5 отделов мозга у каких животных
П.р. №5. Строение головного мозга позвоночных животных. Скачать ⇒ здесь
Цель: Сравнить строение головного мозга у различных групп позвоночных животных, закрепить знания о нервной системе и функциях головного мозга.
Ход работы.
Сравнить строение головного мозга различных групп позвоночных животных.
Рыбы. Головной мозг имеет пять отделов. Передний мозг не имеет полушарий. Хорошо развиты средний мозг и мозжечок. Центры органов чувств размещены в различных отделах мозга.
Земноводные (амфибии). Головной мозг усложняется. Более развит передний мозг, разделившийся на два полушария. Мозжечок небольших размеров (малоподвижным образом жизни).
Пресмыкающиеся (рептилии). Головной мозг больше развит. Появилась кора полушарий переднего мозга (серое вещество) – связано с усложнением поведения.
Птицы. Головной мозг отличается крупными размерами полушарий переднего (большого) мозга и очень крупным мозжечком (координатор движений).
Млекопитающие (звери). В головном мозге наибольшей величины и сложности достигает передний мозг, особенно кора больших полушарий. Поверхность коры увеличивается за счёт извилин и борозд. В коре полушарий находятся центры высшей нервной деятельности, координирующие работу других отделов головного мозга и обуславливающие сложное поведение млекопитающих. Мозжечок большой, с ним связано поддержание мышечного тонуса, равновесия и соразмерности движений.
Строение головного мозга позвоночных животных.
Рыбы | Амфибии | Рептилии | Птицы | Млекопитающие |
Число отделов | ||||
Развитие мозжечка | ||||
Развитие переднего мозга, наличие коры |
Сделайте вывод: Как усложнение головного мозга связано с развитием позвоночных животных?
5 отделов мозга у каких животных
Подробное решение страница стр.70 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Сапин М.Р., Сонин Н.И. 2014
1. Вспомните из курса зоологии, какие отделы головного мозга есть у всех позвоночных животных. Производными какого отдела являются большие полушария? У какой группы животных они впервые появляются?
Для всех позвоночных животных характерно наличие 5 отделов головного мозга: продолговатый мозг, задний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, передний мозг.
Большие полушария являются производными переднего мозга и впервые появляются у земноводных, но у них они развиты слабо, кора полушарий практически отсутствует.
2. Опишите строение больших полушарий человека. Нарисуйте схематично срез больших полушарий, обозначив на рисунке серое вещество коры, серое вещество ядер, белое вещество, желудочки.
У человека передний мозг представлен двумя полушариями и мозолистым телом, соединяющим полушария. Большие полушария: правое и левое – покрывают средний и промежуточный мозг и составляют до 80% массы головного мозга взрослого человека. На поверхности каждого полушария имеется множество борозд и извилин. Имеется 4 главные борозды (центральная, боковая и теменно-затылочная), которые делят каждое полушарие на доли. Поверхностный слой состоит из серого вещества (кора), под ней находится белое вещество, состоящее из аксонов нервных клеток, тела которых лежат в коре или которые несут информацию к клеткам коры. В толще белого вещества лежат крупные скопления серого вещества (подкорковые ядра) и полости (боковые желудочки). По желудочкам головного мозга и центральному каналу спинного мозга циркулирует ликвор, который обеспечивает питание подкорковых структур.
3. Что такое кора больших полушарий большого мозга? Где она расположена?
Поверхностный слой серого вещества больших полушарий называется корой. Кора состоит из нескольких слоев тел нейронов, различных по строению и функциям. Считают, что в её состав входит около 12-18 млрд. клеток, толщина составляет 1,5 – 4,5 мм, а площадь 1,7 – 2,5 тыс. см2.
4. Объясните, каково значение борозд и извилин на поверхности полушарий большого мозга.
Борозды и извилины значительно увеличивают поверхность коры полушарий, по некоторым источникам до 10-12 раз.
5. Какую функцию выполняет белое вещество больших полушарий?
Белое вещество образует проводящие пути, соединяющие между собой участки коры и кору с остальными отделами нервной системы.
6. Какие доли выделяют в больших полушариях?
В полушариях выделяют лобную, 2 теменные, 2 височные и затылочную доли
7. Различите понятия «доли больших полушарий» и «зоны больших полушарий». Приведите примеры, когда они совпадают, не совпадают.
Доли больших полушарий – подразделение поверхности коры по анатомическому принципу: в каждом полушарии выделяют лобную, затылочную, теменную, височные доли.
Зоны коры – участок коры больших полушарий, характеризующийся единообразием строения и выполняемых функций.
В нашем головном мозге доли и зоны не совпадают, одна доля состоит из нескольких зон. Затылочная доля состоит зон зрения и зрительного узнавания. В височной доле и рядом с ней располагаются зоны обоняния, слуха и вкуса.
Невозможность видеть может быть обусловлена кроме как повреждением глаз или зрительных нервов, так и повреждением зрительных зон затылочных долей больших полушарий.
9. Используя дополнительные источники информации, выясните, различаются ли функции левого и правого полушарий большого мозга.
Между правым и левым полушариями головного мозга существует «функциональная асимметрия», т. е. их функции различны. Это было доказано при проведении опытов по перерезке путей сообщения между полушариями (впоследствии такие операции стали проводить и по медицинским показаниям при некоторых заболеваниях, таких как болезнь Паркинсона). У правшей ведущим полушарием является левое, у левшей – правое. Правое полушарие отвечает за образное мышление, образует основу творчества, принятия нестандартных решений; зрительная зона правого полушария отвечает за узнавание лиц. Левое полушарие обеспечивает логические рассуждения и абстрактное мышление, в нем находятся центры устной и письменной речи, формирования решений; зрительная зона отвечает за узнавание букв и цифр. Поэтому, в шутку, правшей называют математиками, а левшей художниками.
10. Существуют бытовые понятия «мужская логика» и «женская логика». Есть ли основания для таких различий?
Во внешнем и внутреннем строении разницы между мозгом мужчин и женщин не существует, но, несмотря на то, что по строению у нас всех мозг практически одинаков, мы индивидуальны. Основные различия в восприятии мира по «мужскому» или «женскому» типу закладываются в раннем детстве в зависимости от нашего воспитания и под влиянием гормонов половых желез в период взросления, но все они носят только психологический характер.
Методическая разработка урока:» Эволюционное развитие головного мозга у хордовых животных»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ХОРДОВЫХ ЖИВОТНЫХ Н.А. Есаян Лицей № 82
Я не берусь разъяснять, а лишь оттеняю; хочу не научить, а увлечь. Оживить в точном смысле слова. Вспугнуть сонных птиц. Где окажется темное место, нарисовать картину из стелющегося тумана. Федерико Гарсиа Лорка
ТИП ХОРДОВЫЕ Группа высокоорганнизованных животных с двухсторонней симметрией тела, имеющих внутренний осевой сколет – хорду на разных стадиях развития. Хорда это плотный хрящевой опорный тяж Хорда в последствии замещается позвоночником мезодермального происхождения, но у некоторых позвоночных хорда остается и позвонки лишь укрепляют ее (осетровые рыбы)
ТИП ХОРДОВЫЕ КЛАССИФИКАЦИЯ Подтипы Оболочники (асцидия) Бесчерепные (ланцетник) Черепные (позвоночные)
ТИП ХОРДОВЫЕ Подтип черепные (позвоночные) КЛАССЫ Низшие позвоночные Круглоротые Хрящевые рыбы Костные рыбы Земноводные (амфибии) Высшие позвоночные Пресмыкающиеся (рептилии) Птицы Млекопитающие
ТИП ХОРДОВЫЕ Подтип черепные (позвоночные) Зародыши низших позвоночных лишены защитной оболочки и развиваются в воде. У высших позвоночных зародыши защищены оболочкой (амниотической), содержащей околоплодные воды.
Как закладывается нервная система у позвоночных? Стадия нервной пластинки Стадия нервной трубки Стадия трех мозговых пузырей: Передней Средней Задней Стадия пяти мозговых пузырей: из переднего образуется 2 пузыря, из среднего – 1, из заднего – 2 пузыря Эти пять пузырей преобразуются в пять отделов головного мозга
5 отделов головного мозга Передний мозг Промежуточный Средний мозг Мозжечок Продолговатый
Головной мозг у позвоночных Получает информацию от органов чувств Руководит деятельностью всего организма
Класс Рыбы Головной мозг имеет 5 отделов Передний мозг не до конца разделен на 2 полушария. Развиты обонятельные доли Средний мозг у рыб самый большой, выполняет ведущую роль Такой тип мозга называется ихттиопсидным
Класс Земноводные (Амфибии)
Класс Земноводные (Амфибии) Головной мозг состоит из 5 отделов Прогрессивные изменения в переднем мозге: он делится на 2 полушария Обоняние развито слабо Средний мозг сохраняет ведущее значение, но уменьшается в размерах Мозжечок развит слабо
Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)
Класс Пресмыкающиеся (Рептилии) Имеют 5 отделов головного мозга Передний мозг увеличивается в размерах Появляются зачатки коры больших полушарий Главным отделом становится передний мозг Такой тип мозга называется зауропсидным Мозжечок развит хорошо Средний мозг теряет свое ведущее значение
Класс Птицы Имеют 5 отделов головного мозга Имеют большие полушария Хорошо развиты зрительные доли Мозжечок огромных размеров Обонятельные доли слабо выражены Появляются зачатки коры больших полушарий Главный отдел – передний мозг Такой тип мозга называется зауропсидным
Класс Млекопитающие Имеют 5 отделов головного мозга Имеют большие полушария Появляется кора больших полушарий, которые имеют складки – извилины, выполняющие высшую нервную деятельность Хорошо развиты зрительные доли Главный отдел – передний мозг Такой тип мозга называется маммальным
Выводы: У Позвоночных животных в процессе эволюции развития наблюдаются три типа головного мозга: Ихтиопсидный Зауропсидный Маммальный Эволюция животного мира развивается от простого к сложному. Познание головного мозга продолжаются по настоящее время.
Эволюция головного мозга у Позвоночных
Эволюция головного мозга
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Интерактивные технологии в обучении и воспитании
Номер материала: ДБ-1187497
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.