3д модель статуи с острова пасхи
Для «шапок» с острова Пасхи сделали 3D-модели
Трёхмерные изображения помогли больше узнать о том, какую роль для островитян играли их знаменитые гигантские статуи.
Остров Пасхи известен своими многотонными статуями – моаи. Скульптуры сделаны из спрессованного вулканического пепла, всего их около 900. Считается, что моаи возвели между 1250 и 1500 годами н. э. По поверьям местных жителей, в них заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи.
Не так давно стало известно, что на головах некоторых моаи были своеобразные «шапки» – пукао, выглядящие как крупные цилиндрические камни. Их делали из той же породы, что и статуи. Исследователи из Бингемтонского университета (штат Нью-Йорк), Университета штата Пенсильвания и других научных центров сделали трёхмерные модели 50 пукао, которые упали с голов моаи, и сравнили их с 13 «шапками», не успевшими покинуть каменоломню.
3D-изображения создавали с помощью фотограмметрии – эта методика позволяет создать точные трёхмерные модели из серии фотоснимков. Главное достоинство такого способа – его дешевизна, ведь фотоаппарат (даже вместе со специальными программами) стоит намного меньше, чем современные 3D-сканнеры. Результаты работы опубликованы в журнале Advances in Archaeological Practice.
3D-модели позволили разглядеть на пукао новые петроглифы и отметки, которые помогли больше узнать о том, что значили для острова статуи и их «шапки». По мнению исследователей, обнаруженные знаки говорят о том, что в создании и установке статуй участвовало множество людей. Этот процесс объединял сообщество, что помогало избегать конфликтов, обмениваться информацией и ресурсами. Таким образом, возведение статуй вело к процветанию рапануйцев (самоназвание пасхальцев).
Авторы статьи подчёркивают, что время работает против петроглифов – они исчезают из-за эрозии. Поэтому знаки необходимо как можно скорее задокументировать (в том числе с помощью 3D-моделей). Это позволит получить новую информацию о древней культуре рапануйцев.
Компьютерное моделирование раскрыло тайну идолов острова Пасхи
Археологи смогли разгадать тайну постройки истуканов с острова Пасхи. Они выяснили, как древние строители водрузили на головы идолов 13-тонные каменные «шляпы», сообщает Journal of Archaeological Science.
По мнению ученых, при этом использовалась сложная система настилов и строп – примерно такую же конструкцию европейцы использовали для поднятия затонувших кораблей.
«Нам впервые удалось систематически использовать все возможные намеки и свидетельства на то, как эти гигантские головные уборы могли оказаться на голове еще более тяжелых статуй. Все это стало возможным благодаря объединению методов археологии, физики и компьютерного моделирования», – отметил антрополог Карл Липо из университета Бингхэмтона (США).
По данным ученых, около двух тысяч лет назад на острове Пасхи обитала загадочная цивилизация полинезийцев. Ее язык и культура полностью утрачены, а единственными уцелевшими памятниками остались многометровые каменные истуканы.
Ученые могут лишь предполагать, какую роль они играли (возможно, изображали предков или родичей) и каким образом аборигены смогли воздвигнуть подобные сооружения.
Идолы и их «головные уборы» изготовлены из разных вулканических пород, которые залегают в противоположных концах острова, на расстоянии многих километров друг от друга.
Группа исследователей проанализировала артефакты, найденные вокруг статуи и карьеров, откуда добывали породу, а также изучила трехмерные модели самих статуй.
Оказалось, что форма статуй позволяла им самостоятельно выпрямляться после того, как их слегка наклоняли. Таким образом, массивный идол могли передвигать на значительные расстояния «шажками», не прикладывая к этому больших усилий.
Круглые «шляпы» же просто скатывали с вершины горы, где находилась каменоломня. На месте «головной убор» доделывали и поднимали наверх при помощи горки из песка и щебня и веревки. Веревку оборачивали вокруг «шляпы», привязывали к голове статуи и постепенно поднимали по горке, вытягивая свободный конец.
Ученые также пришли к выводу, что изначально статуи стояли не прямо, а под небольшим углом, что облегчало процесс их «сборки».
Ранее сообщалось, что в Гизе археологи обнаружили папирус с подробным описанием строительства легендарного сооружения. Оказалось, что строительные материалы перевозили по Нилу на больших деревянных лодках по специально построенной системе каналов.
Тайны острова Пасхи: кто и зачем построил там сотни каменных истуканов
Гипотеза Хейердала
Впервые теорию о том, что много веков назад остров Пасхи заселили инки, озвучил норвежский ученый и мореплаватель Тур Хейердал. Он обратил внимание, что аборигены полинезийского острова вяжут лодки, очень похожие на тростниковые плоты южноамериканских индейцев. Норвежец уверял: тростник сюда не могли принести ни ветры и ни морские течения, растение на остров завезли переселенцы из озера Титикака.
Доказать свою гипотезу исследователь решил на практике. Он собрал команду, чтобы повторить путешествие вождя Контики. На лодке из тростника и бальзового дерева он прошел 5 тысяч километров, переплыв Тихий океан. Тур Хейердал доказал: плот вождя инков действительно мог достичь берегов острова Пасхи.
Загадка острова Пасхи
По мнению ученых, рапануйцы возводили статуи в честь умерших вождей или для ритуалов. Профессор Клаудио Кристино много лет изучает историю острова Пасхи. Самым загадочным он считает не само создание статуи, а их таинственное перемещение по острову.
Как статуи перемещали по острову?
С помощью экспериментов исследователи доказали, что статуи можно перемещать в раскачку, используя канаты. Впрочем, это не единственный возможный способ транспортировки изваяний.
Ученые провели геологический анализ и установили, что раньше весь остров Пасхи покрывали леса и пальмовые заросли. Именно с помощью деревьев жители острова передвигали статуи. Из бревен они делали катки и волоком на деревьях тащили многотонные изваяния.
Куда пропали рапануйцы с острова?
Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове полностью вырубили, из-за чего наступил голод. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда в 1774 году на остров высадился капитан Джеймс Кук, он насчитал всего 4 тысячи жителей вместо 20 тысяч, о которых докладывал первооткрыватель Якоб Роггевен. А к 1877 году на острове Пасхи осталось всего 111 человек.
Разрушители культуры
В начале марта 2020 года в одну из статуй врезался пикап, уничтожив национальной памятник. А в 2008 году турист из Финляндии умудрился сломать ухо древнему истукану. Но отказаться от путешественников на острове Пасхи не могут. Туризм остается основным источником дохода для населения.
Недалеко от острова Пасхи находится крошечный необитаемый остров Моту-Нуи. На нем археологи нашли платформу, на которой раньше стояли истуканы. Как рапануйцы могли туда их доставить, ученые не могут объяснить до сих пор.
Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе «НИИ РЕН ТВ».
3д модель статуи с острова пасхи
Трёхмерные изображения помогли больше узнать о том, какую роль для островитян играли их знаменитые гигантские статуи.
Остров Пасхи известен своими многотонными статуями – моаи. Скульптуры сделаны из спрессованного вулканического пепла, всего их около 900. Считается, что моаи возвели между 1250 и 1500 годами н. э. По поверьям местных жителей, в них заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи.
Не так давно стало известно, что на головах некоторых моаи были своеобразные «шапки» – пукао, выглядящие как крупные цилиндрические камни. Их делали из той же породы, что и статуи. Исследователи из Бингемтонского университета (штат Нью-Йорк), Университета штата Пенсильвания и других научных центров сделали трёхмерные модели 50 пукао, которые упали с голов моаи, и сравнили их с 13 «шапками», не успевшими покинуть каменоломню.
3D-изображения создавали с помощью фотограмметрии – эта методика позволяет создать точные трёхмерные модели из серии фотоснимков. Главное достоинство такого способа – его дешевизна, ведь фотоаппарат (даже вместе со специальными программами) стоит намного меньше, чем современные 3D-сканнеры. Результаты работы опубликованы в журнале Advances in Archaeological Practice.
3D-модели позволили разглядеть на пукао новые петроглифы и отметки, которые помогли больше узнать о том, что значили для острова статуи и их «шапки». По мнению исследователей, обнаруженные знаки говорят о том, что в создании и установке статуй участвовало множество людей. Этот процесс объединял сообщество, что помогало избегать конфликтов, обмениваться информацией и ресурсами. Таким образом, возведение статуй вело к процветанию рапануйцев (самоназвание пасхальцев).
Авторы статьи подчёркивают, что время работает против петроглифов – они исчезают из-за эрозии. Поэтому знаки необходимо как можно скорее задокументировать (в том числе с помощью 3D-моделей). Это позволит получить новую информацию о древней культуре рапануйцев.
Автор: Егор Антонов
Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)
Читайте также:
Остров Пасхи заселили не из Америки
В генах древних жителей острова Пасхи не нашли южноамериканских следов.
Загадка Острова Пасхи: Что известно археологам о гигантских истуканах
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ученые предполагают, что коренные народы, проживавшие на острове, создавали каменные статуи моаи в память о предках. Новая скульптура появлялась в честь каждого усопшего вождя племени или другой важной особы.
Островитяне вырезали статуи из вулканической породы. Чтобы осуществить задуманное, скульпторы разработали специальную технологию. Вначале они обильно смачивали породу, дожидаясь ее размягчения, и только после этого начинали работать с ней. Над одной статуей обычно работала команда из 5-6 скульпторов, на создание моаи требовался примерно год. Процесс изготовления проходил на каменоломне, расположенной в центре острова в кратере потухшего вулкана. Многие статуи до сих пор остаются там. Главная загадка связана с теми моаи, которые установлены на побережье. Понять, как островитяне доставляли каменных исполинов к нужному месту, пока не представляется возможным. Вес одной статуи – около 20 тонн, но есть и такие, которые достигают 75-90 тонн, работа была проделана колоссальная.
Европейцы впервые побывали на острове в 1722 году, здесь высадилась экспедиция голландского мореплавателя Якоба Роггевена. Записи путешественника свидетельствуют, что статуи поразили его воображение, и он не мог понять, как удалось туземцам соорудить и водрузить такие скульптуры. За последние триста лет ученые не теряют надежды разгадать тайну острова Пасхи.
Во время одной из первых серьезных исследовательских экспедиций в 1914 году было установлено, что статуи, которые выглядели, как гигантские головы, на самом деле прикреплены к торсу. Это было обнаружено в процессе раскопок. То, что скульптуры частично ушли под землю, спровоцировано естественными процессами эрозии.
Несмотря на то, что это археологическое открытие было сделано еще в начале ХХ века, информация не получила широкой огласки, и на протяжении десятилетий люди продолжали верить в загадочные головы с далекого тихоокеанского острова.
Исследованию статуй посвятила свою жизнь археолог Джо Анна Ван Тилбург, она стала инициатором проекта, в рамках которого при помощи новейшей техники были описаны все статуи острова (всего их более 1000).
Когда археолог опубликовала фотографии статуй на своем сайте, то была шокирована количеством откликов. Пользователи удивлялись тому, что на самом деле большая часть статуй скрыта под землей. Для большинства людей в мире эта информация оказалась неизвестной, ведь обычно познания об острове Пасхи ограничиваются рекламными буклетами.
Во время раскопок ученым удалось найти базальтовые камни с нанесенными на них изображениями в форме полумесяца. Предположительно, это может быть каноэ. Мотив повторяющийся, возможно, так островитяне хотели увековечить память о собственной культуре. Рисунки и статуи могли быть одним из способов самоидентификации, поскольку община постепенно утрачивала эти сведения.
Основной вопрос, которые не дает покоя ученым: как статуи перемещались по острову? Согласно легендам, исполины шли самостоятельно. Ученые выдвигают различные теории, наиболее правдоподобно выглядит предположение об использовании веревок-канатов и Y-образных деревянных салазок. В 1998 году под руководством Анны Тилбург был проведен эксперимент: при помощи деревянных салазок одну из статуй попытались переместить. Для этого понадобилась команда из 60 человек. Общими усилиями глыбу переместили на 100 метров.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: