140 указ о льготной растаможке авто дети инвалиды
Кто и на каких условиях может растаможить автомобиль за полцены – комментарий к Указу № 140
Указом № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов» некоторым категориям граждан – а именно многодетным, инвалидам I и II групп – предусматривается возмещение из бюджета половины стоимости растаможки на ввозимые из-за рубежа авто. Значит, у малоимущих граждан (а их среди обозначенных категорий немало) теоретически появляется возможность обзавестись условно свежим транспортным средством.
Чтобы оценить масштабы нововведений, для начала вспомним таксы таможенных пошлин на ввозимые в страну авто «при прочих равных», на величину которых влияют два параметра машины – объем двигателя и год выпуска. Если в двух словах: чем эти показатели больше, тем больше придется платить. Формулу «идеального авто» уже вывели. Это транспорт в возрасте 3-5 лет. С объемом двигателя 1,5 литра. Растаможка такого «коняки» обойдется в 1,7 евро за каждый кубический сантиметр. То есть 2550 евро. Для сравнения: машина такого же объема, но старше 5 лет оценивается в 3,2 евро за «кубик». Да и гнать издалека откровенного старичка не с руки – своих, родных хватает.
Получается, что отныне даже в случае с «идеальным авто» упомянутый в указе представитель льготной категории граждан может сэкономить 1275 евро. Вполне интересно. А дальше будет еще интереснее. О каком автомобиле мечтает среднестатистическая многодетная семья? Разумеется, не о малолитражке, а о полноценном минивэне, 6-7-местном кроссовере или даже микроавтобусе. Чтобы в салоне смогла разместиться вся семья, да еще с тещей, коляской и, желательно, тремя велосипедами. Машины тяжелые, предназначенные для максимальной загрузки, а потому здесь объемы двигателей нередко совсем иные, таможенные пошлины и, соответственно, возможность экономии при государственной помощи значительно весомее. Для примера. Семейный Volkswagen Sharan в «рестайле» на западноевропейском рынке стоит около 12-14 тысяч евро, но с учетом 2-литрового двигателя полная стоимость его растаможивания у нас «тянет» еще на 5400 евро. В случае 50-процентной оплаты экономия составит 2700 евро. Еще один отличный семейный микроавтобус – Hyundai H1. Вот только объем его «дизеля» – 2,5 литра. На стандартную растаможку нужна кругленькая сумма – 7500 евро. А вот половину от нее можно и «потянуть», согласитесь. И напоследок: легендарный «американец» Chrysler Grand Voyager (он же – Dodge Grand Caravan). Воспетый во многих фильмах «семейник» нового поколения в нашей стране пока что редкость. А все потому, что его приводит в движение мотор объемом до 3,6 литра. Растаможивание обходится в 12 960 евро. А вот при возмещении 50 процентов таможенной пошлины можно и задуматься…
Эксперты говорят, что перекупы могут в этой ситуации активизироваться. Потенциальная схема на первый взгляд выглядит обоюдовыгодной. Ввозимый в страну автомобиль перекупщик оформляет на инвалида или многодетного папу. Так как указом не оговариваются ограничения по срокам отчуждения такого имущества, машина выставляется на рынке. «Помощник» получает оговоренную комиссию, перекупщик продает авто со своей маржой. Все в плюсе? Не совсем. Эксперт в сфере торговли подержанными автомобилями Сергей Тугов предупреждает, как легко попасться в ловушку:
– После покупки машины владельцу (а по документам это тот самый малоимущий человек) нужно отчитаться в налоговой, где непременно возникнет вопрос: «Откуда деньги на приобретение дорогостоящего авто при весьма скромных доходах?» И на него нужно будет ответить. Я лично знаю пару-тройку вполне состоятельных людей из числа многодетных, которые могут позволить себе купить хороший автомобиль. Но «серое» сотрудничество с перекупщиком ради дополнительного дохода в 500 евро им, разумеется, неинтересно. А вот на самом деле небогатые граждане могут и пострадать – перекуп не будет любезничать. Ему главное получить доход.
Когда посредник кстати
Теоретически отправиться за автомобилем в страны Западной Европы может каждый желающий. Главное условие, чтобы была открыта шенгенская виза. Еще желательно, чтобы не было глухого языкового барьера. В каждой стране существуют крупные интернет-площадки, наподобие нашей «Автомалиновки», где владельцы размещают объявления о продаже своих «ласточек». Здесь можно заранее присмотреть несколько достойных вариантов. Однако, говорят специалисты, проще воспользоваться услугами профильных фирм по подбору и перегону машины. В этом случае все переговоры с продавцом, подготовку и проверку документов, непосредственно доставку на таможню и последующую передачу покупки в руки покупателя берут на себя профессионалы. За свои услуги посредники просят в среднем 500-700 евро. Самостоятельная поездка в ту же Францию, с учетом времени и сил, обойдется не намного дешевле.
Как воспользоваться льготами?
Документы, которые потребуется предоставить в таможенные органы для возмещения 50 процентов таможенных платежей – удостоверение инвалида (I, II группы), удостоверение многодетной семьи (для родителя, усыновителя, удочерителя). Документы должны быть действительны на момент декларирования ввезенного транспортного средства.
Возместить часть платежа можно двумя способами: документы можно предоставлять непосредственно в момент ввоза автомобиля или в течение года с момента выпуска машины таможней. В первом случае нужно будет оплатить лишь 50 процентов растаможки. Во втором по заявлению можно вернуть половину ранее внесенного платежа.
Возить по льготной схеме автомобили можно не чаще чем 1 раз в год. Причем имеется в виду не календарный год, а период с момента выпуска предыдущего авто таможней в обращение на территории страны. Интересно, что продать «льготную» машину можно в любой момент – никаких регламентов по срокам отчуждения указ не предусматривает.
Сергей Муравский, «Народная газета», 19 апреля 2019 г.
Кто и на каких условиях может растаможить автомобиль за полцены – комментарий к Указу № 140
Указом № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов» некоторым категориям граждан – а именно многодетным, инвалидам I и II групп – предусматривается возмещение из бюджета половины стоимости растаможки на ввозимые из-за рубежа авто. Значит, у малоимущих граждан (а их среди обозначенных категорий немало) теоретически появляется возможность обзавестись условно свежим транспортным средством.
Чтобы оценить масштабы нововведений, для начала вспомним таксы таможенных пошлин на ввозимые в страну авто «при прочих равных», на величину которых влияют два параметра машины – объем двигателя и год выпуска. Если в двух словах: чем эти показатели больше, тем больше придется платить. Формулу «идеального авто» уже вывели. Это транспорт в возрасте 3-5 лет. С объемом двигателя 1,5 литра. Растаможка такого «коняки» обойдется в 1,7 евро за каждый кубический сантиметр. То есть 2550 евро. Для сравнения: машина такого же объема, но старше 5 лет оценивается в 3,2 евро за «кубик». Да и гнать издалека откровенного старичка не с руки – своих, родных хватает.
Получается, что отныне даже в случае с «идеальным авто» упомянутый в указе представитель льготной категории граждан может сэкономить 1275 евро. Вполне интересно. А дальше будет еще интереснее. О каком автомобиле мечтает среднестатистическая многодетная семья? Разумеется, не о малолитражке, а о полноценном минивэне, 6-7-местном кроссовере или даже микроавтобусе. Чтобы в салоне смогла разместиться вся семья, да еще с тещей, коляской и, желательно, тремя велосипедами. Машины тяжелые, предназначенные для максимальной загрузки, а потому здесь объемы двигателей нередко совсем иные, таможенные пошлины и, соответственно, возможность экономии при государственной помощи значительно весомее. Для примера. Семейный Volkswagen Sharan в «рестайле» на западноевропейском рынке стоит около 12-14 тысяч евро, но с учетом 2-литрового двигателя полная стоимость его растаможивания у нас «тянет» еще на 5400 евро. В случае 50-процентной оплаты экономия составит 2700 евро. Еще один отличный семейный микроавтобус – Hyundai H1. Вот только объем его «дизеля» – 2,5 литра. На стандартную растаможку нужна кругленькая сумма – 7500 евро. А вот половину от нее можно и «потянуть», согласитесь. И напоследок: легендарный «американец» Chrysler Grand Voyager (он же – Dodge Grand Caravan). Воспетый во многих фильмах «семейник» нового поколения в нашей стране пока что редкость. А все потому, что его приводит в движение мотор объемом до 3,6 литра. Растаможивание обходится в 12 960 евро. А вот при возмещении 50 процентов таможенной пошлины можно и задуматься…
Эксперты говорят, что перекупы могут в этой ситуации активизироваться. Потенциальная схема на первый взгляд выглядит обоюдовыгодной. Ввозимый в страну автомобиль перекупщик оформляет на инвалида или многодетного папу. Так как указом не оговариваются ограничения по срокам отчуждения такого имущества, машина выставляется на рынке. «Помощник» получает оговоренную комиссию, перекупщик продает авто со своей маржой. Все в плюсе? Не совсем. Эксперт в сфере торговли подержанными автомобилями Сергей Тугов предупреждает, как легко попасться в ловушку:
– После покупки машины владельцу (а по документам это тот самый малоимущий человек) нужно отчитаться в налоговой, где непременно возникнет вопрос: «Откуда деньги на приобретение дорогостоящего авто при весьма скромных доходах?» И на него нужно будет ответить. Я лично знаю пару-тройку вполне состоятельных людей из числа многодетных, которые могут позволить себе купить хороший автомобиль. Но «серое» сотрудничество с перекупщиком ради дополнительного дохода в 500 евро им, разумеется, неинтересно. А вот на самом деле небогатые граждане могут и пострадать – перекуп не будет любезничать. Ему главное получить доход.
Когда посредник кстати
Теоретически отправиться за автомобилем в страны Западной Европы может каждый желающий. Главное условие, чтобы была открыта шенгенская виза. Еще желательно, чтобы не было глухого языкового барьера. В каждой стране существуют крупные интернет-площадки, наподобие нашей «Автомалиновки», где владельцы размещают объявления о продаже своих «ласточек». Здесь можно заранее присмотреть несколько достойных вариантов. Однако, говорят специалисты, проще воспользоваться услугами профильных фирм по подбору и перегону машины. В этом случае все переговоры с продавцом, подготовку и проверку документов, непосредственно доставку на таможню и последующую передачу покупки в руки покупателя берут на себя профессионалы. За свои услуги посредники просят в среднем 500-700 евро. Самостоятельная поездка в ту же Францию, с учетом времени и сил, обойдется не намного дешевле.
Как воспользоваться льготами?
Документы, которые потребуется предоставить в таможенные органы для возмещения 50 процентов таможенных платежей – удостоверение инвалида (I, II группы), удостоверение многодетной семьи (для родителя, усыновителя, удочерителя). Документы должны быть действительны на момент декларирования ввезенного транспортного средства.
Возместить часть платежа можно двумя способами: документы можно предоставлять непосредственно в момент ввоза автомобиля или в течение года с момента выпуска машины таможней. В первом случае нужно будет оплатить лишь 50 процентов растаможки. Во втором по заявлению можно вернуть половину ранее внесенного платежа.
Возить по льготной схеме автомобили можно не чаще чем 1 раз в год. Причем имеется в виду не календарный год, а период с момента выпуска предыдущего авто таможней в обращение на территории страны. Интересно, что продать «льготную» машину можно в любой момент – никаких регламентов по срокам отчуждения указ не предусматривает.
Сергей Муравский, «Народная газета», 19 апреля 2019 г.
Расширена категория граждан, которым будет возмещаться 50 % таможенных пошлин при ввозе авто для личного пользования
Указом Главы государства от 2 июня 2020 г. № 188 вносятся изменения в Указ от 10 апреля 2019 г. № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов».
Изменениями предусмотрено, что норма об однократном возмещении из республиканского бюджета 50 % таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Беларуси в течение года одного транспортного средства (ТС) для личного пользования, распространяется не только на лиц, имеющих инвалидность I либо II группы, и родителей (усыновителей, удочерителей) в многодетных семьях, но и на родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов (попечителей) детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
Это позволит поддержать семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, в том числе будет способствовать обеспечению независимого образа жизни семей, нуждающихся в регулярном посещении медицинских, реабилитационных, образовательных и иных учреждений. Документ позволит родителям (усыновителям, удочерителям), опекунам (попечителям) детей-инвалидов минимизировать расходы на уплату таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых ими на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь транспортных средств для личного пользования.
Действие Указа № 188 не распространяется на таможенные пошлины, налоги, уплаченные в отношении транспортных средств, выпущенных в свободное обращение до вступления его в силу.
Документы для возмещения таможенных пошлин, налогов необходимо предоставлять при таможенном декларировании ТС или в течение 1 года со дня его выпуска в свободное обращение в таможенный орган, осуществивший такой выпуск.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Почему льготная растаможка авто иногда оборачивается аферой
В апреле подписан Указ № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов», который позволил инвалидам и многодетным семьям ввозить в республику автомобили из-за границы по сниженным в два раза пошлинам. Как восприняли документ в обществе и нет ли подводных камней при практической реализации его положений?
Какие появились льготы
Платежи возмещаются инвалидам I или II группы, родителям или усыновителям в многодетных семьях. Чтобы воспользоваться льготой, необходимо представить таможенной службе соответствующие документы (удостоверение инвалида либо многодетного родителя).
Указ предлагает два способа возмещения. Первый – предъявить удостоверение непосредственно при ввозе автомобиля. В таком случае физическое лицо вправе уплатить 50 % таможенного платежа за машину. Второй – документы можно представить в таможню в течение одного года. Действуют те же льготы.
Какие-либо ограничения по пользованию и распоряжению ввезенными авто не предусмотрены. 50-процентное возмещение производится однократно в течение года, не только календарного.
– Условия принятого документа можно охарактеризовать положительно, – рассуждает автоэксперт Иван Кришкевич. – Получается, что определенная категория граждан имеет шанс воспользоваться механизмом и пригнать машину с выгодой для себя. Однако есть несколько нюансов. Первый касается инвалидов.
По мнению эксперта, хотя стоимость растаможки уменьшается вдвое, большинству людей с проблемами опорно-двигательного аппарата такие условия не очень-то интересны. Чтобы растаможка с учетом льготы обошлась в 1 275 евро (2 550 евро – полная), придется выбирать машину возрастом от 3 до 5 лет с объемом двигателя до 1 500 кубиков. Стоимость такого приобретения – свыше 10 тыс. долларов.
– Откровенно говоря, нужно быть весьма обеспеченным человеком, чтобы воспользоваться льготой, – отмечает Иван. – То же касается многодетных семей. Обычные люди, которые стеснены в средствах, не особо выигрывают от подобных льгот. Кто-то сможет сэкономить на покупке от 700 до 2 тыс. евро, но тогда машина должна стоить от 10 тыс. до 15 тыс. долларов, а это цена нового авто из салона.
Инвалид либо многодетный родитель могут пригнать одну машину раз в год, при этом запрета на отчуждение нет. Это, по мнению эксперта, означает, что любой льготник может пригонять и продавать авто каждый год.
Неплохая лазейка, не правда ли? И кое-кто уже заинтересовался ею. По словам автоэксперта, в среде перегонщиков примерно 80 % пригнанных авто подпадают под льготу. Ведь не секрет, что в окружении любой семьи найдутся знакомые многодетные родители либо инвалиды.
– В советское время и примерно до 2008 года люди с I и II группой инвалидности с нарушением опорно-двигательного аппарата могли получить от государства специально оборудованный автомобиль всего за 10 % его стоимости. Можно было приобрести «Запорожец», «Оку» либо «Таврию», – вспоминает Дмитрий, имеющий II группу инвалидности.
По его словам, такая возможность для ветеранов или афганцев, получивших увечья, была большим подспорьем. Примерно до 2008 года для инвалидов I и II группы с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также для многодетных действовали льготы и по растаможке. Собравший по инстанциям нужные документы заявитель освобождался от пошлины. На приобретенной машине он мог ездить сколько угодно, но при продаже необходимо было возместить таможенный сбор.
– Конечно, пригнанные из-за границы иномарки оказались удобней: коробка-автомат, гидроусилитель руля не шли ни в какое сравнение с советской начинкой, – вспоминает Дмитрий. – Когда появилась растаможка и исчезли льготы, оставалось покупать машины только на внутреннем рынке.
По словам собеседника, конечно, есть инвалиды, которым помогают родственники или они смогли заработать на дорогую машину сами. Но большинству людей с проблемами опорно-двигательного аппарата сложно накопить деньги на необходимое для них средство передвижения.
– Я работаю в Белорусском обществе инвалидов и не раз разговаривал с коллегами по поводу льготной растаможки. Поехать в Германию, Польшу либо Литву и привезти хороший автомобиль по цене известного европейского автомобильного сайта почти нереально, – рассуждает Дмитрий. – Поэтому указ не сильно повлияет на ситуацию. Люди с инвалидностью как приобретали на внутреннем рынке подержанные машины стоимостью от 2 тыс. до 6 тыс. евро, так и продолжат это делать.
По мнению собеседника, лучшим вариантом с точки зрения поддержки государства было бы вернуть прежнюю практику получения авто:
– Спустя 3-5 лет по очереди можно было приобрести машину на льготных условиях. Причем давали ее на 10 лет с возможностью получения взамен нового авто. Так государство поддерживало социально незащищенные слои населения. К слову, нуждающихся в авто было не очень много.
Возможен и второй вариант: сделать такую льготу адресной, чтоб исключить махинации. При этом позволить приобретать людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата подержанные десятилетние авто с невысоким процентом растаможки.
Пока же людям с ограниченными возможностями продолжают поступать заманчивые предложения от друзей и близких. Если ввезти машину с объемом двигателя 4 тыс. кубиков, то выходит вполне неплохая экономия: примерно 6-7 тыс. долларов.
– Нам пока не до машины, – рассказывает мать троих детей Наталья. – Да, к нам с подобным предложением обращался знакомый, который хотел пригнать дорогую машину из Германии. Сулил за это 300 долларов, но поскольку моему старшему ребенку исполнилось 18 лет, из льготной категории мы автоматически вышли и в этом деле участвовать не стали.
У представителей Государственного таможенного комитета уже есть определенная статистика.
– Только за первые три дня действия Указа № 140 мы оформили 7 автомобилей для лиц, которые попадают под действие документа. Возмещением воспользовались как многодетные родители, так и инвалиды I или II группы. В основном ввезены бюджетные машины 2015 года выпуска, – рассказал начальник главного управления тарифного регулирования и таможенных платежей ГТК Геннадий Даниленко.
Однако дальнейшую статистику Государственный таможенный комитет пока не озвучивает. Ближайшие полгода новую схему будут тестировать, а значит информацию о возможной корректировке Указа № 140 мы узнаем не ранее октября.
Указ Президента РБ от 10.04.2019 № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов»
В целях оказания поддержки инвалидам, многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Возмещать инвалидам I или II группы, родителям (усыновителям, удочерителям) в многодетных семьях или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, опекунам (попечителям) детей-инвалидов в возрасте до 18 лет 50 процентов таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств для личного пользования, за исключением водных и воздушных судов.
В целях оказания поддержки инвалидам и многодетным семьям ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Возмещать инвалидам I или II группы, родителям (усыновителям, удочерителям) в многодетных семьях 50 процентов таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств для личного пользования.
2.1. возмещение производится из республиканского бюджета однократно в течение года* физическим лицам, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь;
* Для целей настоящего Указа исчисление года начинается с 00 часов 00 минут дня выпуска транспортного средства в свободное обращение с возмещением 50 процентов таможенных пошлин, налогов.
2.2. условием возмещения является представление в таможенный орган документов, подтверждающих на день выпуска транспортного средства в свободное обращение:
Указанные документы представляются при таможенном декларировании транспортного средства либо в течение одного года со дня его выпуска в свободное обращение в таможенный орган, осуществивший такой выпуск;
статус родителя (усыновителя, удочерителя) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, – удостоверения инвалида и свидетельства о рождении ребенка (копии решения (выписки из решения) суда об усыновлении (удочерении) – для усыновителя (удочерителя), не указанного в качестве родителя в свидетельстве о рождении ребенка);
(абзац введен Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2020 N 188)
статус опекуна (попечителя) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, – удостоверения инвалида и удостоверения на право представления интересов подопечного.
(абзац введен Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2020 N 188)
2.3. в случае представления соответствующих документов, указанных в абзацах втором–пятом части первой подпункта 2.2 настоящего пункта:
2.3. в случае представления соответствующего удостоверения инвалида или удостоверения многодетной семьи:
при таможенном декларировании транспортных средств таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате в отношении транспортных средств, уплачиваются физическим лицом в размере, уменьшенном на 50 процентов;
после выпуска транспортного средства в свободное обращение уплаченные при таможенном декларировании транспортного средства таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате в отношении транспортных средств, в размере 50 процентов являются излишне уплаченными.
3. Действие настоящего Указа не распространяется на таможенные пошлины, налоги, уплаченные в отношении транспортных средств, выпущенных в свободное обращение до вступления в силу настоящего Указа.
4. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.