6 декрет президента ввоз авто
Ввоз грузовых автомобилей и автобусов «без растаможки» (Комментарий к Декрету Президента РБ от 07.05.2012 № 6)
Льготы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, установлены Декретом Президента РБ от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет). Декрет вступил в силу с 1 июля 2012 г.
Так, коммерческие организации освобождены от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых в определенных Декретом товарных позициях единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в качестве вклада в уставный фонд этих организаций, в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования такого фонда (подп. 1.9 п. 1 Декрета).
При применении этой льготы юридические лица могут ввозить на территорию Республики Беларусь транспортные средства, классифицируемые в позициях ТН ВЭД ТС 8701, 8702, 8704–8707, 8709–8713, 8716, в т.ч. грузовые автомобили и прицепы, без уплаты таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
Правом воспользоваться льготой по таможенным платежам обладают только организации Республики Беларусь, причем исключительно коммерческие, которые ввозят транспортные средства.
Коммерческие организации должны быть зарегистрированы в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Важно! Декрет предоставляет льготы именно самим организациям, уставный фонд которых формируется, а не их учредителям (участникам). Это означает, что декларантом для целей применения льгот по таможенным платежам при помещении транспортного средства под соответствующую таможенную процедуру должна выступать учреждаемая организация, а не ее учредитель.
Для применения указанной льготы по таможенным платежам необходимо подтверждение определенного в соответствии с законодательством регистрирующего органа о том, что коммерческая организация, для вклада в уставный фонд которой ввозятся товары, находится на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Суммарная стоимость транспортных средств не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах коммерческих организаций.
6 декрет президента ввоз авто
Как усилены требования к руководящим кадрам и работникам организаций в соответствии с декретом № 6, пояснили в Министерстве труда и социальной защиты.
Документ вносит изменения в декрет № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».
Среди нововведений — особые требования при приеме на работу. В частности, предусматривается обязанность нанимателя при приеме кандидата на работу в государственные органы, госорганизации или организаций, в уставном фонде которых 50 и более процентов акций (долей) в собственности государства, запрашивать характеристику с предыдущего места его работы, характеристику из госорганизаций, являвшихся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. Если таких мест было несколько, характеристика запрашивается по последнему из них. Также требуются сведения из Единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности, которые предоставляются органами внутренних дел бесплатно.
Закрепляются и требования к характеристике. «Характеристика является официальным документом, в котором должны быть отражены профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, совершении действий, противоречащих государственным или общественным интересам. Форма характеристики будет установлена Советом Министров, — пояснили в Минтруда и соцзащиты. — Также увеличен срок, в течение которого должна быть выдана характеристика при поступлении соответствующего запроса, с 5 до 7 календарных дней». В ведомстве уточнили: декрет № 5 предоставляет нанимателю право запрашивать характеристику с предыдущих мест работы кандидата, выдается такой документ в течение 5 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
Нарушения предусмотренного декретом № 5 (с изменениями, внесенными декретом № 6) порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признаются грубым нарушением трудовых обязанностей. Такие действия могут повлечь увольнение руководителя организации и (или) иных ответственных должностных лиц.
Если такие деяния повлекли ущерб государственной собственности либо существенный вред государственным или общественным интересам, виновные будут нести уголовную ответственность.
Также в Минтруда обратили внимание на то, что новый декрет приводит положения декрета № 5 в соответствие с нормами закона от 28 мая 2021 года № 114-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений». Расширены полномочия нанимателя, который получил право отстранять человека от работы в случаях, когда тот призывает коллег к забастовке без уважительных причин. В этой связи внесены соответствующие дополнения в пп.3.4 п.3 декрета № 5.
Также введено новое основание для увольнения — нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (п.10 ст.47 ТК). Данное основание отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения, что закрепляется в пп. 6.141 п.6 декрета № 5.
Декрет № 6 вступает в силу 24 октября 2021 года.
24 октября 2021 года вступил в силу Декрет № 6
Разъяснение по применению Декрета Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь»
Декрет Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 6) предусматривает внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).
Декрет № 6 принят в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, а также реализации изменений, внесенных в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) Законом Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 114-З «Об изменении законов» (далее – Закон от 28 мая 2021 г.).
Декрет № 6 вступает в силу 24 октября 2021 г.
Новации Декрета № 6:
определены требования к характеристике;
установлены дополнительные требования при приеме на работу в государственные органы, государственные организации и организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (далее – государственные организации);
установлена ответственность за нарушение порядка приема на работу;
дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения.
О характеристике
Декретом № 6 закрепляются требования к характеристике и срокам ее выдачи для целей применения Декрета № 5.
Так, под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
Форма характеристики установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2021 г. № 585 «О форме характеристики» (далее – постановление № 585). В ней указываются, в том числе следующие сведения в отношении характеризуемого работника:
— профессиональные и деловые качества (компетентность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности при принятии решений, стремление повышать свой профессиональный уровень, другое);
— моральные качества (ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость, другое);
— участие работника в социально-общественной жизни коллектива, его взаимодействие с нанимателем, профсоюзной организацией по решению актуальных вопросов деятельности организации;
о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики (до даты увольнения);
о привлечении работника к материальной ответственности;
о привлечении работника к иной ответственности (при наличии таких сведений у нанимателя);
— иные сведения, характеризующие работника.
При направлении характеристики по запросу государственного органа, иной государственной организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которой находится в государственной собственности, дополнительно также отражаются сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, наличии антигосударственных проявлений работника на рабочем месте.
Следует отметить, что Декретом № 5 предусмотрено использование характеристики как при приеме на работу (пункт 11 Декрета № 5), так и при согласовании с местными исполнительными и распорядительными органами назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в течение пяти лет после такого увольнения (пункт 9 Декрета № 5). Соответственно, и в первом, и во втором случае характеристика должна соответствовать требованиям, предусмотренным Декретом № 5 и постановлением № 585.
Кроме того, при выдаче характеристики для целей согласования назначения на руководящие должности (пункт 9 Декрета № 5) также необходимо учитывать требования пункта 5 Положения о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2015 г. № 68.
Характеристика подписывается руководителем организации с указанием даты и заверяется печатью нанимателя (при ее наличии).
Декретом № 6 увеличен срок, в течение которого должна быть выдана характеристика при поступлении соответствующего запроса, с пяти до семи календарных дней со дня получения запроса. В этой связи пятидневный срок, установленный в части третьей статьи 26 Трудового кодекса, не применяется.
Требование о выдаче характеристики по установленной форме и в установленные сроки в случае поступления такого запроса распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.
О дополнительных требованиях при приеме на работу в государственные организации (часть вторая пункта 11 Декрета № 5).
При приеме на работу работника в государственные организации Декретом № 6 установлена обязанность нанимателя, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:
характеристику с предыдущего места его работы;
характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.
Примеры ситуаций с выдачей характеристики:
если в течение предыдущих пяти лет все места работы являлись негосударственными организациями, в том числе организациями с долей собственности государства до 50 процентов, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы;
если в течение этого пятилетнего периода была работа как в негосударственной, так и в государственной организациях, то количество запросов зависит от того, какая организация была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же последним местом работы была негосударственная организация, то нанимателю необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы (в негосударственную организацию) и в государственную организацию;
если все места работы являлись государственными организациями, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы.
Следует отметить, что характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу в государственную организацию.
Кроме того, в отношении кандидатов на руководящие должности в государственных организациях помимо характеристики наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях. Такие сведения предоставляются бесплатно.
Справочно.
Согласно нормам Декрета № 5 под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.
О праве негосударственных организаций запрашивать характеристику с предыдущего места работы.
Обязанность запрашивать характеристику при приеме на работу для организаций частной формы собственности Декретом № 6 не предусмотрена. Как и прежде, за такими нанимателями осталось право при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы (часть первая пункта 11 Декрета № 5, часть третья статьи 26 Трудового кодекса).
О получении сведений из единого государственного банка данных о правонарушениях (ЕГБДП)
В соответствии с частью первой статьи 12 Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 94-3 «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» (далее — Закон) предоставление сведений о правонарушениях (за исключением обезличенных персональных данных) государственным органам и иным организациям осуществляется органами внутренних дел с согласия физических лиц (их законных представителей), в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, о которых запрашиваются сведения, кроме случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами.
Предоставление органами внутренних дел сведений о правонарушениях нанимателям при приеме на работу работника в государственные организации без согласия физических лиц не предусмотрено.
Следовательно, наниматель должен получить согласие физического лица (кандидата на руководящую должность) на предоставление сведений из ЕГБДП.
В соответствии с частью пятой статьи 12 Закона предоставление сведений о правонарушениях осуществляется на основании письменного запроса либо запроса в виде электронного документа государственной организации с приложением согласия физического лица, о котором запрашиваются сведения, на предоставление этих сведений либо электронного документа, подтверждающего наличие такого согласия, кроме случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами, когда предоставление сведений о правонарушениях осуществляется без их согласия. Согласие может быть получено в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме с учетом требований законодательства о персональных данных.
Согласно пунктам 123 и 126 Положения о порядке
функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 909 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2021 г. № 523), запросы о наличии (отсутствии) сведений о правонарушениях, хранящихся в ЕГБДП, в отношении проверяемого физического лица оформляются по форме согласно приложению 18 к Положению, а согласие физического лица на предоставление этих сведений — по форме согласно приложению 20 к Положению.
Об ответственности за нарушение порядка приема на работу
В пункте 12 Декрета № 5 (в редакции Декрета № 6) установлено, что:
нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей;
виновные деяния должностных лиц по вышеуказанному грубому нарушению трудовых обязанностей, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – Уголовный кодекс).
В этой связи факт нарушения порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи, предусмотренных Декретом № 5, является основанием для увольнения:
в отношении руководителя организации (ее обособленного подразделения), его заместителя, главного бухгалтера и его заместителя – по пункту 1 части первой статьи 47 Трудового кодекса. Увольнение по данному основанию осуществляется с соблюдением порядка расторжения трудового договора, предусмотренного статьями 199-201, пунктом 4 части первой статьи 198 Трудового кодекса, а также пунктом 7 Декрета № 5;
в отношении иных работников, ответственных за соблюдение порядка приема на работу и выдачу характеристик, — по пункту 7 статьи 42 Трудового кодекса за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами. Увольнение по данному основанию осуществляется с соблюдением порядка и условий расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, предусмотренного статьями 43, 46, 199-201, пунктом 4 части первой статьи 198 Трудового кодекса, а также пунктом 7 Декрета № 5.
Понятие должностных лиц (часть вторая пункта 12 Декрета № 5) рассматривается применительно к терминам, употребляемым в Уголовном кодексе.
Справочно:
В соответствии с частью четвертой статьи 4 Уголовного кодекса под должностными лицами понимаются:
1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;
2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;
3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
4) должностные лица иностранных государств, то есть лица, наделенные в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств полномочиями, аналогичными указанным в пунктах 1 — 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса, включая третейских судей и присяжных заседателей, а равно должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.
О дополнении перечня дискредитирующих обстоятельств увольнения
Законом от 28 мая 2021 г. статья 47 Трудового кодекса дополнена новым основанием увольнения – нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (пункт 10 части первой статьи 47 Трудового кодекса). Данное основание является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем оно отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения. Соответствующее дополнение внесено в пункт 6 Декрета № 5 (подпункт 6.14 1 ).
Указанное основание увольнения применяется без учета порядка и условий, установленных статьями 43 и 46 Трудового кодекса при увольнении по инициативе нанимателя, но с соблюдением требований главы 14 Трудового кодекса и пункта 7 Декрета № 5.
Справочно:
Пункт 7 Декрета № 5 предусматривает проведение проверки допущенных работником нарушений, результаты которой следует оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника. При этом указанные акты (служебные записки) и объяснения подлежат хранению в организации не менее пяти лет.
О приведении Декрета № 5 в соответствие с Трудовым кодексом
Подпункт 3.4 пункта 3 Декрета № 5 дополнен нормой, предоставляющей право руководителю организации (нанимателю) незамедлительно отстранять работника от работы в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.
Такое право на отстранение работника от работы закреплено в статье 49 Трудового кодекса с 30 июня 2021 г. в связи с вступлением в силу Закона от 28 мая 2021 г.
Кроме того, определены пределы отстранения работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба, путем уточнения подпункта 3.4 пункта 3 Декрета № 5 – до устранения нарушений. Внесенное уточнение означает, что допуск работника к работе в таком случае возможен тогда, когда отпали обстоятельства (причины), послужившие основанием для отстранения работника от работы в виде нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины.
Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя либо уполномоченного им должностного лица с указанием причины отстранения от работы.
Мнение: Декрет № 6 направлен на повышение ответственности как руководства предприятия, так и работников
Декрет № 6 направлен на повышение ответственности как руководства предприятия, так и работников. Об этом на семинаре по разъяснению норм декрета сказал председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома Александр Христофоров, передает корреспондент БЕЛТА.
Неукоснительное соблюдение трудовой дисциплины на местах является залогом безопасности жизни и здоровья каждого работника. «В связи с вступлением в силу нового Декрета № 6 органы по труду, занятости и соцзащите с 28 октября начнут проводить мониторинги на местах, во время которых будут проверять соблюдение норм для любого работодателя и работника. В первом полугодии в Витебской области уменьшилось число травм на производстве по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 437 против 448. Это связано с усилением работы с субъектами профилактики. Однако за 9 месяцев в области за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения были расторгнуты контракты с 940 работниками, а за причинение вреда и ущерба – с 45. Почти 9,5 тыс. работников привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе более 7 тыс. – за прогулы», – отметил Александр Христофоров.
Он добавил, что за нарушение производственной и технологической дисциплины в рамках реализации Декрета № 5 от 15 декабря 2014 года, предполагающего усиление требований к руководящему составу и работникам организаций, за январь–сентябрь к дисциплинарной ответственности были привлечены 740 должностных лиц и почти 3 тыс. работников, которые были полностью или частично лишены дополнительных стимулирующих выплат на срок до 1 года. Повышение ответственности как руководства предприятий, так и каждого работника, усиление кадрового потенциала организаций предусматривает Декрет № 6, который вступил в силу с 24 октября.
Специалисты комитета по труду, занятости и соцзащите облисполкома в режиме онлайн на семинаре разъяснили, какие дополнительные требования появились для нанимателей. Начальник управления социально-трудовых отношений заработной платы и охраны труда облкомитета Светлана Зиновьева подчеркнула, что теперь перед трудоустройством в госорганизации кандидата работодатель обязан запросить на него характеристику с предыдущего места работы. Также необходимо делать запрос в органы внутренних дел, когда на руководящую должность приходит новый человек. «Это предотвратит приход на руководящие должности случайных людей и недобросовестных работников, а также искоренит бесхозяйственность на местах, укрепит производственную, технологическую, трудовую и исполнительскую дисциплину», – добавил Александр Христофоров.