522 фз о чем
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года
Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года
Президент Российской Федерации
Москва, Кремль
27 декабря 2018 года
N 522-ФЗ
В ближайшие годы в стране будут задействованы интеллектуальные системы учета электроэнергии. Правила предоставления доступа к минимальному набору функций новой системы определит Правительство.
Сейчас граждане должны сами купить и установить счетчик и отвечать за его функционирование. Но с 1 июля 2020 г. за это будут отвечать сетевые организации или гарантирующие поставщики. «Умные» счетчики с удаленным доступом позволят потребителям в режиме онлайн отслеживать объем поставляемых энергоресурсов и уровень их потребления. Граждане смогут снимать показания через компьютер или телефон, а контролерам не придется заходить в каждое помещение. Отдельным неплательщикам будут дистанционно ограничивать режим энергопотребления, а не распределять риски на всех потребителей, как сейчас.
Существующие системы учета пока сохраняются, но их запретят модернизировать. При замене счетчиков, а также при вводе в эксплуатацию многоквартирных домов должны быть установлены приборы учета с возможностью доступа к интеллектуальной системе. С 1 января 2023 г. за нарушения при предоставлении доступа гарантирующие поставщики и сетевые организации могут быть оштрафованы.
Закон применяется со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2018 г., в «Российской газете» от 29 декабря 2018 г. N 295, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 53 (часть I) ст. 8448
История рассмотрения и принятия Федерального закона
522 фз о чем
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», Управление Роспотребнадзора по г. Москве доводит до сведения потребителей информацию о новых требованиях.
С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
С потребителя снимается ответственность за обслуживание и поверку приборов учета. Остается только обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом). Затраты, которые ранее несли потребители, теперь будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации.
С 1 января 2022 года, вступают в силу требования, предусматривающие обязательную установку интеллектуальных приборов учета электроэнергии. Потребителям «умные счетчики» позволяют в режиме онлайн следить не только за показаниями, но и за качеством электроэнергии, так как счетчики фиксируют также уровень напряжения и частоту. Преимущество этих счетчиков еще и в том, что они передают показатели в энергокомпании в автоматическом режиме.
Замена приборов учета электроэнергии на интеллектуальные будет происходить поэтапно. Сначала их установят новым потребителям в рамках технологического присоединения. Действующее оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала.
Перенос ответственности за установку приборов учета на ресурсоснабжающие организации направлен на снижение затрат потребителей и повышение качества обслуживания.
Указанные изменения коснулись лишь приборов учета электроэнергии.
Установка и обслуживание приборов учета других видов коммунальных услуг (газоснабжение, водоснабжение, водоотведение) осуществляется по прежним правилам за счет собственников.
Справочно
Расчеты по платежам за коммунальные услуги в соответствии со ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 контролируют органы государственного жилищного надзора.
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 29, ст. 3418; N 52, ст. 6236; 2010, N 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, N 1, ст. 13; N 30, ст. 4590, 4596; N 50, ст. 7336, 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7616; 2013, N 45, ст. 5797; 2014, N 16, ст. 1840; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 19; N 29, ст. 4350; N 45, ст. 6208; 2016, N 1, ст. 70; N 14, ст. 1904; N 26, ст. 3865; N 27, ст. 4201; 2017, N 1, ст. 49; N 27, ст. 3926; N 31, ст. 4822; 2018, N 1, ст. 35; N 27, ст. 3955; N 31, ст. 4843, 4860) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить абзацем следующего содержания:
дополнить новым абзацем сорок шестым следующего содержания:
«утверждает правила предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).»;
абзац сорок шестой считать абзацем сорок седьмым;
3) статью 23.1 дополнить пунктом 6.3 следующего содержания:
«6.3. Расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
Расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), использование которых предполагается осуществлять для коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, в случаях, не указанных в пункте 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, не учитываются при государственном регулировании тарифов. Финансирование таких расходов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств, а также иных не запрещенных законом источников, в том числе средств, полученных в результате экономии операционных расходов, достигнутой гарантирующим поставщиком при осуществлении регулируемых видов деятельности.
Экономия средств, сохраненных в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в необходимой валовой выручке гарантирующего поставщика при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, может быть использована для выплат по энергосервисным договорам (контрактам), на компенсацию расходов на приобретение и установку приборов учета электрической энергии, создание интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а также на иные цели в электроэнергетике, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.»;
а) в абзаце четвертом пункта 2 слова «на строительство» заменить словами «на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство»;
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Расходы сетевой организации, понесенные ею для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Расходы сетевой организации, понесенные ею для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), использование которых предполагается осуществлять для коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, в случаях, не указанных в пункте 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, не учитываются при государственном регулировании тарифов. Финансирование таких расходов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств, а также иных не запрещенных законом источников, в том числе средств, полученных в результате экономии, достигнутой сетевой организацией при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче (поставке) и иных операционных расходов.
Экономия средств, сохраненных в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в необходимой валовой выручке сетевой организации при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии, может быть использована сетевыми организациями для выплат по энергосервисным договорам (контрактам), на компенсацию расходов на приобретение и установку приборов учета электрической энергии, создание интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а также на иные цели в электроэнергетике, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.»;
а) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
«правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.»;
ГАРАНТ:
Абзац первый подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
ГАРАНТ:
Абзац второй подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
«5. Коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
ГАРАНТ:
Абзац третий подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
В ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается использование прибора учета электрической энергии для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также извещать заинтересованных субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета электрической энергии о нарушении указанных требований.
ГАРАНТ:
Абзац четвертый подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.
ГАРАНТ:
Абзац пятый подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
ГАРАНТ:
Абзац шестой подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
Порядок реализации обязанностей, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, используемых для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе состав такого оборудования, а также порядок реализации указанных обязанностей в отношении ветхих и аварийных объектов, точек поставки на розничных рынках, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке, определяется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.
ГАРАНТ:
Абзац седьмой подпункта «б» вступает в силу с 1 января 2021 г.
Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
ГАРАНТ:
Абзац восьмой подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
Субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии (мощности) и иные владельцы приборов учета электрической энергии обязаны осуществлять информационный обмен данными, получаемыми в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, необходимыми для взаиморасчетов за поставки электрической энергии и мощности, а также за связанные с указанными поставками услуги, на безвозмездной основе в порядке, установленном правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.
ГАРАНТ:
Абзац девятый подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
По всем приборам учета электрической энергии, допускаемым в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению после 1 января 2022 года, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием созданных гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
ГАРАНТ:
Абзац десятый подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
С 1 января 2023 года в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии (мощности) вправе потребовать уплаты штрафа. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
ГАРАНТ:
Абзац одиннадцатый подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
Субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии (мощности) и иные владельцы приборов учета электрической энергии не вправе препятствовать обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе использованию для этих целей данных, получаемых с использованием принадлежащих им приборов учета электрической энергии, и контролю за осуществлением коммерческого учета электрической энергии (мощности), включая проверку приборов учета электрической энергии, установленных в границах объектов, принадлежащих субъектам электроэнергетики или потребителям электрической энергии (мощности) на праве собственности или ином законном основании.
ГАРАНТ:
Абзац двенадцатый подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
В случае отсутствия возможности осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность) на основании данных о количестве электрической энергии (мощности), определенных с использованием приборов учета электрической энергии, применяются расчетные способы определения объема или стоимости электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, устанавливаемые правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.
ГАРАНТ:
Абзац тринадцатый подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
Указанные расчетные способы должны стимулировать субъектов электроэнергетики и (или) потребителей электрической энергии (мощности), в результате действий (бездействия) которых отсутствует возможность осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность) на основании данных о количестве электрической энергии (мощности), к осуществлению таких расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных с использованием приборов учета электрической энергии, и могут предусматривать полное освобождение потребителя электрической энергии (мощности) от оплаты электрической энергии (мощности).
ГАРАНТ:
Абзац четырнадцатый подпункта «б» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, также определяются ответственность или иные неблагоприятные последствия в отношении субъектов электроэнергетики и (или) потребителей электрической энергии (мощности) в случае, если нарушение требований по организации коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению с использованием приборов учета электрической энергии произошло в результате действий (бездействия) указанных лиц.»;
в) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6. Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) предусматриваются:
общие принципы предоставления минимального набора функций интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности);
перечень функций интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) с разделением по категориям пользователей этой системы и требования к ним;
перечень функций приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), и требования к ним;
правила присоединения приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) и предоставления доступа к функциям такой системы;
требования по защите информации, размещаемой в интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), от несанкционированного доступа к ней при ее сборе, передаче и хранении;
требования к порядку обмена информацией в рамках функционирования интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), ее форматам и протоколам обмена;
ГАРАНТ:
Абзац девятый подпункта «в» вступает в силу с 1 июля 2020 г.
порядок определения размеров штрафов за нарушение правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).»;
в абзаце втором слово «десять» заменить словами «пять рабочих»;
дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:
б) дополнить пунктом 7.2 следующего содержания:
«7.2. Потребители электрической энергии при возникновении предусмотренных порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии в порядке, установленном указанными нормативными правовыми актами, обязаны совершить действия по самостоятельному обеспечению введения ограничения режима потребления электрической энергии или обеспечить доступ уполномоченных лиц сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика к своим энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики, с использованием которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, для введения такого ограничения.
При неоднократном возникновении оснований в отношении потребителя электрической энергии (мощности) для введения ограничения режима потребления электрической энергии, предусмотренных порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, и нарушении им обязанностей по осуществлению действий по самостоятельному обеспечению введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств соответствующего потребителя сетевая организация (гарантирующий поставщик, если соответствующий потребитель электрической энергии является потребителем коммунальных услуг в многоквартирном доме) устанавливает технические средства удаленного ограничения при их отсутствии. Указанный потребитель обязан по требованию сетевой организации (гарантирующего поставщика) обеспечить доступ к местам установки технических средств удаленного ограничения и возместить расходы сетевой организации (гарантирующего поставщика) на установку указанных технических средств удаленного ограничения.
Функциональные и иные характеристики технических средств удаленного ограничения, порядок обеспечения доступа к местам установки технических средств удаленного ограничения, порядок установки и эксплуатации технических средств удаленного ограничения, порядок расчета расходов на установку технических средств удаленного ограничения, подлежащих возмещению потребителем электрической энергии (мощности), а также порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии при возникновении предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике оснований с использованием технических средств удаленного ограничения определяется порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством.».