6 что такое физическая рекреация
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ КАК ВИД РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Впервые термин рекреации ввели римляне. Рекреация образованно от латинского слова «recreatio», что означает восстановление, отдых, укрепление и др.
Главные признаки рекреации, которые определяют ее сущность:
Осуществление ее в свободное время.
Наличие деятельного характера.
Добровольное и самостоятельное участие.
Понятие рекреации можно описать несколькими определениями:
Это расширение физических, психологических и эмоциональных способностей человека.
Это способ восстановления упадка сил с помощью игр и развлечений.
Перестройка организма, которая дает возможность заниматься активной деятельностью, несмотря на условия, характер и изменения окружающей среды.
Один из способов отдыха с пользой для здоровья.
Рекреация изучается во многих научных отраслях, таких как физическая культура, экономика, география, педагогика и т.п.
Следовательно, термин «рекреация» будет изменяться, в зависимости от отрасли в которой мы его рассматриваем. Так различают психологическую рекреацию наряду с физической, географической и другими видами.
Опираясь на тему реферата, речь будет идти о физической рекреации. В основе данной рекреации лежит исключительно двигательная активность человека, которая осуществляется в сфере досуга и приводит к оптимизации физического, социального и психического состояния человека
Самым главным в жизни человека является здоровье, ведь именно этот аспект помогает человеку добиться успеха во всех сферах жизнедеятельности. Здоровье у большинства людей расценивается как средство достижения своих потребностей, нежели как средство прожить долгую жизнь. Эти две характеристики здоровья противопоставляются друг другу, ведь если использовать здоровье для достижения целей, то оно быстро растрачивается, а сохранять его для длительных лет жизни то необходимо укреплять его активной жизнедеятельностью. Поэтому еще в древние времена появляется понятие физической рекреации как способа сохранить здоровья и использовать его как средство достижения желаемого.
Со временем, благодаря многолетнему опыту и практическим знаниям, люди начали изучать вопрос, касающийся физической рекреации. Ученые заинтересовались данным понятием лишь во второй половине XX века. С этого времени он постепенно становится предметом исследований в истории, социологии, биологии, географии и других научных дисциплинах.
Физическая рекреация возникла в системе физического воспитания и первоначально выполняла педагогическую функцию. Затем она широко использовалась в религиозных обрядах, национальных играх, праздниках, развлечениях, приобретая массовый характер, со временем становилась неотъемлемой частью жизнедеятельности людей [3]. Такие условия способствовали обогащению физической рекреации различными социальными функциями, она становилась важным фактором социализации молодых людей, хоть и не обеспечивала подготовку к выполнению социальных обязанностей. Физическая рекреация являлась способом активного отдыха, игр, формирующих здоровье.
А Выдрин В.М. объяснял причину ее возникновение, сказав: «Физическая рекреация возникла в жизни и быту людей еще в дpевнейшие времена за десятки тысяч лет дo высочайшего расцвета культуры телесности Древней Греции, хотя и не имела своегo названия и термина. Из-за ускоренного развития капитализма в Западной Европе потребность в рекреационной деятельности увеличилась. Это обосновывалось воздействием на население напряженного труда в плохих условиях».
Издавна люди начали осваивать методы оздоровления и сохранения молодости. Свой опыт они передавали из поколения в поколение, дополняя известные им способы укрепления здоровья, новыми методами. Например, разрабатывали и совершенствовали комплексы физических упражнений, проводили оздоровительные процедуры с помощью массажей, бань и различных гигиенических процедур, которые помогали снимать стресс после тяжелого рабочего дня.
Позднее, когда люди начали развиваться не только в области сельского хозяйства, начала развиваться военная деятельность. С тех пор появились физические тренировки, которые несли уже не развлекательный и расслабляющий характер, а представляли собой серьезные нагрузки. Однако, в сохранении молодости и укреплении здоровья организма они играли большую роль. Так люди осознали, что занятия физическими тренировками в сочетании с различными способами снятия напряжения, могли добиться здоровья и долголетия.
В наше время в случае с физической рекреацией мы говорим о восстановлении после трудного рабочего дня, переутомления, перенапряжения человека. Если речь идет о двигательной реабилитации, то подразумевается компенсация функций после травм или патологий. Поэтому необходимо выделять признаки, которые разграничивали бы различные виды физической культуры. Это помогло бы в решении проблем с их социальным использованием. Но социальная суть физической рекреации на сегодняшний день недостаточно изучена.
В литературе достаточно большое количество видов рекреаций. Выделяют основные признаки, по которым можно было бы отличить физическую рекреацию от других:
1) Основой данного вида рекреации является физическая активность.
2) Включает в себя не только физические, но и эмоциональные, а также интеллектуальные компоненты.
3) При правильных занятиях положительно влияет на функции организма.
4) Имеет развлекательный характер.
5) Главными средствами достижения результатов являются физические упражнения.
6) Имеет собственную методику
Как было сказано, любой вид рекреации влияет не на одну научную отрасль, так в физической рекреации выделяют следующие аспекты:
1) Биологический аспект изучает, какое влияние рекреация способна оказывать на организм человека
2) Психологический аспект отвечает на вопрос, какие мотивы преследует человек начиная заниматься физической рекреацией, и как психологически изменяется его поведение.
3) Экономический аспект заключается в средствах, используемых для организации физической рекреацией.
4) Социальный аспект отвечает за объединение людей, занимающихся активной двигательной деятельностью, в группы и в процессе объединения обменом социальным опытом.
5) Культурный аспект выясняет, какие культурные ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности, и в какой мере она способствует созданию новых личностно- общественных ценностей.
6) Образовательно-воспитательный аспект изучает, какое влияние физическая рекреация оказывает на формирование личности в её физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии.
Физическая имеет несколько различных видов, самыми популярными из них являются следующие:
1) Рекреативная физическая культура
2) Рекреация спорта
4) Оздоровительная физическая рекреация
5) Рекреационная физическая культура
Различают несколько способов занятий физическими упражнениями, которые имеют исключительно рекреационный характер. Это и физкультминутки, вводная гимнастика, и элементарные физические упражнения во время перерыва на работе или после рабочего дня. На некоторых предприятиях даже выделяют такие места, где можно заниматься физическими упражнениями, они оборудованы специальным инвентарем и тренажерами (площадки для игры в теннис, бильярд и т.д.).
Вводной гимнастикой занимаются по протяжении 5-10 минут перед началом работы. Комплекс упражнений зависит от того насколько работа подвижна и какой способ труда используется (физический, интеллектуальный). На основе этого упражнения могут быть как более активными, так и расслабляющими. От правильного подбора упражнений зависит скорость адаптации, работоспособности и восстановление физиологических функций организма.
Физкультминутки необходимы для того что бы человек смог отвлечься от работы. Этот способ смены деятельности помогает повысить внимательность, снизить нагрузку от однообразной позы, снизить влияние на организм обездвиженности и в целом улучшить его функционально состояние. Оптимальным временем для проведения физкультминуток считается за 2 часа до перерыва на обед.
Элементарные физические упражнения помогают разрядить организм, разогнать кровь и расслабится после рабочего дня. Рекомендуется провести всего 10 минут вечером в упражнениях на растяжку. Такое времяпровождения улучшает кровообращение, обмен веществ и способствует здоровому сну.
Смотря на способы занятий физической рекреацией, можно сделать вывод о том, что их объединяет доступность и конечный результат – достижение такого физического состояния, при котором обеспечивается нормальное функционирование организма.
Любой вид физической культуры ставит перед собой цель изменить природную сущность человека, давая ему возможность превзойти свое животное происхождение, повышая уровень физических качеств, двигательных навыков, необходимых в любых сферах деятельности, которые в свою очередь сохраняют и укрепляют здоровье человека.
Рекреационные занятия дают полную свободу самовыражения личности в процессе двигательной деятельности. Нерегламентированные, свободные занятия на природе дают радость общения с ней, наслаждения. Формирования положительных эмоций в высшей степени благотворно действуют на психику и интеллект человека [2].
Физическая рекреация является сильным и на сегодняшний день недооцененным способом сдерживания процессов старения, это, на мой взгляд, главная ее функция! Такая физическая активность наиболее доступна по сравнению с другими видами физической культуры. Рекреативная физическая культура представляет собой активный отдых, способствующий восстановлению сил с помощью физических упражнений, подвижных и активных игр, туризма, охоты и т.п. Так же данный вид рекреации увеличивает естественные силы природы, которые помогают получать удовольствие, поднимают настроение, улучшают самочувствие, восстанавливают умственную работоспособность и в целом влияют на эмоциональный фон организма человека.
Физическая рекреация представляет собой органичную часть физической культуры, нерегламентированную двигательную активность, которая направлена, в конечном счете, на оптимизацию физического состояния человека, нормализацию функционирования его организма в конкретных условиях жизни. Данное состояние достигается благодаря специализированной двигательной активности, за счет которой человек удовлетворяет потребности в движении, активирует жизненно важные функции организма, компенсирует сниженные функции организма, укрепляет иммунитет [1].
Когда человек самостоятельно решает заняться физическими упражнениями рекреативной направленности, он больше расслабляется, чем нагружает себя. Это происходит за счет того что он переключается с одного вида работы на другой, что способствует своеобразному отдыху за счет смены деятельности. Если правильно распределить нагрузку и регулярно заниматься, то в скором будущем вы сможете заметить положительные изменения, такие как расширение функциональных возможностей дыхательной, сердечнососудистой, нервной и других систем организма, увеличивает скорость обменных процессов в организме и повышает работоспособность человека.
Физическая рекреация тесно связана со всеми видами физической культуры. В процессе занятий расширяются границы самообразования, эрудиции, познания, широко используются соревнования на уровне рекреационного спорта [4]. Занятия рекреативной направленности – свидетельство уровню культуры и физической культуры личности. Важное значение физической рекреации заключается в постоянном формировании потребности в занятиях двигательной деятельностью, которая постепенно снижается с возрастом [5]. В этом можно заметить парадокс, т.к. дети, не понимая всей важности двигательной активности, постоянно находятся в движении, а более взрослые люди осознают, что это необходимо для здоровья, но двигаются гораздо меньше.
Заключение. Рекреалогия – это раздел науки об отдыхе, восстановлении здоровья и оздоровлении. Данная наука включает в себя процесс физического, культурного и социального развития человека, с помощью которого он способен более универсально адаптироваться к любым изменяющимся условиям (социальным, природным и т.д.). В наше время потребность в физической рекреации увеличивается. Она помогает удовлетворить потребности людей в движении и тем самым становится незаменимой в их жизнедеятельности. Если человек не ведет активный образ жизни, а занятия физической рекреацией сведены к минимуму, то в большинстве случаев такие люди более подвержены различным заболеваниям (ожирение, ослабление иммунной системы, развитие сердечно сосудистых заболеваний, остеопороз и т.д.). Поэтому если вы не хотите причинять сильный ущерб своему организму, то необходимо поддерживать двигательную деятельность.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что физическая рекреация является одним из самых популярных и доступных видов рекреационной деятельности. Физическая рекреация – это часть физической культуры, совокупность свободной, нерегламентированной двигательной деятельности, направленной, в конечном счете, на обесᴨечение оптимального физического состояния человека, способствующего нормальному функционированию его организма в конкретных условиях жизни. Помимо восстановления сил и своеобразного вида отдыха, физическая рекреация помогает человеку сохранить молодость и здоровье, укрепить организм, повысить свои адаптационные возможности и улучшить эмоциональный настрой.
Безусловно, для достижения быстрого результата необходимо пересмотреть свой прежний жизненный образ, поставить перед собой определенную цель.
Каждому человеку, решившему заниматься активным отдыхом, будет очень полезно завести дневник, в котором он сможет отмечать динамику развития физических способностей, эмоциональное и интеллектуальное состояние, самочувствие и т.д.
Вкратце, физическую рекреацию можно описать знаменитой фразой «Движение- это жизнь»!
Список литературы
1. Выдрин В.М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В.М. Выдрин //Культура физическая и здоровье. 2004. № 2. С. 18-21
2. Зайцев В.П., Прусик Кристоф, Ермаков С.С.// Физическое воспитание студентов. 2011. №1. С.68-77.
3. Рыжкин Ю.Е. К вопросу о понятии феномена «Физическая рекреация» / Ю.Е. Рыжкин //Теория и практика физической культуры. 2011. № 4. С. 55-57.
4. Смородинов А.С. Физическая рекреация как средство сохранения и укрепления здоровья студентов / А.С. Смородинов, В.И. Смородинова //Культура физическая и здоровье. 2004. № 1. С. 30-32.
5.Тадеуш Станишевски. Задачи и обусловленности подвижной рекреации в современной польской семье / Тадеуш Станишевски // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. 2006. №5. С.94-98.
Физическая рекреация
Раскрытие понятия рекреации. Рассмотрение аспектов двигательной деятельности, которые включает в себя физическая рекреация, физических упражнений как ее средства. Изучение структуры внерабочего и рекреационного времени, принципов рекреационной тренировки.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.11.2016 |
Размер файла | 32,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Предмет физической рекреации
Признаки и формы двигательной рекреации
Принципы рекреационной тренировки
Цель и задачи физической рекреации
Средства двигательной рекреации
Предмет физической рекреации
рекреация физический упражнение тренировка
В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов ХIХ века в связи с введением нормированного рабочего дня, 2-го выходного дня и летних отпусков.
Рекреация понималась как восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. В последние годы наблюдается переход к новому видению рекреации.
Рекреация понималась как восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. В последние годы наблюдается переход к новому видению рекреации.
1) расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;
2) любая игра, развлечение, использованные для восстановления физических и умственных сил;
4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;
5) цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристическими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями (В.А. Квартальнов, 2000).
Физическая рекреация включает следующие аспекты двигательной деятельности:
1. Удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности.
2. Потребность в развлечении, получении удовольствия, наслаждения.
3. Переключение с одного на другой вид деятельности.
4. Активизация деятельности организма с помощью движения.
5. Профилактика неблагоприятных воздействий на организм людей.
6. Восстановление сниженных или временно утраченных функций организма.
Признаки и формы физ. рекреации
Признаками, составляющими основное содержание физической рекреации, являются:
— основными средствами служат физические упражнения;
— занятия проводятся в свободное, либо специально выделенное время;
— включает культурно-ценностные аспекты;
— содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические составляющие;
— осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;
— оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;
— включает образовательно-воспитательные составляющие;
— носит в большей степени развлекательный (гедонистический) характер;
— характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;
— осуществляется в большей степени в природных условиях;
— имеет определенную научно-методическую базу.
Согласно такому обилию признаков в физической рекреации выделяются различные её формы: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.
Из всех признаков рекреации главными, определяющими её сущность, принято считать следующие: осуществляется в свободное время, носит деятельный характер и построена на добровольной, самодеятельной основе. Это три важнейших признака рекреации, без них она теряет свое значение. Остальные же её признаки рассматриваются как производные, сопутствующие.
Внерабочее время состоит из времени:
1) для удовлетворения насущных потребностей (сон, питание, личная гигиена);
2) для домашнего труда и бытовых потребностей;
а) досуг или время для отдыха;
б) время для более возвышенной деятельности (культурные занятия, чтение литературы).
Количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает.
Рекреационное время имеет определенную структуру:
1) инклюзивное время ( в течении рабочего дня используется для простого компенсаторного восстановления сил); 3%
3) уик-энд (в конце рабочей недели используется для расширенно- компенсаторного восстановления); 35%
4) отпускное (расширенное восстановление); 7%
5) пенсионное 15% (рис.)
Согласно структуре рекреационного времени выделяют соответствующие типы рекреации:
Принципы рекреационной тренировки
Для достижения наилучшего результата в рекреационной тренировке следует придерживаться следующих принципов
Учет половых различий
Учет возрастных изменений в организме
Красота и эстетическая целесообразность
Цель и задачи физической рекреации
Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5—15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец, занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.
4. Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции также является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людьми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.
Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упражнениями для взрослого, особенно пожилого населения, является возможность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнениями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это относится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве. Многим видам физической рекреации сопутствует большое удовольствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмоциональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.
Средства двигательной рекреации
Для двигательной рекреации характерно использование тех средств, которые применяются в физической культуре. К средствам физической культуры относятся: гигиенические факторы, естественные силы природы и физические упражнения.
Физические упражнения подразделяются на две большие группы.
1. Стандартные физические упражнения:
— движения циклического характера (повторение одного и того же цикла движений). Физиологической основой этих движений является ритмический двигательный рефлекс. Передвижение осуществляется посредством ног (ходьба, бег) и рук (плавание, гребля);
— ациклические движения, не обладающие слитной повторяемостью циклов (гимнастическая комбинация, метания, прыжок).
2. Нестандартные физические упражнения:
Гигиенические факторы включают режим занятий, отдыха, питания, сна, одежды и обуви, физкультурного оборудования, помещений, площадок, где проводятся занятия физическими упражнениями. Учет гигиенических факторов является обязательным условием для решения задач физического воспитания, повышает эффективность воздействия физических упражнений на организм человека, оказывает содействие нормальной работе всех органов и систем.
Спортивная одежда должна отвечать следующим основным требованиям: а) соответствовать внешним условиям среды; б) весить не более 10% веса человека; в) иметь покрой, не затрудняющий кровообращение, не стесняющий дыхания и движений и не вызывающий смещения внутренних органов; г) легко очищаться от пыли и загрязнений, быть прочной.
Гигиенические требования к обуви заключаются в следующем. Обувь должна защищать ноги от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания, быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствующей погоде и условиям труда. Она не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног, нарушать их нормальные функции, стеснять свободу движений. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы.
Специфический эффект закаливания проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию определенных метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур.
Неспецифический эффект заключается в оздоравливающем влиянии на организм, повышении физической и умственной работоспособности, снижении заболеваемости.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Рекреация как одна из функций досуга. Необходимые профессиональные навыки специалиста по оздоровлению и его личностные качества. Виды и формы физической рекреации. Понятие и сущность досуга. Характеристика сферы деятельности специалиста по рекреации.
реферат [15,6 K], добавлен 17.11.2011
Рекреалогия как новое научное направление в оздоровлении и воспроизводстве здоровья практически здоровых людей. Физическая рекреация как удовлетворение биологических и социальных потребностей человека. Рекреационный туризм как способ активного отдыха.
дипломная работа [522,9 K], добавлен 05.12.2014
Теоретические основы рекреации. Функциональные ориентации рекреационной деятельности: лечебно-оздоровительная; познавательная; спортивная; садово-дачная. Туризм как составная часть рекреации. Формы и виды туризма, их классификация по различным критериям.
реферат [28,5 K], добавлен 26.10.2009
Физиологическая основа физической подготовки, разновидности процесса тренировки в зависимости от структуры мышечной ткани. Характеристика основных упражнений гиревого спорта, особенности двигательной деятельности, развития физических качеств у спортсмена.
курсовая работа [296,1 K], добавлен 29.07.2015
Основные понятия и виды рекреации. Характеристика районов РФ. Европейский Север. Сравнительная оценка курортно-рекреационного потенциала. Уникальные курорты. Районообразующие признаки. Основные проблемы рекреационного освоения Европейского Севера.
курсовая работа [67,0 K], добавлен 07.02.2010