2 ватиканский собор и его решения кратко

Второй Ватиканский Собор: старые догматические определения и реформа литургии

Папа Римский Иоанн XXIII во время своего пребывания на посту апостольского нунция в Турции в 1935 году стал членом Ордена Розы и Креста.

Он получил в этой тайной организации мистическое имя Иоанн. Об этом итальянский писатель Пир Капри написал книгу «Пророчества Папы Иоанна XXIII».

Иоанниты, главой которых стал Иоанн XXIII, добились созыва и проведения Второго Ватиканского собора, изменившего направление развития католицизма и произведший революцию в литургике и богословии Римской церкви Римской католической церкви.

Второй Ватиканский Собор должен был сделать Римско-католическую Церковь открытой миру

Второй Ватиканский собор — это XXI Вселенский Собор Католической церкви, открытый в 1962 году по инициативе папы Иоанна XXIII. Продолжался он 3 года и закрылся уже при папе Павле VI.

На нём были принят ряд важных документов, относящихся к церковной жизни — 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации. В Соборе принимали участие 3058 человек — епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций.

Присутствовали также миряне, наблюдатели других конфессий, дипломатический корпус.

2 ватиканский собор и его решения кратко Второй Ватиканский собор. 1962 — 1965 год. Второй Ватиканский Собор был созван для обновления Католической Церкви. Фото: upload.wikimedia.org

На открытии Собора 11 октября 1962 года папа Иоанн XXIII заявил, что его целью является обновление Римскокатолической Церкви и её разумная реорганизация. Это необходимо для того, чтобы она могла продемонстрировать своё понимание развития мира и подключилась к этому процессу.

Кроме того, Папа высказал пожелание, чтобы результатом этого Собора стала открытая миру Церковь. Задачей Собора было проведение давно назревших реформ в церковной жизни.

Второй Ватиканский Собор должен был продолжить незавершенный Первый Ватиканский Собор

Через 3 месяца после своего избрания на папский престол, 5 января 1959 года, папа Иоанн XXIII, объявил о своем намерении созвать Вселенский Собор. Для этого 17 мая того же года была образована предподготовительная комиссия, председателем которой стал госсекретарь Ватикана кардинал Доменико Тардини.

При этом созыва очередного римо-католического Вселенского Собора выдвигались на высшем уровне с первой четверти XX века. 23 декабря1922 года папа Пий XI обнародовал энциклику «Ubi arcano», где изложил программу своего понтификата.

В ней он впервые публично высказал пожелание о возможном возобновлении работы незавершенного I Ватиканского Собора, прерванного в 1870 году.

2 ватиканский собор и его решения кратко Его Святейшество Папа Римский Пий XI. Пий XI первый высказал идею о созыве Второго Ватиканского Собора. Фото: upload.wikimedia.org

Папа поручил систематизировать архивы Первого Ватиканского Собора, а также начать исследования его материалов, при этом в их состав были включены и те документы, которые Первый Ватиканский Собор не стал обсуждать.

Их издали позже папах Пие IX и Льве ХIII в пяти томах в сборнике «Acta Congregationum generalium».

29 июня 1959 года папа Иоанн XXIII выпустил энциклику «Ad Petri Cathedram», в которой кратко обозначил цели грядущего собора: «развитие католической веры, обновление (aggiornamento) христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени».

Известие о намерениях Иоанн XXIII было полной неожиданностью для многих, даже официальная ватиканская пресса вначале умолчала о них: в официальной газете «L’Osservatore Romano» информация о планируемом Соборе впервые появилась 1 февраля.

4 марта 1848 года папа распорядился создать подготовительную комиссию, которая занялась бы подготовкой документов для будущего обсуждения.

К 30 мая 1960 года в комиссию поступило более 3 тысяч ответов и предложений. 5 июня 1960 года в motu proprio «Superno Dei nutu» предподготовительная комиссия была преобразована в Центральную подготовительную комиссию.

Возглавлял её работу сам понтифик или его легат — декан Коллегии кардиналов Эжен Тиссеран. 25 декабря 1961 была издана булла «Humanae Salutis». В ней обосновывалась необходимость созыва Собора и у устанавливалась дата начала его работы.

2 ватиканский собор и его решения кратко Его Святейшество папа римский Святой Иоанн XXIII. Папа Святой Иоанн XXIII — это непосредственный инициатор созыва Второго Ватиканского Собора. Фото: upload.wikimedia.org

20 июня 1962 года завершилась работа Центральной комиссии, подготовившей 73 проекта документов.

Однако большинство их ещё не были до конца проработаны и оставлены для доработки самим собором. 6 августа 1962 года в motu proprio «Appropinquante Concilio» был опубликован Устав собора, определяющий правила проведения собраний, порядок голосования, степень участия наблюдателей и т. д.

Представители 28 христианских Церквей и деноминаций были приглашены для участия в качестве наблюдателей. Языком Второго Ватиканского Собора была избранна «латынь» — язык, на котором говорит «Церковь Христова».

Второй Ватиканский Собор проходил в течение 3-х лет

11 октября 1962 года состоялось торжественное открытие Второго Ватиканского собора. На нем присутствовало 2540 участников.

Кроме того, на церемонию открытия прибыли наблюдатели от других христианских церквей: представители Русской Православной Церкви, старокатолики, англикане и т.д. Работа первой сессии продолжалась до 8 декабря.

Были обсуждены проекты документов о Церкви, об источниках Откровения, о средствах массовой коммуникации и ряд других.

Ни один документ не был принят, но было сформулировано большое количество поправок и предложений, направленных в соборные комиссии, которые должны были продолжить работу в период между сессиями.

2 ватиканский собор и его решения кратко Сессия Второго Ватиканского Собора. Всего за время работы Собора состоялось четыре сессии. Фото: upload.wikimedia.org

3 июня 1963 года умер организатор и вдохновитель Собора папа Иоанн XXIII. Вместо его был избран новый папа Павел VI и Вторую сессию Собора, которая проходила с 29 сентября по 4 декабря 1963 года, открывал уже он.

На ней шли горячие споры по проектам документов о Церкви в современном мире, об экуменизме (взаимодействии с нехристианскими религиями и некатолическими церквами) и религиозной свободе.

Документы по этим темам приняты на сессии не были. Первыми документами, одобренными собором стали конституция о литургии Sacrosanctum Concilium и декрет об отношениях со СМИ Inter Mirifica.

Третья Сессия Собора длилась с 14 сентября по 21 ноября 1964 года. На ней было принято 19 сентября большое количество документов и, в том числе, важнейший документ — Догматическая конституция о Церкви (Lumen gentium).

Она стала продуктом компромисса между прогрессистским и интегристским течениями в Римскокатолической Церкви. Кроме конституции третья сессия также приняла два декрета — Unitatis redintegratio (о католическом экуменизме) и Orientalium Ecclesiarum (о Восточных церквях).

2 ватиканский собор и его решения кратко Фотография Павла VI, фотограф Лотар Воллех. Папа Павел VI продолжил вести Второй Ватиканский Собор и завершил его после смерти Святой Иоанн XXIII. Фото: upload.wikimedia.org

Заключительная сессия Собора началась 14 сентября и длилась по 8 декабря 1965 года. На ней были приняты все прочие документы Собора.

Наибольшие разногласия вызвала декларация Dignitatis humanae о религиозной свободе.

А также за расплывчатость понятия «свобода исповедания религии»; а также конституция о Церкви в современном мире Gaudium et spes.

Из-за разногласий между интегристами и прогрессистами она была оформлена в виде пастырской, а не догматической конституции только после открытого требования папы сделать.

Это означает её декларативный, а не вероучительный характер. Ещё одним важным документом, принятым на заключительной сессии стала конституция о Божественном откровении Dei Verbum.

Результатом Второго Ватиканского Собора стало принятие большого количества документов

8 декабря на площади перед базиликой святого Петра состоялась церемония закрытия Собора, на которой присутствовали около 2 тысяч римо-католических епископов, представители почти 100 государств и примерно 200 тысяч человек.

2 ватиканский собор и его решения кратко Участники покидают Собор Святого Петра. Поле окончания четвертой сессии Второй Вактиканский Собор прекратил свою работу. Фото: upload.wikimedia.org

На Втором Ватиканском соборе принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации):

Для реализации соборных постановлений 3 января 1966 года папа motu proprio «Finis Concilio» создал постсоборные комиссии по епископам и управлению диоцезами, по монашеству, по миссиям, по христианскому образованию.

Также по мирянам и центральную постсоборную комиссию по истолкованию соборных декретов, занимающуюся координацией работы всех постсоборных комиссий.

Решения Второго Ватиканского Собора имели важные богословские последствия для Римскокатолической Церкви

Еще в период подготовки Собора выявились значительные расхождения его участников во взглядах на основные проблемы церковной жизни Римскокатолической Церкви.

Так консерваторы стремились максимально сохранить традиционные элементы богословия и литургии. Их назвали «интегристы» от латинского integrum — целостный.

Сторонников серьёзных обновлений в Церкви стали называть прогрессисты («аджорнаменто»), их возглавил сам папа Иоанном XXIII.

2 ватиканский собор и его решения кратко «Непорочное зачатие», Питера Пауля Рубенса в Прадо. Второй Ватиканский Собор подтвердил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Фото: upload.wikimedia.org

Несмотря на то, что на основные решения Второго Ватиканского собора были инициированы прогрессистами, некоторые документы, принятые на нем, представляют плод компромисса двух партий.

В результате 2 Ватиканский Собор и его решения подтвердил как все общехристианские догматы, так и специфичные для католичества (безошибочное учительство папы ex cathedra, непорочное зачатие Девы Марии, взятие Девы Марии в Небесную Славу душой и телом).

Необходимо отметить, что при этом Собор избежал новых догматических вероопределений.

Революционные изменения произошли в области литургии, отношения к служению Церкви в современном мире и отношения к другим конфессиям и религиям. Экклезиологическое богословие собора выразилось в пастырской конституции о Церкви Lumen Gentium.

Согласно ей, что Церковь Христова может быть только одна и она пребывает в Католической церкви». Кроме того, участники Собора активно спорили о мариологии.

Основные вопросы споров касались учения о посредничестве Девы Марии в деле искупления и об Успении.

Многие даже ждали от Собора нового мариологического догмата. Однако в итоге тема посредничества вообще была снята с повестки дня.

2 ватиканский собор и его решения кратко Божественная литургия у католиков. На Втором Ватиканском Соборе была проведена реформа католической литургии. Фото: summorum-pontificum.ru

Одним из самых дискуссионных богословских вопросов Собора был вопрос о религиозной свободе, после долгих дискуссий сформулированный в декларации Dignitatis Humanae.

Также было сформировано Социальное учение Римскокатолической Церкви.

Согласно ему, католический экуменизм не предполагает упразднения межконфессиональных различий благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту.

Такое его трактование взывало ожесточенные споры, так как католическая догматика предполагает, что вся полнота истины пребывает в Католической церкви.

Русская Православная Церковь считает Второй Ватиканский Собор внутренним делом Римскокатолической Церкви

Наибольшие изменения коснулись литургии в Римскокатолической Церкви. Они нашли свое отражение в:

Видео: Второй Ватиканский собор, из серии «история Христианской Церкви». На 7 минуте автор рассказывает о том, какие изменения произошли в католической литургии после Второго Ватиканского Собора.

Собор разрешил для мирян в римском обряде причащение под двумя видами по усмотрению епископов. В некоторых случаях было допущено общение в таинствах с Православными и древневосточными инославными.

По постановлению Собора был пересмотрен чин мессы. После II Ватиканского собора в некоторых случаях было разрешено использование местного языка в богослужениях наряду с латынью. Решение об этом принимает сам Папа Римский.

Необходимо отметить, что Русская Православная Церковь считает Второй Ватиканский Собор внутренним делом Римскокатолической Церкви.

Источник

II Ватиканский Собор (1962-1965)

II Ватиканский Собор (1962-1965) считается самым значительным событием в Римско-Католической Церкви, который привел к самым радикальным реформам в ее истории. Собор был созван по инициативе папы Иоанна XXIII с целью приспособления Церкви к нуждам и реалиям современного мира. В результате должна была возникнуть открытая миру Церковь.

2 ватиканский собор и его решения кратко

II Ватиканский Собор

В 1959 году, через 3 месяца после своего избрания на престол, Папа Иоанн XXIII впервые сделал официальное объявление о своем намерении созвать новый Вселенский Собор Католической Церкви. Главными задачами Собора он назвал обновление Церкви и её разумная реорганизация, оживление религиозной жизни, а также выделил экуменический аспект.

2 ватиканский собор и его решения кратко

Папа Иоанн XXIII

Это решение было неожиданным, потому, что, во-первых, на момент избрания кардинала Ронкалли папой в 1958 году ему уже было 76 лет. Учитывая такой возраст, никто не ожидал никаких изменений во время его понтификата. Во-вторых, потому, что для созыва не было никаких явных причин. И вообще проведение вселенских соборов было большой редкостью. После Тридентского собора (1545-1563) был еще только один – Первый Ватиканский (1870). На нем было принято решение о непогрешимости папы, после чего сам смысл проведения любых соборов ставился под сомнение: если есть непогрешимый папа, зачем ему еще собор епископов для выработки догматических решений? Так, самым важным догматическим решением в католической церкви XX века было определение догмата о телесном вознесении Марии (1950). И этот догмат был провозглашен лично папой, без коллегиального обсуждени. Тогда зачем соборы?

Было заявлено, что созываемый Собор не будет вводить новые догматы церкви, а должен провозгласить идею «aggiornamento» («осовременивания», «обновления» Церкви), провести в жизнь революционные литургические и канонические реформы.

Чтобы говорить о самом Соборе, нам нужно понять, что происходило в Католической Церкви до Собора. Начиная с XVI-го века, католичество постигала одна неудача за другой. Во время Реформации католики потеряли Север и частично центр Европы. Позднее в католических странах, особенно во Франции, распространились идеи Просвещения, а в 1789 году произошла антирелигиозная по своей сути Французская революция. Католичество было вынуждено уступать не только идейно, но даже территориально: в 1870 году прекратила существование Папская область, и вся она, включая Рим, стала частью Италии. Папе остался только маленький Ватикан. Естественно, за это время было и немало успехов – начиная с Контр-реформации и заканчивая католическими миссиями. Но в целом картина была такова, что прежний католический мир все больше охватывали чуждые ему идеи. Церковь была сосредоточена исключительно на себе: на защите от протестантизма, модернизма, марксизма и т.д. Это было время массового отхода людей и в Западной Европе, и в Северной и Латинской Америке, от регулярного участия в церковной жизни. Видные деятели Католической Церкви отмечали, что современные люди научились жить без церкви и без Бога. Никого особо не волновало, что говорит Ццерковь. Церковное учение и мораль казались неинтересными и устаревшими. Это было характерно не только для протестантских церквей, но и для католической, особенно в Центральной Европе. Отношение мира к церкви было не лучшим. Это было время настоящего духовного кризиса, храмы пустели.

В этих условиях Католической Церкви надо было реагировать на то, что происходит. Перед новым Собором стояла задача вернуть католическую церковь в общественную жизнь.

На подготовку собора ушло около трех лет.

Второй Ватиканский собор открылся 11 октября 1962 года в соборе святого Петра. На открытии присутствовало 2540 участников. Присутствовали наблюдатели от других христианских церквей: православные, англикане, старокатолики и др. Среди них были представители и Русской Православной Церкви: протопресвитер Виталий Боровой и архимандрит Владимир Котляров.

На Собор прибыли епископы со всего мира и с разными взглядами. Условно их можно было разделить на прогрессивное большинство и консервативное меньшинство. При этом документы, как правило, принимались подавляющим большинством.

2 ватиканский собор и его решения кратко

При обсуждении первых проектов возникла достаточно острая дискуссия между двумя основными направлениями. Разногласия между прогрессистами и консерваторами были исключительно острыми, и Собор зашел в тупик. В итоге все проекты вернули в подготовительные комиссии для доработки. Таким образом, на первой сессии ни по одному вопросу не удалось прийти к решению.

2 ватиканский собор и его решения кратко

Папа Павел VI

В рамках Второго Ватиканкого Собора состоялось 4 сессии, 168 генеральных конгрегаций.

В целом на Соборе было принято 16 документов на более чем 700 страницах (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации):

1. «Ad gentes» — Декрет о миссионерской деятельности Церкви
2. «Orientalium Ecclesiarum» — Декрет о Восточных Церквах (призывает католиков к братской любви по отношению к восточным (православным) христианам)
3. «Christus Dominus» — Декрет о пастырском служении епископов в Церкви
4. «Presbyterorum ordinis» — Декрет о служении и жизни пресвитеров
5. «Unitatis redintegratio» — Декрет «об экуменизме» (устанавливает принципы диалога христианских конфессий)
6. «Perfectae caritatis» — Декрет об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям
7. «Optatam totius» — Декрет о подготовке к священству
8. «Inter mirifica» — Декрет о средствах массовой коммуникации
9. «Apostolicam actuositatem» — декрет об апостольстве мирян

1. «Dignitatis humanae» — Декларация о религиозной свободе
2. «Gravissimum educationis» — Декларация о христианском воспитании
3. «Nostra ætate» — Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям (осуждает антисемитизм).

Первым документом, принятым на Соборе, была Конституция о Святой Литургии. До собора вся месса, за очень редким исключением, проводилась на латыни. Так продолжалось сотни лет. Сторонники обновления Церкви утверждая, что миряне не понимают языка, на котором проводится литургия, решили, что «Живой Церкви не нужен мертвый язык» и литургию нужно проводить на местных языках. Консервативные епископы выступали против этого и выдвигали свои аргументы. Они полагали, что единообразие литургии во всем католическом мире было свидетельством (или даже залогом) единства Церкви. Консерваторы обращали внимание на то, что использование латыни отвечает многовековой традиции и необходимо для точной передачи церковного учения. В итоге, консерваторы оказались в меньшинстве и было утверждено богослужение на национальных языках.

Другим важнейшим аспектом, рассматриваемом на Соборе, был экуменизм и отношения с представителями других религий.

Особое место было отведено и исламу. Сознавая сложную историю взаимоотношений церкви с мусульманами, Собор призвал «всех предать забвению прошлое и искренне стремиться ко взаимопониманию». Было подчеркнуто единство всего человеческого рода и необходимость «по-братски» относиться ко всем. Естественно, это не подразумевало братского отношения в более узком, христианском смысле: все люди названы «братьями» не потому, что между их религиями нет разницы, а потому что все сотворены по образу Божьему. Все эти заявления, естественно, не отрицали уникальности христианства, но должны были способствовать более спокойному и уважительному общению между Католической Церковью и другими религиями.

Отношение к протестантам

Открытость к миру, которую хотел продемонстрировать Собор, подразумевала и большую открытость к другим христианам, в частности к протестантам. Это тоже было необычным для Католической Церкви. Ведь еще в начале XX-го века среди католиков преобладало мнение, что виновными почти во всех бедах Европы были протестанты.

Напомним, что ответом на Реформацию было проведение Тридентского собора (1545-1563). На том Соборе было анафемствовано, среди прочих, учение об оправдании только верой, которое протестанты считали самой сутью Евангелия. Протестанты также не скупились на выражения. Даже в вероисповедных документах папа римский, который олицетворял «папистов», был назван «антихристом». Католическая Церковь была названа «ложной», хотя и не без определенных «остатков» и «следов» истинной Церкви.

Период религиозных войн еще больше отдалил католиков и протестантов. Кроме того, со временем католики и протестанты привыкли жить порознь. Каждая Церковь жила своей жизнью, словно не замечая существование друг друга. С течением времени раскол становился еще глубже, чему способствовало и принятие учения о непогрешимости папы (1870) и мариологические догматы (непорочное зачатие – 1854, успение – 1950).

Тем не менее, ближе к середине 20-го века положение начало немного изменяться. В католичестве развивалось так называемое «новое богословие» (Nouvelle Théologie), в котором очень большое внимание уделялось Библии и патристике, а события Реформации уже не рассматривались в черно-белом свете. Католики старались лучше понять протестантское учение, открыли для себя глубокие религиозные мотивы Реформации и признавали частичную вину своей Церкви за те события.

На Соборе был принят Декрет об экуменизме под названием «Восстановление единства» (Unitas redintegratio). Он содержит несколько параграфов, в которых изложен католический взгляд на протестантов. Там вкратце упомянуты главные пункты расхождений между протестантами и католиками, касающиеся искупления, Церкви, участия Девы Марии в деле спасения, соотношения Писания и Церкви. Было отмечено отсутствие у протестантов таинства священства и подлинной Евхаристии. В то же время было записано и немало позитивных слов о протестантах: их веру в Бога и Христа; их свидетельство в мире; их христианский образ жизни и его плоды; их вклад в социальное развитие; их стремление основываться на Евангелии. В целом, документы выдержаны в очень доброжелательном тоне и выражают стремление к диалогу.

С принятием этих документов Католическая Церковь вошла в экуменическое движение (при этом не входя в ВСЦ). Как было сказано в Декрете, «Святой Собор призывает всех верных католиков к тому, чтобы они, различая знамения времён, усердно участвовали в экуменическом деле». Под экуменизмом понималось не «объединение всех религий». Действительно, вначале в схеме об экуменизме говорилось и про отношение к иудеям, но потом этот отрывок перенесли в отдельный документ – «Декларацию об отношении Церкви к нехристианским религиям». Так что понятие «экуменизма» применялось на Соборе только в рамках отношений католиков к другим христианам.

В последний день работы II Ватиканского Собора патриарх Константинопольский Афинагор и папа Римский Павел VI объявили о взаимном «снятии анафем» 1054 года (как известно, в 1054 году папа Лев IX провозгласил анафему православным; в свою очередь Константинопольский патриарх Михаил I (Керулларий) (1043–1059) и его Св. Синод предали анафеме папистов). О случившемся патриарх Афинагор уведомил всех глав Православных Церквей. Ответ из Москвы не заставил себя ждать. 28 декабря 1965 г. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) направил телеграмму, в которой подчеркнул, что снятие анафемы это решение Константинопольской Поместной Церкви, обращенное к Церкви Рима и не имеет богословского значения для вселенского Православия, «ибо разделение Церквей Католической и Православной слишком глубоко и для преодоления его в настоящее время нет соответствующих оснований».

II Ватиканский Собор завершил свою работу 8 декабря 1965 года. Он стал триумфом либерализма, экуменизма, религиозной свободы, всего того, что было осуждаемо Церковью в прежние века. За Собором последовала волна всевозможных реформ во всех без исключения областях церковной жизни. Эти реформы совершенно исказили облик католицизма, постепенно превращая его в нечто не слишком отличающееся от протестантской секты.

Итоги и последствия

В постановлениях Собора просматривается тенденция к сближению римо-католических воззрений с либеральной системой ценностей, прежде отвергавшейся римо-католиками со времен противостояния антиклерикальным мероприятиям Великой французской революции. Среди проявлений этой тенденции: учение Собора о религиозной свободе и повышенный интерес к экуменическому движению, в котором Римо-Католическая Церковь до Собора официально не принимала участия. Примирение римо-католичества и либерализма проявилось в усвоении некоторых идеалов т.н. «христианского гуманизма», восходящего ко взглядам тех гуманистов эпохи Возрождения, которые не порывали с Римо-Католической Церковью.

Как указывают историки, проведенные Собором преобразования вызвали отторжение наиболее консервативной части католического сообщества. Огромное количество католического духовенства и монашества (около 100 тыс.) после II Ватиканского собора сняли с себя священный сан и иноческие обеты.

Само богослужение было не просто сокращено (современная месса длится около 40 минут, иногда и намного меньше), а именно переделано так, чтобы больше походить на протестантскую службу. В частности, реже поминаются святые, многие из которых были попросту удалены из католических литургических календарей (среди них и некоторые святые Древней Церкви) под тем предлогом, что их жития не могут рассматриваться как достоверные (например, св. великомученик Георгий Победоносец, св. великомученицы Варвара и Екатерина и др.). Вечерня и утреня перед мессой не служатся. Посты в современной Католической церкви практически упразднены: католикам теперь предписывается поститься лишь один день в году — в Страстную Пятницу, да и то не строго.

Все эти модернистские богослужебные реформы в Католической церкви объяснялись «миссионерскими целями», стремлением приблизить службу к народу.

Однако, в результате революционных литургических и канонических реформ в Римо-Католической Церкви произошел глубочайший кризис: пустые храмы в традиционно католических странах Западной Европы, дух обмiрщения, секуляризации, полностью вытеснивший остатки прежней латинской церковности. В это же время наблюдается резкий поворот к модернизму в богослужении, к протестантизму и безбрежному экуменизму в современном либеральном католическом богословии, религиозная индифферентность, когда в других конфессиях и даже религиях признается спасительная благодать; происходит сближение с иудаизмом.

В письме в журнал «Православная беседа» русский католик Дмитрий Пучкин предупреждает православных об опасности церковного либерализма, провозглашенного на II Ватиканском соборе: «. берегитесь экуменизма и модернизма во всех формах и видах!» Ибо «аналогичные реформы могут быть со временем проведены и в Православной Церкви. ».

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

1. Второй Ватиканский собор. Протоиерей Николай Савчук

2. Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа. Николай Каверин

3. Второй Ватиканский собор как модель модернистской революции в Церкви. Владимир Семенко

4. Уроки Ватикана: чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви? (журнал «Нескучный Сад»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *