210 счет в бюджетном учете что отражается
Энциклопедия решений. Прочие расчеты с дебиторами. Счет 210 00 (для бюджетной сферы)
Прочие расчеты с дебиторами. Счет 210 00 (для госсектора)
ГАРАНТ:
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
С использованием счета 210 00 «Прочие расчеты с дебиторами» госучреждения отражают в учете достаточно разнородные операции. Впрочем, есть несколько общих правил, которыми желательно руководствоваться при применении данного счета.
Например, на счете 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» может учитываться задолженность продавца при возврате ему товара ненадлежащего качества в течение гарантийного срока (при возврате товаров, которые на дату возврата учитывались в составе основных средств, сумма задолженности будет равна остаточной стоимости имущества).
2. На счете 210 00 могут отражаться только расчеты с дебиторами. Иными словами, на данном счете должны учитываться только те суммы, которые при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности рассматриваются в качестве активов (или сумм, уменьшающих итоговый показатель актива баланса).
Например, списание сумм НДС, принятых к налоговому вычету, согласно Инструкциям по применению Планов счетов отражается в учете с использованием счета 210 12 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам». Кроме того, налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика на вычет НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты). В данном случае суммы принятого к вычету НДС рассматривать в качестве активов не совсем корректно, однако их следует учитывать на счете 210 13 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным» (по кредиту).
3. Достаточно часто в целях отражения в учете различных фактов хозяйственной жизни с использованием счета 210 00 возникает необходимость в применении корреспонденций, не предусмотренных Инструкциями по применению Планов счетов. Возможность использования подобных корреспонденций должна согласовываться госучреждениями с уполномоченными органами власти (местного самоуправления), в частности, с главными распорядителями бюджетных средств, учредителями. Согласование корреспонденций, а также порядка их отражения в учете позволяет обеспечить сопоставимость показателей отчетности, формируемой госучреждениями в рамках одного ведомства (одного публично-правового образования).
Например, ранее, до внесения изменений приказами Минфина России от 31.12.2015 NN 227н, 228н, порядок применения бюджетными (автономными) учреждениями счета 210 06 «Расчеты с учредителем» соответствующими Инструкциями по применению Планов счетов, а также Инструкцией N 157н не был определен. Его корректировка должна осуществляться с периодичностью, установленной учредителем, но не реже одного раза в год. При этом для отражения в учете подобной корректировки специалисты финансового ведомства рекомендовали использовать счет 0 401 10 172 «Доходы от реализации активов» (см., например, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798), применение которого теперь предусмотрено Инструкциями по применению Планов счетов.
Внимание
Некоторые аналитические счета счёта 210 00 (210 02 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» и 210 04 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет») могут использоваться только казенными учреждениями (иными участниками бюджетного процесса). А вот счет 210 06 «Расчеты с учредителем» применяется только бюджетными (автономными) учреждениями.
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета прочих расчетов с дебиторами, смотрите в путеводителях:
НДС и налог на прибыль: отражаем в учете
Автор: Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений суммы исчисленных НДС и налога на прибыль относятся на уменьшение доходов, в бюджетном учете казенных учреждений – на увеличение расходов. По каким кодам видов расходов (доходов) и КОСГУ уплачиваются данные налоги? Как правильно отразить операции по их начислению и уплате?
Расчеты по НДС
Казенные учреждения начисляют и уплачивают НДС по коду вида расходов (КВР) 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.2 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).
К сведению: упомянуты документы Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утвержденный Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н, и Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
Бюджетные (автономные) учреждения уплачивают НДС по аналитическому коду вида доходов (АКВД) 180 «Прочие доходы» и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 12.1.7 Порядка № 132н, п. 9 Порядка № 209н). При этом операции по начислению НДС такие учреждения относят на доходные подстатьи КОСГУ, по которым отражены соответствующие доходы текущего финансового периода с учетом НДС (п. 9 Порядка № 209н). Аналогичное правило, по нашему мнению, следует применять и в части АКВД. К примеру, с доходов от операционной аренды НДС начисляется по АКВД 120 и подстатье 121 КОСГУ, с доходов от оказания платных услуг – по АКВД 130 и подстатье 131 КОСГУ.
В случае если государственные (муниципальные) учреждения – арендаторы исчисляют НДС как налоговые агенты, расходы по уплате НДС следует отражать по КВР 852 в увязке с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» или подстатьей 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»КОСГУ (п. 10.2.4, 10.2.9 Порядка № 209н).
Операции по начислению и уплате НДС
Такие операции отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением счета 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (п. 263 Инструкции № 157н).
НДС исчисляется и уплачивается в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав организации-продавцы дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду таких товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).
Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом сумма НДС в счетах-фактурах проставляется в отдельной строке (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).
К сведению: при реализации товаров за наличный расчет, а также при оказании платных услуг непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).
НДС исчисляется с операций, подлежащих налогообложению, по ставкам, установленным ст. 164 НК РФ.
Перечень операций, не признаваемых объектом обложения НДС, а также освобождаемых от обложения этим налогом, приведен в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ соответственно. Кроме того, учреждения могут быть освобождены в целом от исполнения обязанности плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ при условии соблюдения предельного размера выручки, указанного в данной статье.
Операции по выставлению (начислению) НДС при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), перечислению налога в бюджет отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с п. 104, 121 Инструкции № 162н, п. 131, 133 Инструкции № 174н, п. 159, 161 Инструкции № 183н следующим образом:
Содержание операции
Казенные учреждения
Бюджетные (автономные) учреждения
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Начислен (выставлен покупателю) НДС со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)
Энциклопедия решений. Расчеты по налоговым вычетам по НДС. Счет 210 10 (для бюджетной сферы)
Расчеты по налоговым вычетам по НДС. Счет 210 10 (для госсектора)
ГАРАНТ:
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Согласно п. 224 Инструкции N 157н на счете 210 10 организациями госсектора учитываются расчеты по суммам НДС в следующем порядке:
Счет бухгалтерского учета
Расчеты по суммам НДС, учитываемые на счете
210 11 «Расчеты по НДС по авансам полученным»
Расчеты при получении предварительных оплат в счет предстоящих поставок (выполнения работ, оказания услуг)
210 12 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
Расчеты при предъявлении НДС поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги
Расчеты при начислении и уплате учреждениями НДС в качестве налоговых агентов
210 13 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»
Расчеты при принятии к вычету и восстановлению (зачету) НДС с сумм предварительной оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)
Пример
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении
В автономном учреждении
По первоначальной стоимости оприходованы поступившие в учреждение материальные запасы
Учтен «входной» НДС, предъявленный при приобретении материальных запасов
После принятия имущества к учету на основании счета-фактуры продавца НДС принят к вычету
Внимание
Суммы НДС, предъявленные учреждению поставщиками (подрядчиками), могут предварительно учитываться на счете 210 12, а затем в определенной пропорции приниматься к налоговому вычету либо учитываться при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов или в себестоимости готовой продукции (работ, услуг). Данное правило применяется при осуществлении учреждением операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ).
По дебету счета 210 12 учитываются, как правило, только суммы «входного» НДС, которые в соответствии с действующим налоговым законодательством:
— не включаются в стоимость соответствующих нефинансовых активов;
— не учитываются в составе расходов.
Соответственно, суммы «входного» НДС по имуществу, предназначенному для использования в деятельности, не облагаемой НДС, могут сразу относиться госучреждением в дебет счетов 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», 105 00 «Материальные запасы». А суммы «входного» НДС по работам (услугам), предназначенным для осуществления подобной деятельности, могут сразу списываться в дебет счетов 401 20 «Расходы текущего финансового года», 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким же образом суммы «входного» НДС могут учитываться и госучреждениями, освобожденными от исполнения обязанностей плательщиков НДС.
Пример
В бюджетном учете следует сделать записи:
По первоначальной стоимости оприходованы поступившие в учреждение материальные запасы
Учреждению оказаны услуги
Согласно п. 225 Инструкции N 157н аналитический учет расчетов по счету 210 10 ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051). Синтетический учет по данному счету осуществляется в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) (п. 226 Инструкции N 157н).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам, смотрите в путеводителях:
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материалы приводятся по состоянию на ноябрь 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений.
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Пименов В.В., руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Сапетина И.Н., руководитель проекта направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Сульдяйкина В.П., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Киреева А.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Дурнова Т.Н., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Верхова Н.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Энциклопедия решений. Расчеты бюджетного и автономного учреждений с учредителем. Счет 210 06
Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06
Из содержания Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 16.12.2010 N 174н, от 23.12.2010 N 183н, следует, что на счете 0 210 06 000 подлежит отражению стоимость того имущества, которым бюджетное (автономное) учреждение не может отвечать по своим обязательствам и распоряжается только по согласованию с собственником. К такому имуществу относятся:
— соответствующие объекты недвижимости;
— особо ценное движимое имущество.
Внимание
В учете бюджетного (автономного) учреждения стоимость вложений учредителя формируется на счете 0 210 06 000 исходя из балансовой стоимости имущества.
Согласно применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета счет 0 210 06 000 больше не корреспондирует напрямую со счетами учета нефинансовых активов. Все операции, связанные с движением соответствующего имущества между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением, необходимо отражать (в части балансовой стоимости объектов):
— при поступлении имущества: по дебету соответствующих аналитических счетов счета 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» и кредиту счета 0 401 10 180 «Прочие доходы»;
— при выбытии имущества: по дебету счета 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту соответствующих аналитических счетов счета 0 100 00 000 «Нефинансовые активы».
Не задействуется счет 0 210 06 000 и при осуществлении иных операций, изменяющих величину вложений учредителя в бюджетное (автономное) учреждение, например, в случае приобретения бюджетным (автономным) учреждением соответствующих объектов имущества за счет средств субсидии на выполнение госзадания или целевой субсидии, или же их поступления в такие учреждения от бюджетных (автономных) учреждений, подведомственных иным учредителям.
По общему правилу показатели счета 0 210 06 000 подлежат формированию только по виду деятельности (финансового обеспечения) 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» (письмо Минфина России от 22.10.2015 N 02-07-10/60698). В то же время согласно письмам Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, от 17.01.2013 N 02-06-07/111 и Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3 (п. 3.3) данное правило не применяется в отношении стоимости особо ценного движимого имущества, которое:
приобретено в рамках видов финансового обеспечения 2 «Приносящая доход деятельность», 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию»
и закреплено за бюджетным (автономным) учреждением до изменения его типа.
На основании писем Минфина России от 07.07.2011 N 02-06-07/2832, от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, от 22.12.2011 N 02-06-07/5236 в годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год показатели по счету 0 210 06 000 на 1 января 2012 года отражались в размере стоимости соответствующего имущества с учетом начисленной амортизации (по остаточной стоимости).
В целях годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год необходимо было осуществить в межотчетный период корректировку входящих остатков 2012 года в части показателей по счету 0 210 06 000 на суммы амортизационных отчислений по имуществу, которым учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно, учтенных по состоянию на 1 января 2012 года (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).
Корректировки отражались в учете в корреспонденции со счетом 0 401 30 000. О произведенных корректировках учредитель информировался Извещением (ф. 0504805). Кроме того, информация отражалась в Сведениях об изменении валюты баланса (ф.0503773).
Согласно п. 239 Инструкции N 157н аналитический учет по счету 210 06 «Расчеты с учредителем» ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) по видам формируемых расчетов и соответствующим им суммам. На практике это означает, что аналитический учет по данному счету может вестись вплоть до каждого наименования недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Отражение операций по счету 210 06 осуществляется в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) (п. 240 Инструкции N 157н).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения учета расчетов с учредителем, смотрите в путеводителе для бюджетных и автономных учреждений.
Корректировку расчетов по ОЦИ на счетах 204 33 и 210 06 в 2020 году делаем по-новому
showtimeagiryna / Depositphotos.com |
Бюджетные и автономные учреждения, а также их учредители – органы власти и местного самоуправления, формируют показатель, характеризующий стоимость имущества, которым учреждения не могут отвечать по своим обязательствам и распоряжаются только по согласованию с собственником (Приказ Минфина России от 28 октября 2020 г. № 246н (зарегистрирован в Минюсте России 9 декабря 2020 г.), Приказы Минфина России от 30 октября 2020 г. № 253н и № 256н (зарегистрированы в Минюсте России 11 декабря 2020 г.). К такому имуществу относятся объекты недвижимости, а также особо ценное движимое имущество.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
При этом должно выполняться обязательное контрольное соотношение: данные, сформированные в учете учредителя на счете 1 204 33 000, должны быть равны показателю, отраженному на счете 0 210 06 000 в учете бюджетного/ автономного учреждения.
С периодичностью не реже чем перед составлением годовой отчетности такие показатели подлежат корректировке. В новых редакциях Инструкций № 162н, № 174н и № 183н