2 отдел военкомата чем занимается
2 отдел военкомата чем занимается
Архипов Игорь Владимирович
адрес: 400062, Южный федеральный округ, Волгоградская область, г. Волгоград, проспект Университетский, 100
Янцен Татьяна Сергеевна – ведущий специалист по ведению воинского учета и бронированию граждан (ауд. 11-02 Б; тел.: (8442) 46-02-65; тел. внутр.: 1670)
II отдел является структурным подразделением федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет», организующим и координирующим работу по следующим приоритетным направлениям деятельности университета:
обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
В своей работе II отдел руководствуется:
Конституцией РФ, законами РФ, постановлениями правительства РФ и органов управления образованием по вопросам высшего образования;
Федеральным конституционным законом «О военном положении» от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ;
Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. №53-ФЗ;
Федеральным Законом РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» №31-ФЗ от 26.02.1997 г.;
Федеральным Законом РФ «Об обороне» №61-ФЗ от 31.05.1996 г.;
Федеральным Законом РФ «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.;
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. №719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
Положением о II отделе;
локальными нормативными актами ВолГУ;
приказами и распоряжениями Ректора.
Процедура постановки на воинский учёт.
Процедура постановки на воинский учет в Волгоградском государственном университете и предоставления отсрочки от призыва в Вооружённые Силы РФ, распространяется на все факультеты и институты университета, отдел аспирантуры, университетский колледж.
Первый этап – постановка на учёт учащихся 1 курса, прохождение переучета студентами 2-5 курсов. В период:
— с 1 по 31 августа каждого года студенты и магистранты, зачисленные на первый курс ВолГУ, обязаны прийти во II отдел с паспортом и удостоверением гражданина, подлежащего призыву / военным билетом. Студентами заполняется унифицированная форма № Т-2ГС (ВУР) и сдаётся во II отдел.
— с 1 по 15 октября каждого года аспиранты, зачисленные на первый год обучения, подходят во II отдел с паспортом и удостоверением гражданина, подлежащего призыву / военным билетом. Аспирантами заполняется унифицированная форма № Т-2ГС (ВУР) и сдаётся во II отдел.
— с 1 по 15 сентября каждого года студенты 2-5 курсов подходят во II отдел с паспортом и удостоверением гражданина, подлежащего призыву / военным билетом. Сотрудники II отдела сверяют данные документов со сведениями в унифицированных формах № Т-2ГС (ВУР) и при необходимости вносят соответствующие изменения.
Второй этап – подготовка справок.
На основании унифицированных форм № Т-2ГС (ВУР) сотрудниками II отдела оформляются справки Приложение № 2 к Перечню (п.3), подтверждающие наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащие представлению призывной комиссии (в отдел военного комиссариата).
Зарегистрированные справки Приложение № 2 к Перечню (п.3) подписываются ректором или проректором по учебной работе и заверяются гербовой печатью.
Третий этап – выдача справок.
С 15 сентября каждого года осуществляется выдача справок Приложение № 2 к Перечню (п.3) для студентов и магистрантов.
С 10 октября каждого года начинается выдача справок Приложение № 2 к Перечню (п.3) для аспирантов.
Справки Приложение № 2 к Перечню (п.3) выдаются учащимся лично на руки при наличии документа, удостоверяющего личность (паспорт), под расписку для предоставления в отдел военного комиссариата или высылаются в отдел военного комиссариата сотрудниками II отдела.
Напоминаем, что явка студентов, магистрантов и аспирантов ВолГУ во II отдел в указанные сроки строго обязательна!
Военкоматы: Терпение Шойгу лопнуло
Минобороны запускает проект по приведению образцовый вид военных «гардеробов»
На позабытые и позаброшенные военкоматы наконец-то обратили внимание в Минобороны, собственно, именно этому ведомству они и подчиняются. Структурное, можно сказать, подразделение, стоящее на всех видах довольствия. Но это лишь на словах, в результате многочисленных «реформ», большая часть которых свелась к лишению сотрудников военных комиссариатов воинских званий и сокращению самих военкоматов, эти учреждения потеряли свой былой статус и авторитет. «Огражданились», можно сказать.
Считается, что военкоматы «убил» министр обороны Анатолий Сердюков (2007−2012 гг.), но и его предшественники, в большей степени и Сергей Иванов (2001−2007 гг.) тоже руку к этому приложили. Оба, к слову, к Минобороны прежде отношения не имевшие, а потому и особого пиетета к структуре военных комиссариатов не имевшие.
Нынешний министр обороны Сергей Шойгу, хотя тоже из «пиджаков», взялся за возрождение военкоматов практически сразу после своего назначения. Сделал многое, но, видимо, недоделал. И в череде учений, парадов и прочих служебных дел, опять взялся за военкоматы.
От увиденного министр был в шоке. «Ничего не меняется! У вас микроволновка есть, холодильник есть, а компьютеров, чтобы по „электронке“ связаться с другим военкоматом, нет. Ячейки, почта… Вы что? Как партизаны что ли письма в дупло закладываете? Что за работа такая?», — возмутился Шойгу и сделал оргвыводы.
Уже во время нынешней поездки в Тверскую область, встречаясь с губернатором Игорем Руденей, Шойгу объявил о запуске проекта по приведению к современным требованиям военных комиссариатов и пунктов сбора во всех регионах страны.
«Нам нужно приводить в порядок наши военкоматы. Военкоматы в армии — это как гардероб в театре. Предлагаю дать старт этому большому мероприятию — приведению в образцовый вид военкоматов, чтобы они были современными, чтобы туда хотелось приходить не по принуждению или по повестке, а по желанию», — озвучил Шойгу грядущую программу, которая, надо полагать, коснётся не только Твери, но и всех военкоматов в России.
Долгожданная, нужно отметить программа, но ждут от неё не только приведения самих зданий и оргтехники в порядок. Например, возвращения воинских званий, которые отобрал у военкоматчиков Сердюков
Сергей Шойгу, к слову, «перекос» военкомовской реформы решил исправить ещё в 2013 году. Предполагалось, что воинские звания вернут военным комиссарам субъектов федерации, но не выше полковника, поскольку генеральские звания присваивает президент.
Помимо этого предусматривалось, что в комиссариатах появится ещё несколько офицерских должностей, поскольку у военного начальника должны быть в подчинении офицеры. Шла речь о том, что военкомы, как призываемые из запаса офицеры, должны пройти медицинское освидетельствование и соответствующую переаттестацию. Однако, до реализации этой идеи дело тогда так и не дошло и сотрудники военкоматов так и остались гражданскими служащими.
Замысел Шойгу был понятен — профессия военкома становилась всё менее популярной, в том числе из-за отсутствия воинского звания, а это, минуточку, для полковника 13 тысяч рублей, а для капитана 11 тысяч. Деньги немалые.
Опять же можно предположить, не утвердительно, а лишь с определенной долей вероятности, что военкомам стали… меньше давать взяток, по сравнению с предыдущими годами. Отказников и уклонистов заметно поубавилось, связано это с уменьшением срока службы до одного года, достойными условиями службы, практически исчезнувшей «дедовщины» и общим повышением авторитета Вооруженных сил.
Исчезла, так сказать, «прибавка» к окладу. Впрочем, взятки пусть и в усеченном виде в военкоматах как позорное явление сохранилось.
Что такое военкомат? В обывательском представлении — заведение, где происходит процедура призыва в армию, которой ещё несколько лет назад пугали потенциальных новобранцев. Служба считалась не престижной, пресловутая «дедовщина» вводила матерей и даже видавших виды отцов в состояние ступора, а повестка из военкомата считалась едва ли не приговором с пребыванием в тюремной зоне. Помните выражение: «Забрали в армию?».
Ситуация изменилась — призыв в армию уже никого не пугает, а в некоторых регионах России родители новобранцев пытаются даже заплатить, чтобы отправить любимое чадо на службу. Не изменилась только сама функция работы военных комиссариатов — контроль и учет за призывным контингентом.
В 1941-м году, когда на СССР напала фашистская Германия, численность армии (РККА) определялась штатом мирного времени, многие дивизии были кадрированными, людей, боевых штыков, катастрофически не хватало. С учетом крупных потерь на первом этапе Великой Отечественной войны, армия могла оказаться обескровленной, небоеспособной. Сформированная к тому времени система военных комиссариатов по всей стране смогла обеспечить призыв новобранцев и запасников в достаточном количестве для успешного ведения боевых действий.
При этом учитывалась необходимость качественной подготовки бойцов в учебных полках и центрах, командного состава в военных училищах и курсах офицерской подготовки. И вся эта система исправно работала на протяжении долгих четырех лет войны. В отличии от Германии, которая в последний год войны посылала на фронт сопливых юнцов (гитлерюгенд) и престарелых инвалидов, советская система мобилизационной подготовки была в состоянии обеспечить призыв в армию за счет возрастного резерва, позволяющего активно участвовать в боевых действиях.
Ещё несколько лет назад военный комиссариат Московской области возглавлял генерал-майор Александр Фомин. Вовсе не «паркетный генерал» — Герой России, участник боевых действий в Афганистане, Таджикистане, Чечне. Закончил академию Генштаба. Действующий член координационного совета Ассоциации офицеров подразделений специального назначения ГРУ. При всем при этом, пошел служить военным комиссаром вначале Тульской, а потом и Московской области (с 2010 по 2016 годы).
«Армия начинается с солдата, и солдат этот изначально должен быть высшего качество, в том числе морально-волевого, — говорил Александр Гурьевич. — В армии его всему научат, но нужен человеческий фактор, нужен патриот своей страны. И военкомат — первая ступенька в этом воспитании».
— Военные комиссариаты представляют собой территориальные органы Министерства обороны в субъектах России, районах и городах, — рассказывает бывший военком Савеловского района Москвы полковник Сергей Моисеев. — Во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления военные комиссариаты разрабатывают планы проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на военное время.
Отсюда — целый комплекс задач: организация воинского учета, призыв граждан на военную службу, отбор кандидатов для ее прохождения по контракту, бронирование рабочих и служащих за предприятиями.
Военкоматы оказывают помощь образовательным учреждениям в организации и проведении обязательной и добровольной подготовки юношей к военной службе, овладению ими военно-учетными специальностями и военно-прикладными видами спорта. Также военкоматы проводят отбор юношей и девушек в военно-учебные заведения. Содействуют в своевременном и полном представлении гражданам, уволенным в запас, установленных законодательством льгот, прав и социальных гарантий. Ведут архивно-розыскную работу, участвуют в мероприятиях по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.
Военный комиссариат
Для любого призывника знакомство с армией начинается с военкомата. Эта организация имеет собственную структуру, задачи и полномочия. Общее представление о том, как устроена работа военкоматов, будет полезно иметь не только призывникам, но и всем, кто интересуется вопросами военной службы.
Что такое военный комиссариат
Военные комиссариаты (военкоматы) – это территориальные органы военного руководства Министерства Обороны Российской Федерации, которые входят в состав военных округов и отвечают за качественную организацию и проведение учетно-призывной и военно-мобилизационной компаний.
По своему значению и признаку территориального расположения военкоматы делятся на 3 большие основные группы:
Началась история военных комиссариатов еще 8 апреля 1918 года. Тогда Совет Народных Комиссаров утвердил декрет о создании комиссариатов по военным делам. Они нужны были для того, чтобы заниматься организационными вопросами военного характера в регионах.
Изначально в работе комиссариатов были задействованы по большей части военные офицеры. В настоящее время ситуация обратная: основную часть должностей занимают гражданские.
Структура военкомата
Руководит работой военкомата военный комиссар, который сам подчиняется непосредственно начальнику военного округа.
Каждый военный комиссариат состоит из:
Муниципальные отделы могут создаваться в городских округах, муниципальных районах и во внутригородских территориях крупных городов федерального масштаба. В каждом таком отделе имеется собственная печать с указанием номера подразделения. Руководитель отдела получает ее от военного комиссара вместе с доверенностью на осуществление деятельности.
Подразделения и центры социального обеспечения руководствуются в своей работе положениями о них, которые утверждаются руководителем военного комиссариата.
Для выполнения оповещения, призыва и отправки пополнения к месту службы, в военкоматах Вооруженных силах РФ в мирное время создаются аппараты усиления. Для работы в них привлекают граждан, с которыми военкомат заключает договора.
Нормы и правила, по которым граждане привлекаются к работе в аппаратах усиления, устанавливаются Министерством Обороны РФ.
Задачи военкомата
Деятельность военных комиссариатов связана с выполнением множества задач. Основными из них являются следующие:
К неосновным, но тоже очень значимым, относятся задачи такого плана:
Военкоматы проводят большую работу с ветеранами Великой Отечественной Войны: участвуют в проведении мероприятий, встреч и концертов, организуют вручение памятных подарков. Помощь в погребении ветеранов также является почетной обязанностью военкоматов.
Полномочия
Деятельность военкоматов законодательно регулируется Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах».
Качественное выполнение задач, возлагаемых на военные комиссариаты, требует определенных полномочий:
Во избежание конфликтных ситуаций с превышением полномочий работниками военкомата, призывнику необходимо хорошо знать не только свои права, но и обязанности. Своевременная явка в военкомат, добровольное прохождение медицинского освидетельствования и заблаговременная подготовка необходимых документов для законной отсрочки помогут избежать недоразумений в отношениях с военкоматом.
Что проверяют в военкомате
Много вопросов у призывников возникает в связи с прохождением медицинской комиссии в военкомате.
Многие не знают, как к ней подготовиться, и что именно там будут проверять.
В первую очередь, нужно понимать, что медицинское освидетельствование в военкомате не направлено на то, чтобы найти у призывника заболевание несовместимое с военной службой.
Специалисты медицинской комиссии производят достаточно поверхностный осмотр, чтобы выявить новобранцев с явными визуальными проявлениями заболеваний, которые будут препятствовать несению воинской службы или представляют опасность для других военнослужащих. Это, например, могут быть психические расстройства, кожные, венерические заболевания и др.
Если у молодого человека имеется заболевание, которое дает законное право на отсрочку, пройти соответствующее медицинское обследование ему нужно заранее.
Работа военкоматов связана с выполнением множества разносторонних задач. Оценивая их деятельность в общем, можно сказать, что справляются они достойно. Из года в год призывные компании проходят организованно, и армия укомплектована военнослужащими всех уровней подготовки.
Указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (с изменениями и дополнениями)
Указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609
«Об утверждении Положения о военных комиссариатах»
С изменениями и дополнениями от:
1 июля 2014 г., 21 ноября 2015 г., 7, 18 декабря 2016 г., 5 июля, 27 декабря 2017 г., 24 октября 2018 г., 26 января 2019 г., 21 декабря 2020 г.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о военных комиссариатах.
2. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 37, ст. 4433);
Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 811 «О внесении изменений в Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 21, ст. 2428);
Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 709 «О внесении изменений в Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 26, ст. 3166).
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Положение о военных комиссариатах
(утв. Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609)
С изменениями и дополнениями от:
1 июля 2014 г., 7, 18 декабря 2016 г., 5 июля, 27 декабря 2017 г., 24 октября 2018 г., 26 января 2019 г., 21 декабря 2020 г.
1. Настоящим Положением определяются основные принципы создания военных комиссариатов, их подчиненность, задачи и порядок обеспечения деятельности, порядок взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов.
2. Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
3. Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов (командующего Северным флотом), актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением.
Информация об изменениях:
4. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (Северного флота).
5. Создание, реорганизация и ликвидация военных комиссариатов осуществляются в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации.
Информация об изменениях:
6. Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (командующего Северным флотом).
Управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссаром.
Служебная деятельность военных комиссариатов подразделяется на специальную служебную деятельность и общую служебную деятельность. Специальная служебная деятельность военных комиссариатов направлена на выполнение основных задач, определенных настоящим Положением. Общая служебная деятельность военных комиссариатов направлена на обеспечение их функционирования в качестве территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации, выполнение задач, не относящихся к задачам специальной служебной деятельности.
8. Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств.
Информация об изменениях:
9. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района.
Каждый военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) имеет печать с указанием номера военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Информация об изменениях:
10. Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами. Военным комиссарам муниципальных образований выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 18 декабря 2016 г. N 675 в пункт 11 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
11. В процессе своей деятельности военные комиссариаты взаимодействуют в установленном порядке с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
12. Наименование, местонахождение, организационно-штатная структура, а также критерии и нормы содержания военных комиссариатов определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 пункт 13 изложен в новой редакции
13. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации личного состава военных комиссариатов осуществляются в военных образовательных организациях высшего образования, военных профессиональных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации. Специальная подготовка личного состава военных комиссариатов осуществляется непосредственно в военных комиссариатах в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
Порядок и нормы привлечения граждан к работе (к занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.
Граждане привлекаются к работе (к занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления на основании договора, заключаемого ими с военным комиссариатом.
Военные комиссариаты информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководителей организаций о количественном и персональном составе аппарата усиления, помещениях (зданиях), земельных участках, транспортных и других материальных средствах, необходимых для выполнения возложенных на военные комиссариаты задач, а также о планируемых мероприятиях по мобилизационной подготовке с привлечением аппарата усиления.
15. Допуск в военные комиссариаты представителей федеральных органов исполнительной власти для работы с документами по оперативным, мобилизационным вопросам, а также по вопросам подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
16. Проверка состояния служебной деятельности военных комиссариатов осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации. Проверки могут проводить должностные лица, которым военные комиссариаты подчинены, а также по их письменным предписаниям (выданным ими удостоверениям) другие должностные лица в пределах своих полномочий.
II. Основные задачи военных комиссариатов
17. Основными задачами военных комиссариатов являются:
1) организация и осуществление воинского учета граждан, оказание содействия федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета;
3) контроль за реализацией переданных Российской Федерацией органам местного самоуправления полномочий по осуществлению первичного воинского учета, а также за целевым использованием предоставляемых им на эти цели субвенций;
4) организация и осуществление при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет;
6) организация и осуществление учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям, органам и специальным формированиям;
7) участие совместно с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и другими органами государственного надзора и контроля за техническим состоянием транспортных средств в Российской Федерации, в проверке технического состояния транспортных средств, предназначенных для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
8) проведение проверок организаций по вопросам осуществления ими воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и исполнения военно-транспортной обязанности;
9) разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов;
12) организация работы аппарата усиления и руководство его деятельностью;
13) проведение занятий с гражданами, привлекаемыми к работе в аппарате усиления, с военно-учетными работниками органов местного самоуправления и организаций, а также с врачами-специалистами, средним медицинским персоналом и техническими работниками, привлекаемыми к работе по обеспечению мобилизационных мероприятий, подготовке граждан к военной службе, призыву и добровольному поступлению на военную службу, призыву на военные сборы;
14) обеспечение круглосуточной готовности военных комиссариатов к приему телеграммы «Мобилизационная»;
15) осуществление при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призыва по мобилизации (направления для работы на должностях гражданского персонала) граждан, пребывающих в запасе, а также поставка транспортных средств в воинские части в сроки и объемах, которые установлены планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов;
Информация об изменениях:
16) организация территориальной обороны в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (районах территориальной обороны), руководство ее развертыванием и ведением;
17) организация обеспечения в период мобилизации и в военное время мобилизационных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований за счет местных ресурсов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
18) организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления военного обучения граждан в период военного положения и в военное время в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации;
19) организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе;
20) организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования;
Информация об изменениях:
21) проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий:
по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы;
по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с медицинским заключением об их годности к военной службе;
иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу (военные сборы), направлением граждан, обучающихся в военных учебных центрах при организациях высшего образования, в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, на учебные сборы (стажировки);
Информация об изменениях:
22) организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу, и граждан, поступающих в военные образовательные организации высшего образования, военные профессиональные образовательные организации и военные учебные центры при организациях высшего образования;
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 в подпункт 23 внесены изменения
23) участие в организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;
24) контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебных пунктах организаций;
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 в подпункт 25 внесены изменения
25) организация работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и профессиональных образовательных организациях;
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 подпункт 26 изложен в новой редакции
26) организация предварительного отбора граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные организации высшего образования, военные профессиональные образовательные организации, а также в общеобразовательные организации с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации;
27) отбор граждан, пребывающих в запасе, подлежащих призыву на военную службу (направлению для работы на должностях гражданского персонала) по мобилизации, призыву на военные сборы для исполнения специальных обязанностей военной службы, и подготовка материалов для оформления допуска к государственной тайне в установленном порядке;
28) оповещение граждан, не пребывающих в запасе, о месте и времени явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и направлением для прохождения военной или альтернативной гражданской службы;
29) обеспечение выполнения установленных для субъекта Российской Федерации и муниципальных образований норм призыва на военную службу;
30) осуществление учета граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, привлечение их к административной ответственности и направление соответствующих материалов руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществление учета граждан, самовольно оставивших воинские части;
31) организация и проведение с участием органов местного самоуправления мероприятий, связанных с реализацией гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
32) осуществление учета граждан, пребывающих в запасе, являющихся ветеранами боевых действий, принимавших участие в ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций;
33) организация вручения гражданам государственных наград Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации;
34) участие совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации в разработке и реализации мер, направленных на информирование граждан о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, повышение престижа военной службы, сохранение и приумножение патриотических традиций;
35) участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы;
36) участие совместно с органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями в работе по розыску и увековечению памяти погибших при защите Отечества;
37) извещение членов семей лиц, погибших (умерших) при прохождении военной службы (военных сборов);
38) организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
39) осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
40) реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам;
Информация об изменениях:
41) организация в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации:
предварительного отбора граждан, изъявивших желание поступить в организации высшего образования и в процессе обучения по основной образовательной программе пройти обучение в военных учебных центрах при этих организациях высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами;
профессионального психологического отбора граждан из числа студентов, обучающихся по очной форме обучения в организациях высшего образования, изъявивших желание пройти обучение в военных учебных центрах при организациях высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса или изъявивших желание пройти обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса;
Информация об изменениях:
41.1) проведение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, медицинского освидетельствования граждан из числа студентов, обучающихся по очной форме обучения в организациях высшего образования, изъявивших желание пройти обучение в военных учебных центрах при организациях высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или обучающихся в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса;
42) аттестация граждан, пребывающих в запасе, для присвоения им первого и очередного воинского звания офицера;
Информация об изменениях:
43) участие во взаимодействии с организациями высшего образования в порядке, определяемом совместным правовым актом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в подготовке документов воинского учета и материалов:
для присвоения первого воинского звания офицера гражданам, завершившим обучение в военных учебных центрах при организациях высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или по программе военной подготовки офицеров запаса и окончившим организации высшего образования;
для присвоения первого воинского звания сержанта, старшины 1 статьи, рядового, матроса гражданам, завершившим обучение в военных учебных центрах при организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса или обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса и окончившим организации высшего образования;
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 21 ноября 2015 г. N 568 пункт 17 дополнен подпунктом 44
44) отбор граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению офицерами;
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 21 ноября 2015 г. N 568 пункт 17 дополнен подпунктом 45
45) отбор совместно с пунктами отбора на военную службу по контракту граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, а также иностранных граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы»;
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 18 декабря 2016 г. N 675 в подпункт 46 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
46) отбор граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службу внешней разведки Российской Федерации, органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 21 ноября 2015 г. N 568 пункт 17 дополнен подпунктом 47
47) отбор иностранных граждан для поступления на военную службу по контракту в спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.
18. Военные комиссариаты не вправе осуществлять приносящую доход деятельность.
19. Право осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение, возникает у военных комиссариатов с момента получения такого разрешения и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
III. Руководство военного комиссариата
Информация об изменениях:
21. Военный комиссар:
1) организует служебную деятельность военного комиссариата в соответствии с законодательством Российской Федерации и управляет ею;
2) несет персональную ответственность за выполнение задач, стоящих перед военным комиссариатом;
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 18 декабря 2016 г. N 675 в подпункт 3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
4) определяет обязанности личного состава военного комиссариата;
Информация об изменениях:
5) утверждает положения о структурных подразделениях военного комиссариата и выдает военным комиссарам муниципальных образований доверенности на осуществление служебной деятельности;
6) ведет коллективные переговоры и заключает коллективный договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заключает, изменяет и прекращает в установленном порядке трудовые договоры с работниками военного комиссариата и обеспечивает их выполнение;
7) принимает меры по противодействию коррупции в военном комиссариате;
8) осуществляет в пределах своих полномочий подбор, расстановку и аттестацию личного состава структурных подразделений военного комиссариата;
9) осуществляет контроль за соблюдением работниками военного комиссариата трудовой дисциплины;
10) обеспечивает в военном комиссариате:
выполнение личным составом поставленных перед ним задач;
законное, экономное и эффективное использование выделенных бюджетных ассигнований, нефинансовых активов и иного имущества, соблюдение бюджетной, налоговой, платежной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины;
выполнение требований противопожарной безопасности;
надлежащее содержание и правильную эксплуатацию (правильное применение) военной и специальной техники, военно-технического имущества, зданий, помещений и надлежащее содержание территории;
проведение мероприятий по защите государственной тайны и создание условий для правильной организации режима секретности, ведения секретного и мобилизационного делопроизводства;
11) организует эффективное взаимодействие структурных подразделений военного комиссариата;
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 18 декабря 2016 г. N 675 в подпункт 12 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
12) организует взаимодействие военного комиссариата с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, осуществляет взаимодействие непосредственно;
13) представляет в установленном порядке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по вопросам служебной деятельности военного комиссариата;
14) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, договоры с организациями по обеспечению исполнения воинской и военно-транспортной обязанности, договоры аренды зданий и помещений для выполнения задач, возложенных на военные комиссариаты, договоры на выполнение работ, оказание услуг и поставку материальных средств, связанных с деятельностью военного комиссариата, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации;
15) руководит разработкой плана подготовки и проведения призыва граждан на военную службу и организует его выполнение;
Информация об изменениях:
16) принимает решение в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации, на проведение мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, а также руководит разработкой и уточнением плана проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, представляет его командующему войсками военного округа (командующему Северным флотом) на утверждение и организует выполнение плана;
17) организует охрану зданий и помещений военного комиссариата, выполнение в пределах своих полномочий мероприятий по противодействию терроризму; контролирует несение дежурства в военном комиссариате;
18) организует проведение проверок:
состояния служебной деятельности структурных подразделений военного комиссариата;
осуществления первичного воинского учета граждан органами местного самоуправления, в том числе целевого использования органами местного самоуправления субвенций, предоставляемых на эти цели;
осуществления воинского учета граждан организациями;
бронирования граждан, пребывающих в запасе, организациями;
ведения учета и мобилизационной готовности транспортных средств организаций;
готовности организаций к обеспечению призыва на военную службу (направления для работы на должностях гражданского персонала) граждан и к предоставлению транспортных средств по мобилизации;
19) рассматривает дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и передает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, соответствующие материалы в правоохранительные органы;
20) принимает меры по предупреждению нарушений при использовании имущества военного комиссариата, а также по возмещению виновными лицами причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
21) организует специальную подготовку личного состава военного комиссариата и подготовку аппарата усиления;
22) организует и проводит учения и тренировки с личным составом военного комиссариата;
23) осуществляет анализ состояния мобилизационной готовности и служебной деятельности военного комиссариата, определяет меры по их совершенствованию;
24) организует работу по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
25) организует представление отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
26) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Не допускается возложение на военного комиссара и подчиненных ему должностных лиц обязанностей, не предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
IV. Обеспечение деятельности военных комиссариатов
Информация об изменениях:
23. Военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Северного флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
24. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации.
Оплата аренды зданий и помещений, занимаемых военными комиссариатами, помещений призывных пунктов, помещений (зданий) и земельных участков, используемых аппаратом усиления, за фактическое время их использования производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
Утверждено новое положение о военных комиссариатах.
Уточняется, что военный комиссариат создается в субъекте Федерации. Ранее они создавались и в муниципальных образованиях. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в т. ч. отделы по муниципальным образованиям. Такие отделы могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района.
Как и прежде, военные комиссариаты создаются, реорганизуются и ликвидируются Минобороны России.
Определено, что профпереподготовка и повышение квалификации военных комиссаров могут проходить и непосредственно в военном комиссариате в ходе спецподготовки.
Основные задачи военных комиссариатов в целом не изменились, а вот полномочия военных комиссаров значительно расширены.
Как и прежде, военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых Минобороны России.
Указ вступает в силу со дня его подписания. Прежнее положение утратило силу.
Указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах»
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2012 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 50 (часть V) ст. 7017
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента РФ от 21 декабря 2020 г. N 803
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
Указ Президента РФ от 26 января 2019 г. N 18
Изменения вступают в силу с 31 января 2019 г.
Указ Президента РФ от 24 октября 2018 г. N 602
Изменения вступают в силу с 24 октября 2018 г.
Указ Президента РФ от 27 декабря 2017 г. N 637
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2017 г.
Указ Президента РФ от 5 июля 2017 г. N 309
Изменения вступают в силу с 5 июля 2017 г.
Указ Президента РФ от 18 декабря 2016 г. N 675
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Указ Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 657
Указ Президента РФ от 21 ноября 2015 г. N 568