5w20 или 5w40 что лучше
Моторное масло SAE 5W
При классификации масел по SAE учитываются следующие показатели:
Проворачиваемость — это критерий, представляющий собой максимально допустимую динамическую вязкость масла при запуске холодного двигателя, которая обеспечивает проворачиваемость коленвала со скоростью, необходимой для запуска мотора. Определяется на вискозиметре MRV.
Прокачиваемость — опреляется при температуре на 5°С ниже, чем проворачиваемость, для гарантии того, что масляный насос не будет засасывать воздух. Значение динамической вязкости не должно превышать 60 000 мПа*с, чтобы гарантировать прокачивание по масляной системе.
Вязкость HTHS — параметр, использующийся для оценки вязкости моторного масла при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
Кинематическая вязкость при 100°С — параметр, который должен варьироваться в определенных диапазонах. Как слишком высокий, так и слишком низкий показатель может привести к преждевременному износу деталей двигателя.
Основные виды моторных масел SAE 5W
Всесезонные масла 5W-20, 5W-30, 5W-40, как правило, являются синтетическими (на гидрокинговой или ПАО основе), но встречаются и полусинтетические экземпляры, которые, обычно, имеют более низкий класс по API, чем синтетические аналоги.
Энергосберегающее моторное масло с относительно низким коэффициентом вязкости. При высоких температурах не способно создавать толстую и прочную масляную пленку, поэтому производители вводят в состав масла модификаторы трения, например, молибден, который исключает возможность сухого трения деталей двигателя. Кинематическая вязкость составляет от 5,6 до 9,3, HTHS — не ниже 2,6.
Масла с классом вязкости 5W-30 облегчают запуск двигателя в мороз и рекомендованы для использования в регионах с умеренным климатом, так как при высокой температуре становятся сильно текучими и не способы к образованию стабильной масляной пленки. Способно эффективно работать при перепадах температур окружающего воздуха от –35° до +30°C.
Для масел 5W-40 характерны следующие показатели:
Моторные масла 5W-40 образуют стабильную и прочную масляную пленку, предотвращая сухое трение. Способно эффективно работать при температуре двигателя до +140 °С и перепадах температур окружающего воздуха от –35° до +40°C. Рекомендовано для регионов с жарким климатом.
Для масел 5W-40 характерны следующие показатели:
Моторные масла 5W-50 применяются, в основном, в тяжелонагруженных, спортивных двигателях, где необходима прочная масляная пленка. Зачастую, температура вспышки у этих образцов значительно выше, чем у масел 5W-40. Рекомендовано к применению только в том случае, если двигатель подвергается постоянным экстремальным нагрузкам или наблюдается повышенных расход масел 5W-40 и 5W-30 (характерно для изношенных двигателей).
Преимущества синтетических всесезонных масел 5W
Синтетическое моторное масло, в отличии от минерального или полусинтетического, обладает следующими преимуществами:
Линейка всесезонных синтетических моторных масел RIXX в данный момент представлена двумя позициями: 5W-30 и 5W-40. Масла производятся по запатентованной технологии CCBL, поэтому имеют увеличенный срок службы, обладают улучшенными смазывающими свойствами и стоят значительно ниже своих конкурентов.
Со дна пожиже: можно ли загубить мотор слишком вязким маслом?
Мастера официальных дилерских сервисов породили немало опасных заблуждений, базируясь на рекомендациях производителей и не желая мыслить за пределами “гайдлайнов”. Чего стоит только опровергнутая многократно, в том числе производителями автоматических коробок, теория о “несменяемости” масла в АКП… Ещё одна популярная байка, тиражируемая дилерами, возникла на волне увлечения производителями маловязкими маслами вроде 0W20 и 0W30. Теперь многие проблемы с мотором объясняются мастерами использованием “слишком вязкого масла”. Попробуем разобраться, возможно ли это вообще.
Что такое SAE?
Н ачнём с пояснения простых вещей — с обозначений класса вязкости всесезонных масел по стандарту SAE, Сообщества автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers), наиболее популярному в мире. В обозначении, скажем, класса 5W30 первая цифра — это индекс вязкости при низких температурах, а вторая — при высоких.
Чтобы определить эти индексы, методика SAE предусматривает ряд инструментальных тестов: CCS – Cold Crank Simulator, MRV – Mini Rotary Viscometer для низкотемпературного диапазона и два теста при рабочей температуре — Kinematic viscosity для температуры 100 градусов и новый тест HTHS — High Temperature High Share для 150 градусов. Всё это делается с помощью точной сложной аппаратуры, и фиксироваться на этой части мы не будем.
Для каждого класса масла определен диапазон, в который должны укладываться его характеристики. Но общий смысл обозначения максимально прост: первая цифра говорит, насколько вязким является масло при холодном старте, а вторая — насколько оно выдерживает рабочие температуры. При этом каждая из цифр вовсе не означает абсолютное значение вязкости.
Для иллюстрации мы взяли результаты исследования лаборатории компании Widman International и немного адаптировали их для российского читателя.
На графиках хорошо заметно, как сильно параметры вязкости масел меняются при росте температуры. Очевидно, что пока мотор не прогреется хотя бы до 30 градусов, ему приходится очень тяжело, особенно на маслах 10W40 и 15W40.
А вот между 40 и 80 С можно наблюдать совсем интересную картину: с ростом температуры кривые начинают пересекаться. И масло 10W40 к 80 градусам становится менее вязким, чем 5W40.
Оптимальная вязкость при рабочей температуре (от 100 до 110 градусов) — от 9 до 18 мм2/с. В эти границы попадают все масла, но при даже незначительном дальнейшем росте температуры масло 5W30 теряет остатки всей вязкости и становится слишком жидким. Так что тут более вязкие масла даже имеют очевидное преимущество.
Аналогичные “сюрпризы” существуют и для низкотемпературного индекса. И, конечно же, масла с одной номинальной вязкостью и полностью соответствующие стандарту всё же могут довольно существенно различаться по характеристикам. Но для простоты объяснения я буду учитывать индексы вязкости раздельно — как масла 5W или как масла W40, говоря о низкотемпературной и рабочей вязкости, без оговорок о реальном классе масла, чтобы не вносить путаницу. Просто подразумевая, что большая вязкость соответствует большему классу вязкости, без дополнительных хитростей и оговорок.
Еще один важный момент связан с тем, что холодная вязкость масла на порядок или два отличается от вязкости при рабочей температуре. Типичное минеральное масло 15W40 при температуре около нуля градусов имеет кинематическую вязкость порядка 1 500 мм2/с, а при рабочей температуре этот параметр уже составляет всего 13 единиц. У синтетики 5W30 эти параметры меняются не так сильно: 900 мм2/с при нулевой температуре и порядка 11 при рабочей.
Вязкость зависит от температуры нелинейно: в зависимости от состава масла она резко повышается в зоне низкой температуры и достаточно плавно изменяется в области рабочих температур. Замер рабочей вязкости проводится при ста градусах Цельсия, но рабочим диапазоном обычно является зона от 20-30 градусов, когда вязкость выше номинальной уже не на два порядка, а менее чем в десять раз.
В зависимости от двигателя и режима эксплуатации температура масла внутри него существенно различается, а значит, и вязкость одного и того же масла в рабочем режиме в разных двигателях разная. Более того, она непрерывно меняется в процессе движения. Таким образом, выбор вязкости масла связан еще и с такими параметрами, как типичная длительность поездки, нагрузка и температура окружающей среды.
К тому же на температуру масла (а значит, и на его вязкость) заметно влияет состояние двигателя. Повышенный объем картерных газов, неисправная система вентиляции, дополнительная защита картера, изношенный масляный термостат, грязный маслорадиатор — всё это вносит свои коррективы в режим работы масла.
Кроме того, нужно учитывать, что масло меняет свою вязкость в процессе эксплуатации. Обычно рабочая вязкость снижается по мере вырабатывания загущающих присадок, что особенно характерно для масел с вязкостью свыше W40, а низкотемпературная вязкость, наоборот, возрастает, поскольку срабатываются и присадки, повышающие текучесть при низкой температуре. Последнее характерно для всех масел с существенной долей минеральной основы, то есть, фактически для 99% масел на рынке, потому что даже у очень дорогих эта доля менее 30% не бывает. Чистая синтетика может вести себя иначе, но это тема для отдельного разговора.
Гуще или жиже?
С учетом вышесказанного становится понятно, что никто не будет пытаться создать двигатель, которому для работы нужно масло строго определенной вязкости, не выше и не ниже заявленной в документах. Это просто технически невозможно: как я уже подробно говорил выше, вязкость масла постоянно меняется, причём в весьма широком диапазоне.
Но самый главный вывод — в том, что мотор существенную часть своего пробега работает с маслом, вязкость которого на порядок или даже два выше, чем его вязкость при рабочей температуре согласно SAE. Потому, опять же, ни один производитель не будет делать двигатель, которому могло бы повредить более вязкое масло. Даже если у вас залито масло с индексом вязкости в два раза выше, чем рекомендуемое, мотору это совершенно безразлично — он прекрасно будет работать и на этом масле. Ему это вредит не больше, чем типовая 15-минутная поездка, особенно зимой.
Конечно, в долгосрочной перспективе возможно проявление каких-то особенностей, вызванных использованием слишком вязкого масла. Но их никак нельзя назвать фатальными для всего мотора. Например, может раньше срока износиться редукционный клапан насоса, сам маслонасос или фазорегуляторы. Но и это крайне маловероятно.
Фактически мотор рассчитывается на минимальную, а не максимальную рабочую вязкость масла. Любое уменьшение его рабочего давления критично, а вот небольшое повышение вязкости и давления — практически безвредны. Они приведут к небольшим колебаниям характеристик, и не более того. И уж совершенно точно нет ни одного двигателя, в котором «масляные каналы слишком узкие» или «зазоры слишком маленькие».
Другое дело — использование слишком маловязкого масла. Как мы видели из графиков, при высоких температурах маловязкие масла могут переступить минимальный порог вязкости в 9 мм2/с. Для масла 5W30 это возможно уже при 115 градусах. Тем временем, нормальная рабочая температура в современных моторах может достигать 110 градусов, а масло им часто рекомендуют и вовсе 0W20. И тут последствия могут быть более губительными, вплоть до проворота вкладышей и износа шеек коленвала. Поэтому уж лучше более густое масло, чем более жидкое.