2 что представляет собой фискальная политика виды фискальной политики

Содержание и виды фискальной политики

2 что представляет собой фискальная политика виды фискальной политики 2 что представляет собой фискальная политика виды фискальной политики 2 что представляет собой фискальная политика виды фискальной политики 2 что представляет собой фискальная политика виды фискальной политики

2 что представляет собой фискальная политика виды фискальной политики

2 что представляет собой фискальная политика виды фискальной политики

ТЕМА 11. Фискальная политика государства

1.Содержание и виды фискальной политики.

2.Бюджетная система и государственный бюджет.

3.Государственный долг и его влияние на экономику.

4.Взаимосвязь денежно-кредитных и фискальных методов политики государства.

Содержание и виды фискальной политики

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – система мероприятий правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на обеспечение полной занятости ресурсов, равновесия платежного баланса и экономического роста при неинфляционном росте национального производства.

Целями фискальной политики (как любой стабилизационной политики), направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Согласно теории Дж.М.Кейнса, соответствие совокупного спроса совокупному предложению может быть достигнуто при неполной занятости ресурсов экономических ресурсов (вследствие неэффективности совокупного спроса). Приближение развития экономики к условиям полной занятости ресурсов может быть достигнуто с помощью специальных мер государственного регулирования, важнейшим направлением которого является бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Основными инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета: налоги, государственные закупки, трансфертные выплаты, процентные выплаты по долговым обязательствам.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики:

1. Стимулирующая фискальная политика (или фискальная экспансия) применяется при циклическом спаде и направлена на сокращение рецессионного разрыва выпуска, снижение уровня безработицы и увеличение совокупного спроса в экономике. Данная политика предполагает увеличение государственных расходов и снижение налогов. В соответствии с кейнсианской теорией рост государственных расходов стимулирует совокупный спрос (от AD1 до AD2) на товары и услуги, а снижение налогов приводит к увеличению их предложения со стороны производителей, и в результате – к росту ВВП (от Q1 до Q*) (рис. 11.1).

2 что представляет собой фискальная политика виды фискальной политики

Рис. 11.1. Стимулирующая фискальная политика

2. Сдерживающая фискальная политика (или фискальная рестрикция) используется при циклическом подъеме (рис. 11.2) с целью сдерживания инфляционного роста ВВП, снижения инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (от AD1 до AD2). Она предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов, что приводит к сокращению ВВП (от Q1 до Q*). При проведении этой политики следует учитывать действие кривой Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно достигается ценой увеличения уровня безработицы.

2 что представляет собой фискальная политика виды фискальной политики

Рис. 11.2. Сдерживающая фискальная политика

В зависимости от влияния бюджетно-налоговых инструментов на состояние макроэкономики различают следующие виды фискальной политики:

1. Дискреционная фискальнаяполитика представляет собой сознательные, целенаправленные действия правительства по изменению государственных расходов, налогов и трансфертов в целях воздействия на реальный объем национального производства, снижения безработицы и инфляции, активизации экономического роста. При дискреционной политике с целью стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство сознательно создает дефицит государственного бюджета, увеличивая государственные расходы или снижая налоговые ставки. А в период подъема целенаправленно создается бюджетный профицит.

2 что представляет собой фискальная политика виды фискальной политики

При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на величину ВВП правительство должно учитывать:

1) действие 3-х мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета;

2) действие кривой Лаффера.

Дискреционная политика связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение государственных расходов и налоговых ставок предполагает их обсуждение в высшем законодательном органе. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на величину ВВП правительство должно учитывать действие мультипликаторов и кривую Лаффера.

2. Автоматическая (недискреционная) фискальная политика связана с действием «встроенных» (автоматических) стабилизаторов и предусматривает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Встроенный стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска без проведения специальной политики (без непосредственного вмешательства государства). В качестве стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Это обусловлено тем, что налоги и трансферты зависят от дохода и поэтому могут изменяться пропорционально изменению ВВП, даже при неизменных ставках.

В период спада объем ВВП сокращается и автоматически сокращаются налоговые отчисления, а трансфертные платежи растут (что способствует росту доходов). В итоге возникает бюджетный дефицит, посредством которого стимулируется совокупный спрос с последующим ростом ВВП.

В период подъема объем ВВП инфляционно увеличивается и автоматически возрастают налоговые отчисления, а трансфертные платежи снижаются. В результате накапливается профицит бюджета, который «замораживается», что ограничивает избыточный совокупный спрос и сдерживает инфляцию.

Так как встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП, а только сглаживают их, они должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики. При этом стабилизаторы смягчают проблему временных лагов дискреционной фискальной политики.

Источник

2 что представляет собой фискальная политика виды фискальной политики

Что такое бюджетно-налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

Об изменениях в налогообложении с 2021-2022 годов читайте в этой рубрике нашего сайта.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Источник

Фискальная политика

Опубликовано 14.07.2021 · Обновлено 13.11.2021

Что такое Фискальная политика?

Ключевые моменты

Понимание фискальной политики

Фискальная политика в значительной степени основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который утверждал, что экономический спад вызван дефицитом потребительских расходов и компонентов бизнес-инвестиций в совокупном спросе. Кейнс считал, что правительства могут стабилизировать деловой цикл и регулировать объем производства путем корректировки политики расходов и налогообложения, чтобы восполнить дефицит частного сектора. Его теории были разработаны в ответ на Великую депрессию, которая опровергала предположения классической экономической теории о том, что экономические колебания самокорректируются. Идеи Кейнса были очень влиятельными и привели к Новому курсу в США, который включал огромные расходы на проекты общественных работ и программы социального обеспечения.

В кейнсианской экономике совокупный спрос или расходы – это то, что движет производительностью и ростом экономики. Совокупный спрос состоит из потребительских расходов, инвестиций в бизнес, чистых государственных расходов и чистого экспорта.По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса частного сектора слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.1

Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим спадам и депрессиям, а чрезмерное изобилие в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции. Однако, согласно кейнсианцам, государственным налогообложением и расходами можно рационально управлять и использовать их для противодействия чрезмерным и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора в целях стабилизации экономики.

Когда расходы частного сектора снижаются, правительство может тратить больше и / или меньше платить налоги, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор излишне оптимистичен и тратит слишком много, слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и / или больше платить налоги, чтобы снизить совокупный спрос.

Это означает, что для стабилизации экономики правительству следует иметь большой бюджетный дефицит во время экономических спадов и поддерживать профицит бюджета, когда экономика растет. Они известны как экспансионистская или сдерживающая фискальная политика соответственно.

Политика расширения

Вместо того, чтобы снижать налоги, правительство может стремиться к экономическому росту за счет увеличения расходов (без соответствующего повышения налогов). Например, за счет строительства большего количества автомагистралей это может увеличить занятость, стимулируя спрос и рост.

Быстрый факт

Основатель налогово-бюджетной политики Джон Мейнард Кейнс утверждал, что страны могут использовать политику расходов / налогообложения для стабилизации делового цикла и регулирования экономического производства.

Недостатки расширения

Политика экспансии также популярна – до опасной степени, говорят некоторые экономисты. Отменить налогово-бюджетные стимулы сложно с политической точки зрения. Независимо от того, имеет ли это желаемый макроэкономический эффект или нет, избирателям нравятся низкие налоги и государственные расходы. Из-за политических стимулов, с которыми сталкиваются лица, определяющие политику, обычно наблюдается постоянный уклон в сторону более или менее постоянных дефицитных расходов, которые можно частично рационализировать как «полезные для экономики».

Сдерживающая политика

Там, где экспансионистская фискальная политика предполагает дефицит, сдерживающая фискальная политика характеризуется профицитом бюджета. Однако эта политика используется редко, так как она крайне непопулярна в политическом отношении. Таким образом, лица, определяющие государственную политику, сталкиваются с серьезной асимметрией в своих стимулах к проведению экспансионистской или сдерживающей фискальной политики. Вместо этого предпочтительным инструментом сдерживания неустойчивого роста обычно является сдерживающая денежно-кредитная политика или повышение процентных ставок и ограничение предложения денег и кредита с целью сдерживания инфляции.

Источник

Фискальная политика: цели, виды методы

Сущность, виды, особенности проведения, эффективность и достоинства и недостатки фискальной политики, ее цели. Основные инструменты дискреционной политики. Виды налогов по характеру налогообложения и источников их покрытия. Эффект мультипликатора.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (МИИТ)

По дисциплине: «Макроэкономика»

На тему: «Фискальная политика: цели, виды методы»

Глава 1. Понятие фискальной политики

1.1 Сущность фискальной политики, ее цели

1.2 Виды фискальной политики

Глава 2. Инструменты регулирования

Глава 3. Особенности проведения фискальной политики

3.1 Эффективность фискальной политики

3.2 Достоинства и недостатки фискальной политики

Список используемой литературы

фискальный политика налогообложение мультипликатор

На сегодняшний день тема фискальной политики является актуальной, поскольку фискальная политика является одним из самых важный инструментов государственного регулирования, особенно в данный период развития экономики России. И то, как государство собирается осуществлять эту политику, повлияет на каждого человека.

Итак, целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики. Мною будут рассмотрено само понятие фискальной политики, какова ее сущность и инструменты регулирования, а также, насколько она эффективна.

При работе над данной курсовой работой мной были использованы учебники отечественных авторов, кроме того я изучила ряд статей из экономических журналов и учебных пособий.

Глава 1. Понятие фискальной политики

1.1 Сущность фискальной политики, ее цели

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики краткосрочном периоде представляют собой поддержание:

1. Стабильного уровня совокупного объёма выпуска (ВВП)

2. Полной занятости ресурсов

3. Стабильного уровня цен

Эффективность фискальной политики зависит от:

1) чувствительности спроса на деньги по процентной ставке

2) чувствительности инвестиций к процентной ставке

3) мультипликативного эффекта государственных закупок, налогов, налоговой ставки и трансфертных платежей

Чем выше чувствительность денежного спроса, тем больше мультипликативный эффект и ниже чувствительность инвестиций к процентной ставке, тем эффективнее фискальная политика.

Итак, фискальная политика, как правило, приводит к росту национального дохода, потребления, процентной ставки и снижению объемов инвестиций. Добиться росту потребления и инвестиций одновременно возможно в случае, когда рост государственных расходов обусловлен ростом инвестиционных субсидий.

1.2 Виды фискальной политики

Различаются следующие виды фискальной политики: дискреционная и автоматическая (недискреционная).

Дискреционная и недискреционная политика являются видами фискальной политики, которые выделяются в зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов регулирования экономики, используемым инструментам.

Дискреционная политика включает в себя сознательное манипулирование расходами, манипулирование налогами посредством стимулирующих мер и изменение трансфертных платежей. Это активная фискальная политика государства. Данная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. И в этом случае обычно принимаются новые законы. И государство в данном случае может действовать тремя путями: увеличение государственных бюджетных расходов, снижение величины налоговых поступлений и сочетание первых двух путей.

Основными инструментами дискреционной политики являются :

1. изменение ставок налогообложения

2. проекты общественных работ

3. трудоустройство населения

Также дискреционная политика делится на два вида: экспансионистская (стимулирующая) и рестрикционная (контрактивная).

1. Экспансионистская связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетает эти меры.

2. Рестрикционная, или сдерживающая, наоборот, связана с снижением государственных расходов и увеличение налогов, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.

В отличии от дискреционной бюджетной политики политика встроенных стабилизаторов не требует оперативного вмешательства государства, постоянно маневрирования налогами и государственными расходами.

Сторонниками автоматической политики являются представители монетаризма. Для обоснования своих выводов они приводят два аргумента: 1) государство, определяя программу своих расходов, должно учитывать все потребности общества, а не только колебания величины национального дохода. 2) меры дискреционной бюджетной политики оказывают влияние на экономическую ситуацию не сразу, а по истечении определенного периода, то есть в данном случае есть эффект запаздывания.

Также, фискальную политику можно разделить по целям, которые преследует государство:

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Мерами стимулирующей политики выступают:

1. увеличение государственных закупок

2. снижение налогов

3. увеличение трансфертов.

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов (субсидий) фирмам ведет к росту совокупного спроса и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска, но и снижение уровня цен. Поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), используется на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

1. сокращения государственных закупок

2. увеличение налогов

3. снижение трансфертов.

Глава 2. Инструменты регулирования

Правительственные закупки могут быть весьма разнообразны, например, закупка сельскохозяйственной продукции, космических ракет, солдатских шинелей, строительство медицинских учреждений, дорог, школ и так далее.

Налоги выполняют три основные функции:

— фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;

— экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;

— социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Виды налогов по субъекту:

В России существует трехуровневая система:

· федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

· региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

· местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

Виды налогов по характеру налогообложения:

1. пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

2. прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

3. регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

1. налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

3. налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

4. налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

7. экспортные тарифы;

8. налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

9. налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

10. целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

11. налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

12. сбор на нужды образовательных учреждений;

13. сборы за парковку автомобилей;

Налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

Существует кривая Лаффера, которая была разработана группой американских специалистов во главе с А. Лаффером. Они изучили зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера, представленной на рисунке.

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет. Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет. Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику.

Последствия повышения налогов

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (это показано как повышение цены с до ).

Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию, как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.

Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Государственные расходы выступают в форме:

— государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;

— строительства за счет капитальных вложений;

— расходов на оборону, управление и т.д.

Кроме того, нужно отметить, что критериями выступают результаты проведенной политики: достигнут ли экономический рост, повержена ли инфляция, решена ли проблема занятости…и т.д. Для нашей страны специфическим показателем может служить величина просроченной задолженности по оплате труда бюджетников, пенсиям, социальным пособиям, по оплате государственного заказа

По мнению экономистов конца 19 начала 20 века рыночная система без вмешательства из вне способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. Эластичность цен, заработной платы, процентной ставки приводят в действие рычаги саморегулирования, что ведет к производству при полной занятости. После «великой депрессии» 30х годов 20 века Джоном Кейнсом была обоснована неспособность экономики к саморегулированию и необходимость государственного регулирования на макроуровне. Экономические решения принимаются в условиях неопределенности, и требуют время для приспособления к неожиданным событиям, чем Кейнс во многом и объяснял экономические спады. При экономическом спаде реакция потребителей, инвесторов и производителей на изменившиеся обстоятельства необязательно вернет экономику к прежнему состоянию полной занятости. Экономика может неопределенно долго пребывать в состоянии, когда объем производства намного ниже производственных мощностей (используются не все производственные мощности), а уровень безработицы неоправданно высок. Чтобы вывести экономику из такого положения, надо увеличить совокупный спрос, особенно в части инвестиций. Даже небольшое изменение инвестиций вызовет мультипликативный рост валового продукта и занятости.

При росте инвестиций валовый продукт будет расти в гораздо большем размере, чем первоначальные денежные инвестиции. Помимо первичного эффекта возникает вторичный и последующие эффекты. Этот множительный эффект и называется мультипликативным эффектом.

Также Кейнс ввел такие показатели как: предельная склонность к сбережению и предельная склонность к потреблению, которые отражают, как люди распоряжаются приростом дохода.

Формула предельной склонности к сбережению

— Доля прироста дохода, идущая на сбережение

Например, Доход субъекта возрос на 1000 долл. из них 750 долл. составили расходы, а 250 долл. сберегается. В данном случае предельная склонность к сбережению

Предельная склонность населения к сбережению имеет тенденцию к увеличению, что оказывает отрицательное воздействие на рост инвестиций и темпы роста валового продукта, так как не все сбережения идут как инвестиции. Поэтому необходимо государственное стимулирование инвестиций и использование мультипликативного эффекта, что может вызвать значительное оживление производства и рост занятости.

Глава 3. Особенности проведения фискальной политики

3.1 Эффективность фискальной политики

Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед.

Эффективность фискальной политики во многом находится в зависимости от скорости реакции правительства на конфигурацию в экономике.

Фискальная политика выступает эффективным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но для нее характерны некоторые негативные черты, уменьшающие ее эффективность:

1) фискальная политика эффективна в краткосрочном периоде, а в долгосрочном может приводить к отрицательным результатам;

2) изменения (рост или сокращение) государственных расходов, обязательные для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, а также могут приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств

3.2 Достоинства и недостатки фискальной политики

Как и любая система, фискальная политика имеет свои достоинства и недостатки

К достоинствам можно отнести следующее:

1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки представляют следующее:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита).

А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то подорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства, в конечном счете, оказывается «вытесненной» (новопроизведённой) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться.

Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. проявить дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Она касается:

· проблемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;

· проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

Таким образом, мною было рассмотрено само понятие фискальной политики, что она преследует, основные виды и инструменты фискальной политики в России, а также ее достоинства и недостатки.

И в целом можно подвести итог, что важнейшей задачей, которая стоит перед государством, является регулирование экономической жизни. Для ее решения властям необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого государство стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты. На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Правильное построение экономических рычагов управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.

Список используемой литературы

Подобные документы

Типы, цели и инструменты фискальной политики. Эффект вытеснения, фискальная политика и налоги, влияние на предложение. Виды фискальной политики, их значение в регулировании экономики. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 25.03.2010

Различные понятия, основные инструменты и цели фискальной политики. Ее виды и механизмы реализации. Становление бюджетных отношений и налоговой системы в Республике Беларусь. Основные направления и пути совершенствования фискальной политики в стране.

курсовая работа [127,9 K], добавлен 25.01.2011

Цели и виды фискальной политики, ее содержание и инструменты. Анализ зарубежного опыта применения фискальной политики. Фискальная политика США, Японии, Германии. Направления государства в осуществлении фискальной политики, проблемы ее реализации в России.

курсовая работа [65,0 K], добавлен 19.09.2013

Цели и направления фискальной политики. Ее виды: стимулирующая, сдерживающая. Инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика: государственные расходы и налоги. Анализ эффективности и современное состояние фискальной политики в России.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 08.06.2008

Налогово-бюджетная политика: основные цели, инструменты и методы фискальной политики. Достоинства и недостатки фискальной политики. Классификация и сущность государственных расходов. Понятие и сущность налогов, их роль и место в фискальной политике.

курсовая работа [72,1 K], добавлен 13.01.2014

Фискальная политика государства: понятие и ее цели. Механизм реализации дискреционной и автоматической фискальной политики. Особенности современной фискальной политики в Республике Беларусь. Влияние бюджетно-налоговой политики на макроэкономику страны.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 15.05.2014

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика: понятие, цели и инструменты. Роль налоговой системы в ней. Государственные расходы как инструмент стабилизации и развития экономики. Влияние налогов на совокупное предложение. Недостатки фискальной политики.

презентация [400,0 K], добавлен 11.12.2014

Понятие фискальной политики, сущность, направления деятельности, инструменты. Классификация направлений фискальной политики, разновидности и характеристика. Состояние фискальной политики России на современном этапе, выявленные проблемы и пути их решения.

курсовая работа [794,6 K], добавлен 10.04.2009

Понятие фискальной политики, её виды и значение. Налог как основной элемент фискальной политики. Принципы налогообложения. Уровень налоговой ставки. Система и процедура выплаты налогов. Роль государства в финансовой политике и её эффективность.

курсовая работа [25,9 K], добавлен 05.01.2003

Сущность, инструменты и цели фискальной политики. Изучение модели IS-LM и использование ее для оценки влияния фискальной политики на экономику государства. Анализ основных тенденций и проблем проведения фискальной политики в Республике Беларусь.

курсовая работа [2,0 M], добавлен 25.09.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *