16 областей разума в йоге
Строение ума
0 Comments
Йога делит органы человека на две большие группы: органы движения и органы чувств, их еще называют органами действия и органами познания. Разум, согласно йоге, делится на такие четыре составные части:
1. Манас – мышление, которое без должного контроля способствует потере энергии. Но если его взять под контроль, манас представляет собой большую силу.
2. Буддхи – воля (в некоторых источниках описывается как интеллект).
3. Ахамкара – представление о себе, эго, отождествление себя с телом.
4. Читта – то ментальное пространство, в котором проявляются все способности. Его еще называют фундаментом разума или морем, где волны – движения мысли.
Задача йоги заключается в том, чтобы оградить читту от колебаний и превращений в разного рода умозаключения и представления. Чистое, красивое отражение луны в море можно увидеть лишь тогда, когда оно спокойно. Точно так и отражение Атмана (высшего «Я») можно узреть лишь тогда, когда энергия внутреннего океана (читта) пребывает в спокойствии.
Ментальная энергия не есть плоть, но она – вещество более тонкого порядка и она не зависит от плоти. Это доказывает тот факт, что иногда мы можем освобождаться от нее. Благодаря контролю над чувствами эта способность легко достигается.
Когда мы полностью реализуем данную способность, мы сможем управлять вселенной, поскольку весь окружающий мир состоит из чувств. Критерием святости и чистоты существа есть его свобода. Духовная жизнь начинается лишь тогда, когда ученик освободился из-под плена чувств.
Условием достижения освобождения есть контроль над умом и это вполне реализуемая задача, поскольку ум не есть раб тела. Только сам человек наделяет тело жизнью и чувствами, а потом грезит, что оно существует. Мы так долго повиновались ему, что забыли о своей истинной природе. Йога – наука, которая поможет вернуть нам понимание, что мы не есть тело, и что тело это только орудие, слуга, но не повелитель.
Вопрос к зашедшим йогину(е):
Понравилась ли вам статья? Что можете добавить?
16 областей разума в йоге
В результате превосходной практики йоги
практикующий получает красоту, изящество и грацию,
силу и могущество, плотность и твердость алмаза,
гармоничность и уравновешенность. (Хатха Йога Прадипика, 2.78)
1. Путь йоги начинается с понимания того, что асана и пранаяма не приносят полного эффекта без соблюдения ямы и ниямы (см. 8 ступеней йоги Патанджали).
2. Йога не терпит поверхностного к ней отношения.
3. К освоению йоги необходимо подходить с чистыми намерениями и правильной нацеленностью.
4. Йога не имеет смысла без постоянства практики и соблюдения строгой дисциплины. Как и в любой сфере, здесь могут быть периодические спады и чувство утомленности. Достигает успеха только тот, кто следует избранному пути с волей, усердием, преданностью и верой. Только так можно прийти к пониманию тонкости и красоты йоги.
5. В освоении йоги нужно придерживаться постепенности, следя за прогрессом и осознавая изменения.
6. Начинать практику необходимо с тела и следовать на пути развития поступательно. Невозможно приступить к освоению медитации, не подготовив свое тело и ум.
7. Практика асан и пранаямы должна сопровождаться постоянной осознанностью, только тогда практика будет оказывать эффект на всех уровнях: физическом, физиологическом, психическом и духовном.
8. Прислушиваться к себе и находить компромисс. Постоянные противоречия между телом и умом зачастую мешают правильно понять истинную потребность организма и сделать практику наиболее эффективной в данный конкретный момент. Врагами йоги являются в равной степени как инертность и лень, так и чрезмерное, безумное и бездумное рвение в попытке сделать рывок в прогрессе (например, чрезмерное напряжение мышц и рывки с целью войти в завершающую стадию асаны вопреки реальным возможностям тела). И то и другое приводит к негативным последствиям в практике. Необходимо прислушиваться и находить баланс между настоящим состоянием ума и тела. Активность и гибкость ума не всегда влечет за собой активность и гибкость тела, и наоборот. Но это не означает, что себя нужно жалеть, просто нужно искать истину.
10. Необходимо уделять большое значение качеству практики. Нужно понять и осознать все тонкости движения, содержащиеся в асане.
11. Необходимо постоянно и непрерывно развивать внутреннее видение и визуализацию, направлять внимание внутрь себя.
12. Йога не терпит рассеянности внимания и отвлеченности ума во время практики. Главным условием является полное сосредоточение как при выполнении асан и пранаямы, так и в других аспектах практики.
13. Необходимо соблюдать умеренность во всем: в привычках, еде, сне, сексе и т.д. Это способствует поддержанию чистоты разума и является неотъемлемой частью на пути к совершенству и самореализации.
14. Практика йоги требует постоянного наблюдения за действием и мыслью, за чувством и эмоцией. Только так возможно получить опыт и осознать его. Только так открывается знание и устраняются ошибки.
15. Практика йоги предполагает постоянное совершенствование и получение знания, которому есть начало, но нет конца. Практикующий не может утверждать, что он овладел знаниями в полной мере или достиг совершенства. Совершенству нет предела, всегда есть над чем работать и куда расти.
16. Йога предполагает смирение и контроль над проявлениями эго.
Шестнадцать аспектов четырёх благородных истин
Вступление Arrow down
Шестнадцать аспектов четырёх благородных истин (bden—bzhi rnam—pa bcu—drug) – основные объекты, на которых сосредоточиваются пять путеводных состояний ума (lam—lnga, пять путей) шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв. С помощью распознавания (shes—rab, санскр. праджня, мудрость) нюансов этих 16 аспектов они избавляются от 16 искажённых способов понимания (log—zhugs bcu—drug) четырёх благородных истин. Затем практикующие прибегают к распознаванию отсутствия невозможной «души» (bdag—med, санскр. анатма, отсутствие личности, бессамостность) в связи с каждым из 16 аспектов, чтобы избавиться от омрачений эмоциями (nyon—sgrib), препятствующих освобождению, и, в контексте махаяны, от омрачений познания (shes—sgrib), препятствующих всеведению и просветлению.
Шестнадцать аспектов четырёх благородных истин Arrow down
Истинные страдания
Истинные страдания (sdug—bsngal bden—pa, санскр. духкха-сатья) – это пять испорченных совокупных факторов восприятия (zag—bcas—kyi phung—po lnga, пять загрязнённых скандх). Пять совокупных факторов – это: формы физических явлений, чувство некоторого уровня счастья или несчастья, различение, прочие воздействующие переменные и разные типы сознания. «Испорченные» означает, что они возникают из беспокоящих эмоций и состояний ума (nyon—mongs, санскр. клеша).
Четыре аспекта истинных страданий:
Существуют альтернативные объяснения третьего и четвёртого аспектов. «Пять испорченных совокупностей как пустотные явления» означает, что не существует невозможной души, которая была бы тем же самым, что и совокупности (единой с ними), или полностью отличной (отдельной) от них. «Пять испорченных совокупностей как явления, лишённые невозможной души», подразумевают уверенное понимание полного отсутствия невозможной души, основанное на третьем аспекте истинных страданий в качестве логической цепочки. Это уверенное понимание того, что пять испорченных совокупностей полностью лишены невозможной души, потому что такую душу невозможно обнаружить – ни как полностью тождественную совокупностям, ни как полностью отличную от них.
В этой формулировке третьего и четвёртого аспектов речь идёт об одной и той же невозможной душе. В зависимости от философской школы под невозможной душой может пониматься тонкая невозможная душа личности, то есть самодостаточно познаваемое «я», или невозможная душа всех явлений, в зависимости от определений этой философской системы.
Истинные источники (истинные причины)
Истинные источники (kun-’byung bden—pa, санскр. самудая-сатья, истинные причины) страдания – это, говоря в целом, беспокоящие эмоции и состояния ума, а также кармические импульсы (карма).
Точнее, под «беспокоящими эмоциями и состояниями ума» здесь понимается жажда (sred—pa, санскр. тришна) – восьмое звено зависимого возникновения (rten-’brel ’byung—ba, санскр. пратитья-самутпада) из двенадцати. Как и привязанность (chags—pa), жажда выражается в цеплянии за то, чтобы (а) не расставаться с обыденным счастьем, (б) освободиться от того, чего мы боимся, то есть от боли и несчастья, и (в) продолжать дальнейшее существование.
Под «кармическими импульсами» в данном случае имеется в виду второе звено зависимого возникновения – воздействующие импульсы (’du—byed, санскр. самскара, побудительные импульсы) – и десятое звено – дальнейшее существование (srid—pa, санскр. бхава, становление). «Воздействующие импульсы» – это забрасывающая карма (’phen—byed—kyi las), к которой относятся кармические импульсы, сильно мотивированные беспокоящими эмоциями и состояниями ума. Кармические последствия этих импульсов (положительные и отрицательные кармические силы, а также положительные и отрицательные кармические склонности – «семена») могут «забросить» наш умственный континуум в новые сансарные перерождения. Жажда активирует кармические последствия. Активированные кармические последствия – и есть звено последующего существования. Этот механизм является причиной страдания всепроникающего воздействия: мы продолжаем обладать испорченными совокупностями – основой страдания от несчастья и страдания от перемен.
Четыре аспекта истинных источников:
Истинные прекращения
Истинные прекращения (’gog—pa’i bden—pa, санскр. ниродха-сатья) истинных страданий и их истинных источников происходит в умственном континууме арьев (практикующих с высоким постижением, а именно с неконцептуальным познанием 16 аспектов четырёх благородных истин) благодаря их практике противодействующих сил. Истинные прекращения – неизменные явления, которые никогда не меняются и длятся вечно. Соответственно, если они присутствуют в чьём-либо умственном континууме, истинные страдания и их истинные источники никогда не возникнут снова. Если рассматривать их подробнее, это прекращения тех или иных фрагментов омрачений эмоциями или омрачений познания.
Четыре аспекта истинных прекращений:
Истинные путеводные состояния ума (истинные пути)
Истинные путеводные состояния ума (lam—gyi bden—pa, санскр. марга-сатья, истинные пути) – это путеводные состояния видения (mthong—lam, путь видения), привыкания (sgom—lam, путь медитации) и ненужности дальнейшей тренировки (mi—slob lam, путь за пределами обучения) у шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв. Другими словами, это путеводные состояния ума всех арьев. Таким образом, речь идёт об умах с неконцептуальным распознаванием 16 аспектов четырёх благородных истин.
Четыре аспекта истинных путеводных состояний ума:
Шестнадцать искажённых способов понимания четырёх благородных истин Arrow down
Истинные страдания
Истинные источники
Первое искажённое понимание истинных источников включает два аспекта.
В том, что касается причины страданий, считать, что существует что-либо постоянное по своей природе, изменяющееся лишь временно, в зависимости от обстоятельств. Это утверждение индийской философской школы джайнов о том, что по своей природе живые существа (srog, санскр. джива) – вечные, совершенные души, постоянно испытывающие покой. Однако из-за того, что они оказались связаны с материей, они испытывают временные, изменчивые страдания. Эту ошибку устраняет распознавание четвёртого аспекта истинных источников – что условиями страданий являются жажда и карма.
Глава 18 ПРИРОДА УМА СОГЛАСНО ЙОГЕ (1) Ум и три гуны
ПРИРОДА УМА СОГЛАСНО ЙОГЕ (1)
Мы уже рассмотрели четыре аспекта ума согласно веданте. В соответствии с этой теорией, ум, называемый антахкарана, имеет четыре главных аспекта — читта, манас, буддхи и аханкара, — и все они присутствуют в каждом ментальном явлении. Однако эта простая и лёгкая для понимания концепция не проливает свет на многие вопросы психологии, а также некоторые приемы йоги. Необходимо изучить «Йога-сутры» Патанджали, чтобы приобрести более глубокие знания, касающиеся работы ума. Информация, предоставляемая «Йога-сутрами», служит некоторому расширению границ, очерченных концепцией веданты, и её следует рассматривать как дополняющую, а не как противоречащую. Различные системы индуистской философии не должны рассматриваться как совершенно независимые, но как части взаимосвязанного целого. Они смотрят на фундаментальные проблемы жизни с разных точек зрения и проливают свет на различные аспекты этих проблем.
Вся эта книга, т. е. «Йога-сутры», занимается проблемами ума и проливает свет на его функции, модификации и трансформации, но в главе IV есть одиннадцать афоризмов, которые касаются теории умственного восприятия; они представляют особый интерес и очень важны для тех, кто пытается понять сущность природы ума. Это афоризмы с 13 по 23. Давайте рассмотрим их один за другим, постараемся понять их внутреннее значение и увидеть, как они освещают природу и работу человеческого ума. Мы начнём с афоризма IV-13, приведённого ниже:
Те vyakta-s?kshm?h gun?tm?nah (IV-13)
«Они (Дхармы), проявленные или тонкие, имеют природу гун».
Это очень важный афоризм. Его цель — в соответствии с учением о гунах указать на отношения между природой или свойствами любого объекта и его внутренней структурой. В широком смысле в этом афоризме говорится о том, что свойства, присущие любому объекту, зависят от его внутренней структуры и строения. Любой, кто имеет какие-то знания в области химии, заметит, что это утверждение соответствует современным научным идеям. Но так как читатель мог и не изучать эту науку, давайте проиллюстрируем данную точку зрения, приведя несколько конкретных примеров.
Возьмём всем нам знакомое вещество, например соль. Молекула соли, являющаяся мельчайшей частицей вещества, состоит из одного атома натрия и одного атома хлора, связанных электрической силой, возникающей из-за перехода одного электрона натрия к атому хлора, как показано на рисунке.
Теперь соль приобретает свойства, с которыми мы все хорошо знакомы. У неё особый солёный вкус, она бесцветна, не имеет запаха и растворяется в воде. У неё есть и другие дополнительные химические, физические и физиологические свойства, с которыми хорошо знакомы учёные. У соли существуют и некоторые другие свойства, которые ещё не открыты. Все эти свойства в совокупности присущи молекуле соли, и где бы она ни появилась, появятся и эти свойства.
Возьмём другое вещество, — глюкозу, химическое строение которой обозначается формулой С6Н605. Это значит, что молекула глюкозы содержит 6 атомов углерода, 6 — водорода и 5 — кислорода, соединённых между собой особым способом. Где бы ни обнаружилась молекула глюкозы, мы встретимся с характерными свойствами этого вещества, т. е. сладким вкусом, отсутствием запаха и цвета, а также со многими другими химическими, физическими и физиологическими свойствами. Все эти свойства зависят от строения или структуры молекулы и ни от чего больше.
Но давайте не будем сейчас заниматься вопросом структуры или строения вещества. Что нам нужно понять при изучении афоризма, так это то, что присущие веществу или предмету свойства в их совокупности зависят от его внутренней структуры. Что является природой этой структуры — это другой фундаментальный вопрос, который мы будем рассматривать при изучении следующего афоризма.
Нужно отметить здесь, что в этой Сутре метод формулирования учения, теории или различные идеи, находящиеся в цепи аргументов и положений, всегда взаимосвязаны, хотя это и не очевидно; и ключ к пониманию загадочного афоризма часто лежит в выявлении этой связи. Этот факт раскрывается даже самим словом Сутра, которое означает «нить», — невидимую и лежащую в основе отношения, связывающего все идеи.
Санскритское слово te или «они» в IV-13 относится к дхармам или качествам, упомянутым в предыдущем афоризме. Но это не только качества, которые можно воспринять, или которые уже были обнаружены, но и все качества в совокупности, некоторые из которых могут быть открыты в будущем, или же могут существовать на более тонких планах. Поэтому vyakta-s?kshm? относится ко всем качествам, присущим субстанции. Gun?tm?nah перевести трудно. Дословно, это означает: «имеющее природу гун», «то, что опирается на гуны», «то, что зависит от гун». Это именно те гуны, которые в соответствии с психологией йоги определяют внутреннюю, или сущностную структуру всех вещей, и поэтому можно сказать, что свойства, присущие каждому веществу, зависят от гун. Если вещь составная, её свойства будут зависеть от всех внутренних структур всех её компонентов.
Необходимо помнить, и об этом говорится везде, что свойства в том виде, в каком мы их воспринимаем, существуют в нашем уме, а не в объекте. Они возникают в уме в результате его стимуляции определённой структурой объекта. Проявление предполагает установление разнообразных отношений между сознанием и так называемой материй, в результате которых материя определённой структуры вызывает определённые свойства или ряд свойств в уме. На физическом плане эти элементарные ментальные образы, появляющиеся в уме с помощью органов чувств, называются ощущениями. Но на более тонких планах именно структура объектов вступает в контакт с сознанием и определяет ментальные образы, которые возникают в уме посредством этих объектов.
Зависимость внутренней структуры каждого объекта от гун объясняется в следующем афоризме, к рассмотрению которого мы теперь переходим:
Parin?maikatv?d vastu-tattvam (IV-14)
«Сущностная природа объекта определяется единообразием трансформации (гун)».
Этот афоризм основывается на учении о гунах, которое образует один из главных столпов психологии йоги. Это учение будет анализироваться позже в одной из глав этой книги, и поэтому здесь мы не будем вдаваться в подробности, а только кратко напомним основные принципы, лежащие в основе этого учения, чтобы можно было понять общий смысл данного афоризма.
Я могу начать с напоминания, что основная цель, лежащая в основе учения о гунах — это показать, что проявленная вселенная внутренне и сущностно основана только на движении. Это, как мы знаем, основное учение оккультизма, и до тех пор, пока мы не поймём его глубоко, то так и не сможем постичь, каким образом основа этой явно осязаемой и материальной вселенной может быть ментальной. Чтобы показать, что абсолютная основа вселенной ментальна, мы сначала должны убедиться, что внутренние структуры различных субстанций и объектов есть не что иное, как различные комбинации различных видов движения. Если удастся показать, что в основе вселенной нет ничего, кроме движения, то материя исчезнет и превратится в движение, а если не будет материи в обычном смысле этого слова, то ортодоксальный научный материализм лишится своего основания и полностью потеряет свою значимость. Это готовит почву для понимания того, что основа вселенной имеет ментальную природу.
А что по этому поводу говорит наука? Есть ли в материальной вселенной что-нибудь ещё, кроме движения? Я уже цитировал в другом контексте абзац из книги «Таинственная вселенная» Джеймса Джинса, над которым следует поразмышлять всем, кто интересуется этим вопросом. В данном абзаце в сжатой форме излагается вывод современной физики о том, что «вся материальная вселенная представляет собой волны и ничего, кроме волн. Это волны двух видов: „закупоренные волны“, которые мы называем материей, и „свободные волны“, которые мы называем радиацией или светом.» Я полагаю, что это научное заявление предельно ясно подтверждает оккультную теорию о том, что основой материальной вселенной является именно движение, и это звучит как смертный приговор ортодоксальному научному материализму, хотя большинство учёных и не признают данного факта. В этой связи необходимо вспомнить, что в настоящее время наука уже не признаёт существование эфира, который раньше считался средой для перемещения света или излучения. Если, как утверждает наука, эфира не существует, и свет может безо всякой опоры распространяться в пустоте, т. е. в вакууме, тогда даже такая неубедительная основа материи, как эфир, исчезает, и нам нечего, даже с большой натяжкой, предложить в качестве материальной основы вселенной.
Если не существует никакой другой основы для вселенной, кроме движения, то возникает следующий вопрос: какова природа этого движения? Здесь мы не будем заниматься вопросом среды, в которой это движение имеет место. В одной из глав книги «Человек, Бог и Вселенная» уже была показана её важность для любых волн, и если эфира нет, то волновое движение может происходить только при посредничестве ума (Chid?k?sha).
Именно здесь проявляется важность учения о трёх гунах, и нам придётся кратко его рассмотреть, а также понять его общее значение, если мы хотим постичь смысл обсуждаемого здесь афоризма. Учение о гунах не было правильно понято даже многими философами в Индии, где люди постоянно употребляют это слово, не зная, однако, что оно означает, или же имея весьма смутное представление о его значении. Дело в том, что обычным людям этот термин трудно понять правильно, не обладая знаниями тех открытий, которые произошли в области физики и химии в 20-м веке. Только в свете этих знаний мы можем ясно видеть, что оно означает. Однако тенденция принимать всё как данность настолько велика, что, несмотря на доступность этих знаний, мы не сделали никаких попыток соотнести теорию трёх гун с новыми научными знаниями.
Другим камнем преткновения на пути понимания внутреннего значения этого учения является неправильная коннотация, обычно приписываемая слову гуна. Санскрит — изумительный язык, но у него есть одна коварная особенность: одно и то же слово имеет большое количество значений, различия между которыми очень трудно уловить. Следовательно, если вы не знаете точного смысла слова в его определённом контексте, то легко можете сбиться с пути и получить совершенно неправильное представление о том, что пытаетесь понять.
Так, распространённым значением слова гуна является «качество», способное быть воспринятым умом; другое значение этого же слова — «основа качеств», а именно, внутреннее строение вещей, от которого зависят их качества. Первому значению соответствует рупа, внешняя форма, каковой она проявляется для органов чувств, второму — сварупа, внутренняя сущностная форма. Мы сможем понять разницу между ними, если рассмотрим пример со звуком и светом. Внешне мы всегда воспринимаем свет как цвет, но одновременно знаем, что на внутреннем уровне это электромагнитные колебания. Звук мы слышим как сочетание тонов, но также знаем, что это ритмичные внутренние колебания атомов и молекул. Слово «гуна» означает не свойства, которые воспринимаются умом и которые на санскрите называются лакшана, но три основные типа движения, разнообразные вариации и сочетания которых образуют все объекты Природы. В своём же полном, нерасчлененном и гармоничном состоянии гуны, в соответствии с терминологией йоги, называются Пракрити или Прадхана.
Такие термины как гуна, дхарма и лакшана имеют множество пересекающихся значений, однако необходимо указать и на их разницу, когда они употребляются при обсуждении проблем психологии йоги. Дхарма означает сущностную природу, вбирающую в себя все качества, как известные, так и неизвестные. Эта природа полностью определяется своим внутренним строением, основанном на гунах, и выявляется посредством внешних или видимых качеств, которые мы называем лакшана.
Каковы же три основных вида движения или гуны, которые в силу своих разнообразных комбинаций определяют внутреннее строение всех субстанций и, соответственно, их истинную природу или дхарму? Ответ на этот вопрос дается в афоризме II-18, приведенном ниже:
Pak?sha-kriy?-sthiti-shilam bh?tendriy?tmakam bhog?pavarg?rtham drishyam
«Видимое (объективная сторона проявления), состоящее из элементов и органов чувств, по своей природе является светом, активностью и стабильностью (Саттва, Раджас и Тамас), а также имеет своей целью (при наличии Пуруши) опыт и освобождение».
Прежде чем мы продолжим рассматривать роль гун в ментальном восприятии, мы должны расчистить почву, показав, как эти три первичные гуны относятся к бесконечному разнообразию и количеству вторичных гун, возникающих из Пракрити, и которые в своём гармоничном и нерасчлененном состоянии образуют равновесие (s?my?vasth?) Пракрити. Эти отношения похожи на отношения между тремя основными цветами спектра — красным, синим и желтым, — и бесконечным разнообразием цветов, которые возможны благодаря комбинированию этих трёх первичных цветов в различных пропорциях. Если мы зайдём в большой магазин одежды, то будем поражены огромным разнообразием её цветов. И, тем не менее, мы знаем, что все эти цвета и оттенки получены благодаря смешению трёх первичных цветов с белым и черным, которые представляют собой соответственно нерасчлененное состояние и отсутствие всякого цвета. Бесконечное число гун образуется таким же способом из трёх первичных, или фундаментальных гун (раджас, тамас и саттва), благодаря различным сочетаниям трёх типов движения.
Рассматривая бесконечное количество различных состояний любой категории, мы должны включить сюда ещё два крайних состояния: с одной стороны — нерасчлененное состояние, а с другой — отсутствие каких-либо нерасчлененных состояний. Два этих крайних состояния примыкают к всевозможным дифференцированным состояниям, но являются особыми состояниями со своими отличительными чертами. В сфере гун эти состояния обозначаются двумя санскритскими словами samy?vasth? и gun?tita-?vasth?. Первое означает «гармонизированное состояние» гун, а второе — «состояние, которое превосходит» гуны. Первое состояние соответствует белому свету, а второе — чёрному, или отсутствию всякого света.
Три типа движения, которые являются основой трёх гун, в процитированном афоризме называются светом, активностью и неподвижностью, и это подразделение представляет изумительно ясную картину сущностной природы трёх основных гун в свете научных знаний. Мы сразу видим, как оккультная теория гун соответствует современным научным концепциям, касающихся природы веществ, формирующих физический мир. Эта тема будет детально обсуждаться в одной из последующих глав, но, так как она тесно связана с теорией умственного восприятия, необходимо здесь дать краткий обзор данного учения.
Любой, кто знаком с последними научными достижениями, знает, по крайней мере, в общих чертах, что свет (ритмичные колебания), активность (нерегулярное движение) и стабильность (отсутствие движения или фиксированное положение) — это три основных типа движения, которые не только являются составной частью всех видов веществ, но и образуют базовые реалии их существования. Физический мир, рассматриваемый в своём объективном аспекте как состоящий из атомов, молекул и т. д., является полем деятельности этих трёх типов движения, которые посредством бесконечного разнообразия своих комбинаций образуют поток материальных явлений. В своём же субъективном или чувственном аспекте наш мир оказывается ментальным явлением.
Мы должны непременно отметить, что структурной основой гун является движение и ничего, кроме движения. Вообще-то, возможны только три основных типа движения. Движение может быть неритмичным или беспорядочным как в случае с молекулами, двигающимися в газе или в жидкости. Такое движение обозначается санскритским словом kriy?, что означает активность и соответствует раджасу. Движение может быть ритмичным или гармоничным как свет или звук, в таком случае оно называется вибрацией. В приведённом выше афоризме словом, обозначающим вибрацию, является пракаша или свет не только потому, что свет — это типичный пример вибрации, освещающей ум, но также потому, что движения электронов — это по своей сущности «запертый свет». Даже такие вибрации как звук вызывают познание объекта, издающего звук, и, следовательно, освещают ум. Третий тип движения, который называется стхити, означает фиксированное положение, или стабильность. «Отсутствие движения» тоже может считаться основным типом движения, если мы внимательно посмотрим на материю. Он соответствует тамасу, тогда как пракаша соответствует саттве.
Те, у кого есть какие-то знания по физике или химии, могут взять любой предмет и мысленно проанализировать его составные части с точки зрения ритмичного движения, неритмичного движения и отсутствия всякого движения. Возьмём, к примеру, такое вещество как вода. Из чего оно состоит с научной точки зрения? Это масса беспорядочно двигающихся молекул Н 2O. Это крия. Каждая молекула воды содержит два атома водорода и один атом кислорода, объединённых вместе и разделённых фиксированным расстоянием. Это стхити. В каждом атоме водорода и кислорода электроны вращаются со скоростью света и, как известно, являются «запертым светом». Это пракаша. Таким образом, каждый объект может быть представлен как уникальная комбинация трёх фундаментальных способов движения, или как уникальная трансформация трёх гун, если воспользоваться терминами психологии йоги. И все его качества зависят от определённой уникальной комбинации или строения, и изменяются с изменением в этом строении. При химическом синтезе любого соединения, такого, например, как ДНК, когда мы вводим радикал в одном месте и забираем один атом в другом, свойства вещества в той или иной степени изменяются. Таким образом, движение и только движение может считаться основой и веществом (субстанцией) объективной вселенной, и в этом выводе оккультизм и наука во многом соглашаются.
Если по утверждению как оккультизма, так и науки лишь движение является основой физической вселенной, то открывается путь к пониманию и принятию фундаментального оккультного учения, согласно которому основа вселенной ментальна. Согласно этому учению всё, что кажется соединением ментальных и физических явлений, в действительности является «результатом психического переживания», или чисто ментальным явлением. Что являлось камнем преткновения на пути принятия этого учения всерьёз, так это наличие не вписывающейся в эту систему физической материи с её материальными частицами, существующими независимо от ума, а также взаимодействующими и влияющими на ум. Трудно понять не только то, как такая нематериальная и неосязаемая вещь как ум может взаимодействовать с чисто материальной вещью, такой как физическая материя, но и как такая материя может существовать в чисто ментальной вселенной. Но, если материя по своей сути есть не что иное, как движение, тогда обе эти трудности исчезают. Ибо движение можно понять не только как существующее в чисто ментальном мире, но и как средство связи между различными умами, например, между Всеобщим и индивидуальным умами, или между двумя индивидуальными умами. Примеры таких передач и взаимодействий в изобилии предоставляются современной наукой, например, передача звуковых или зрительных образов посредством радиоволн.
Рассмотренный в таком свете сложный и громадный механизм физической вселенной служит просто средством передачи мысли от одного ума к другому по принципу объекта и субъекта. Эта тема уже рассматривалась в книге «Человек, Бог и Вселенная», поэтому здесь мы не будем её касаться.
Читайте также
Глава XVII. О них же, согласно мнению теологов
Глава XVII. О них же, согласно мнению теологов Но наши теологи, вместе с Дионисием, говорят о трех различиях ангелов, каждое из которых они подразделяют на три порядка, называемых иерархией, этих частей (как считает и Прокл) — всего девять. Они помещают поэтому в высшую
Глава I. Самосознание согласно шурангама сутре.
Глава I. Самосознание согласно шурангама сутре. Как говорил Будда, вес мы имеем врожденную мудрость Татхагаты, которая неведома нам, и мы ее не можем использовать из-за невежества. Нас также учат контролировать наши блуждающие умы, чтобы мы смогли вернуться к нашему
Глава III. Самореализация согласно школе чистой страны
Глава III. Самореализация согласно школе чистой страны Главной заповедью Школы Чистой Страны (Цзинь Ту Цзун) является спасение посредством веры в Будду Амитабха, известному 48-ю Великими обетами, данными в предыдущем воплощении, когда он был Бхикшу Дхармакарой (Фа Цзан, или
Глава IV. Самосовершенствование согласно школе Тянь Тай (Тэндай)
Глава IV. Самосовершенствование согласно школе Тянь Тай (Тэндай) Школа Тянь Тай (по-японски Тэндай) основывает свои заповеди главным образом на Лотосовой Сутре, а также Махапаринирвана Сутре, Комментариях Нагарджуны (Да Чжи Ду Луи) к «Длинной главе» Махапраджняпарамита
Глава VII. Физическая и духовная культура согласно китайской йоге
Глава VII. Физическая и духовная культура согласно китайской йоге Мы не можем говорить о духовном достижении, если пренебрегаем физической культурой, и латинское изречение: «В здоровом теле здоровый дух», или «Здоровый ум в здоровом теле», выражает идеал
Глава 17 ПРИРОДА УМА СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ
Глава 17 ПРИРОДА УМА СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ Как уже указывалось в последней главе, при изучении и исследовании ума мы не можем ни выделить, ни воспринять его как таковой. Мы способны изучать его функции, содержание, можем манипулировать им, или даже выйти за его пределы, но мы не
Глава 19 ПРИРОДА УМА СОГЛАСНО ЙОГЕ (2) Теория ментального восприятия
Глава 19 ПРИРОДА УМА СОГЛАСНО ЙОГЕ (2) Теория ментального восприятия В предыдущей главе мы рассматривали афоризмы 13 и 14, а также обсуждали отношение ума к гунам. Мы видели, как чувственное восприятие, являющееся сырьём для низшего ума на физическом плане, зависит от
Глава 14 Три гуны материальной природы
Глава 14 Три гуны материальной природы Связующим стихом между тринадцатой и четырнадцатой главами Гиты является стих 13.22. Пуруша?х пракртистхо хи бхункте пракрти-дж?н гун?н / к?ранам гуна-санго ’сйа сад-асад-йони-джанмасу: «Так живое существо, оказавшееся в материальном
Глава XVIII. Гуны, вера и труды[20]
Глава XVIII. Гуны, вера и труды[20] Гита проводит различия между действием, продиктованным личным желанием, и действием, совершенным согласно Шастре. Под Шастрой мы должны понимать науку и искусство жизни, которые общепризнанны и являются квинтэссенцией того, что в ходе своей
Глава XIX. Гуны, разум и труды[21]
Глава XIX. Гуны, разум и труды[21] Гита продолжает исследовать динамическую активность человеческой природы, опираясь на фундаментальную идею трех гун и возможность превзойти их за счет максимального развития саттвы. Настойчиво культивируя саттвические качества, мы
Глава IV. Навстречу Йоге Знания
Глава IV. Навстречу Йоге Знания 1. Благой Господь сказал: Эту вечную Йогу сначала поведал Я Вивасвану (Богу Солнца), Вивасван поведал ее Ману (прародителю человечества), Ману поведал ее Икшваку (родоначальнику Солнечной династии).2. И так она передавалась от одного
Глава XIV. Три Гуны
Глава XIV. Три Гуны 1. Благой Господь сказал: Снова тебе Я поведаю о верховном Знании, что познанья выше любого. После его постиженья все мудрецы достигали высочайшего совершенства.2. Обретая прибежище в этом знании и становясь подобными Мне по природе и закону
Глава XVII. Вера и Три Гуны
Глава XVII. Вера и Три Гуны 1. Арджуна спросил: Когда люди жертвуют Богу или богам с верой, но пренебрегая правилами Шастр, то откуда в них берется эта самозабвенная любовь и преданность, ni??h?, дающая им эту веру и побуждающая к такого рода действиям? Что лежит в основе, о