3 в чем заключаются фундаментальные потребности пациентов

Модель Хендерсон

Основные положения модели Хендерсон

Пациент, согласно утверждению В. Хендерсон, имеет фундаментальные человеческие потребности, одинаковые для всех людей: «Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде; в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений. »
В. Хендерсон приводит 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек бывает не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Именно в это время сестра помогает «человеку, больному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддерживают его здоровье или же способствуют его выздоровлению (или же в момент его ухода из жизни) и которые этот человек выполнил бы без посторонней помощи, будь у него силы, желания или знания. ». Автор утверждает, что во все времена сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.

Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон

1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать и отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Источник проблем пациента. В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей.
По табл. ниже видим, на чём основана приоритетность потребностей, предложенных В. Хендерсон. При этом потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу. Это объясняется тем, что в середине 60-х годов ХХ в., когда была создана эта модель сестринского ухода, реальные возможности сестры в США были ограничены деятельностью по удовлетворению именно этого ограниченного перечня потребностей. (Модель NANDA, по которой работает сестринский персонал в Северной Америке с конца 80-х годов, включает в себя потребности всех уровней.)
Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определённых обстоятельств (болезнь, младенческий и/или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

Таблица. Взаимосвязь основных потребностей по А. Маслоу с потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон

Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе

Эта модель является одной из самых известных в настоящее время среди практикующих сестер. При этом следует помнить, что она предусматривает непременное участие пациента во всех этапах сестринского процесса.
На этапе первичной оценки состояния пациента сестре совместно с пациентом следует установить, какие из 14 повседневных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Причем сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии этого сделать. Например, если пациент отказывается
есть больничную пищу, значит, его потребность в пище не удовлетворяется. Совместно с пациентом сестра определяет возможные причины этой проблемы (плохой аппетит, брезгливость и т.п.) и ставит реалистичные цели для её решения. Если у пациента нарушен сон, сестра должна установить причины этой проблемы (неудобная постель, духота, храп соседа по палате и т.д.), а затем уже определить цели сестринского ухода и вмешательства.
Планирование ухода. В. Хендерсон считает, что человек должен полностью и самостоятельно удовлетворять свои повседневные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода заключается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости. Для решения этой проблемы сестра ставит совместно с пациентом несколько промежуточных и краткосрочных целей. Так, в случае с пациентом, отказывающимся от пищи, нужно запланировать беседу с родственниками, с самим пациентом, возможно, с сотрудниками пищеблока. В случае с пациентом, имеющим проблемы со сном, следует запланировать упражнения по релаксации (расслаблению), проветривание помещения или перевод в другую палату.
Поставленные цели должны быть реалистичны и измеряемы, чтобы можно было оценить успешность или безуспешность сестринского вмешательства.
Сестринское вмешательство направлено на укрепление здоровья пациента, полное решение поставленных перед ним задач. В конечном счёте вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости, насколько это возможно.
Оценка результатов ухода. Сестры, работающие по модели В. Хендерсон, приступая к итоговой оценке выполнения плана по уходу, начинают с оценки каждой повседневной потребности, при удовлетворении которой были выявлены проблемы. Сестра устанавливает, насколько достигнута цель при удовлетворении потребности. При недостигнутой цели планируются новые сестринские вмешательства или изменение формулировки цели.

Источник

Медсестра России

«Хочешь быть здоровым? Будь им!» А.Г. Свияш

Перевод сайта

Новое на сайте

Самое популярное

Кто на сайте

География посетителей

Кнопка сайта

ВИРДЖИНИЯ ХЕНДЕРСОН И ЕЕ ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

ВИРДЖИНИЯ ХЕНДЕРСОН И ЕЕ ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

I. Биография В. Хендерсон

Она родилась 30 ноября 1897 года 5 ребенком из 9 детей в семье Дэниела и Люси Эббот Хендерсон. Первые 4 года Вирджинии прошли в Канзас Сити (штат Миссури, США), но затем семья обосновалась неподалеку от Вашингтона, где Дэниел Хендерсон занимался юридической практикой.

В 1918-1921 гг. окончила армейскую школу, работала патронажной сестрой в Нью-Йорке.

С 1922 года началась ее педагогическая деятельность. Она имела степень бакалавра, а затем магистра сестринского образования. Помимо педагогической работы она вела и писательскую деятельность. Вплотную научно-исследовательской работой в области сестринского дела активно начала заниматься в 50-е годы. В учебнике «О принципах и практике ухода в 5-м издании – дала впервые собственное определение сестринского дела:

«Помощь индивиду больному или здоровому в сохранении или восстановлении здоровья, которую он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел для этого силы, желания и знания». Классические труды В. Хендерсон переведены на 28 языках мира. Были опубликованы ряд публикаций в области сестринского дела, брошюры, которые были переведены более чем на 20 языках мира.

В 1958 году впервые была изложена теория в виде основных принципов ухода за больными.

В 1964 году опубликована книга «Природа сестринского дела», содержала описание концепций уникальной функции сестринского дела. Этот труд был переиздан в 1961 году, а 6-ое издание стало классическим, по нему ведется обучение сестер во многих сестринских школа разных стран мира.

II. Основы теории В. Хендерсон

Вирджиния Хендерсон была одной из первых медсестер, попытавшихся после Флоренс Найтингейл дать свое толкование сестринского дела. Целью ее теории являлось описание уникальной сути сестринской профессии. Исследовательнице удалось разработать систему в 1958г. она изложила ее в виде основных принципов ухода за больными, служащих для медсестры руководством при осуществлении ухода за больным. Теория Хендерсон оказала огромное влияние на осмысление сестринского дела во всем мире, и многие созданные позднее модели сестринского дела основываются на ее работе.

Согласно этой модели пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей: « Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде; в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений». В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей.

III. Фундаментальные потребности по В.Хендерсон:

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество жидкости и пищи.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться, раздеваться и выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции и мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимая участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогавшую нормальному развитию.

Описывая основополагающие человеческие потребности, В. Хендерсон ссылается на признанных психологов и социологов. Хендерсон отрицает иерархический подход к рассмотрению этих потребностей, как, например это делает Абрахам Маслоу (Maslou), который оказал большое влияние на психологию сестринского дела.

Рис.1. Иерархия потребностей по А.Маслоу

3 в чем заключаются фундаментальные потребности пациентов

Теория Хендерсон описательная и нормативная, она описывает жизненные потребности человека каковыми они, по ее мнению, являются, а сестринское дело описывает таким, каким, по ее мнению, оно должно быть. Хендерсон не ставит своей задачей объяснить, почему человеку присущи именно эти потребности или почему описанные мероприятия должны считаться эффективными.

Принципы подхода к сестринскому делу в теории Хендерсон вполне конкретны и им легко следовать. Они представляют собой общую схему сестринского ухода.

IV. Обзор основных элементов теории

Источник проблем пациента: обстоятельства, условия, перемены в жизни человека, когда он не может осуществлять уход за собой. Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, детский или старческий возраст и т.д.) не в состоянии осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои фундаментальные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния. Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенесший тяжелую утрату, может также испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее оказывал помощь в этом его умерший родственник.

Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.

Цель ухода. В. Хендерсон считает, что сестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента. Правда, краткосрочные и промежуточные цели тоже имеют право на существование, но только при острых состояниях (шок, лихорадка, инфекция или дегитратация).

В. Хендерсон рекомендует составлять план сестринского обслуживания письменно, изменяя его после оценки результата сестринских вмешательств.

Главной, приоритетной задачей медицинской сестры является: восстановление независимости пациента при удовлетворении им 14 фундаментальных потребностей.

Роль медицинской сестры: в модели В. Хендерсон представлена двояко. С одной стороны – это самостоятельный и зависимый специалист при решении вопросов удовлетворения нарушенных фундаментальных потребностей человека. Но это и помощник врача, так как медицинская сестра выполняет его назначения.

Направленность сестринской помощи: удовлетворение биологических, психологических, социальных потребностей пациента и его привлечение к планированию и осуществлению ухода.

Несмотря на то, что В. Хендерсон явно не рекомендует использование сестринского процесса, она считает, что при обследовании пациента сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи: «только в состоянии очень высокой зависимости пациента, таких, как кома или состояние полной прострации, у сестры имеются оправдательные мотивы для принятия решения (не обсуждая этого с пациентом), что для него в данном случае является благом». По мнению В. Хендерсон, сестра должна постараться встать на место пациента и понять оценку его состояния и определить необходимость вмешательства.

Способы сестринской помощи: различны, включая лекарственные средства и процедуры, назначаемые врачом, а также привлечение больного и его семьи к процессу ухода.

Ожидаемый результат и оценка: по данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все функциональные потребности, в отношении которых были предприняты действия медицинской сестры.

Помощь пациенту в удовлетворении физиологических потребностей

ПотребностьСестринское вмешательство при удовлетворении нарушенной потребности.
В воздухеПоднять изголовье кровати, придать пациенту положение «Фаулера». Обучить пациента:

— технике кашля, дыхательным упражнениям

— приемам самопомощи при приступе удушья

— самостоятельно пользоваться ингалятором.

В пищеПомочь пациенту принимать пищу. Обучить пациента адекватному питанию. Дать рекомендации пациенту и его родственникам по соблюдению диеты.
В жидкостиПомочь пациенту пить, обеспечить достаточным количеством витаминизированной жидкости.
В выделении продуктов жизнедеятельностиОбеспечить пациента индивидуальным судном и мочеприемником. Научить пациента и его родственников пользоваться памперсами, калоприемником, мочеприемником. Помочь пациенту дойти до туалета. Обеспечить пациенту безопасность и уединение во время акта дефекации и мочеиспускания
Во снеОбеспечить комфортные условия для сна. Выяснить причины нарушения сна. Обучить пациента навыкам, способствующим регулированию сна (стакан теплого молока с ложкой меда, прогулки перед сном). Обучить пациента составлению режима дня (частая смена деятельности и отдыха).
В движенииОпределить, насколько ограничение подвижности влияет на состояние зависимости человека. Обучить пациента и его родственников перемещению в постели, приемам ЛФК. При разрешении пациенту двигаться, обучить приемам вставания с постели, хождению на костылях или с палкой.
В прикосновенииБеседуя с пациентом, взять его за руку, поправить одеяло или подушку. Посоветовать близким чаще его обнимать.

Помощь пациенту в удовлетворении потребностей в безопасности

ПотребностьСестринское вмешательство при удовлетворении нарушенной потребности.
В надежностиОпустить кровать на максимально низкий уровень. Рекомендовать вставать и передвигаться с помощью медсестры или родственников. Обучить пациента пользоваться палочкой при ходьбе
В защитеОпределить состояние зависимости пациента от окружающих факторов, вызывающих проблемы в отношении поддержания безопасности окружающей сферы. Обучить пациента и его родственников мерам поддержания безопасности окружающей среды. Помочь вырабатывать адекватное отношение пациента к проблемам, которые невозможно решить.
В кровеПри выписке из стационара необходимо убедится, что у пациента есть дом. Если пациент лишен крова, побеспокоится о направлении пациента в дом для инвалидов и стариков.
В одеждеОпределить физические и умственные способности пациента зависеть от других при выборе одежды. Помочь пациенту одеваться и раздеваться. Поощрять желание пациента в самоуходе, в одевании и снятии одежды.

Помощь пациенту в удовлетворении социальных потребностей

ПотребностьСестринское вмешательство при удовлетворении нарушенной потребности.
В одобренииПоощрять пациента при достижении успеха в достижении поставленной цели, в желании самостоятельно проводить самоуход
В пониманииВыбрать метод общения с пациентом. Слушать пациента проявляя интерес, внимание и сострадание к его проблемам.
В привязанности и любвиОбъяснить родственникам о необходимости проявлять внимание и любовь к близкому им человеку, посещать регулярно, проявляя заботу о его состоянии.
В семьеДать понять пациенту, что они ждут его выздоровления и желают в этом участвовать. Помочь пациенту позвонить домой или друзьям.

Помощь пациенту в удовлетворении потребностей в самоуважении и уважении

ПотребностьСестринское вмешательство при удовлетворении нарушенной потребности.
В уваженииОбращаться к пациенту по имени и отчеству независимо от его социального положения. Дать понять пациенту, что все волнующие его проблемы очень важны, как для пациента, так и для вас
В самоуваженииПомочь пациенту осознать важность выполнения той манипуляции, которая составляла для пациента трудность, но была им выполнена.
В успехеПохвалить пациента при успешном выполнении манипуляций по самоуходу его родственникам или другим пациентам, или дать возможность поделиться самому своим успехом.

V. Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе.

Эта модель является одной из самых известных в настоящее время среди практических сестер. При этом следует помнить, что она предусматривает непременное участие пациента во всех этапах сестринского процесса.

На этапе первой оценки (обследования) пациента сестре совместно с пациентом следует установить, какие из 14 фундаментальных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Причем сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии этого сделать.

Например, если пациент отказывается есть больничную пищу, значит, его потребность в пище не удовлетворяется. Совместно с пациентом сестра определяет возможные причины этих проблем (плохой аппетит, брезгливость и т.п.), ставит реалистичные цели.

Если у пациента нарушен сон, сестра должна установить причины этой проблемы (неудобная постель, душно, храп соседа по палате), а затем уже определить план сестринского вмешательства.

Планирование ухода. В. Хендерсон считает, что человек должен полностью и самостоятельно удовлетворять свои фундаментальные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода заключается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости. Для решения этой проблемы сестра ставит совместно с пациентом несколько промежуточных и краткосрочных целей. Так в случае с пациентом, отказывающимся от пищи, нужно запланировать беседу с родственниками, самим пациентом, возможно, с сотрудниками пищеблока.

В случае с пациентом, имеющим проблемы со сном, следует запланировать упражнения по релаксации (расслаблению), проветриванию помещения или перевод в другую палату.

Поставленные цели должны быть реалистичны и измеряемы, чтобы можно было оценить успешность или не успешность сестринского вмешательства.

Сестринское вмешательство. Оно направлено на укрепление здоровья пациента, полное решение задач, поставленных перед ним. В конечном итоге вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости, насколько это возможно.

Оценка результатов ухода. Сестры, работающие по модели В. Хендерсон, приступают к итоговой оценке выполнения плана по уходу с оценки каждой фундаментальной потребности, при удовлетворении которой были выявлены проблемы. Сестра устанавливает, насколько достигнута цель при удовлетворении потребности. При не достигнутой цели планируются новые сестринские вмешательства или изменение формулировки цели.

Она подчеркивает важность для медсестры отдавать себе отчет в ограниченности своих возможностей для осознания потребностей опекаемого пациента. Ее отношение к нему должно отражать это. При этом «теория» акцентирует важность самостоятельных решений пациента, суверенности его личности, что является обще признанным этическим принципом в сестринском деле.

VI.Награды и звания за развитие сестринского дела В. Хендерсон

За огромный вклад в развитие сестринского дела 9 университетов присвоили Хендерсон почетную докторскую степень. Национальная лига сестринского дела отметила достижения Хендерсон орденом Мэри Аделаиды Нутинг, первой американской медсестры, получившей звание профессора.

Одной из первых Верджиния Хендерсон получила почетное членство в американской академии сестринских наук, она была также почетным членом Королевского колледжа медсестер Великобритании. В 1983г. выдающаяся исследовательница была удостоена высшей награды Международного почетного сестринского общества Сигма, Тета, Тау «За лидерство», ее имя присвоено электронной компьютерной библиотеке этого общества.

Источник

Понятие о здоровье. Основные потребности человека

Понятие потребностей

Потребность – это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего – либо, отражаемый в восприятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания, способности самого человека. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей.

В 1943 году американский психолог Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей. Он классифицировал их по иерархической системе – от физиологических потребностей (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде пирамиды (Рис. 3.1). Физиологические потребности – фундамент жизнедеятельности человека – основание пирамиды.

3 в чем заключаются фундаментальные потребности пациентов

Для медсестры данная классификация важна, поскольку у пациента могут быть неудовлетворёнными одна или несколько потребностей любого уровня, реализация которых должна войти в план ухода. Приоритет физиологических потребностей связан с поддержанием жизни человека.

3 в чем заключаются фундаментальные потребности пациентов

Характеристика потребностей

Физиологические потребности

Данные потребности – фундаментальные. При уходе и наблюдении за пациентом помощь в удовлетворении данных потребностей приоритетна, т.к. связана с поддержанием жизни пациента.

Источник

Фундаментальные потребности по В. Хендерсон

МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА И ПЛАНИРОВАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ В ТЕРАПИИ.

ОЦЕНКА СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ.

План занятия

Сообщение темы, начальная мотивация, постановка целей и плана лекции.

Ознакомиться с основными положениями моделей сестринского ухода: врачебной, Н.Роупер, В. Логан, А. Тирней, Д. Джонсон, К.Рой. Изучить модели В. Хендерсон, Д. Орэм. Научиться различать модели СУ, определять источники проблем пациента, направленность сестринского вмешательства, роль м/с, производить оценку качества ухода.

В программе ВОЗ по сестринскому делу и акушерству в Европе сестринский процесс описывается так: «Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем. ». В связи с этим на протяжении 3 веков специалистами СД формировались модели сестринского ухода.

Модели сестринского ухода иногда называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций и определяют так: «. систематически построенный, научно обоснованный и логически связанный набор понятий, которые составляют элементы сестринской практики. »

В каждой модели авторы по-разному видят:

— пациента как один из объектов деятельности сестринского персонала;

— источник проблем пациента;

— направленность сестринского вмешательства;

— способы сестринского вмешательства;

— оценку качества и результатов ухода.

На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии. Ядро каждой модели — различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.

ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ

Врачебная модель хорошо знакома большинству сестер, так как именно на нее была ориентирована подготовка сестринского персонала в нашей стране.

Основные положения модели

Согласно врачебной модели пациент представляет собой набор анатомических органов и физиологических систем. При этой модели социальное поведение и многие особенности психологического поведения человека являются следствием изменений, происходящих в физиологических и биохимических системах организма т.е. как «пассивный носитель болезни».

Источник проблем пациента

Сестринское вмешательство при этой модели связано исключительно с биологическими потребностями человека, т. е. уход направлен на поддержание функции того или иного органа или системы, а не человека в целом.

Направленность сестринского вмешательства

Сестра знакомится с симптомами, описанными врачом в истории болезни пациента, оценивает его состояние, нарушения деятельности определенных органов и систем и в конечном итоге констатирует факты «одышки», «сердцебиения», «жидкого стула» и т. п.

Способы сестринского вмешательства также направлены на «приведение того, что остро нуждается, в хорошее состояние». Выбор способа, как правило, зависит от опыта врача, и «набор» сестринского вмешательства практически одинаков для различных пациентов, имеющих одно и то же заболевание.

Роль сестринского персонала сводится к роли «помощника» врача.

МОДЕЛЬ В. ХЕНДЕРСОН

Модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на биологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели — участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОДЕЛИ

Пациент, согласно утверждению В. Хендерсон, имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей. В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей (при адаптации модели были сокращены до 10). Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. В то же время, в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек может быть не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Именно в это время сестра помогает «. человеку, больному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддерживают его здоровье или же способствуют его выздоровлению и которые этот человек выполнил бы без посторонней помощи, будь у него силы, желания или знания. ». Хендерсон утверждает, что во все времена сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.

Фундаментальные потребности по В. Хендерсон

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Источник проблем пациента

Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий и (или) старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои фундаментальные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния. Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенесший тяжелую утрату, может также испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее ему оказывал помощь в этом его умерший родственник.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 2831 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *