5 в чем заключается фундаментальная цель языкознания

5 в чем заключается фундаментальная цель языкознания

5 в чем заключается фундаментальная цель языкознания5 в чем заключается фундаментальная цель языкознания5 в чем заключается фундаментальная цель языкознания5 в чем заключается фундаментальная цель языкознания5 в чем заключается фундаментальная цель языкознания

Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание

В задачу общего языкознания входит систематизация знаний, полученных разными науками о языке. Классификация языковедческих дисциплин как результат систематизации знаний является постоянной частью любой разработки по общему языкознанию, так же как и исследования по методологии языкознания и разработка перспектив развития науки.

Институт языкознания АН СССР в своей коллективной монографии по общему языкознанию обращает главное внимание на систематизацию текущей проблематики общего языкознания, делает обзор, анализ текущих проблем языкознания [7].

Б.Н. Головин и Ф.М. Березин [5] разрабатывают понятие системы языка, так же как и В.М. Солнцев [8], В.И. Кодухов* дает обзорное представление об общем языкознании как учебном предмете, так же как и авторы многих других курсов, вышедших в последние годы.

*( См.: Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.)

Интересный и оригинальный курс Минского университета подробно исследует проблемы семантики и семантического синтаксиса*.

*( См.: Общее языкознание / Под ред. А.Е. Супруна. Минск, 1987.)

В задачу курса общего языкознания Московского университета входит: классификация научных знаний, описание проблем динамики языка, языкового нормирования и проблематики прикладного языкознания.

Все три критерия классификации дополняют друг друга. Поэтому классификационные признаки разного плана могут сочетаться между собой. Например, можно вести описание таких признаков падежей (морфологически выраженное в составе имени отношение имени к глаголу и имени к имени), которые относятся к падежам всех языков, но наблюдаемый материал берется только из некоторых языков и по неполной индукции переносится на все другие языки. Такое исследование относят к общему языкознанию в том случае, если индукция от некоторых языков ко всем языкам составляет логическое содержание исследования.

С другой стороны, этимологическое исследование словаря какого-либо национального языка обычно требует привлечения фактов соседних языков и языков, имеющих с данным языком как регулярные, так и спорадические культурные связи. Таким образом, материал привлекается из многих языков, а объясняется один язык. Подобное исследование относят к частному языкознанию.

Нормативное языкознание строится на основании всей совокупности знаний, полученных фундаментальными исследованиями. Исходя из этих знаний, оценки состояния всех частей филологии, оценки состояния языка по отношению к той роли, которую язык в данный момент играет в обществе, и оценки перспектив развития языка и стиля, а также знания средств распространения и укрепления нормы, нормативное языкознание предписывает определенные правила использования языка. Эти правила касаются только некоторых сторон языковой системы, но призваны вызвать изменения в остальных частях системы в желаемом направлении. Языковая политика проявляется главным образом в нормализации языка.

В результате создания нормы становятся возможными прикладные исследования и разработки. Прикладное языкознание не только исходит из языковой нормы, но и распространяет и укрепляет эту норму. Задача прикладного языкознания состоит в том, чтобы ввести новые материалы речи, наметить наиболее эффективные пути речевой коммуникации на базе новой техники, утвердить норму языка путем обучения, распространить новые виды речевой коммуникации путем обучения новым видам текстов (создания этих текстов, их передачи, хранения и применения). Прикладное языкознание отвечает на вопрос «Как создается речевая коммуникация?». В исследованиях по прикладному языкознанию сочетаются научный (какова объективная данность?) и технический (как лучше использовать объективную данность?) аспекты.

Фундаментальное языкознание представляет собой исторически сложившуюся совокупность лингвистических дисциплин. Одна дисциплина исторически и логически вытекает из другой. В основании фундаментального языкознания лежит сравнение языков и их фактов в определенной системе и последовательности. Сравнение языков начинается становлением сопоставительного языкознания и универсальной грамматики.

Источник

Теоретические, и прикладные задачи языкознания

Теоретические (фундаментальные):

1. описание устройства языка (структурная лингвистика), изучение языка по уровню. Набор элементов каждого уровня, связь между уровнями и внутри. 2. описание функционирования языка (функциональная лингвистика, социолингвистика) 3. описание истории языка (историческая лингвистика). 4. описание национальной специфики языка, его культурно-этнических особенностей (этнолингвистика) 5. разработка методов исследования языка (методология языкознания: исторический и системно-структурный методы) 6. создание общей теории языка (теоретическая лингвистика) язык и общество, язык и мышление, функции языка.

Прикладные (практические): зависят от условий жизни общества.

З. Языкознание и гуманитарные дисциплины.

3. логика – так как язык неразрывно связан с мышлением. Определение понятия, его содержания, объема связанно с лексикологией (значение слова, многозначность)

5. медицина – так как речь связанна с высшей нервной деятельностью, её норм, физиологией и патологией: психиатры, дефектологи, логопеды. А так же глухониых и глухослепонимых.

6. этнография – классифицируют и интерпритируют данные археологических раскопок, собирание фольклора, изучение быта носителей того или иного языка или диалекта.

7. археология – изучение вымерших языков, древних и определение их носителей, их ареалы

8. антропология и биология – связь языка с биологической и социальной эволюцией человека.

5 в чем заключается фундаментальная цель языкознания

9. историческе науки – тесно сотрудничают, когда языковые данные проливают свет на те или иные события истории

10. география – картография – надписи. Связь через связь с историей

11. филология – языковедение как обычная наука вышла из филологии. Фил – люблю, лог – слово. Изучение всего, что связанно со словом и первоначально письменным словом, изучение письменных памятников.

4. Языкознание и негуманитарные науки:

1. акустика (раздел физики) – для правильного понимания того, что из звукового континуума (беспрерывного множества) язык отбирает для организации своей знаковой системы, лингвисту нужны сведения об акустических характ-ках, связанных с : Высота, сила, длительность звука, с соотношением явлений тона и шума, с пониманием звукового спектра явлений.

2. математика – любая наука имеет право называться наукой в зависимости от того, сколько в ней математики т.е. точности. Свойство предсказания. Матлингвистика, матлогика. Матлингвистика – это не «особая лингвистика», а лишь применение к языковым явлениям математических методов, главным образом это относится к речи, а не языку, например теории вероятности и математическойой статистики.

3. теория информаци – матдисциплина, которая изучает процесс передачи инфы по кагалам связи. Схема: источник – > передатчик_– > канал – > приемник – >получатель

С достижением мат. логики важным стало понятие алгоритм – совокупность точных правил, описаний, кодирование и перекодирование инфы. Особо важная роль кодирования в машинном переводе.

Функции языка.

Коммуникативная – основная функция. Схема Якобсона

Сообщение– передача и восприятие инфы, сведений в которые входят знания, мысли, чувства. Инфа может передаваться как от современника к современнику, так и от поколения к поколению. Действительность информации, если она на первом плане, то выполн. когнетивная функция. Объективная передача инфы о действительности – гносиологическая. Адресант – эмотивная или экспрессивная функция. Цель: выражение отношения говорящего к тому, что он говорит. Стремление произвести впечатление. Адресат конативная, побудительная функция. Сообщение с целью воздействия. Средства: интонации, звательные формы, побудит,. Заклинательная функция – речь обращена к неопределенному адресату, превращение 3 лица – не существующего в адресат. Контакт фактическая функция. Цель сообщения- установления контакта, поддержание. Сообщениие говорящему важна особая форма и отсюда – >поэтическая функция. Код объяснительная функция, объясняется средствами языка.

Когнитивная (объективная передача информации о действительности) язык важен в познании, т.е. в основном языковая ин-фа

Эмотивная (экспрессивная) – выражение отношения говорящего к предмету разговора. Стремление произвести впечатление

Коннотация – (окраска, кот может заслонять/затемнять значения. Гл. слово – интонация, подфункция – индексальная (тембр голоса, стиль автора)

Конативнаяили побудительная (цель – воздействия: интонация, звательные формы, повелительное наклонение. Заклинательная функция – речь к неопределенному адресату. Превращение отсутствующего З-го лица в адресата конативного сообщения.

Фатическая (установление, проверка, поддержание контакта) + клише для выполнения

Поэтическая – особая форма сообщения: рифма, тропы, каламбуры

Метоязыковая (объяснение посредством языка)

Источник

Цель, задачи, объект, структура, проблематика общего языкознания

Вопрос 1. Лингвистика как наука, ее общественное назначение. Стратификация лингвистических наук.

Стратифика́ция (от лат. stratum и греч. γράφειν, буквально — «расслаивание»)

Языковая стратификация общества означает, что различные социальные группы в ходе своей деятельности вырабатывают характерные варианты использования языка, особые идиомы. Любое общество как языковой коллектив разделяется на этнические, возрастные, территориальные, профессиональные группы, различающиеся характером речи, использованием различных языков (билингвизм – полное владение человеком двумя языками и диглоссия – функционирование в обществе двух языков), созданием особых сленгов, жаргонов, тайных языков.

Если же говорить о стратификации лингвистических наук, то следует отметить следущее.

Вопрос 2. Общее языкознание как отрасль лингвистики. Цель, задачи, объект, структура, проблематика общего языкознания.

Языкознание это многосторонняя наука, так как язык это весьма сложное многоаспектное явление. Языкознание как наука делится на общее и частное. Типологическое языкознание выделяют в рамках общего языкознания. Его задачей является сравнивание неродственных языков.

Цель, задачи, объект, структура, проблематика общего языкознания.

Цель общего языкознания – составить по возможности полное (в идеале – исчерпывающее) описание законов функционирования и эволюции системы человеческого Языка, безотносительно к специфике национальных языков. Данная цель предполагает решение целого ряда задач, составляющих проблематику языкознания.

Задачиязыкознания как науки.

1. Изучить происхождение языка и его сущность.

2. Рассмотреть языковую структуру.

3. Изучать язык как целостную систему, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, а не разрозненные факты, не набор слов.

4. Рассматривать вопросы развития языка в связи с развитием общества (процесс возникновения и того, и другого)

5. Изучить вопрос появления и развития письменности.

6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.

8. Языкознание стремится быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.

9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией, т.е. влияние знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.

10. Рассмотреть связь языкознания с другими науками (литературоведением, историей, логикой, психологией, математикой)

Объект –речевая деятельность. Не в узком(психолингвистическом), а в широком смысле: языковые средства в процессах порождения речи и ее понимания, в дискурсе и тексте. РД = язык (система+норма)+речь.

Предмет – язык. Вопрос о сущности языка

Стуктура

Общее языкознание – это наука об общих закономерностях внутреннего устройства, функционирования, развития языков и способах их изучения. В данном разделе исследуют универсальные свойства языка, наиболее общие закономерности его структурно-системной и знаковой организации, семантики и синтаксиса естественного и машинного языков, а в естественном языке (в отличие от машинного) также фонетики.

2.Частное языкознание занимается изучением особенностей строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Данный раздел языкознания может рассматривать какое-либо языковое явление в двух аспектах: синхронном (факт языка в какой-то момент истории) и диахронном (развитие языка на протяжение определенного отрезка времени).

3. Внутреннее языкознание. Внутреннее языкознание изучает системные отношения языковых единиц без обращения к внешнелингвистическим факторам.

5. Теоретическое языкознание занимается научным, теоретическим изучением языка, обобщающих данных о языке; служит методологической основой для практического, прикладного языкознания.

На данном этапе развития языковых наук в языкознании сохраняется традиционно сложившееся разделениедисциплин.

1) Дисциплины о внутреннем устройстве языка, или «внутренняя лингвистика». Данную группу дисциплин составляют: фонетика и фонология грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис (иногда с выделением морфонологии); лексикология (с выделением фразеологии); семантика (иногда с выделением семасиологии); стилистика; типология.

2) Дисциплины об историческом развитии языка. К данной группе прежде всего относят историю языка: историческая грамматика (иногда как синоним истории языка в широком значении); сравнительно-историческая грамматика; история литературных языков; этимология.

3) Дисциплины о распространении языка в обществе, или «внешняя лингвистика»: диалектология, лингвистическая география; ареальная лингвистика; социолингвистика.

4) Дисциплины, занимающиеся изучением комплексных проблем и возникающие на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика; инженерная лингвистика (понимается иногда как прикладная дисциплина); прикладные собственно лингвистические дисциплины: лексикография; экспериментальная фонетика; лингвостатистика; палеография; история письменностей и др.

Состав языкознания (по Шулежковой)

Общее языкознание включает три раздела:

1) история лингвистических учений, (предметом изучения является сам процесс познания языка, начиная с древнейших времён до наших дней. Он знакомит с обстоятельствами, в которых зарождались знания о языке; характеризует ведущие лингвистические направления и школы, возникавшие в разные периоды мировой и отечественной истории; описывает достижения выдающихся лингвистов; анализирует методы и приёмы лингвистического анализа, применявшиеся на разных стадиях развития языкознания.

2)теория языкознания (содержит общую характеристику современных воззрений на сущность языка, его структуру, на его роль в жизни общества)

3) методы лингвистического анализа.

Лингвистическая проблематика включает огромное количество вопросов, связанных с происхождением, устройством и функционированием человеческого языка. Перечислим некоторые из них, объединив их в группы, соответствующие разделам изучаемой дисциплины:

1) общетеоретические и философские проблемы: первоначальная причина и факторы возникновения языка; законы его развития; соотношение между логическими и языковыми категориями; знак как формально-идеальная единица языка; звуковой состав языка и речевой аппарат человека; связь звуковой и смысловой сторон языкового знака;

2) проблемы языковой системы: фонема и ее звуковая реализация; проблема определения слова; принципы выделения частей речи; способы выражения грамматических значений;

3) социокультурные аспекты функционирования языка: экстралингвистические (прагматические) условия употребления языковых единиц, взаимоотношения языка и сознания, языка и национального менталитета и т.д.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 2720 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Задачи общего языкознания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Краткая характеристика общего языкознания

Общее языкознание – это раздел языкознания, исследующий свойства и признаки, присущие всем языкам, а также изучающий методы этого исследования и его результаты во взаимосвязи с другими науками.

В связи с обширностью своего предмета общее языкознание выделяет несколько разделов, которые исследуют язык на разных его уровнях:

Языковые универсалии

В общем языкознании особое место занимают языковые универсалии, которые представляют собой общие свойства языков. Это понятие типологии связывают с именем Джозефа Гринберга (1915-2001 гг.), хотя идеи, подобные этой, появлялись и раньше.

Если свойство присуще всем языкам, то оно называется абсолютной универсалией.

К таким универсалиям в основном относятся:

Если свойство присуще не всем, но большинству языкам, то оно называется статистической универсалией. Например, местоимения почти всех языков (за исключением древних и небольшого числа современных) выделяются минимум два числа. Кроме того, к подобному роду универсалий относятся фреквенталии — явления, распространённые в языках мира и встречающиеся с вероятностью, которая превышает статистически случайную.

Готовые работы на аналогичную тему

Если свойство утверждает связь между двумя типами явлений, то оно называется импликативной (сложной) универсалией. Например, в случае наличия в языке двойственного числа, то справедливо утверждение о наличии в языке и множественного языка.

Именно факт наличия языковых универсалий, то есть общих для всех или большинства языков свойств, выполняет роль материальной основы существования общего языкознания и возможности сравнения различных языков мира между собой.

Задачи общего языкознания

Задачей общего языкознания является изучения вопросов, которые составляют проблематику этой научной дисциплины. К таким проблемам относятся:

В настоящее время наметилось переключение интереса с объекта на субъект. Поэтому осуществляется переход от чистого языкознания к антропоцентрическому, которое предполагает исследование человека в языке и языка в человеке.

Источник

Языкознание как наука. Объект и предмет. Основные этапы развития

Языкознание как наука. Объект и предмет. Основные этапы развития
Языкознание как наука о языке

Языкознание – наука, изучающая языки. Как и многие науки, языкознание возникло в связи с практическими потребностями. Постепенно языкознание превратилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Теоретическое языкознание разделяется на частное и общее.

Частное языкознание изучает особенности строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Частное языкознание может быть синхроническим или диахроническим.

Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех знаков мира. Общее и, в частности, типологическое языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии.

Прикладное языкознание решает как частные задачи, касающиеся одного языка, так и задачи, прилагаемые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, иностранному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации.

Предмет, объект и задачи языкознания

Языкознание — наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира. С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология. Внешняя лингвистика изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.

Объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.

Современное языкознание разделяется на общее и частное. Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания. Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д. Языкознание может быть синхроническим или диахроническим.

Задачи языкознания:

Ø Установление природы и сущности языка

Ø Изучение структуры языка

Ø Изучение языка как целостной системы

Ø Изучение вопроса развития языка

Ø Изучение вопроса возникновения и развития письма

Ø Классификация языков

Ø Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный

Ø Изучение связи языкознания с другими науками

История языкознания

Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в нач. 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания. Основные направления в истории языкознания: логическое (сер. 19 в.), психологическое, младограмматическое (2-я пол. 19 в.), социологическое (кон. 19 — нач. 20 вв.), структурная лингвистика (1-я пол. 20 в.).

ЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в языкознании — совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношеини к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (лингвистический психологизм) в языкознании — совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа. В разные периоды истории лингвистики представители П. н. по-разному трактовали исходные понятия, предмет и задачи исследования. Существенно изменялась система взглядов на психологич. природу языка. Поэтому можно говорить о ряде психологич. направлений, школ н концепций, объединенных характерными чертами: 1) общей оппозицией логическим (см. Логическое направление) и формальным школам в яз-энании; 2) ориентацией на психологию как методологич. базу; 3) стремлением исследовать язык в его реальном функционировании и употреблении.

Структурная лингвистика, совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *