140 указ президента о льготной растаможке авто
Кто и на каких условиях может растаможить автомобиль за полцены – комментарий к Указу № 140
Указом № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов» некоторым категориям граждан – а именно многодетным, инвалидам I и II групп – предусматривается возмещение из бюджета половины стоимости растаможки на ввозимые из-за рубежа авто. Значит, у малоимущих граждан (а их среди обозначенных категорий немало) теоретически появляется возможность обзавестись условно свежим транспортным средством.
Чтобы оценить масштабы нововведений, для начала вспомним таксы таможенных пошлин на ввозимые в страну авто «при прочих равных», на величину которых влияют два параметра машины – объем двигателя и год выпуска. Если в двух словах: чем эти показатели больше, тем больше придется платить. Формулу «идеального авто» уже вывели. Это транспорт в возрасте 3-5 лет. С объемом двигателя 1,5 литра. Растаможка такого «коняки» обойдется в 1,7 евро за каждый кубический сантиметр. То есть 2550 евро. Для сравнения: машина такого же объема, но старше 5 лет оценивается в 3,2 евро за «кубик». Да и гнать издалека откровенного старичка не с руки – своих, родных хватает.
Получается, что отныне даже в случае с «идеальным авто» упомянутый в указе представитель льготной категории граждан может сэкономить 1275 евро. Вполне интересно. А дальше будет еще интереснее. О каком автомобиле мечтает среднестатистическая многодетная семья? Разумеется, не о малолитражке, а о полноценном минивэне, 6-7-местном кроссовере или даже микроавтобусе. Чтобы в салоне смогла разместиться вся семья, да еще с тещей, коляской и, желательно, тремя велосипедами. Машины тяжелые, предназначенные для максимальной загрузки, а потому здесь объемы двигателей нередко совсем иные, таможенные пошлины и, соответственно, возможность экономии при государственной помощи значительно весомее. Для примера. Семейный Volkswagen Sharan в «рестайле» на западноевропейском рынке стоит около 12-14 тысяч евро, но с учетом 2-литрового двигателя полная стоимость его растаможивания у нас «тянет» еще на 5400 евро. В случае 50-процентной оплаты экономия составит 2700 евро. Еще один отличный семейный микроавтобус – Hyundai H1. Вот только объем его «дизеля» – 2,5 литра. На стандартную растаможку нужна кругленькая сумма – 7500 евро. А вот половину от нее можно и «потянуть», согласитесь. И напоследок: легендарный «американец» Chrysler Grand Voyager (он же – Dodge Grand Caravan). Воспетый во многих фильмах «семейник» нового поколения в нашей стране пока что редкость. А все потому, что его приводит в движение мотор объемом до 3,6 литра. Растаможивание обходится в 12 960 евро. А вот при возмещении 50 процентов таможенной пошлины можно и задуматься…
Эксперты говорят, что перекупы могут в этой ситуации активизироваться. Потенциальная схема на первый взгляд выглядит обоюдовыгодной. Ввозимый в страну автомобиль перекупщик оформляет на инвалида или многодетного папу. Так как указом не оговариваются ограничения по срокам отчуждения такого имущества, машина выставляется на рынке. «Помощник» получает оговоренную комиссию, перекупщик продает авто со своей маржой. Все в плюсе? Не совсем. Эксперт в сфере торговли подержанными автомобилями Сергей Тугов предупреждает, как легко попасться в ловушку:
– После покупки машины владельцу (а по документам это тот самый малоимущий человек) нужно отчитаться в налоговой, где непременно возникнет вопрос: «Откуда деньги на приобретение дорогостоящего авто при весьма скромных доходах?» И на него нужно будет ответить. Я лично знаю пару-тройку вполне состоятельных людей из числа многодетных, которые могут позволить себе купить хороший автомобиль. Но «серое» сотрудничество с перекупщиком ради дополнительного дохода в 500 евро им, разумеется, неинтересно. А вот на самом деле небогатые граждане могут и пострадать – перекуп не будет любезничать. Ему главное получить доход.
Когда посредник кстати
Теоретически отправиться за автомобилем в страны Западной Европы может каждый желающий. Главное условие, чтобы была открыта шенгенская виза. Еще желательно, чтобы не было глухого языкового барьера. В каждой стране существуют крупные интернет-площадки, наподобие нашей «Автомалиновки», где владельцы размещают объявления о продаже своих «ласточек». Здесь можно заранее присмотреть несколько достойных вариантов. Однако, говорят специалисты, проще воспользоваться услугами профильных фирм по подбору и перегону машины. В этом случае все переговоры с продавцом, подготовку и проверку документов, непосредственно доставку на таможню и последующую передачу покупки в руки покупателя берут на себя профессионалы. За свои услуги посредники просят в среднем 500-700 евро. Самостоятельная поездка в ту же Францию, с учетом времени и сил, обойдется не намного дешевле.
Как воспользоваться льготами?
Документы, которые потребуется предоставить в таможенные органы для возмещения 50 процентов таможенных платежей – удостоверение инвалида (I, II группы), удостоверение многодетной семьи (для родителя, усыновителя, удочерителя). Документы должны быть действительны на момент декларирования ввезенного транспортного средства.
Возместить часть платежа можно двумя способами: документы можно предоставлять непосредственно в момент ввоза автомобиля или в течение года с момента выпуска машины таможней. В первом случае нужно будет оплатить лишь 50 процентов растаможки. Во втором по заявлению можно вернуть половину ранее внесенного платежа.
Возить по льготной схеме автомобили можно не чаще чем 1 раз в год. Причем имеется в виду не календарный год, а период с момента выпуска предыдущего авто таможней в обращение на территории страны. Интересно, что продать «льготную» машину можно в любой момент – никаких регламентов по срокам отчуждения указ не предусматривает.
Сергей Муравский, «Народная газета», 19 апреля 2019 г.
Особенности оформления автомобилей, ввозимых физическими лицами с 50% уплатой таможенной пошлины. Указ №140 от 10.04.2019г.
Статья актуализирована 16.06.2020
10 апреля 2019 года был подписан Указ №140 «О возмещении пошлин, налогов». С 5 июня 2020 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2020 г. № 188 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь». Данный Указ (учитывая внесенные изменения) предоставил лицам: инвалидам I или II группы, родителям (усыновителям, удочерителям) в многодетных семьях или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, опекунам (попечителям) детей-инвалидов в возрасте до 18 лет возмещать 50 процентов таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств для личного пользования, за исключением водных и воздушных судов. Льгота действует на уплату таможенных пошлин при ввозе одного легкового автомобиля в течение года (срок исчисляется со дня предыдущего ввоза автомобиля с применением 50% льготы). Возмещение производится лицам, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь.
Для получения льготы должен быть предоставлен оригинал одного из следующих документов
В соответствии с Решением Коллегии от 30.05.2017г. №74 к транспортным средствам для личного пользования относятся.
Следовательно, 50% уплата пошлины распространяется на все поименованные мото(транспортные) средства и прицепы.
Нюансы ввоза транспортного средства другим лицом (по доверенности)
Если автомобиль покупает и ввозит третье лицо по поручению, то, кроме стандартного пакета документов
Льготой можно воспользоваться как при ввозе автомобиля, так и в течение года со дня его таможенного оформления, но только на ТС ввозимые после 13.04.2019г.
Обращаем Ваше внимание, что утилизационный сбор, в случае необходимости его уплаты, взыскивается в полном объеме.
На нашем сайте во вкладке: https://custom.by/util-sbor размещена вся полезная информация по уплате утильсбора и оформлении необходимых документов в таможне. Наши специалисты быстро и качественно (в том числе удаленно) оформят все необходимые документы.
Обращайтесь, при оформлении данной категории транспортных средств мы предоставляем скидку от цены – 10%!
Будем рады видеть Вас на нашем Офисе «Колядичи» по адресу
Кто и на каких условиях может растаможить автомобиль за полцены – комментарий к Указу № 140
Указом № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов» некоторым категориям граждан – а именно многодетным, инвалидам I и II групп – предусматривается возмещение из бюджета половины стоимости растаможки на ввозимые из-за рубежа авто. Значит, у малоимущих граждан (а их среди обозначенных категорий немало) теоретически появляется возможность обзавестись условно свежим транспортным средством.
Чтобы оценить масштабы нововведений, для начала вспомним таксы таможенных пошлин на ввозимые в страну авто «при прочих равных», на величину которых влияют два параметра машины – объем двигателя и год выпуска. Если в двух словах: чем эти показатели больше, тем больше придется платить. Формулу «идеального авто» уже вывели. Это транспорт в возрасте 3-5 лет. С объемом двигателя 1,5 литра. Растаможка такого «коняки» обойдется в 1,7 евро за каждый кубический сантиметр. То есть 2550 евро. Для сравнения: машина такого же объема, но старше 5 лет оценивается в 3,2 евро за «кубик». Да и гнать издалека откровенного старичка не с руки – своих, родных хватает.
Получается, что отныне даже в случае с «идеальным авто» упомянутый в указе представитель льготной категории граждан может сэкономить 1275 евро. Вполне интересно. А дальше будет еще интереснее. О каком автомобиле мечтает среднестатистическая многодетная семья? Разумеется, не о малолитражке, а о полноценном минивэне, 6-7-местном кроссовере или даже микроавтобусе. Чтобы в салоне смогла разместиться вся семья, да еще с тещей, коляской и, желательно, тремя велосипедами. Машины тяжелые, предназначенные для максимальной загрузки, а потому здесь объемы двигателей нередко совсем иные, таможенные пошлины и, соответственно, возможность экономии при государственной помощи значительно весомее. Для примера. Семейный Volkswagen Sharan в «рестайле» на западноевропейском рынке стоит около 12-14 тысяч евро, но с учетом 2-литрового двигателя полная стоимость его растаможивания у нас «тянет» еще на 5400 евро. В случае 50-процентной оплаты экономия составит 2700 евро. Еще один отличный семейный микроавтобус – Hyundai H1. Вот только объем его «дизеля» – 2,5 литра. На стандартную растаможку нужна кругленькая сумма – 7500 евро. А вот половину от нее можно и «потянуть», согласитесь. И напоследок: легендарный «американец» Chrysler Grand Voyager (он же – Dodge Grand Caravan). Воспетый во многих фильмах «семейник» нового поколения в нашей стране пока что редкость. А все потому, что его приводит в движение мотор объемом до 3,6 литра. Растаможивание обходится в 12 960 евро. А вот при возмещении 50 процентов таможенной пошлины можно и задуматься…
Эксперты говорят, что перекупы могут в этой ситуации активизироваться. Потенциальная схема на первый взгляд выглядит обоюдовыгодной. Ввозимый в страну автомобиль перекупщик оформляет на инвалида или многодетного папу. Так как указом не оговариваются ограничения по срокам отчуждения такого имущества, машина выставляется на рынке. «Помощник» получает оговоренную комиссию, перекупщик продает авто со своей маржой. Все в плюсе? Не совсем. Эксперт в сфере торговли подержанными автомобилями Сергей Тугов предупреждает, как легко попасться в ловушку:
– После покупки машины владельцу (а по документам это тот самый малоимущий человек) нужно отчитаться в налоговой, где непременно возникнет вопрос: «Откуда деньги на приобретение дорогостоящего авто при весьма скромных доходах?» И на него нужно будет ответить. Я лично знаю пару-тройку вполне состоятельных людей из числа многодетных, которые могут позволить себе купить хороший автомобиль. Но «серое» сотрудничество с перекупщиком ради дополнительного дохода в 500 евро им, разумеется, неинтересно. А вот на самом деле небогатые граждане могут и пострадать – перекуп не будет любезничать. Ему главное получить доход.
Когда посредник кстати
Теоретически отправиться за автомобилем в страны Западной Европы может каждый желающий. Главное условие, чтобы была открыта шенгенская виза. Еще желательно, чтобы не было глухого языкового барьера. В каждой стране существуют крупные интернет-площадки, наподобие нашей «Автомалиновки», где владельцы размещают объявления о продаже своих «ласточек». Здесь можно заранее присмотреть несколько достойных вариантов. Однако, говорят специалисты, проще воспользоваться услугами профильных фирм по подбору и перегону машины. В этом случае все переговоры с продавцом, подготовку и проверку документов, непосредственно доставку на таможню и последующую передачу покупки в руки покупателя берут на себя профессионалы. За свои услуги посредники просят в среднем 500-700 евро. Самостоятельная поездка в ту же Францию, с учетом времени и сил, обойдется не намного дешевле.
Как воспользоваться льготами?
Документы, которые потребуется предоставить в таможенные органы для возмещения 50 процентов таможенных платежей – удостоверение инвалида (I, II группы), удостоверение многодетной семьи (для родителя, усыновителя, удочерителя). Документы должны быть действительны на момент декларирования ввезенного транспортного средства.
Возместить часть платежа можно двумя способами: документы можно предоставлять непосредственно в момент ввоза автомобиля или в течение года с момента выпуска машины таможней. В первом случае нужно будет оплатить лишь 50 процентов растаможки. Во втором по заявлению можно вернуть половину ранее внесенного платежа.
Возить по льготной схеме автомобили можно не чаще чем 1 раз в год. Причем имеется в виду не календарный год, а период с момента выпуска предыдущего авто таможней в обращение на территории страны. Интересно, что продать «льготную» машину можно в любой момент – никаких регламентов по срокам отчуждения указ не предусматривает.
Сергей Муравский, «Народная газета», 19 апреля 2019 г.
Подводные камни Указа №140. Как не надо приобретать авто из США
С момента публикации Указа №140 у большинства автовладельцев, желающих ввезти машину с Запада, обнаружились знакомые многодетные семьи или инвалиды (1-й и 2-й группы). Без 50%-ного возмещения в страну попадают единичные транспортные средства. По законам рынка вместе со спросом растет и предложение. Правда, как оказывается, не все игроки готовы следовать правилам. В одной из столичных профильных компаний уже зарегистрировали случаи обращений с описанием такого рода сомнительных сделок. Onliner попросил специалистов перечислить те самые «стоп-факторы», которые должны заставить потенциального покупателя отказаться от дальнейшего ведения дел с непроверенным автопродавцом, чтобы в итоге не потерять немалые деньги.
Авто из США. Погружение в тему
Дмитрий Больдюсов, руководитель профильной компании по подбору и информационному сопровождению в вопросе приобретения авто из США, утверждает, что для начала нужно смириться со следующим фактом: все машины из Америки приезжают в нашу страну битыми.
— Давайте рассмотрим конкретные модели, ввозимые из РФ и США, — самые популярные Ford Fusion или Mondeo. Последний в России стоит примерно на 20% дороже. Правда, над «американцем» приходится поработать — восстановить после аварии. Но и с такими затратами выходит выгоднее везти из-за океана.
— Попадая даже в легкое ДТП, в Америке авто теряет половину стоимости. В Штатах действует федеральный закон — после повреждений трех категорий машина либо сдается в утиль, либо отправляется на запчасти, либо выставляется на экспорт. Экспортная цена — обычно наполовину меньше актуальной — формируется не за вычетом ущерба после аварии, ее определяет экспортный рынок (то есть мы с вами). Упомянутые три категории следующие: повреждения колесной базы; повреждения несущих конструкций кузова (лонжероны, стойки, задние крылья и другие); сработавшие подушки безопасности. Авто с такими повреждениями не получают чистый техпаспорт (сlean title), больше их нельзя зарегистрировать в американском аналоге МРЭО. Им выдают другой документ — salvage title, с ним можно выставить машину на продажу на экспорт.
— Для американцев, на мой взгляд, это форма работы экономики: побил — отдал в Европу, Азию, Африку, после взял новую модель в кредит. Довольны производитель, дилер, банк и, пожалуй, сам клиент.
— На 100 привезенных автомобилей только 1—2 без аварийного прошлого, но они также имеют место быть. Примером тому может стать Lexus RX 350, купленный не на аукционе аварийных машин, а напрямую у дилера во Флориде. Итоговая цена такого авто на 20% выше средней цены на белорусском рынке даже с учетом льготной таможни. Такова плата за целостность машины.
Реальная история сомнительной схемы
Но, очевидно, белорусы хотят целые машины по цене поврежденных или еще дешевле. Это желание порождает мошеннические схемы. В уходящем месяце сотрудники компании Дмитрия столкнулись с одной из них. Действующие лица: покупатель Николай (имя изменено), автомобиль BMW 328 M 2017 года выпуска, с полным приводом, дизельным двигателем и пробегом в 30 тыс. км, а также неизвестное лицо, пытающееся заполучить деньги.
— Обратился человек с просьбой: я купил машину, есть сомнения — помогите разобраться в ситуации и по возможности осуществите ее вывоз. За вывоз без сопровождения в подборе и приобретении через наши персональные аккаунты мы, как правило, не беремся. Тем не менее общение продолжили, потому как ряд описанных ключевых моментов не мог не заинтересовать наше внимание.
— Выяснилось, что объявление о продаже 3-Series Николай нашел на сайте-агрегаторе, а позже получил уведомление о покупке авто через аукцион Manheim по продаже целых машин. Обратившийся уверял, что для входа в Manheim товарищ якобы передал ему пароль от аккаунта некой латвийской компании.
Со слов Николая, на аукционе сыграла его ставка в 9000 долларов. Мы знаем и понимаем рынок и слабо верим в чудеса. Озвученная цифра была явно заниженной. На самом деле самые крупные площадки — Manheim и Insurance Auto Auctions (iaai занимается битыми авто) работают только с юрлицами, дилерами. Участвовать в торгах физическое лицо может на Copart (на нем также представлены аварийные варианты), но сбор для физлица на 30—50% выше, чем для юрлица. Если на Copart или iaai увидите целую машину — скорее всего, это «кукла», покупка повлечет проблемы.
— Во-первых, аукцион себя так не ведет. Во-вторых, любые принятия / непринятия ставок / отказы должны сопровождаться уведомлениями с аукциона. Это второй звоночек. Третий — все общение происходило через переписку на личный ящик Николая. Хотя он даже не является дилером. Более того, в письме говорилось о русскоязычной поддержке. Как бы неприятно это ни звучало, но разовая сделка с белорусом — совсем не повод повышенного внимания и заботы для многомиллиардного Manheim.
— Николай утверждает, что успел переговорить «со специалистами аукциона» и ему все подтвердили. Но звонил он по номеру, указанному в письме, а не на официальном сайте Manheim. На другом конце трубки ему сказали: пора провести оплату. С момента покупки на все переговоры ушло полтора месяца. И авто, купленное по цене в 30% от рынка, все еще актуально? Как так? Исходя из своего 15-летнего опыта скажу, что при неуплате на третьи сутки после аукциона назначается штраф. Ни один аукцион не будет ждать 50 дней. Становится очевидным, что человека попросту «ведут».
Далее пошли в ход еще более нелепые аргументы и советы: для оформления машины на экспорт нужна справка из полиции, пишите на вот этот e-mail. Чудесным образом «калифорнийские» полицейские в кратчайшие сроки предоставляют нужный документ. Из справки становится ясным: BMW ранее был серьезно разбит. Но как так, если при покупке автомобиль продавался «под зеленым цветом» (зеленая линия говорит о качестве машины, и Manheim очень щепетильно относится к этому вопросу)? Да и CarFax говорит о том, что ДТП с данным авто зафиксировано не было. К тому же что это за обращение за справками? Нелепость какая-то.
— Как мне кажется, Николая специально подводили к тому, чтобы он отказался от покупки «баварца», но оставался «на крючке». Таким образом людей раскручивают на перевод все большей и большей суммы. Еще сильнее убедились в этом предположении, когда изучили инвойс — ни один белорусский банк не провел бы оплату по этому документу.
Выводы. Кратко
Мы не знаем, чем закончится данная история, но хотели бы предостеречь от сомнительных сделок в такой сфере, как приобретение авто из США. Вызвать здоровое сомнение в легальности сделки и честности продавца должны следующие факты:
Синусоида рынка
По словам Дмитрия, каждый подъем интереса сопровождается печальными историями о пропавших в неизвестность деньгах, переведенных якобы за машину:
— Любой рынок имеет периодичность. Есть взлеты и падения, обусловленные теми либо другими факторами: ожидание момента повышения пошлин или обвал российского рубля неминуемо ведут к росту спроса, а значит, и увеличению объема ввоза. Против этого — введение самой пошлины или перенасыщение рынка, что ведет к падению продаж. С ростом рынка активизируются и мошенники.
— Первый показатель возможных проблем — заниженная цена. А наши сограждане постоянно обманываются и продолжают искать вариант с самым низким прайсом. Им еще до удорожания растаможки предлагали такие варианты, правда не существующие в реальности. Таких историй была масса.
— Один из моих близких друзей так же попался: началось с желания купить автомобиль, а закончилось потерянной суммой с пятью нулями.
— С повышением таможенных пошлин в 2011 году серые схемы ввоза авто из США стали непопулярны. В 2014-м произошел обвал российского рубля, люди массово поехали за машинами в Россию. Там тоже было немало обманов на «вторичке», встречались неприятности и в салонах серых неофициальных дилеров. Через два года (это стандартный срок переворота рынка) белорусы поняли, что поездками в РФ добились только увеличения объема металлолома в стране. В конце 2017-го обострился спрос на нормальные авто с прозрачной историей. Начало вновь просыпаться американское направление. В 2019 году добавили льготную таможню, поток покупателей значительно увеличился. А вместе с ним вновь стали появляться уже слегка забытые серые схемы.
Указ Президента РБ от 10.04.2019 № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов»
В целях оказания поддержки инвалидам, многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Возмещать инвалидам I или II группы, родителям (усыновителям, удочерителям) в многодетных семьях или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, опекунам (попечителям) детей-инвалидов в возрасте до 18 лет 50 процентов таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств для личного пользования, за исключением водных и воздушных судов.
В целях оказания поддержки инвалидам и многодетным семьям ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Возмещать инвалидам I или II группы, родителям (усыновителям, удочерителям) в многодетных семьях 50 процентов таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств для личного пользования.
2.1. возмещение производится из республиканского бюджета однократно в течение года* физическим лицам, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь;
* Для целей настоящего Указа исчисление года начинается с 00 часов 00 минут дня выпуска транспортного средства в свободное обращение с возмещением 50 процентов таможенных пошлин, налогов.
2.2. условием возмещения является представление в таможенный орган документов, подтверждающих на день выпуска транспортного средства в свободное обращение:
Указанные документы представляются при таможенном декларировании транспортного средства либо в течение одного года со дня его выпуска в свободное обращение в таможенный орган, осуществивший такой выпуск;
статус родителя (усыновителя, удочерителя) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, – удостоверения инвалида и свидетельства о рождении ребенка (копии решения (выписки из решения) суда об усыновлении (удочерении) – для усыновителя (удочерителя), не указанного в качестве родителя в свидетельстве о рождении ребенка);
(абзац введен Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2020 N 188)
статус опекуна (попечителя) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, – удостоверения инвалида и удостоверения на право представления интересов подопечного.
(абзац введен Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2020 N 188)
2.3. в случае представления соответствующих документов, указанных в абзацах втором–пятом части первой подпункта 2.2 настоящего пункта:
2.3. в случае представления соответствующего удостоверения инвалида или удостоверения многодетной семьи:
при таможенном декларировании транспортных средств таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате в отношении транспортных средств, уплачиваются физическим лицом в размере, уменьшенном на 50 процентов;
после выпуска транспортного средства в свободное обращение уплаченные при таможенном декларировании транспортного средства таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате в отношении транспортных средств, в размере 50 процентов являются излишне уплаченными.
3. Действие настоящего Указа не распространяется на таможенные пошлины, налоги, уплаченные в отношении транспортных средств, выпущенных в свободное обращение до вступления в силу настоящего Указа.
4. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.