12 лет рабства о чем
12 лет рабства (2013), Сюжет.
1841-й год. Соломона Нортапа (Чиветел Эджиофор), свободного чернокожего человека, музыканта, проживающего в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк со своей семьёй, приглашают на гастроли с цирком в Вашингтон, где после выступлений он со своими спутниками празднует. Позже Нортап теряет сознание и приходит в себя, закованный в цепи в нижнем белье на полу холодной камеры, ещё не догадываясь, что его спутники, напоив его, сдали как беглого раба — Платта, под описания которого он подходит.
Вскоре Соломона перевозят на пароходе в Новый Орлеан, где его заставляют забыть своё имя и отзываться на прозвище «Платт». Нортапа приобретает владелец плантации Уильям Форд (Бенедикт Камбербэтч), который относительно доброжелательно начинает относиться к свежекупленному рабу. Спустя некоторое время Форд, в благодарность за работу на его плантации, дарит Соломону скрипку, зная, что у него есть музыкальный талант. Штатный плотник Джон Тибитс (Пол Дано) начинает презирать Нортапа за его интеллигентность и близость с Фордом.
На плантации Эппса Нортап знакомится с юной рабыней Пэтси (Люпита Нионго) и женой Эппса, Мэри (Сара Полсон), неистово ревнующей супруга к ней. Эппс неоднократно насилует Пэтси, «забывая» о своём браке.
После скорого нашествия хлопковых червей Эппс решает, что они — чума, посланная к нему по воле Божьей. Новые рабы, виновные, по мнению Эппса, в заселении его плантации нежеланными гостями, отправляются на соседние владения, пока не закончится сезон и поля не восстановятся. Выступив в качестве скрипача на свадьбе знакомого, Нортап зарабатывает достаточно крупную денежную сумму, которую по возвращении к Эппсу тратит на письмо к друзьям и семье в Саратогу-Спрингс. Послание соглашается доставить бывший надзиратель Армсби (Гаррет Диллахант), но не соблюдает уговор и сдаёт Соломона Эппсу. Нортапу с огромным усилием удаётся убедить Эппса, что это ложь. В своей комнате он в слезах сжигает письмо.
Пэтси постепенно идёт на поправку, а Нортап начинает работать над постройкой павильона вместе с канадским рабочим Бассом (Брэд Питт). Басс оказывается представителем оппозиции и публично выражает презрение к рабству. Эппсу крайне не нравится такая позиция. Соломон в лице Басса находит родственную душу, рассказывает ему свою историю и просит написать письмо его друзьям для того, чтобы они прислали документы. Басс, понимая, что рискует своей жизнью, всё же соглашается.
Спустя некоторое время на плантацию приходит шериф, который задаёт Нортапу ряд вопросов, касающихся его былой свободной жизни. В человеке, присутствующем при их беседе, Соломон узнаёт торговца Паркера (Роб Штайнберг), которого он знает ещё с Саратоги-Спрингс. Соломон понимает, что он, наконец, окажется на свободе спустя 12 адских лет рабства.
В конце фильма Соломон возвращается к семье и узнаёт, что за это время у него родился внук, которого назвали в честь деда.
12 лет рабства: шаг за шагом
В 2013 году мы увидим сразу два фильма о самых омерзительных страницах истории Америки, рабстве. Квентин Тарантино представит свой спагетти-вестерн «Джанго освобождённый», а Стив Маккуин – «12 лет рабства». Тарантино интригует американцев тем, что поставит их лицом к лицу с тем периодом истории, о котором они все очень хотят быстрее забыть, даже вычеркнуть слово «негр» из словаря, словно его никогда не было. Найдёт ли он правильную интонацию, чтобы рассказать о серьёзных вещах или как обычно скатится в гротескное шоу. Но вот Стив Маккуин уж точно расскажет мрачно о мрачном, тем более, за основу фильма 12 лет рабства взят дневник Соломона Нортапа, человека, на своей шкуре испытавшего хозяйский кнут. Дневники изданы много раз и книгу в 350 страниц можно купить на Amazon, где, кстати, дана такая аннотация:
«Соломон Нортап был плотником афро-американцем, он родился свободным в Миневре, графства Эссекс, штата Нью-Йорк, но его принудили к рабству на 12 лет. Он автор автобиографического отчёта, который хронологически воспроизводит его испытания и раба, и в дальнейшем вызволенного из рабства гражданина. Получив свободу, Соломон стал активно противодействовать рабству, он ездил с лекциями по стране, рассказывая о своём жизненном опыте».
Итак, вот что можно сказать наверняка о сюжете 12 лет рабства.
Кто же этот Соломон Нортап?!
Соломон Нортап был семейным человеком, с женой и тремя детьми, хорошим мужем и отцом. В неволе он мысленно постоянно обращается к ним, и именно они не дают ему потерять разум, не впасть в полное отчаяние, надеясь увидеть их на свободе.
Все эти безумные двенадцать лет между ними нет никакой переписки, они не знают, что с ним случилось, куда он так внезапно исчез. Но в конце книги мы узнаём, что они постоянно искали его и догадывались, что он был похищен и продан в рабство.
Его первым хозяином был человек по имени Уильям Форд. И эта роль, к счастью, принадлежит Бенедикту Камбербэтчу. Я очень рада. Не хотелось бы опять увидеть его в образе обаятельного извращенца, каким он явился в «Искуплении».
Соломон называет своего хозяина добрым. Он прожил у Форда несколько лет и видел, что тот заботился о своих рабах и сострадал им в отличие от большинства плантаторов, через которых он прошёл. Ему есть, с кем сравнить своего первого владельца.
Говоря о хорошем рабовладельце, не надо оценивать его доброту и заботу с точки зрения сегодняшнего времени. И наверняка Уильям Форд тоже побивал своих работников, но, возможно, не по прихоти и не для удовольствия посмотреть корчи и муки, а потому что так требовали правила обращения с рабами. Он, всё-таки, был человеком своего времени, а не нашего, вот и действовал в меру своего понятия о добре и зле. В любом случае, интересно увидеть хорошего плантатора в интерпретации Бенедикта Камбербэтча. Дальше события развивались не в пользу Соломона. Уильям Форд задолжал другому рабовладельцу по имени Джон Тибитс (Пол Дано) и расплатился с ним, отдав своего искусного плотника. Так вот Соломон оказался в руках жестокого и скорого на расправу плантатора, у которого задержался ненадолго. Но достаточно, чтобы очутиться между жизнью и смертью.
Эдвин Эппс – Майкл Фассбендер.
И вот, мои дорогие друзья, как бы я не пыталась оттянуть встречу Соломона с исчадием ада по имени Эдвин Эппс, это невозможно, потому что все остальные годы он провёл в рабстве у этого чудовища. Все уже догадались, кто стоит за этой ролью. Ну, что же, по крайней мере, ему есть что играть. По крайней мере, он станет таким портретом рабовладельца, от которого у нас кровь в жилах застынет. Тем более, он давно не радовал нас ролями махровых злодеев.
Класс! Фассбендер отлично умеет это делать. Только вспомните его меркантильного садиста Чарльза Браво в «Самых загадочных убийствах».
И такому человеку дана неограниченная власть над людьми, во всяком случае, в пределах своего поместья. В книге этот изверг – обрюзгший, жирный, дряблый пьяница. Не станет же Майкл настолько вживаться в роль, чтобы соответствовать каноническому тексту? Ну, хватит уже подвигов на ниве профессионализма. Мне кажется, будет гораздо приятнее увидеть Фассбендера topless и в отличной форме. Кнутом махать тоже надо тренироваться. Кроме того, мы увидим нашего любимца в роли насильника, что всегда сопровождает образ рабовладельца. Эта сторона жизни была естественна и типична. Зачем же хозяину ездить в город к проституткам, если у него в хозяйстве есть любая женщина на выбор и по возрасту, и по внешности. Он выбрал молодую рабыню Пэтси. Её играет Лупита Нионго, и у Фассбендера губа не дура снимать своё напряжение с такой красоткой. Его жена (Сара Полсон) сходит с ума от ревности и вымещает всю свою злобу на несчастной девушке.
Прожив в поместье Эдвина Эппса десяток лет, Соломон показал, на что он способен в плане умения управляться с любыми делами. Будучи грамотным в отличии от своего господина, он прекрасно вёл бухгалтерию, держал его в курсе всех печатных новинок, разбирался в инженерном деле и мог дать практический совет, что заложило основы терпимых отношений между двумя людьми.
Конечно, Соломон не сразу понимает своё место. Он никогда не ходил в цепях, не видел близко всей изнанки рабства. Вся его суть противится грубому насилию и подчинению. Ему требуется недюжинная изворотливость, чтобы избежать плетей. Несколько раз он открыто бунтует, понимая, что бунт может кончиться смертью. Он даже пытается бежать. Безуспешно.
Соломон играет на скрипке, что тоже давало ему некоторые преимущества перед обычными рабами. Например, хозяин приглашал его с собой в поездки к другим плантаторам. Похвастаться. У Соломона была возможность общаться с разными людьми, а не просто быть прикованным буквально и фигурально к одному месту. В добавок, Эппс частенько сдаёт своего раба в аренду другим плантаторам, и это тоже как-то разнообразит его беспросветную жизнь.
В фильме 12 лет рабства, несомненно, будет присутствовать жена Соломона, Анна (Килси Скотт). Если в книге она появляется в начале и конце повествования, то в фильме мы обязательно увидим её в воспоминаниях о безоблачном коротком семейном счастье.
Элиза (Адеперо Одуйе) – ещё одна серьёзная женская роль в книге «12 лет рабства».
Её жестоко разлучили с дочерью во время продажи на аукционе, и вся её жизнь превратилась в неизбывную тоску и печаль о ребёнке. Такая история тоже типичный образчик изуверской практики рабовладельцев – распродать семью отдельно, это так прибавляет адреналина на торгах.
Во время неудачного побега в лесу Соломон встретится с беглой рабыней Селести (Рут Негга).
Читать полную отчаяния историю раба не очень весело. Единственное, что согревает – надежда на его освобождение, и это поддерживает дух в нормальном состоянии. История Соломона самая счастливая из миллионов других. Ему повезло. Ведь это сущий пустяк – провести десяток лет на плантации в сравнении с вечным рабством.
Что-то я ничего не сказала о самом главном актёре в этой душераздирающей драме – “12 лет рабства”. Чиветел Эджиофор уже играл в фильме о рабовладении – “Амистад” Стивена Спилберга.
Я люблю его в дистопии “Дитя человеческое” где он играет совершенно безумного революционера террориста. Он обаятельный, в его глазах есть печаль и страсть. Этот фильм для него, эта роль, наконец, позволит ему показать свой актёрский талант. Стив Маккуин не промахнулся с ведущим актёром.
Книга «12 лет рабства» написана от первого лица, но в содружестве с неким Дэвидом Уилсоном, адвокатом, принявшим активное участие в освобождении Соломона. Уилсон наверняка привнёс свои мысли в историю, где-то приукрасил картину, чтобы напугать, как следует людей и поднять в обществе градус протеста против рабства. Конечно, многие критики говорят, что дневники Соломона не идут ни в какое сравнение с книгами и статьями Фредерика Дугласса, современника Соломона, тоже бывшего раба, ставшего пламенным борцом против рабства.
Но это и необязательно, сравнивать. Главное, как эту историю рассказать. Похоже, что эту историю от лица своего героя, адвоката Уилсона, будет рассказывать Брэд Питт. Он также станет продюсером картины. И надо заметить, что эта уже третья совместная работа Брэда и Майкла. Сначала были “Беславные ублюдки” Тарантино. Ну, и не забудьте о “Советнике” Ридли Скотта.
Бюджет фильма 20 миллионов. Съёмки идут в Луизиане, самом французском штате Америки, известном своими африканскими обрядами вуду (вспомните «Сердце ангела» Алана Паркера), где до сих пор существуют чёткие границы между сословиями и кланами, где до сих пор можно ощутить атмосферу ушедшей эпохи, как только шагнёшь на улицы Нового Орлеана – в ноздри сразу ударит запах жареных каштанов и океана. Тут уж воображение само понесёт тебя в порт, где стоят огромные корабли с трюмами, забитыми живым товаром из Африки. Тут же на площади устроен аукцион, где можно купить помощника по своему кошельку, и мы гарантированно почувствуем жгучее дыхание эпохи – мистической, чувственной и жестокой. Как хорошо, что её можно ухватить только на экране.
Вот такая вывеска в качестве эпилога (ниже перевод):
рожден 1808 году свободным человеком. Выманен из Саратоги, похищен и продан в рабство в 1841;
Спасен в 1853. Автор “12 лет рабства”.
Город Саратога-Спрингс 1999.
Рекомендуем прочитать интереснейшее интервью режиссера фильма Стива МакКуина о фильме 12 лет рабства – прочитать интервью.
12 лет рабства: шаг за шагом : 13 комментариев
Не уверена что пойду на “12 лет рабства”, даже при всей моей любви к Майклу и костюмированным картинам. Нервы беречь надо. Слишком сюжет тяжелый.
Ну может накопить этих нервов про запас? Чтобы на премьеру хватило?! :)) А то непорядок, все будут шушукаться – а ты видела Майкла рабовладельца?! 8)
А резонанс будет некислый, побольше чем от Стыда… все признаки на лицо.
А я опасаюсь смотреть по другой причине: зная его актерский потенциал, боюсь его возненавидеть.
Возненавидеть актера из-за хорошо сыгранной роли?! Хмм… видимо это женское восприятие…
Качественный образ мерзавца – это ведь как отличная работа, получаешь удовольствие.
Спасибо, с удовольствием прочитала Вашу статью.
Возьму на себя наглость ответить за автора статьи –
На здоровье! Так же рекомендую еще пару новостных статей по фильму (там есть классные фотки) – https://fassbender.ru/benedikt-kamberbetch-prisojedinilsa-k-kompanii-maikla-fassbendera
и https://fassbender.ru/12-let-rabstva-na-pyti-k-sjomkam
Вот это верно сказано.
У него уже есть мерзкий герой, Бёрк, в “Джоне Хексе”, да и Ричард Вирт в “Кровавом ручье” – гадкий. Но к ним я отнеслась как к вымыслу. А вот реальный негодяй рабовладелец, это уже впечатляет по-другому.
Бёрк шикарен… злодейский злодеище, очень колоритный!
Вообще глубокий проработанный злодейский персонаж это очень интересно…
Вон как Джокер в исполнении Хита Леджера… ведь он затмил всех и даже хорошего героя бетмена.
Ты, конечно, прав. Плоский злодей это ужасно. Майкл не станет рисовать своего героя только чёрной краской. Он очень глубокий художник, и мы увидим его полотно в полной палитре. Он уже давно понял свой потенциал, теперь он король нюансов. По правде говоря, мне не очень хотелось видеть его в роли, которую играет Питт. Ну нечего там играть.
НЕ МОГУ НАЙТИ КНИГУ Соломона Нортапа на русском языке. Может еще вообще нет?
Рецензия к фильму «12 лет рабства». Последние несколько лет были для меня трудными
Последний фильм о рабстве в буквальном смысле. Но и первые два имеют к теме «несвободы» своеобразное отношение. «Голод» посвящен активисту ИРА Бобби Сэндсу, положившему жизнь на алтарь политическй борьбы, и его знаменитой тюремной «ирландской голодовке» 1981, закончившейся смертью. А «Стыд» — о наркотической сексуальной «анти-сублимации» современного нью-йоркского интеллигента. МакКуин берется за острые темы, на первый взгляд рисуя портрет типичных представителей эпохи, но на самом деле анализирует не эпохи, а внутренние империи человека и в каком то смысле пределы человеческих возможностей.
Кредо МакКуина как режиссера — испытание зрителя на прочность, шоковая терапия, которая остается под кожей долго после просмотра фильма, много жестких натуралистичных сцен. А сам режиссер в плане методологии своего творчества как бесстрастный ученый, ставящий эксперименты на своих актерах и зрителях, заставляя первых обнажаться физически и духовно, а вторых не прятать глаза. В «Deadpan» он не просто и не случайно вспомнил о невозмутимости в стиле Китона, он сам исповедует эту жесткую бесстрастность художественного взгляда, она стала его фирменной «фишкой».
Тема рабства у МакКуина самая что ни на есть реальная, основанная на книге воспоминаний Соломона Нортопа, свободного негра американского севера, которого цинично продают в рабство на юг Штатов. Но все же это не фильм о рабстве, а, как и предыдущие творения Стива, исследование пределов и возможностей человеческого духа на фоне темы рабства. Соломон Нортоп, оказываясь в положении раба, претерпевает постепенно всю сложную эволюцию душевных состояний и умонастроений от крайнего недоуменния, неприятия ситуации, отчаяния, злости, судорожного поиска выхода, веры в скорое разрешение «недоразумения» до постепенного смирения, покорности, обострения инстинкта самосохранения и выживания, сознательной «заморозки» эмоций, наконец, потери надежды.
Неоджиданно свалившиеся на голову обычного человека 12 лет тяжелых испытаний и жесткая проверка на прочность могли бы оказаться роковыми и смертельными для натуры агрессивной и непокорной, только доброта и крайний гуманизм Нортопа помогли ему выжить и адаптироваться. На эту роль МакКуин пригласил такого же доброго и эмоционального актера, британца нигерийского происхождения Чиветеля Эджиофора, это стопроцентное попадание в образ и великолепная тонкая психологическая игра. Для прорисовки его внутреннего состояния фильм насыщен многими «говорящими» и яркими визуальными деталями, которые не буду приводить во избежание спойлеров.
В роли главного монстра-рабовладельца Майкл Фассбендер. Постоянный актер МакКуина, им же и открытый. Его соратник, который не сразу поддался на провокации Стива с полным эмоциональным обнажением, но сломался на его веском аргументе: мы все когда-нибудь умрем. Фассбендер один из лучших актеров своего поколения, его называют новым Мики Рурком или Гари Олдманом, концентрация его таланта и энергичность натуры особым образом реагируют с камерой, оставляя мощную ауру. Он не играет, но всегда живет в роли. Майкл в роли плантатора Эдвина Эппса злое гневливое бесконтрольное чудовище, оставляющее далеко позади персонаж Лео ДиКаприо в «Джанго освобожденном».
Но в некотором смысле он вызывает симпатию своим безаппеляционным неистребимым догматическим прагматизмом — в негров вложены мои деньги, это моя собственность, я их хозяин, они должны мне служить, выполнять любой каприз. И трогает безнадежной страстью к рабыне Петси (Люпита Нионго), редкой красавице, с которой далеко не сравнится его супруга мистресс Эппс (Сара Полсон).
МакКуин ненадолго сводит в кадре Фассбендера и Брэда Питта как основных оппонентов в вопросах идеологии рабства. Напомню, что совсем недавно они были «бизнес-партнерами» у Ридли Скотта в фильме «Советник». Рядом они смотрятся действительно альтернативно, один концентрация агрессии и вызова, другой доброжелательности и мудрости. У Питта небольшая роль, которая дополняет участие в проекте его студии Plan B Entertainment. Во второстепенных ролях неплохо выглядят Бенедикт Камбербэтч, Пол Джаматти, Пол Дано.
В своей главной части — режиссер и исполнители главных ролей — проект британский, что вызвало дискуссию критики о том, что американцам больше пристало рассматривать тему рабства, чем британцам. Напомню, что в 2012 она всплыла в двух интересных американских проектах — байопике Стивена Спилберга «Линкольн», чья деятельность на посту президента Америки неотделима от проблемы рабовладения, и «рабовладельческом вестерне» от Квентино Тарантино «Джанго освобожденный». А несколько ранее были сняты «Джефферсон в Париже» об американском политике, известном помимо государственных заслуг своей длительной связью с рабыней квартеронкой, и британский «Удивительная легкость» о британском политике-смутьяне Уильяме Уилберфорсе, посвятившем жизнь борьбе с антигуманной практикой работорговли.
Фильм безусловно одно из главных событий года, большое искусство и высокое мастерство всех участников проекта, гуманистический памфлет вне времени.
12 лет рабства: реальная история предательства,похищения и силы духа
Отмена рабства происходила не одновременно по всей стране, но на Севере давно уже процветала демократия, и Нью-Йорк был свободным штатом, благодаря чему Соломон женился на прекрасной девушке, обзавелся детьми и зарабатывал достаточно, чтобы иметь свой дом и быть довольным жизнью.
Насколько страшно внезапно потерять все, превратиться из личности, мужа, отца и свободного гражданина в выгодный товар, рассматривать который будут с точки зрения выносливости, здоровья зубов и прочих качеств, применяемых в современном мире к животным?
«Увы. Я не знал тогда всей меры «бесчеловечности человека к человеку» (Роберт Бернс «Человек был создан для печали. Траурная песнь»)
«Нездоровье раба, подобно порокам лошади, существенно снижает его цену».
Будучи рабом, Соломон ежесекундно думает о том, каким образом он может бежать, и хочет любой ценой вернуться к прежней свободной жизни; нередко его посещают мысли, полные насилия и отчаянья, а планы побега строятся на чьей-либо смерти.
Особенно тяжело Соломону смотреть на чужие страдания:
«Однажды вечером, когда работники вернулись с поля, они обнаружили ее мертвой. Днем Ангел Божий, который ходит невидимый по земле, собирая свой урожай готовых отбыть душ, молчаливо вошел в хижину умирающей женщины и забрал ее оттуда. Наконец-то она стала свободной.»
Книга поражает читателя тем, что в каждой строчке мы чувствуем все то, что чувствовал Соломон: ежесекундный страх, ненависть к своим владельцам, жалость по отношению к другим рабам, отчаяние и голод. И, пожалуй, это то, чего не хватает в фильме, снятом по книге «12 лет рабства».
«Днем раб боится, что его поймают на отставании; по вечерам он в страхе подходит к амбару со своей груженной хлопком корзиной; ложась спать, он опасается проспать с утра. Такова истинная, правдивая, непреувеличенная картина повседневной жизни раба в сезон сбора хлопка.»
Какой момент запомнился особенно? Пожалуй тот, где Соломон рассказывает о маленьком кусочке настоящей жизни, о том, как рабы проводят рождественские праздники и всей душой наслаждаются такой роскошью как еда, нарядная одежда, которую за ненадобностью отдали им хозяева, свободным временем и, конечно же, танцами.