут судить мир; мало того, они будут судить демонов, которые в этом мире имеют такую силу в людях нечестивых! Стремись же, человек, к этой славе.
Дневник. Том I. 1856.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Разве не знаете, что святые будут судить (κρινοΰσι) мир
Поскольку верные, как люди неученые, казались неспособными разбирать тяжбы, то сообщает им вес и важность: во-первых, назвал их святыми, потом сказал, что они будут судить мир. Не так, впрочем, это должно представлять, будто они займут места судей и будут произносить приговоры (судить будет Господь); нет, они только осудят (κατακρινοΰσιν). В самом деле, если они, будучи подобны всем прочим, оказались уверовавшими, а эти не уверовавшими, то не осуждение ли это для неверных?
Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела
Смотри, не сказал: от вас суд приимет, а вами будет судим; потому что вы, уверовавшие, были примером для мира. Изречение недостойны судить маловажные дела имеет такой смысл: кажется, коринфяне стыдились быть судимыми от внутренних; посему говорит: напротив, стыдно вам тогда, когда вы судитесь у внешних; ибо эти судилища худые, а не такие, каковы внутренние.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Севериан Габальский
Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела
Итак, двенадцать апостолов будут судить двенадцать колен, как иудеев из иудеев, поскольку они поверили самим пророкам. А если [некоторые] не поверили пророкам, то потому отвергли Христа. Другие же святые, то есть язычники, будут судить тех, кто не отступил от идолов и уверовал в истинного Бога.
Фрагменты.
Амвросиаст
Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела
Поскольку по образцу их веры неверие мира осудится.
На Послания к Коринфянам.
Лопухин А.П.
Ст. 2-3 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские
Евангелие от Луки 22 глава. Опять Апокалипсис.
И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
Сатана просил Бога, чтобы заниматься фильтрацией грешников и праведников, учавствовать в их искушении. Как мы видим, что это имеет место быть. Но Сын Божий просил Бога Отца, чтобы вера не оскудела не смотря на козни дьявола. Симон-образ церкви, которую врата ада не одолеют.
Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
Но Господь знает нас лучше нас. Петух страшный символ разврата и мужеложников пропел трижды: когда католики ушли в ересь в 1054 г, во время падения Византии, в 1453г, и в наше время мы видим разгул этого явления. Скоро этот мерзкий петух запоет третий раз. Они же, эти крики петуха, есть смена коней по книге Апокалипсис, 6 глава.
И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
За 2 тысячи лет проповеди Евангелия миссионеры не нуждались ни в чем. Все давал Господь силой Благодати своей. Ибо трудящийся достоин пропитания. Теперь же трудящихся в истине не будет, ибо проповедь закончится, а потому:
ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
Здесь имеем кривой перевод, а потому приведем старословянский текст:
Глагóлю бо вáмъ, я́ко ещé пи́саное сé, подобáетъ, да скончáется о мнѣ́, éже: и со беззакóнными вмѣни́ся. И́бо éже о мнѣ́, кончи́ну и́мать.
Как написано в Писании, что святых будут убивать, блажен тот кто умрет не предав Господа, даже если к беззаконникам причтен будет. Ибо если человек умрет, исповедая истину Господа, будет иметь кончину праведную.
Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
Апостолы не ведали тогда, что Господь говорит в вечность. Они все понимали буквально. Но и этот их ответ, имеет смысл. Два меча- это догматы 7 соборов и аскеза монахов. А на уровне государств это будут 2 страны, Иудея и Израиль новозаветные где будет эпицентр мировых событий.
И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
Пришел на гору: С этого начинается пророк Исайя: Я́ко бýдетъ въ послѣ́днiя дни́ явлéна горá Госпóдня, и дóмъ Бóжiй на версѣ́ гóръ, и возвы́сится превы́ше холмóвъ: и прiи́дутъ къ нéй вси́ язы́цы./Ис 2:2/
Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
В то время люди будут спасаться только молитвой. А молитвы слышны будут только тех, кто войдет в это время имея Благодать, соблюдая заповеди и имея в себе Причастие Божие. В самом Израиле будет полегче, ибо там в результате последней проповеди и обращения евреев в пустыне прольются реки:И прiи́детъ Госпóдь, и бýдетъ всé мѣ́сто горы́ Сióни, и вся́ я́же о́крестъ ея́ осѣни́тъ о́блакъ во дни́, и я́ко ды́ма и свѣ́та óгненна горя́ща въ нощи́, всéю слáвою покры́ется:
и бýдетъ въ сѣ́нь от знóя и въ покрóвъ и въ сокровéнiе от жéстости и дождя́.
говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
Спасаться люди в то время будут и кормиться через Ангелов. Другим будет тяжко.
И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали
Увы, люди немощны. Спящими от печали. Вы себе можете это представить технически? Сон от печали. Сон от усталости понятен. Но сон от печали. От скорби. А написано так, ибо так и будет.
и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
Иуда- что за колено я называл выше. Увы!
Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
Кто то из верных изхитрится нанести рану.
И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
Первосвященник последнего времени сами догадайтесь кто будет.
Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
Власть тьмы. 3,5 года. Финиш.
Тема: на ДВЕНАДЦАТИ престолах будете судить. иуда 12-ый?
Опции темы
на ДВЕНАДЦАТИ престолах будете судить. иуда 12-ый?
вы что? Место отрекшегося от Бога Иуды занял Матфий Деян. 1,26: «Сопричислен к одиннадцати апостолам». Иуда же, будучи сыном погибели, как его назвал Христос, погиб навечно: «Не кто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Ин. 17,12). «достоинство его да примет другой» (Деян. 1,20).
Но ведь ап. Аллексей верно написал!
Вас смущает что обетование о пакибытии было дано Иуде Искариоту? Ничего удивительно в этом нет. Божьи обетования даются как всем людям:
Ин 3:14 «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».
Так и отдельным людям:
«Нынче же будешь со мной в раю».
А вот обретают обетование верующие и сохранившие веру до конца:
Рим 4:16 «Итак по вере, чтобы [было] по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так [многочисленно] будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное».
А по неверию отсеиваются из кандидатов на получение:
Рим 11:20 «Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся».
А раз место стало вакантно или получатель небесного дара (прощения грехов, праведности во Христе, любви, пророчества или исцеления) отказался по неверию или нежеланию, то его достоинство примет другой:
Рим 11:19 «Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо».
Спросите, а как же Слово Божье? Оно ведь не может не исполниться! Верно, не может.
Рим 9:1 «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
А про Иуду же написано:
«он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего»;
И я таких видел воочию. Сопричисленных и получивших жребий.
А вот на Иуде исполнилось вот это слово, например:
Деян 1:16 «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его»;
Иоан.13:18 «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою».
То есть Слово Божье всё равно исполняется: 11 были призваны и получили, но не все из 12-ти, один был просто причислен, чтобы и на нём исполнилось Слово Божье, но не слово благословения, а слово проклятия:
Деян 1 «В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем».
1 Коринфянам 6 глава
Глава 6
1. Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? 2. Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы не достойны судить маловажные дела? 3. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? 4. А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. 5. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? 6. Но брат с братом судится, и притом перед неверными. 7. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? 8. Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
(1. Смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? 2. Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же в вас будет судим мир, то вы не достойны судить маловажные дела? 3. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? 4. Итак, если имеете житейские тяжбы, поставляйте своими судьями презираемых в церкви. 5. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? 6. Но брат с братом судится, и притом перед неверными. 7. И то уже является для вас проступком, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не терпеть обиду? 8. Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.)
Здесь апостол порицает другой порок коринфян: чрезмерную страсть к судебным тяжбам, рождающуюся от алчности. В этом порицании две части. Первая: когда коринфяне состязались друг с другом перед судом неверующих, они тем самым бесславили Евангелие и подвергали его насмешкам. Вторая: в то время как христиане должны терпеть обиды, коринфяне скорее готовы были нанести обиду сами, нежели терпеть какие-либо неудобства. Таким образом, первая часть упрека особо относится к коринфянам, а вторая — ко всем вообще.
1) Как смеет кто у вас (Смеет кто у вас). Вот первое положение: если кто судится с братом, спор должны разрешать благочестивые, а не нечестивые судьи. Если же спросят о причине, то, как уже было сказано, она состоит в том, что в противном случае Евангелие бесчестится, и имя Христово выставляется на поругание нечестивым. Ведь они по внушению сатаны всегда жадно хватаются за любой повод оклеветать учение благочестия. Верующие же, делая нечестивых своими союзниками в тяжбах, кажется, нарочно дают им повод для злословия. Можно привести и другую причину: мы наносим братьям оскорбление, по своей воле подчиняя их суду неверующих.
Но здесь можно возразить: коль скоро прямая прерогатива гражданских властей — определять права каждого и расследовать тяжбы, почему же неверующие, заседающие в магистрате, не имеют подобной власти? А если имеют, почему нам запрещают защищать свои права перед их судом? Отвечаю: Павел осуждает здесь не тех, кто по необходимости судится перед неверующими (например, таких, кого силой влекут на суд), но тех, кто добровольно ведет на суд братьев и мучает их там руками нечестивых, хотя ему можно было воспользоваться и другим средством. Итак, зло — по собственной воле начинать с братьями тяжбы перед судом неверующих, но если тебе уже назначен день, вовсе не зло — явиться на суд и защищать там свое дело.
2) Разве не знаете, что святые. Довод от меньшего к большему. Ибо Павел желает показать, что церкви наносится обида, когда внутренние тяжбы выносятся на суд неверующих, словно среди благочестивых нет никого способного рассудить других. И он рассуждает так: коль скоро Бог удостоил святых чести и сделал их судьями всего мира, не подобает отстранять их от рассмотрения мелких дел, словно они к этому не готовы. Отсюда следует: коринфяне оскорбили самих себя, передав неверующим свою же собственную данную от Бога честь. Сказанное же здесь о суде над миром следует соотнести с речением Христовым: вы воссядете, когда придет Сын Человеческий, и т.д. Ибо Сыну так передана вся власть судить, что к соучастию в подобной чести Он привлечет святых, словно Своих помощников. Иначе они будут судить мир в том же смысле, как начинают судить его теперь. Ибо их благочестие, вера, страх Господень, добрая совесть, целомудренная жизнь отнимают у нечестивых всяческие извинения. Как и о Ное сказано (Евр.11:7), что он своей верой осудил всех людей своей эпохи. Но первое толкование больше подходит намерению апостола: ведь если слово «суд» понимать здесь не в прямом смысле, его довод не будет иметь никакой силы. Однако этот довод и так представляется не слишком весомым. Павел как бы говорит: святые наделены небесной мудростью, безмерно превосходящей все человеческие учения; поэтому о звездах они должны судить лучше самих астрологов.
Но с этим никто не согласится, и возражение здесь вполне очевидно: благочестие и духовное учение не несут с собой знания человеческих наук. Отвечаю: между другими искусствами и опытностью в судейских делах различие в том, что первые приобретаются остротой разума и усердием, познаются от учителей, а указанная опытность заключается в справедливости и доброй совести. Но скажут: обученные юриспруденции будут судить лучше и надежнее, чем какой-нибудь верующий невежда, иначе обучение праву было бы излишним. Отвечаю: здесь не исключаются совещания с юристами. Если решение какогонибудь запутанного вопроса зависит от знания законов, апостол не запрещает христианам обращаться к юристам. Павел упрекает коринфян лишь за то, что они выносили свои тяжбы на суд неверующих, словно в их церкви не было никого способного судить. И учит их тому, сколь более превосходный суд вручил Бог Своему народу.
Фраза «в вас», на мой взгляд, означает здесь «среди вас». Ибо всякий раз, как верующие собираются вместе под надзором Христовым, в их собрании уже присутствует некий образ будущего суда, имеющего состояться в последний день. Итак, Павел учит, что мир судится в церкви, где воздвигнуто судилище Христово, посредством которого Он осуществляет Свою власть.
3) Разве не знаете, что мы будем судить ангелов? Этот отрывок толкуется по-разному. Златоуст сообщает, что некоторые относили сказанное к священникам, но подобное толкование слишком натянуто. Другие относили фразу к небесным ангелам в том смысле, что даже ангелы подлежат суду Слова Божия, и мы при необходимости будем судить их посредством этого Слова. Как сказано в Гал.1:8: если ангел с неба возвестит вам иное Евангелие, да будет анафема. И на первый взгляд подобное толкование вполне соответствует контексту: ведь если все, кого Бог просветил Своим Словом, наделены такой властью, что судят по этому Слову не только людей, но и ангелов, сколь большее они имеют право разбирать маловажные тяжбы. Но коль скоро Павел говорит здесь о будущем, как бы имея в виду последний день, и слова его указывают на суд в прямом смысле слова, на мой взгляд, вполне достаточно разуметь здесь отступивших ангелов. Ведь довод апостола будет вполне состоятелен, если понять его так: мы будем судить демонов, вначале созданных весьма благородными, которые и теперь, после лишения их власти, являются бессмертными тварями и стоят над тленным миром. И что же? Разве мы не можем судить также и то, что ниже нас самих?
4) Когда (если) имеете житейские тяжбы. Надо всегда иметь в виду, о каких разбирательствах говорит апостол. Ведь общественные тяжбы находятся вне нашей власти, и их нельзя по нашей воле выносить на рассмотрение другого суда. Рассмотрение же личных тяжб можно передавать другим судьям и без согласия гражданских властей. Итак, поскольку передача дела в этом случае ничем не умаляет права магистрата, апостол справедливо заповедует христианам воздерживаться от мирского суда, то есть от суда неверующих. И чтобы коринфяне не жаловались, что их лишают лучшего средства к разрешению тяжб, апостол велит избирать судей из среды верующих, которые бы спокойно и справедливо рассматривали различные дела. И чтобы коринфяне не заявили, что у них нет подходящих судей, апостол учит, что даже низшие могут занимать подобную должность. И Павел не принижает достоинство гражданских властей, заповедуя вручать их служение презираемым людям. Ведь сказанное апостолом надо понимать в смысле упреждения. Павел как бы говорит: даже самый последний и презренный среди вас лучше исполнит это служение, чем нечестивые судьи, к которым вы прибегаете; так что прибегать к ним нет никакой необходимости.
К этому толкованию весьма близко подходит Златоуст, хотя он добавляет и кое-что еще. Он думает, будто апостол хотел сказать следующее: даже если среди коринфян не обнаружится ни одного человека, достаточно благоразумного и способного судить, все же им надо избрать судей из своей среды, какими бы они ни были. Что касается Амвросия, то он в этом вопросе, как говорят, находится между небом и землей. Мне же кажется, что я правильно выразил мысль апостола. Она состоит в том, что в отношении способности судить он самых последних верующих предпочитает неверующим.
Некоторые видят в сказанном совершенно другой смысл. Глагол καθίζετε они понимают в настоящем времени, а презираемыми в церкви считают мирских людей. Но это толкование более утонченно, нежели обоснованно. Ведь подобная апелляция к неверующим звучала бы весьма холодно. Кроме того, фраза «если имеете» не сильно подходит порицанию. В этом случае больше подошла бы фраза «когда имеете». Ибо условие ослабило бы силу упрека. Поэтому я больше склонен понимать так, что здесь нам предписывается врачевство от зла.
Впрочем, из какой-то фразы Августина явствует, что древние плохо понимали этот отрывок. Ибо в книге «О монашеском труде», упоминая о своих занятиях, он утверждает, что самой тягостной для него была необходимость посвящать часть дня мирским делам. Однако же он терпеливо переносил подобную ношу, потому что ее возложил на него апостол. Из этого места и еще какого-то послания явствует, что епископы имели обыкновение посвящать определенное время разрешению споров между верующими; как будто апостол имел здесь в виду именно их. Поскольку же дела всегда со временем становятся хуже, из этого заблуждения сложилась юрисдикция, которую епископские чиновники присвоили себе в денежных тяжбах. Итак, в этом древнем обычае есть два достойных упрека момента. Епископы занимались чуждыми их служению делами, и оскорбляли Бога, утверждая, что отходят от своего призвания по Его заповеди и власти. Но это, возможно, было еще терпимым злом. Защищать же и извинять на этом основании скверный обычай, воцарившийся в папстве, совершенно недопустимо.
5) К стыду вашему говорю. Смысл таков: если другие доводы вас никак не затрагивают, по крайней мере, подумайте о том, сколь это постыдно, что среди вас нет ни одного, кто мог бы по-дружески разрешить дело между братьями; и эту прерогативу вы уступаете неверующим. Этот отрывок не противоречит вышеприведенным словам, где апостол утверждал, что упоминает о пороках коринфян не для того, чтобы их пристыдить. Ведь, порицая их таким образом, он скорее отваживает их от порока и помогает им стать достойнее. Итак, Павел не хочет, чтобы коринфяне столь дурно думали о своем собрании и отдавали неверующим то, чем обделяли собственных братьев.
7) И то уже весьма унизительно (является для вас проступком). Вторая часть содержит в себе общее учение. Апостол упрекает коринфян не только в том, что они подвергают Евангелие осмеянию и бесславию. Он называет пороком уже то, что они ведут друг с другом тяжбы. Однако следует отметить особенность использованного им слова, ибо ήττημα по-гречески означает немощь души, когда она становится легко ранимой и нетерпимой к обидам. Затем это слово перенесли и на остальные пороки, ибо все они рождаются из немощи и нерешительности. Итак, Павел осуждает в коринфянах то, что, состязаясь в судах, они заставляют друг друга скорбеть. И указывает на причину: коринфяне не умеют переносить оскорбления. Действительно, поскольку Господь заповедует нам не побеждаться злом, но преодолевать несправедливость благодеяниями, те, кто не может владеть собой и переносить обиды, несомненно грешат нетерпением. И если признаком этого нетерпения являются судебные тяжбы между верующими, отсюда следует, что они — порочны.
Но кажется, что таким образом запрещаются все вообще частные тяжбы. Судящиеся друг с другом несомненно грешат, следовательно никому не позволено защищать свои права перед гражданскими властями. Некоторые отвечают на это возражение так: апостол говорит, что там, где имеются тяжбы, присутствует несомненный порок, поскольку одна из судящихся сторон с необходимостью неправа. Однако подобная увертка ничуть им не помогает. Ведь Павел утверждает, что люди грешат не только тогда, когда причиняют обиду, но и когда не переносят ее с терпением. Я же отвечу проще и скажу так: поскольку ранее тот же апостол разрешил иметь судей, он тем самым достаточно ясно показал, что христианам позволительно с умеренностью и не нарушая правила любви отстаивать свои права. Отсюда легко вывести, что апостол высказался столь жестко, учитывая конкретные обстоятельства. Действительно, везде, где тяжбы происходят часто, или где обе стороны упорно и неуступчиво судятся друг с другом, становится очевидным, что души спорящих охвачены неумеренной и злой похотью и не склонны к справедливости и терпению по заповеди Христовой. Скажу более прямо: причина, по которой Павел осуждает тяжбы, состоит в том, что мы должны великодушно переносить обиды.
Удивительно, что церковные писатели не рассмотрели этот вопрос более подробно. Августин больше других уделил ему внимание и ближе подошел к правильному решению. Но и он, как бы правильно ни учил, в чем-то не вполне ясен. Те же, кто хочет учить яснее, говорят, что следует различать между общественным и частным отмщением. Поскольку гражданские власти наделены от Бога правом мщения, те, кто просит у них помощи, не присваивают мщение себе, но прибегают к Богу как единственному мстителю. Это звучит разумно и уместно, но следует идти дальше. Ведь, если мщение нельзя просить даже у Самого Бога, так же не позволительно прибегать к мщению гражданских властей.
Если же кто-то возразит и скажет: крайне редко бывает, чтобы кто-то вел тяжбу, будучи свободным от всякого дурного желания, — я соглашусь с ним и признаю, что редко можно встретить ведущего тяжбу добряка. Но по многим причинам полезно показать, что тяжба сама по себе — не зло, что ее лишь портят разные злоупотребления. Во-первых, это полезно для того, чтобы не казалось, что Бог напрасно установил суд. Во-вторых, чтобы благочестивые знали, что именно им позволено, и не делали что-либо против совести. Ибо многие, однажды преступив эту грань, доходят до открытого презрения Бога. В-третьих, люди должны усвоить: надо соблюдать умеренность и не осквернять своими пороками разрешенное Богом средство защиты. И наконец, чтобы дерзость нечестивых сдерживалась нашим чистым и искренним рвением; что не может иметь место в случае, если нам не позволяется подвергать их законному наказанию.
8) Но вы сами обижаете. Отсюда явствует, почему апостол так сурово ополчился на коринфян. Среди них царила столь порочная страсть к собственничеству, что они даже обижали из-за этого друг друга. Несколько ранее, подчеркивая огромность этого зла, апостол говорил, что не умеющие переносить обиды по сути не христиане. Значит, здесь присутствует усиление смысла путем сравнения. Ибо, если не терпеть обиды — зло, сколь хуже наносить их самому?
9. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10. ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. 11. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
(9. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10. ни воры, ни алчные, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. 11. И такими вы были; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса и Духом Бога нашего.)
9) Или не знаете. Под неправедностью разумей здесь то, что противоположно конкретному виду праведности. Следовательно, неправедные, то есть те, кто несправедливо обходится с братьями, кто обирает или обманывает других, наконец, те, кто преследует собственный интерес, причиняя вред другим, Царства Божия не наследуют. То же, что неправедными, например: прелюбодеями, ворами, алчными, злоречивыми, здесь зовутся люди, не кающиеся в своих пороках, но упорно в них пребывающие, известно столь хорошо, что не нуждается в напоминании. И сам апостол выражает впоследствии эту мысль, говоря, что коринфяне некогда такими были. Итак, нечестивые наследуют Царство Божие, но лишь в том случае, если прежде обратятся к Господу в истинном покаянии, и таким образом перестанут быть нечестивыми. И хотя обращение не является основанием для прощения, мы все же знаем, что с Богом примиряются только покаявшиеся. Впрочем, вопрос апостола содержит в себе эмфазу. Ведь он, по его собственным словам, говорит лишь то, что знают сами коринфяне, и что вполне известно всем благочестивым.
Не обманывайтесь. Заимствовав повод от одного конкретного случая, апостол говорит теперь о многих разновидностях порока. Думаю, что он перечисляет те пороки, которыми страдали коринфяне. Тремя словами он обозначает половые похоти, кои, по свидетельству всех историков, царили тогда не только в Коринфе, но и всюду получили широкое распространение. Ибо этот город (как говорилось в другом месте) изобиловал товарами и был знаменитым центром торговли, куда наведывались многие иноземные купцы. За богатством же по пятам следует разврат, бесстыдство и всяческая невоздержанность. К тому же, этот сам по себе склонный к похоти народ разжигался и другими видами пороков.
Вполне известно, чем блудники отличаются от прелюбодеев. Под малакиями же я понимаю тех, кто, хотя и не развратничал открыто, все же выдавал свое бесстыдство манерой речи, женоподобным поведением, одеждой и прочими утехами. Четвертый вид половой похоти — самый тяжелый, а именно — то знаменитое непотребство, которое было весьма распространено в Греции.
Несправедливых же и обидчиков апостол означает тремя словами. Ворами он называет тех, кто обманом или тайными уловками обирает братьев. Хищниками же — тех, кто путем насилия посягает на чужую собственность или, подобно гарпиям, отовсюду хватает и пожирает чужое. И, чтобы придать своей речи более широкий смысл, апостол затем присоединяет к ним алчных людей. Под пьяницами разумей также тех, кто не знает умеренности в еде. Злоречивых же апостол отмечает особо, ибо этот город, вероятно, был полон болтовни и распрей. В итоге, Павел, главным образом, упомянул те пороки, которым, как он видел, был подвержен город Коринф.
Так и Павел в первой главе Послания к Римлянам перечисляет многие разновидности пороков и преступлений, рождающихся от незнания Бога и той неблагодарности, в которой он ранее обвинил всех неверующих. Не потому, что каждый неверующий заражен всеми этими пороками, но потому, что им подвержены все, и никто от них не чист. Ведь тот, кто не прелюбодей, все равно грешит, но как-то по-иному. Так и в третьей главе Послания к Римлянам апостол относит ко всем сынам Адама свидетельство о том, что горло их — отверстая могила, что ноги их быстры на пролитие крови, что язык их — лжив и полон яда. Не потому, что все жестоки и проливают кровь, все вероломны и злоречивы, но потому что прежде, чем нас обновит Бог, один склонен к жестокости, другой — к вероломству, третий — к похоти, четвертый — к обману. Так что нет никого, в ком бы ни был явлен образчик всеобщей порочности. И мы, все до одного, по тайному внутреннему расположению души подвержены любому недугу, разве что Господь запирает его внутри, не позволяя проявиться вовне. Итак, смысл простой: до благодати возрождения одни из коринфян были алчными, другие — прелюбодеями, третьи — хищниками, четвертые — малакиями, пятые — злоречивыми; теперь же, избавившись через Христа, они перестали быть таковыми.
Цель же апостола заключалась в том, чтобы смирить коринфян, напомнив им об их прежнем состоянии, и, кроме того, заставить их больше ценить явленную им благодать Божию. Ибо, чем лучше мы познаем наше несчастье, от которого избавлены по благодеянию Божию, тем яснее видна нам Его великая благодать. Похвала же благодати — источник ободрения, поскольку мы должны остерегаться сделать напрасным столь ценное для нас благодеяние Божие. Апостол как бы говорит: достаточно и того, что Бог извлек вас из той грязи, в которой вы некогда увязли. Подобно этому и Петр (1Пет.4:3) говорит: достаточно прошлого времени для удовлетворения языческих похотей.
Но омылись. Апостол использует три слова для выражения одной мысли, чтобы еще больше устрашить коринфян и не дать им вернуться к своей прежней жизни. Итак, хотя эти три слова означают одно и то же, в самом их различии сокрыта большая сила: ибо здесь подразумевается противопоставление между омовением и грязью, освящением и осквернением, оправданием и виной. Чтобы коринфяне, однажды оправдавшись, не навлекали на себя новой вины; освятившись, не оскверняли себя снова; омывшись, не безобразили себя новой нечистотой, но скорее усердствовали в чистоте, пребывали в истинной святости, гнушались своей бывшей грязи. И отсюда мы узнаем, с какой целью Бог примиряет нас с Собой через незаслуженное отпущение грехов.
Сказанное же мною о том, что одна и та же вещь обозначается тремя словами, надо понимать не так, будто значение этих слов совершенно одно и то же. Ведь, собственно говоря, Бог оправдывает нас, когда избавляет от вины, не вменяя нам грехи, а очищает, когда упраздняет память об этих грехах. Таким образом, эти два действия отличаются лишь тем, что одно из них прямое, а второе — опосредованное. Причем метафора присутствует в слове «омылись», поскольку кровь Христова уподобляется воде. Освящает же нас Бог, обновляя Своим Духом нашу порочную природу, и таким образом освящение относится к возрождению. Но в этом отрывке апостол лишь преследовал цель многими словами возвеличить благодать Божию, избавившую нас от рабства греху, чтобы мы поняли, сколь усердно нам надлежит удаляться от всего (Того), что навлекает на нас гнев и мщение Божие.
Именем Господа (нашего) Иисуса, и т.д. Апостол уместно и довольно изящно проводит различие между служениями Христовыми. Ведь кровь Христова — это причина нашего очищения. От Его смерти и воскресения к нам пришли оправдание и освящение. Но поскольку очищение, произошедшее через Христа, и обретение праведности полезны лишь тем, кто стал причастником этих благ силою Святого Духа, апостол справедливо соединяет со Христом Святой Дух. Итак, Христос для нас — источник всяческих благ, от Него мы получаем все. Но Сам Христос со всеми Своими благами сообщается нам через Святого Духа. Ведь мы принимаем Христа верою, и через веру к нам прилагается Его многоразличная благодать. Творцом же веры является Святой Дух.
12. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. 13. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. 14. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. 15. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! 16. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. 17. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. 18. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. 19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои. 20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
(12. Над всем у меня есть власть, но не все полезно; над всем у меня есть власть, но да не буду я под властью чего-либо. 13. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. 14. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. 15. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! 16. Или не знаете, что прилепляющийся к блуднице становится одно тело? Ибо будут, говорит, двое в одну плоть. 17. А прилепляющийся к Господу есть один дух. 18. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. 19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои. 20. Ибо вы куплены за цену. Прославляйте уже Бога и в теле вашем и в духе вашем, которые суть Божии.)
12) Все мне позволительно (Над всем у меня есть власть). Толкователи сильно потеют, стараясь связать сказанное в этом отрывке воедино. Ведь кое-где апостол, кажется, отклоняется от своей цели. Я же, опустив все прочие толкования, скажу лишь то, что, на мой взгляд, подходит больше всего. Вероятно, что коринфские верующие в то время многое сохранили из своей прежней вседозволенности, и нравы их напоминали нравы прочих жителей города. Там же, где безнаказанно царствуют пороки, закон подменяется обычаем. Затем, люди для собственного оправдания изыскивают никчемные предлоги. Так под предлогом христианской свободы они практически все себе позволяли. Коринфяне жили в чрезмерной роскоши, а к ней (как обычно бывает) была примешана гордыня. И поскольку роскошь есть нечто внешнее, они не думали, что грешат. Больше того, как явствует из слов Павла, коринфяне злоупотребляли свободой до такой степени, что распространили ее даже на блуд. Итак, апостол, используя наилучший предлог, после того, как сказал о пороках, опровергает превратные извинения, коими коринфяне оправдывали себя в отношении внешних грехов.
Но не все полезно. Это — первое исключение, коим апостол ограничивает употребление христианской свободы, чтобы она не переросла во вседозволенность. Оно состоит в том, чтобы учитывать соображения назидания. Смысл таков: не достаточно, что нам позволено то или другое для свободного использования, надо думать и о том, что именно полезно братьям, благу которых нам надлежит служить. Ибо, как подробнее скажет апостол после, и как уже было сказано в Рим.14:17, каждый внутренне свободен перед Богом с тем условием, чтобы все ограничивали употребление свободы ради взаимной пользы.
Но ничто не должно обладать мною (но да не буду я под властью чего-либо). Это — второе ограничение: нам дано господство над всеми вещами таким образом, что мы не должны порабощать себя какой-либо вещи. Так поступают те, кто не может властвовать над своим вожделением. Ибо слово τινός я понимаю в среднем роде и отношу не к людям, а к самим вещам в следующем смысле: мы — господа над всем, лишь бы мы не злоупотребляли эти господством и, поработившись самым несчастным рабством, не привязали себя изза неумеренности и беспорядочных вожделений к внешним вещам, которые должны нам покоряться. Действительно, именно к этому и приводит чрезмерная брюзгливость тех, кто не хочет в чем-либо уступать братьям. В конце концов, такие люди сами уловляются силками нужды.
13) Пища для чрева, и чрево для пищи. Здесь апостол учит тому, как надо пользоваться внешними вещами. Они используются для удовлетворения нужд настоящей жизни, быстро проходящей подобно тени. Как скажет апостол в главе 7:29: этим миром надо пользоваться так, словно мы им не пользуемся. И отсюда мы также узнаем, что христианину не следует бороться за что-либо внешнее. Итак, если речь идет о вещах, подверженных тлению, то благочестивая душа не должна о них переживать. Ибо одно дело — свобода, а другое — злоупотребление свободой. И этому положению соответствует другое: Царство Божие — не пища и питие.
Тело же не для блуда. Установив два исключения, апостол добавляет теперь, что нашу свободу также нельзя простирать на блуд. В то время блуд был настолько распространенным злом, что даже казался неким образом дозволительным. Что можно усмотреть также из постановления апостолов, где среди прочих безразличных дел они запрещают язычникам блуд. Ибо апостолы, несомненно, сделали это потому, что блуд тогда считался почти дозволенной вещью. Итак, Павел говорит: у блуда не то же основание, что у пищи. Ибо Бог не предназначил тело для блуда, как пищу для чрева. И апостол подтверждает это путем сравнения противоположностей. Ведь тело посвящено Христу. Но невозможно соединять Христа с блудом. Добавленная фраза «и Господь для тела» также достаточно весома. Коль скоро Бог Отец соединил с нами Своего Сына, сколь преступно отрывать свое тело от этого священного единства и присоединять его к тому, что недостойно Христа!
14) Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Ссылаясь на положение Христа, апостол доказывает, насколько христианину чуждо блудодеяние. Ибо что общего имеет Христос со сквернами мира, будучи принят в небесную славу? Хотя в словах апостола содержатся две мысли: недостойно и не подобает осквернять блудом наше тело, посвященное Христу, коль скоро Христос Сам воскрешен из мертвых, чтобы обладать небесной славой; а также: постыдно марать наше тело земной нечистотой, поскольку оно вместе со Христом будет причастником блаженного бессмертия и небесной славы. Похожее утверждение содержится в Кол.3:1: если мы воскресли со Христом, и т.д. Разве что здесь идет речь только о последнем воскресении, а там также о первом, то есть, о благодати Святого Духа, обновляющей нас к новой жизни. Поскольку же воскресение почти невероятно для человеческого разума, Писание, упоминая о нем, отсылает нас к силе Божией для укрепления нашей веры.
15) Разве не знаете, что тела ваши суть члены. Истолкование предыдущего положения, или, если угодно, его дальнейшая отделка. Ибо фраза «тело для Господа» из-за своей краткости могла бы вызвать некоторую неясность. Поэтому, как бы изъясняя ее, апостол говорит: Христос так соединен с нами, и мы с Ним, что составляем вместе единое тело. Поэтому, если я соединюсь с блудницей, то, насколько это в моих силах, разрываю Христа на части. Ибо не в моих силах привлечь Его в общение с такой скверной. Поскольку же подобного дела следует гнушаться, апостол использует обычную в нелепых случаях фразу: «Да не будет».
Отметь, что наше духовное единство со Христом касается не только души, но относится и к телу, чтобы мы стали плотью от Его плоти и т.д. Иначе, если бы наше соединение на было таким, то есть незыблемым и всецелым, напрасной была бы надежда на воскресение.
16) Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею (прилепляющийся к блуднице). Апостол еще выразительнее говорит о том, какое оскорбление наносят Христу те, кто совокупляется с блудницей. Ибо такой человек становится с ней единым телом и, значит, отрывает часть Христова тела. Это свидетельство заимствовано из Быт.2:24. Но неясно, в каком смысле апостол его использует. Если он цитирует его для доказательства того, что двое блудящих друг с другом слепляются в одну плоть, то отходит от подлинного смысла, подвергая его искажению. Ибо Моисей говорит здесь не о постыдном и запрещенном сожительстве мужчины и женщины, а о супружеском союзе, который благословил Бог. По его учению эти узы столь тесны и неразрывны, что побеждают даже связь между отцом и сыном. А это никак не может относиться к блуду. Это соображение некогда подвигло меня к мысли о том, будто это свидетельство приведено для подтверждения не предыдущего положения, а положения более отдаленного. То есть, по словам Моисея, супружеские узы делают мужа и жену одной плотью; а тот, кто прилепляется к Господу, становится с Ним не только одной плотью, но и одним духом. Таким образом, вся речь апостола была бы направлена на возвеличение силы и достоинства духовного супружества между нами и Христом.
Однако если кому-то это толкование покажется натянутым, приведу другое: поскольку блуд есть искажение божественного установления, он имеет с последним некоторое сходство. И то, что говорится об этом установлении, можно неким образом приладить и к блуду. Не для того, чтобы его похвалить, а для того, чтобы лучше выразить тяжесть этого порока. Итак, цитата из Моисея: «двое будут в одну плоть» — истинна и в прямом смысле относится к супругам, но ее можно отнести и к блудникам, совокупляющимся в скверном и нечистом единстве, чтобы грязь одного из них перешла на другого. Ибо нет ничего нелепого в том, что блуд имеет нечто общее со священным браком, будучи как бы его порчей. Но блуд подлежит проклятию, брак же — благословению, как и соотносятся друг с другом противоположности в антитезисе. Хотя я предпочел бы отнести сказанное, прежде всего, к браку, а уже потом, в злоупотребительном смысле, к блуду. То есть, Бог для того возвещает, что муж и жена — одна плоть, чтобы никто из них не соединялся с чужою плотью. Так что прелюбодей и прелюбодейка также становятся одной плотью, образуя из себя проклятый союз. Действительно, это толкование проще и лучше соответствует контексту.
17) А соединяющийся с Господом (прилепляющийся к Господу). Апостол добавляет эту фразу, чтобы показать, что наше единство со Христом теснее единства мужа с женою. Поэтому первое много превосходнее второго и должно соблюдаться в наивысшей чистоте и верности. Ведь если соединившийся с женой не должен прилепляться к блуднице, тем более это не подобает верующим, которые составляют со Христом не только одну плоть, но и один дух. Таким образом, здесь присутствует сравнение меньшего с большим.
19) Разве не знаете (Не знаете ли), что тела ваши. Чтобы отвадить нас от подобной нечистоты, апостол, помимо прочего, использует два довода: наши тела суть храм Святого Духа; и мы не принадлежим себе, поскольку Господь приобрел нас Себе во владение. Слово «храм» здесь выделено особо: коль скоро дух Божий не может пребывать в оскверненном месте, мы можем предоставить Ему жилище, только посвятив самих себя в храм. Что за великая честь, коей удостоил нас Бог, желая обитать в нас! Тем более нам надо опасаться того, чтобы (Чтобы мы не потревожили Его) Он не отошел от нас, оскорбленный нашим святотатством.
20) Прославляйте (уже) Бога. Из заключения явствует, что в отношении внешних дел коринфяне присвоили себе слишком большую вольность, которую было необходимо обуздать и ограничить. И ограничение это состоит в учении апостола о том, что тело подчинено Богу не меньше, чем душа. Поэтому справедливо, чтобы и то, и другое служило Его славе. Апостол как бы говорит: подобно тому, как душа верующего должна быть чиста перед Богом, так и внешние дела должны ей соответствовать; ведь у Бога есть власть и над тем, и над другим, как у Того, Кто искупил и то, и другое. С этой же целью апостол недавно утверждал, что не только наши души, но и тела суть храм Святого Духа, чтобы мы знали, что правильно служим Духу лишь тогда, когда полностью и совершенно подчиняем себя Ему, и Он управляет Своим Словом также нашими внешними делами.
комментарии Жана Кальвина на 1 послание Коринфянам, 6 глава
- Страховка на машину условия страхования
- Актюбинск авто с пробегом