9 час богослужения когда читается

Время Церкви: Часы

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм ( Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

Источник

9 час богослужения когда читается

В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие.

По нашему счету девятый час соответствует времени от 4 до 6 часов дня: часы четвертый, пятый и шестой (16.00, 17.00, 18.00). Иудеи во время земной жизни Спасителя делили ночь на четыре стражи: первая стража с захода солнца – вечер, вторая – полночь, третья – петлоглашение, четвертая – утро. День тоже делили на четыре части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.

Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час (Мф. 27, 46-50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329-379).

Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня. Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в «Учительном известии».

В навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами – царские часы. В среду и пяток Сырной седмицы и седмиц Великого поста 9-й час совершается после 3-го и 6-го часов, а затем следуют изобразительные и вечерня. Так же отправляется 9-й час в среду и пяток Сырной седмицы, если в эти дни случится предпразднство Сретения Господня, то есть 1 февраля, но отдельно от вечерни, которая бывает в свое время.

Девятый час совершается обычно в храме, но иногда его разрешается отправлять в притворе, как говорится об этом в 1-й и 9-й главах Устава. В дни Великого поста он совершается в храме.

Творение мира началось вечером (Быт. 1, 5). Поэтому в вечернем богослужении Святая Церковь прежде всего прославляет Бога как Творца и Промыслителя за блага творения и промышления о человеке, напоминает о грехопадении наших прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве ко Господу о их прощении. Сближая вечер дня с вечером нашей жизни, Святая Церковь напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.

Современный состав вечернего богослужения в главных своих частях носит печать глубокой древности: в Апостольских постановлениях (кн. II, 59; VIII, 35) вечернее богослужение изложено в чертах, очень сходных с современным порядком. В них заповедано епископу созывать народ при наступлении вечера. Святой Василий Великий упоминает об обычае приносить благодарение Богу при наступлении вечернего света как о древнем и говорит, что, хотя имя творца вечерних хвалений осталось неизвестным, народ, вознося их, повторяет древний глас.

Вечерня бывает вседневная, малая и великая.

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста. Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9). Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста.

Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении «Помилуй нас, Боже» произносится всего четыре прошения, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву», и вместо великого бывает малый отпyст. Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.

Великая вечерня – это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники – Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.

Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: «Аще волит настоятель, творим бдение». Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней – 68 бдений – «по изволению настоятеля», всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием. Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51). Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней – в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе.

Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток Сырной седмицы и с теми же службами вместе с Божественной литургией Преждеосвященных Даров – в среду и пяток седмиц Великого поста, с Божественной литургией святого Василия Великого – в Великие четверток и субботу, с Божественной литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он случится в некоторые дни Великого поста.

В службе повечерия, совершаемой ежедневно, выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня. Со службой повечерия Святая Церковь соединяет воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы – диавола, побуждает православных христиан молиться Богу о прощении грехов и сподоблении Царства Небесного, молит Пресвятую Богородицу как Предстательницу перед Иисусом Христом.

Повечерие бывает малое и великое. Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней. Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице. В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.

Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни.

Источник

9 час богослужения когда читается

Часы́ – крат­кие бого­слу­же­ния, уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью для вос­по­ми­на­ния о собы­тиях, свя­зан­ных со стра­да­ни­ями и смер­тью Христа, пред­на­зна­чен­ные, изна­чально, для совер­ше­ния в каждой чет­верти дня.

Все­днев­ные Часы

Службы часов совер­ша­ются в боль­шин­стве дней года (когда не совер­ша­ются иные Часы) и потому назы­ва­ются все­днев­ными. Суще­ствуют первый, третий, шестой и девя­тый часы.

В древ­нем Изра­иле ночь раз­де­ля­лась на четыре «стражи», а день, в соот­вет­ствии с сол­неч­ным кругом, – на четыре «часа», кото­рые позд­нее, при­ме­ни­тельно к обще­при­ня­той рим­ской тра­ди­ции, полу­чили назва­ние «пер­вого», «тре­тьего», «шестого» и «девя­того».

Обычно Часы совер­ша­ются в сле­ду­ю­щем порядке: 1‑й – по завер­ше­нии все­нощ­ного бдения (после утрени); 3‑й и 6‑й – непо­сред­ственно перед Литур­гией; 9‑й по Уставу должен совер­шаться в начале все­нощ­ного бдения, перед вечер­ней (во многих при­ход­ских храмах он не совер­ша­ется).

После­до­ва­ния Все­днев­ных Часов содер­жатся в Часо­слове. Изме­ня­е­мые их части: тро­пари и кондаки — в Окто­ихе, Минее и Триоди.

Вели­ко­пост­ные Часы

Служба часов, совер­ша­е­мая во время Вели­кого поста, имеет в срав­не­нии с все­днев­ными (неве­ли­ко­пост­ными) часами свои осо­бен­но­сти.

а) На каждом часе после чтения трех поло­жен­ных псал­мов чита­ется рядо­вая кафизма (за исклю­че­нием поне­дель­ни­ков и пятниц на первом часе и пятниц на девя­том часе; не чита­ются также кафизмы на первом и девя­том часах в Вели­кие поне­дель­ник, втор­ник и среду). Номера кафизм см. здесь.

б) На каждом часе трое­кратно поется постoвой тро­парь часа, с зем­ными покло­нами.

в) На шестом часе поло­жено чтение пари­мии из книги про­рока Исаии.

г) В конце каж­дого часа поло­жена молитва св. Ефрема Сирина «Гос­поди и Вла­дыко живота моего…», с вели­кими (зем­ными) покло­нами.

д) Часы третий, шестой и девя­тый совер­ша­ются вместе перед изоб­ра­зи­тель­ными.

Вели­ко­пост­ные часы совер­ша­ются в поне­дель­ник, втор­ник, среду, чет­верг и пят­ницу всей Святой Четы­ре­де­сят­ницы, в поне­дель­ник, втор­ник и среду Страст­ной сед­мицы, в среду и пят­ницу Сырной сед­мицы (если эти дни Сырной сед­мицы не сов­па­дут с празд­ни­ком Сре­те­ния Гос­подня или с хра­мо­вым празд­ни­ком).

Вели­кие (цар­ские) Часы

Трижды в год уста­нов­лены осо­бен­ные чино­по­сле­до­ва­ния Часов, кото­рые в бого­слу­жеб­ных книгах назы­ва­ются Вели­кими, а в народе – Цар­скими. Они состав­лены Кирил­лом Алек­сан­дрий­ским (IV в., Египет) и состоят из иных псал­мов, нежели обыч­ные часы:

Цар­ские часы совер­ша­ются в сочель­ники (т.е. нака­нуне) празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния Гос­подня (6 и 18 января), и посвя­ща­ются этим свя­щен­ным собы­тиям, а также в Вели­кую Пят­ницу (подвиж­ная дата Страст­ной сед­мицы) – ради Стра­стей Гос­под­них.

Народ­ное назва­ние про­изо­шло от древ­ней тра­ди­ции Визан­тии: на этих часах в кафед­раль­ном соборе при­сут­ство­вал импе­ра­тор со своим двором. Россия вос­при­няла тра­ди­ции цер­ков­ных служб от Визан­тии, и наши бла­го­вер­ные госу­дари неукос­ни­тельно сле­до­вали этому пра­вилу.

Цар­ские часы совер­ша­ются при откры­тых цар­ских вратах, среди храма, перед Еван­ге­лием, поло­жен­ным на аналое.

Помимо псал­мов, на каждом часе (а совер­ша­ются они подряд, с пер­вого по девя­тый) чита­ется пари­мия – отры­вок из Вет­хого Завета, содер­жа­щий про­ро­че­ство о вос­по­ми­на­е­мом дне, текст из Апо­стола и Еван­ге­лия. Кроме того, поются особые тро­пари.

Если какой-либо из сочель­ни­ков попа­дает на суб­боту или вос­кре­се­нье, то цар­ские часы пере­но­сятся на пред­ше­ству­ю­щую пят­ницу, и в этот день не бывает литур­гии. Нет сейчас в России бла­го­вер­ных госу­да­рей, но цар­ские часы не пре­стают быть тако­выми. Ведь в храмах Своей бла­го­да­тью при­сут­ствует Царь Небес­ный. Не забу­дем же о вели­ких часах, ибо именно с них начи­на­ется празд­но­ва­ние Рож­де­ства и Кре­ще­ния, и ими пред­ва­ря­ется Пасха в Вели­кую Пят­ницу.

Часы пас­халь­ные

Часы пас­халь­ные – часть бого­слу­же­ния дня Пасхи (состо­я­щего из утрени, пас­халь­ных часов, литур­гии и вечерни).

В дни Свет­лой (пас­халь­ной) сед­мицы поются в храме вместо чтения Все­днев­ных Часов, Пове­че­рия и Полу­нощ­ницы. Также заме­няют собой утрен­нее и вечер­нее молит­вен­ное пра­вило.

Пас­халь­ные Часы не имеют изме­ня­е­мых молит­во­сло­вий и не содер­жит псал­мов.

Источник

Час де­вя­тый

Та­же псал­мы. Пса­лом 83:

К оль воз­люб­лен­на се­ле­ния Твоя, Гос­по­ди сил! Же­ла­ет и скон­ча­ва­ет­ся ду­ша моя во дво­ры Гос­под­ни, серд­це мое и плоть моя воз­ра­до­ва­с­та­ся о Бо­зе жи­ве. Ибо пти­ца об­ре­те се­бе хра­ми­ну, и гор­ли­ца гнез­до се­бе, иде­же по­ло­жит птен­цы своя, ол­та­ри Твоя, Гос­по­ди сил, Ца­рю мой и Бо­же мой. Бла­же­ни жи­ву­щии в до­му Тво­ем, в ве­ки ве­ков вос­хва­лят Тя. Бла­жен муж, eму­же есть за­ступ­ле­ние eго у Те­бе; вос­хож­де­ния в серд­це сво­ем по­ло­жи, во юдоль пла­чев­ную, в ме­сто еже по­ло­жи, ибо бла­го­сло­ве­ние даст за­ко­но­по­ла­га­яй. Пой­дут от си­лы в си­лу: явит­ся Бог бо­гов в Си­оне. Гос­по­ди Бо­же сил, услы­ши мо­лит­ву мою, вну­ши, Бо­же Иа­ко­вль. За­щит­ни­че наш, виждь, Бо­же, и при­з­ри на ли­це хри­ста Тво­е­го. Яко луч­ше день един во дво­рех Тво­их па­че ты­сящ: из­во­лих при­ме­та­ти­ся в до­му Бо­га мо­е­го па­че, неже жи­ти ми в се­ле­ни­их греш­ни­чих. Яко ми­лость и ис­ти­ну лю­бит Гос­подь, Бог бла­го­дать и сла­ву даст, Гос­подь не ли­шит бла­гих хо­дя­щих незло­би­ем. Гос­по­ди Бо­же сил, Бла­жен че­ло­век упо­ва­яй на Тя.

Пса­лом 83

К ак же­лан­ны оби­те­ли Твои, Гос­по­ди сил! Жаж­дет и то­мит­ся ду­ша моя, стре­мясь во дво­ры Гос­под­ни, серд­це моё и плоть моя воз­ра­до­ва­лись о Бо­ге жи­вом. Ибо и птич­ка на­шла се­бе дом, и гор­ли­ца – гнез­до се­бе, где по­ло­жит птен­цов сво­их: ал­та­ри Твои, Гос­по­ди сил, Царь мой и Бог мой. Бла­жен­ны жи­ву­щие в до­ме Тво­ём, во ве­ки ве­ков они вос­хва­лят Те­бя. Бла­жен муж, для ко­то­ро­го за­ступ­ле­ние есть у Те­бя, он устро­ил вос­хож­де­ния в серд­це сво­ём, в до­лине пла­ча, к ме­сту, ко­то­рое на­зна­чил Бог, – ибо бла­го­сло­ве­ние даст За­ко­но­да­тель. Пой­дут они от си­лы к си­ле, явит­ся Бог бо­гов на Си­оне. Гос­по­ди, Бо­же сил, услышь мо­лит­ву мою, внем­ли, Бо­же Иа­ко­ва. За­щит­ник наш, Бо­же, по­смот­ри и взгля­ни на ли­цо по­ма­зан­ни­ка Тво­е­го. Ибо один день во дво­рах Тво­их луч­ше ты­сяч; из­брал я луч­ше быть пре­зрен­ным в до­ме Бо­жи­ем, неже­ли оби­тать в жи­ли­щах греш­ни­ков, ибо ми­лость и ис­ти­ну лю­бит Гос­подь, Бог бла­го­дать и сла­ву даст: Гос­подь не ли­шит благ хо­дя­щих в без­зло­бии. Гос­по­ди, Бо­же сил, бла­жен че­ло­век, упо­ва­ю­щий на Тебя.

Пса­лом 84:

Бла­го­во­лил еси, Гос­по­ди, зем­лю Твою, воз­вра­тил еси плен Иа­ко­вль: оста­вил еси без­за­ко­ния лю­дей Тво­их, по­крыл еси вся гре­хи их. Укро­тил еси весь гнев Твой, воз­вра­тил­ся еси от гне­ва яро­сти Тво­ея. Воз­вра­ти нас, Бо­же спа­се­ний на­ших, и от­вра­ти ярость Твою от нас. Еда во ве­ки про­гне­ва­е­ши­ся на ны? Или про­стре­ши гнев Твой от ро­да в род? Бо­же, Ты об­ра­щь­ся ожи­ви­ши ны, и лю­дие Твои воз­ве­се­лят­ся о Те­бе. Яви нам, Гос­по­ди, ми­лость Твою, и спа­се­ние Твое даждь нам. Услы­шу, что ре­чет о мне Гос­подь Бог: яко ре­чет мир на лю­ди Своя, и на пре­по­доб­ныя Своя, и на об­ра­ща­ю­щыя серд­ца к Нему. Оба­че близ бо­я­щих­ся Его спа­се­ние Его, все­ли­ти сла­ву в зем­лю на­шу. Ми­лость и ис­ти­на сре­то­сте­ся, прав­да и мир об­ло­бы­за­ста­ся. Ис­ти­на от зем­ли воз­сия, и прав­да с Небе­се при­ни­че, ибо Гос­подь даст бла­гость, и зем­ля на­ша даст плод свой. Прав­да пред Ним предъ­и­дет, и по­ло­жит в путь сто­пы своя.

Пса­лом 84

Ты явил бла­го­во­ле­ние, Гос­по­ди, к зем­ле Тво­ей, воз­вра­тил плен Иа­ко­ва, про­стил без­за­ко­ния на­ро­ду Тво­е­му, по­крыл все гре­хи их. Пре­кра­тил весь гнев Твой, удер­жал­ся от яро­сти гне­ва Тво­е­го. Воз­вра­ти нас, Бо­же спа­се­ния на­ше­го, и от­вра­ти ярость Твою от нас. Неуже­ли во­век бу­дешь гне­вать­ся на нас, или про­стрёшь гнев Твой от ро­да в род? Бо­же, Ты, об­ра­тив­шись, ожи­вишь нас, и на­род Твой воз­ра­ду­ет­ся о Те­бе. Яви нам, Гос­по­ди, ми­лость Твою и спа­се­ние Твоё дай нам. Услы­шу, что ска­жет во мне Гос­подь Бог, – ибо Он ска­жет о ми­ре к на­ро­ду Сво­е­му, и к свя­тым Сво­им, и к об­ра­ща­ю­щим серд­ца к Нему. Так, близ­ко к бо­я­щим­ся Его спа­се­ние Его, что­бы по­се­лить сла­ву в зем­ле на­шей. Ми­лость и ис­ти­на встре­ти­лись, прав­да и мир об­ло­бы­за­лись: ис­ти­на из зем­ли взо­шла, и прав­да с неба скло­ни­лась. Ибо и Гос­подь даст бла­гость, и зем­ля на­ша даст плод свой, – прав­да пой­дёт пе­ред Ним и по­ста­вит на путь сто­пы свои.

Пса­лом 85:

При­к­ло­ни, Гос­по­ди, ухо Твое, и услы­ши мя, яко нищ и убог есмь аз. Со­хра­ни ду­шу мою, яко пре­по­до­бен есмь: спа­си ра­ба Тво­е­го, Бо­же мой, упо­ва­ю­ща­го на Тя. По­ми­луй мя, Гос­по­ди, яко к Те­бе воз­зо­ву весь день. Воз­ве­се­ли ду­шу ра­ба Тво­е­го, яко к Те­бе взях ду­шу мою. Яко Ты, Гос­по­ди, Благ и Кро­ток, и Мно­го­мило­стив всем при­зы­ва­ю­щым Тя. Вну­ши, Гос­по­ди, мо­лит­ву мою, и вон­ми гла­су мо­ле­ния мо­е­го. В день скор­би мо­ея воз­звах к Те­бе, яко услы­шал мя еси. Несть по­до­бен Те­бе в бо­зех, Гос­по­ди, и несть по де­лом Тво­им. Вси язы­цы, ели­ки со­тво­рил еси, при­и­дут и по­кло­нят­ся пред То­бою, Гос­по­ди, и про­сла­вят имя Твое, яко Ве­лий еси Ты, и тво­ряй чу­де­са, Ты еси Бог един. На­ста­ви мя, Гос­по­ди, на путь Твой, и пой­ду во ис­тине Тво­ей; да воз­ве­се­лит­ся серд­це мое бо­я­ти­ся имене Тво­е­го. Ис­по­вем­ся Те­бе, Гос­по­ди Бо­же мой, всем серд­цем мо­им, и про­слав­лю имя Твое в век: яко ми­лость Твоя ве­лия на мне, и из­ба­вил еси ду­шу мою от ада пре­ис­под­ней­ша­го. Бо­же, за­ко­но­пре­ступ­ни­цы во­ста­ша на мя, и сонм дер­жав­ных взыс­ка­ша ду­шу мою, и не пред­ло­жи­ша Те­бе пред со­бою. И Ты, Гос­по­ди Бо­же мой, Щед­рый и Ми­ло­сти­вый, Дол­го­тер­пе­ли­вый, и Мно­го­мило­сти­вый и ис­тин­ный, при­з­ри на мя и по­ми­луй мя, даждь дер­жа­ву Твою от­ро­ку Тво­е­му, и спа­си сы­на ра­бы Тво­ея. Со­тво­ри со мною зна­ме­ние во бла­го, и да ви­дят нена­ви­дя­щии мя, и по­сты­дят­ся, яко Ты, Гос­по­ди, по­мо­гл ми и уте­шил мя еси.

Пса­лом 85

Скло­ни, Гос­по­ди, ухо Твоё и услышь ме­ня, ибо я бе­ден и нищ. Со­хра­ни ду­шу мою, ибо я бла­го­че­стив; спа­си ра­ба Тво­е­го, Бо­же мой, упо­ва­ю­ще­го на Те­бя. По­ми­луй ме­ня, Гос­по­ди, ибо бу­ду взы­вать к Те­бе весь день. Воз­ве­се­ли ду­шу ра­ба Тво­е­го, ибо к Те­бе я воз­вы­сил ду­шу мою. Ибо Ты, Гос­по­ди, благ, и кро­ток, и мно­го­мило­стив ко всем при­зы­ва­ю­щим Те­бя. Услышь, Гос­по­ди, мо­лит­ву мою и внем­ли гла­су мо­ле­ния мо­е­го. В день скор­би мо­ей я воз­звал к Те­бе, ибо Ты услы­шал ме­ня. Нет по­доб­но­го Те­бе сре­ди бо­гов, Гос­по­ди, и нет рав­но­го по де­лам Тво­им. Все на­ро­ды, сколь­ко Ты их со­тво­рил, при­дут и по­кло­нят­ся пред То­бою, Гос­по­ди, и про­сла­вят имя Твоё. Ибо ве­лик Ты, и тво­ришь чу­де­са, Ты – Бог еди­ный. На­правь ме­ня, Гос­по­ди, на путь Твой, и бу­ду хо­дить в ис­тине Тво­ей. Да воз­ве­се­лит­ся серд­це моё в стра­хе име­ни Тво­е­го. Ис­по­ве­да­юсь Те­бе, Гос­по­ди, Бо­же мой, всем серд­цем мо­им и про­слав­лю имя Твоё во­век, ибо ве­ли­ка ми­лость Твоя ко мне, и из­ба­вил Ты ду­шу мою из ада глу­бо­чай­ше­го. Бо­же, за­ко­но­пре­ступ­ни­ки вос­ста­ли на ме­ня, и сбо­ри­ще силь­ных ис­ка­ло ду­ши мо­ей, и не пред­ста­ви­ли Те­бя пред со­бою. И Ты, Гос­по­ди, Бо­же мой, щед­рый и ми­ло­сти­вый, дол­го­тер­пе­ли­вый и мно­го­мило­сти­вый и ис­тин­ный, взгля­ни на ме­ня и по­ми­луй ме­ня, дай си­лу Твою от­ро­ку Тво­е­му и спа­си сы­на ра­бы­ни Тво­ей. Со­тво­ри на мне зна­ме­ние ко бла­гу, и да уви­дят нена­ви­дя­щие ме­ня и по­сты­дят­ся, ибо Ты, Гос­по­ди, по­мог мне и уте­шил меня.

Иерей: Бла­го­сло­вен Бог наш все­гда, ныне и прис­но, и во ве­ки веков.Свя­щен­ник: Бла­го­сло­вен Бог наш все­гда, ныне и прис­но, и во ве­ки веков.
Чтец: Аминь. Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе.Чтец: Аминь. Сла­ва Те­бе, Бо­же наш сла­ва Тебе.
Ца­рю Небес­ный: Три­свя­тое. Пре­свя­тая Тро­и­це: От­че наш: Воз­глас: Яко Твое есть Цар­ство: Иерей: Яко Твое есть Цар­ство: И мы: Аминь. Гос­по­ди, по­ми­луй, 12. Сла­ва, и ныне: При­и­ди­те, по­кло­ним­ся: три­жды.Царь Небес­ный: Три­свя­тое. Сла­ва, и ныне: Пре­свя­тая Тро­и­ца: Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Сла­ва, и ныне: От­че наш: Свя­щен­ник: Ибо Твое есть Цар­ство: Чтец: Аминь. Гос­по­ди, по­ми­луй. (12) Сла­ва, и ныне: При­ди­те, по­кло­ним­ся: (3)
И па­ки: Со­тво­ри со мною зна­ме­ние во бла­го, и да ви­дят нена­ви­дя­щии мя, и по­сты­дят­ся, яко Ты, Гос­по­ди, по­мо­гл ми и уте­шил мя еси.Со­тво­ри на мне зна­ме­ние ко бла­гу, и да уви­дят нена­ви­дя­щие ме­ня и по­сты­дят­ся, ибо Ты, Гос­по­ди, по­мог мне и уте­шил меня.
Сла­ва, и ныне: Ал­ли­лу­иа, три­жды. Гос­по­ди, по­ми­луй, три­жды.Сла­ва, и ныне: Ал­ли­лу­ия, ал­ли­лу­ия, ал­ли­лу­ия, сла­ва Те­бе, Бо­же. (3) Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) 1

И аще убо Бог Гос­подь, пе­то, гла­го­лем дне тропарь.Сла­ва: Тро­парь празд­ни­ка. 2

И ныне, Бо­го­ро­ди­чен: Ра­ди нас рож­ден­ный от Девы:

Аще же Аллилуиа,
на­сто­я­щий, во глас 8:

Тро­парь, глас 8

Стих 1: Да при­бли­жит­ся мо­ле­ние мое пред Тя, Гос­по­ди, по сло­ве­си Тво­е­му вра­зу­ми мя.

Стих 2: Да вни­дет про­ше­ние мое пред Тя, Гос­по­ди, по сло­ве­си Тво­е­му из­ба­ви мя.

Стих 1: Да при­бли­зит­ся мо­ле­ние моё пред ли­цо Твоё, Гос­по­ди, – по сло­ву Тво­е­му вра­зу­ми меня.

Стих 2: Да взой­дет про­ше­ние моё пред ли­цо Твоё, Гос­по­ди, – по сло­ву Тво­е­му из­бавь меня.

Свя­щен­ник: Сла­ва От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Духу.

Чтец: И ныне, и все­гда, и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Сла­ва, и ныне, Богородичен:

Бо­го­ро­ди­чен

Не пре­даждь нас до кон­ца Имене Тво­е­го ра­ди, / и не ра­зо­ри за­ве­та Тво­е­го, / и не от­ста­ви ми­ло­сти Тво­ея от нас / Ав­ра­ама ра­ди, воз­люб­лен­на­го от Те­бе, / и за Иса­а­ка, ра­ба Тво­е­го, / и Из­ра­и­ля, свя­та­го Твоего.Не пре­дай нас до кон­ца ра­ди име­ни Тво­е­го, и не раз­рушь за­ве­та Тво­е­го. Не от­ни­ми от нас ми­ло­сти Тво­ей ра­ди Ав­ра­ама, воз­люб­лен­но­го То­бою, ра­ди Иса­а­ка, ра­ба Тво­е­го, и Из­ра­и­ля, свя­то­го Тво­е­го. Дан 3:34,35
Три­свя­тое. По От­че наш:Три­свя­тое. Сла­ва, и ныне: Пре­свя­тая Тро­и­ца: Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Сла­ва, и ныне: От­че наш:
Иерей: Яко Твое есть Цар­ство: И мы: Аминь.Свя­щен­ник: Ибо Твое есть Цар­ство: Чтец: Аминь.
И аще убо есть празд­ник, гла­го­ли кондак его.Кондак празд­ни­ка.

Аще же ни, сия, глас 8:

И же на вся­кое вре­мя и на вся­кий час, на Небе­си и на зем­ли, по­кла­ня­е­мый и сла­ви­мый, Хри­сте Бо­же, Дол­го­тер­пе­ли­ве, Мно­го­мило­сти­ве, Мно­го­бла­го­у­тробне, Иже пра­вед­ныя лю­бяй и греш­ныя ми­лу­яй, Иже вся зо­вый ко спа­се­нию обе­ща­ния ра­ди бу­ду­щих благ. Сам, Гос­по­ди, при­и­ми и на­ша в час сей мо­лит­вы и ис­пра­ви жи­вот наш к за­по­ве­дем Тво­им, ду­ши на­ша освя­ти, те­ле­са очи­сти, по­мыш­ле­ния ис­пра­ви, мыс­ли очи­сти и из­ба­ви нас от вся­кия скор­би, зол и бо­лез­ней, огра­ди нас свя­ты­ми Тво­и­ми Ан­ге­лы, да опол­че­ни­ем их со­блю­да­е­ми и на­став­ля­е­ми, до­стиг­нем в со­еди­не­ние ве­ры и в ра­зум непри­ступ­ныя Тво­ея сла­вы, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки ве­ков, аминь.

В о вся­кое вре­мя и на вся­кий час при­ни­ма­ю­щий по­кло­не­ние и про­слав­ле­ние на небе и на зем­ле Хри­сте Бо­же, дол­го­тер­пе­ли­вый, мно­го­мило­сти­вый, ми­ло­серд­ней­ший, лю­бя­щий пра­вед­ных и ми­лу­ю­щий греш­ных, всех при­зы­ва­ю­щий ко спа­се­нию обе­ща­ни­ем бу­ду­щих благ! Сам, Гос­по­ди, при­ми в час сей и на­ши мо­лит­вы и на­правь жизнь на­шу к за­по­ве­дям Тво­им: ду­ши на­ши освя­ти, те­ла очи­сти, по­мыш­ле­ния ис­правь, мыс­ли очи­сти и из­бавь нас от вся­кой скор­би, бед и му­ки. Огра­ди нас свя­ты­ми Тво­и­ми Ан­ге­ла­ми, что­бы опол­че­ни­ем их хра­ни­мые и на­став­ля­е­мые до­стиг­ли мы еди­не­ния в ве­ре и ра­зу­ме­ния непри­ступ­ной Тво­ей сла­вы, ибо Ты бла­го­сло­вен во ве­ки ве­ков. Аминь.

Дух же це­ло­муд­рия, сми­рен­но­муд­рия, тер­пе­ния, и люб­ве, да­руй ми ра­бу Тво­е­му. По­клон.

Ей, Гос­по­ди Ца­рю, да­руй ми зре­ти моя пре­гре­ше­ния, и не осуж­да­ти бра­та мо­е­го, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки ве­ков, аминь. По­клон.

Гос­по­ди и Вла­ды­ка жиз­ни мо­ей! Ду­ху празд­но­сти, су­ет­но­сти, вла­сто­лю­бия и празд­но­сло­вия не пре­дай ме­ня. (По­клон)

Дух же це­ло­муд­рия, сми­рен­но­муд­рия, тер­пе­ния и люб­ви да­руй мне, ра­бу тво­е­му. (По­клон)

Да, Гос­по­ди-Царь, дай мне ви­деть мои со­гре­ше­ния и не осуж­дать бра­та мо­е­го, ибо Ты бла­го­сло­вен во ве­ки ве­ков. Аминь. (По­клон)

Аще же ни, по возгласе
мо­лит­ву сию Ве­ли­ка­го Василия:

Мо­лит­ва
свя­то­го Ва­си­лия Великого

Ве­до­мо бу­ди, яко во Афон­ской го­ре, и в про­чих мо­на­сты­рях, де­вя­тый час в па­пер­ти глаголют.

При­ме­ча­ния

1 Ес­ли Ве­ли­кий пост, ино­гда чи­та­ет­ся ря­до­вая ка­физ­ма по уставу.

2 Ес­ли тро­па­рей два, чи­та­ют­ся оба; Сла­ва: про­из­но­сит­ся пе­ред вторым.

3 По­ря­док ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий: свя­щен­ник воз­гла­ша­ет тро­парь и два сти­ха, а на­род, от­ве­чая ему, три­жды по­ет тро­парь; при этом со­вер­ша­ют­ся три зем­ных поклона.

4 Здесь, ко­гда по­ло­же­но, чи­та­ет­ся паримия.

5 Ве­чер­ня на­чи­на­ет­ся с воз­гла­са свя­щен­ни­ка, по­сле че­го чи­та­ем “При­ди­те, по­кло­ним­ся” (3); Ве­ли­ким по­стом Изоб­ра­зи­тель­ные на­чи­на­ем с пе­ния “Во Цар­ствии Тво­ём”. Ес­ли по­сле­ду­ю­щей служ­бы нет, свя­щен­ник про­из­но­сит: Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же: Мы же: Сла­ва, и ныне: Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Бла­го­сло­ви. И от­пуст малый.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *