2lp что это значит
Словарь
Виниловый словарь.
Пояснение к некоторым виниловым терминам и определениям.
Бокс-сет (анг. Box set)
Комплект из нескольких дисков. Бокс-сетов большое разнообразие, есть
коллекционные бокс-сеты, выпущенные к юбилейным датам, подарочные, делюксовые, специальные.
Это могут быть разные исполнители собранные в сборники, концертные или фестивальные программы, а могут быть переизданиями отдельных альбомов, дополненных различными бонусами, книгами, буклетами и всякими сувенирами, которые так любят коллекционеры.
Бутлег (анг. Bootleg) или Unofficial release
Сделанная нелегальным способом запись живого концерта или копия официального издания. Бутлеги часто создаются фанатами, даже не с целью нелегальной продажи и тиражирования, а «из любви к артисту». Качество записи у бутлегов разное, от плохого до записанного на профессиональном оборудовании. Некоторые бутлеги со временем становятся очень популярными, и не редко попадают в официальную дискографию групп.
Критерии оценки виниловых пластинок
VG (Very Good) – Пластинка проигрывалась большое количество раз.
На виниле имеются царапины или потёртости, которые могут быть слышны. Возможен эффект «песка» между дорожек и в тихих местах.
Конверт может иметь значительные дефекты или небольшие разрывы.
(+) или минус (-) рядом с градацией означает, что состояние пластинки/конверта несколько выше или ниже указанной градации.
Что такое EP, LP, SP и другие форматы релизов
Наверняка вы уже скачали из сети много альбомов в разных форматах и в конце названий видели на первый взгляд странные сочетания букв. Что они значат читаем дальше.
EP или Мини Альбом (англ. Extended Play) в музыке — изначально грампластинка, на каждой стороне которой помещались только 2-4 музыкальных композиции общей длительностью звучания 15-20 минут. Помимо термина «мини-альбом» в русском языке также употребляется термин «миньон». В англоязычных странах этот формат в 1950-е гг. стали называть «EP» — «Extended Play», чтобы обозначить различие между ними и синглами (одно-, двухпесенными пластинками); термин «мини-альбом» также используется в английском языке. В настоящее время мини-альбомы также выходят на компакт-дисках.
Со временем формат долгоиграющих пластинок стал доминировать на рынке, и значение мини-альбомов уменьшилось: теперь они маркетировались как краткое обозрение готовящегося к выпуску альбома. Такие обзорные мини-альбомы, предшествующие долгоиграющим альбомам, принято называть «сэмплерами» (Album Sampler). С конца 1960-х гг. мини-альбомы стали скорее исключением в дискографии исполнителей популярной музыки, нежели регулярной практикой. Как правило, такие пластинки стали подлинными небольшими альбомами, задуманными самими исполнителями. Один из ярких примеров особого подхода к мини-альбому явился «Magical Mystery Tour» The Beatles 1967 года, который вышел в формате двух пластинок с эксклюзивными песнями и 32-страничным буклетом. Помимо 7-дюймовых виниловых пластинок был также распространён формат размером в 10 дюймов (25 см). В настоящее время виниловые мини-альбомы выпускаются ограниченным тиражом, главным образом, для коллекционеров.
Мини-альбомы также выходят на компакт-дисках, однако регламентация формата довольно условна и зависит целиком от маркетирования (некоторые мини-альбомы достигают 60 и более минут звучания). В большинстве случаев мини-альбомы на компакт-дисках состоят из 4-6 песен. В последние годы они стали популярны среди молодых групп, у которых недостаточно нового материала для полноценного дебютного альбома. В таком виде они так часто и называются «mini-albums» (вместо EP). В силу неопределённого характера формата мини-альбомы на компакт-дисках с лёгкостью путают с синглами на компакт-дисках. Отличительной чертой мини-альбома является наличие более чем 3-х различных песен, в то время как сингл зачастую имеет 1-3 новые песни и неограниченное количество ремиксов. Мини-альбомы представляют интерес с точки зрения наличия на них уникальных композиций и версий, не встречающихся более нигде.
LP (англ. Long Play) — формат звукозаписи на грампластинках для воспроизведения при скорости вращения диска 33⅓ об/мин; обеспечивает гораздо более длительное воспроизведение, чем формат с меньшей плотностью записи, рассчитанный на скорость вращения 78 об/мин. Также — грампластинка (обычно 12-дюймовая), записанная в таком формате. В видеозаписи — формат видеозаписи на меньшей, чем обычно, скорости движения ленты, обеспечивающий более долгое воспроизведение ценой некоторого снижения качества изображения.
SP или Сингл (англ. Single Play) — изначально грампластинка, на каждой стороне которой помещалась только одна музыкальная композиция. Термин «сингл» появился в 1950-е гг., чтобы обозначить различие между долгоиграющими и одно-, двухпесенными пластинками. В настоящее время синглы также выходят на компакт-дисках и DVD. С начала 90-х гг. синглы утратили своё значение и теперь выпускаются либо для диджеев, либо для коллекционеров, поклонников того или иного исполнителя. В определённый период синглы представляли интерес с точки зрения наличия на них уникальных композиций и версий, не встречающихся более нигде. С всё более возрастающей практикой выпуска всевозможных антологий, сборников и дополненных изданий альбомов на компакт-дисках, ценность виниловых синглов резко снижается. Среди коллекционеров продолжают пользоваться спросом оригинальные синглы лишь культовых исполнителей. Сегодня чаще синглом принято называть отдельные композиции выпускаемые продюсерами до или после выпуска альбома.
Самым популярным и традиционным форматом сингла является грампластинка размером 18 сантиметров (7 дюймов) со скоростью вращения 45 оборотов в минуту (оттого их называют «сорокопятками»). Данный формат появился в США в марте 1949 года и был изобретением RCA. Первоначально он продолжал концепцию всё ещё существовавших шеллачных пластинок со скоростью 78 об./мин. Однако с развитием формата долгоиграющих пластинок, синглы стали маркетироваться как предваряющие выпуск альбомов записи новых песен (особенно в популярной музыке). С 1957 года большинство американских лейблов стали выпускать синглы исключительно в формате 45 об./мин.
Синглы также короткое время выходили ограниченным тиражом на аудиокассетах и лазерных дисках. В 1980 году Малькольм Макларен убедил EMI выпустить дебютный сингл его новой группы Bow Wow Wow на аудиокассете, что стало прецедентом. На протяжении последующих 20 лет синглы на аудиокассетах выпускались в дополнение к 7- и 12-дюймовым синглам. В 1989 году сингл исключительно в формате аудиокассеты («Me Myself And I» De La Soul) впервые достиг американского Top-40. В 2001 году выпуск синглов, равно как и альбомов, на аудиокассетах был прекращён. В настоящее время существуют DVD-синглы, главным отличием которых является наличие видеоклипа и улучшенное качество звучания.
Что это значит? Разъясняем самые распространенные термины из мира винила
Когда речь заходит об узкоспециализированных областях, к которым как раз и относится грамзапись, знакомые слова порой приобретают новое значение. А некоторые приходится слышать впервые. Заглядывайте в этот глоссарий, когда встретите что-то непонятное в статьях о виниловых дисках и проигрывателях для них. Или лучше добавьте страницу в закладки.
Сохранить и прочитать потом —
180 GR. Данная пометка указывает на увеличенную по сравнению со стандартной массу грампластинки. Диски таких изданий эффективно противостоят паразитным резонансам в виниловом тракте и более долговечны.
7” (45-ка, сингл). Формат маленькой пластинки, каждая сторона которой содержит одну песню. Скорость воспроизведения таких синглов, как правило, составляет 45 об/мин.
Belt drive (пассиковый привод). Способ передачи вращения от электродвигателя на опорный диск с помощью гибкого замкнутого ремня. Его материалом может быть резина, синтетическая или металлическая нить.
Color vinyl (цветной винил). Специальные издания грампластинок для коллекционеров, в виниловую массу которых вместо сажи добавляются красители – красный, зеленый, синий и т.п.
Direct drive (прямой привод). Способ непосредственной передачи вращения оси электродвигателя на опорный диск.
LP (лонг-плей, англ. long play). Буквально: «долгоиграющая пластинка» диаметром 30 см для воспроизведения на скорости 33,3 об/мин. В настоящее время является стандартом для издания музыкального альбома на виниле.
MC (moving coil). Картридж/звукосниматель, в основе работы которого лежит подвижная катушка. Считается, что из-за уменьшенной массы магнитной системы он более чуткий и «певучий», чем ММ-вариант, но уровень выходного сигнала у такой конструкции намного ниже, и он нуждается в качественном усилении.
ММ (moving magnet). Картридж/звукосниматель, в основе работы которого лежит подвижный магнит. Самый распространенный вариант головки звукоснимателя для виниловых пластинок.
Picture disc. Специальные издания грампластинок для коллекционеров с нанесенными на их рабочие поверхности изображениями обложек либо других картинок.
RIAA (кривая RIAA). На грампластинке невозможно зафиксировать низкочастотный сигнал с большой амплитудой колебаний. Чтобы обойти это ограничение, используется предварительная эквализация басов на рекордере мастер-диска. Во время воспроизведения пластинки с помощью фонокорректора выполняется эквализация «в обратную сторону» для восстановления исходного спектра сигнала. Форма кривой амплитудно-частотной коррекции и описывается стандартом RIAA, который охватывает все виниловые издания, начиная с 1950-х годов.
VTA (Vertical Tracking Angle, вертикальный угол слежения). Представляет собой угол между кантеливером (иглодержателем) и плоскостью пластинки. От корректности этого показателя зависит величина интермодуляционных искажений. Поскольку толщина виниловой массы и высота картриджа могут различаться, у ряда тонармов предусмотрена регулировка VTA.
Адаптер 45 RPM. Многие синглы прошлых лет выпускались с большими посадочными отверстиями для проигрывания в музыкальных автоматах. Чтобы надежно закрепить такую пластинку на домашней вертушке, необходим переходник в виде шайбы с традиционным отверстием под шпиндель опорного диска.
Азимут. Угол между иглой звукоснимателя и поверхностью винила, который в идеале должен прямым, то есть составлять 90 градусов. Это необходимо для параллельности граней иглы и канавок на пластинке. Неправильный азимут ведет к уменьшению площади поверхности соприкосновения иглы и звуковой дорожки (то есть к ухудшению звучания) и неравномерному износу грампластинки.
Антискейтинг. При движении иглы звукоснимателя из-за центростремительной силы давление на внутреннюю и внешнюю стенку канавки грампластинки становится неравномерным, что ведет к дисбалансу каналов и росту искажений в одном из них. Для борьбы с этим явлением в тонармах применяются компенсаторы скатывающей силы. Они создают обратное усилие, поворачивающее тонарм от центра пластинки. Для этого используются дополнительные грузы, закрепленные на нити, спиральные пружины и однополюсные пары магнитов.
Весы. Инструмент, который показывает подлинную величину прижимной силы тонарма с иглой.
Выходное напряжение (чувствительность) картриджа. Уровень сигнала в милливольтах (мВ), генерируемого магнитной системой фонокартриджа при считывании записи с грампластинки. Для ММ-головок этот показатель составляет 4–6 мВ. У МС-картриджей чувствительность гораздо ниже – начинаясь с 0,1 мВ, она достигает лишь 2,5 мB у моделей с самыми большими катушками.
Емкость нагрузки. Паспортная величина в спецификациях картриджа, которая определяет минимальное значение емкости на входе фонокорректора.
Заход (overhang, свес). Выступание иглы за центр шпинделя в крайнем положении тонарма. Чтобы тонарм имел минимальную угловую ошибку в различных точках пластинки, значение свеса иглы должно соответствовать паспортному.
Кантилевер (иглодержатель). Представляет собой маленький рычаг из низкорезонансного материала (соединения на основе бора, титана, углерода и др.), к которому крепится игла. Через кантилевер в магнитную систему передаются колебания иглы, вызванные движением по канавке грампластинки.
Импеданс (сопротивление) нагрузки. Паспортный параметр в спецификациях картриджа, который определяет минимальное значение сопротивления на входе фонокорректора. Для ММ-головок обычно составляет 47 кОм. Для МС-моделей эта величина может быть разной, например 100 Ом, и требует возможности подстройки на входе фонокорректора.
Клэмп (прижим для виниловых пластинок). Груз, устанавливаемый на шпиндель поверх пластинки для ее более плотной сцепки с опорным диском и наращивания общей инерционной массы. Единых правил применения клэмпа не существует – все зависит от конструкции стола и, скорее, подбирается опытным путем на слух. Слишком тяжелый клэмп представляет собой вредную нагрузку на подшипник двигателя и может деформировать пластинку по центру. Клэмпы также бывают цангового типа с точной регулировкой давления.
Мат. Специальная прокладка между опорным диском и грампластинкой, предназначенная для ее изоляции от механической системы проигрывателя. Изготавливаются маты из резины, пробкового дерева, кожи, войлока и т.п.
Прижимное усилие. Значение веса в граммах-силы, с которым игла картриджа давит на поверхность пластинки.
Противовес тонарма. Проградуированная шайба с резьбой, закрепленная на конце тонарма и позволяющая изменять прижимное усилие на иглу.
Слипмат. Часто мат и слипмат путают между собой, хотя это противоположные по назначению аксессуары. Если традиционный мат препятствует проскальзыванию пластинки, то слипмат диджеи используют во время манипуляций с дисками, чтобы быстро и легко проворачивать их вперед-назад.
Стол, шасси. Общее название конструкции привода и станины проигрывателя винила за вычетом тонарма.
Субдиск. Диск малого диаметра, который связан пассиком с двигателем. На него устанавливается опорный диск с грампластинкой.
Тонарм. Механический рычаг, который обеспечивает движение иглы по звуковым канавкам. Тонармы бывают прямые, S-образные и тангенциальные; они изготавливаются из различных материалов – стали, алюминия, углерода и т.д.
Трекинг. Паспортная величина максимальной амплитуды в микрометрах, с которой игла в канавке может перемещаться до достижения порогового значения искажений.
Уровень (level). Измерительный инструмент в виде прозрачной колбы с жидкостью и пузырьком в ней. Применяется для оценки параллельности плоскости, на которой установлен проигрыватель винила, и его стола, а также при настройке параллельности шелла и грампластинки.
Шаблон. Семейство инструментов для настройки оптимального положения иглы в канавке. К нему относятся схемы с нулевыми точками, призмы с градуировкой и т.п.
Шелл (держатель звукоснимателя). Узел на тонарме для крепления картриджа. Шеллы бывают съемные и несъемные, с различными способами крепления картриджа. Вес шелла с крепежом следует учитывать при расчете резонансной частоты системы игла-тонарм.
Эффективная длина тонарма. Расстояние от вертикальной оси вращения тонарма до иглы. Стандартные величины этого параметра начинаются от восьми и достигают 12 дюймов. Чем больше эффективная длина, тем меньше угловая ошибка считывания у иглы в различных частях пластинки.
Эффективная масса тонарма. Инерционная масса тонарма, паспортная величина, которая приводится производителем и используется при расчете сочетаемости с картриджем определенной динамической податливости.
Виниловые пластинки (LP): мини-энциклопедия формата
Все детали о дисках
Виниловые пластинки (LP): мини-энциклопедия формата
Все детали о дисках
Новые поколения меломанов, выросших в эпоху цифрового аудио, испытывают естественный интерес к музыкальным форматам прошлого. И особенно к возродившемуся в наши дни винилу. В данной статье мы расскажем об истории возникновения LP, их производстве и особенностях воспроизведения. Короче говоря, хотите узнать, что такое виниловая пластинка? Читайте нашу мини-энциклопедию!
История появления пластинок
Первое устройство для записи звука было запатентовано Леоном Скоттом ещё в 1857 году, при этом функция воспроизведения появилась только в фонографе Томаса Эдисона в 1877 году. Однако в них в качестве носителя использовались восковые цилиндры, поэтому датой рождения грампластинок следует считать появление граммофона Эмиля Берлинера в 1889 году. Более-менее массовый выпуск пластинок был налажен в 1894 году в США, однако первые записи отличались весьма невысоким качеством звука. И только после доработки граммофона партнером Берлинера Элдриджем Джонсоном под собственным брендом RCA Victor пластинки обрели настоящую популярность. В 1901 году стартовала печать 10-дюймовых дисков, в 1903 году появились 12-дюймовые пластинки, при этом продолжительность записи изначально не превышала четырех минут. Привычная для шеллаковых дисков скорость в 78 оборотов в минуту стала стандартной только в 1925 году. Нужно заметить, что в 1919 году истек срок патентов Берлинера на данный вид музыкального носителя, и началось массовое производство дисков разными компаниями.
Эмиль Берлинер и его фонограф
Как вы догадались, виниловые пластинки, то есть изготовленные с использованием виниловой массы, появились гораздо позже. На протяжении десятилетий, начиная с 1895 года, граммофонные диски производились из смеси шеллака, каменной пыли и хлопковых волокон, с добавлением графита для придания смеси черного цвета. Всем хороши шеллаковые пластинки, только их чрезмерная твердость имеет и обратную сторону – они слишком хрупкие и легко бьются при неосторожном обращении. Тем не менее, именно они оставались стандартом аналоговой звукозаписи, а длительность записанных на них музыкальных произведений составляла 4-5 минут на одну сторону.
Шеллаковая пластинка RCA His Master’s Voice
Первые десятилетия запись звука оставалась исключительно акустической, то есть производилась при помощи рупора, на устье которого была закреплена диафрагма с установленным на ней резцом, который напрямую наносил дорожку на поверхность валика или диска. Качество такой записи было весьма низким и варьировалось в зависимости от записываемого инструмента. Поэтому о зарождении действительно хорошей звукозаписи можно было говорить только после появления микрофонов в 1920-х годах. С них сигнал поступал на ламповые усилители и далее на электромеханический резец. Именно в данную эпоху зародился потенциал создания близких к реальности записей, которые в дальнейшем легли в основу индустрии Hi-Fi. О том, как записывается современный винил, мы расскажем ниже.
Виниловая пластинка Deccalite
Появление на свет винила
Шеллаковые пластинки имели множество недостатков как с точки зрения качества записи, так и надежности в эксплуатации. Поэтому по мере развития индустрии пластмасс логичным было ожидать начала их использования для производства пластинок. И вот в 1931 году компания RCA Victor начала выпуск 16-ти дюймовых дисков из материала на основе винила Victrolac для профессионального применения на радиостанциях и в кинотеатрах. Однако внедрение винила в массовое производство пластинок для печати на них музыки произошло несколько позже, прежде всего, из-за изначально высокой стоимости нового материала. Тем не менее, через несколько лет после второй мировой войны на рынке стали появляться пластинки на 78 оборотов, сделанные уже из винила, а не из шеллака. Это были издания на красном прозрачном виниле от RCA Victor, а также серия Deccalite от Decca.
Виниловая пластинка RCA Victor Red Seal
Настоящее пришествие винила на рынок состоялось в момент появления формата LP (Long Play) на 33 1/3 оборота в 1948 году, который представила компания Columbia Records. Это были знакомые нам сегодня долгоиграющие 12-ти дюймовые пластинки с более узкими звуковыми дорожками, вмещавшие до 40 минут записи. В следующем году свою версию винилового формата представила фирма RCA Victor, однако в ее случае речь шла о 7-ми дюймовых синглах на 45 оборотов в минуту. По мере роста популярности винилового формата конкурирующие фирмы постепенно пришли к единому стандарту как пластинок, так и кривой эквализации, используемой при печати винила – RIAA (Recording Industry Association of America). До того времени каждая фирма применяла свой собственный вариант, в результате чего для старых пластинок, выпущенных до середины 1950-х годов, иногда требуется использование специальных фонокорректоров с переключаемыми кривыми.
Редкий 7-дюймовый сингл Columbia на 33 оборота
Основные размеры дисков
На сегодняшний день выпускаются виниловые пластинки трех основных размеров – 12, 10 и 7 дюймов. Профессиональный формат транскрипционного диска диаметром 16 дюймов сегодня уже не используется, ранее он широко применялся в радиовещании.
Каждый из актуальных размеров дисков выпускается для разных скоростей вращения при воспроизведении. Обычно 12-ти дюймовые пластинки LP проигрываются на 33 1/3 оборотах в минуту, а 7-ми дюймовые используются для выпуска синглов на 45 оборотов. Тем не менее, существуют и так называемые макси-синглы, отпечатанные на дисках размером 12 дюймов. Пожалуй, среди всех форматов винила именно они обеспечивают наиболее высокое качество звука, прежде всего, за счет максимально широких звуковых дорожек, вмещающих гораздо больше низкочастотной информации.
В последнее время в моду вошли так называемые мини-синглы диаметром 3 дюйма, особенно популярны они стали в Японии. Тем не менее, этот формат больше относится к разряду модных аксессуаров – для их воспроизведения выпускаются миниатюрные проигрыватели винила, работающие от USB или батареек. Каждая мини-пластинка вмещает на себя до 4-х минут музыки.
3-х дюймовый винил и вертушка для него
За все время существования грампластинок использовались следующие скорости вращения – 16, 78, 33 1/3 и 45 оборотов в минуту. Сегодня в ходу остались два варианта – 33 1/3 оборота для долгоиграющих пластинок LP и 45 оборотов для синглов. Существуют также релизы, в которых альбом разбивается на несколько 12-ти дюймовых пластов на 45 оборотов – это позволяет получить максимальное качество звука.
Как производятся виниловые пластинки
Процесс записи, подготовки и печати грампластинок не изменился за последние десятилетия. Начинается всё с подготовки специальной версии мастер-ленты или, в последние годы, звукового файла, с которого и будет производиться печать. Они используются для нарезания ацетатного мастер-диска, который покрывается серебром и на него гальваническим методом наносится слой металла. Этот слой и будет использован в качестве негативной формы для дальнейшей печати пластинок, а также для создания последующих матриц. С каждой из них можно отпечатать с высоким качеством не более 1000 экземпляров. Существует также технология прямой нарезки медного мастер-диска под названием DMM (Direct Metal Mastering), которая получила достаточно широкое распространение в 1980-х годах. Она позволяет сократить число этапов при подготовке к печати, а также обеспечивает более высокое качество звука.
Пресс для печати винила
Печать производится путем помещения матрицы и расположенной в центре разогретой шайбы из виниловой массы (поливинилхлорида) под пресс. Заметим, что лейблы с названием альбома и информацией о песнях приклеиваются одновременно с печатью пластинки. После этого матрицы нагреваются до температуры в 180 градусов Цельсия, а затем в работу включается пресс – давление в момент печати достигает 110 тонн. После этого получившийся пласт охлаждается водой, а весь процесс изготовления одного диска занимает около 30 секунд. Излишки винила обрезаются, отпечатанный диск извлекается из-под пресса и отправляется для дальнейшей упаковки.
Нужно отметить, что сам по себе винил прозрачный! Виниловая пластинка привычного нам черного цвета получается так – в состав добавляется графитовый порошок. Соответственно, при печати цветного винила в массу вносятся другие необходимые красители, а иногда пластинки просто остаются просто прозрачными. Кстати, отдельные виды красителей, особенно из тех, что применялись много лет назад, делают массу чуть более шумной, это надо иметь в виду при выборе. Современные издания обычно лишены этого недостатка.
Исходный материал для печати виниловых пластинок
Вес пластинок и качество звука
В последние годы получили широкое распространение солидные пластинки весом 180 и даже 200 граммов. Изначально применение более тяжелых дисков было уделом аудиофильских лейблов, теперь же практически все новые издания выходят на 180-граммовых LP, тогда как раньше стандартным весом считались 140 граммов для альбома, отпечатанного на 12-ти дюймовом диске. По правде говоря, гораздо большее влияние на звучание оказывают исходная запись и общее качество печати и самой виниловой массы, но при прочих равных увеличение массы может сыграть положительную роль. Однако оно ни в коем случае не является гарантией хорошего звука. Правильно записанная и напечатанная виниловая пластинка стандартного веса положит на обе лопатки тяжелую, отпечатанную с источников непонятного происхождения.
Нарезка медного мастер-диска методом DMM
Как записываются современные виниловые пластинки
Сам процесс записи любого музыкального произведения одинаков для любых носителей, будь то цифровые либо аналоговые – компакт-диск, SACD, катушки либо винил. Разница состоит лишь в подготовке специального мастера для каждого из форматов. На сегодняшний день подавляющее большинство новых релизов записываются в «цифре», однако это вовсе не означает, что на выходе звук будет одинаковым на всех носителях. Теоретически он может быть достаточно близок, только вот музыкальная индустрия имеет свое мнение относительно того, как должен звучать альбом популярного исполнителя на каждом из носителей. И если цифровой релиз ориентирован на прослушивание на переносной аппаратуре не самого высокого класса и в далеких от идеальных условиях – в транспорте или на прогулке – то его постараются сделать максимально «громким». А это означает высокую степень компрессии, узкий динамический диапазон и пренебрежение мелкими деталями и нюансами. С другой стороны, приобретающий виниловую пластинку человек, скорее всего, имеет дома Hi-Fi систему, на которой он сможет оценить высокое качество ее записи. Именно поэтому современный, даже изначально записанный в цифре LP-диск, звучит лучше того же альбома, изданного на компакт-диске или даже в Hi-Res. Очень часто при лобовом сравнении одно и то же произведение, изданное на виниле и на цифровом носителе, демонстрирует разницу в среднем динамическом диапазоне в 2-3 раза. А это означает, что звук винила будет казаться глубоким и объемным, в отличие от резкого и плоского звучания компакт-диска.
Тем не менее, и по сей день есть артисты, которые предпочитают записывать свои новые альбомы на магнитную ленту и уже с нее осуществлять дальнейший мастеринг в аналоге и цифре. Мы стараемся следить за самыми интересными изданиями, а также переизданиями классических пластинок прошлого, которые иногда оказываются лучше, чем оригиналы.
Оригинальное издание альбома Traffic «Mr. Fantasy»
Где и как покупать винил
Один из самых популярных вопросов пользователей – где купить винил недорого? Надо сказать, что понятие «недорого» весьма относительно, поскольку новые диски стоят не меньше полутора тысяч рублей, а чаще всего – дороже. А уж применительно к таким изданиям, как рассмотренный нами недавно релиз знаменитого альбома Джими Хендрикса «Axis Bold As Love» на Clarity Vinyl UHQR недорого будет означать тысяч десять рублей.
Тем не менее, если вы хотите купить пластинки недорого, то к вашим услугам огромный выбор подержанного и нового винила на eBay, желающим же приобрести свежие релизы современной музыки по умеренным ценам есть смысл обратить внимание на сайт Juno Records – цены там приятно отличаются от большинства других онлайн-магазинов.
Меломанам, предпочитающим приобретать пластинки после их тактильного осязания, еще недавно можно было советовать отовариваться в магазинах Mediamarkt, однако после их поглощения сетью мВидео винил окончательно исчез с полок. Поэтому остается только налаживать связи с множеством специализированных магазинов винила, в изобилии открывающихся в последнее время.
Новые форматы винила – UHQR-винил
Вспомним также такой аудиофильский формат как Clarity Vinyl, впервые разработанный Classic Records, а теперь используемый Mobile Fidelity. В нем из состава массы полностью исключен графит, а сама формула винила была переработана с тем, чтобы радикально снизить собственный шум носителя, а также избежать негативного воздействия содержащихся в графите включений железа на нежные катушки звукоснимателя. Кроме того, качество печати винила UHQR необычайно высоко – применение специальных форм Finebilt позволяет добиться одинаковой толщины пластинки по всей площади диска, как у лейбла, так и с краю. Обычные пластинки обычно отпечатаны таким образом, что в центре пласт оказывается толще, а это негативно сказывается на точности следования иголки по дорожке. В настоящее время вышло несколько современных релизов в этом формате, включая Jimi Hendrix «Axis Bold As Love», а в скором времени мы ожидаем появления ультимативной версии Jethro Tull «Aqualung».
Пластинка Jimi Hendrix «Axis Bold As Love» на UHQR виниле
Опечатки в определениях винила
На чем слушать винил?
Очевидно, что винил больше предназначен для домашнего использования, хотя в эпоху его безраздельного владычества на рынке музыкальных носителей большой популярностью пользовались портативные проигрыватели грампластинок. Сегодня формат стал модным не только среди молодежи, но и среди аудиофилов и ценителей качественного звука, которые готовы тратить существенные суммы как на сами пластинки, так и на оборудование для их воспроизведения. Вот что необходимо для прослушивания виниловых пластинок дома.
На чем же слушать купленные «винилы», чтобы получить максимальное качество звука? Само собой, сначала потребуется купить хороший проигрыватель. Для того чтобы почувствовать все качество качественно записанной и изданной пластинки, придется выложить не самую маленькую сумму денег – покупать самый дешевый проигрыватель винила на «попробовать» смысла нет, качественная и точная механика сегодня стоит гораздо дороже, чем многие крутые гаджеты. Некоторые рекомендации по выбору вертушек вы сможете найти в наших статьях, однако следует быть готовым к тому, что входной билет в мир винила обойдется минимум в 70 000 рублей, если рассматривать новые модели.
Проигрыватель винила Denon VL12 Prime
Если недорогие вертушки продаются с заранее установленным звукоснимателями, то более серьезные проигрыватели уже потребуют самостоятельной работы по подбору головки. Тем не менее, для того, чтобы получать удовольствие от прослушивания винила, вовсе не обязательно тратить большие суммы на ГЗМ, достаточно правильно их настроить. В настоящее время существуют два основных типа головок для проигрывателей винила – с подвижным магнитом (ММ) и подвижной катушкой (МС), экзотические виды типа оптических картриджей оставим опытным аудиофилам. Помимо геометрической настройки картриджа и его согласования с тонармом очень важным является правильное электрическое согласование с фонокорректором, особенно это касается МС-головок. В зависимости от выбранной нагрузки сопротивления и коэффициента усиления звучание картриджа, а, значит, и всей системы, может меняться очень значительно. Принцип работы головки прост – следующая по звуковой дорожке игла огибает стенки канавки и передает механические колебания на катушку (в случае МС) либо маленький кусочек намагниченного железа (в случае ММ), которые совместно с магнитом либо катушкой образуют магнитное поле, напряжение которого передается дальше на фонокорректор для усиления и коррекции.
Головка звукоснимателя Audio-Technica AT-150SA
Данное устройство используется для восстановления линейной частотной характеристики, ведь сигнал на пластинке нарезан таким образом, что его АЧХ напоминает график роста курса доллара в 1990-е годы. Фонокорректор также нужен для предварительного усиления слабого сигнала, поступающего с головки звукоснимателя. Если вы хотите получить максимум звука от ваших виниловых пластинок, то полагаться исключительно на встроенные в проигрыватель или усилитель/ресивер модули фонокорректора не следует. Их звук существенно выигрывает от независимого блока питания и более высокого качества комплектующих, так что постарайтесь выбирать отдельно стоящие модели фонокорректоров.
Фонокорректор Thoress Phono
Усилители для винила
В Сети регулярно встречаются мнения о том, что для прослушивания винила нужно обязательно использовать ламповые усилители. Это не так. Специальных усилителей для прослушивания виниловых пластинок, на самом деле, не существует, однако лучше, если у выбранной вами модели будет приличный запас по питанию и способность хорошо контролировать акустические системы на НЧ.
Двухтактный ламповый усилитель Air Tight ATM-2
Колонки для винила
С учетом того, что в эпоху расцвета аналоговой звукозаписи на рынке господствовали колонки с высокой чувствительностью и большими басовиками, то есть смысл покупать именно такие АС, особенно если вы собираете коллекцию старого винила. В таком случае вы имеете больше шансов получить тот самый звук, которым наслаждались меломаны в 1960-70-х годах. Правда, среди современных моделей найти подобные колонки за разумные деньги будет не очень легко, однако потратить время на поиски стоит – именно с ними вы сможете сполна насладиться всеми преимуществами винила. Однако даже при воспроизведении на сегодняшних стандартных «столбиках» звучание грампластинок находит своих поклонников.
Акустические системы JBL L100 Classic
Почему винил играет лучше «цифры»?
Превосходству аналогового звука над цифровым есть множество объяснений, из них самым простым представляется то, что притягательность винила для человеческого слуха скрыта в самом механическом способе считывания информации. Ведь если напрямую оцифровать проигранную на хорошем виниловом проигрывателе пластинку, то при прослушивании получившегося файла ее почерк и динамика полностью сохраняются. Кроме того, судя по всему, человеческий слух гораздо более благосклонен к аналоговым искажениям, возникающим в процессе записи и воспроизведения звука, чем к цифровым.
Если же говорить о LP, записанных в цифре, но которые все равно звучат лучше изданных на компакт-диске версий тех же альбомов, то здесь вступает в игру изначально более высокое качество мастер-диска, с которого производится тиражирование. Помимо ориентации звукорежиссера на разные сценарии прослушивания, роль играет и тот факт, что для подготовки мастера для виниловых изданий чаще используются цифровые файлы высокого разрешения вплоть до 24 бит /192 кГц, тогда как для печати компакт-дисков применяются исходники стандарта Red Book, то есть 16 бит / 44,1 кГц.