3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Комплексные Рекомендации классному руководителю, родителям по адаптации обучающихся 5 класса на повышение уровня школьной мотивации, снижению уровня тревожности, сплочению классного коллектива.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рекомендации классному руководителю, родителям по адаптации обучающихся 5 класса на повышение уровня школьной мотивации, снижению уровня тревожности, сплочению классного коллектива.

Рекомендации по повышению

учебной мотивации школьников

1. Поддерживать и формировать интерес к информации

«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается.

2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия

Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышление детей.

3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.

5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.

6. Актуализировать творческую позицию детей

С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творчества, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.

7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других

Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне это надо». Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне.

8. Создавать ситуацию успеха и социального признания

Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями.

9. Использование мотивов избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ

Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.

Как сплотить классный коллектив.

От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.

* Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.

* Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.

* На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.

* Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.

*Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.

* Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.

*Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Рекомендации классному руководителю при работе с обучающимися, разной степени школьной тревожности:

Прежде всего, причины тревожности определяются природной нервно-психической организацией школьника, особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей.

К основным проявлениям школьной тревожности, в частности, относят такие: учащийся часто отвечает не по существу, не может выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после перемены и т.д.

Высокий уровень тревожности – может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Помощь : повышение самооценки (взрослыми) и развитием способности справляться с повышенной тревогой с помощью определенных упражнений. Особое внимание со стороны взрослого (учителя или родителя) следует уделять поддержке, похвале, отмечать успехи, и поддерживать при неудаче. Избегать оценочного суждения, сравнения с результатами более успешных учеников, если сравнивать, то его собственные результаты. Избегать критики в присутствии других. Помогать анализировать не только неудачи, но и успехи, чтобы те, в свою очередь, не воспринимались такими детьми как случайные, как результат каких-то внешних воздействий (например, как хорошее настроение учителя, или мне сегодня просто повезло).

Предполагаемые действия взрослого (учителя или родителя) по отношению к тревожному ребенку:

Оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о ребенке, чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам;

Называть чаще ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;

Поручать выполнение престижных в данном коллективе поручений;

Если сравнивать результаты работы, то только его собственные (достиг вчера, неделю или месяц назад);

Лучше избегать решения тех задач, которые ограничены во времени;

Лучше спрашивать не в начале или конце урока, а в середине;

Не следует торопить и подгонять их с ответом, дать время для ответа, и не повторять вопрос несколько раз (в противном случае ребенок ответит нескоро,

т.к. новое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул);

Установление визуального контакта – «глаза в глаза» – вселение чувства доверия в душу ребенка;

Беседы в классе о проблемах каждого ребенка (что у любого есть сложности), чтобы он чувствовал, что такой не один;

Запастись терпением, результаты не бывают скорыми.

Поведение (защитное): с целью поднять самооценку – покритиковать других. Внешне не наблюдается признаков тревожности, но эта форма не стойкая, она при значимости стимула может переходить в открытую тревогу, нерегулируемую. Возможно в прошлом у таких детей были случаи нерегулируемой тревоги, с которыми они научились справляться путем подавления этого состояния. Чтобы не повторить подобный опыт научились избегать ситуаций (в том числе и сложных учебных задач).

Помощь: в работе с такими школьниками необходимо обращать внимание на развитие умения анализировать свои переживания и находить их причины (самоанализ). С помощью разбиения на простые задачи достигать более сложных и обращать внимание на это, чтобы не было избегания.

1. Наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

— слушайте своего ребенка, проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музей, совместные покупки; совместные прогулки; совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;

— делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;

— если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:

— скажите себе «Стоп!» и посчитайте до 10;

— не прикасайтесь к ребенку;

— лучше уйдите в другую комнату;

— отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);

— в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;

— дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.

3. Если Вы расстроены, то дети должны знать о Вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях, используя «Я-сообщения» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:

— «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;

— «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;

— «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».

4. В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны:

— сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы Вас успокоить;

— примите теплую ванну, душ;

— послушайте любимую музыку;

— просто расслабьтесь, лежа на диване;

— используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка;

Источник

Практическая работа по педагогике и психологии

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Практическая работа 2.1.4

В одной из школ города N, педагоги ежегодно сталкиваются с проблемой. У обучающихся 5-х классов резко снижается учебная мотивация, падает успеваемость. Их бывает трудно заставить что-либо сделать. Обучающиеся не выполняют домашние задания. А родители при этом уверяют, что их дети дома допоздна сидят за уроками и очень устают.

Задание 1: Предложите не менее 3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов.

Представим себя на месте школьника:

· вместо ограниченного числа учителей пятиклассник знакомится с новыми преподавателями, у каждого из которых свои требования, просьбы, пожелания;

· увеличивается число изучаемых предметов;

Что необходимо делать?

Итак, что предлагается:

Ø занятия по основным предметам в тьютерских группах, рассчитанных на помощь школьнику по тем учебным дисциплинам, которые вызывают у него проблемы;

Ø индивидуальное психологическое консультирование и сопровождение как для учащегося, так и для родителей;

Ø советы для родителей, составленные нашими учителями и размещенные на сайте ОУ.

Кроме того, учителя и администрация, зная о данной проблеме, постоянно стремятся к ее разрешению: мы изучаем новые методики преподавания, разрабатываем и внедряем новые педагогические технологии, повышаем уровень своей квалификации и компетентности.

2. Разработайте план мероприятия или образовательного события, которое, по вашему мнению будет способствовать предупреждению снижения мотивации учения младших

1. Необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:

· материал урока должен быть интересен детям;

· согласование расписания с особенностями возраста;

· согласование темпа урока со скоростью работы всех детей

3.. Выбрать педагогический стиль общения педагога с обучающимися. Одним из важных факторов, влияющим на педагогическую адаптацию в школе, является стиль педагогической деятельности, под которым понимается индивидуально – типологические особенности социально – психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

При демократическом стиле общения обучающиеся отличаются большей открытостью, социальной смелостью, сформированностью в решении интеллектуальных задач. Демократический стиль общения все чаще пропагандируется в педагогической среде, как прогрессивный и инновационный.

4. В процессе учебной деятельности совершенствуется развитие обучающегося как личности. Авторами психологической теории учебной деятельности являются Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Они считали, что учебная деятельность является всеобщей формой присвоения понятийного (теоретического) содержания учебных предметов. Эта деятельность изначально организуется учителем на основе постановки так называемых «учебных задач», т.е. практических проблемных ситуаций, ставящих обучающихся перед необходимостью выявления существенных (предметных) связей, которые дают основание для действий, приводящих к решению. Предполагается, что опыт решения таких учебных задач в рамках нескольких учебных предметов приводит к формированию умения учиться, т.е. самостоятельно осваивать понятийное содержание. Причем не только в тех предметах, относительно которых у обучающихся уже есть опыт освоения.

5 Учителю необходимо формировать универсальные учебные действия вместе с системой контроля за ее результатами, которые можно рассматривать как внутреннюю составляющую программ по учебным предметам и не выделять в отдельный вид педагогической деятельности. Т.е. диагностику сформированности учебной деятельности и ее компонентов можно встраивать поэтапно в учебный процесс. Это позволяет учителю сэкономить огромное количество времени и сил, сократив объем прямого тестирования сформированности универсальных учебных действий, и, сосредоточив основные усилия на мониторинге качества предметных результатов обучения.

6. Основная работа педагога должна быть нацелена на диагностику метапредметных компетенций: умение учиться, умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми при решении учебных, проектных, творческих, практических задач (осуществлять учебное сотрудничество), читательская грамотность.

В соответствии с этим определением, выделяют две составляющие умения учиться:

— рефлексивная составляющая умения учиться делает человека способным определять, каких именно знаний и умений ему недостает для действий в новой ситуации;

— поисковая составляющая умения учиться делает человека способным находить и осваивать недостающие знания и умения.

Методы развития учебной мотивации

Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.

Приемы повышения интереса к учебному материалу.

На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.

Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого использую приём «Привлекательная цель».

Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Приемы повторения пройденного на уроке.

На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.

Прием «Своя опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.

Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем ». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

Например. Каждый ученик получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Ученик делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый ученик сам оценивает свой результат.

На уроке предлагаем ученикам поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Дети уже не играют в «учителей» и «учеников». Они участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания.

Проверка домашнего задания тоже может проходить в необычной форме. Выученное дома стихотворение, ученики рассказывают друг другу в парах. Оценивают. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля и взаимоконтроля постепенно увеличиваю.

Приём «Открытые задания.» Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

Источник

Проблема снижения мотивации к учению и пути её решения

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место.

Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как

правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница

снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему

плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом, ученик знает, что ничего

хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не

выдерживает и меняет место работы.

Просмотр содержимого документа
«Проблема снижения мотивации к учению и пути её решения»

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место.

Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как

правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница

снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему

плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом, ученик знает, что ничего

хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не

выдерживает и меняет место работы.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование школьной мотивации.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

Причины отставания в учебе, причины эмоциональной неустойчивости

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

Роль психологической службы школы по выявлению мотивированных детей

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно :

В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Интерес к этой проблеме возник у Леонтьева в связи с его работой по теории развития человеческого сознания. В своей концепции Леонтьев выделил в качестве единицы человеческого сознания «смысл», который он определяет как отражение в голове человека объективного отношения того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено.

С точки зрения Леонтьева, то, как будет субъект действовать с предметом, будет зависеть, не только от того, что представляет собой этот предмет объективно, но и от того, в каком отношении он стоит к субъекту, каким его потребностям он отвечает.

Такого рода общий теоретический вывод сосредоточил внимание Леонтьева на изучении мотивов, придающих смысл человеческой деятельности и, таким образом, влияющих на ее протекание.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.

Что же характеризует внутренние мотивы?

Собственное развитие в процессе учения

Действие с другими и для других

Познание нового и неизвестного

Направлены на стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, действовать для других, стремлением проникнуть в суть явлений, рассуждать, преодолевать препятствия в ходе решения учебной задачи и соответственно от всего этого получать эмоциональное удовлетворение.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Учеба как вынужденное поведение

Как привычное функционирование

Учеба ради лидерства и престижа

Стремление оказаться в центре внимания

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Отдельной группой психологи выделяют отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей, наказания, осуждения.

Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Особенность внутреннего мотива

Специфическая особенность внутреннего мотива состоит в том, что это всегда в принципе неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела. Внутренний мотив в отличие от внешнего никогда не существует до, после и вне самой деятельности.

Обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Рассмотрим другую классификацию мотивов учебной деятельности. Это познавательные и социальные мотивы.

Для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни мотивов:

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

— широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

— узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);

— мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения ученика к активной познавательной деятельности.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Какими факторами определяется учебная мотивация?

Учебная мотивация определяется специфическими факторами (И. А. Зимняя):

-самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

-организацией образовательного процесса;

-субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимоотношения с другими учениками и т. д.)

-субъектными особенностями педагога (отношение к ученику, к своему делу);

-спецификой учебного предмета.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной

активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация.

( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа

привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно

благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с

учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,

ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в

меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают

школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются

посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной

деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Мотивация учения может быть положительная, нейтральная, негативная

Причина спада школьной мотивации

деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Ряд обстоятельств может объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней школы.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

3) Бурно развивающееся стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется в тех случаях, если:

учителя средней школы используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;

когда преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание не дом);

когда универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;

изучение нового материала приходится нередко на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников;

как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;

требования, предъявляемые учителем к ученику, не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Встаёт вопрос «Стимулировать, КАК?»

Совокупность негативных процессов получила в психологии название «внутреннего отхода от школы». Они убедительно показывают, насколько важной является задача оптимального сочетания внешних и внутренних мотивов в деятельности учащихся, а, следовательно, задача активизации, стимулирования внутренних стимулов учебы.

Если начать расспрашивать учащихся

Если начать расспрашивать учащихся, действительно получающих удовольствие от самой учебы, от самих занятий в школе и дома, о том, что же они чувствуют, что отличает их переживания в ходе внутренне мотивированных учебных занятий, то, скорее всего они назовут следующие особенности своих субъективных состояний:

Условия развития учебной мотивации современного школьника:

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

«В основе нашего поведения лежат сокровенные желания». (Г.Оверстрит)

Чего хочет ученик- главный вопрос для учителя.

3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов

Кусочки сыра для ребёнка?!

Феномен «обученной беспомощности»

Все средства хороши?!

Формирование учебной мотивации

Развитие внутренней мотивации учения.

Этапы становления мотивов

Изучение учебной мотивации

Почему не прожить нам жизнь героями Духа

Дорогие друзья, учителя-коллеги! Будете ли вы смеяться, если скажут нам убедительно: «Идеи управляют миром»?

Наше сознание насиловалось много лет, когда с детства твердили нам обратное: «Бытие управляет миром».

А что же делает в жизни человека Вера, этот таинственный внутренний отголосок Истины, это прекрасное личное чувствознание?

Ни один человек, ни все человечество без Веры жить не может и развиваться не будет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *