8 научные и организационно педагогические основы обучения учащихся обж

Тема 1. Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности

Вопросы для обсуждения

1. «Безопасность жизнедеятельности» как образовательная область. ОБЖ – стержневой массив содержания специального курса и совокупность фрагментарных элементов во всех образовательных областях. Безопасность личности, общества, государства.

Комплексный подход в решении проблем обеспечения жизни и жизнедеятельности человека.

Задания для самостоятельной работы

Составить модель безопасности человека.

Выявить сферу научных интересов теории и практики безопасности жизнедеятельности.

Прочитать и проанализировать литературу.

Выделить объект и субъект безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины.

Определить методы научного исследования безопасности жизнедеятельности.

Выяснить практику научных исследований безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др..; Под общ. Ред. С.В. Белова. 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 1999. – С.3-48.

Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С.40-46, 120-134, 176-187, 236-242,.

Тер-Акопов А.А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции).- М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.- С.4-36.

Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности/Авт.-сост.С.И. Самыгин.- Ростов-на-Дону: Издательство “Феникс”, 1996.- С.483-499.

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для студ. высш.учеб.заведений / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. – м.: Издательский центр «Академия», 2004.- С.7-26.

Тема 2. Структура школьного курса обж. Межпредметные связи

Вопросы для обсуждения

Безопасность жизнедеятельности школьника (дома, на улице, в школе, на природе) – для начальной школы

БЖД личности (повседневно, в профессиональной деятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях) – для классов среднего звена

БЖД общества и государства (обеспечение глобальной и национальной безопасности, включая военную безопасность) – для старших классов

4. Интеграция образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»:

В естествознание: знания по физике, химии, биологии, географии и экологии, используемые в тематических линиях «Защита человека в опасных и ЧС», «Основы здорового образа жизни», «Современный комплекс проблем безопасности», «Основы знаний по безопасности при естественно-научных исследованиях».

В обществознание: знания о человеке, обществе и государстве, используемые в тематических линиях «Основы здорового образа жизни» (духовного здоровья), «Основы обороны государства», «Современный комплекс проблем безопасности».

В технологию: знания о современных и перспективных технологиях жизнедеятельности, используемые в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Современный комплекс проблем безопасности», «Основы обороны государства»; «Основы знаний по безопасности при технологических процессах».

В физическую культуру: знания о физкультурной деятельности человека, используемые в тематических линиях «Основы здорового образа жизни»; «Основы знаний по безопасности при занятиях физической культурой и спортом».

В математику и информатику: представления о возможности ошибок, способных привести к техногенным авариям и катастрофам; использование тематики ОБЖ в примерах и задачах — тематические линии «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Современный комплекс проблем безопасности»;

В филологию, искусство: образное отражение комплекса проблем безопасности с акцентом на их жизнеутверждающую, оптимистическую сторону.

Источник

Лекция.Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ

Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Лекция.Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ»

Лекция.Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ

Содержание стандарта по курсу ОБЖ разработано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В основной общеобразовательной школе основной акцент делается на формирование и укрепление здоровья обучающихся, формирование компетенций, необходимых для повседневной жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, опасных ситуациях социального характера. На ступени старшей школы содержание направлено на подготовку к военной службе, выбору траектории профессиональной карьеры, формирование репродуктивного здоровья, на изучение вопросов, связанных с созданием семьи.

Приоритетными направлениями преподавания предмета ОБЖ на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования являются: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера; современный комплекс проблем безопасности; основы военной службы.

Цели изучения курса ОБЖ:

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования в области безопасности жизнедеятельности, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, основного общего, среднего (полного) общего образования по предмету ОБЖ.

Раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя понятия об опасных ситуациях, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни школьников этой возрастной группы, и имеет целью сформировать у них компетенции, необходимые для безопасного поведения в этих ситуациях.

Второй раздел обязательного минимума содержания направлен на формирование навыков оказания первой медицинской помощи в случае необходимости во всех опасных ситуациях, приведенных в первом разделе.

третьего раздела на формирование навыков поведения школьников в ситуациях и техногенного характера, пользования средствами защиты, правильных по сигналу « всем!».

На ступени полного (общего) для базового уровня минимум состоит из трех : сохранение здоровья и личной безопасности; система безопасности населения; обороны государства и обязанность.

Во разделе более широкое (по с содержанием основной ) представление о чрезвычайных природного, и социального характера. получают возможность с основными направлениями государственных и ведомств Российской по защите населения и от чрезвычайных ситуаций.

• форма обучения ( технология);

Ч. Куписевич и предлагают формы обучения по показателям:

• место учебы (школьные и );

Поскольку преподавание безопасности жизнедеятельности в предпочтительнее с превалированием наглядных и методов обучения, наиболее эффективных обучения выделить наблюдение, с учебником, упражнение, конкретной ситуации ().

подготавливая к работе, указать, с ранее изученным необходимо сопоставить или новый материал;

если с работают на уроке, то процесс изучения разбить на части, выполнение осуществлять под контролем;

помнить, что запоминанию информации помогает фиксация плана и положений в виде структурно-логической (опорного конспекта);

для запоминания материала ознакомить с правилами заучивания информации, постоянно развитие памяти, ее совершенствовать.

Достоинство приема состоит в том, что он эффективное умений и навыков, а — в слабом выполнении функции.

На уроках ОБЖ специальные, и комментированные упражнения.

• направленность учащегося на качества ;

• знание правил действий;

Процесс выполнения упражнения выполнять, алгоритму:

учитель показывает, как выполнять то или иное ;

осуществляется первоначальное сильными учебных действий;

тренировочное повторение действий, направленных на практических и навыков.

Анализ ситуации (АКС) на уроках ОБЖ с целью учащихся к аналитического поведения в среде: предвидения ситуаций, оценки и их развития, целесообразных решений и для предупреждения возникновения ситуации или смягчения ее последствий. В применения АКС происходит личного опыта посредством анализа происшествий и случаев, они приобретают и знания за счет ошибок и нарушений людей, в различного рода ситуации.

Одним из основных этапов в подготовительной работе учителя является поиск сюжета, который подбирается в соответствии с темой занятия. Сюжет должен быть реалистичен и адекватен подготовке учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий.

Учебную ситуацию можно смоделировать, опираясь на информацию в СМИ, публикации в газетах и журналах, жизненный опыт очевидцев событий, произведения искусства (фильмы, романы, повести, очерки и т. д.) и т.д.

Найденный сюжет необходимо особым образом обработать: описать его доступным для учащихся языком, при необходимости проиллюстрировать, разработать учебные задания и сформулировать контрольные вопросы.

АКС может осуществляться при демонстрации видеозаписи какого-либо реального события, эпизодов художественных и документальных фильмов, сюжетных слайдов, рисунков, отражающих состояние какого-либо факта или процесса, а так же при использовании игрового метода – моделирования и проигрывания ситуации непосредственно перед обучающимися (иногда самими обучающимися).

Вне зависимости от содержания учебной ситуации учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

Знакома ли вам продемонстрированная ситуация?

Как вы думаете, почему она произошла?

Что стало причиной ее возникновения?

Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации?

Если бы вы были свидетелями или непосредственным участником этих событий, как бы вы поступили? Почему именно так?

Что необходимо соблюдать и предпринимать, чтобы не допустить возникновения подобной ситуации?

Таким образом, грамотно построенный АКС позволяет обогащать опыт безопасного поведения учащихся, учит их адекватно оценивать происходящие события, находить наиболее оптимальные пути решения из создавшейся опасной ситуации, формировать готовность при необходимости рационально действовать.

Источник

Лекция.Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ

Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Лекция.Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ»

Лекция.Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ

Содержание стандарта по курсу ОБЖ разработано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В основной общеобразовательной школе основной акцент делается на формирование и укрепление здоровья обучающихся, формирование компетенций, необходимых для повседневной жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, опасных ситуациях социального характера. На ступени старшей школы содержание направлено на подготовку к военной службе, выбору траектории профессиональной карьеры, формирование репродуктивного здоровья, на изучение вопросов, связанных с созданием семьи.

Приоритетными направлениями преподавания предмета ОБЖ на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования являются: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера; современный комплекс проблем безопасности; основы военной службы.

Цели изучения курса ОБЖ:

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования в области безопасности жизнедеятельности, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, основного общего, среднего (полного) общего образования по предмету ОБЖ.

Раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя понятия об опасных ситуациях, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни школьников этой возрастной группы, и имеет целью сформировать у них компетенции, необходимые для безопасного поведения в этих ситуациях.

Второй раздел обязательного минимума содержания направлен на формирование навыков оказания первой медицинской помощи в случае необходимости во всех опасных ситуациях, приведенных в первом разделе.

третьего раздела на формирование навыков поведения школьников в ситуациях и техногенного характера, пользования средствами защиты, правильных по сигналу « всем!».

На ступени полного (общего) для базового уровня минимум состоит из трех : сохранение здоровья и личной безопасности; система безопасности населения; обороны государства и обязанность.

Во разделе более широкое (по с содержанием основной ) представление о чрезвычайных природного, и социального характера. получают возможность с основными направлениями государственных и ведомств Российской по защите населения и от чрезвычайных ситуаций.

• форма обучения ( технология);

Ч. Куписевич и предлагают формы обучения по показателям:

• место учебы (школьные и );

Поскольку преподавание безопасности жизнедеятельности в предпочтительнее с превалированием наглядных и методов обучения, наиболее эффективных обучения выделить наблюдение, с учебником, упражнение, конкретной ситуации ().

подготавливая к работе, указать, с ранее изученным необходимо сопоставить или новый материал;

если с работают на уроке, то процесс изучения разбить на части, выполнение осуществлять под контролем;

помнить, что запоминанию информации помогает фиксация плана и положений в виде структурно-логической (опорного конспекта);

для запоминания материала ознакомить с правилами заучивания информации, постоянно развитие памяти, ее совершенствовать.

Достоинство приема состоит в том, что он эффективное умений и навыков, а — в слабом выполнении функции.

На уроках ОБЖ специальные, и комментированные упражнения.

• направленность учащегося на качества ;

• знание правил действий;

Процесс выполнения упражнения выполнять, алгоритму:

учитель показывает, как выполнять то или иное ;

осуществляется первоначальное сильными учебных действий;

тренировочное повторение действий, направленных на практических и навыков.

Анализ ситуации (АКС) на уроках ОБЖ с целью учащихся к аналитического поведения в среде: предвидения ситуаций, оценки и их развития, целесообразных решений и для предупреждения возникновения ситуации или смягчения ее последствий. В применения АКС происходит личного опыта посредством анализа происшествий и случаев, они приобретают и знания за счет ошибок и нарушений людей, в различного рода ситуации.

Одним из основных этапов в подготовительной работе учителя является поиск сюжета, который подбирается в соответствии с темой занятия. Сюжет должен быть реалистичен и адекватен подготовке учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий.

Учебную ситуацию можно смоделировать, опираясь на информацию в СМИ, публикации в газетах и журналах, жизненный опыт очевидцев событий, произведения искусства (фильмы, романы, повести, очерки и т. д.) и т.д.

Найденный сюжет необходимо особым образом обработать: описать его доступным для учащихся языком, при необходимости проиллюстрировать, разработать учебные задания и сформулировать контрольные вопросы.

АКС может осуществляться при демонстрации видеозаписи какого-либо реального события, эпизодов художественных и документальных фильмов, сюжетных слайдов, рисунков, отражающих состояние какого-либо факта или процесса, а так же при использовании игрового метода – моделирования и проигрывания ситуации непосредственно перед обучающимися (иногда самими обучающимися).

Вне зависимости от содержания учебной ситуации учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

Знакома ли вам продемонстрированная ситуация?

Как вы думаете, почему она произошла?

Что стало причиной ее возникновения?

Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации?

Если бы вы были свидетелями или непосредственным участником этих событий, как бы вы поступили? Почему именно так?

Что необходимо соблюдать и предпринимать, чтобы не допустить возникновения подобной ситуации?

Таким образом, грамотно построенный АКС позволяет обогащать опыт безопасного поведения учащихся, учит их адекватно оценивать происходящие события, находить наиболее оптимальные пути решения из создавшейся опасной ситуации, формировать готовность при необходимости рационально действовать.

Источник

Лекция.Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ

Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Лекция.Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ»

Лекция.Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ

Содержание стандарта по курсу ОБЖ разработано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В основной общеобразовательной школе основной акцент делается на формирование и укрепление здоровья обучающихся, формирование компетенций, необходимых для повседневной жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, опасных ситуациях социального характера. На ступени старшей школы содержание направлено на подготовку к военной службе, выбору траектории профессиональной карьеры, формирование репродуктивного здоровья, на изучение вопросов, связанных с созданием семьи.

Приоритетными направлениями преподавания предмета ОБЖ на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования являются: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера; современный комплекс проблем безопасности; основы военной службы.

Цели изучения курса ОБЖ:

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования в области безопасности жизнедеятельности, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, основного общего, среднего (полного) общего образования по предмету ОБЖ.

Раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя понятия об опасных ситуациях, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни школьников этой возрастной группы, и имеет целью сформировать у них компетенции, необходимые для безопасного поведения в этих ситуациях.

Второй раздел обязательного минимума содержания направлен на формирование навыков оказания первой медицинской помощи в случае необходимости во всех опасных ситуациях, приведенных в первом разделе.

третьего раздела на формирование навыков поведения школьников в ситуациях и техногенного характера, пользования средствами защиты, правильных по сигналу « всем!».

На ступени полного (общего) для базового уровня минимум состоит из трех : сохранение здоровья и личной безопасности; система безопасности населения; обороны государства и обязанность.

Во разделе более широкое (по с содержанием основной ) представление о чрезвычайных природного, и социального характера. получают возможность с основными направлениями государственных и ведомств Российской по защите населения и от чрезвычайных ситуаций.

• форма обучения ( технология);

Ч. Куписевич и предлагают формы обучения по показателям:

• место учебы (школьные и );

Поскольку преподавание безопасности жизнедеятельности в предпочтительнее с превалированием наглядных и методов обучения, наиболее эффективных обучения выделить наблюдение, с учебником, упражнение, конкретной ситуации ().

подготавливая к работе, указать, с ранее изученным необходимо сопоставить или новый материал;

если с работают на уроке, то процесс изучения разбить на части, выполнение осуществлять под контролем;

помнить, что запоминанию информации помогает фиксация плана и положений в виде структурно-логической (опорного конспекта);

для запоминания материала ознакомить с правилами заучивания информации, постоянно развитие памяти, ее совершенствовать.

Достоинство приема состоит в том, что он эффективное умений и навыков, а — в слабом выполнении функции.

На уроках ОБЖ специальные, и комментированные упражнения.

• направленность учащегося на качества ;

• знание правил действий;

Процесс выполнения упражнения выполнять, алгоритму:

учитель показывает, как выполнять то или иное ;

осуществляется первоначальное сильными учебных действий;

тренировочное повторение действий, направленных на практических и навыков.

Анализ ситуации (АКС) на уроках ОБЖ с целью учащихся к аналитического поведения в среде: предвидения ситуаций, оценки и их развития, целесообразных решений и для предупреждения возникновения ситуации или смягчения ее последствий. В применения АКС происходит личного опыта посредством анализа происшествий и случаев, они приобретают и знания за счет ошибок и нарушений людей, в различного рода ситуации.

Одним из основных этапов в подготовительной работе учителя является поиск сюжета, который подбирается в соответствии с темой занятия. Сюжет должен быть реалистичен и адекватен подготовке учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий.

Учебную ситуацию можно смоделировать, опираясь на информацию в СМИ, публикации в газетах и журналах, жизненный опыт очевидцев событий, произведения искусства (фильмы, романы, повести, очерки и т. д.) и т.д.

Найденный сюжет необходимо особым образом обработать: описать его доступным для учащихся языком, при необходимости проиллюстрировать, разработать учебные задания и сформулировать контрольные вопросы.

АКС может осуществляться при демонстрации видеозаписи какого-либо реального события, эпизодов художественных и документальных фильмов, сюжетных слайдов, рисунков, отражающих состояние какого-либо факта или процесса, а так же при использовании игрового метода – моделирования и проигрывания ситуации непосредственно перед обучающимися (иногда самими обучающимися).

Вне зависимости от содержания учебной ситуации учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

Знакома ли вам продемонстрированная ситуация?

Как вы думаете, почему она произошла?

Что стало причиной ее возникновения?

Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации?

Если бы вы были свидетелями или непосредственным участником этих событий, как бы вы поступили? Почему именно так?

Что необходимо соблюдать и предпринимать, чтобы не допустить возникновения подобной ситуации?

Таким образом, грамотно построенный АКС позволяет обогащать опыт безопасного поведения учащихся, учит их адекватно оценивать происходящие события, находить наиболее оптимальные пути решения из создавшейся опасной ситуации, формировать готовность при необходимости рационально действовать.

Источник

Научные и организационно-педагогические основы обучения ОБЖ

Диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов работы как часть педагогической технологии. Экскурсия — одна из форм организации учебной работы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

РубрикаБезопасность жизнедеятельности и охрана труда
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления03.08.2017
Размер файла19,6 K

8 научные и организационно педагогические основы обучения учащихся обж

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Актуальность: В процессе своей жизнедеятельности человек может оказаться в опасной ситуации. Как правило, это происходит в тот момент, когда рядом никого нет и некому подсказать, что делать и как себя вести. Поэтому от правильных действий в условиях опасных ситуаций во многом зависит не только обеспечение личной безопасности, но и спасение тех, кто оказался рядом.

Предмет ОБЖ является базовым, системообразующим. Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. Необходимо повышать уровень качества преподавания в общеобразовательных учреждениях предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе внедрения в образовательный процесс современных результатов исследований в области методологических и организационно-педагогических вопросов обучения.

Объект исследования: процесс обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности.

Предмет исследования: современные методологические и организационно-педагогические основы обучения учащихся на уроках по ОБЖ.

Цель исследования: изучение современных результатов исследований в области методологических и организационно-педагогических основ обучения учащихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.

1. Охарактеризовать современное состояние образования основ безопасности жизнедеятельности в школе;

2. Определить основные формы, методы, приемы и средства обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности;

3. Проанализировать применение современных педагогических технологий в обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез современного педагогического и методического знания по проблеме исследования; обобщение и систематизация результатов исследований.

Практическая значимость работы: использование результатов работы при проведении уроков по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе на основе обобщения и систематизации теоретических и практических результатов и их применение в практике работы учителя ОБЖ.

1. Обучение основам безопасности жизнедеятельности в школе

1.1 Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности

Системообразующим началом выступает Государственный стандарт, определяющий права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования, его результатов, сроков освоения учебных программ.

Содержание стандарта по курсу ОБЖ разработано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В основной общеобразовательной школе основной акцент делается на формирование и укрепление здоровья обучающихся, формирование компетенций, необходимых для повседневной жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, опасных ситуациях социального характера. На ступени старшей школы содержание направлено на подготовку к военной службе, выбору траектории профессиональной карьеры, формирование репродуктивного здоровья, на изучение вопросов, связанных с созданием семьи.

Приоритетными направлениями преподавания предмета ОБЖ на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования являются: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера; современный комплекс проблем безопасности; основы военной службы.

Цели изучения курса ОБЖ: 1. освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; 2. воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества; 3 развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни; 4. овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

1.2 Структура и содержание школьного курса ОБЖ

Раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя понятия об опасных ситуациях, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни школьников этой возрастной группы, и имеет целью сформировать у них компетенции, необходимые для безопасного поведения в этих ситуациях.

Основными темами этого раздела являются: опасные ситуации на дороге; опасные ситуации на транспорте; опасные ситуации при возникновении пожара; опасные ситуации на воде; опасные ситуации при пользовании бытовыми приборами и инструментами; опасные ситуации во время пребывания на природе; опасные ситуации во время нахождения (проживания) на территории с неблагоприятными экологическими факторами; опасные ситуации криминогенного характера; опасные ситуации в местах большого скопления людей; опасные ситуации при угрозе совершения террористического акта, при похищении или захвате в качестве заложника.

Второй раздел обязательного минимума содержания направлен на формирование навыков оказания первой медицинской помощи в случае необходимости во всех опасных ситуациях, приведенных в первом разделе.

Содержание третьего раздела направлено на формирование навыков безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, навыков пользования средствами коллективной защиты, правильных действий по сигналу «Внимание всем!».

На ступени среднего полного (общего) образования для базового уровня обязательный минимум содержания состоит из трех разделов: сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

Содержание раздела «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности» направлено на формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни, усвоение основных положений российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья. При изучении этого раздела обучающиеся X-XI классов смогут освоить навыки оказания первой медицинской помощи в наиболее сложных случаях: при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях, а также должны овладеть навыками проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Содержание этого раздела обязательно изучается обучающимися-юношами и обучающимися-девушками.

Во втором разделе дается более широкое (по сравнению с содержанием основной школы) представление о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основными направлениями деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Содержание третьего раздела разработано в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и имеет целью дать наиболее полное представление о военной службе. Раздел включает в себя основные положения российского законодательства в области обороны государства, о воинской обязанности и военной службе; основные этапы истории создания, предназначение и структуру Вооруженных сил; обязательную подготовку к военной службе; требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности; первоначальную постановку на воинский учет; общие обязанности и права военнослужащих; порядок и особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы. Третий раздел содержит также темы, которые являются основой для военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации обучающихся.

Обязательный минимум содержания на профильном уровне в старшей школе призван обеспечить углубленное изучение предмета ОБЖ, основной целью которого является подготовить обучающихся к освоению программ в области безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, сформировать качества личности (эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, умение действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.), необходимые гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных силах Российской Федерации или других войсках.

Обязательный минимум содержания на профильном уровне включает в себя ядро содержания предмета ОБЖ для базового уровня. Вместе с тем содержание расширяется за счет введения новых тем по гражданской обороне: современные средства поражения и их поражающие факторы; приборы радиационной и химической разведки; дозиметрический контроль, средства и порядок проведения; организация гражданской обороны образовательного учреждения; нормы международного гуманитарного права.

Раздел «Основы военной службы» дополняется темами начальной военной подготовки: основы строевой подготовки; основы огневой подготовки; основы тактической подготовки; организация и подготовка к проведению учебных сборов. В содержание включены также дополнительные вопросы, связанные с профессиональной ориентацией.

2. Применение современных педагогических технологий в обучении основам безопасности жизнедеятельности

2.1 Педагогические технологии (понятие, качества, научные основы)

В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» можно выделить четыре позиции (Г.К. Селевко): технология может пониматься как средство, как способ, как научное направление, как многомерное понятие.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлена в трех аспектах:

— научном: часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

— процессуально-описательном: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов для достижения планируемых результатов обучения;

— процессуально-действенном: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

Представленные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными но результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Итак, современную педагогическую технологию характеризуют следующие позиции:

— технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

— технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

— поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть воспроизведены любым педагогом, и гарантировать достижение планируемых результатов;

— органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

2.2 Классификация педагогических технологий

В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. В основу объединения технологий в классы положены наиболее существенные признаки: уровень применения, философская основа, методологический подход, ведущий фактор развития личности, научная концепция передачи и освоения опыта, ориентация на личностные структуры и структуры индивида, характер содержания и структуры, основной вид социально-педагогической деятельности, тип управления учебно-воспитательным процессом, преобладающие методы и способы.

По уровню применения выделяются общепедагогические, (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По уровню и характеру применения образовательные технологии образуют вертикальную структуру: метатехнологии (социально-педагогические, общепедагогические), макротехнологии (отраслевые, частнометодические, предметные), мезотехнологии (модульные, локальные) и микротехнологии (конкретно-личностные), а также горизонтальный ряд: монотехнологии, политехнологии (синкретичные), гибкие и проникающие.

По методологическому подходу. Наиболее распространённые: гуманистический, системный, групповой, знаниевый, личностно-ориентированный, ситуативнный, алгоритмический, социокультурный, информационный, природосообразный, комплексный, дифференцированный, ценностный, поисковый, средовый, валеологический, практико-ориентированный, тактический, исследовательский, коммуникативный, интегральный, индивидуальный, компетентностный, деятельностный, стратегический, творческий, синергетический, диагностический.

2.3 Формы проведения обучения основам ОБЖ

Формы проведения обучения могут быть такими как: традиционные, нетрадиционные, и внеурочные.

Нетрадиционные формы проведения уроков ОБЖ. При осуществлении образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности широко используются нетрадиционные типы урока такие как:

— интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях: объединённые двух-, трех- и четырёхпредметные, урок-погружение, экскурсия, поход, путешествие;

— уроки в форме соревнований и игр: конкурсы, турниры, эстафеты, деловые или ролевые игры, кроссворды, викторины;

— уроки творчества: исследование, изобретательство, эврика, анализ первоисточников, поиск, проект, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, КТД;

— уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;

— уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, учёный совет, выборы;

— уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: экскурсия в прошлое, путешествие, виртуальная прогулка, репортаж, спектакль, кино.

Внеурочные формы организации обучения ОБЖ. Наряду с уроком в преподавании курса ОБЖ используются и другие формы учебной работы. Наиболее распространенными являются такие как: экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

— реализует принцип наглядности обучения;

— повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой;

— расширяет технологический кругозор учащихся;

— играет значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов:

— вводные, которые проводятся перед непосредственным изучением нового материала;

— итоговые, которые проводятся для контроля и закрепления изученного материала.

По содержанию экскурсии по курсу ОБЖ могут подразделяются на производственные, краеведческие, естественно-научные и т.д. в зависимости от изучаемой темы.

Чтобы успешно провести экскурсию, учителю необходимо тщательно подготовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указываются тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация последовательной деятельности учащихся, средства, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану (наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т.д.).

Одним из основных внешкольных занятий по курсу ОБЖ относится домашняя самостоятельная работа учащихся, главной целью которой является расширение и углубление знаний, умений, полученные на уроках, развитие индивидуальные склонностей и способностей учащихся.

Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, наиболее важными из которых можно назвать следующие: закрепление знаний, умений, полученных на уроках; расширение, углубление учебного материала, изученного в классе; формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений; развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но соответствующем возможностям учащегося; выполнение наблюдений, опытов; ведение поисковой и исследовательской деятельности для изучения новых тем на уроках.

Кружки, предлагаемые школой, весьма разнообразны как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Кружки укрепляют связь обучения с жизнью, помогают развитию межпредметных связей, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Массовая форма внеурочной работы по ОБЖ получила широкое распространение. Она включает школьные олимпиады (одно из действенных средств борьбы за глубокие и прочные знания), вечера безопасности жизнедеятельности (способствуют развитию творческих способностей), устные журналы (основной целью проведения является повышение интереса к предмету, умение своевременно и быстро откликаться на актуальные проблемы и события, этот метод дает возможность индивидуально работать с учащимися), научно-практические конференции, декады ОБЖ, коллективных творческих дел (КТД) совместно с родителями.

Особенностью массовой формы внеурочной работы является проведение разовых, эпизодических мероприятий, к участию в которых можно привлечь учащихся разных возрастных групп. Примером могут служить проведение «Дня здоровья», «Дня защиты детей», игры «Зарница» и др.

В настоящее время в соответствии с концептуальными основами преподавания ОБЖ в школе, предпочтение отдается использованию наглядных и практических методов обучения. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий в условиях возникновения опасной ситуации и навыков оказания первой помощи пострадавшим. Безусловно, сложно, а в некоторых случаях и невозможно смоделировать действия, например при цунами, наводнении, урагане, аварии, но действия по обеспечению безопасности жилища и личной безопасности на дорогах, по применению приемов самозащиты от противника, оказанию первой помощи пострадавшим, надеванию противогаза, работе с ВПХР и индивидуальным дозиметром должно быть организовано практически.

педагогический экскурсия диагностический

1. Значит, она должна исследовать и разрабатывать цели обучения ОБЖ в школе в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и его социальным заказом, а также цели воспитания и развития учащихся с учетом особенностей содержания курса. Изучение курса призвано: сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; привить основополагающие знания и умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека; определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасностей. Методика преподавания ОБЖ должна отвечать также на вопрос: чему учить? Таким образом, она должна определить содержание учебного материала по ОБЖ в школе, его идеи, принципы отбора фактов и построение предмета.

2. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» можно выделить четыре позиции (Г.К. Селевко): технология может пониматься как средство, как способ, как научное направление, как многомерное понятие. В основу объединения технологий в классы положены наиболее существенные признаки: уровень применения, философская основа, методологический подход, ведущий фактор развития личности, научная концепция передачи и освоения опыта, ориентация на личностные структуры и структуры индивида, характер содержания и структуры, основной вид социально-педагогической деятельности, тип управления учебно-воспитательным процессом, преобладающие методы и способы. Формы проведения обучения могут быть такими как: традиционные, нетрадиционные, и внеурочные. Таким образом, при обучении основам безопасности жизнедеятельности, не стоит забывать обо всех вышеперечисленных аспектах. Только при таком случае, учебный процесс будет грамотно сформулированным и интересным для обучающихся.

1. Андреева Е. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ / Е. Андреева, 2003, № 3.

6. Концепция непрерывного образования в области БЖД / С. Белов, В. Девисилов // 2003, №3.

8. Бурмистрова Н. Если возникнет чрезвычайная ситуация / Н. Бурмистрова // Основы безопасности жизнедеятельности // 2005, №4.

9. О подготовке преподавателей ОБЖ для средних школ. / И. Веремьева, Г. Попов, В. Строев // 2001, №2.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Правовые основы, порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов. Экспертиза безопасности технических устройств.

контрольная работа [27,3 K], добавлен 14.05.2009

Анализ программ и современных подходов в вопросе социального развития личности дошкольника и формирования основ безопасности жизнедеятельности. Определение уровня знаний детей по основам безопасности. Система работы, эффективность использованных методик.

курсовая работа [85,1 K], добавлен 05.11.2009

Понятие о жизнедеятельности человека. Национальная безопасность России. Основы мобилизационной подготовки. Современные войны и вооруженные конфликты. Безопасность общества и личности. Основы организации медико-психологического обеспечения населения.

курс лекций [255,2 K], добавлен 21.03.2014

Основные требования НПА в области обучения работников организации. Задачи обучения в области безопасности жизнедеятельности. Задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Обучение работников в области безопасности жизнедеятельности.

реферат [20,8 K], добавлен 03.11.2009

Правовые основы законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Экологическая безопасность, формирование и укрепление экологического правопорядка. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Чрезвычайные ситуации.

реферат [28,1 K], добавлен 24.03.2009

Влияние среды обитания и окружающей природной среды на жизнедеятельность человека. Основы физиологии труда. Воздействие на человека опасных и вредных факторов среды. Основы техники безопасности. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности.

методичка [160,0 K], добавлен 17.05.2012

Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека. Системно-структурная модель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как науки, её цели. Классификация и характеристика опасностей. Определение приемлемого риска и системы безопасности.

презентация [1,1 M], добавлен 17.12.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *