2 сердце его строение работа тренировка
Сердечнососудистая система. Иммунитет. Болезни кровообращения у детей
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Значение сердечнососудистой системы. Большой и малый круг кровообращения. Сердце, его строение, работа, тренировка. Иммунитет, его виды. Болезни органов кровообращения у детей. Виды кровотечений.
Рубрика | Биология и естествознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.01.2015 |
Размер файла | 21,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Братский педагогический колледж»
ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ
Гаязова Анна Ивановна
Гофман Галина Александровна
В данной контрольной работе я рассмотрю сердечнососудистую систему человека, ее значение и функции. Расскажу, как устроено наше сердце, как оно работает, о возрастных особенностях сердца. Также где и как я применю полученные знания.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
сердце иммунитет кровотечение болезнь
В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа.
Очень развито воображение, и ребенок задействует его постоянно.
Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по-другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого.
В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по-правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям.
Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.
Начинает осознавать половые различия и задает, поэтому поводу много вопросов. Так же начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, проявляющиеся ночью и в период засыпания.
К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес.
Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.
Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку хочет быть взрослее. Но готовность ребенка к школе определяется не только его умением читать и писать. Важнее психологическая и мотивационная готовность, интеллектуальная зрелость, а так же сформированная произвольность внимания, то есть способность сосредотачиваться на 35-40 минут, не отвлекаясь и выполняя какую-либо череду задач.
Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, с ними бывает трудно справиться. Этот этап необходим для развития ребенка. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого.
У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение.
Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное.
Ребенок может придерживаться установленных правил.
Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня, многие дети уже не спят в тихий час.
Происходят изменения в отношениях с взрослыми. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием. Интерес к посторонним взрослым значительно возрастает.
У детей наблюдаются споры, капризы, непослушание, упрямство, острая реакция на критику. Но так дети ведут себя в знакомой обстановке, со знакомыми людьми, с посторонними такого поведения обычно не бывает.
Значение сердечнососудистой системы
Сердечнососудистая система обеспечивает непрерывную циркуляцию крови. Кровь доставляет к тканям и органам питательные вещества и кислород, выводит из них продукты обмена и углекислый газ.
Артерии имеют вид трубок, в стенках которых выделяют три слоя: наружный, средний и внутренний. Наружная оболочка состоит из рыхлой волокнистой соединительной ткани. Средняя оболочка гладкомышечная, внутренняя оболочка выстлана одним рядом эндотелиальных клеток, лежащих на внутренней эластиновой мембране. Такая же наружная мембрана находится между наружной и средней оболочками. Эти мембраны придают стенкам артерий прочность и упругость.
Капилляры являются мельчайшими кровеносными сосудами, через стенки которых осуществляются все обменные процессы между кровью и тканями. Стенка капилляра имеет толщину около 1 мкм.
В отличие от артерий, мышечный слой вен развит слабо, и в нем нет эластических волокон. Поэтому при порезах вены спадаются, и кровь медленно вытекает из них (а не бьет струей, как при артериальном кровотечении).
Основные три функции сердечнососудистой системы:
1) транспортировка питательных веществ, газов, гормонов и продуктов метаболизма к клеткам из клетки;
2) регуляция температуры тела;
3) защита от вторгающихся микроорганизмов и чужеродных клеток.
Возрастные особенности кровеносных сосудов.
Большой и малый круг кровообращения
Значение кровообращения: поступление в ткани и органы питательных веществ, гормонов, кислорода; выведение продуктов обмена и углекислого газа.
Возрастные особенности кровообращения.
Кровообращение плода имеет свои особенности, которые связаны с тем, что до рождения кислород поступает в организм плода через плаценту и так называемую пупочную вену. Пупочная вена разветвляется на два сосуда, один питает печень, другой соединяется с нижней полой веной. В результате в нижней полой вене происходит смешение крови, богатой кислородом, с кровью, прошедшей через печень и содержащей уже продукты обмена. Через нижнюю полую вену смешанная кровь попадает в правое предсердие. Далее кровь проходит в правый желудочек и выталкивается в легочную артерию, меньшая часть крови течет в легкие, а большая часть в боталлов проток попадает в аорту. В результате соединения аорты и легочной артерии оба желудочка сердца нагнетают кровь в большой круг кровообращения. Кровь с продуктами обмена возвращается в материнский организм через пупочные артерии и плаценту.
Таким образом, циркуляция в организме плода смешанной крови, его связь через плаценту с системой кровообращения матери, и наличие боталлова протока являются основными особенностями кровообращения плода.
Сердце. Его строение, работа, тренировка
Сердце человека состоит из двух предсердий и двух желудочков. Левая и правая части сердца разделены сплошной перегородкой. Предсердия и желудочки каждой половины сердца соединяются между собой отверстием, которое закрывается клапаном. В левой половине клапан состоит из двух створок (митральный), в правой из трех (трикуспидальный). Клапаны открываются только в сторону желудочков. Этому способствуют сухожильные нити, которые одним концом прикрепляются к створкам клапанов, а другим к сосковым мышцам, расположенным на стенках желудочков. Эти мышцы являются выростами стенки желудочков и сокращаются вместе с ними, натягивая сухожильные нити и не допуская обратного оттока крови в предсердия.
У места выхода аорты из левого желудочка и легочной артерии из правого желудочка располагаются полулунные клапаны по три створки в каждом, имеющие вид кармашков. Они пропускают кровь из желудочков в аорту и легочную артерию.
Сердечная мышца сокращается ритмично, в течение всей жизни. Сердце обладает автоматизмом. Сердечный цикл начинается с сокращения предсердий. При этом кровь через открытые створчатые клапаны проталкивается в желудочки сердца. Сокращение предсердий начинается с места впадения в него вен, поэтому устья их сжаты и попасть назад в вены кровь не может. Вслед за предсердиями сокращаются желудочки. Створчатые клапаны поднимаются, захлопываются и препятствуют возврату крови в предсердия. Удерживающие их нити и сосочковые мышцы напряжены. Поэтому, кровь не может попасть в предсердия. Под ее напором открываются полулунные клапаны, и кровь направляется из левого желудочка в аорту (большой круг кровообращения), а из правого желудочка в легочные артерии (малый круг кровообращения).
Цикл работы сердца составляет 0,8с + 0,8с.
Сердце работает непрерывно, не прекращая своей работы, даже когда мы спим. От работы сердца зависит здоровье человека. Чем лучше работает сердце, тем больше чистого воздуха и питательных веществ получает каждый орган.
Гигиена сердечнососудистой системы детей.
Интенсивность физического труда и физических упражнений должна соответствовать возрасту, т.к. чрезмерная их интенсивность для детей определенного возраста и перенапряжение психики нарушают деятельность сердечнососудистой системы. Сильные отрицательные эмоции, часто повторяющиеся, особенно в период полового созревания, курение, потребление спиртных напитков, нарушают функции сердечнососудистой системы. Предъявляются определенные требования к одежде и обуви, обеспечивающие нормальное функционирование сердечнососудистой системы. Не допускаются узкие воротники, тесная одежда, тугие пояса, подвязки над коленями, тесная обувь, как нарушающие нормальное кровообращение и кровоснабжение органов и тканей.
Возрастные особенности сердца
У новорожденных и детей грудного возраста сердце располагается высоко и лежит почти поперечно. Переход сердца из поперечного положения в косое начинается в конце первого года жизни ребенка. У 2-3 летних детей преобладает косое положение сердца.
Кровь, лимфа и тканевая жидкость являются внутренней средой организма, в которой осуществляется жизнедеятельность клеток тканей и органов.
Кровь переносит кислород и питательные вещества к органам и тканям и выводит из них продукты обмена веществ. Всего у человека около 5 литров крови.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сердце и кровеносные сосуды как главнейшие составляющие кровеносной системы. Строение сердца и процесс циркуляции крови в организме по венам и артериям. Большой и малый круг кровообращения. Контрольные задания для проверки знаний учащихся по данной теме.
презентация [117,4 K], добавлен 16.02.2011
Роль крови в организме. Строение кровеносной системы человека. Три фазы работы сердца: сокращение предсердий; сокращение желудочков и пауза; желудочки и предсердия одновременно расслаблены. Большой и малый круг кровообращения. Помощь при кровотечениях.
презентация [604,9 K], добавлен 11.01.2010
Малый и большой круги кровообращения. Скорость движения крови в различных частях кровеносной системы. Давление крови, ее ударный объем. Схема строения сердца, его работа и мощность. Уравнение Бернулли, его следствие для работы кровеносной системы.
презентация [1,3 M], добавлен 30.11.2015
Анализ работы кровеносной системы человека. Принцип кровообращения в сердце. Значение капилляров. Движение венозной крови по легочным артериям. Описание выхода углекислого газа из вен и обогащения крови кислородом из альвеолярного воздуха легких.
презентация [669,6 K], добавлен 24.05.2015
презентация [669,6 K], добавлен 24.05.2015
Место и значение сердечнососудистой системы в организме человека. Строение и принцип работы сердца человека, его основные элементы и их взаимодействие. Понятие крови, ее состав и значение, общая схема кровообращения. Заболевания сердца и их лечение.
реферат [35,3 K], добавлен 24.05.2009
Строение сердца и функции сердечно-сосудистой системы человека. Движение крови по венам, большой и малый круг кровообращения. Строение и функционирование лимфатической системы. Изменения кровотока различных областей организма при мышечной работе.
презентация [260,6 K], добавлен 20.04.2011
Работа сердца
Разделы: Биология
План урока:
1. круги кровообращения
II. Изучение новой темы
1) сердечный цикл
2) решение задачи на знание сердечного цикла
3) регуляция работы сердца
4) факторы, влияющие на деятельность сердца
III. Закрепление
IV. Домашнее задание
V. Рефлексия
Ход урока
Я предлагаю вам вспомнить детский стишок:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять…
Вдруг охотник прибегает…
К тому моменту, когда охотник сделает “пиф, паф”, кровь из сердца успевает добежать до пяток и макушки и вернуться обратно.
Давайте вспомним, какой путь проходит кровь
(работа с таблицей “Круги кровообращения” )
Какие сосуды замыкают круги кровообращения и обеспечивают непрерывную циркуляцию крови? (капилляры)
А вам известно, что количество капилляров столь огромно (150 миллиардов), что если их вытянуть в одну линию, ею можно будет свыше двух раз опоясать земной шар. И такой путь кровь преодолевает не раз и не два в год, а каждую минуту на протяжении всей жизни человека.
Что с вашей точки зрения необходимо знать, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока:
В чем секрет неутомимости и работоспособности сердца?
(строение сердца, как оно работает)
На первый вопрос мы с вами уже можем ответить
(Ответ: строение сердца)
У: Для того чтобы ответить, как работает сердце, нам необходимо поработать с учебником. На с. 130 прочитайте текст “Сердечный цикл” и попробуйте заполнить предложенную вам таблицу
Заполняя колонку “Состояние клапанов”, отметьте, открыты они или закрыты.
Фазы сердечного цикла | Длительность фазы | Движение крови | Состояние клапанов | |
створчатые | полулунные | |||
Из предсердий в желудочки | ||||
Из желудочков в сосуды | ||||
Кровь переходит в предсердия и желудочки |
(Таблица 1 в готовом виде)
Фазы сердечного цикла | Длительность фазы | Движение крови | Состояние клапанов | |
створчатые | полулунные | |||
Сокращение предсердий | 0,1 | Из предсердий в желудочки | Открыты | Закрыты |
Сокращение желудочков | 0,3 | Из желудочков в сосуды | Закрыты | Открыты |
Расслабление | 0,4 | Кровь переходит в предсердия и желудочки | Открыты | Закрыты |
Исходя из полученной информации, ответьте на вопрос:
В чем секрет неутомимости и работоспособности сердца?
(работает сердце только в тот момент, когда выталкивает кровь, а в остальное время отдыхает)
Давайте посчитаем, сколько работают, а сколько отдыхают различные отделы сердца
(таблица 1 дана на доске, на ее основе составляется таблица 2)
Работают | Отдыхают | |
Предсердия | 0,1 | 0,7 |
Желудочки | 0,3 | 0,5 |
Створчатые клапаны | 0,3 | 0,5 |
Полулунные клапаны | 0,5 | 0,3 |
У: Полученные знания о сердечном цикле помогут нам в решении задач
Представьте ритмичную работу сердца52-летнего человека, и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько из 52 лет у него:
а) отдыхали мышцы желудочков сердца
б) отдыхали мышцы предсердий
в) работали (были закрыты) створчатые клапаны
г) работали (были закрыты) полулунные клапаны
а) | 52г. | — | 0,8 с. |
хг. | — | 0,5 с. | Х= 52г. * 0,5 с./ 0,8 с.=32,5 г. |
б) | 52г | — | 0,8 с. |
хг. | — | 0,7с.. | Х=52г. * 0,7с./ 0,8 с. = 45,5 г. |
в) | 52г | — | 0,8 с. |
хг. | — | 0,3с.. | Х=52г. * 0,3с./ 0,8 с. = 19,5 г. |
г) | 52г. | — | 0,8 с. |
хг. | — | 0,5 с. | Х= 52г. * 0,5 с./ 0,8 с.=32,5 г. |
а) 32,5 лет отдыхали мышцы желудочков сердца
б) 45,5 лет отдыхали мышцы предсердий
в) 19,5 лет работали (были закрыты) створчатые клапаны
г) 32,5 лет работали (были закрыты) полулунные клапаны
Сердце работает на протяжении всей жизни человека – во время работы отдыха, сна. Давайте вспомним, какие системы регулируют деятельность любого органа, в том числе и сердца.
(нервная и эндокринная)
У: Чтобы уточнить как именно нервная и эндокринная системы регулируют деятельность сердца, обратимся к учебнику.
Прочитайте текст на стр. 131 и допишите в предложенную вам схему недостающие детали.
В отличие от других органов регуляция работы сердца осуществляется не только под влиянием нервной и гуморальной системы, но и под влиянием импульсов, возникающих в нем самом – такая способность носит название автоматизм
Автоматизм сердца – это способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.
В сердце человека источником автоматизма служат особые мышечные клетки. Они располагаются в различных его отделах. В здоровом сердце человека главным центром зарождения автоматических импульсов являются мышечные клетки, расположенные в правом предсердии.
Именно способностью к автоматизму можно объяснить то, что сердце способно сокращаться даже вне организма. Об этом свидетельствуют следующие факты:
Наблюдали бьющееся сердце зародыша цыпленка, помещенное в стакан с теплым физиологическим раствором. В этих условиях сердце пульсировало три месяца.
В другом случае клетки сердечной мышцы росли, но не двигались. И пульсацию сердца обнаружили совершенно случайно в момент, когда хотели выплеснуть его из стакана, спустя 65 суток от начала опыта.
Немецкий ученый Коррель поддерживал в питательной среде сокращение кусочка сердца куриного зародыша в течение семи лет.
Сердце собаки вне организма может сокращаться в определенных условиях в течение нескольких суток.
Сердце считается наиболее живучим из всех органов. Однако из всего сказанного не надо делать вывода, что работа дается сердцу легко. Ему, конечно, трудно, а отдых совершенно необходим для восстановления сил. Поэтому, чем большую помощь вы сможете оказать своему сердцу, тем дольше и лучше будет служить вам этот неутомимый труженик
Сообщение 1
Заболевания сердца и сосудов по тяжести последствий занимают первое место среди всех заболеваний. Движение, разумная физическая нагрузка — непременное условие здорового сердца и всего организма. Правильная тренировка важна для сердца и мышечной системы, а физическая бездеятельность для них губительна. В работе сердечная мышца хорошо снабжается питательными веществами и кислородом.
Какие же физические упражнения для сердца самые полезные? Те, которые выполняются непрерывно и достаточно долго. К ним относятся: бег, плавание, ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде, катание на коньках, спортивные игры (футбол, баскетбол, теннис). Получив разрешение от врача можно заниматься любым из них или чередовать по своему желанию. Важно только, чтобы продолжительность занятий была не меньше 20-30 минут и не больше 1-1,5 часа в день. Проводить занятия лучше всего 3-4 раза в неделю.
Конечно, пробежать с непривычки полчаса без отдыха будет трудно или даже невозможно. Но в этом и нет необходимости. Начинать надо с небольших пробежек в 3-5 минут, чтобы не очень уставать. Нагрузку в беге, и в других упражнениях нужно увеличивать до 20 минут и больше постепенно, в течение нескольких месяцев.
Занимаясь таким образом, вы заметите, что пробегаете, проплываете или проходите значительно больше, а устаете – меньше. Это и есть результат укрепления сердца. Оно становится сильнее, легче справляется со своими задачами и потому работает надежнее, лучше, позволяя вам выполнять нагрузки, еще недавно казавшиеся невыполнимыми
Сообщение 2
От состояния сердечных сосудов во многом зависит деятельность сердца.
Чрезмерное потребление животной пищи (мяса, масла, яиц) в среднем и пожилом возрасте способствует откладыванию жироподобного вещества холестерина и солей кальция в среднем слое стенок артерий. Губительно влияет на стенки артерий неумеренное употребление спиртных напитков. В результате сосуды теряют свою эластичность и гибкость, становятся твердыми и хрупкими. Просвет их нередко сужается, движение крови затруднено. От этого страдает сердце.
Для предупреждения болезней сердца и сосудов необходимо создавать достаточные по силе и продолжительности физические нагрузки, соблюдать режим труда и отдыха, правильно питаться, отказаться от курения и употребления алкоголя.
Сегодня на уроке вы достаточно много узнали о работе сердца, предлагаю вам в качестве творческого задания составить синквейн на тему “Сердце”.
Синквейн – стихотворение в прозе из 5 строк
(на задание дается 3-5 минут, затем желающие представляют свои работы)
Горячее, сильное, молодое.
Бьется, тикает, живет.
Сердце, один из важнейших органов в человеческом организме.
Тест (проверяется сразу путем взаимопроверки)
1.В деятельности сердца можно выделить:
2. Сколько длится сокращение предсердий в сердечном цикле?
3. Какова продолжительность фазы расслабления в сердечном цикле?
4. Парасимпатическая нервная система работу сердца:
5. Как влияет на деятельность сердца адреналин?
Правильные ответы: 1б 2а 3в 4б 5а
1. Сердце зародыша цыпленка, помещенное в физиологический раствор, сокращается благодаря:
а) нервной регуляции
б) гуморальной регуляции
2. Сколько длится сокращение желудочков в сердечном цикле?
3. Считается, что створчатые и полулунные клапаны сердца работают, если они:
4. Симпатическая нервная система работу сердца:
5. Как влияет на деятельность сердца ацетилхолин?
Правильные ответы: 1в 2б 3б 4б 5а
Вычислить сколько работали:
в) створчатые клапаны
г) полулунные клапаны у вас или ваших близких (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры) на выбор.
И в завершении нашего урока я предлагаю вам закончить одну из предложенных фраз:
Сегодняшний урок показал мне…
На будущее мне надо иметь в виду…