2 шкалы в технике квадрат настроения второго года обучения помогают определить
Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
Что такое эмоциональный интеллект и почему его нужно развивать? Для христианина любого возраста это непраздный вопрос, поскольку умение любить и принимать начинается с умения сопереживать ближнему, понимать, что чувствует другой человек и при этом сохранять свои личные границы – то есть показать окружающим, что ваши чувства надо уважать.
Во все времена эти навыки жизненно необходимы.
«Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь»
Эти строчки Николая Заболоцкого знает каждый старшеклассник. Психолог Виктория Шиманская, автор книги «Коммуникация», уверена, что каждая эмоция может стать ресурсом, поэтому развитие эмоционального интеллекта настолько важно. Как тренировать душу в понимании? Подробнее читаем в её статье.
«Зарядка для души:
как развивать эмоциональный интеллект»
…Эмоциональный интеллект – это способность понимать эмоции, чувства и переживания – свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.
Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.
Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании.
Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно для подростков.
Подростковый возраст – время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации.
Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.
Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.
Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.
Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.
Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.
Упражнение «Квадрат настроений»
Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.
Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие – это эмоциональная составляющая. Энергия – физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?
Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.
Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.
Упражнение «Не обижайся!»
Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение.
Игнорирование – еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.
Перейти в режим «игнора» помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете – обидчик. Стол – стул – шкаф – обидчик – никаких эмоций.
А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.
Про общение с родителями
Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».
Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты – никому, но и тебе – никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.
1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».
2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».
Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».
Уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, в деятельности, какую бы сферу они не выбрали.
Виктория Шиманская, доктор психологии, специалист по эмоциональному интеллекту
Фото из открытых источников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мастер – класс «Миром правят эмоции»
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри. Я рада видеть вас на своём мастер-классе. Возможно, что не все разделяют мои чувства. Давайте определим, какое настроение преобладает сейчас в нашей аудитории. Отметьте свое настроение в квадрате настроения в ноутбуке.
— Ну что ж, настроение у всех разное, но я думаю, нам не помешает это плодотворно поработать вместе.
— А для начала – внимание на экран!
Что вы сейчас испытываете? Отметьте на квадрате!
— Вам всё нравится? Может быть, вам чего-то не хватает?
— Вот вам звук! (звуки леса). Вы удовлетворены?
— Отметьте это на квадрате!
А теперь вот этот фрагмент.
Передача на английском языке (без звука)
— Вам что-то не нравится? Что вы сейчас испытываете? Отметьте на квадрате!
Вам чего-то не хватает?
— Вот вам звук! (английская речь). Вы удовлетворены?
— Нет. (Да) Отметьте на квадрате!
— Почему? Я же дала вам звук!
— Какие чувства вы сейчас испытываете?
— Недовольство! Отметьте на квадрате!
— Собой, что не знаем; вами, что издеваетесь над нами!
— Чего вам сейчас хотелось бы?
— Чтобы кто-то перевёл!
— У всех только такое желание?
Итак, я приглашаю вас на свой мастер-класс «Миром правят эмоции!»
Эмоции стоят между разумом и результатом.
Другой сценарий развития событий.
Демонстрация (химическая реакция):
«Я – человек (сосуд наполнен водой, в которой растворён пурген ). Я испытываю бурю эмоций (добавляю соду, вода становится красной). Но если я обладаю навыком понимания своих эмоций и умею ими управлять (добавляем лимонную кислоту, вода светлеет), то мои эмоции не мешают окружающим меня людям и мне самому!
Мы должны учить детей не просто распознавать свои и чужие эмоции, но и учить управлять ими, развивать умение строить коммуникации.
Вернёмся к началу нашей встречи.
Продолжим движение в этом направлении?
Тогда, я снова приглашаю вас в мир звуков – звуков английского языка. Я не беру на себя смелость за 20 минут научить вас говорить на английском языке, но научить вас произношению отдельных трудных звуков – постараюсь. И очень надеюсь, что ваше эмоциональное состояние мне в этом поможет.
1. Одними из самых трудных для произношения являются звуки [ð] (З) и [Ө] (с) при изучении чтения буквосочетания th. В русском языке таких звуков нет, есть звуки [с] и [з].
Как правильно произносить английские звуки [ð] и [Ө]? Кончик язычка зажимаем между зубами и произносим русские звуки з и с, получаются англ. звуки [ð] и [Ө].
Сейчас мы попробуем произнести русские слова, но с английским произношением звуков з и с. (На экране два предложения, подчеркнуты звуки з и с). Попробуйте прочитать предложение (шепелявое чтение)
Что вы испытали, когда читали эти предложения? — Смех, удивление, радость от того, что получается.
Эту эмоцию и ситуацию успеха можно закрепить, если предложить отработку этого звука с помощью чего-нибудь съедобного, например шоколадки. Попробуем?
Отметьте своё настроение на квадрате!
Как вы думаете, так ли уж важно уметь правильно произносить звуки?
— Конечно, от неправильного произношения может измениться лексическое значение слова.
Да, в английском языке много слов, которые звучат почти одинаково. Если вы произнесете слово неправильно, то ваш собеседник не поймет вас или поймет не так.
Посмотрите на слайд:
А может проще сказать, как детям говорю, сначала задуваем свечу и улыбаемся. А теперь тоже самое и при этом произносим звук [w]?
5. А теперь поработаем в парах.
Создаем ситуации (показать на слайд):
Ситуация 2. Мама и дочка. Вы счастливы. Поработаем с эмоцией радость. Прочитайте предложения с радостью.
Ситуация 3. Учительница и ученица. Вы удивлены. Прочитайте эти предложения с удивлением.
Выбираем одно предложение из двух
Why Willy, why Willy, why Willy, why
My birthday is on Thursday.
и произносим их с эмоциями, соответствующими заданным ситуациям. Не забывайте правильно произносить звуки!
Последнее упражнение было направлено не только на отработку звуков английского языка, но и преследовало цель развития навыка проявления эмоций.
У остальных карточка со словами-эмоциями, пользуясь которой, они должны угадать эмоцию и задать вопрос: Are you happy? Ученик отвечает: Yes, I am. No, I am not.
Давайте сделаем это.
7. Эмоция удивления – пожалуй, самая значимая для процесса познания.
«Удивление движет миром». Лев Полыковский.
В английском языке много удивительного, только надо уметь самому это видеть и учить детей находить удивительное рядом.
Посмотрите на слайд:
на слайде два слова time и table, и под ними картинки.
Переведите слова: время и стол. Попробуйте соединить слова в одно, как вы думаете, как переводится это слово, англичан прошу не переводить. Подумайте. После появляется картинка: расписание.
следующий слайд. Слова с картинками egg яйцо, plant растение = eggplant баклажан
следующий слайд. Слова pine сосна и apple яблоко = Ананас
water вода, melon дыня = watermelon арбуз.
Такие парадоксы не только вызывают эмоцию удивления, но и интереса.
8. Удивление можно вызвать и экспериментом. Попробуем?
Опустите аккуратно эти комочки бумаги на поверхность воды. WOW!
Только мне кажется, нашим цветочкам чего-то не хватает?
Да, я тоже добавила бы цвета! И ЗВУКОВ!
Как вы думаете, а если бы у нас была очень мощная звукоусиливающая аппаратура, какой звук мы услышали бы, в момент распускания цветочков? Давайте ещё раз опустим цветочки в воду, и как можно громче постараемся озвучить момент распуская цветочков! А что мы скажем, когда все цветочки распустятся? WOW!
9. Ну что ж, мир полон не только звуков, но и красок! Отметьте своё настроение на квадрате!
Итак, мы с вами завершили этап информационного блока под девизом «Я ЗНАЮ!» и можем провести самооценку «Я МОГУ?!»
Продолжите, пожалуйста одну фразу на выбор:
Отметьте своё настроение на эмоциональном квадрате.
Итак, глядя на ваш рефлексивный квадрат, я вижу, что в основном у вас преобладало настроение ………… Я очень этому рада!
Наш мастер-класс подошёл к концу, и я очень надеюсь, что вы, так же как и я, осознав необходимость развития эмоционального интеллекта, каждый свой урок будете проводить под девизом «Я это делаю!».
Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.
Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.
Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.
Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.
Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.
Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.
Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.
Про понимание себя
Упражнение «Квадрат настроений»
Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.
Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?
Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.
Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.
Про общение со сверстниками
Упражнение «Не обижайся!»
Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.
Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.
Про общение с родителями
Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».
Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.
1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».
2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».
Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».
Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.
Шкала оценок своего настроения и характера.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Шкала оценок своего настроения и характера.
Происходящие перемены с детьми делают необходимым перестройку отношений родителей к детям. Иначе они рискуют стать тормозом на пути дальнейшего развития и выздоровления детей.
Обратная связь –это не просто обсуждение-это слова(знаки, символы),запечатленная цветопись, эмоциональный термометр, цветоразличие. Человеку легко выбрать цвет своего настроения, чем точно описать слова. « Какой цвет тебе подходит? – раздаем цвета друзьям»
Ловкий 7 6 5 4 3 2 1 неуклюжий
Интересный 7 6 5 4 3 2 1 неинтересный
речь правильная 7 6 5 4 3 2 1 речь неправильная
Дружелюбный 7 6 5 4 3 2 1 недружелюбный
Симпатичный 7 6 5 4 3 2 1 несимпатичный
Тактичный 7 6 5 4 3 2 1 бестактный
Приветливый 7 6 5 4 3 2 1 неприветливый
Благоразумный 7 6 5 4 3 2 1 неблагоразумный
Трудолюбивый 7 6 5 4 3 2 1 ленивый
Популярный 7 6 5 4 3 2 1 непопулярный
Добросовестный 7 6 5 4 3 2 1 недобросовестный
Ответственный 7 6 5 4 3 2 1 безответственный
Существует огромное количество разнообразных критериев по которым мы сравниваем других людей. По одним критерием мы занимаем ведущее место, по другим- завершаем список. Люди оценивают нас по-разному
Например в классе оценивают трудолюбом, а мама – ленивый. Знать как нас оценивают не просто интересно, но и необходимо для собственного личного развития
Полученные в исследовании данные расширяют психологические представления взаимосвязи межличностных отношений и эмоционального состояния.
Эмоциональный интеллект ребёнка
Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
Историческая справка
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
Зачем развивать
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Методика ЭмИн
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Тест Холла
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Тест ЭмIQ–2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.
Как развивать эмоциональный интеллект
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.
«Я радуюсь, когда. »
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.
Какие книги можно почитать
Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
Если хотите почитать с ребёнком:
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.