4 в чем видит берендей причину несчастий
Островский, «Снегурочка», ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. В чем мудрый царь видел причину, по которой Ярило сердится на его народ?
В чем мудрый царь видел причину, по которой Ярило сердится на его народ?
Справка. Ярило — божество славянской мифологии, связанное с плодородием. В честь него обычно устраивались карнавалы, массовые гулянья.
За что судят Мизгиря? Почему изгнание в царстве берендеев — такое страшное наказание?
Мизгиря судят за то, что он предал любовь Купавы. Купава была ему верна, любила жениха и ничем его не обидела. Пленившись красотой Снегурочки, Мизгирь отверг невесту, которую уже хотел вести под венец, — это для берендеев было тяжким грехом. И за этот грех его ждет страшное наказание — изгнание. Изгнание было страшно потому, что никто не знал, что его ждет за границами Берендеева царства в чужом и неведомом мире. Этого неведомого мира боялись все берендеи.
Почему, узнав о том, что Снегурочка не знает любви, царь Берендей считает Ярилин гнев оправданным?
Царь Берендей считает всех обитателей своей страны людьми с добрым сердцем, он убежден, что они способны любить и быть преданными. Когда же он узнал о том, что среди его подданных есть красивая девушка, которая не имеет этих качеств, то сразу понял, чем вызван гнев Ярилы.
Как вы понимаете слова царя: «Удвоим же старания исправить невольный грех»?
Царь Берендей призывает своих подданных вновь стать дружными и веселыми, вернуться к праздникам весны и навсегда забыть о горе и предательстве.
Почему призыв растопить сердце Снегурочки Прекрасная Елена советует обратить к Лелю?
Прекрасная Елена убеждена в силе молодости, красоты и искусства. Лель не только красив, он еще и талантлив, поэтому способен преодолеть холод в сердце Снегурочки.
В чём Берендей видит причину, по которой Ярило сердится на его народ?
В чём Берендей видит причину, по которой Ярило сердится на его народ?
Вспомним, что мы знаем про славянского Бога Ярилу.
Это очень хороший бог, любящий людей и дарящий радость.
Как уже было сказано, Ярило любил радовать людей, любил, когда и люди радуются. Поэтому в противном случае начинает злиться.
И еще причина в том, что люди стали холодеть сердцем, меньше любить и радоваться, делиться своими горячими чувствами и счастьем. Причина
Лето должно быть не только в виде жаркой температуры, но и в сердцах людей.
Ярило ценит искренность, хорошие добрые порывы, особенно среди молодежи.
Бога обидело то, что жители царства Берендея стали меньше радоваться, не так ярко и страстно любить друг друга как раньше, то что берендеи душевно охладели и уже не испытывают столько эмоций, как раньше.
Если следовать фразе Добролюбова о Екатерине, то она является
Конечно, Катерина, является невесткой Кабанова и как часто бывает, они далеко не все находят общий язык со своей свекровью, но…
Хрупкая на вид Катерина является сильной девушкой, которая может за себя по стоять и не желает мириться с тем «мертвым» укладом жизни, который навязывает Кабанова.
Конфликт между двумя этими женщинами просто неизбежен, так как здесь в центре является конфликт их характеров, их видения жизни.
Катерина и Кабанова относятся к разным историческим эпохам и никто из них не хотел уступать своим принципам.
Трагедия, разыгравшаяся в этом произведении, это следствие протеста Катерины существующему « темному царству», царившему в доме Кабановой, в котором девушка не могли ни жить, ни существовать.
Мне всегда нравилось писать сочинения на свободную тему. В данном случае тема указана, но она, все-таки, является свободной, без привязки к какому-либо произведению. Скажу сразу, что подарки я получать обожаю! Да и кто не любит их получать?! Таких людей, наверное, очень мало. Мне дарили разные подарки, и телефоны, и колечки, и платья, и мягкие игрушки, но самым лучшим подарком для меня оказался подарок, который мне подарила моя родная мамочка.
Это жизнь. Благодаря ей, я успела застать настоящую зиму, предновогоднее настроение, когда идешь по улице города и все улыбаются, новогодние елки и незабываемый аромат маленьких желтеньких мандаринов. Я успела застать то время, когда в школах еще учили, когда не было сотовых телефонов и компьютеров, и мы всем двором брали салазки и шли кататься на ледяную горку. Какое это было время?! Какая это была жизнь?! Были времена и голодные, помнится мне, но как-то все легче переживалось.
А сейчас. Сейчас тоже много прекрасного вокруг. Стоит только захотеть увидеть, как вокруг расветут ромашки и фиалки, зажурчат ручейки, как солнышко будет купаться в траве, как рука близкого и любимого человека коснется твоей руки, и вы вместе улетите в незабываемый полет.
4 в чем видит берендей причину несчастий
Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Уроки 1 – 2. Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке.
1.Прослушайте сообщение учителя об А.Н. Островском. Заполните вторую часть таблицы.
Мои замечания об услышанном
Николай Фёдорович Островский, Любовь Ивановна Саввина – отец и мать
Начальное домашнее образование
В 1835 – 1840 годах – учёба в Московской губернской (первой) гимназии
1840 – 1843 годы – учёба на юридическом факультете Московского университета. Увлечение театром
1843 – 1851 годы – служба в суде, первые литературные опыты
Темы творчества А.Н. Островского
2.Составьте вопросы к статье учебника «Творческая история пьесы “Снегурочка”»
3.Запишите наиболее характерные черты литературной сказки.
4.Соотнесите события пьесы-сказки с событиями волшебной сказки. Заполните третью часть таблицы по образцу. В чём сходство композиции волшебной сказки и пьесы-сказки А.Н. Островского?
Композиция волшебной сказки
Причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия
«Ярило сожжёт её, испепелит, растопит,
Не знаю как, но умертвит. Доколе ж
Младенчески чиста её душа,
Не властен он вредить Снегурке».
«Снегурочка, беги от Леля!»
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу
Поиск потерянного или недостающего. Встреча с дарителем
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки
Преодоление потери или недостачи. Свадьба и воцарение героя
5.Выпишите во вторую часть таблицы названия обрядовых песен, вариаций и обработок по образцу.
Русские песни и обряды
Обработки и вариации народных песен
«Собирались птицы, собирались певчи»; «Каково птицам жить на море»; «Земляничка-ягодка…»; «Хмелинушко, тычинная былинка…»
Магический ритуал, связанный с посевом, жатвой и обмолотом урожая
Народные песни, запевы, сопровождающие обряд похорон Масленицы
Обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи)
Элементы свадебного обряда
6.Назовите источники, послужившие основой создания пьесы-сказки.
Уроки 3 – 4. Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского.
1.Выпишите из монолога Весны в Прологе словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев.
2.Составьте краткую характеристику жителей Берендеева царства и царя Берендея, заполнив четвёртую часть таблицы по образцу.
Цитаты для комментирования
Краткая характеристика героев
Бедный крестьянин, не владеющий землёю; одинокий, живёт в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах
Пролог, явл.4; д.1, явл.1 «И кланяйтесь, а я ломаться буду». «Сам ленив, так нечего пенять на бедность. Бродишь без дела день-деньской».
Не умеют ценить красоту, завистливы, хитры, жадны, ленивы, тщеславны
Бобылиха – жена Бобыля; бездомная и бедная вдова, живущая в людях, по задворкам, вне селения
«Да что твоя работа! Кому нужна! От ней богат не будешь, а только сыт; так можно, без работы, кусочками мирскими прокормиться».
Мечта героев: «что день, то пир, что утро, то похмелье»; «с рогами кика», глядя на которую «боярыни умирали бы от зависти»
Муравль, насекомое, мелкий вид муравышек, мурашка, водится в жилых домах и кухнях
«Поди-ка, поклонами обманывай других; а мы тебя, дружка, довольно знаем. Что бережно, то цело, говорят»
Берендей и берендеево царство
Берендеи, кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских летописях с 1097 года до конца XII века. В связи с нашествием монголо-татар на Русь в начале XIII века часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды
Диалог царя с Бермятой.
«Воруют понемножку, благополучие – велико слово, не вижу я давно его в народе».
«В сердцах людей заметил я остуду немалую».
«Тщеславие, к чужим нарядам зависть».
«Супружеская верность утратила немного незыблемость свою и несомненность»
3.В чём видит Берендей причину несчастий?
4.Запишите краткую характеристику Леля, Купавы, Снегурочки, Мизгиря в четвёртую часть таблицы.
Цитаты для комментирования
Краткая характеристика героя
Названье старинного русского божка, сравниваемого с купидоном, амуром. У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей
«Вон видишь, ждут меня и ручкой манят. Побегаем, пошутим, посмеёмся, пошепчемся у тына под шумок, от матушек сердитых потихоньку».
Купава, купавна (пск. твер.), пышная, гордая.
Купало, божество лета
«Я-то, Снегурочка, а я-то как счастлива! Без милого не проживёшь, придётся кого-нибудь любить, не обойдёшься».
«Тогда прощайте. В его дому, в большом посаде царском, на всём виду богатою хозяйкою забарствую».
«Всех-то забыла я… Знаю да помню лишь друга любезного»
«Моя любовь, до веку и до часу, голубчик сизокрылый»
Паук, муховор; земляной, злой паук, тарантул. Мизгиря убьёшь – сорок грехов сбудешь
«Хорош-пригож, румяный, круглолицый, красен, кудряв».
«Торговый гость из царского посада».
«Однако нам Мизгирь в глаза смеётся (Брусило)».
«И для любви погасшей возврата нет, Купава».
«Люби меня, Снегурочка! Дарами бесценными красу твою осыплю и жизнь отдам в придачу»
«Моя беда, что ласки нет во мне».
«Тяжёлою обидой, словно камнем, на сердце пал цветок, измятый Лелем».
«Её краса поможет нам, Бермята, Ярилин гнев смягчить».
«Люби меня немножко; дожидайся, – Снегурочка сама тебя полюбит».
«Хочу любить; но слов любви не знаю».
«Что всё, что есть на свете дорогого, живёт в одном лишь слове. Это слово: Любовь»
5.Почему Снегурочку и Мизгиря не принимают в царстве берендеев?
6.Чем близки образы Мороза и Мизгиря?
7.Почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?
8.Почему Лель не может полюбить Снегурочку?
9.Почему Лель и Купава полюбили друг друга? Чем похожи эти герои?
10.Каков смысл фразы царя: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут»?
11.Запишите имена композиторов, написавших музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского
Урок 5. Защита рефератов
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Как в литературоведении называют произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов – установленных действий, имеющих для исполнителей религиозное, бытовое или ритуально-игровое значение?
2.Выпишите примеры инверсии. Запишите определение данного литературоведческого термина.
Идём скорей! Бледнеют тени ночи.
Смотри, заря чуть видною полоской
Прорезала восточный неба край,
Растёт она, яснее ширясь. Это
Проснулся день и раскрывает веки
Светящих глаз. Пойдём! Пора приспела
Встречать восход Ярила-Солнца. Гордо
Перед толпой покажет Солнцу Лель
Любимую свою подругу.
3.Для каких произведений устного народного творчества характерны следующие особенности: принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека; передача внутреннего состояния героя через внешние формы; разнообразные композиционные и стилевые приёмы (параллелизм, повторы, лирические обращения, тропы)?
Выпишите из текста пьесы-сказки наиболее характерный пример.
4.Как в литературоведении называется род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене?
Система уроков по пьесе-сказке»Снегурочка» А.Н.Островского
Система уроков литературы
по пьесе-сказке А.Н.Островского
Учитель МОУ Нижнебузулинской СОШ
Пушкарева Наталья Сергеевна
А.Н.Островский «Снегурочка» (8-й класс, 3 урока).
Читая и анализируя пьесу-сказку «Снегурочка», мы можем показать связи художественной
литературы с фольклором, так как её источником стали русские народные сказки А.Н.Афанасьева.
жизни. В их стране одни богаты, другие бедны.
повсюдная». Эта тема будет в центре нашего внимания. Это боль и Островского, и времени, и общества. Заострим внимание на позиции автора, считающего, что «счастье в том, чтобы любить». Подчеркнём, что жертвенная гибель Снегурочки изгоняет «последний стужи след» из душ берендеев и является трагически-прекрасным символом, означающим конец влияния Мороза и торжество Солнца.
Ученики узнают, что Островский болел душой за общество, страдающее от чёрствости и бездушия, «сердечной остуды», воплотив мечту о «царстве свободы», где человек обрёл бы гармонию с природой, любил и был бы любим, в утопическом образе царства берендеев в доисторическом времени.
Будут продолжать осваивать представления о точке зрения в литературном произведении, авторской позиции и воплощении её в образах персонажах пьесы, разовьют понятие об антитезе.
Будут учиться, работая с пьесой:
характеризовать персонажей и сравнивать их между собой;
передавать в выразительном чтении чувства образов персонажей и их отношение к происходящему;
определять отношение автора к образам-персонажам и событиям.
умение в чтении драматического произведения интонационно передавать
умение выделять событийную основу пьесы-сказки;
умение зрительно конкретизировать образы персонажей, место действия;
умение рассматривать конфликт и действие пьесы в развитии.
Ученики смогут после работы с текстом:
охарактеризовать Снегурочку и Купаву. Снегурочку и Елену Прекрасную. Мизгиря и Леля; отношения между ними, мотивировав свой ответ (уровень понимания);
показать эволюцию Снегурочки от холодной, бездушной девушки к
обладательнице горячего сердца (уровень понимания):
обосновать своё отношение к судьбе главной героини (уровень понимания);
проследить развитие действия и конфликта в пьесе, объяснить финал и оценку
происходящего царём Берендеем (уровень знания и понимания);
передать в словесной форме идею произведения и объяснить, какие элементы сюжета помогают Островскому её выразить(уровень понимания);
нарисовать иллюстрации (или в словесной форме) к пьесе А.Н.Островского,
показывающие, каким видит окружающий мир Снегурочка сначала, каким после
обретения дара любви (уровень знания и понимания );
сопоставить образ персонаж Снегурочки Островского и Римского-Корсакова из
одноимённой оперы (уровень знания и понимания).
1 урок. Реальное и вымышленное в пьесе. Царство берендеев как мечта автора о счастье. Обычаи, законы, верования берендеев.
урок. Герои пьесы. Нравственная основа композиции пьесы.
урок. Горячее сердце Снегурочки.
Обоснование распределения материала по урокам.
На 2-ом уроке знакомимся с главными образами персонажами, их системой, приёмами создания, в том числе с антитезой, лежащей в основе создания Снегурочки и Купавы. Снегурочки и Елены Прекрасной. Мизгиря и Леля. Мороза и Ярилы. Мороза и Весны.
Тема: «Горячее сердце Снегурочки».
Форма урока: аналитическое чтение (эвристическая беседа).
Цели. После урока ученики смогут:
указать характерные черты образа Снегурочки, созданной Островским, в отличие от фольклорного образа:
показать эволюцию Снегурочки от холодной, бездушной девушки к обладательнице горячего сердца:
обосновать своё отношение к судьбе главной героини;
объяснить финал и оценку происходящего царём Берендеем:
сопоставить образ персонаж Снегурочки Островского и Римского-Корсакова из одноимённой оперы (уровень знания и понимания).
1. Сопоставим пьесу «Снегурочка» с русскими народными сказками ( домашнее задание).
-Какие сказки о девочке Снегурочке прочитали, в чём их особенность?
В народных сказках Снегурочка появляется неоднократно. Но
с Морозом она никак не связана. Вот как начинается, например,
сказка «Снегурушка и лиса» в сборнике А.Н. Афанасьева: «Жил
да был старик со старухой, у них была внучка Снегурушка. »
её выручила. Вот что мы узнаём из сказки, записанной И.А.
Худяковым «Снегурушка»: « Жили-были старик со старухой и у
них не было дегей. Старуха и говорит старику: «Старик, старик!
Набери- ка мне снегу да принеси сюда».Старик принёс, а старуха
сделала шар и положила его в печку». Так возникла Снегурочка.
-Что мы узнаём о Снегурочке в одноимённой русской народной сказке из сборника А.Н.Афанасьева?
Бездетные Иван да Марья слепили «дитя из снегу», которое
и стала похожа на тринадцатилетнюю, очень смышленую, добрую, послушную, приветливую девушку. Но чем ближе к летним жарам, тем она становилась печальнее. «На Иванов день собрались девки гулять,
пошли в рощу и взяли с собой Снегурку; там они рвали цветы,
вили венки, пели песни, а вечером разложили костёр и вздумали
отставай от нас!» Затянули купальскую песню и поскакали через
костёр. Подбежала и Снегурка, но только поднялась над пламенем.
как в ту же минуту раздался жалобный крик, и потянулась
Снегурка вверх лёгким паром, свилась в тонкое облачко и унеслась
-Что общего в сюжете русской народной сказки и пьесы Островского?
Внешнее сходство: Снегурочка, попавшая к людям и погибающая в финале.
Ближе героиня Островского, потому что она более живая, можно
понять, что она чувствует.
2. Аналитическое чтение фрагментов 3 и 4-го. действий.
— Прочитайте финал пьесы.
Яркий луч солнца прорезывает утренний туман и
падает на Снегурочку.
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать-Весна, благодарю за радость.
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течёт во мне!
От сладких чувств любви.
-Могла ли Снегурочка избежать гибели, или она закономерна?
-Обратившись к тексту, порассуждаем об этом.
— Почему родителями Снегурочки Островский называет Мороза и Весну?
Безумный и злой старик! На свете всё живое Должно любить. Снегурочку в неволе Не даст тебе томить родная ма гь. Мороз.
Спасенья нет Снегурочке.
Сожжёт её. испепелит, растопит. Не знаю как. но умертвит.
— Что происходит со Снегурочкой среди берендеев?
Оказавшись среди людей, она становится причиной многих столкновений, личных драм.
— Подтвердите примерами из текста свои наблюдения.
А парни наши оравами, стадами Без памяти кидались за тобой. Покинули невест, перебранились. Передратись из-за тебя. Бермято.
Какая-то в заречной слободе Снегурочка недавно объявилась. Передрались все парни за неё.
— Как Снегурочка невольно вторгается в жизнь берендеев?
Она становится причиной горя Купавы, измены Мизгиря, обиды Леля.
— Понимает ли она. что принесла им страдание?
Нет, душа её холодна «Сердце Снегурочки холодное для всех».- говорит она.
— В чём причина её холодности?
Она не понимает чувств и слёз Леля, боится признаний Мизгиря.
— Как соотносит Островский мир людей и мир Снегурочки?
Он противопоставляет бушующие страсти мира людей и холодное спокойствие Снегурочки.
— Какие надежды возлагает на Снегурочку увидевший её царь Берендей?
Читаем в тексте: Её краса поможет нам. Бермята. Ярилин гнев смягчить. Какая жертва готовится ему!
3. Аналитическое чтение эпизодов пьесы, показывающих эволюцию героини Островского.
— Проследим по тексту, как Снегурочка приходит
к великому открытию:
Что всё. что есть на свете дорогого
Живёт в одном лишь слове.
— Зачитайте слова Снегурочки о том, что она спокойно живёт и без любви.
Толкуют все, что есть любовь на свече. Что девушке любви не миновать. А я любви не знаю.
— Почему спокойствие сменяет досада, вызванная поступком Леля?
Как больно здесь, как сердцу тяжко стало. Тяжёлою обидой, словно камнем. На сердце пал цветок, измятый Лелем И брошенный.
— А как к ней приходит первая мысль о необходимости любить?
У матери-Весны возьму немного:
Немножечко сердечного тепла.
Чтоб только лишь чуть теплилось сердечко.
— Что происходит со Снегурочкой, когда одиночество становится невыносимым?
Холодная Снегурочка. плачет.
«Снегурочка одна, в слезах»,- пишет Островский.
— Чем ещё вызваны её слёзы?
Она жаждет любви, но любить не может:
И рада бы душой, да не умею.
— Зачитайте строки, рисующие кульминационный момент в развитии душевной драмы Снегурочки.
к тебе и с жалобой и просьбой: Любви прошу, хочу любить.
Отдай Снегурочке девичье сердце, мама! Отдай любовь иль жизнь
— Что отвечает Весна дочери?
Любовь тебе погибель будет.
— Какой выбор и почему делает Снегурочка?
В её груди теперь бьётся горячее сердце, и она делает свой выбор:
Пусть погибну я. любви одно мгновенье Дороже мне годов тоски и слёз.
— Вернёмся к вопросу, с которого начали наш разговор. Итак, могла ли Снегурочка избежать гибели, или она закономерна?
Снегурочка сделала свой выбор: она получила в дар любящее сердце, но вместе с ним и свою гибель.
А мне бы очень хотелось, чтобы Снегурочка осталась жить, ведь она. наконец, была счастлива. Но девушка отдала жизнь в обмен на
— Какой итог подводит царь Берендей всему, что происходило в его царстве
в последние 15 лет?
Снегурочки прекрасная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает.
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье –
Холодная Снегурочка погибла.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.
4. Заключительный этап.
Раскройте лексическое значение слова горячий и объясните, в каком из них
мы его употребляем, говоря о горячем сердце Снегурочки (домашнее задание).
словарю С.И.Ожегова, где нашёл следующие значения:
Имеющий высокую температуру, сильно нагретый. Это
Перен. Пылкий, страстный.
Перен. Вспыльчивый, легко возбуждающи йся.
Перен. Требующий сосредоточения всех сил (времени).
В знач.сущ. Горячее. Горячая пища.
Говоря о горячем сердце Снегурочки, мы имеем в виду сердце пылкое, страстное, неравнодушное, сердце, которое способно на порыв. Снегурочка сама говорит о нём: «Какое я сокровище храню в груди моей».
Сказочную Снегурочку вам напомнят другие героини пьес Островского,горячее
сердце которых ведёт к конфликту с окружающим миром, а порой и к трагической развязке (этап подготовки
к восприятию произведений Островского «Гроза» и «Бесприданница»),
Индивидуальное задание : проследите, чем близки образ персонаж Снегурочки Островского и Римского-Корсакова из одноимённой оперы.
Начинаем урок с проверки домашнего задания, сравнивая Снегурочку из русских народных сказок с образом персонажем Островского. Отмечаем, что автор создаёт привлекательный образ персонаж, данный в развитии.
На заключительном этапе логическим завершением эвристической беседы становится определение лексического значения слова горячий и понятие о горячем сердце Снегурочки, готовящее восьмиклассников к встрече в 10 классе с такими обладательницами горячих сердец, как Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.
Домашнее задание носит творческий личностно ориентированный характер. Работы восьмиклассников (устные или живописные) покажут, как они поняли образ персонаж Снегурочки Островского, её восприятие окружающего мира. Индивидуальное задание предполагает сопоставление образа персонажа Островского и музыкального образа из одноимённой оперы Римского-Корсакова.
Прокофьева Н.И. Островский в школе: книга для учителя. М.: Дрофа.2007.
М.В.Теплинский «Счастье в том. чтобы любить». К изучению пьесы-сказки А.Н.Островского в 8 классе. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» №7- 1990г.
Л.Ю.Малозёмова «Снегурочка», «весенняя сказка» А.Н.Островского. Ж. «Литература в школе» №5-1994г.
Е.М.Бочкова. В сказочном мире Снегурочки. Ж. «Литература в школе» №5-1993г.