6 что является исходной точкой инновационного процесса

Инновационный менеджмент. Шпаргалка

6 что является исходной точкой инновационного процесса

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзаменам или зачетам и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационный менеджмент. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС»

В мировой литературе «инновация» объясняется как переведение научно-технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах и технологиях. С переходом России от командно-административной к рыночной экономике «инновация» стала более распространенным понятием. Появились и стали использоваться такие понятия, тесно связанные с инновацией, как «инновационная деятельность», «интеллектуальная собственность», «патент», «изобретение», «полезная модель», «промышленный образец», «товарный знак», «инновационное решение», «лицензирование», «инновационный процесс».

Согласно Ф. Котлеру инновация (innovation) — идея, товар или технология, запущенные в производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами. Это новые качества, впервые реализованные в некотором товаре или технологии и представленные на рынке.

Насчитывается более 100 различных определений инновации как отечественных, так и зарубежных специалистов. Например, в зависимости от масштаба, инновации бывают локальными, масштабными. Инновации делятся по стадиям жизненного цикла, по признаку внутренней структуры (экономические, управленческие, производственные и т. д.).

Инновационный процесс — совокупность последовательно осуществляемых действий по внедрению и применению научных исследова-

ний, изобретений, разработок, проектов и иного в производственный процесс, в результате которого образуются новые товары, услуги, новая технология, навыки, организационно-управленческие приемы.

Инновационный процесс преобразует нововведения из теоретической части (разработки) в практическую (применение в конкретных условиях).

Инновационный процесс — это последовательность действий по инициации инновации, при которой происходят создание новых продуктов и операций, а также их успешная реализация на рынке. В дальнейшем принимаются меры по более широкому распространению полученных результатов.

Обычно выделяют шесть элементов инновационного процесса. К этим элементам относятся:

1) зарождение идеи инновации;

2) маркетинг инновации;

3) оценка экономической эффективности инновации;

4) освоение инновации;

5) коммерческая реализация инновации;

6) продвижение инновации.

Для того чтобы инновации были использованы в производстве, необходима четкая организация инновационного процесса.

В условиях современного рынка компаниям нужно постоянно внедрять инновационные разработки.

Источник

ГЛАВА 4
Инновационный процесс

4.1. Понятие инновационного процесса
4.2. Фазы инновационного процесса
4.3. Структура инновационного процесса
4.4. Источники инновационных идей
4.5. Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов

4.1. Понятие инновационного процесса

4.2. Фазы инновационного процесса

4.3. Структура инновационного процесса

Инновационный процесс, по мнению большинства авторов [1, 4, 12], включает семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса (рис. 4.1.).
К этим элементам относятся:
– инициация;
– маркетинг инновации;
– выпуск (производство) инновации;
– реализация инновации;
– продвижение инновации;
– оценка экономической эффективности инновации;
– диффузия инновации.
Рассмотрим последовательно названные элементы.
> Началом инновационного процесса является инициация. Инициация – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, формулировке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.
Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (товар), то есть в имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования «ноу-хау», технологии) или в документ по технологической операции. Инициация не только является отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.

Рис. 4.1. Схема инновационного процесса [1]

Началом инициации является определение цели инновации и задач, которые она должна решить. Затем следует поиск основной идеи инновации. Поиск идеи – весьма трудоемкий процесс, требующий творческого подхода. Поиск идеи есть процесс творческий и производится с помощью специально разработанных методик, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.
После того как идея найдена, необходимо ее обосновать. Технико-экономическое обоснование идеи – это подтверждение экономической целесообразности, необходимости и технической возможности материализации найденной инновационной идеи в форму вещи, то есть в новый продукт.
Технико-экономическое обоснование идеи включает [1]:
– обоснование выбранной идеи из всех имеющихся идей по определенному критерию или по системе критериев;
– обоснование необходимости разработки данного инновационного проекта для крупных технологий;
– определение возможности превращения идеи в материальную форму (новый продукт), пригодную для продажи на рынке;
– изучение и выбор рынка с точки зрения выхода инновации на него;
– обоснование времени выхода инновации на рынок;
– расчет затрат на производство и реализацию инновации;
– расчет эффективности производства и реализации инновации.
Результатом технико-экономического обоснования выбранной идеи является ее оформление в виде рыночного товара, что означает материализацию идеи в новый продукт или операцию в виде товара, готового к продаже.
> После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт или операцию, определяется количество или объем выпуска продукта (если они лимитируются), определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок.
> Важным элементом рассматриваемого процесса является выпуск инновации, где обеспечиваются ожидаемые качественные и количественные показатели.
> Затем производится продажа инноваций, включающая ее появление на рынке в виде небольшой партии, ее продвижение и предварительную оценку эффективности.
> Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса полномасштабного производства и поставки продукции на рынок).
> Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.
> Диффузия (лат.diffusio – распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и в новой финансово-экономической ситуации.
Важным в понимании главных особенностей инновационного процесса, направленных на создание и использование нововведений, является представление его модели в виде фрагмента жизненного цикла нового продукта, показывающего общий механизм зарождения новшества (рис. 4.2). При этом особое внимание на представленном рисунке уделено взаимосвязи этапов разработки наукоемких инноваций, требующих фундаментальных научных и прикладных исследований и экспериментальных разработок.

Рис. 4.2. Механизм зарождения нововведения

Фундаментальные научные исследования – это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связяхотносительно их конкретного применения. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования, задачей которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%.
Прикладные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов; научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках.
Экспериментальные разработки включают определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание и их доводку.
Завершающий этап научных исследований – разработка продукта, характеризующаяся переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству, включающая его подготовку и управление. Цель разработки продукта – создание/модернизация образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этом этапе производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготовляется и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип – это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям.
Далее более подробно будет рассмотрены этапы подготовки, управления производством и продвижения продукции на рынок. При этом следует отметить, что эти этапы постоянно на протяжении всего жизненного цикла нововведения формируют новые потребности экономики в разработке новых технических решений.

4.4. Источники инновационных идей

4.5. Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов

Важное направление в изучении инновационных процессов – выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению. Наиболее удобно их представить и систематизировать в виде таблицы, в которой все факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности, разделены на 4 группы (табл. 4.1.).

Таблица 4.1
Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов

ГЛАВА 5
Государственное регулирование инновационной деятельности

5.1. Роль инноваций в социально-экономическом развитии страны
5.2. Виды государственного регулирования инновационной деятельности
5.3. Выбор государственных приоритетов в сфере науки и производства
5.4. Основные функции государственных органов в инновационной деятельности

Источник

Инновационный процесс, его фазы

2.1. Сущность и понятие инновационного процесса

Традиционное управление долгое время в качестве объекта имело стабильный производственный процесс, стабильную производственно-техническую базу, устоявшуюся номенклатуру продукции с высокой степенью стандартизации. Инновационный процесс носил кратковременный локальный характер и реализовывался силами специалистов и руководителей, с привлечением ресурсов и методов, сформированных для стабильных процессов.

В деятельности каждой организации на любой стадии жизненного цикла изделия (ЖЦИ) сочетаются стабильный и инновационный процессы. Оба процесса взаимно дополняют друг друга: состояние стабильного процесса определяет инновационные задачи, а результаты инновационной деятельности реализуются в стабильном процессе ( рис. 2.1).

6 что является исходной точкой инновационного процесса

Между стабильным (сложившимся, устояшимся) и инновационным процессами есть существенные различия и противоречия. Основная часть их отражена в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Различия инновационного и стабильного процессов

Основание сравненияИнновационный процессСтабильный процесс
Конечная цельУдовлетворение новой общественной потребностиУдовлетворение сложившейся общественной потребности
Пути достижения целиМногочисленны и неопределенны. Требуется разработка стратегийНемногочисленны и известен оптимальный
Риск при достижении целиВысокийНизкий
Тип процессаДискретныйНепрерывный
Управляемость как целым, возможности планированияНизкие. Требуется стратегическое управлениеВысокие
ПланыДолгосрочные, возможна их корректировкаКраткосрочные, в виде директивных производственных заданий
Развитие системы, в рамках которой осуществляется процессПереход на новый уровень развития. Требуется разработка проекта и программы реализации стратегических измененийСохранение данного уровня развития
Взаимодействие интересов участников финансового процессаВступает в противоречияОсновывается на них
Степень совпадения интересов участников процессаНизкаяВысокая
Распределение сфер ответственностиПерераспределяетСтабилизирует
Формы организацииГибкие, со слабой структуризациейЖесткие, основаны на нормах и регламентах

Глубина различий и возрастающие роль и масштабы инновационных процессов в жизни каждого предприятия и всего общества делают необходимым решение теоретических и практических вопросов организации и управления инновационными процессами.

Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Простой внутриорганизационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель ( пользователь ) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

Существуют различные подходы к моделированию инновационных процессов. Наиболее простой моделью инновационного процесса является инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных этапов и стадий ( рис. 2.2, объяснение сокращений ниже).

6 что является исходной точкой инновационного процесса

Этапы определяют последовательность прохождения пути от научного знания к реальному продукту.

Начальной стадией инновационного процесса является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве. Стадия «наука» включает: фундаментальные исследования (ФИ); прикладные исследования (ПИ); проектно-конструкторские работы (ПКР).

На стадии производства осуществляется выпуск продукции (услуг) на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного процесса. Эта стадия включает этап освоения производства продукции (ОП), который предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции; собственно производство продукции (П).

Использование новой продукции происходит в сфере потребления. Здесь выделяются следующие этапы: реализация новой продукции (Р); эксплуатация новой продукции потребителем (Э) с возможным включением послепродажного обслуживания различных технических устройств, приобретенных потребителями.

На второй фазе общественно полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями. В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Скорость диффузии зависит от типа инноваций (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Факторы, определяющие скорость диффузии инноваций

ФакторыСодержание
Относительное преимуществоСтепень превосходства инновации по сравнению с имеющимися аналогами (например, увеличение количества функций аппарата и т.д.)
СложностьТрудность как неотъемлемая составляющая новой идеи или товара. Высокий уровень сложности означает повышенные затраты потребителя на обучение
СовместимостьСтепень совпадения инновации с установленной практикой потенциальных пользователей. Если потребители должны изменить свой привычный порядок действий, возникают затраты на переключение или адаптацию, а скорость диффузии инновации снижается. И наоборот
КоммуникативностьПростота донесения сущности инновации до потенциальных потребителей
Возможность апробацииВозможность испытать товар в малом объеме до совершения полномасштабной покупки, сокращающая затраты

Переходный процесс, присущий инновационным и кризисным явлениям, имеет начало и конец, начальное и конечное состояние (на рис. 2.3а, точки А и В). Вектор АВ отражает либо процесс достижения цели, либо развитие явления.

6 что является исходной точкой инновационного процесса

6 что является исходной точкой инновационного процесса

Рис. 2.3. Применение логистических S-образных кривых

Проекция АВ на вертикальную ось, характеризующую значения какого-либо параметра явления или целевого параметра, показывает нам величину изменения (скачка, рывка), а проекция АВ на временную (горизонтальную) ось отражает длительность переходного процесса (явления, достижения цели).

Логистическую кривую используют при характеристике развития различных сторон потенциала организации и ее положения во внешней среде: описания жизненных циклов спроса, технологии, товара и даже самой организации.

6 что является исходной точкой инновационного процесса

В каждой стадии ЖЦИ есть много общего по форме и структуре компонентов, а также структуре инновационного процесса. На рис. 2.5 представлена схема отдельной стадии цикла инновационного процесса:

6 что является исходной точкой инновационного процесса

Данная стадия имеет свой инвестиционный механизм. Предыдущие и последующие стадии инвестируются либо одним инвестором, либо разными. Разными потому, что риск инвестиций с каждой последующей стадией снижается.

В управлении инновационными процессами важно представить сочетание трех жизненных циклов: жизненного цикла спроса (ЖЦС) на вид продукции, удовлетворяющей определенную потребность, жизненного цикла технологии (ЖЦТе) трех ее разновидностей (стабильной, плодотворной и изменчивой) и жизненного цикла товара (ЖЦТо). Учитывается возможный характер кривой ЖЦТо: «традиционная» кривая со всеми пятью фазами (выведение на рынок, ускоренный рост, замедленный рост, зрелость, упадок); кривые бума и провала; кривая с «повторным циклом»; «гребешковая» кривая; «пиковая» кривая.

Многое может сказать график конкретного сочетания трех циклов: спроса, технологии и товара. Усложняет комбинации разнообразие видов технологии, в рамках которой может воспроизводиться разное количество моделей изделия.

В зависимости от уровня изменчивости технологий, т.е. в зависимости от частоты сменяемости одних технологий другими (в течение ЖЦС) их подразделяют на три основных типа: «стабильные», «плодотворные» и «изменчивые» ( рис. 2.6).

6 что является исходной точкой инновационного процесса

Стабильная технология в основном остается неизменной в течение ЖЦС (например, производство автомобилей ранних марок). Получается по одной кривой ЖЦС, ЖЦТе и ЖЦТо.

Плодотворная технология, как и в случае стабильной технологии, сохраняется неизменной длительный период. Но при этом имеет место разработка сменяющих друг друга новых поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. В рамках плодотворной технологии (например, в области современной вычислительной техники) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости технологических инноваций.

Изменчивая технология характеризуется тем, что в течение ЖЦС, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. Например, спрос на усилители слабых электрических сигналов возник в начале текущего столетия и связан с изобретением электровакуумных ламп. Хотя и в настоящее время спрос на них ускоренно растет, произошли по крайней мере три коренные смены технологии: вакуумные лампы сменились транзисторами, те были заменены миниатюрными, а потом и микроминиатюрными схемами.

Идентификация инновационного процесса. Если учесть жизненный цикл организации-инноватора (создание, становление, зрелость, перестройка, упадок) и длительность инновационного процесса, то можно составить морфологическую матрицу идентификации инновационного процесса (табл. 2.3) и идентифицировать данный инновационный процесс (пример идентификации показан прямо на матрице), что позволит более качественно разработать инновационный проект.

Таблица 2.3. Идентификация инновационного процесса по классификационным признакам

6 что является исходной точкой инновационного процесса

Успех инновации зависит от множества факторов, но особо следует учесть так называемые «нелинейные механизмы «, которые обусловливают непредсказуемую динамику инновационного процесса (табл. 2.4).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *