2021 воссоздание соборов и церквей
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
В последнее время появляются новости о довольно спорных проектах зданий, которые хотят построить в Санкт-Петербурге. Среди них небоскрёбы, стадионы и церкви в стиле барокко.
За что критикуют новые проекты и сильно ли они изменят облик города?
Колокольня Смольного собора
В 2020 году стала активно лоббироваться идея о строительстве колокольни Смольного собора. 170-метровая колокольня фигурировала в проектах Растрелли, но была построена лишь до второго этажа, после чего идею пересмотрели и в итоге отклонили. При архитекторе Стасове эти два этажа разобрали для открытия проезда и вида на собор.
Эксперты, градозащитники и жители города выступили с критикой проекта. Во-первых, в охранной зоне возможно лишь воссоздание исторических объектов, а колокольня не была построена при самом Растрелли. Во-вторых, сейчас невозможно построить здание в подлинно барочном стиле XVIII века, а значит это будет новодел. В-третьих, новая постройка разрушит сложившийся архитектурный комплекс и превысит допустимую высотность. В-четвёртых, на строительство потребуется сотни миллионов рублей, которые можно было бы потратить на реставрацию существующих исторических памятников.
Небоскрёб на месте гостиницы «Россия»
В конце 2020 года стало известно о том, что Комитет по градостроительству рассматривает предложение о строительстве небоскрёба на месте гостиницы «Россия» на Московском проспекте. В рамках общественных обсуждений был озвучен проект 460-метрового небоскрёба, что всего на 2 метра ниже Лахта-центра.
Для начала строительства Комитет должен выдать специальное разрешение, так как сейчас в Московском районе действуют правила о предельной высотности зданий.
Сама гостиница «Россия» 1962 года постройки не считается архитектурным памятником и по закону может быть снесена.
Интересно, что в советское на этом месте уже планировалось построить сталинскую высотку, но проект не был осуществлён.
Стадион на месте СКК
В начале 2020 года со скандалом снесли СКК — памятник советского модернизма и символ эпохи. Снос здания оправдывали строительством нового стадиона, который примет чемпионат мира по хоккею.
Эскиз будущей «СКА-Арены», которая обойдётся примерно в 37 миллиардов рублей, в основном встретил критику горожан. Возможно, он будет многофункционален внутри, но снаружи проект выглядит как заурядный пример несколько устаревшей современной архитектуры.
Воссоздание церкви на Сенной
Уже несколько лет идут разговоры о воссоздании церкви на Сенной площади. Церковь Спаса на Сенной в барочном стиле была построена в XVIII веке и разрушена в 1961 году.
Для воссоздания храма уже был подготовлен проект, найден сохранившийся фундамент, а территория бывшей церкви стала охранной зоной.
После разрушения церкви архитектурный ансамбль Сенной площади был нарушен и исчезла высотная доминанта района. Однако её воссоздание сейчас вызывает много вопросов: сможет ли церковь вернуть Сенной исторический облик, ведь площадь уже сильно изменилась (были построены вестибюли метро, ТЦ «Пик»), нужны ли городу новые храмы и смогут ли сейчас воссоздать барочный стиль XVIII века?
Что поддерживаете, а с чем не согласны?
В центре Санкт-Петербурга воссоздан уничтоженный в XX веке храм
Санкт-Петербург, 29 июня 2021 г.
27 июня 2021 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил в Санкт-Петербурге храм Рождества Христова на Песках, сообщает Патриархия.ru. Центральный престол был освящен в честь Рождества Христова, левый — в честь Рождества Богородицы, правый — в честь Всех святых. Правящий архиерей возглавил в храме Божественную литургию.
Главе Санкт-Петербургской митрополии сослужили епископ Кронштадтский Назарий, епископ Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Андрей Щербан с клиром, архимандрит Сергий (Сичковский), заместитель начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Дометиан (Маркарян) и другие священнослужители.
За богослужением молились ктитор храма Вячеслав Заренков, другие благотворители.
По окончании Литургии за усердные труды во благо Святой Церкви были награждены: протоиерей Андрей Щербан — правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, иерей Михаил Проходцев — правом ношения наперсного креста золотого цвета.
За труды по восстановлению и благоукрашению храма были награждены: настоятель протоиерей Андрей Щербан — орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, благотворители Сергей Боткин и Олег Ковальчук — орденами преподобного Сергия Радонежского III степени. Благотворитель Вадим Львов был награжден медалью апостола Петра. Патриаршими грамотами отмечен ряд благотворителей, а также регент хора Мария Щербан. Митрополичьи грамоты были вручены ряду прихожан.
Храму была подарена икона святого Александра Невского.
Настоятель поблагодарил митрополита Варсонофия за совместную молитву и подарил ему картину с изображением храма, макет храма и букет цветов. «Для меня сегодня особенный день семнадцатилетнего делания, — сказал он. — Наше церковное делание — это служение. А служба есть служба, как в армии. Семнадцать лет назад я получил архиерейское благословение на воссоздание этого храма. И сегодня хочу доложить, что это благословение исполнил. Мы воссоздали безбожно поруганный и разрушенный храм — первый, восстановленный в историческом центре Санкт-Петербурга. Надеюсь, что таких храмов будет больше».
Богослужение транслировалось в прямом эфире ТК «Союз».
В Тверской области восстановят из руин Никольский собор уникального монастыря
В Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата обсудили восстановление и реставрацию уникального памятника архитектуры XV века — Никольского соборе Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря в Тверской области. На встрече были председатель ФХУ епископ Наро-Фоминский Парамон, епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет и архитектор-реставратор отдела реставрации и ремонта ФХУ Н.А. Васильева.
Никольский собор сейчас находится в руинированном состоянии. Но в 2021 году планируется выполнить следующие первоочередные работы: усиление фундаментов, реставрацию кирпичной кладки алтарных стен с арочными проемами, реставрацию кирпичной кладки белокаменных стен алтарной части, реставрацию белокаменного цоколя (воссоздание — в алтарной части, реставрация — в части четверика), реставрацию существующих стен четверика, инъектирование трещин на фасадах и устройство железобетонного пояса.
Епископ Парамон и епископ Филарет обсудили также сложности при производстве работ по подключению объекта к наружным инженерным сетям (эти работы не могут быть профинансированы за счет государственной программы «Развитие культуры»)
Монастырский «Летописец» относит основание монастыря к 1461 году, когда преподобный Антоний, вероятно, пришедший из Кирилло-Белозерского монастыря, поселился в этих землях. В 1481 году началось строительство каменного собора в честь святителя Николая Чудотворца. В том же году преподобный Антоний закончил свою земную жизнь и был погребен на территории монастыря (в настоящее время местонахождение его захоронения неизвестно).
Время духовного и материального расцвета монастыря — XV-XVI века. Пожертвования на развитие обители делали представители боярских и дворянских родов: Тютчевы, Шереметевы, Нелединские-Мелецкие, Милюковы, Бутурлины, князья Щербаковы и др. В Смутное время, в начале XVII века, обитель была разорена, но затем быстро восстановлена. После революции 1917 года монастырь закрыли, а в 1930-х годах многие сооружения разрушили.
В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в реставрации. В обители сохранилось несколько каменных строений, имеющих статус объектов культурного наследия федерального значения.
«Если есть возможность воссоздать храмы Петербурга, это нужно делать»
В прошлом году берега Невы пополнились двумя восстановленными церквями — Свято-Троицкой и Скорбященской. Обоими проектами занимался Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры. Как выбираются адреса и почему вокруг колокольни Смольного возникают споры, рассказал представитель фонда Филипп Грибанов.
— Как пришла идея восстанавливать храмы в Петербурге?
— Идея восстанавливать храмы, в общем-то, не нова и лежит на поверхности. Как говорится: «Есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать». Когда-то церкви разрушали, пришло время восстановить историческую справедливость.
К сожалению, некоторые храмы уже просто невозможно вернуть к жизни. Но есть те, к которым можно подступиться с точки зрения восстановления, и конечно, это того стоит.
Свято-Троицкая церковь киновии Александро-Невской лавры
— Почему именно храмы?
— Храмы — это ведь не только место притяжения верующих, они также были объектами высокой архитектуры и несут большую историко-культурную нагрузку. К тому же сейчас церкви действительно очень востребованы. Это мы видим на своих объектах: в частности,в киновии Александро-Невской лавры. Там уже вовсю кипит жизнь.
— А как вы выбирали объекты? Возможно, кто-то подсказал или был какой-то общественный запрос?
— Какого-то единого алгоритма не существует: у каждого проекта своя уникальная судьба. Например, когда в 2015 году мы приступили к восстановлению собора Пресвятой Живоначальной Троицы в киновии Александро-Невской лавры, мало кто из петербуржцев вообще знал, что там когда-то была церковь. Но инициативные горожане сумели добиться внимания к этому объекту и даже провели техническое исследование, в результате чего пришли к нам с довольно основательным пакетом документов для старта.
И успели вовремя: здание представляло собой удручающие развалины. В нем были какие-то мастерские, общежитие с нечеловеческими условиями. Как там люди находились, вообще удивительно. Первым делом мы занялись противоаварийными работами, потому что там надо было срочно «подхватывать» конструкции — счет шел уже на месяцы.
Свято-Троицкая церковь до начала восстановления
Если говорить о выборе проектов в целом, то главный параметр — значимость объекта для города. Киновия — это панорамный объект, по сути, фасад Петербурга. Другой наш проект — памятный знак на Троицкой площади. Тут знаковость, наверное, даже не требует никаких объяснений, поскольку он установлен на месте первого заложенного в Петербурге храма, причем заложенного самим Петром I. Вся жизнь того Петербурга крутилась между домиком Петра, Петропавловской крепостью и Троицкой церковью. На этом пятачке проходили и все важные события, праздники. В определенном смысле именно здесь берет начало Российская империя — в Троицкой церкви Петр был провозглашен императором.
— Почему памятный знак? Почему церковь не стали воссоздавать?
— Судьба храма непростая. Он раз пять горел и перестраивался, несколько раз даже на других местах. Были и временные церкви. В итоге тот облик, который был при Петре, и тот, в котором храм был разобран в 1933 году, — это два разных здания.
Тут возникает вопрос: как восстанавливать? Если возвращаться к оригиналу петровской эпохи, то там и проекта толком нет. Всё, что осталось, — несколько эскизов того времени. К тому же сам храм располагался там, где сейчас проходит дорога и стоит новое здание.
Поэтому мы остановились на памятном знаке и постарались сделать его интересным, привлекающим внимание. Мы были приятно удивлены, когда увидели, насколько он оказался востребован. Двух недель не прошло, а его уже включили в экскурсионные маршруты. Всех, кого везут к домику Петра, приводят и к знаку. Я это сам видел и мне много раз присылали фотографии, как прохожие останавливаются, фотографируются, дети залезают на эти булыжники.
Памятный знак на Троицкой площади
— Насколько сложно находить документы в условиях того, что наверняка не все архивы сохранились? К тому же, насколько мне известно, сейчас есть дефицит профессиональных реставраторов. Как с этим справляетесь?
— О наших объектах информации в архивах достаточно. Например, сейчас мы завершаем работы в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость (с грошиками)» на проспекте Обуховской Обороны, 24. В отличие от киновии эта церковь была полностью разрушена — взорвана в 30-е годы прошлого века. Но сохранились фотографии и подробные чертежи, планы здания.
А когда мы приступили к работам, то провели археологическое изыскание и выявили подвальный этаж, который чудом сохранился в идеальном состоянии, и фундамент. Не устаем до сих пор поражаться тому, насколько хорошо тогда строили, что даже после взрыва, пролежав больше полувека под землей, фундамент все равно сохранился. Именно на нем усилиями наших мастеров теперь и стоит восстановленная церковь.
Что касается реставраторов, то вы знаете, по-настоящему хороших специалистов во все времена немного, но надо иметь терпение и такт, чтобы их находить и привлекать для работы. Я считаю, что мы привлекаем лучших, и результат говорит сам за себя.
Скорбященская церковь
— Какие сейчас храмы рассматриваются к воссозданию?
— Это церковь Бориса и Глеба на Синопской набережной и колокольня Смольного монастыря.
— Два восстановленных храма и будущая церковь Бориса и Глеба вызвали в целом положительный отклик. Однако спорной в кругах общественности оказалась колокольня Смольного монастыря. Как вы считаете, почему? И насколько принципиально для фонда ее появление?
— В первую очередь потому, что ее задумал Растрелли, великий архитектор. По своей архитектуре это величественное сооружение дивной красоты, и трудно придумать что-то более красивое.
Сперва Растрелли планировал сделать колокольню ниже, но когда Елизавета Петровна корректировала проект, она потребовала увеличить высоту, и в итоге колокольня стала такой, какой мы ее сейчас видим на макете. Предположительно ей хотелось каким-то образом провести связь с Петропавловкой, потому что на тот момент это был первый «небоскреб» в Санкт-Петербурге. Здесь очевидно прослеживается задумка создания второй доминанты, которая была призвана уравновесить абрис города.
Что касается реакции. Неравнодушных к проекту, конечно, нет. Но я много общаюсь на эту тему и вижу, что объем критики очень сильно преувеличен. Тех, кому колокольня не нравится, не так много. Мы сталкиваемся с типичной жизненной ситуацией: те, кому что-то не нравятся, высказываются гораздо чаще и громче, чем те, кто согласен.
В целом к критике мы относимся хорошо, если, конечно, это конструктивная критика, а не просто голословное «я против». Мы ведем все проекты с максимальной открытостью и всегда готовы к диалогу.
В рамках этого диалога мы регулярно проводим социологические исследования фокус-групп, опросы. И видим, что идея воссоздания колокольни получает колоссальную поддержку, особенно среди молодежи. Молодые люди смотрят на визуализацию проекта и говорят: здорово, красиво! С одной стороны, можно сказать, что «нравится / не нравится» — довольно наивный критерий, но если вдуматься, именно он — самый важный.
Важно понимать, что воссоздание колокольни не самоцель. Мы думаем о том, как насытить это место интересным функционалом. Сейчас в разработке проекты уникальной смотровой площадки, интерактивного музея и библиотеки, археологическая часть.
Смольный монастырь с колокольней. Рисунок Юлии Михайловой
— Не могу не спросить про памятник Александру III на площади Восстания. Какова реакция на эту инициативу? И какова вероятность, что власти дадут добро?
— Недавно на «Фонтанке» был опрос на эту тему. 69% опрошенных проголосовали за. Хотя на самом деле инициатива эта не новая, она появилась еще в начале 90-х годов. В 2000-х планировалась полная реконструкция площади Восстания с созданием подземного паркинга, и одним из условий реализации этого проекта был как раз перенос памятника. Но проект был очень дорогостоящий, реализовать его не получилось по экономическим причинам. Так про Александра III и забыли. Сейчас мы эту инициативу подхватили и готовим обоснование, чтобы представлять проект. Надеемся, что власти его поддержат.
— Планируется ли возвращать площади имя Знаменская и будет ли фонд участвовать в процессе?
— Вопрос топонимики — очень интересный и непростой, он заслуживает внимания и городской администрации, и общественности. Я считаю, что каждый отдельный случай надо рассматривать индивидуально. В 90-е процесс возвращения улицам исторических названий шел очень активно, а сейчас отчего-то сошел на нет. Лично мне бы хотелось, чтобы он вернулся на повестку дня.
Колокольный бум. Какие храмы появятся в Петербурге?
На Песках почти завершилось воссоздание Рождественской церкви, а в Кронштадте хотят взяться за «воскрешение» Андреевского собора. На берегах Невы заметен бум, если так можно выразиться, на возрождение храмов. И этому радуются поклонники архитектуры. «Санкт-Петербургские ведомости» сегодня решили рассказать о свершившихся и запланированных новоделах.
Первым полноценным примером храмового воссоздания можно назвать повторное строительство Екатерининского собора в центре Пушкина. Его появление в 2010 году было приурочено к 300-летию Царского Села, торжественную службу возглавлял сам патриарх. Оригинальный собор был построен в 1840 году по проекту архитектора Константина Тона. В 1939-м здание взорвали богоборцы. Позже в центре площади установили памятник Ленину. В 2004 году скульптуру вождя отсюда убрали, а в конце 2007-го началось воссоздание утраченной святыни.
Также были примеры, когда в ходе капитального ремонта уже в наши дни старый храм сносили, а взамен ставили его копию: так было с Пантелеймоновской церковью на Тарховском проспекте в Сестрорецке и со Спиридоновской церковью на Иликовском проспекте в Ломоносове.
Нынче на Рождество состоялось первое богослужение в Рождественской церкви, построенной на Песках на углу 6-й Советской улицы и Красноборского переулка, о чем наша газета сообщала. Оригинал храма был построен в 1787 году по проекту архитектора Петра Егорова. В наши дни над проектом воссоздания работала упомянутая «Литейная часть-91».
С некоторой натяжкой можно назвать воссозданием строительство Свято-Духовской церкви в Ломоносовском саду в Щемиловке. Оригинал появился там в 1912 году и служил в основном для отпеваний, поскольку находился на Спасо-Преображенском, или Фарфоровском, кладбище (сейчас на его месте Ломоносовский сад и Виноградовский сквер, а также некоторые здания).
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (6626) от 17.02.2020 под заголовком «Колокольный бум».