2 июля день памяти святого апостола иуды иаковлева брата господня

Память святого Апостола Иуды, брата Господня по плоти

Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт 4044 разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит:

– Поношение доставляли Ему – т. е. Христу – и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? – От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним.

Итак, отсюда ясно, что Иуда согрешил пред Господом своим маловерием.

Но Иуда, кроме того, оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия. Когда Иосиф, по возвращении из Египта, стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, – тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифовы не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын – святой Иаков принял Его в совместное владение частью своею и оттого назван потом братом Божиим. Сознавая эти свои прежние грехи – маловерие и небратолюбие – Иуда и не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» ( Иуд.1:1–25 ).

Кроме название Иуда Иаковлев, Апостол Иуда имеет еще и другие названия. Евангелист Матфей называет его Леввеем и Фаддеем. Название эти даны Апостолу Иуде не без причины, а именно: слово «Леввей» значит: «сердечен». По отношению к Апостолу Иуде, это название будет означать, что он – Иуда, после соделанных им по неведению, прегрешений против Христа Бога, когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия – Христос Бог, то соединился с Ним всем сердцем своим.

Апостол Иуда называется еще Фаддеем, что значит: «хвалящий», ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.

О жизни и деятельности святого Апостола Иуды нам известно очень немногое. Известно лишь, что в конце царствования Домициана 4045 два внука Иуды, занимавшиеся обработкою земли собственными руками, были приведены, по наветам еретиков, к сему императору, как потомки Давида и родственники Господа; но когда император убедился, что никакой политической опасности они для него не представляют, они были отпущены на свободу.

Есть известие, что святой Апостол Иуда проповедывал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание. Побуждением или поводом к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это краткое послание заключает в себе много глубоких мыслей и назидательного учения. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистоты греховной – плотской, хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства; Апостол советует всякому быть постоянным в должности своей, в вере, в молитве, в любви, – советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и объявил, что еретики те погибнут, подобно жителям Содома ( Иуд.1:7 ).

Кроме того в своем послании святой Апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианству и достойные спасения, и приводит в пример наказанных Богом ангелов и людей. Ангелов Бог связал вечными узами во мраке и хранит их на страшный суд Свой за то, что они не сохранили своего достоинства ( Иуд. 1:6 ). Людей же, изведенных из Египта, Бог погубил в пустыне за то, что они впали в разврат, живя не по закону Божию ( Иуд. 1:5 ). Так, Апостол Иуда краткими словами раскрывает нам в послании своем истины великие.

Тропарь, глас 1:

Христова тя сродника, о Иудо, ведуще, и мученика тверда, священно восхваляем, прелесть поправша, и веру соблюдша: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 2:

Павлу явлься собеседник Апостоле, и сим нам проповедь возвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Иудо блаженне, сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Ин кондак, глас 2:

Твердым умом избран ученик ты явился еси, и столп необоримь церкве Христовы: языком проповедал еси слово Христово, веровати, глаголя, во едино божество: от негоже прославився, приял еси дар исцелений, целити недуги притекающым к тебе, Апостоле Иудо всехвальне.

От сей Саломии следует отличать еще старицу Саломию – жительницу Вифлеема (нареченную бабку Господа); эта Саломия была родственницей Пресв. Девы Марии и прав. Иосифа; см. о ней в сказании о Рождестве Христове, – месяц декабрь, 25-го числа

Святой Апостол Иаков, брат Господень по плоти, по преданию сопутствовал отцу своему Иосифу, Приснодеве Марии и Младенцу Иисусу, во время бегства их в Египет. По вознесении Спасителя, он был поставлен епископом церкви иерусалимской; он первый составил Божественную литургию. Скончался, будучи свержен иудеями с крыла церковного, в 61 или 62 году по Р. Хр.; ему принадлежит соборное послание, носящее его имя. Память сего св. Апостола – 23 октября.

Впрочем некоторые отличают от Иуды, брата Господня, Иуду Иаковлева (упоминаемого в Лк. 6:16 и в Деян. 1:13 ) и к сему Апостолу относят следующее, сообщаемое в Евангелии обстоятельство. Во время последней Своей прощальной беседы с учениками, Господь, возвестив им о Своем отшествии к Богу Отцу, в утешение им сказал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин.14:18–21 ); тогда Иуда сказал Господу: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» ( Иоан. 14:22 ). Из этого вопроса видно, что Апостол Иуда еще не расстался с любимою мыслию иудеев о Мессии, как о земном царе, и понимал обещанное явление Господа в смысле видимого, чувственного явления, во славе земного царя и завоевателя. Господь ответом Своим дал ему понять, что Он – не земной царь, и явление Его в Царстве Своем не есть явление видимое, внешнее, телесное, но внутреннее, духовное, – таинственное общение Его с верующими ( Ин.14:23 ).

Блаженный Феофилакт, архиепископ г. Ахриды в Болгарии, известен своим толкованием на четвероевангелие, в котором он следует во многом св. Иоанну Златоусту. Скончался около 1085 г.

Император римский Домициан царствовал с 81 г. по 96 г.

Никифор Каллист – греческий историк 14 века, оставивший нам «Историю Церкви».

Сему Авгарю, по преданию, Иисус Христос послал Свой нерукотворенный образ. Едесса – город в Месопотамии.

Память сего св. Апостола Фаддея – 21 августа, а также и 4 января

Св. ап. Иуда скончался около 80 г. по Р. Хр. – По месяцеслову имп. Василия ап. Иуда был в Месопотамии в Едессе, где уврачевал Авгаря, а после в городе Арате на кресте пронзен стрелою; по славянскому прологу ап. Иуда пострадал на Арадском острове. Есть город и остров Арад, но в Финикии, а не в Месопотамии. По армянскому преданию ап. Иуда прибыл в Армению около 60 года и встретился здесь с апостолом Варфоломеем в г. Арташате на Араксе; многих он просветил, и пригвожден ко кресту в 72 г. в Ормии в Великой Армении, – ныне Урмия. В таком случае Арат следует искать около гор Араратских. (Месяц. арх. Сергия, т. 2-й, зам. под 19-м июня).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Православная Жизнь

Свя­той апо­стол Иуда, из чис­ла 12-ти уче­ни­ков Хри­сто­вых, про­ис­хо­дил из ро­да ца­ря Да­ви­да и Со­ло­мо­на, был сы­ном пра­вед­но­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка от его пер­вой же­ны.

2 июля день памяти святого апостола иуды иаковлева брата господня

Апостол Иуда Иаковлев (Леввей, Фаддей), брат Господень

Свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов в сво­ем Еван­ге­лии пи­шет: «Ни бра­тья бо Его ве­ро­ва­ху в Него» (Ин.7,5). Свя­ти­тель Фе­о­фи­лакт, ар­хи­епи­скоп Бол­гар­ский, объ­яс­ня­ет эти сло­ва так: в на­ча­ле зем­но­го слу­же­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста сы­но­вья Иоси­фа, в том чис­ле и Иуда, не ве­ри­ли в Его Бо­же­ствен­ную сущ­ность. Пре­да­ние ука­зы­ва­ет, что, ко­гда пра­вед­ный Иосиф Об­руч­ник, воз­вра­тив­шись из Егип­та, стал де­лить меж­ду сы­но­вья­ми при­над­ле­жав­шую ему зем­лю, он по­же­лал вы­де­лить часть и Хри­сту Спа­си­те­лю, рож­ден­но­му пре­есте­ствен­но и нетлен­но от Пре­чи­стой Де­вы Ма­рии. Бра­тья вос­про­ти­ви­лись это­му, и толь­ко стар­ший из них, Иа­ков, при­нял Хри­ста Иису­са в сов­мест­ное вла­де­ние сво­ей до­лей и за это был на­зван бра­том Гос­под­ним. Позд­нее Иуда по­ве­рил во Хри­ста Спа­си­те­ля как ожи­да­е­мо­го Мес­сию, всем серд­цем об­ра­тил­ся к Нему и был из­бран Им в чис­ло бли­жай­ших 12-ти уче­ни­ков. Но, пом­ня свой грех, апо­стол Иуда счи­тал се­бя недо­стой­ным на­зы­вать­ся бра­том Бо­жи­им и в сво­ем со­бор­ном по­сла­нии име­ну­ет се­бя лишь бра­том Иа­ко­ва.

Свя­той апо­стол Иуда имел и дру­гие име­на: еван­ге­лист Мат­фей на­зы­ва­ет его «Лев­ве­ем, про­зван­ным Фад­де­ем» (Мф.10,3), свя­той еван­ге­лист Марк то­же на­зы­ва­ет его Фад­де­ем (Мк.3,18), а в Де­я­ни­ях свя­тых апо­сто­лов он упо­ми­на­ет­ся под име­нем Вар­са­вы (Деян.15,22). В то вре­мя это бы­ло в обы­чае.

По Воз­не­се­нии Гос­по­да Иису­са Хри­ста апо­стол Иуда от­пра­вил­ся с про­по­ве­дью Еван­ге­лия. Он рас­про­стра­нял ве­ру во Хри­ста сна­ча­ла в Иудее, Га­ли­лее, Са­ма­рии и Иду­мее, а за­тем – в стра­нах Ара­вии, Си­рии и Ме­со­по­та­мии и, на­ко­нец, при­шел в го­род Эдес­су. Здесь он за­вер­шил то, что не бы­ло за­кон­че­но его пред­ше­ствен­ни­ком, апо­сто­лом из чис­ла 70-ти, Фад­де­ем. Со­хра­ни­лось из­ве­стие, что свя­той апо­стол Иуда хо­дил с про­по­ве­дью в Пер­сию и от­ту­да на­пи­сал на гре­че­ском язы­ке свое со­бор­ное по­сла­ние, в крат­ких сло­вах ко­то­ро­го за­клю­че­но мно­го глу­бо­ких ис­тин. Оно со­дер­жит дог­ма­ти­че­ское уче­ние о Свя­той Тро­и­це, о во­пло­ще­нии Гос­по­да Иису­са Хри­ста, о раз­ли­чии Ан­ге­лов доб­рых и злых, о бу­ду­щем Страш­ном Су­де. В нрав­ствен­ном от­но­ше­нии апо­стол убеж­да­ет ве­ру­ю­щих бе­речь се­бя от плот­ской нечи­сто­ты, быть ис­прав­ны­ми в сво­их долж­но­стях, мо­лит­ве, ве­ре и люб­ви, за­блуд­ших об­ра­щать на путь спа­се­ния, охра­нять се­бя от уче­ний ере­ти­ков. Апо­стол Иуда учит, что недо­ста­точ­но толь­ко ве­ры во Хри­ста, необ­хо­ди­мы еще и доб­рые де­ла, свой­ствен­ные хри­сти­ан­ско­му уче­нию.. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.де он был рас­пят на кре­сте и прон­зен стре­ла­ми.

Молитвы

Тропарь апостола Иуды, брата Господня, глас 1

Христо́ва тя сро́дника, о Иу́до, ве́дуще и му́ченика тве́рда,/ свяще́нно восхваля́ем, пре́лесть попра́вша и ве́ру соблю́дша./ Те́мже, днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в разреше́ние моли́твами твои́ми прие́млем.

Кондак апостола Иуды, брата Господня, глас 2

Тве́рдым умо́м избра́н учени́к ты яви́лся еси́/ и столп необори́м Це́ркве Христо́вы,/ язы́ком пропове́дал еси́ сло́во Христо́во,/ ве́ровати глаго́ля во Еди́но Божество́;/ от Него́же просла́вився, прия́л еси́ дар исцеле́ний,/ цели́ти неду́ги притека́ющих к тебе́,// апо́столе Иу́до всехва́льне.

Источник

«Помоги, Иуда!»

О брате Господнем, первом русском Патриархе и Чудотворце из Сан-Франциско

2 июля (19 июня по ст. стилю) Церковь чествует трех великих святых, чья память чудесным образом соединилась в воспоминаниях нашего постоянного автора.

«Покровитель безнадежных дел»

Апостол Иуда (дни памяти: 19 июня / 2 июля, 30 июня / 2 июля (Собор 12 апостолов))

2 июля день памяти святого апостола иуды иаковлева брата господня Апостол Иуда Фаддей, Иаковлев, брат Господень – Тебе бы надо свечку поставить апостолу Иуде.

– К. кому? Кому-кому?! – Совсем американцы эти ополоумели. Где я вообще живу? Бросать надо Бостон и валить куда глаза глядят.

– Да говорю же – Иуде. Покровителю безнадёжных дел. Таддеусу.

– Таддеусу! Придумают же. С Костюшко, наверное, спутали, – ворча, я уже спускалась по лестнице, не обращая внимания на огорчённое лицо подруги. – Иуда у них апостол. Дожили. Надо брату в Москву звонить, жаловаться.

Иду по залитому солнцем Бостону: ворчливая фигурка в чёрном на фоне сияющих проспектов. Иуда – апостол. Идиоты! Внимание отвлекает ковано-медная витрина магазина «Brooks Brothers», в которой выставлено белоснежное летнее платье с вишенками. Захожу. Протягиваю руку за вешалкой.

Совсем американцы эти ополоумели. Бросать надо Бостон и валить куда глаза глядят

– Вы не хотели бы сделать пожертвование на госпиталь Святого Иуды? – широко улыбается приветливая блондинка за кассой.

Тьфу ты. С ума они меня, что ли, все хотят свести? Набираю телефон брата и крайне мрачно начинаю жаловаться:

– Иуда. Апостол! Нет, ты представляешь, Тад-де-ус?

– Да какой Таддеус? Фаддей он по-русски. Иуда Фаддей.

Тогда и рассказал мне родной брат про брата Господня. Про то, что отцом его был святой Иосиф Обручник, а матерью, скорее всего, Саломия. Про то, что были у него самого жена, дети и внуки. А ещё – про горы Араратские, где апостол принял мученическую кончину.

– Апостол из 12-ти был человеком смиренным. Скромный, незаметный. А стал великим просветителем Армении. Проповедовал и в Персии, и в Иудее. Жаль, мало его знают. Всё из-за имени – до сих пор путают. В России нет, кажется, ни одного отдельного храма, ему посвященного (да, неспроста у моего брата в дипломе написано «учитель истории»). Хотя нет, есть один, католический. И ещё собор есть в Санкт-Петербурге. Только не в нашем Санкт-Петербурге, а в вашем, который во Флориде. У вас в Америке Иуду Фаддея почитают.

Судя по всему, Паша прав. Иначе зачем бы моей подруге Патрисии советовать мне ставить свечку апостолу с таким неудачным именем? Набираю номер.

– Патришка? – всем моим американским друзьям присвоены русифицированные имена. – Что это ты мне утром сегодня такое рассказывала? Апостол Иуда, свечка? Давай, в подробностях.

И рассказала мне «Патришка» – доктор Патрисия Ибезиако, профессор Гарвардской медицинской школы – про американское чудо апостола Иуды и про то, как он – покровитель безнадежных дел – через столетия после своего распятия в 72-м году в Великой Армении создал в городе Мемфисе, штат Теннесси, детский раковый госпиталь, равного которому нет в мире.

В конце 1930-х годов у молодого детройтского актёра Дэнни Томаса до того не складывалась карьера, что семью – жену с новорожденной дочкой – кормить было не на что. Когда в кармане у бедствующего актёра остались последние 7 долларов, он пошёл в церковь Апостолов Петра и Павла. Опустил все деньги в ящичек для пожертвований и упал на колени перед статуей «покровителя безнадёжных дел».

– Прости, святой Иуда, мы так не любим произносить твоё имя, что обращаемся к тебе с молитвой за помощью, когда все другие средства уже исчерпаны. Помоги мне найти место в жизни. Если есть у меня талант, помоги мне, а я построю тебе церковь.

На следующий день Дэнни Томас получил контракт. Потом его карьера пошла в гору, и он стал звездой американского телевидения, играя главные роли в добрых семейных фильмах, которые с тех пор снимать разучились. Но главное – он не забыл о своём обещании.

На этот госпиталь жертвуют по всей Америке: кто по 10 долларов, а кто по 10 миллионов

В 1962-м году был открыт основанный Дэнни Томасом детский госпиталь Святого Иуды. За несколько лет он превратился в крупнейший в мире центр по лечению онкологических заболеваний у детей. В нём лечат совершенно бесплатно – а это была мечта и цель благодарного актёра: использовать самое лучшее оборудование и новейшие научные открытия, оплачивая содержание семей приехавших на лечение маленьких пациентов. На этот госпиталь жертвуют по всей Америке: кто по 10 долларов, а кто по 10 миллионов.

Нет, жизнь наша – это, конечно, не сказка. Страдаем, болеем и умираем и мы, и близкие наши. Но от скал Тайгета, откуда сбрасывали в пропасть больных и слабых младенцев жестокие спартанцы, до госпиталя в штате Теннеси, где бесплатно выхаживают малышей с тяжелейшими болезнями, человечество прошло путь, воодушевленное христианством. Христос прошел по земле, «удручённый ношей крестной», а за Ним – понесли в мир апостолы, мученики и святители цветы Христова милосердия.

«Смотри, Государь, каково хорошо за правду стоять: и по смерти слава»

Святитель Иов (дни памяти: 5/18 апреля (перенесение мощей), 19 июня / 2 июля, 5/18 октября (московские святители))

2 июля день памяти святого апостола иуды иаковлева брата господня Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси В летнем небе отражаются васильки. Птицы поют, как в раю, и думается о счастье. В таком вот приподнято-радостном настроении и отправилась я пару лет назад в Старицу – небольшой старинный городок в Тверской области. Поехали мы туда с подругой почти случайно: там, говорят, красиво. Так красиво, что даже жестоковыйный Царь Иоанн Васильевич называл Старицу «Любим-Город». А ещё городок этот на Волге, и меня, детство своё проведшую в Самаре, потянуло посмотреть на русскую кормилицу-матушку у самых её истоков.

Собиралась гроза, и мы всю длинную дорогу думали в переливах дождя увидеть сказочный городок-музей с уютными средневековыми легендами и познавательными экскурсиями. А потом автобус наконец остановился, и на холме над Волгой ослепительно белокаменной и бесконечной грядой вырос Старицкий Свято-Успенский монастырь.

С первыми и страшными ударами грома, отраженными седыми могучими монастырскими стенами, все наши ленивые сказочно-уютные мечты рассеялись как дым. Какой городок-музей?!

Кровь, святость и страшная история Российской Смуты – вот что помнят эти стены

Кровь, святость и страшная история Российской Смуты – вот что помнят эти стены, и слышится в колокольном монастырском звоне величавая поступь первого Русского Патриарха.

Будущий святитель – в миру Иоанн из семьи посадских людей – родился здесь, в Старице, и отроком поступил в Свято-Успенский монастырь. Здесь же принял монашество с именем Иов, потом стал и игуменом.

Свято-Успенскому монастырю – дух захватывает – почти тысяча лет.

«. в 1110 году пришли на урочище Старый Бор два инока из Киевских пещер, Трифон и Никандр, и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Когда стоишь вдалеке, на высоком холме, то монастырские стены кажутся стаей белых лебедей, кружащихся над Волгой. Старица славится своим белоснежным известняком – «старицким мрамором». Из этого камня возвели не только Успенский собор и стены Свято-Успенского монастыря, а и множество церквей и крепостей по всей Руси Белокаменной.

Когда закончилось кровавое царствование Грозного, его сын – кроткий молитвенник, «ангел-Царь» Феодор Иоаннович – призвал Старицкого уроженца Иова, ставшего к тому времени архиепископом Ростовским, а потом и Митрополитом Московским – на новое великое служение. В 1589-м году прибыл в Москву из Царьграда Патриарх Константинопольский Иеремия учреждать на Руси патриаршество. Когда Иеремия спросил, на кого же падает выбор русского народа, Царь Феодор Иоаннович тихо сказал: «Вот он, наш заступник и молитвенник Иов».

«Вот он, наш заступник и молитвенник Иов»

Так обрело наше отечество своего первого Патриарха. Тяжкое судил ему Господь нести бремя. Пройдёт несколько лет, и во время страшной Российской Смуты будущий святитель окажется единственным архиереем Русской Православной Церкви, кто откажется признать Лжедмитрия: «Беглому чернецу Гришке Отрепьеву – анафема!» – вот что услышит от Патриарха самозванец.

«А тот страдник, расстрига, ведомый вор, в мире звали его Юшком, Богданов сын Отрепьев, жил у Романовых во дворе и заворовался. От смертной казни постригся в чернецы, и в Чудове монастыре во дьяконах, да и у меня, Иова Патриарха, во дворе для книжного письма побыл во дьяконах же. А после того сбежал с Москвы в Литву».

Увы, русские люди не вняли голосу своего Патриарха и легко дали себя обмануть, хоть и увещевал святитель тех, «которые Государю изменили, а тому вору и богоотступнику последуют и именуют его князем Дмитрием».

Убив законного наследника, храброго царевича Феодора, разъярённая толпа сторонников самозванца ворвалась во время литургии в главный храм Руси – Успенский собор. Они сорвали с Патриарха, молившегося перед образом Владимирской Божией Матери, архиерейское облачение и потащили святителя к месту казни – на Лобное место.

«Тогда бо соборной церкви клирики во все церковные двери выбегоша, вопль и крик в плачем сотвориша о Иове Патриархе, и моляще народ, бе бо опалилися от беснования».

Услышав крики и плач духовенства, озверевшая толпа побоялась казнить стоявшего за правду Патриарха. В простом монашеском облачении посадили его в телегу и отправили в ссылку в Старицу.

Лжедмитрий вскоре «подобрал» для Руси нового «патриарха» – Рязанского архиерея Игнатия, изменника и униата, признавшего самозванца одним из первых. Желая соблюсти видимость приличия, Лжедмитрий отправил Игнатия в Старицу просить благословения ссыльного Патриарха Иова. Бесстрашный святитель не только не дал своего благословения, а прогнал Игнатия со словами «по ватаге и атаман, а по овцам и пастырь». Так же хлёстко через 300 лет скажет и Патриарх нового русского Смутного времени святитель Тихон, когда прорвёт канализацию в только что выстроенном мавзолее Ленина: «По мощам и елей».

За отказ сотрудничать с поляками в Старице убьют сестру Патриарха – схимонахиню Пелагию. В 2002-м году во время обретения мощей местночтимой святой Тверской земли произошло чудо: сохранившийся фрагмент кожаного башмачка схимонахини Пелагии принял форму женской головы в монашеской скуфье.

Приложились мы с подругой к мощам схимонахини Пелагии в Успенском соборе Старицкого Свято-Успенского монастыря и пошли поклониться кенотафу святителя Иова. Пробиться оказалось трудно: кенотаф был окружен плотной стеной подростков обоего пола, напоминавших стаю галчат.

– Вас с экскурсией привезли?

– Да нет, – отмахивается рыжий вихрастый семиклассник, – это вас сюда привезли, а мы тут за Патриарха вообще давно топим.

«Мы тут за Патриарха вообще давно топим»

Что в переводе на взрослый язык означает: по благочестивой традиции местные школьники и студенты приходят к святителю Иову помолиться перед сдачей экзаменов.

На самом деле так делали ещё до революции воспитанники Старицкого духовного училища, посыпавшие песочком с надгробья великого Патриарха страницы учебников. Не порвать связь времён атеизмом, изменой и террором…

5 (18) апреля 1652 года, через 45 лет после мирной кончины в Свято-Успенском монастыре, мощи первого Русского Патриарха были торжественно перенесены из Старицу в Москву.

В слове «О принесении мощей в царствующий град Москву Иева, Патриарха Московскаго и всеа Русии чудотворца» Царь Алексей Михайлович писал:

«Нынешняго 160-го (1652) году принесли великого святителя Иева Патриарха мощи априлия в 5 день в понедельник шестые недели часы в оддачю денные в монастырь к Пречистой Богородицы Страстныя.

А встретили те ево честные мощи в селе Тушине, за двенатцать верст до Москвы, по Иосифовской дороге. И ис Тушина несли на/лавах стрелцы до самой Москвы. А яз, многогрешный Царь, встречал с Патриархом и со всем освященным Собором и со всем государством, от мала и до велика. И многолюдно таково было, что не вместилися от Тверских ворот по Неглинские ворота. И по кровлям, и по переулкам яблоку негде было упасть. А Пожар весь занят людьми пешими, нельзя ни проттить, ни проехать. Старые люди говорят, лет за семьдесят не помнят такой многолюдной встречи….

И Патриарх, наш отец, со мною жаловал, плачучи говорил: ‟Вот, де, смотри, Государь, каково хорошо за правду стоять – и по смерти слава”».

«Не ведали, где мы есть – на небе или на земле»

Святитель Иоанн Сан-Францисский (дни памяти: 19 июня / 2 июля, 29 сентября / 12 октября (обретение мощей))

2 июля день памяти святого апостола иуды иаковлева брата господня Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Поступив много лет назад в музыкальный колледж Бёркли, я переехала в Бостон. Первым делом мы с мамой взяли справочник «Жёлтые страницы», в котором в те времена только зарождающегося Интернета печаталась информация о местных храмах, нашли адрес русской церкви и в ближайшее воскресенье туда приехали. Вот с того воскресенья Русская Православная Церковь Богоявления и стала нашим родным домом.

В те дни я вообще жила невероятно счастливо: утром я занималась в колледже, после обеда шла туда же на подработку в офис вице-президента. Центр Бостона, улица Бойлстон – большая, светлая, почти как Проспект Мира. Первые 15 минут я, включив компьютер, разбиралась со служебными или музыкальными делами, а потом открывала сайт Pravoslavie.Ru. То ли дело было в старом компьютере, то ли в несовершенном Интернет-соединении, а то ли в том, что сайт этот только несколько месяцев назад как открылся, но каждый Божий день повторялось одно и то же: как только я открывала сайт Pravoslavie.Ru, компьютер, издав какие-то пыхтящие звуки, замедлялся, как паровоз перед Казанским вокзалом, и останавливался. На оживление его уходил практически целый день, а на следующее утро всё повторялось сначала. Как меня не выгнали, ума не приложу.

Тогда я об этом не думала, потому что всю неделю ждала воскресенья – так мне хотелось в нашу церковь. В воскресенье рано утром я звонила в службу заказа такси, где пожилой участливый диспетчер перебивал меня на первом же слове:

– Помню-помню, мэм, что вам в церковь. О нас там помолитесь.

В церкви я шла на клирос, где наш любимый регент Владимир Павлович Руденко уже раскладывал тяжелые нотные папки, которые он сам – потомок белых офицеров и выпускник Первого русского Великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса – аккуратнейшим образом составил, приписав на первой странице: «Берегите эти книги: они будут нужны вашим внукам».

Начав петь в церкви, я почувствовала, что попала в какое-то волшебство. Церковнославянский язык таял на устах, как жемчуга и розы из старой сказки, а смысл великих богослужебных текстов потрясал мою неофитскую душу. От счастья меня заносило, а пение должно быть бесстрастным, это не опера – учили меня Владимир Павлович и чудесная наша матушка Ирина Лукьянова.

Там, на клиросе, я впервые услышала: «Слава сия будет всем преподобным его». Там же впервые узнала о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском. Это счастье, что мне удалось узнать о великом чудотворце наших дней в Богоявленской церкви: почти у каждого нашего прихожанина были или личные, или родственные истории, связанные со святителем. Кто-то ребенком прислуживал ему в алтаре. Чью-то тётю он исцелил. Кто-то молился на его богослужениях. Кому-то он предсказал весь жизненный путь.

Сам святитель отошел ко Господу 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время посещения Сиэтлла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной.

О, эти великие уроки доброты, полученные мной в храмах русского Рассеяния

Через несколько лет, когда Владимир Павлович и Евгения Дмитриевна Руденко переехали в Калифорнию и я полетела их навестить, они отвезли меня к мощам святителя. Потом я приезжала в Сан-Франциско часто. В одно из воскресений, войдя утром в величественный кафедральный собор Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости, где покоятся мощи Иоанна Шанхайского, я решила идти на клирос. Поднимаясь по высокой-высокой лестнице, я обдумывала, как бы мне лучше представиться и попросить разрешения петь на литургии. Как оказалось, никаких торжественных речей от меня не потребовалось.

Владимир Вадимович Красовский – добрый дядя Вова, известный иконописец и многолетний регент собора – и певчие встретили меня так радушно, как будто с нетерпением ждали (о, эти великие уроки доброты, полученные мной в храмах русского Рассеяния. ).

– Из Бостона? Сопрано? У Владимира Павловича пели, а сейчас у Коли Гансона? Милости просим.

Описать ту литургию в соборе у мощей великого святителя, на которой мне довелось петь, я не могу. Мне отказывает и русский язык, и английский. Я только помню, что эти два часа я не понимала, где была, – на небе ли, на земле ли, – а потом, когда вместе с хоровой волной в соборные окна вдруг хлынула небесная синева, пронзенная солнечными лучами, мне на мгновение показалось, что я иду по воздуху.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *