16 аспектов разума в ведической культуре
Ум, Рассудок, Разум и ведические Дэваты
В этом отрывке я буду ссылаться на: «Лекции по Ведической астрологии ПВР Нарасимхи Рао (1 — 20)». Перевод Юрия Витальева, март 2011.
Курс содержит, совершенно замечательное, астрологическое прочтение мифа о похищении Чандрой (Сомой) супруги Юпитера — Тары. Я процитирую этот отрывок:
11. Луна представляет ум и показывает настроение. Луна также представляет shodasa-kalas, и 16-я дробная карта — shodasa varga chakra, — управляется Луной. Луна показывает, что ум — иногда пуст и иногда полон. Луна проходит различные стадии — всего 16. Счастливый Вы или грустный — это также упомянутые колебание настроения.
12. Меркурий управляет способностью изучения. Он приемный сын Юпитера, но рожден от Луны (ЮВ: Чандра, божество Луны мужского пола) и Тара Деви (супруги Юпитера). Юпитер принимал TaraDevi и Меркурия как учеников. Юпитер представляет идеального преподавателя, Меркурий представляет идеального ученика. В Буддизме Tara Devi поклоняются как матери.
13. Юпитер — Satwik планета, Меркурий — Rajasik планета, и оба – благотворные планеты (Soumya grahas.)
14. Уму требуется некий управляющий импульс интеллекта, который сам нуждается в агенте для процесса взаимодействия с умом, что и является способностью обучения. То есть Луна (ум) получает некие импульсы от Юпитера (интеллекта) через Меркурий (способность обучения)
15. Chandra тайно сбежал с Tara Devi (жена Юпитера). Bruhaspati — Гуру (идеальный учитель). В Буддизме Tara Devi поклоняются как матери. Нужно видеть проявление этой истории в пределах каждого из нас. Юпитер рассматривается как идеальный преподаватель и Меркурий — идеальный ученик.
16. Ум нуждается в агенте – и использует Bhudha, который действует как агент. Тара Деви представляет интеллектуальность (экспрессию интеллекта) или женский аспект интеллекта. Будха рожден от Луны и Тара Деви
17. Эта история разворачивается в каждом из нас. Тара Деви (супруга Юпитера) — Sthri Shakti — манифестация или выражение интеллекта (интеллект пребывает в пустоте и самодостаточен). Этим проявлением рожден узнающий (обучающий/ся) интеллект. Теперь, Юпитер (интеллект) принимает Меркурия (способности к обучению) как сына, ученика. Меркурий теперь обрабатывает то, что дает интеллект, а ум использует эту обработанную информацию. Поэтому все три планеты — Юпитер, Меркурий и Луна, — должны быть сильны в карте человека, чтобы обеспечить его хорошее интеллектуальное развитие.
18. Интеллект передает то, что Вы знаете, способности к изучению и далее уму. Интеллект = Гуру, способности изучения = Будха (обрабатывает информацию), ум = Луна (использование информации).
К отрывку есть только одно уточнение.
Луна, хотя и представляет ум, это скорее то, что мы называем нашей психоэмоциональной природой, которая является суммой инстинктов, привычек, импринтов, автоматизмов, бессознательного и т.п.
Интеллект — это английское слово, которое в этом отрывке может сбить с толку. Я бы предложил использовать слово «интеллект», или его русский аналог — «рассудок», для Меркурия, а слово «разум» для Юпитера.
Рассудок — это то, что судит, рассуждает, выносит суждения, обобщает. Все это функции интеллекта (Меркурия). Дело в том, что интеллект — это только функции мозга, которые доступны сейчас любой машине. Чтение, распознание образов, математические операции — это все функции интеллекта и их прекрасно освоили компьютеры.
А вот Разум или «различающий ум» — это уже не доступная машинам часть. Как отличить хорошее от плохого и добро от зла? На это и есть разум, Гуру или Юпитер.
Если принять мои замечания, то отрывок станет более логичным и понятным. Рассудок — порождение ума и шакти, а также посредник между умом и Разумом. Разум, вначале теряет свою супругу-энергию (шакти), которая оказывается захвачена низшим психоэмоциональным умом. Но этот захват позволяет появиться на свет Рассудку (Меркурию) или посреднику между Разумом и умом. Он же становится учеником и приемным сыном Юпитера (Разума). После чего Гуру возвращает себе супругу-шакти (силу) и приобретает ученика-посредника.
Если заменить термины предлагаемым здесь образом, то отрывок из лекций будет выглядеть таким образом:
11. Луна представляет ум и показывает настроение. Луна также представляет шодаша-кала (shodasa-kalas) (ДС: 16 состояний ума и времени — 16 фаз Луны), и 16-я дробная карта — шодаша варга чакра (shodasa varga chakra), — управляется Луной. Луна показывает, что ум — иногда пуст и иногда полон. Луна проходит различные стадии — всего 16. Счастливый Вы или грустный — это также упомянутые колебание настроения.
12. Меркурий управляет способностью изучения. Он приемный сын Юпитера, но рожден от Луны (ЮВ: Чандра, божество Луны мужского пола) и Тара Деви (супруги Юпитера). Юпитер принимал Тара Деви и Меркурия как учеников. Юпитер представляет идеального преподавателя, Меркурий представляет идеального ученика. В Буддизме Тара Деви (Tara Devi) поклоняются как матери.
13. Юпитер — саттвичная (Satwik) планета, Меркурий — раджасичная (Rajasik) планета, и оба – благотворные планеты (Soumya grahas.)
14. Уму требуется некий управляющий импульс Разума, который сам нуждается в агенте для процесса взаимодействия с умом, что и является способностью обучения. То есть Луна (ум) получает некие импульсы от Юпитера (Разума) через Меркурий (способность обучения, рассудок)
15. Чандра (Chandra) тайно сбежал (похитил) с Тара Деви (Tara Devi) (женой Юпитера). Брихаспати (Bruhaspati) — Гуру (идеальный учитель). В Буддизме Тара Деви (Tara Devi) поклоняются как матери. Нужно видеть проявление этой истории в пределах каждого из нас. Юпитер рассматривается как идеальный преподаватель и Меркурий — идеальный ученик.
16. Ум нуждается в агенте – и использует Меркурия (Bhudha), который действует как агент. Тара Деви представляет силу ума-разума (экспрессию разума) или женский аспект разума. Будха рожден от Луны и Тара Деви.
17. Эта история разворачивается в каждом из нас. Тара Деви (супруга Юпитера) — Шри Шакти (Sthri Shakti) — манифестация или выражение разума (разум пребывает в пустоте и самодостаточен). Этим проявлением рожден узнающий (обучающий/ся) рассудок. Теперь, Юпитер (Разум) принимает Меркурия (способности к обучению) как сына, ученика. Меркурий теперь обрабатывает то, что дает Разум, а ум использует эту обработанную информацию. Поэтому все три планеты — Юпитер, Меркурий и Луна, — должны быть сильны в карте человека, чтобы обеспечить его хорошее умственное развитие.
18. Разум передает то, что Вы знаете, способности к изучению (рассудку) и далее уму. Разум = Гуру, способности изучения = Будха (обрабатывает информацию, Меркурий), ум = Луна (использование информации).
Мироустройство по ведам
С колько раз, поднимая голову в небо и глядя на звёзды, мы задавали себе вопросы о том, как устроен мир? В детстве это было часто, потом всё реже и реже, а потом мы и вовсе перестали глядеть в небо, потому что в материальном мире появилось больше актуальных забот. Но вопросы-то остались без ответа…
Попробуем разобраться в том, что нам о мироустройстве говорят Веды — древние писания, в которых содержится информация и об окружающем мире, и о нас самих. Постараемся кратко изучить мироустройство по Ведам:
Эти и другие вопросы рассмотрим более подробно с точки зрения ведических писаний.
Ведическое мироустройство
Мироустройство по Ведам состоит из 14 планетных систем. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам». Планеты разделяются на райские, средние и адские.
Отдельно в Ведах отмечается существование Вайкунтхи — божественного царства, которое находится за пределами материального мира. Что же касается всех остальных планет, в том числе райских, то они являются субъектами материального мира. В «Бхагавата-пуране» подробно описывается природа Вайкунтха. Так, описывается, что она находится выше всех планет материального мира, там никогда не иссякают ресурсы. Всё существующее на Вайкунтхе, имеет духовную природу и полностью неподвластно действию трёх качеств материальной природы: невежеству, страсти и даже благости.
Райские планеты располагаются ниже Вайкунтхи. Всего насчитывается семь райских планетных систем. Воплощение здесь происходит благодаря благостным поступкам, которые накоплены за счёт воплощений на средних планетных системах, таких как земля. Земля считается местом накопления кармы. На райских планетах душа воплощается в виде богоподобного существа, которых именуют сурами или полубогами. Они обладают многими мистическими способностями и живут очень долго, но всё же не вечно. В этом Вселенная, согласно Ведам, выглядит несколько иначе, чем представления о ней в христианстве, где рай считается вечным.
Райские планеты в ведических писаниях описаны лишь как места временного воплощения — до исчерпания благой кармы. После чего душа вновь воплощается в мире людей для накопления новой кармы, либо же по ряду причин может воплотиться и в адских мирах. Именно поэтому стремление попасть после смерти на райские планеты осуждается в писаниях, так как это лишь временный виток в развитии, который приводит душу в исходную точку — на землю, а то и ещё ниже. Так, Кришна в «Бхагавад-гите» говорит о том, что некоторые люди стремятся с помощью ритуалов накопить благую карму, чтобы воплотиться на райских планетах. Кришна предостерегает от этого и говорит, что это обусловлено привязанностью к чувственным удовольствиям.
Адские миры — с этим также всё понятно, но снова расхождение с христианской версией и, согласно Ведам, воплощение там также не длится вечно, а лишь возможно до момента исчерпания негативной кармы, после чего следует воплощение на земле, но чаще всего не сразу в человеческой форме. Этому предшествует воплощение в форме животного.
Так, согласно Ведам, наилучшим вариантом является достижение мокши — освобождения. И это достигается отнюдь не совершением добрых дел. Вернее, не только с помощью этого. Дело в том, что если благая деятельность совершается с привязанностью к плодам этой деятельности, то человек, согласно закону кармы, эти плоды будет обретать, что приведёт к воплощению на райских планетах с последующим исчерпанием благой кармы, возвращением на землю — и далее круг замкнулся.
Поэтому в «Бхагавад-гите» говорится о том, что нужно действовать без привязанности к плодам действий:
«К плодам не стремись, не нужна их услада, однако бездействовать тоже не надо. Несчастье и счастье — земные тревоги — забудь, пребывай в равновесии — в йоге»
Именно привязанность к плодам действий вынуждает душу обретать новое тело и возвращаться в материальный мир. Поэтому даже великие Святые снова и снова могут возвращаться в материальный мир по причине того, что накопили много благой кармы и теперь вынуждены получать воздаяние.
Можно привести такой пример: человек сварил много вкусной каши — и это вроде бы хорошо. Но вместо того чтобы выйти из кухни и отправиться по своим делам, он вынужден есть эту кашу до тех пор, пока она не закончится.
Поэтому Веды предписывают йогину совершать благие поступки без привязанности к результату. Это освобождает душу от накопления кармы, и тогда после исчерпания той кармы, которая уже имеется, душа сможет вырваться за пределы материального мира.
Ведическое устройство Вселенной
Вселенная по Ведам начинается с Пуруши. В переводе с санскрита «пуруша» означает ‘дух’. Так, Пуруша — дух, или сознание, — начинает взаимодействовать с пракрити — материей. Пуруша обладает такими качествами, как «ниргуна», то есть находится вне влияния гун — качеств материальной природы.
Гуны — качества материальной природы присутствуют в пракрити — материи, но в спокойном состоянии они уравновешены. Когда же Пуруша начинает взаимодействовать с Пракрити, гуны выходят из равновесия, и появляется сознание, которое затем огрубляется до состояния материи.
Ведический космос, как его описывают в писаниях, выглядит примерно так: Веды рассматривают космос, как некое пространство вокруг центральной точки, которой и является Бог-творец, который проявлен как Маха-Вишну. Вокруг существует некий причинный океан. И Маха-Вишну, возлежащий в водах этого океана, находится в состоянии трансцендентного сна, и именно в этом сне и происходит всё то, что, собственно говоря, происходит.
Стоит отметить, что речь идёт не об обычном сне, который испытывают люди. Условно говоря, это некий осознанный сон, в котором спящий Маха-Вишну создаёт реальность. В то время как мы в период сна редко можем управлять реальностью в нём. За исключением разве что так называемых осознанных сновидений. Таким образом, можно сказать, что наш мир — это осознанное сновидение Маха-Вишну. И самое интересное, что Маха-Вишну в своём сне генерирует реальность согласно желаниям живых существ. То есть в нашем мире воплощается именно то, чего мы желаем. Другой вопрос, что мы не всегда способны осознавать свои желания, отсюда и все проблемы, но это уже другая тема.
Далее следует описание самих материальных Вселенных. Приведена такая метафора: во время сна Маха-Вишну, точнее, во время его дыхания из его тела выходят маленькие (! ) пузырьки, которые являются нашими многочисленными материальными Вселенными. Это происходит на выдохе, а затем Маха-Вишну делает вдох, и пузырьки снова исчезают в его теле. Таким образом, жизнь всех материальных Вселенных (согласно Ведам их множество) длится всего лишь один дыхательный цикл Маха-Вишну на протяжении 311 040 миллиардов лет. Что сказать, вот уж пранаяма, так пранаяма! Йогам есть куда стремиться.
Как мы попадаем в материальный мир
Как уже сказано выше, Маха-Вишну создаёт реальность, исходя из желаний живых существ. И в «Бхагавад-гите» говорится, что душа воплощается в мире лишь потому, что у неё возникает желание накопить определённый опыт, а именно жажда чувственных наслаждений. И это желание исполняется — душа проникает в один из тех пузырьков, которые исходят из тела Маха-Вишну и попадает в материальный мир. Стало быть, справедливо можно рассудить, что обратный путь примерно тот же. Если жажда чувственных наслаждений привела нас в материальный мир, значит, чтобы вернуться обратно в духовный мир, нужно от жажды чувственных наслаждений избавиться.
Таким образом, реальность формируется нашим желанием. Об этом также сказано в Бхагавад-гите:
«Желанием всё мирозданье одето, желание — недруг познания и света. Враг мудрости — мудрых ввергает в пыланье — то алчное пламя в обличье желания».
Одним словом, все ведические теории говорят об одном — душа обладает нематериальной природой, а это значит, что материальный мир — это не наше место. Душа, пребывающая в материальном мире, похожа на рыбу, которую поймал рыбак и выбросил на берег. Разница лишь в том, что и этой рыбой, и этим рыбаком являемся мы сами.
Тридевятое царство
Помните упоминания Тридевятого царства в русских народных сказках? Это неслучайная цифра. Ведическая астрология рассматривает 27 так называемых накшатр — основных звёзд, из которых состоит наша Вселенная.
Пятая песнь «Шримад-Бхагаватам» говорит нам о том, что наша планета относится к так называемой системе Бху-мандала, размер которой 6400 000 000 километров, а сама наша планета называется Бху-Гола, что в переводе означает ‘земной шар’. Также Веды говорят нам о том, что противоречит современной науке, а именно: Земля находится в центре нашей Вселенной и именно вокруг неё вращаются все планеты. Это, конечно, смелое заявление, но не будем забывать, что всё в этом мире относительно, и относительно Земли мир действительно крутится вокруг неё. Недаром же ещё совсем относительно недавно считалось, что Солнце крутится вокруг Земли, и, если смотреть на сей процесс с поверхности Земли, то именно так и кажется.
Тем не менее авторитетность ведической астрологии во многих случаях не вызывает сомнений. Так, в древнем астрономическом труде «Сурья-сиддханта» описаны точные расстояния между нашей планетой и другими, а также точные диаметры других планет, таких как Меркурий, Сатурн и другие; и это уже никак не противоречит современной науке — значения цифр в этом вопросе в обоих источниках практически идентичны. Так что стоит задуматься: каким же образом в древние времена люди смогли установить эти значения? Быть может, у них был иной способ изучения космоса? Например, методом перемещения в пространстве космоса в некой тонкой нематериальной форме.
Но самое интересное, что текст «Сурья-сиддханты» описывает события от начала Кали-юги, то есть 5000 лет назад. В тексте говорится о том, что в день начала Кали-юги (точнее, это была ночь), 18 февраля 3102 года до нашей эры, все семь планет выстроились в линию и поэтому их не было видно. И этот факт легко можно доказать, если провести расчёты движения планет.
Есть, однако, и спорные моменты. Так, Веды утверждают, что совсем рядом с нашей планетой, всего на расстоянии чуть более тысячи километров (это для космоса вообще ничто), находится планета под названием Ракшаса-лока. Однако никакой подобной планеты учёные найти не могут. В писаниях же говорится, что эта планета как бы находится в параллельной реальности, обладает отличной от нас природой (судя по названию, — демонической) и поэтому видеть мы её не можем. Верить этому или нет — вопрос открытый, но то, что современная наука ещё далека от ответов на многие вопросы, это очевидно.
Что же касается самого вопроса изучения космоса, то даже Веды дают нам весьма неутешительный прогноз. Так, в «Шримад-Бхагаватам» говорится, что ни один человек не способен полностью описать, изучить и понять суть творения Вселенной даже за всё время существования этой Вселенной.
Там же, в «Шримад-Бхагаватам», даётся и наставление живым существам о том, как нужно действовать, попав в материальный мир:
«Истинно разумные и склонные к философии люди должны стремиться только к достижению той цели, которой нельзя достичь в этой Вселенной, даже если обойти всю её — от высшей планеты до низшей. Что же касается счастья, которое приносят чувственные наслаждения, то в положенный срок оно само приходит к нам так же, как в положенный срок к нам, вопреки нашей воле, приходят непрошенные страдания».
Веды и космос: что нового?
Чему же учат нас Веды? Самое главное при изучении разного рода писаний — смотреть на суть, а не на форму. Можно сколько угодно читать о том, что мы живём внутри пузырьков, исходящих из тела Маха-Вишну, но какой практический смысл этой информации? Важно понимать, что истину можно передать только метафорически, иносказательно, словно художник, который может показать нам лишь эскиз пейзажа. И важно понимать суть метафор, а не привязываться к форме. Скорее всего, именно этого от нас и ждали авторы древних текстов — чтобы мы не размышляли о пузырьках, летающих в космосе, а научились в метафорах видеть суть. И метафора тех же пузырьков, скорее всего, направлена на то, чтобы показать нам непостоянство и зыбкость материального мира, где всё постоянно меняется, создаётся, разрушается, и это значит, что поиск счастья через формирование привязанностей к материальному миру — это априори путь в никуда. Этому учили все учителя прошлого. Об этом говорил Будда в своих «Четырёх Благородных Истинах», этому учил Христос, говоря:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где воры подкапывают и крадут, но собирайте сокровища на небе, где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровища ваши, там будет и сердце ваше».
А самая главная истина об устройстве Вселенной говорит нам о том, что каждый из нас является такой Вселенной и одновременно её частью. Нейроны головного мозга под микроскопом полностью напоминают расположение звёзд во Вселенной. И это не случайное совпадение, это и есть нам намёк свыше о том, что каждый из нас — творец своей Вселенной.
16 аспектов разума в ведической культуре
Примерно на 34:40 минуте пропадает перевод на одну минуту. Эту минуту речь идёт о том, что технологии развлекают (отвлекают от проблем), но не дают людям удовлетворения жизнью.
Есть все сущее вокруг и есть вы и я, как отдельные человеческие существа. Мы не видели мир. мы знаем его лишь таким, каким его трактует наш разум.
Чтобы было проще понять эти 16 частей их можно разделить на 4 секции.
Думаю, современное общество, особенно современное образование, слишком сильно сосредоточилось на Интеллекте. Мы слишком очарованы нашей логикой. Мы придаем слишком большое значение интеллекту человека, принебрегая остальными аспектами разума, которыми обладаем.
То, как вы себя Идентифицируете. Ваш Интеллект раб вашей Идентичности. Он работает только отталкиваясь от вашей Индентичности.
Все в Мире несет в себе феноменальный Разум. Разум не доступный для понимания нашим феноменальным мозгом.
В такой момент Искра Волшебства загорается в жизни человека. Потому, что он бессознательно дотронулся до этого аспекта разума.
Вопрос в том, как сознательно попасть туда и там остаться.
— Мне кажется, что главная цель науки взглянуть на разум вокруг и внутри нас и попытаться понять его принципы. Взять и постараться понять механизмы работы всего сущего вокруг. Попытаться сделать их доступными к пониманию.
Что, если у вас есть аспект разума, который не поддается логическим параметрам?
Уровни сознания — базовые термины
Уровни сознания — базовые термины
Уровни сознания
базовые термины
Кратко об основах понимания уровней сознания любого живого существа. Базовые термины касательно уровней сознания развития личности с точки зрения Ведической культуры.
Итак, что же говорят Ведические писания об уровнях сознания?
В более шиpоком толковании — это и 10 оpганов чувств:
Схематически это выглядит следующим образом:
Уровни сознания: детальнее
Если разобраться более детальнее по каждому уровню сознания отдельно, то получится следующее:
Параматма (Параматма) — Сверхдуша, форма Верховного Господа Вишну, в которой Он находится в сердце каждого живого
существа.
» >Параматма — Сверхдуша, Абсолютная Истина.
Она является источником памяти, знания и забвения. «Cверхдуша является первоисточником всех чувств, хотя Сама не обладает ими. Обеспечивая каждое живое существо всем необходимым для жизни, Господь тем не менее ни к чему не привязан. Трансцендентный к материальным гунам, Он вместе с тем является их повелителем.» — Бхагавад-гита — универсальная азбука духовной жизни в виде беседы Верховного Господа с Его искренним преданным Арджуной, в которой раскрывается суть преданного служения как основного метода, позволяющего обрести духовное совершенство. Составляет часть шестой книги ‘Махабхараты’.
См. также : Преданное служение, Арджуна, Махабхарата, преданный.
Атма (атма) — в зависимости от контекста, тело, ум или душа.
» >обусловленная душа будет спасена.» — Бхагавад-гита, 6.5, комм.
Буддхи — разум
Разум управляет умом, заставляя его принимать полезные вещи, даже если они неприятны. Главная функция разума — отвергать всё, что вредоносно для цели его существования.
«Разум — ближайший сосед души. Наполняясь вожделением, он заставляет душу принять Ложное эго — представление о себе как о теле; самый тонкий элемент материальной природы.
В ведической литературе говорится, что самая важная функция разума — различать дух и материю. Таким образом, если сознание живого существа находится на уровне разума, можно говорить, что мы имеем дело с живым существо, уровень сознания которого находится на человеком уровне, т.е. уровне разума. В противном случае можно смело говориться, что это не человек, а животное в человеческом теле. Почему так — читайте далее.
Манас — ум
Главная функция ума — выбирать приятное для чувств, а неприятное отвергать. «Ум непоседлив, неистов, упрям и необычайно силен, укротить его труднее, чем остановить ветер.» — Бхагавад-гита, 6.34
«С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом.» Бхагавад-гита, 6.5
Ум становится другом живого существа тогда, когда находится под контролем разума. В противном случае — жизнь такого живого существа будет наполнена множеством неожиданных ситуаций, в большей части неприятных и болезненных. Поскольку не всё то золото, что блестит, а природа ума такова, что он любит всё приятное. А всё неприятное ум склонен отвергать. А в жизни довольно часто приходиться пить горькие и неприятные пилюли, чтобы достичь что-то или излечиться от чего-то. Уж очень многое в человеческой жизни приходит через аскезы, а ум их ох как не любит.
Индрияни — чувства — чувственный уровень сознания
Чувства притягиваются к объектам чувств подобно тому, как железо притягивается к магниту. «Тело порождено желанием испытывать чувственные наслаждения, а органы чувств — это инструменты для удовлетворения желаний живого существа.» — Бхагавад-гита, 13.21, комм.
«Чувства так могущественны и напористы, что способны силой увлечь за собой ум даже того, кто владеет духовным знанием и старается обуздать их.»
Бхагавад-гита, 2.60
Сознание живого существа, которое находится на уровне чувств — сознание животного. Если беспристрастно присмотреться к особенностям животных — у них очень сильно развиты чувства. С точки зрения Вед — это создано специально для того, чтобы ими лучше наслаждаться. Но для того, чтобы под влиянием сильных чувств живое существо не совершило грубых ошибок, свобода выбора такого существа значительно ограничена. Проще говоря, живое существо, попавшее в зависимость от чувственных ощущений, сквозь силу которых не может пробиться логика ума и видение разума, автоматически Законами Вселенной ограничивается в свободе выбора с целью его же безопасности. Это так же как органы правопорядка ограничивают свободу передвижения нетрезвых, т.е. пьяных, граждан страны.
Важно так же и понимание того, что чувства очень важны, они украшают и наполняют путь, который выбрал разум. Поэтому не стоит бороться с чувствами и бесследно уничтожать их. Вы просто опустошите себя изнутри, станете холодным занудным недовольным ворчуном.Более того, существует интересная цитата:
«Не испытывая счастья, не действуют. Но следует стремиться к постижению истинного счастья. Нет счастья в малом (авт., временном и ограниченном), лишь бесконечное — счастье.»
Чхандогья-упанишада,(7:22-23)
Поэтому чувства необходимы, просто очень важно, что бы они, как и ум, следовали за разумом, а для этого их внимание нужно просто перенаправить на то, к чему стремится разум. Этот так же как нельзя удержать реку, её можно просто перенаправить. Ещё по этой теме — статьи «Чувства и душа», «Душа и тело» (в процессе написания)