808 сигнал что это

Roland TR-808, его бочка и почему это до сих пор интересно

Анонс

808 сигнал что это

DJSTORE

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

История одного из самых узнаваемых звуков электронной музыки

808 сигнал что это

Roland TR-808 поступил в продажу в 1980 году и сразу же стал пользоваться спросом у продюсеров. В поп-музыке 80-х 808-й встречается постоянно, от Sexual Healing Марвина Гея до I Wanna Dance With Somebody Уитни Хьюстон.

За годы 808-й стал не только образцовой драм-машиной; особенно узнаваема его бочка. Хотя в действительности бочку в стиле 808 можно услышать не только из самого Roland TR-808 (остальных звуков 808-го это тоже касается). Сегодня вы скорее услышите софтовую эмуляцию или звук современного клона, чем оригинал. Например, звуки TR-808 можно услышать в Roland TR-08, Roland DJ-808, Roland DJ-202, Tiptop Audio RS808 и многих других. А Behringer зимой 2019 года на выставке NAMM 2019 анонсировали свой клон легендарного RD-808.

Одна из главных причин — в том, что TR-808 по современным стандартам очень ограниченный девайс. Например, если взглянуть на ту же дорожку бочки, то там можно обнаружить всего три регулятора: Level отвечает за громкость, Tone за эквализацию и Decay за затухание. Очевидно, тут не хватает регуляции высоты тона. Для работы довольно неудобно, когда бочка имеет такой характерный и нерегулируемый тон, как у 808.

В теории, основной тон бочки этой драм-машины составляет 56Гц, при параметрах Decay и Tone, выставленных на 12 часов. Грубо говоря, это расстроенная нота «Ля» (A = 55Гц). При этом, на деле высота тона не всегда одна и та же, и может слегка изменяться при смене Decay и Tone. Кроме того, мы говорим о старом аналоговом устройстве, поэтому два 808-х, звучащих в идеальном строю друг с другом, не найти.

Опытные продюсеры знают, что настройка бочки в тональность трека помогает гармонично расположить ее в аранжировке. И на самом деле, в большинстве случаев звук бочки TR-808 на классических треках — это семплы или звук реплики. Уже в начале 80-х продюсеры стали семплировать звук бочки, чтобы в дальнейшем его можно было обработать.

Сейчас у нас гораздо больше возможностей. Можно купить семпл-паки, создать собственный пак или использовать софтовую эмуляцию. Начать можно с отличного плагина Nepheton от D16, где содержатся качественно собранные звуки TR-808, которые можно настраивать, обрабатывать и автоматизировать в реальном времени.

TR-808 полностью соответствует понятию «легендарный». Этот инструмент определил спектр жанров 80-х и до сих пор звучит актуально.

Источник

Почему мы до сих пор так сильно любим 808-й кик

История одного из самых знаковых звуков в электронной музыке. Beastie Boys однажды правильно сказали: «Ничто не звучит так, как 808». Но как так получилось и почему его звук до сих пор актуален?

Roland TR-808 был выпущен в 1980 году и практически сразу начал оказывать свое влияние на процесс создания музыки. Вы можете услышать оригинальную драм-машину во всей поп-музыке 80-х: начиная от «Sexual Healing» Марвина Гея до «Planet Rock» Африки Бамбаатаа и «I Wanna Dance With Somebody» Уитни Хьюстон.

808 сигнал что это

За прошедшие несколько десятилетий цифры «808» стали сокращением не только для обозначения драм-машины, но и конкретно для ее бас-барабана. Однако кик в стиле 808 не обязательно должен исходить от настоящего Roland TR-808, из-за чего среди начинающих музыкантов возникает путаница, тем более, что эта метка относится к любому звуку 808, а не только к кику. В наши дни вы, скорее всего, услышите программную эмуляцию, современный аппаратный клон или сэмпл, чем оригинальный 808 кик, записанный прямо с его выходных разъемов. Одной из основных причин этому является то, что драм-машина 808 была выпущена очень ограниченным по современным стандартам тиражом.

808 сигнал что это

Взглянув на переднюю панель оригинального устройства, вы заметите, что схема бас-барабана предлагает всего три элемента управления: регуляторы Level для настройки громкости, Tone для эквализации звука и не требующий объяснений Decay. Чего не хватает? Как минимум, настройки высоты тона в любом ее исполнении. На практике это большая проблема, когда такой кик, как 808, тонально привязан.

808 VS 909

Что сделало звуки бас-барабанов 808 и 909 такими особенными? Инженерная команда Роланда попыталось ответить на этот вопрос:

Что вы можете рассказать нам об оригинальных аналоговых схемах 808 и 909?

«Звук бас-барабана TR-808 создается с использованием резонансного триггерного импульса, похожего по поведению на вибрацию пластика барабана при ударе. При ударе по бочке несколько раз подряд, даже с одной и той же силой, способ резонирования звука будет меняться в зависимости от текущего состояния вибрации пластика барабана. То же самое актуально и для звука кика TR-808. Его звучание меняется, суммируя триггерные импульсы в любом заданном резонансном состоянии.

Звук бас-барабана TR-909, с другой стороны, состоит из нескольких схем, таких как Enveloper, VCO, VCA и т.д., как в аналоговых синтезаторах. Одной из самых важных составляющих перкуссионного звука, безусловно, является его атака. В TR-909, применив отдельные схемы для атаки и резонансных частей звука, мы смогли реализовать более естественное поведение барабана.

Именно на основе этих двух принципов родились разные звуки ударных барабанов».

Столкнулись ли вы с какими-нибудь трудностями, когда использовали технологии имитации поведения аналоговой схемы для создания современных 808 и 909 драм-машин?

«Как вы знаете, оригинальные устройства TR-808 и TR-909 могут звучать совершенно по-разному. Никакие два 808 или 909 не будут звучать одинаково. Таким образом, при разработке нашей технологии имитации поведения аналоговой схемы для последней серии TR мы воссоздали то, что Roland считает идеальными звуками TR-808 и TR-909, используя высокий уровень технических знаний и, конечно же, уши наших инженеров».

Теоретически, в соответствии с заводским руководством по эксплуатации, бас-барабан 808 должен быть настроен на 56 Гц, а регуляторы Decay и Tone установлены на 12 часов. Это фактически расстроенная нота Ля (Ля соответствует 55 Гц).

Более того, высота тона не полностью постоянна, и на нее также слегка влияют изменения настроек Decay и Tone. Кроме того, неточности старого аналогового оборудования приводили к тому, что два 808-х с большой вероятностью переставали идеально гармонировать друг с другом уже на следующий день после их настройки.

808 сигнал что это

Многие знают, как настройка бас-барабана в соответствии с тональностью трека может помочь ему правильно сесть в аранжировке. Исходя из этого, некоторые владельцы изменили свои оригинальные 808-е и добавили регулировку высоты тона. Хотя на самом деле стоит отметить, что большинство 808-х, которые вы слышите на классических записях, на самом деле являются сэмплами или имитациями. Сэмплирование 808 удара стало привычным делом в начале 1980-х годов, когда продюсеры осознали потенциал настройки, фильтрации и обработки звука.

808 сигнал что это

В настоящее время у нас намного больше возможностей для работы с этим легендарным звуком. Вы можете купить пакеты семплов с идеально отстроенными 808-ми киками, синтезировать собственные или использовать программную эмуляцию. Советуем попробовать плагин Nepheton D16. Он является отличной отправной точкой и предлагает очень реалистичные 808 звуки, которые можно настраивать, автоматизировать и обрабатывать в реальном времени.

«Легендарный» — это слово, которое используется в наши дни слишком часто, но в случае с 808-м киком иначе не скажешь. Этот звук определил целые жанры в начале 80-х и остается таким же актуальным и по сей день.

Источник

808 сигнал что это

Гордийченко Владимир Викторович Запорожский национальный технический университет

Гибель «Титаника» и сигналы бедствия » SOS ‘! (мировоззренческая структура)

В повестке дня Международной радиотелеграфной конференции, созванной в Берлине в 1906 г. с участием России и еще 28 стран, был поставлен вопрос об установлении единого международного сигнала бедствия на море. Предложение компании «Маркони» утвердить

сигнал «СОВ» в качестве международного сигнала бедствия на море конференция отвергла, поскольку этот сигнал легко спутать с общим вызовом «СС/\

Однако после подписания этой конвенции некоторые судовые радисты еще несколько лет продолжали применять сигнал «СОД)». После гибели «Титаника» сигнал «808» стал единственным радиотелеграфным сигналом бедствия на море.

В апреле 1912 года в северной Атлантике плавало много айсбергов. Метеорологи предупреждали, что в это время года вполне возможны встречи с одинокими плавучими глыбами льда, температура воды в океане опустилась до одного градуса. Тревожная метеосводка поступила капитанам всех судов, находившихся в эти дни в океане. Три телеграммы. и никакой здравой реакции на «Титанике» на эти предупреждения не последовало. Капитан их просто не принимал в расчет: подумаешь айсберг, ну и что? Ведь самый большой в мире океанский пассажирский лайнер непотопляем.

Пассажиры первого класса, одетые по-зимнему и надевшие спасательные жилеты, собирались на корме. Затем настала очередь пассажиров второго класса. Больше всего капитан опасался, что на судне возникнет паника, и он не сможет организовать спасение. Но ни какой паники не было до самого опрокидывания судна. Об этом позднее свидетельствовали оставшиеся в живых пассажиры.

Никто по-прежнему не верил в то, что судно утонет. Все надеялись, что команде удастся заделать пробоину и корабль продолжит плавание. На «Титанике» горели все огни, была включена аварийная энергетическая установка. В темноте за бортом маслянисто поблескивала вода, а в ночном небе светили яркие звезды.

И вот в десять минут первого носовая часть судна стала резко погружаться в воду. Этот крен уже заметили все. Может быть, после столь явного ухудшения положения судна капитан решил дать в эфир сигнал «808»? Нет, ничего подобного он не сделал.

И только когда вода разбудила пассажиров третьего класса и в их каютах уже плавала мебель, в эфире прозвучали позывные морзянки «808»! после этого капитан отдал приказ спускать на воду шлюпки, которые могли вместить только лишь 1178 пассажиров.

В радиорубке первый радист Джордж Филлипс и второй радист Хэролд Брайд не проявили никаких признаков того, что понимают опасность происходящего на судне. Они провели тяжелый день. В 1912 году радиотелеграф еще был непривычным новшеством; дальность радиосвязи была не велика, радисты не обладали достаточным опытом, и «ловить» радиосигналы было нелегким делом. Приходилось прибегать к помощи промежуточных приемо-передающих станций, многократно повторять сообщения; значительную часть радиообмена составляли пустые переговоры между частными лицами. Элемент новизны делал это последнее чудо техники привлекательным в глазах пассажиров, и они не могли противиться искушению посылать радиограммы друзьями домой или на другие пароходы.

Все это воскресенье в радиорубке росла стопка текстов телеграмм для отправки. Их количество могло подействовать на нервы любому человеку, работающему по 14 часов в сутки за 30 долларов в месяц, и Филлипс не являлся исключением.

Несколько слов о первом радисте «Титаника» Филлипсе.

Первый радист Джон Джордж Филлипс родился 11 апреля 1888 года. Он и его коллега Гарольд Сидней Брайд были присланы на корабль компанией «Маркони» как операторы.

Другие источники утверждают, что Филлипс умер уже на «Карпатии».

— Отстаньте! Я занят, я работаю с мысом Рейс!

Через пару минут Брайд был одет и взял наушники. Не успел Филлипс скрыться за зеленой занавеской, как в рубке появился капитан Смит.

— Мы столкнулись с айсбергом, и сейчас я занимаюсь тем, что выясняю, не причинил
ли он нам повреждений. Так что будьте готовы послать просьбу о помощи,
только не передавайте ее до тех пор, пока я вам не скажу.

Капитан ушел, но через несколько минут снова вернулся в радиорубку.

— Передайте просьбу о помощи.

Ночь, казалась, была переполнена треском искровых разрядов радиотелеграфа.

Суда, находившиеся за пределами дальности прямого радиообмена с «Титаником», узнавали о катастрофе от других судов, которые находились в пределах прямой радиосвязи с терпящим бедствия лайнером. Новость о том, что «Титаник» терпит бедствие, распространялась, словно рябь от брошенного в воду камня, постепенно расширяющимися кругами. Радиостанция мыса Рейс получила сообщение о случившемся непосредственно с «Титаника» и передала эту сенсационную новость дальше на материк. Молодой радиолюбитель Дэвид Сарнов на крыше универмага Уонамайкера в Нью-Йорке поймал слабые сигналы с «Титаника» и передал их дальше, Весь мир, казалось, замер и прислушивается в тревожном внимании.

А не так далеко от «Титаника» шла в южном направлении ничего не подозревавшая кунардовская «Карпатия». Когда Филлипс послал сигнал «СОД)», единственный радиотелеграфист «Карпатии» Томас Коттэм находился на мостике. Теперь он вернулся в свою рубку, снова уселся за аппарат и решил продемонстрировать «Титанику» свою любезность. Знает ли «Титаник», как бы между прочим отстукал Коттэм, о том, что на мысе Рейс для его пассажиров есть сообщения?

Часы показывали 00.25, когда Филлипс отстукал ответ, заставивший радиооператора «Карпатии» забыть свои любезные намерения:

— Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом. Это, старина, сигнал
бедствия. Наши координаты 41,46 норд, 50,14 вест.

Радист «Карпатии» был потрясен и после непродолжительного молчания запросил Филлипса, следует ли сообщить об этом капитану, Филлипс ответил.

Через пять минут пришел желанный ответ: «Карпатия» находится всего в 58 милях от «Титаника» и спешит на помощь «изо всех сил».

В 00.34 снова заговорил «Франкфурт». Он находится в 150 милях от «Титаника».

— Скажите своему капитану, чтобы он шел к нам на помощь. Мы наскочили на айсберг,
— стучал в ответ Филлипс.

15 апреля 1972 года радист американского линкора «Теодор Рузвельт» принял сигнал «808». Не правда ли сенсация! Сквозь помехи в наушниках прорывалась морзянка с призывом прийти на помощь тонущему «Титанику».

Радист Ллойд Детмер решил, что свихнулся, Но на всякий случай запросил берег. Мало ли? Может быть в самом деле, кто-то тонет. Ответ с берега был на удивление спокойным и странным: на сигнал «808» не реагировать, следовать прежним курсом.

Уже в порту команде линкора, включая капитана, разъяснили, что давно утонувший «Титаник», естественно не мог посылать призывы о помощи. И вообще, никакого сигнала «808» не было. Либо радисту почудилось, либо кто-то хамски пошутил.

Список использованной литературы.

1) Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические в
Русском переводе с паралельными местами. 8ОР, Вох 516 СЫса§о, П. 60690-0516 И8А, 1989.

6) 100 великих катастроф. Авторы-составители: Н.А. Ионина, М.Н. Кубеев-М.:Вече,
2000.-496с. (100 великих) 196с.-с.286-292 П ервый и последний рейс «Титаника».

Источник

Загадочное сердце драм-машины Roland TR-808

808 сигнал что это

История особого транзистора, находившегося в самом центре легендарной драм-машины

В 1970-х и 80-х, в золотую эпоху дизайна синтезаторов, несколько производителей выделялись постоянно высоким качеством своей продукции и прекрасными электронными схемами. Во многих случаях ситуацией заправляли японские компании, их инструменты были результатом прекрасной работы инженеров, причём как изнутри, так и снаружи – качественные корпуса, печатные платы и прекрасный выбор компонентов позволяли создавать надёжную электронику. Компания Roland славилась и славится своими синтезаторами и другими инструментами, и одним из самых влиятельных и известных из них была драм-машина TR-808. Её влияние на современную музыку и культуру 1980-х было, мягко говоря, беспрецедентным. Она существует уже почти 40 лет, за ней охотятся многие ценители, музыканты любят её использовать, и она редко появляется на рынке подержанных инструментов.

808 сигнал что это
Оригинальная TR-808 с некоторыми изменениями

У TR-808 интересная история, и неудивительно, поскольку жизненный путь основателя компании Roland, Икутаро Какэхаси, невероятен. Начало его жизни отмечено удивительными творческими порывами, упорством и стремлением к цели; он сталкивался и преодолевал такие препятствия, которые заставили бы большинство людей сдаться. Его историю стоит прочесть как пример неукротимой настойчивости и силы духа.

Какэхаси был прекрасным инженером-разработчиком, он создавал ранние продукты Roland, одновременно развивая и управляя компанией, и путешествуя по миру с рекламой её инструментов. Инструменты на основе твердотельной электроники были редкостью, когда он только основал Acetone, а затем и Roland. Затем, к началу 1980-х процессы изготовления компонентов уже достаточно хорошо развились, но в каждой партии полупроводниковых элементов, интегральных схем и транзисторов, существовал довольно большой процент отбраковки – возможно, из-за неровного качества материалов подложки, температурных колебаний, и так далее. Производители проверяли каждую партию, размечали элементы в зависимости от их электрических характеристик, и маркировали их соответствующим образом перед отправкой. В каждой партии могло появиться несколько транзисторов различного типа, в зависимости от качества их работы. Некоторые так сильно отличались друг от друга, что их просто забраковывали. Они могли работать вполне неплохо, просто не вписываться в характеристики любого из пунктов номенклатуры. И здесь начинается странная глава истории Roland TR-808 Rhythm Composer.

Отвергнутый транзистор в центре Roland TR-808

808 сигнал что это
Некоторые «старые новые» транзисторы из оригинальной партии 1970-х годов

На фото выше показаны особые транзисторы. Номер детали проставлен от распространённого транзистора 2SC828-R. Их уже не выпускают, но они ещё продаются у множества поставщиков электроники, и стоят не более 30 центов за штуку. Это простые n-p-n транзисторы общего назначения, используемые в аудиотехнике и переключателях. «R» означает рейтинг усиления постоянного тока. Их производили несколько компаний, в том числе, Toshiba и Panasonic. Технически говоря, напечатанные на этих транзисторах символы некорректны, они на самом деле не относятся к серии 2SC828 – это, по сути, отбракованные транзисторы, на которых всё ещё напечатан номер детали 2SC828-R, но которые не прошли тестирование на производстве.

В этой статье речь идёт о небольшой партии транзисторов, которых отвергли на основании «несоответствия спецификации», а затем продали компании Roland. Мазок краски на верхней части транзистора отмечает их уникальность и крайнюю редкость. Краску нанесли на фабрике Roland в конце 1970-х, чтобы отметить, что эти транзисторы имеют уникальные характеристики, и их можно использовать в качестве источника шума в новой драм-машине TR-808 Rhythm Composer.

Как именно Какэхаси наткнулся на эти детали, неизвестно, хотя у него должны были быть связи с производителями деталей, использовавшихся компаниями Acetone и Roland. Часть этой истории он рассказывает самостоятельно, в конце прекрасного документального фильма 2015 года «808». Там он говорит, что при производстве партии из 10 000 транзисторов лишь 2-3 процента могли оказаться «дефектными», и он приобретал эти отвергнутые детали, становившиеся жизненно необходимыми для «резкого» звука TR-808. Он сказал, что с улучшением производственных процессов он столкнулся с отсутствием таких бракованных транзисторов, что привело к невозможности производить новые TR-808. Вот насколько важным был этот транзистор для создания уникального звука TR-808. После того, как было сделано 12 000 единиц TR-808, производство закрылось. Эти транзисторы активно обсуждали после выхода документалки, и они набрали достаточно много фольклора, поэтому мы решили, что сможем заполнить некоторые детали истории и показать вам их фотографии крупным планом.

808 сигнал что это

808 сигнал что это

808 сигнал что это

Можно ли клонировать TR-808?

Пока что невозможно создать идеальную аналоговую копию Roland TR-808 без таких транзисторов. Некоторые компании делали клоны, некоторые энтузиасты пытались самостоятельно сделать версию инструмента при помощи стандартных 2SC828, но обнаруживали, что они звучат совсем не так. Всё оттого, что не существует другого транзистора с точно таким же спектральным профилем шума и выходным уровнем, как 2SC828-RNZ, выпущенные в 1970-х, и использованные в производстве TR-808. Если в TR-808 выходит из строя транзистор, его можно заменить только таким же транзистором из оригинальной партии, или он уже не будет звучать по-прежнему. Когда у Roland закончились эти транзисторы, компании пришлось прекратить выпуск инструмента, поскольку характеристики шума были критически важными для звучания малых барабанов, хлопков и белого шума, который затем фильтровали в розовый шум и использовали для других инструментов. Если установить стандартный 2SC828-R в TR-808 вместо избранных, то звук совершенно меняется. Как я уже упоминал, эти транзисторы, строго говоря, нельзя назвать 2SC828, иначе их бы не отвергли. К счастью, транзисторы не склонны к выходу из строя, поэтому, если у вас есть 808-й, вам не надо беспокоиться по этому поводу.

Примечание: в конце статьи будет дано дополнение, где написано, что на самом деле альтернатива транзистору всё же была найдена.

Что вообще такое «шумовой транзистор»?

Люди, знакомые с аналоговыми синтезаторами, знают, что в качестве источников звука эти инструменты используют не только осцилляторы, но и генераторы шума. В зависимости от типа требуемого звука, вы можете использовать генераторы «белого» или «розового» шума. Розовый шум обычно представляет собой белый шум, пропущенный через фильтр и затем усиленный. Также генератор шума в синтезаторе – это хороший источник случайного напряжения для устройства выборки и хранения. Некоторые синтезаторы используют цифровой источник шума, но большая часть использует особенность полупроводникового перехода, возникающую при попадании в область пробоя благодаря обратному смещению. Если подсоединить диод задом наперёд и ограничить ток, повышая напряжение до уровня пробоя диода, он выдаёт шум. Ещё лучше подходит биполярный транзистор, и если посмотреть на схему из инструкции для TR-808, видно, что у транзистора Q35 подсоединено только два контакта из трёх. Этот переход и служит источником белого шума. Характерный тихий шум усиливается и выдаётся на барабаны и хлопки, а потом скармливается фильтру для получения розового шума для томтомов.

Хитрость в том, что нельзя предсказать, какой именно шум будут выдавать конкретная модель транзистора, диода или стабилитрона. Этот шум никогда не бывает чисто белым, у каждой его части есть свой спектр и уровень, и каждый тип звучит по-своему. Некоторые синтезаторы используют диоды, некоторые – транзисторы. Но в драм-машине тип шума чрезвычайно важен. Источник шума был самым важным компонентом TR-808 и TR-909, поскольку он был неотъемлемой частью звука, особенно для барабанов. Поэтому для производства 808 и 909 необходимо было тщательно выбирать шумовые компоненты. В TR-909 с этим проблем не было, там использовалась интегральная схема сдвигового регистра, выдававшая квазислучайный белый шум. А TR-808 был чисто аналоговым, поэтому транзисторы необходимо было тщательно отбирать и совмещать, иначе каждый 808-й звучал бы по-своему, и такое положение вещей было бы неприемлемым.

808 сигнал что это

Как получить звук TR-808

Хотя сегодня произвести аналоговую копию TR-808 довольно сложно, для музыкантов, желающих воспользоваться звуком и ощущением оригинального инструмента, но не способных найти или позволить себе купить этот редкий синтезатор, есть довольно неплохая альтернатива. Уникальный шум 2SC828-RNZ можно проанализировать, а потом точно смоделировать в цифровом виде. Мы недавно проверяли новую драм-машину Roland TR-08 и сравнивали её с оригинальной TR-808, и, конечно же, TR-08 звучала почти неотличимо от TR-808 – разница была такой же, как между разными экземплярами одной партии TR-808. «Конечно же» я пишу потому, что инженеры Roland прекрасно справляются с созданием схем. Они практически довели их до совершенства в своей серии Boutique, и разработчики наверняка анализировали один из оригинальных транзисторов и моделировали точную спектральную картинку шума, а потом использовали её как модель для источника шума в TR-08. В итоге сама компания Roland пришла на выручку следующему поколению музыкантов, использующих TR-808 musicians.

Не забывайте, что если у вас есть оригинальная TR-808, или другая драм-машина из серии TR, особенно TB-303 или TR-606, то их самым слабым местом является протекающая батарея. Меняйте их регулярно!

808 сигнал что это

808 сигнал что это

808 сигнал что это

Дополнение к оригинальной статье: анализ звука загадочного транзистора

Недавно я сделал копию схемы источника шума из TR-808. При спектральном изучении модели мы подтвердили, что «дефектный» 2SC828 R-NZ действительно отличается от штатных 2SC828, что говорит в пользу заявлений Какэхаси об уникальности использованных им транзисторов.

На основе простых испытаний на слух становится ясно, что штатный транзистор 2SC828 действительно нельзя назвать хорошим вариантом для установки в 808-й. У штатных транзисторов, прошедших заводскую проверку, качество шума варьируется, и очень сильно зависит от партии. Также наблюдается большое различие между разными марками. Штатные 2SC828 от одного производителя могут звучат гораздо громче и зернистее других. По сравнению со штатными транзисторами, «дефектные» варианты 2SC828 звучат тише, звук их шума очень ровный и нейтральный. Он гладкий, и звучит как мягкий белый шум.

Поэтому я задумался над тем, не допустили ли ошибку при переводе интервью – никакого «резкого» звука в шуме 2SC828 R-NZ не наблюдается, наоборот, он более шелковистый – возможно, Какэхаси имел в виду, что этот источник гладкого шума приглушал резкие компоненты других генераторов звука.

808 сигнал что это
Вывод базы выглядит неприпаянным, но на самом деле он припаян с другой стороны

Следующий кусочек головоломки, который может обрадовать людей, делающих клоны 808-го – в двух синтезаторах, которые я ремонтировал после написания оригинальной статьи, шумовой транзистор был хоть и оригинальным, но не 2SC828-R NZ. В одном случае это был 2SC536, а в другом — 2SC945. Оба были отмечены краской, и, очевидно, выбраны специально. Я послушал их звучание на моём проверочном оборудовании, и оба они звучат ближе к 2SC828-R NZ, чем к стоковому 2SC828. Возможно, к концу производства Roland подбирала другие альтернативы закончившимся дефектным транзисторам.

Поэтому, как ни удивительно, оказалось, что не в каждом TR-808 использовался бракованный транзистор 2SC828. И, то, что выбранный экземпляр 2SC945 был установлен в оригинальном TR-808, подтверждает подозрения многих людей – поскольку в драм-машине TR-606 тоже использовался маркированный 2SC945. Возможно, 2SC945 был ближайшим из последователей, и самым похожим на бракованные 2SC828, который смогла найти Roland?

Я упомянул ещё один транзистор, который я недавно обнаружил в качестве оригинального шумового транзистора в TR-808 – 2SC536. Я проверил несколько таких транзисторов из разных партий, и он тоже довольно близко подходит к требуемому уровню – не настолько гладкий, как 2SC945, но уровень шума тот же. Был и подвох – транзистор из одной партии, корпус которого был меньше размером, звучал совсем не так, как 2SC536 в распространённом корпусе TO92, так что, возможно, именно из-за большой разницы между партиями Roland в итоге остановилась на 2SC945.

Я был удивлён разницей в уровне шума и качества между различными марками одного и того же транзистора, из-за чего испытание и сравнение сейчас стали более сложными, чем во времена выпуска TR-808 – сейчас производителей и марок стало гораздо больше. Некоторые из прослушанных нами 2SC828 звучали громко и резко, другие – довольно близко к звуку «дефектного» транзистора, поэтому, если вы пытаетесь сделать свой клон, имеет смысл попробовать различные марки и выбрать лучшую.

В первой части статьи я писал, что сделать идеальный клон без 2SC828-R NZ невозможно. Однако все испытания, проделанные мною с тех пор, показали, что вполне возможно подойти к этому достаточно близко, найдя подходящий 2SC945P. Следующий шаг – использовать 2SC828-R NZ в качестве эталона, и разработать оборудование, при помощи которого можно будет выбирать и оценивать различные 2SC945P на близость их соответствия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *