51 ментальный фактор ума

51 ментальный фактор ума

Четыре принципа чань:

1) не опираться на письменные поучения
2) передавать традицию вне наставлений
3) прямо указывать на сердце
4) прозревать природу и становиться Буддой

Четыре Благородные Истины (Арья–сатья):

1. Существует страдание (сарвам дукхам; 苦/ku)

«Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей — мучительны. Такова, о братья, благородная истина о страдании.»

Трилакшана (три базовых постулата буддизма):

Анитья – непостоянство; постоянное изменение и взаимопревращение дхарм, всех внешних и внутренних элементов потоков сознания.

Анатман – отрицание атмана; отсутствие вечного и неизменного самосущего «Я» (атмана, нихсвабхава); это утверждение логически исходит из принципа анитьи.

2. Существует причина страдания (самудая сатья; 集/ji)

«И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! — тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий.»

10 великих препятствий (оков)

10 кармообразующих факторов

4 условия, усугубляющих кармообразующие факторы:

12 нидан (пратитья-самутпада) – 12 звеньев цепи взаимозависимого совозникновения, колеса Сансары:

5 скандх (五蕴/wu yun):

3. Существует способ прекращения страдиний (ниродха сатья; 灭/mie)

10 Благих деяний (противоположность 10 кармообразующим факторам).

4 условия, очищающие карму:

1) Осознание содеянного (раскаяние), желание исправить содеянное;

2) Анализ действия – применение мыслительных техник;

3) Намерение больше не совершать того же;

5 методов борьбы с нездоровыми состояниями ума:

1) замена нездоровых мыслей иными, имеющими светлые корни

2) исследование возможных последствий нездоровых мыслей

3) умение забывать дурные мысли

4) успокоение нездоровых мыслей их постепенным утончением

5) решительное подавление нездоровых мыслей.

4. Существует Путь (марга сатья; 道/dao), ведущий к освобождению от страдания

«И вот, о братья, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. Истинно! — то благородный Восьмеричный Путь — истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение. Такова, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби.»

Восьмеричный Благородный Путь

2 характеристики медитации.

1) Шамадха (концентрация) – возможна лишь при малом количестве объектов.

5 условий медитации.

5 препятствий медитации.

7 факторов просветления.

6 парамит

Результат: очищает ум от алчности, жадности, скупости.

Поддержание обетов, соблюдение определенных правил.

Результат: удерживает от разочарования, успокаивает сердце, открывает мудрость.

Претерпевание всяческих трудностей.

Вирья парамита – радостное усилие.

Быть энергичным, внимательным, прилагать усилия на пути:

а) сердечное по пути Будды;

б) физическое по спасению всех живых существ;

в) умственное по изучению дхармы.

Результат: преодолевает лень и усиливает внимательность.

Дхьяна парамита – медитация, поддерживающее качество для прочих парамит.

Праджня парамита – мудрость, высшая парамита.

Три драгоценности.

1. Будда

2. Дхарма

3. Сангха

8 результатов почитания трех драгоценностей.

Правила соблюдения гармонии в сангхе:

Источник

Ум и пустота (4 стр.)

Например, неведение, вследствие которого вы цепляетесь за представление о самобытии вещей, является ментальным фактором.

Существует 51 ментальный фактор. Как я уже сказал, один из них – неведение. Без неведения, какой бы ментальный фактор не включался, это будет позитивный ментальный фактор – в том смысле, что он не является причиной вращения в сансаре.

Почему мы вращаемся в сансаре? Из-за неведения. Что бы мы ни делали, если наши поступки мотивированы неведением, они все равно будут привязывать нас к сансаре. Даже если мы практикуем милосердие, но при этом в основе нашей практики лежит неведение, мы создаем положительную карму, но она не может служить причиной для нашего освобождения от сансары.

В буддизме говорится о трех видах концепций.

Первый вид – это просто распознавание объекта. В этом распознавании нет ни неведения, ни понимания пустоты. Не думайте, что все ваши концепции связаны с неведением. Иногда мы смотрим на человека и у нас не возникает о нем никаких суждений, мы просто видим в нем человека. А иногда при виде человека мы думаем: «Какой он красивый!» У нас возникает некая оценка. Вы должны исследовать, в каких ваших концепциях присутствует неведение, а в каких нет. Не зная этого, невозможно познать пустоту. Поразмышляйте над этим.

Второй вид концепций – это цепляние за самобытие. Эта концепция – корень сансары, потому что из-за нее возникает привязанность, гнев и другие негативные эмоции.

Третий вид концепций – это восприятие объекта с пониманием пустоты. Если вы воспринимаете объект с пониманием пустоты, то какая бы мысль у вас не возникала в результате этого восприятия, эта мысль не будет сансарической. Когда Будда говорил: «Я сказал», «Я видел» и т. д. – в этом не было неведения, так как это»я» шло через понимание пустоты. Но когда мы говорим»я», то это»я» имеет для нас самобытие. В большинстве случаев мы находимся во власти второго вида концепций. Хотя изредка нас посещает первый вид концепций, когда ум не дает никаких оценок объекту, третий вид концепций– распознание объекта с пониманием пустоты – для нас пока недоступен. По мере слушания, анализа и размышления об услышанном вы будете приходить ко все большему пониманию. Сразу все понять невозможно.

Благодаря третьему виду концепций вы можете развить в себе такие положительные

качества, как любовь и сострадание, достичь реализации бодхичитты.

В коренных текстах»Мадхьямика-аватары» говорится о трех уровнях сострадания.

Первый уровень сострадания– это сострадание, которое ограничивается просто созерцанием живых существ, без понимания пустоты. Такое сострадание в большинстве случаев связано с неведением. Оно поверхностно, сентиментально и делает нас несчастными. Настоящее же сострадание никогда не делает нас несчастными. Оно дает нам силу и укрепляет наш ум.

Третий уровень сострадания – это сострадание, основанное на созерцании живых существ с пониманием пустоты. Это высший уровень сострадания. Он называется»союз метода и мудрости». Если вы сможете развить в себе союз сострадания и постижения пустоты, то ваша практика станет очень хорошей. Вы обретете два крыла реализации, а без них летать невозможно.

Три уровня концепций напрямую связаны с 51 ментальным фактором. Очень важно знать, какие ментальные факторы позитивны, и как они работают. Это цель нашей практики Дхармы. Мы должны полностью удалить все негативные факторы из нашего ментального сознания и в полной мере развить все его благие качества. Это и будет состояние будды. Я не буду сейчас слишком подробно говорить о 51 ментальном факторе, а дам вам о них приблизительное представление. Исследуйте эту проблему сами и постарайтесь понять, что есть что.

К 51 ментальному фактору относятся шесть коренных омрачений: неведение, привязанность, гнев, высокомерие, сомнение, ложные воззрения.

За ними следуют двадцать омрачений, производных от шести коренных омрачений, например: зависть, алчность, жестокость, лень, нечестность и прочие. Это вторичные ментальные факторы.

Далее перечислены одиннадцать позитивных факторов ума, а именно: вера, самоуважение, забота о других, непривязанность, нененависть, не-неведение, энтузиазм, податливость, добросовестность, равновесие, невредительство.

Затем следуют четыре изменяющихся фактора: сон, сожаление, получение общего представления, точный анализ. Они могут быть позитивными или негативными, в зависимости от условий. Возьмем, к примеру, сон. Когда вы засыпаете в позитивном состоянии ума, ваш сон также будет позитивным. Но если вы засыпаете в гневе или раздражении, то и во сне останетесь в негативном состоянии ума. Поэтому сон считается изменчивым фактором. То же самое с раскаянием, сожалением. Если вы раскаиваетесь в совершении плохих поступков, то это раскаяние создает положительную карму. Если же вы сожалеете о хорошем поступке, то это отрицательный ментальный фактор.

Затем идут пять так называемых»вездесущих» факторов – ощущение, различение, намерение, соприкосновение, внимание. Поскольку эти факторы вездесущи, то независимо от того, проявлены они или нет, они неизменно присутствуют в ментальном сознании.

Далее следуют пять определяющих факторов. К ним, к примеру, относятся устремление, убежденность, памятование, сосредоточение, интеллект.

Я дал вам краткое изложение учения о 51 ментальном факторе. Это не какая-то теория, выдуманная мною. Это учение Будда Майтрейя почерпнул из учений Будды Шакьямуни, а затем на его основе Асанга написал труд. Асанга был очень добр к нам, сохранив учение Будды для будущих поколений. Так что если вы найдете в моих словах какое-либо противоречие с коренными текстами, не принимайте их на веру. Так же не принимайте слова любых других учителей, слова которых противоречат коренным текстам.

Теперь вернемся к ментальному сознанию. Именно в нем возникают все ментальные факторы.

Ментальное сознание бывает грубым, тонким, еще более тонким и наитончайшим. Наитончайшее сознание существует с безначальных времен и продолжается также после достижения состояния будды. В отличие от него все три других уровня сознания не являются непрерывными. Но не думайте, что они различны. По своей сути они – единое целое. Из тонкого сознания возникает грубое. Я уже объяснял, как происходит этот процесс, и сейчас не буду останавливаться на нем подробно – только вкратце повторю это.

Когда вы умираете, четыре элемента, обеспечивающих жизнедеятельность вашего тела, растворяются друг в друге. После этого они растворяются в четвертом виде сознания– грубом сознании, и вы перестаете дышать. В этот момент в вашем грубом ментальном сознании растворяется множество вторичных ментальных факторов. И энергии-ветры естественным образом входят в центральный канал. В течение жизни очень трудно собрать ветры в центральном канале, но во время умирания это естественный процесс. И в результате у вас возникает видение беловатого цвета. Этот вид ума называется»видение белизны». Затем грубый ум растворяется в тонком. В этот момент у вас возникает видение красноватого цвета. Это тонкое сознание, в свою очередь, называется»видение красноты».

В процессе умирания все ветры растворяются в центральном канале, в сердечной чакре. И по мере того, как сознание переходит на более тонкие уровни, у вас возникает»видение черноты», в котором отсутствуют любые концепции. После полного растворения проявляется наитончайшее сознание – сознание ясного света. Одновременно с»видением черноты» ясный свет проявиться не может, иначе у ума было бы две различные сущности. Сущность у ума одна, но его виды различаются между собой.

Источник

51 ментальный фактор ума

Геше Джампа Тинлей

(Первая часть сборника «Ум и пустота»)

1. Характеристики ума

Сегодня мы поговорим об уме. Это очень сложный вопрос. Когда вы поймете, что такое ум и сможете использовать самый тонкий его уровень, то будете обладать самой мощной силой на свете. Наука открыла, что элементарные частицы обладают наибольшей мощью. Точно так же тончайший уровень ума наделен наибольшей силой. Но если вы не знаете, что такое грубый уровень, то как вы можете воспользоваться более тонким? Когда у меня не было точного представления о том, что такое электрон и протон, моя точка зрения на этот счет менялась день ото дня в зависимости от того, что рисовало мое воображение. Точно так же, если у вас нет представления о том, что такое тончайший уровень ума (ясный свет), то ваше представление об этом будет меняться каждый день.

Будда Майтрейя дал очень подробное учение об уме в Уттаратантре, которая относится к разделу Сутры. В этом учении он детально рассмотрел, как привести ум к состоянию будды и в чем причины обретения состояния будды. Также я воспользовался и другими аутентичными учениями, в том числе учением ламы Цонкапы, и решил дать их вам в сжатой форме. Когда вы получаете учение, очень важно знать, из какого источника оно исходит. Тогда, если у вас возникнут сомнения, вы сможете обратиться к коренным текстам, или буддийским первоисточникам, и проверить, правильно или нет то или иное утверждение. Учение, которое ведет вас в неправильном направлении, никогда не будет полезно для вашей практики. Неправильная теория ведет к неправильной практике, а это в свою очередь дает неправильный результат.

У ума есть три характеристики. Они являются определениями ума. Зачем нужны определения? Некоторые объекты недостаточно ясны для нашего восприятия. Это объекты, которые мы не можем увидеть непосредственно, собственными глазами. Для того, чтобы понять, что представляют собой такие объекты, надо дать им точное определение. Определение дается не для того, чтобы поспорить и в ходе дискуссии кого-нибудь победить. Это неправильный подход. Дискуссии нужны для того, чтобы получить более полную картину предмета изучения. И в конце концов ваше понимание будет настолько точным, что в ходе диспута вы сможете давать абсолютно четкие и безошибочные определения. Вот три характеристики ума:

1) сущность ума не имеет формы; 2) относительная природа ума есть ясность; 3) ум обладает функцией познания.

Каждая из этих трех характеристик устраняет некоторое заблуждение, касающееся ума.

Вторая характеристика, утверждающая, что природа ума есть ясность, устраняет заблуждение некоторых небуддийских школ, считающих, что гнев и другие негативные состояния заложены в природе ума и не могут быть от него отделены. Исходя из этого, они полагают, что достижение нирваны невозможно. Буддизм же говорит, что природа ума ясна по своей природе так же, как вода сама по себе чиста. Как бы ни была грязна вода, по своей природе она чиста, и это позволяет ее очистить, поэтому самая грязная вода может стать самой чистой. Точно так же, согласно буддизму, в природе ума нет омрачений. Она нейтральна. Сострадание также не заложено в природе ума. Но в отличие от негативных эмоций, которые не имеют под собой достоверной основы и не могут развиваться до бесконечности, такие качества как любовь и сострадание обладают достоверной основой и способны к бесконечному развитию (например, сострадание Будды безгранично). Буддизм говорит, что если бы гнев был в природе ума, то тогда человек был бы вынужден находиться в этом состоянии все время. Но по собственному опыту мы знаем, что иногда мы злимся, а иногда бываем очень сострадательны. Все зависит от ситуации. Отсюда мы можем развить в себе убеждение, что полностью очистить ум от заблуждений действительно возможно.

Что такое освобождение? Оно подобно превращению грязной воды в чистую. В настоящий момент мы сравниваем ум с грязной водой, но если удалить грязь, то вода станет чистой. Чистота воды не приходит откуда-то извне. Она присутствует в ней, несмотря на то, что вода грязна. И когда вода грязна, в ней уже присутствует чистота. Такой же анализ применим и к уму. Наш ум, полностью освобожденный от омрачений, называется «умом, достигшим освобождения, или нирваны».

Состояние будды означает не только достижение освобождения, но и реализацию всех благих качеств. Если продолжить аналогию с водой, то одного очищения воды недостаточно. Вы должны превратить ее в нектар, то есть накопить все причины для достижения состояния будды и развить в себе все благие качества.

Источник

Библиотека

51 психический элемент виджнянавадинов.

51 ментальный фактор умаС точки зрения буддийской философии, вся совокупность дхарм (элементов), рассматриваемая как иллюзорное видение, существует только в названиях, но, однако, в сознании она представляется чем-то цельным. В состав сознательного живого существа, или индивидуума, входят все разновидности элементов. По этой причине буддисты считают, что теория дхарм-элементов является анализом самого индивидуума, человека, ибо только в нём, а не в неодушевлённых предметах объективного типа содержатся все элементы, т.е. чувственное, сознание и процессы.

Однако по этой теории индивид анализируется целиком, т.е. не только материальное его тело, рупа и психическая жизнь, но и всё объективное, что он переживает, т.е. весь внешний материальный мир. Эта теория постепенно перерастает целиком в теорию познания человеком самого себя в период анализа совершенствующих путей, где выявляются элементы морального осквернения – клеши из общего состава всех психических элементов индивида, и они сознательно подавляются. В этом отношении философия Сократа подходит во многом близко к буддийской. Сократ больше других греческих мыслителей пренебрегал вопросами, связанными с космогонией и метафизикой, ибо он не видел в них пути для познания человеком самого себя.

Психические процессы, по учению буддистов, это те единичные и мгновенные явления или процессы эмоциональных переживаний, различения, чувства, воспоминания, желания и т.д., которые могут быть усмотрены в моментах сознательной жизни. Эти психические процессы близко связаны с сознанием, однако рассматриваются отдельно от него, как соотносительность сознания, но не как функция его. Познавательный процесс сознания является действием психических элементов в тесной связи с элементами сознания. Даже некоторые представители школы вайбхашиков утверждали, что различные познавательные факторы были более тесно связаны с сознанием, чем атомы материи друг с другом.

Этот фактор получил название сампраюкта (mtshungs ldan), т.е. последствие, или оболочка сознания при сопутствии умственных элементов чайтта. Не менее важным фактором в процессе познания является элемент самскара (‘du byed). Термин самскара можно объяснить так: например, чувственные элементы (рупа-дхармы – chos kyi gzugs) в независимом своём существовании являются ничем не связанными элементами. Для того чтобы произошло движение, вихрь дхарм, который создаёт сансару, необходимы ещё элементы-двигатели, или самскары, которые направили бы сознание на внешние объекты и этим самым заставили бы элементы вступить в мгновенную комбинацию между собою и, таким образом, заставили бы дхармы-носители всплывать на момент бытия и исчезать.

Одним словом, необходимы элементы-двигатели, которые поддерживают движение, процесс волнения дхарм, эти элементы-двигатели объединяются в одну группу под названием самскара. Интенсивная связь умственных факторов через элементы-двигатели с сознанием составляют психический процесс индивидуума. Эта связь называется сампраюкта самскара (mtshungs ldan ‘du byed).
Ранняя буддийская школа вайбхашиков насчитывала 46 разновидностей психических элементов, а виджнянавадины, или йогачары, признают 51 элемент. Психические элементы группируются в шесть групп.

I. Элементы процесса мышления без связи с нравственными категориями.

Пять групп элементов, выступающих как вездесущие элементы (kun ‘gro):

1. Ведана (чувство – tsor ba) – это обычное чувство, которое возникает через соприкосновение с внешними объектами.

2. Санджня (различающее сознание – ‘du shes) – процесс различения, или функция сознания, различающая вещи по их свойствам и форме (длинное, короткое, твёрдое или мягкое и т.д.). На присутствии этого элемента вообще основана возможность сознательной жизни, т.к. иначе всё в природе казалось бы одинаковым.

3. Четана (активность сознания – sems pa) – активность сознания. Под активностью сознания, которая опять-таки отвлечена от самого сознания, следует разуметь, по-видимому, творческое воображение, которое решает или задумывает совершить то или иное действие: телесное, словесное или мысленное. Идея конструктора, проектирующего какой-либо сложный механизм, будет относиться к элементам четана, т.е. к активности сознания.

4. Намаскара (сознание идейного – yid la byed pa) – сознание идейного. К этой группе элементов относится умственный процесс, от здравого смысла человека в его повседневной жизни до глубоких идейных убеждений.

5. Спарша (соприкосновение – reg pa) – это начало воздействия всех элементов, из которых состоит индивид. В настоящей жизни индивид проходит много этапов, или моментов, пока он не станет человеком, т.е. пока он не дойдёт до расцвета жизни.

Как утверждают буддисты, существо, будучи в эмбриональном состоянии, с момента зачатия имеет все элементы ещё в некомбинированном виде. Первый момент новой жизни – пробуждение зачаточного сознания. Дальше идёт момент чувственного и нечувственного возникновения шести баз шад-аятана и т.д. В момент соприкосновения (спарша) сознание вступает в связь с органами чувства и объективными элементами. Это значит, что живое существо в утробе матери начинает воспринимать объекты органами чувств, т.е. видит, слышит и т.д. Но оно ещё не сознаёт чувства приятного и неприятного – всего, связанного с этим. По учению буддистов, такое состояние, т.е. состояние без эмоций, продолжается до тех пор, пока данное существо не родится на свет.

Соприкосновение, спарша, – это момент, когда дхармы-элементы впервые в новом вихре принимают то расположение, которое эмпирически переживается как сознание ощущения чего-то объективного (reg pa dang yul sphyad pas gzugs su rung ba). Посредством соприкосновения и ощущения объектов обнаруживается рупа (gzuzs). Ф.И. Щербатской пишет:

Момент цвета (рупа), момент видимого ощущения материи (чакшу) и момент чистого сознания (читта), одновременно вступающие в тесное соприкосновение, создают то, что называется ощущением (или чувственным соприкосновением) – спарша1.

В момент одновременного действия всех пяти указанных элементов в интенсивной связи с сознанием происходит познавательный процесс. Это есть первый момент в процессе человеческого мышления без нравственных категорий.

I I. Элементы процесса мышления с учётом нравственных категорий.

Вторым моментом процесса мышления с включением нравственных категорий является момент действия других пяти элементов в интенсивной связи с сознанием. Эти элементы виджнянавадины называют пятью реальными психическими объектами (yul nges lnga). Здесь пять элементов: чанда, адхимокша, смрити, самадхи и праджня.

В этом мыслительном процессе происходит не только интенсивная связь элементов с сознанием, но и превращение одних элементов в другие, по качеству высшие. Происходит диалектический переход количества в качество.

Если первый, или общий, момент процесса мышления относится к процессу сознания обычного человека в объективном мире, к обычному познавательному процессу индивидуума, то второй процесс мышления относится к сознанию человека, находящегося на пути махаянистического спасения. И все пять психических элементов, входящих в этот процесс, будут рассматриваться с точки зрения махаянистического и хинаянистического путей.

1. Чанда (желание – ‘dun pa) – это активный элемент, который толкает сознание на путь к совершенствованию.

Этот элемент обычно возникает и появляется в тот момент, когда индивид уверовал в Четыре Благородные Истины.

2. Адхимокша ( внимание – chos pa) постоянно сопровождает элемент чанда во всех его проявлениях; дисциплинирует и настораживает сознание.

3. Смрити (память – dran pa) – элемент накопления или концентрации, который действует только во времени (прошедшем, настоящем и будущем).

4. Самадхи (созерцание – ting nge ‘dzin) – сосредоточение ума.

Этот элемент нарастает от простого внимания до полного сосредоточения ума на объекте мышления, и этим самым ум приходит к ясному пониманию данного объекта. Это первый этап, который называется сампраджнята-самадхи.

На втором этапе наступает момент, когда наблюдается прекращение всех умственных модификаций, т.е. полное отсутствие познания, в том числе и знания объекта размышления. Здесь происходит «переход от количества познавательного процесса в другое качество», качество отсутствия познания, что выражается потерей объекта мышления; этот процесс называется асампраджнята-самадхи.

5. Праджня (интуиция – shes rab), мгновенно постигающая запредельную истину, т.е. природу шуньи и абсолюта – нирвану.

В момент постижения асампраджнята-самадхи индивид теряет в объекте мышления его форму и различия. Вместо созерцаемого объекта появляется «неопределённость», «бездна», нечто совершенно противоположное всему феноменальному, даже нельзя сказать, что «вместо созерцаемого объекта появляется что-то бесформенное», и т.д. Но, утверждая, что «там теряется объект мышления», виджнянавадины имеют в виду потерю всех феноменальных качеств объекта.

Таким образом, теряя феноменальную природу объекта, индивид раскрывает ноуменальную реальность мира, т.е. природу шуньи. Процесс раскрытия ноуменальной реальности совершается интуицией – праджней (shes rab).
Сама же праджня раскрывается на махаянистическом пути просветления (‘thong lam).

Четвёртый элемент – самадхи способствует раскрытию пятого элемента. Поэтому в шести парамитах махаянистического пути элемент самадхи всегда непосредственно предшествует праджне.

III. Элементы, вызывающие добродеяния.

Элементов, вызывающих добродеяния, насчитывается одиннадцать (dge pa bcu gcig). Эти элементы тоже находятся в интенсивной связи с сознанием:

1. вера (шраддха, dad pa),
2. чувство стыда, совесть (хри, ngo tsha shes pa),
3. скромность (апатрапа, khrel yod pa),
4. бесстрастие (алобха, ma chags pa),
5. отсутствие гнева (адвеша, zhi stang med pa),
6. отсутствие невежества (амоха, ti mug med pa),
7. прилежание (вирья, brtson ‘grus),
8. совершенствование знаний (прашрабдхи, shin tu sbyangs pa),
9. бдительное отношение ко всем живым существам (апрамада, bag yod pa),
10. равное отношение ко всем живым существам (упекша, btang snyoms),
11. никому не вредить (ахимса, rnam par mi cheb).

Сущность или основные характеристики вышеуказанных элементов добродеяния понятны. Но стоит остановиться на десятом элементе, называемом равное отношение ко всем живым существам. Об этом элементе пишет известный тибетский учёный XIV в. Рендапа в книге «Комментарий к Абхидхармасамуччая»2:

Сознание, воспитанное на равном отношении ко всем живым существам, достигается при помощи дхьян в результате реализации плода «анагамин». Индивид, подлинно познавший учение «Об отсутствии индивидуального Я», обретает невозмутимость. В этот момент в нём открывается истина, что всё живое несёт в себе частицу Татхагаты, поэтому данное живое существо должно стать для меня одинаковым со всем остальным. Не может здесь быть близких и далёких, любимых и нелюбимых.

Для постижения такого результата требуется подавление клеши неведения (ma rig pa) и элемента различения (‘du shes).
К десятому элементу тесно примыкает одиннадцатый, называемый ahimsa – никому не вредить. Здесь равное отношение ко всем живым обретает эмоциональную окраску сострадания, подобного отношению к матери, и, как следствие, перерастает в непричинение вреда никому. Снова «Комментарий. » Рендапы:

Индивид должен концентрировать свою мысль на том, что все живые существа в беспредельных сансарных перерождениях были его матерями. Мы утверждаем, говорят буддисты, что сансара безначальна, и поэтому наши различные перевоплощения безначальны также. Если это так, то мы не можем сказать, что данное живое существо когда-нибудь, в каком-нибудь перевоплощении не было моей матерью. Поэтому мы должны иметь равное сострадание ко всем живым существам, как к своей матери.

Естественно, анагамин, имеющий подобное убеждение, не может породить мысль вредить кому-нибудь.
Указанные одиннадцать элементов добродеяния практикуются на махаянистическом и хинаянистическом путях.

IV. Элементы психического процесса с участием основных оскверняющих элементов.

Четвёртым психическим процессом индивида виджнянавадины считают психический процесс, где участвуют оскверняющие элементы – клеши. Здесь все элементы, входящие в группу элементов клеша (nyon mongs), также имеют интенсивную связь с сознанием. Они подразделяются на основные и сопутствующие клеши.
Основных клеш шесть:

1. страсть (рага, ‘dоd chags),
2. гнев (пратигха, khong khro),
3. гордость (мaнa, nga rgyal),
4. неведение (aвидья, ma rig pa),
5. сомнение (вичикитса, the tshom),
6. пять ложных воззрений (log lta lnga).

В шестую основную клешу йогачары объединяют группу из пяти различных небуддийских, а значит, ложных воззрений. Они суть:

1. Воззрение о разрушаемости всех вещей и явлений (саткая-дришти, ‘ji tshogs la lta ba). Представители этого взгляда придерживаются мнения, что все объективные вещи и явления состоят из различных частей, поэтому они без исключения подвержены разрушению. Вне, за пределами указанных объективных вещей и явлений, ничто не существует, стало быть, и не существует абсолютной реальности, называемой нирваной.

2. Признание того, что сансара имеет начало и конец (антаграха-дришти, mth’a ‘dzin pa’i lta ba); сюда входят ещё два воззрения:
– положение о вечности материи (rtag mthar lta ba),
– отрицание существования потустороннего мира (chad mthar lta ba), загробной жизни, морального закона причины и следствия (кармы).

3. Воззрение, признающее свой взгляд выше всех других взглядов (дришти-парамарша, lta ba mchog ‘dzin).

4. Воззрение, признающее нравственный закон выше всего (шила-врaта-парамарша, tshul khrims brtul zhugs mchog ‘dzin). Во времена распространения буддизма в Индии были школы, считающие нравственное раскаяние самым высшим добродеянием, причём они признавали именно такую нравственность, которая противоречила буддийской: например, сюда относились те аскеты, которые занимались физическим истязанием своего тела и другими противонравственными, с точки зрения буддизма, поступками.

5. Ложное воззрение (митхья-дришти, log lta).

Клеши (nyon mongs) – это элементы, возбуждающие отрицательные (грешные) поступки. Некоторые определяют клешу как первобытное страдание. По учению буддизма, волнение дхарм, или сансара, безначально (‘khor ba thogs ma med), поэтому клеши не есть результаты грехопадения, они не грехи, которые можно искупить, а первобытное страдание, которое должно быть приостановлено. Грех может быть совершён в результате волнения элементов, т.е. в основе безначального волнения лежат элементы самскара – ‘du byed. Они производят (обусловливают) нравственно положительные (dge pa) и отрицательные действия (mi dge pa). Нравственно отрицательные действия обусловлены клешами (nyon mongs). Ф.И. Щербатской поясняет это положение так:

Элементы морального осквернения – клеша – всегда имеют место в нашей жизни – сантана (mtshan gzhi) в связанном (скрытом) состоянии. Здесь они имеют форму остатков – анушая, они прикрепляются к другим элементам, загрязняют их, приводят их к столкновению и предотвращают от состояния покоя. Это влияние неспокойных элементов в жизни называется общей причиной – сарватрага-хету, так как оно действует на весь поток жизни – сантана, все его элементы становятся загрязнёнными. Первостепенная причина этого неблагоприятного состояния – иллюзия, или невежество, – основной член в колесе жизни. Она продолжает существовать и проявлять своё влияние до тех пор, пока крутится колесо и постепенно нейтрализуется и, наконец, останавливается противодействием в форме превышающей её мудрости – праджня-амала3.

Страсть, гнев, гордость, неведение, сомнение – эти элементы входят в группу элементов клеша; как они действуют на сознание, нам известно. Среди них элемент неведение является самым основным. Благодаря неведению феноменальный мир познаётся индивидом так, что в нём присутствуют все условия для реализации страсти, гнева, гордости, сомнения и т.д. По утверждению буддистов, индивид, подавивший в себе клешу неведения, становится просветлённым. Он смотрит на мир иными глазами, через призму мудрости. Тогда, по утверждению Чандракирти, там не остаётся ничего, кроме бездны – шуньяты, где нет места и условия для реализации страсти, гнева, гордости и т.д.

V. Элементы психического процесса с участием сопутствующих оскверняющих элементов.

Пятым психическим процессом является процесс актуализации двадцати видов сопутствующих клеш (nye ba’i nyon mongs pa nyi shu)4. К ним относятся:

1. злоба (khro ba),
2. страх (khon du ‘dzin pa),
3. скрытность (‘chab pa),
4. пламенность души (‘tshig pa),
5. зависть (phrag dog),
6. жадность (ser sna),
7. мираж, ложное видение (sgyu),
8. ложь (g.yo),
9. горделивость (rgyags pa),
10. наведение страха (rnam par ‘tshe ba),
11. бесстыдство (nge tsha med pa),
12. нескромность (khrel med pa),
13. язвительность, терзание других (rmugs pa),
14. утомляемость (rgod pa),
15. неверие (ma dad pa),
16. невыдержанность, аморальность (le lo),
17. невнимательность, непредупредительность (bag med pa),
18. забывчивость (brjad nges pa),
19. непонятливость (shes bzhin ma yin pa),
20. состояние смятения (rnam par gyeng pa).

Вся буддийская хинаянистическая практика сводится к тому, как нужно индивиду освободиться от морального осквернения – от клеш. Для полного подавления всех клеш хинаянистический святой – архат проходит два пути: путь накопления добродеяний (tshogs lam) и путь творческий (spyor lam).

Метод подавления клеш сводится к тому, что индивид должен обдумать каждую клешу в отдельности и после осознания её должен практически, умышленно подавить её в жизненном опыте. Этот опыт от простого смертного человека (притхаг-джана, so so skyes bo) до состояния архата имеет четыре плода.

По утверждению буддистов, когда ищущий обдумал все (четыре) Благородные Истины и пришёл к выводу о необходимости освободиться от страдания, то этим самым он попадает в состояние, именуемое «вошедший в поток» буддийского учения (срота-апанна, rgyun zhugs). Это и есть первый плод. Но до срота-апанна индивид проходит четыре стадии. На последней стадии (пути творческой практики – бхавана-марга) он и обретает состояние срота-апанна. Второй плод – сакадагамин (phyir ‘ong). Индивид напряжённо сосредоточивается на каждой клеше в отдельности и практически подавляет их. В этом состоянии (сакадагамина) индивид полностью ещё не освобождается от клеш, хотя у него воспитывается стоицизм, твёрдость духа и высшая бесстрастность. В этом состоянии индивид ещё один раз рождается в сансаре.

Следующий плод – анагамин (phyir mi ‘ong). Так называется индивид, полностью очистившийся от клеш и тем самым больше не возвращающийся в сансару, то есть не подчиняющийся закону кармы. Он совершенствуется дальше и достигает последней ступени – архатства (dgra bcom pa). Архат – последний, четвёртый плод совершенствующегося. Состояние архата – высшая святость хинаяны, где подавлены все основные и малые клеши. Для достижения состояния архата требуется реализация пяти элементов, перечисленных во втором моменте процесса мышления.

VI. Элементы «обратимого психического процесса».

Последний, шестой, психический процесс называется обратимым психическим процессом (gzhan ‘gyur bzhi), где участвуют четыре элемента:

1. сон (gnyid),
2. раскаяние (‘gyod pa),
3. иллюзия (rtog pa),
4. исследование (dpyod pa).

Эти четыре элемента не входят в состав клеш. Поэтому они не подавляются усилием воли, а сон может быть прекращён просто через напряжённое сосредоточение. Остальные три элемента могут быть легко обращены на пользу совершенствования.

Васубандху утверждает, что полная реализация каждого элемента как психического процесса происходит в случае полного совпадения причины (rgyu) и условия (rkyen). Если присутствует причина процесса, но не будет при этом условия возбуждения, то не будет психического процесса раскаяния или угрызения совести и т.п., и, наоборот, хотя есть условие для возбуждения, но не будет причины, то не произойдёт самого процесса. Поэтому для прекращения такого нежелательного процесса, как сон при самадхи (сосредоточении), индивид усилием воли может разрушить совпадение причины и условия, т.е. отнимает один из компонентов – причину или условие. Вайбхашики говорят, что для ликвидации «сна» нарушение совпадения компонентов наступает при напряжённом сосредоточении.

Таким образом, основатели школы виджнянавады, Асанга и Васубандху (IV в. н.э.) признали указанные 51 элемент психическими процессами (sems byung lnga bcu gcig).

Список 51 психического элемента.

I. Элементы процесса мышления без связи с нравственными категориями.
1. Чувство.
2. Различаюшек сознание.
3. Активность сознания.
4. Сознание идейного.
5. Вездесущее соприкосновение.

II. Элементы процесса мышления с учётом нравственных категорий.
1. Желание.
2. Внимание.
3. Память.
4. Созерцание.
5. Интуиция.

III. Элементы, вызывающие добродеяния.
1. Вера.
2. Стыд.
3. Скромность.
4. Бесстрастие.
5. Отсутствие гнева.
6. Отсутствие невежества.
7. Прилежание.
8. Совершенство знаний.
9. Бдительность.
10. Равное отношение.
11. Сознание никому не вредить.

IV. Элементы психического процесса с участием основных оскверняющих элементов.
1. Страсть.
2. Гнев.
3. Гордость.
4. Неведение.
5. Сомнение.
6. Пять неверных (ошибочных) воззрений.

V. Элементы психического процесса с участием сопутствующих оскверняющих элементов.
1. Злоба.
2. Страх.
3. Скрытность.
4. Пламенность души.
5. Зависть.
6. Жадность.
7. Мираж, ложное видение.
8. Ложь.
9. Горделивость.
10. Наведение страха.
11. Бесстыдство.
12. Нескромность.
13. Язвительностъ (терзание других).
14. Утомляемость.
15. Неверие.
16. Аморальность.
17. Непредупредительностъ.
18. Забывчивость.
19. Непонятливость.
20. Состояние смятения.

VI. Элементы т.н. «обратимого психического процесса».
1. Сон.
2. Раскаяние.
3. Иллюзия, мечта.
4. Исследование.

1 – F.I. Stcherbatskoi. The Central Conception of Buddhisin and Meaning of the Word «dharma». London, 1923, p. 55.

2 – Rje btsung reng gd’a pa’i kun btus tikka. Тибетское издание, л. 25a.

3 – F.I. Stcherbatskoi. The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word «Dharma». London, 1923, p. 35.

4 – «Nyon mongs chung ngu’i sa pa rnams» или «Biblioteca Buddhica», XX, тибетский перевод «Abhidharmakosa-karikah», Л., 1930, с. 144, 145.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *