12 см это какой масштаб модели автомобилей
Типовые масштабы моделей автомобильной техники
Исторически сложилось так, что при изготовлении коллекционных моделей серийные изготовители коллекционных машинок, а также мелкосерийные изготовители сувениров, масштабных моделей производят их в унифицрованных масштабах.
Основные масштабы коллекционных машин (по увеличению размера):
М1:87 М1:50 М1:43 М1:35 М1:24 М1:18
Схема сравнения масштабов
Масштаб М1:50 достаточно спецефический масштаб. В этом масштабе американские производители изготавливают сертифицированные коллекционные модели дорожной и строительной техники.
Масштаб М1:35 также достаточно распространен, но есть нюанс. Это «военный» масштаб и в нем преимущественно изготавливаются модели военной техники-автомобили, бронетранспортеры и танки. Длина грузовика, например «Камаз» в этом масштабе составит около25 см.
Масштаб М1:24– длина грузовика в этом масштабе составит около 35 см. Этот масштаб хорошо подходит для демонстрации на выставке, модель может содержать большое количество детализации.
Масштаб М1:18 – достаточно крупные модели. Их длина составляет от тридцати до шестидесяти сантиметров.
Масштабные модели 1:43
Какие бывают масштабы.
Если мы говорим о моделях автомобилей, то вот самые распостранённые.
В масштабе 1:87 модель будет размером примерно со спичечный коробок. А в масштабах 1:12 и 1:18 модель неудобно (а иногда и невозможно) держать одной рукой. В магазинах масштабных моделей можно встретить различные варианты. Вот так можно схематично представить размеры масштабных моделей на фоне человеческой руки.
Чем отличаются масштабные модели разных масштабов?
Большой размер позволяет моделям 1:12 и 1:18 копийно (именно копийно) реализовать механизмы открывания дверей, капота и багажника. Есть фирмы нижнего ценового диапазона, упрощающие эти механизмы и вроде бы формально двери их моделей открываются, но этого лучше не делать, потому что тогда вам откроются ужасающие своим видом рычаги, которых у реальных автомобилей нет. Масштабные модели 1:43 не могут похвастать открывающимися элементами. Строго говоря, технически это сделать можно. И есть пару мелких мастерских, которые это делают, понятно, за сильно большие деньги. Но эти мастерские погоды на рынке масштабного коллекционирования не делают.
Принято выпускать масштабные модели 1:43 в таком «глухом» состоянии, когда у них ничего не открывается. Чаще всего (если это легковой автомобиль) то корпус выполнен одной деталью.
В следующем, более мелком, масштабе 1:87 уже могут пострадать функциональные элементы вроде вращения колёс и сами колёса уже могут не иметь резиновых покрышек. Поэтому, масштаб 1:43 является золотой серединой между достаточным внешним видом и разумной ценой.
Цены на масштабные модели 1:43.
В нижнем ценовом диапазоне находятся масштабные модели так называемой «журнальной серии». Эта статья пишется ву 2020 году и все указанные здесь цифры будут опираться на этот период времени.
Посмотрите видео о мелкосерийной модели 1:43
Что нужно знать о масштабных моделях!
Что нужно знать о масштабных моделях
Решили начать собирать коллекцию или сделать интересный подарок? Давайте посмотрим, из чего же выбрать и на что обратить внимание. Масштабы бывают разные: 1:10, 1:12, 1:18 и т.д. Но мы рассмотрим самый популярный — 1:43. Размер таких моделей оптимален для коллекционирования, и он наиболее широк по ассортименту. Модели 43-го масштаба не слишком большие и не слишком маленькие. То, что нужно.
Рынок моделей сегодня огромен. С масштабными моделями зарубежных автомобилей в последнее время особых изменений нет. Как говорится, все зависит от желанной марки и толщины кошелька. Если подешевле, то это модели фирм IXO или Eligor. Готовы ради лучшего качества потратить больше? Тогда обратите внимание на модели от MiniChamps или Schuco. Для перечисления всех производителей понадобится целый абзац. С моделями отечественного автопрома все интересней. На них мы и заострим внимание
Самое главное, нужно определиться с ценой. Если ищете бюджетный вариант, то для вас есть различные журнальные серии. В первую очередь — «Автолегенды СССР». А также модели фирмы «Наш автопром» (или НАП). Все они изготовлены по единым штампам. От более дорогих изделий их отличает детализация: некрашеные салоны, отсутствие номерных знаков и прочее. Однако при покупке модели стоит быть внимательным, ибо среди недорогих изделий нередко попадаются бракованные. Внимательно осмотрите модель на наличие всех мелких элементов. Бывает, что зеркала, щетки стеклоочистителя и прочая мелочевка могут отсутствовать или быть поврежденными. Также обратите внимание на покраску. Порой на кузове остаются следы клея или имеются царапины. А еще некоторые конкретные модели сделаны с откровенной халтурой в плане достоверности. Например, ЗИЛ-41047 из журнальной серии «Автолегенды СССР» имеет непропорционально большой передний свес. А другой ЗИЛ, экспериментальный 4102, вышел слишком низким и сильно растянутым. Это лишь пара примеров.
Журнальные или наповские модели отлично подходят любителям делать конверсии (переработка готовой модели) или серьезных доработок. Салон можно раскрасить под свой вкус (к примеру, сделать модель похожей на конкретный экземпляр того или иного автомобиля). Многие устанавливают иные колеса, добавляют номерные знаки. Благо на рынке есть большой выбор деталей (надписи, щитки приборов, номерные знаки), более детализированных колес и шин, зеркал и прочих элементов для доработки.
К бюджетным моделям можно отнести «Автоисторию» («Аист»). В ее гамме есть УАЗ-3162 и Волга ГАЗ-3111, которых не найти у других производителей. Качество моделей неплохое. Все озвученные модели делают в Китае. Ничего страшного тут нет. Ведь в мире масштабных моделей качество, как правило, зависит от конкретного производителя, а не от места сборки. Есть и машины отечественного производства, из Саратова («Тантал», «Агат», «Радон»). Масштабные модели там делали еще во времена СССР. Но качество в постсоветское время катастрофически упало. А цена, увы, нет. Модели же произведенные еще во времена СССР (так называемые «номерные») сейчас стоят огромных денег.
Если вы располагаете большим бюджетом и не хотите заниматься «хэнд мейдом», тогда обратите внимание на модельки от компании IST. Сделаны они на тех же штампах, что и описанные ранее НАП и «Автолегенды», но качество сборки и детализация у них на порядок лучше. Есть и другой производитель, создающий модели уже на своих штампах, — DiP Models. К тому же в гамме есть интересные модели: Волга ГАЗ-21 Ралли Монте-Карло, Lada Priora WTCC, ЗИЛ-114 Леонида Ильича Брежнева и много чего еще. Проблем с ошибками в геометрии кузова нет, а детализация просто великолепна. Для особо богатых есть модели украинской фирмы Vector Models. Но из-за фактически ручной сборки их стоимость просто космическая. Да и спросом они пользовались лишь в те времена, когда не было альтернативы.
С грузовиками все куда интересней. Любителей собирать именно грузовую технику в разы больше. Само собой, чем больше автомобиль, тем выше цена. Одними из самых дешевых остаются модели казанского «Элекона», занимающегося производством масштабных моделей (в первую очередь КАМАЗов) еще со времен СССР. Качество моделей, особенно армейских модификаций, было неплохим. Кроме КАМАЗов в гамме «Элекона» есть и другая армейская техника: ЗИЛ-131 и Уралы различных модификаций. В плюс всем моделям можно записать наличие двигателей и элементов трансмиссии. Минус — качество в последнее время сильно упало. Появились дефекты отливки, упало качество сборки. Очевидно, что оборудование, на котором изготавливают модели, уже изношено. Если хотите, чтобы модель выглядела достоверно, придется приложить руки. Или быть готовым к большим тратам. Например, кроме «Элекона» есть питерская фирма «ЛОМО», специализирующаяся на довоенных грузовиках ГАЗ-АА и ЗИС-5. Качество у них хорошее, но цена несоизмеримо высокая из-за маленького тиража. В 1988 году на украинском «Электроприборе» был налажен выпуск самосвала ЗИЛ-ММЗ 555 и тягача ЗИЛ-130В. Сейчас эти модели считаются раритетом и стоят больших денег. Хотя их качество было не лучшим.
Само собой, рано или поздно должны были подключиться китайцы. Самым доступным и здесь стала серия «Наш автопром». Так, полуторки ГАЗ-АА. В гамме есть большая линейка КРАЗов и МАЗов, седельные тягачи с полуприцепом. Перед покупкой внимательно осмотрите модельку, оцените качество сборки: мелкие огрехи для «Нашего автопрома» обычное явление.
«Автоистория» чуть дороже, чуть лучше по качеству и отличается гаммой моделей. В первую очередь наличием большого выбора прилично выглядящих ЗИЛов и Уралов.
Чуть дороже изделия фирмы Ultra Models. Впрочем, у нее выбор грузовых машин небольшой — главным образом, автобусы и троллейбусы. Немного особняком стоит компания Start Scale Models (SSM). Ее модели дороже, но качественней. Кроме того, SSM выпускает наборы для самостоятельной сборки (так называемые киты) под брендом «Автомобили в деталях» (AVD). Это отличный вариант для тех, кому интересно не только коллекционирование, но и процесс сборки модели. А попутно можно неплохо сэкономить. Но помните, что качественно собрать и тем более покрасить модель занятие не из простых.
Грузовики есть и у Dip Models, о которой я уже упомянул выше. Хотя качество тут несравимо выше. Кроме того, вся продукция сопровождается красивыми боксами, которые украсят полку дома или в офисе.
Изделия большого числа мелких фирм и мастерских (Vector-models, Саратовская лаборатория, «Киммерия» и прочие) также недешевы, потому и спрос невелик. Но если вас не смущает цена и хочется приобрести какую-то редкую модификацию, которой нет в гамме промышленных производителей моделей, тогда вперед.
До недавнего времени ситуация с моделями автобусов, троллейбусов и трамваев была проста: их почти не было. По сути, производителей существовало три: уже известная нам Vector-models, омская «Финоко» и питерская мастерская St.-Petersburg Tram Collection. Качество «Вектора» вопросов не вызывает, но и цена немалая. «Финоко» же выпускает наборы для самостоятельной сборки, а качество моделей куда ниже. К тому же кузова омская компания отливает из олова, и весят масштабные модели непомерно много. Не каждая полка выдержит такую коллекцию.
Вместе с тем спрос, как известно, рождает предложение, поэтому буквально за несколько лет рынок моделей пассажирского транспорта изменился до неузнаваемости. Первой ласточкой стала фирма Classicbus. Самые доступные модели. В гамме есть ПАЗы, ЛАЗы, ЛиАЗы, Икарусы (в том числе и сочлененная 280-я модель), и даже троллейбус ЗИУ-5! Ассортимент моделей продолжает пополняться.
Впрочем, у автобусов Classicbus есть и недостатки. Детализация по сравнению с «ручным» «Вектором» хуже. Иногда встречается мелкий брак покраски или сборки — внимательно осматриваете модель. Но за демократичную цену многие готовы мириться с недостатками. Благо умелыми руками большинство из них легко устраняются. Если вы хотите еще немного сэкономить, есть модели от фирмы «Советский Автобус». Они сделаны на тех же штампах, что и Classicbus, но ценник еще ниже благодаря меньшему вниманию к деталям и упрощенной упаковке — без пластикового бокса и подставки.
Очень интересной выглядит линейка Ultra Models. Кроме автобусов ЛАЗ-695 в гамме имеются опытные автобусы ЯА-2 и НАТИ-А. А еще в ассортименте «Ультры» есть троллейбусы МТБ-82Д, ТБУ-1 и двухэтажный ЯТБ-3. Причем почти у всех моделей открываются двери, в том числе и складные! Троллейбусы выпускает и SSM. В ее модельном ряду также есть МТБ-82. А еще знаменитые ЗИУ-9 и сочлененный ЗИУ-10. Как и в случае с грузовиками, SSM предлагает наборы для самостоятельной сборки (уже есть ЗИУ-9, МТБ-82, ПАЗ 3205 и автобус Кубань). Ведь готовые модели стоят недешево.
Но даже если вы выбрали нужную машинку, остается еще один вопрос — где купить. Однако лучше предпочесть интернет-магазины. Тогда вы сможете избежать наценки, а выбор будет несравнимо богаче, нежели на «живом» прилавке.
Масштабы в моделировании
С развитием индустрии производства масштабных моделей сложились некоторые общепринятые стандарты масштабов для каждого вида моделей. В этой статье мы постараемся подробно рассказать Вам о шкале масштабов, используемых в стендовом моделизме.
Начнем с небольшого экскурса в историю происхождения «дюймовых» масштабов. В Англии, примерно с XVII века, при подготовке к постройке новых кораблей изначально делалась очень точная модель корпуса корабля. В дальнейшем эта модель использовалась как плаз и генеральный чертёж при строительстве настоящего корабля. С неё снимались все модели, по ней приблизительно определялась даже водоизмещение корабля. При этом модель для удобства перевода размеров изначально строилась по правилу «фут за дюйм», «два фута за дюйм» или в других кратных масштабах. Многие из этих моделей сохранились до наших дней. Поскольку в футе 12 дюймов (1 дюйм =2,54 см), получались соответственно масштабы 1:12, 1:24 и кратные им. Отсюда пошла «дюймовая» традиция соотношения масштабов: 1:6, 1:12, 1:18, 1:24, 1:32, 1:48, 1:72, 1:96, 1:144.
А теперь рассмотрим подробно масштабы, которые используют компании-производители для различных типов моделей.
Авиация
Наиболее широко известный и одновременно наиболее распространенный в мире масштаб 1:72.
В масштабе 1:144 на Западе обычно выпускаются модели тяжелых многомоторных самолетов, например, дальних бомбардировщиков периода второй мировой войны или современных пассажирских. Исключение составляет фирма REVELL, которая изготавливает в этом масштабе и истребители.
В последнее время получает все большее распространение масштаб 1:48. В этом масштабе выпускают модели самолетов такие известные фирмы, как AIRFIX, HASEGAWA, ITALERI, MONOGRAM и другие. Значительно реже встречается масштаб 1:32. Иногда можно встретить и совсем «нестандартные» масштабы, такие как 1:20, 1:28, 1:40, 1:96, 1: 100. Но авиамоделей в этих масштабах — единицы.
Бронетехника и артиллерия
Что касается моделей бронетанковой техники, то самые массовые масштабы — это 1:35 и 1:76. В них выпускается абсолютное большинство моделей. Куда реже встречаются 1:48 и 1:25. У ряда западных фирм в последнее время наметилась тенденция к производству моделей бронетанковой техники и в масштабе 1:72. В самом мелком для бронетанковой техники масштабе 1:87 работает всего несколько фирм, хотя заметим, что среди них такие известные фирмы, как ROSO и TRIDENT.
Автомобили
Спектр «автомобильных» масштабов значительно больше: 1:12, 1:18, 1:20, 1:24, 1:25, 1:32, 1:87. Необходимо отметить, что речь здесь идет о масштабах сборных моделей автомобилей (кроме 1:87). Известный у нас масштаб 1:43 — коллекционный; в этом масштабе сборные модели-копии практически не выпускаются. Число масштабов для моделей мотоциклов ограничено двумя: 1:8 и 1:12.
Модели железных дорог
Самая интересная история с масштабами разыгралась в моделях железных дорог. До создания международной федерации любителей железных дорог (а это произошло в 50-х годах ХХ века) множество разнообразных фирм выпускали железные дороги в самых разнообразных масштабах, что составляло для коллекционеров известные проблемы. После введения стандартов за основной масштаб приняли 1:45, назвали его «0» (ноль).
При этом англичанине при той же ширине колеи считают модели масштаба «0» масштабом 1:43,5. В норме NEM 010 об этом написано так: «ширина колеи 32 мм, масштаб 1:45, модельный метр 22,2 мм». При этом дано примечание: «Во Франции и Великобритании до сих пор применяется масштаб 1:43.5. Модельный метр в этом случае равен 23.0 мм». (Колея та же – 32 мм). Отсюда, кстати, и пошел широко известный для моделей автомобилей масштаб 1:43.
Следующие железнодорожные масштабы ничего общего не имеют с предыдущими. В конечном итоге линейка железнодорожных масштабов выглядят так: 1:32, 1:45, 1:87, 1:120, 1:160, 1:220. Как устаревший, но допускаемый иногда используется масштаб 1:64. При этом ширина колеи всегда пересчитывается из расчета уменьшения не российского стандарта (1520 мм), а западноевропейского (1435 мм), даже для моделей советской техники. Если будете строить модель советского бронепоезда, имейте это в виду. В целом стандарты железнодорожного моделизма отличаются наибольшей проработанностью и точностью. В них стандартизовано почти всё: сечение рельса для каждого масштаба, устройство опорных устройств тележек, ширина колеи и т.д.
Масштабы радиоуправляемых машин
RC-модель может помещаться на ладони, а может занимать солидный угол в гараже. Всё зависит от масштаба радиоуправляемой машинки, о них и поговорим.
Масштаб – это соотношение размеров реального прототипа и RC-модели. Конечно, реальные прототипы есть не у всех машинок, но в этом случае берутся средние размеры для класса: например, абстрактный шоссейник в 1:16 будет сравниваться с каким-нибудь Nissan Skyline. И, это важно знать, с ростом масштаба обычно растёт и цена модели.
Какие масштабы бывают?
Самые популярные – это:
Наиболее востребована категория 1:10. Но, обо всём по порядку.
Примечание: ниже для каждого масштаба машин на пульте управления мы будем указывать размер в сантиметрах, но этот размер примерный. Так происходит именно из-за того, что не все модели имеют реальный аналог, поэтому производитель ставит масштаб, исходя из своих представлений о нём. К примеру, Team Associated SC10 отнесли к 1:10, тогда как по размерам он больше доброй половины 1:8. В общем, из любого правила бывают исключения, учитывайте это при выборе.
1:16 – мини-модельки
Средний вес: 350-500 гр.;
Средний размер: 25-35 см.
Это первая категория, в которой проводятся соревнования, а модели начинают серьёзно отличаться от детских игрушек. Часто её объединяют с чуть более младшей 1:18. В этом размере бренды часто выпускают уменьшенные копии своих популярных RC-моделей: более дешёвые, более компактные – этакий «эконом-вариант».
Часто именно с китайцев размера 1:16 начинается вхождение в мир автомоделизма, но, если честно, мы советуем всё-таки начинать с десятки. Потому что 1/10 и 1/16 рулятся и чувствуются совершенно по-разному… и не в пользу шестнадцатого. Впрочем, если Вам нравятся близкие к карманным машинки, которые легко взять с собой куда угодно, то почему бы и нет?
1:10 и 1:9 – классика
Средний вес: 2.5-4.5 кг
Средний размер: 40-60 см
Среди всех масштабов радиоуправляемых машин этот – самый распространённый. В десятке выпускается большинство шоссейных моделей, множество багги, трофи, краулеров, трагги, монстров и т. д. и т. п. Здесь есть как бюджетные машины для новичков, так и мощные полноприводники для гонок и серьёзного аутдора – выбор очень широкий. Именно эту категорию машинок мы рекомендуем для дебюта в RC-хобби. А ещё именно в 1:10 появляются первые модели с ДВС, в меньшем масштабе их не найти.
1:8 и 1:7 – универсалы
Средний вес: 3.5-5.5 кг
Средний размер: 45-60 см
Последняя категория, которая может поместиться в непредназначенном для гонок помещении (здесь речь об 1:8), хотя модели уже будет тесновато. Это большие, быстрые и мощные модели, которые дают пилоту максимум фана. В классе присутствует огромный выбор внедорожников, адаптированных к серьёзной езде и крутым прыжкам на бездорожье – очень сердитые машинки!
А ещё именно в 1:7 бегает самая быстрая серийная RC-модель в мире: XO-1, разумеется, сделали её в TRAXXAS. За 4.6 секунды она берёт 160 км/ч!
1:5 – гиганты
Средний вес: от 10 кг
Средний размер: от 70 см
Вот и добрались до категории, в которой играют по-настоящему большие парни. На модели в пятёрке ставятся полноценные двухтактные бензиновые двигатели, которые выводят удовольствие от пилотирования машины на новый уровень. Тяжёлые, мощные, брутальные, они требовательны и к навыкам водителя, и к его кошельку: в среднем такая модель обойдётся от 70 000 рублей. Верхней планки вообще практически нет, всегда найдётся что-то круче. А ещё обвес, тюнинг, обслуживание…
В общем, это выбор для настоящих фанатов жанра. Но выбор классный!