13 июля какой праздник 12 апостолов
13 июля Собор 12-ти апостолов. ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ сегодня в церковный праздник?
13 июля в христианской религии чтится Собор славных и всехвальных двенадцати апостолов, а также преподобного Петра, царевича Ростовского. Он был правнуком Чингисхана и племянником хана Золотой орды.
После чудесного исцеления сына хана Ростовским епископом Кириллом молодой человек решил принять христианскую веру и посвятить жизнь служению Господу. Он прославился многочисленными богоугодными делами, возведением монастыря, который стал известен как Петровская обитель. После смерти супруги Петр ушел в этот монастырь и принял постриг.
Что можно делать в день двенадцати апостолов
На Руси Собор двенадцати апостолов принято было проводить в работе, так как в середине лета у крестьян не было времени на пышные празднования. В день праздника они наряжались в лучшие одежды и отправлялись на сенокос.
Что разрешается делать на Собор двенадцати апостолов
В день Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов принято молиться им о крепком здоровье, материальном достатке, семейном благополучии. Молиться апостолам можно как в церкви, так и дома, перед иконами.
Что нельзя делать в день двенадцати апостолов
Собор славных и всехвальных двенадцати апостолов связан с рядом традиций и запретов, которые христиане соблюдали на протяжении многих столетий.
Что запрещается делать на Собор двенадцати апостолов:
Собор 12-ти апостолов. Православный календарь на 13 июля
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
13 июля (30 июня по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Понедельник 6-й седмицы по Пятидесятнице (шестой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. В Русской Православной Церкви совершается празднование Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, а также память ещё 6 святых и празднование в честь двух святынь. Далее коротко расскажем о них.
Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия. Это церковное торжество, совершающееся на следующий день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, является одним из самых древних христианских праздников.
Православная Церковь чествует каждого из первых двенадцати учеников Христа, избранных им в начале Его земной проповеди, в различные дни. Но вместе с тем христианами ещё в глубокой древности был установлен и общий праздник всем 12-ти апостолам. Так, ещё равноапостольный император Константин Великий в годы своего царствования (306-337 гг. от Рождества Христова) возвёл в новой столице Империи Ромеев (Византии) Константинополе (Царьграде) величественный храм в честь 12-ти апостолов. С тех пор Собор славных и всехвальных апостолов совершается ежегодно именно в этот день.
Разумеется, всем воцерковленным христианам важно знать имена и жития этих великих учеников и угодников Божиих, благодаря которым Свет Христовой Истины распространился по всему миру.
Преподобный Пётр, царевич Ростовский, чудотворец. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобный Пётр, царевич Ростовский, чудотворец. Святой XIII века, родной правнук Чингисхана, Ордынский царевич, а вместе с тем – один из самых почитаемых святых в сонме христианских подвижников Ростово-Ярославской земли. Подробнее об удивительной истории этого угодника Божия вы можете узнать из нашего материала, опубликованного на страницах Царьграда.
Святитель Софроний (Кристалевский), епископ Иркутский и всея Сибири, чудотворец. Русский святой XVIII века, один из самых почитаемых православных просветителей Сибири. Уроженец малороссийской Полтавы, святитель Софроний с юности стремился к служению Церкви. Был пострижеником Красногорского Покровского монастыря, где несколько лет совершал монашеские подвиги. Однажды, когда местный архиерей отправил молодого отца Софрония в Санкт-Петербург по епархиальным делам, его заметили в Синоде и оставили служить в столице. Уже в 1746 году 43-летний отец Софроний стал наместником Александро-Невской лавры, а в 1753 году был рукоположен в епископский сан и назначен на Иркутскую кафедру. На этом месте святитель очень многое сделал для становления православного духовного образования в Сибири, а также для просвещения местных малых народов. Святитель Софроний отошёл ко Господу в 1771 году, на второй день после Светлого Христова Воскресения.
Святитель Софроний (Кристалевский). Фото: www.pravoslavie.ru
Священномученик Тимофей Петропавловский, пресвитер, преподобномученик Никандр (Прусак), иеромонах, преподобномученик Феоген (Козырев), архимандрит, мученик Иоанн Демидов. Святые из числа Новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавшие за веру христианскую в годы большевистских антицерковных гонений. Первые двое погибли на заре богоборческого террора в 1918 году, отец Феоген – в 1939 году, а мирянин Иоанн – в 1944 году.
Балыкинская и Горбаневская иконы Божией Матери. Эти два почитаемых чудотворных образа Пресвятой Богородицы были явлены в России в XVIII столетии от Рождества Христова.
Поздравляем православных христиан с днём этой святыни, завершением Петрова поста и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
История праздника
Праздник двенадцати Апостолов появился в IV веке от Рождества Христова, когда в церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех апостолов Христа. Датой этого праздника избрали следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминаются все 12 первых учеников, апостолов Христовых, так называемый малый их круг. Это апостолы Петр, Андрей, Иаков, сын Заведеев, Иоанн, брат его, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев или Фаддей, Симон Зилот и Матфий.
Двенадцатым апостолом вместо Иуды Искариота на Соборе апостолов был избран Матфий. По молитве апостолов Господь через жребий указал на него, как наиболее достойного принять апостольское служение.
Церковь не случайно с давних пор установила общее празднование апостолов. Ведь, по словам митрополита Антония Сурожского, именно апостолы, «научившись от Иисуса Христа любви, несли эту любовь в мир, даря ее всем людям».
За эту любовь их истязали, побивали камнями, сажали в темницы, всячески мучили. Ни один из апостолов, кроме Иоанна Богослова, не умер своей смертью: все они приняли мученическую кончину.
Император Константин Великий (306‑337) выстроил в византийской столице Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.
Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле – это церковь Двенадцати Апостолов. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом.
В 1917 г. в описании святынь храма упоминаются древний византийский двустворчатый образ Петра и Павла, писанный в Греции в XII или XIII веке и присланный папой Римским в дар Петру I; образ св. Николая Чудотворца «особой древности»; Черниговская икона Божией Матери 1658 г.
В начале 1990-х гг. храм передан РПЦ. Ежегодно 13 июля, в день Собора 12-ти Апостолов, в храме проводятся богослужения.
Апостолы – кто они?
Греческое слово «апостол» означает «посланник, слуга». Это праздник посланников, слуг Божиих. Он сам избрал их на служение людям, и они, оставив родных, дома и дела, неотлучно следовали за ним, разделяли его лишения и страдания и, исполняя его волю, проповедовали его учение по городам и странам.
Петр, первый епископ Римский — проповедовал в Никее, Сирии, Малой Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египте, Британии. В 67 году распят в Риме вниз головой. Мощи его хранятся в Риме.
Андрей Первозванный, брат Петра — проповедовал в Византии, Фракии, Македонии, Малой Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Около 62 года в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть его главы хранится в Амальфи.
Иаков Заведеев, брат Иоанна Богослова — проповедовал в Испании. Около 44 года при царе Ироде Агриппе I усечен мечом в Иерусалиме.
Иоанн Богослов, которому Иисус на кресте поручил заботиться о Своей Матери — проповедовал в Малой Азии, Иерусалиме, Ефесе, на острове Патмос. В начале II века (около 106 года) мирно скончался в Ефесе.
Филипп, земляк Петра и Андрея — проповедовал в Сирии, Малой Азии с апостолом Варфоломеем, а также в Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I веке. Мощи его хранятся в храме 12-ти апостолов в Риме, а рука — во Флоренции.
Варфоломей, призванный Христом четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом — проповедовал в Сирии, Малой Азии — с апостолом Филиппом, потом в Индии и Великой Армении. В I веке в Баку распят язычниками вниз головой, потом его еще живым сняли с креста, содрали с него кожу и отрубили голову. Часть его мощей хранится в Риме.
Фома по прозвищу Близнец — проповедовал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I веке в Индии скончался, пронзенный пятью копьями. Части его мощей хранятся в Индии, Италии, Венгрии и на Афоне.
Матфей, бывший мытарь Левий, первый евангелист — проповедовал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 году в Африке распят на земле и сожжен людоедами.
Иаков Алфеев, брат Иуды Иаковлева, а возможно и Матфея — проповедовал в Эдессе, Иудее, Газе, Южной Палестине, Египте. В I веке распят на кресте в Египте.
Иуда Иаковлев или Фаддей, сводный брат Иисуса Христа (сын Иосифа Обручника от первой жены) — проповедовал в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении около 86 года распят на кресте и пронзен стрелами.
Матфий, избранный по жребию в число 12-ти вместо Иуды Искариота — проповедовал в Иудее, Колхиде, Македонии. Около 63 года побит камнями в Иудее. Глава его хранится в Риме, а часть мощей в Трире.
И только апостол Павел не вошел в число 12 избранных. При жизни Христа он был Савлом, ярым гонителем его учеников. Но Господь призвал его на апостольское служение, и он исполнил его так, что теперь вместе с Петром именуется первоверховным.
Народные традиции и обряды
Издревле наши предки во время данного праздничного события отмечали еще один праздник, который также был известен как макушка лета. В это время красили яйца, эта традиция имеет схожесть с празднованием Пасхи. Известно, что цвет яиц обязательно должен быть золотисто-желтым, поэтому использовали для покраски луковую шелуху или листья березы. Люди менялись яйцами, дарили их знакомым и близким, это традиция, которую нельзя было нарушать.
В народе тринадцатое июля также было известно как «яичный день». Такое необычное название было связано с многочисленными блюдами, которые люди в этот день готовили из яиц. Яйца жарили, варили, запекали, добавляя к ним овощи, мясо и рыбу.
Народ облачался в нарядные одеяния, а затем выходил на самую высокую горку в деревне и устраивал празднования, которые длились до самого утра. Люди веселились, трапезничали, водили хороводы и создавали соломенное чучело, которое также наряжали в праздничный костюм. Этот костюм обязательно должен быть дополнен нитками и цветами. Эту куклу затем бросали в реку, так народ прощался со всем плохим, что их преследовало.
Запреты дня
Известно, что в этот день нельзя ругаться, сквернословить, конфликтовать с кем-либо и обижаться на кого-то. Говорят, что если ослушаться запрета, то Господь может наказать этого человека, добавив ему много лишних хлопот.
Нельзя в этот день ходить в лес, особенно этот запрет распространялся на представительниц слабого пола. В народе говорили, что девушки могут заблудиться и попасть в чужие руки.
Нельзя тринадцатого июля, выходя из дома, сразу же смотреть на небо. Изначально вы должны посмотреть по сторонам, затем пройти несколько метров и только потом посмотреть на небо. Если ослушаться запрета, то можно впустить в свой дом темные силы, которые будут мешать вам на протяжении целого года.
В этот день рекомендуется проводить генеральную уборку, но нельзя работать в поле, иначе придет беда, от которой позже будет очень трудно избавиться.
13 июля
Чтения Священного Писания
Богослужения
Каноны
Акафисты
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Во вторник, св. Иоанну Предтече
Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ показа́л бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.
Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.
Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.
Перевод: Пророк Божий и Предтеча благодати, главу твою как священнейшую розу в земле обретя, мы всегда получаем исцеления, ибо снова, как и прежде, ты возвещаешь в мире о покаянии.
Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов
Апо́столов первопресто́льницы/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Первенствующие из Апостолов и вселенские учителя, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.
Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло,/ ученико́в преизря́дна,/ и с Па́влом весь дванадесяточи́сленный собо́р днесь;/ и́хже па́мять соверша́юще ве́рно,// сих Просла́вльшаго прославля́ем.
Перевод: В сей день Камень – Христос прославляет торжественно камень веры, – превосходнейшего из учеников, и с Павлом весь двенадцатичисленный сонм, чью память совершая с верою, мы их Прославившего прославляем.
Петра́, ве́рнии, ка́меня ве́ры, похва́лим/ и Па́вла Богому́драго,/ созыва́ют бо всех пра́здновати ве́рою,/ собо́рне вку́пе вся двана́десяте, я́ко пропове́дники ве́ре,// прося́ща грехо́в оставле́ния.
Святителю Софронию, архиепископу Иркутскому
От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне Софро́ние,/ до́бре упра́вил еси́ и́ноческия оби́тели/ и, архиере́йства са́ном почте́н быв,/ упа́сл еси́ Ирку́тскую па́ству,/ те́мже и по преставле́нии дарова́ния чуде́с от Бо́га прия́л еси́,/ и мо́лиши Христа́ Бо́га// изба́вити нас от бед и спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: С юности Христа возлюбил ты, блаженный Софроний, хорошо управлял иноческими обителями и был почтен архиерейским саном, ты духовно упас иркутскую паству, потому и после смерти принял от Бога дар чудотворения и молишь Христа Бога избавить нас от бед и спасти души наши.
Соиме́ннаго му́дрости иера́рха,/ изря́дное Це́ркве Ирку́тския украше́ние,/ отца́ на́шего святи́теля Софро́ния любо́вию восхва́лим вси ве́рнии,/ той бо есть храни́тель гра́да и страны́ сея́// и моли́твенник о душа́х на́ших.
Па́стырей Нача́льнику, Христу́,/ труди́лся еси́, святи́телю Софро́ние,/ на па́жити духо́вней се́верныя страны́ на́шея,/ язы́цы монго́льстии от пре́лести и скве́рны и́дольския избавля́я,/ приве́л еси́ я́ к све́ту ве́ры Христо́вой,/ и ны́не, со А́нгелы Влады́чню Престо́лу предстоя́,/ моли́ непреста́нно о всех нас,// изба́вити ны от бед и спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: Для Начальника пастырей, Христа, трудился ты, святитель Софроний, на пастбище духовном северного края нашего, народ монгольский от скверны идолопоклонства избавив, привел ты его к свету веры Христовой, и сейчас, с Ангелами предстоя Престолу Владыки, моли не переставая обо всех нас, об избавлении нашем от бед и о спасении наших душ.
Молитва святителю Софронию, архиепископу Иркутскому
О, Свя́тче Бо́жий, святи́телю Христо́в, до́брый па́стырю слове́снаго ста́да, челове́че Бо́жий, но́вый чудотво́рче и неусы́пный к Бо́гу моли́твенниче за страну́ сию́, о́тче Софро́ние, при́зри с высоты́ Небе́сныя на нас, с ве́рою и любо́вию покланя́ющихся о́бразу твоему́ и честны́м оста́нкам святы́х моще́й, в на́ше утеше́ние избы́вшим от всепояда́ющаго огня́. При́зри, свя́тче Бо́жий, и виждь на́ше нестрое́ние и раздо́ры, на́шу ту́гу, скорбь и серде́чную боле́знь, от лише́ния бра́тския любве́ пребыва́ющия. Испроси́ у Христа́ Бо́га коему́ждо нам благода́ти смире́ния, позна́ние своея́ грехо́вности и самоукоре́ния, да, внима́юще ки́йждо свое́й со́вести, преста́нем осужда́ти бли́жняго, клевета́ти и поноша́ти, но, соедини́вшеся ко друг дру́гу любо́вию, сподо́бимся ми́рно во смире́нии про́чее вре́мя живота́ на́шего пожи́ти и улучи́ти христиа́нскую кончи́ну. Да, совоку́пльшеся в бу́дущей жи́зни со все́ми святы́ми и с тобо́ю, па́стырю наш, просла́вим Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Ско́рый в беда́х и ско́рбех засту́пниче,/ о́тче иера́рше страны́ Сиби́рския,/ святи́телю Софро́ние,/ на Небеси́ предстоя́й с первоиера́рхом Ирку́тския Це́ркве и все́ми святы́ми,/ вы́ну и́маши благоволе́ние Го́спода сла́вы,/ при́зри на лю́ди, притека́ющия к честны́м оста́нкам святы́х моще́й твои́х,/ с ве́рою и любо́вию сле́зно прося́щия твоея́ по́мощи и заступле́ния,/ моли́, Его́же пропове́дал еси́ лю́дем Сиби́ри,/ изба́вити я́ от находя́щих зол и наве́тов вра́жиих,/ просвети́ти люде́й олядене́вшая дре́вле неве́рием сердца́,/ дарова́ти утвержде́ние ве́ры Христо́вы// и спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: Быстрый защитник в бедах и скорбях, отче иерарх земли Сибирской, святитель Софроний, на Небесах предстоящий с первоиерархом Иркутской Церкви и всеми святыми, ты всегда имеешь благорасположение Господа славы, будь милостив к людям, приходящим к почитаемым останкам святых мощей твоих, с верой и любовью в слезах просящих твоей помощи и защиты, моли, Кого ты проповедал людям Сибири, об избавлении от наступающих бед и козней вражеских, о просвещении издревле иссохших неверием человеческих сердец, о даровании утверждения веры Христовой и спасении душ наших.
Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Горбаневской»
Засту́пнице и Похвало́ земли́ на́шея Полта́вския, Пречи́стая Де́во Богоневе́сто Влады́чице! Многообра́зную благода́ть от святы́я Твоея́ ико́ны стяжа́вше, мо́лим Тя́, смире́нии и гре́шнии: о, Всепе́тая Ма́ти Бо́га на́шего, Моли́твеннице те́плая, чуде́с и исцеле́ний пода́тельнице, не отврати́ся то́ка сле́з на́ших, но приими́ моле́ния рабо́в Твои́х; не вве́ри на́с челове́ческому предста́тельству, да не до конца́ поги́бнем от беззако́ний на́ших, но покры́й на́с всечестны́м покро́вом Твои́м, и изми́ ны́ от належа́щих на на́с бе́д и скорбе́й; моли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, грехо́в оставле́ние на́м дарова́ти, и жи́зни ве́чныя прича́стники бы́ти сотвори́; на Тя́ бо по Бо́зе все́ упова́ние на́ше возлага́ем, Пресвята́я Де́во.
Перевод: Защитница и Честь земли нашей Полтавской, Пречистая Дева Богоневеста Владычица! Многообразную благодать от святой Твоей иконы получив, молим Тебя, смиренные и грешные: «О Воспеваемая всеми Матерь Бога нашего, Молитвенница горячая, чудес и исцелений подательница, не отвернись от потока слез наших, но прими моления рабов Твоих, не доверяй нас защите людей, чтобы мы не погибли окончательно от беззаконий наших, но покрой нас драгоценным покровом Твоим и вызволи нас от притесняющих нас бед и скорбей, моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, даровать нам прощение грехов и сделай нас причастниками вечной жизни, ибо на Тебя после Бога мы возлагаем все наши надежды, Пресвятая Дева».
Светоно́сная пала́та угото́вася Тебе́, Влады́чице, святы́й Собо́рный хра́м гра́да на́шего, в не́мже всечестна́я ико́на Твоя́, я́коже со́лнце светоза́рное возсия́. Ты́ же, Чи́стая, благодаре́ния на́ша и поклоне́ния ико́не Твое́й прие́млюще, не отверга́й на́с, призыва́ющих Тя́ с ве́рою и умиле́нием. Озари́ ду́ши на́ша све́том благода́ти Твоея́, да никто́же из притека́ющих к Тебе́ изы́дет отсю́ду то́щь и неуслы́шан. О, Богома́ти, ми́лости Исто́чниче, упра́ви пути́ жития́ на́шего и сове́ты на́ша в пра́вде, во е́же откры́тися в ни́х Ца́рствию Христо́ву; Ты́ бо еси́ Моли́твенница усе́рдная о гра́де на́шем, и земли́ на́шея Похвала́ и Покро́в.
Перевод: Светоносная палата приготовлена Тебе, Владычица, святой Соборный храм города нашего, в нем же почитаемая икона Твоя, как солнце светозарное воссияла. Ты же, Чистая, благодарения наши и поклонение иконе Твоей принимая, не отвергай нас, призывающих Тебя с верой и сердечным сокрушением. Озари души наши светом благодати Твоей, чтобы никто из приходящих к Тебе не ушел отсюда напрасно и не будучи услышан. О Богоматерь, милости Источник, направь пути жизни нашей и замыслы наши в праведности, чтобы открылось в них Царствие Христово, ибо Ты усердная Молитвенница о городе нашем и земли нашей Честь и Защита.
Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Балыкинской» («Волынской»)
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Балыкинской» («Волынской»)
О, Ма́ти Бо́жия, не́когда от наше́ствия инове́рных све́ев в вели́цей беде́ Оте́честву на́шему бы́вшу, яви́ла еси́ всемо́щное заступле́ние прославле́нием в стране́ Се́верстей всечестна́го о́браза Твоего́, имену́емаго Балы́кинским, и зри́мыми на не́м слеза́ми оче́с Твои́х умоли́ла Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего дарова́ти правосла́вным Христиа́ном пресла́вную побе́ду и одоле́ние на супоста́ты. Ты́, Премилосе́рдная Ма́ти, и в мимоше́дшия дни́ во гра́де Орле́ пред Пречи́стым о́бразом Твои́м дарова́ла исцеле́ние стра́ждущей от ду́ха нечи́стаго деви́це, возврати́в ю́ роди́телем здра́ву и невреди́му.
Ты́, ско́рая Помо́щнице в беда́х челове́ческих, услы́шала во́пль ма́тери де́тища, с высоты́ жили́ща внеза́пу спа́дша, и возста́вила е́ здра́во и безвре́дно. Ты́, неизсяка́емый исто́чниче чуде́с и щедро́т, принесенной к ди́вному о́бразу Твоему́ отрокови́це зело́ разслабленной благоизво́лила дарова́ти ско́рое исцеле́ние, укрепи́в плесне́ ея́ к жела́нному хожде́нию. Ты́, всемо́щная Цари́це не́ба и земли́, воздви́гла от неисце́льнаго неду́га младе́нцев, и́х же роди́тели притеко́ша к Тебе́ с ве́рою и любо́вию.
Ты́, Пода́тельнице ми́ра душа́м на́шим, изба́вила ю́ношу от свирепе́ющих страсте́й и преклони́ла злонра́вие его́ ко благонра́вию и покорению родителям. Ты́ неоску́дно излива́ла струи́ Свое́й ми́лости на все́х, притека́ющих к пресвято́му о́бразу Твоему́ в душе́вных ско́рбех, теле́сных неду́зех и жите́йских напа́стех. Вонми́, о Всеблага́я, и ны́нешнему усе́рдному моле́нию на́шему: упра́ви пути́ земна́го стра́нствия на́шего к ми́рному и благодетельному житию́, украси́ жи́тельство на́ше благи́ми обы́чаи, загради́ всеси́льною дла́нию Твое́ю уста́ лжеучи́телей, вздымающихся на Ра́зум Бо́жий, тлящих обы́чаи правосла́вных пре́дков на́ших и развраща́ющих умы́ и се́рдца ю́ных ча́д на́ших, посли́ на́м во все́ дни́ жития́ на́шего име́ти чистоту́ по́мыслов и серде́чных движе́ний. Сама́, о, Всепе́тая, заступи́ и и́миже ве́си судьба́ми спаси́ и введи́ на́с в прерадостныя оби́тели Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего. Ами́нь.
Засту́пнице земли́ Росси́йския/ от наше́ствия Све́йскаго/ и непреста́нная за нас Моли́твеннице,/ мир земли́ и душа́м на́шим у Го́спода испроси́,// да святи́тся в нас и́мя Бо́жие во ве́ки.
Перевод: Защитница земли Российской от нашествия Шведского и постоянная о нас Молитвенница, мир стране и душам нашим у Господа испроси, да прославляется у нас Имя Божие во веки.
Преподобному Петру, царевичу Ордынскому, Ростовскому чудотворцу
Молитва преподобному Петру, царевичу Ордынскому, Ростовскому чудотворцу
О, преподо́бне Пе́тре царе́виче, Росто́вский чудотво́рче! Я́коже из мра́ка язы́ческаго во свет Ева́нгельскаго уче́ния Госпо́дь тя призва́, та́ко умоли́ Его́, да и нас по неизрече́нней Свое́й бла́гости и человеколю́бию и́змет всеси́льною Свое́ю десни́цею из тьмы грехо́вныя, и осия́ет сердца́ на́ша к де́ланию Его́ Боже́ственных за́поведей. Я́коже ты избе́г мяте́жа мирски́х волне́ний, во ангелоподо́бное безпеча́льное житие́ сподо́бился еси́ дости́гнути, та́ко сподо́би и нам гре́шным мо́ря сего́, вла́емаго страстьми́, пучи́ну безмяте́жно преплы́ти, име́я тя, о́тче, ко́рмчаго о Го́споде на́шем, и дости́гнути чи́стым покая́нием ко приста́нищу спасе́ния ве́чнаго. И я́коже име́л еси́ споспе́шников тебе́ верхо́вных апо́столов Петра́ и Па́вла в созида́нии оби́тели, та́ко подви́гни их умилосе́рдитися и о нас недосто́йных, и дарова́ти нам от сугу́быя апо́стольския бла́гости дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу. Ве́руем бо, я́ко а́ще мо́щи твоя́ святы́я и сокрове́нны в земли́, но ты ца́рствуеши со избра́нными Бо́жиими на Небеси́: исхода́тайствуй у́бо, да и нам гре́шным моли́твами твои́ми отве́рзется дверь Ца́рствия Небе́снаго в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
Оте́чества своего́, блаже́нне Пе́тре, удали́вся,/ и богоме́рзкую ве́ру отню́д возненави́дев,/ от тьмы́ во свет прише́л еси́,/ и всели́лся еси́ во сла́вный и многонаро́дный град Росто́в,/ в не́мже житие́ че́стно пожи́в,/ це́рковь во и́мя святы́х апо́стол Петра́ и Па́вла воздви́гл еси Христо́вою благода́тию,/ и сию́ чу́дными ико́нами, я́ко неве́сту украси́в,/ святи́теля же, и кня́зя, и вся лю́ди житие́м свои́м удиви́л еси́,/ те́мже и по сме́рти твое́й Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя./ Помина́й нас чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, преподо́бне о́тче Пе́тре,// и моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Отечества своего, блаженный Петр, удалившись, и богопротивную веру совершенно возненавидев, от тьмы к свету пришел ты и поселился в славном и многолюдном городе Ростове, в нем же, прожив почтенную жизнь, содействием Христовой благодати ты воздвиг храм во имя святых апостолов Петра и Павла, и украсив его, как невесту, чудесными иконами, удивил ты святителя и князя, и всех людей своей жизнью, потому и после смерти твоей Христос обогатил тебя даром чудотворений. Вспоминай нас, почитающих пресветлую память твою, преподобный отче Петр, и моли Христа Бога о спасении наших душ.
Яви́ся ве́лие со́лнце Христо́вой Це́ркви,/ просвеща́я уче́ния светлостьми́, всече́стне,/ я́ко черпа́лом златы́м,/ от кла́дязя неиско́паннаго чуде́с поче́рпл еси́,/ от исто́чника неистощи́маго,/ на па́мять успе́ния твоего́ прише́дшим, всеблаже́нне Пе́тре,// ны́не всем подава́еши грехо́в проще́ние, сла́во преподо́бным.
Молитва вторая преподобному Петру, царевичу Ордынскому, Ростовскому чудотворцу
О, преподо́бне о́тче Пе́тре царе́виче, душе́ю на Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстои́ши и Тро́ичныя сла́вы наслажда́ешися, те́лом же на земли́ в Боже́ственном хра́ме сем почива́яй, и да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чная источа́яй чудеса́, при́зри ми́лостивым о́ком на предстоя́щия честне́й твое́й ра́це лю́ди и прося́щия уми́льно твоея́ по́мощи; се бо мы безме́рными согреше́нии пра́ведный гнев Бо́жий на ся наведо́хом и вся́кия ми́лости недосто́йни сотвори́хомся; тем же не сме́юще вознести́ очеса́ на́ша к высоте́ небе́сней, ниже́ вознести́ моле́бный глас ко Го́споду, се́рдцем сокруше́нным и смире́нным ду́хом тебе́ в хода́тайство и на по́мощь призыва́ем, испроси́ у Го́спода Це́ркви благостоя́ние, возду́ха благорастворе́ние, земли́ плодоно́сие; изба́ви всех, ве́рою несомне́нною к Бо́гу приходя́щих и к ра́це моще́й твои́х прибега́ющих, от вся́ких бед душе́вных и теле́сных; бу́ди печа́льным уте́шитель, неду́гующим врач, напа́ствуемым помо́щник, вдови́цам засту́пник, си́рым защи́тник, младе́нцам пита́тель, стра́нствующим путево́ждь, ста́рым укрепле́ние, пла́вающим ко́рмчий; исхода́тайствуй всем, твоея́ по́мощи тре́бующим, вся, я́же ко спасе́нию поле́зная, я́ко да твои́ми моли́твами наставля́еми, путь маловре́меннаго жития́ бе́збедне соверши́м, улучи́м на Небеси́ ве́чный поко́й и просла́вим всех благи́х Да́теля, в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Славным и всехвальным 12-ти апостолам
Молитва славным и всехвальным 12-ти апостолам
Влады́ко всемогу́щий, Го́споди Бо́же наш, избра́вый возлю́бленныя Своя́ ученики́ и Апо́столы на про́поведь спасе́ния всему́ ми́ру, да́вый им власть отпуща́ти грехи́, приими́ хода́тайства их о ро́де челове́ческом, его́же и суди́ти с ни́ми и́маши, тех са́мых, я́ко друго́в Твои́х, нам зело́ че́стных, дерза́ем, недосто́йнии, в предста́тельство к Тебе́, многопоспешеству́ющее ко спасе́нию душ на́ших, приводи́ти, моля́щи их усе́рдно. Святи́и первоверхо́внии апо́столи Пе́тре и Па́вле, евангели́сти Христо́вы Иоа́нне Богосло́ве и Матфе́е, первозва́нный учениче́ Андре́е, водруже́нием Креста́ Росси́ю благослови́вый, апо́столи святи́и Иа́кове, бра́те Госпо́день, со други́м Иа́ковом, Фили́ппе, Варфоломе́е, Фомо́, Си́моне, Иу́до и Матфи́е! Вси святи́и Богоизбра́нии апо́столи, изря́днейшии уго́дницы Христо́вы, безбо́жия искорени́телие и ве́ры и́стинныя насади́тели, помози́те нам мо́щным ва́шим пред Го́сподом хода́тайством, изба́витися от вся́каго зла и вра́жия ле́сти, тве́рдо сохраня́ти преда́нную ва́ми ве́ру Правосла́вную, в не́йже ва́шим предста́тельством ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́ и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емего Бо́га, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Мысли свт. Феофана Затворника
Царствию сказали: «прошу тебя, извини меня», хоть и в нем пир, и пир царский, какого и на ум никому не придет приготовить, да вкусы у нас не те. Что там сладким считается, то нам горько; что там приятно, то нам противно, что там веселит, то нас тяготит – разошлись совсем. И Царствие с нуждницами, восхищающими его, отходит от нас. Мы и рады, даже готовы поскорее бы прогнать их, и речи уже о том заводим, да лукавый все как-то не ухитряется это уладить.
[1] «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».